Закрывает вход в гортань при

Закрывает вход в гортань при thumbnail

Фазы акта глотания. Последовательность актов при глотании

По Мажанди (Magendie, 1836), акт глотания делится на три фазы, без перерыва следующие друг за другом.

Первая фаза находится под влиянием коры головного мозга. В эту фазу происходит передвижение пищевого комка за передние небные дужки. Этот акт произвольный и происходит благодаря импульсам, идущим к глотательному аппарату из коры головного мозга.

Вторая фаза—непроизвольная. Она протекает очень быстро. Пищевой комок проходит через глотку и достигает начальной части пищевода. Эта фаза акта глотания представляет собой врожденный (безусловный) рефлекс; если человеку или животному, находящимся в бессознательном состоянии, например во время наркоза, ввести за зев комок пищи или жидкости, то произойдет акт глотания. Если же слизистую оболочку глотки смазать раствором кокаина или дикаина, то акта глотания при этом не произойдет. То же будет, если произвести перерезку (у животных) чувствительных нервов (тройничного или языкоглоточного).

Третья фаза, тоже непроизвольная, протекает длительно. В течение этой фазы пищевой комок проходит по пищеводу до желудка.

Механизм всех этих трех фаз заключается в перистальтических движениях мускулатуры, в результате которых комок пищи постепенно передвигается в желудок.

В самом начале акта глотания (в первую фазу) пища скопляется на спинке языка. В жевании наступает небольшая пауза. Затем пищевой комок подъемом языка проталкивается через зев в среднюю часть глотки (ротоглотку). При этом продольные мышцы языка и челюстно-подъязычные мышцы сокращаются, прижимая последовательно кончик, спинку и корень языка к твердому небу и толкая язык назад.

Гортань при этом замыкается за счет сокращения челюстно-подъязычных мышц, вследствие чего скелет ее подтягивается кверху. Надгортанник опускается, закрывая вход в гортань.

В замыкании нижележащих дыхательных путей участвуют также следующие мышцы: наружные щито-черпаловидные, черпаловидные (поперечные и косые), черпало-надгортанные и боковые перстне-черпаловидные. Щито-подъязычные мышцы, сокращаясь, плотно прижимают подъязычную кость к гортани, а подбородочно-подъязычные, челюстно-подъязычные и передние брюшки двубрюшной мышцы приподнимают подъязычную кость вместе с гортанью вперед и вверх при фиксированной нижней челюсти. При этом, кроме того, сближаются черпаловидные хрящи и ложные голосовые связки.

Фазы акта глотания

Вследствие сокращения мышцы, поднимающей мягкое небо, а также глоточно-небной мышцы и мышц, натягивающих мягкое небо, носоглотка отделяется от ротоглотки. При сокращении мышц, натягивающих мягкое небо, язычок приподнимается кверху и кзади, глоточно-небные мышцы тянут при своем сокращении мягкое небо назад. При этом мягкое небо поднимается, передние и задние небные дужки сближаются друг с другом и с язычком, который напрягается при сокращении мышц, натягивающих мягкое небо.

В закрытии носоглотки участвуют также верхний сжиматель глотки. Последний образует при своем сокращении на задней стенке глотки, на уровне твердого неба, валик, к которому плотно прилегает мягкое небо (валик Пассавана). При этом полностью исключается возможность попадания пищи в носоглотку и нос. Жидкость, особенно вода, во время проглатывания требует максимального закрытия отверстий, ведущих в нос и трахею, что связано с более интенсивным сложнорефлекторным сокращением мышц глоточного аппарата.

Во вторую фазу глотания пищевой комок проскальзывает в среднюю часть глотки. При этом происходит раздражение рецепторных нервных окончаний, расположенных в слизистой оболочке дужек, мягкого неба, в небных миндалинах и глотке. Импульсы по афферентным путям достигают глотательного центра.

Из глотательного центра импульсы по эфферентным путям направляются к мышцам рта и глотки, обусловливая их координированное сокращение.

После того как пищевой комок попал в среднюю часть глотки, сокращеннемсреднего и нижнего сжимателей глотки он охватывается и проталкивается вниз; в этот момент происходит поднятие гортани с подъязычной костью, благодаря чему скольжение пищевого комка через среднюю часть глотки в нижнюю ускоряется. В момент глотания устье пищевода рефлекторно расширяется и глоточные сжиматели проталкивают пищевой комок через грушевидные ямки ниже—в пищевод.

В третью фазу глотательного акта пищевой комок движется по пищеводу благодаря поступательному кольцевому сокращению мускулатуры пищевода, которая растягивается вследствие возникшего в зеве давления.

Опытами с мнимым кормлением эзофаготомированных собак И. С. Рубинов (1950, 1952) показал, что акт жевания вызывает тоническое сокращение гладкой мускулатуры желудка, а акт глотания тормозит движение и вызывает расслабление тонуса этой мускулатуры.

После того как комок пищи проведен в пищевод, гортань снова опускается и занимает исходное положение.

Продолжительность акта глотания у человека равна приблизительно нескольким секундам. В тех же опытах И. С. Рубинова установлено, что чем больше кусок мяса, тем дольше период жевания, чем меньше кусок мяса, тем меньше период жевапия и тем дольше период глотания.

– Также рекомендуем “Акт еды. Роль глотки в голосообразовании”

Оглавление темы “Функции полости носа и глотки”:

1. Обеспыливание воздуха носом. Всасывание веществ в полости носа

2. Полость носа и организм. Взаимосвязи полости носа с другими органами и системами

3. Обонятельная функция носа. Вкусовая роль обоняния

4. Классификация запаховых веществ. Теории происхождения пахучих веществ

5. Физические теории обоняния. Химические основы обоняния

6. Физико-химическая теория обоняния. Чувствительность обонятельного прибора

7. Лабильность обоняния. Адаптация и маскировка обоняния

8. Связь между обонянием и вестибулярной функцией. Функции глотки – сосание и глотание

9. Фазы акта глотания. Последовательность актов при глотании

10. Акт еды. Роль глотки в голосообразовании

Источник

Эпиглоттит – это острое, опасное для жизни воспаление надгортанника и окружающих его тканей, нередко приводящее к нарушению проходимости дыхательных путей. Раньше эпиглоттитом болели в основном дети в возрасте 2-7 лет. Однако в середине 1980-х детей стали прививать от Haemophilus influenzae (прививка от гемофильной инфекции)  вакцинми – «Пентаксим» и АКДС/вакциной против Haemophilus influenzae типа В, и заболеваемость эпиглоттитом среди них значительно снизилась.

Признаки

Обычно эпиглоттит начинается с лихорадки и сильной боли в горле. Также для этого заболевания характерны болезненное и затрудненное глотание, слюнотечение, хриплое дыхание, приглушенный голос, раздражительность. Губы и кожа страдающего эпиглоттитом часто синеватые.

Иногда пациент беспокоен. И взрослые, и дети принимают характерную позу – сидят выпрямившись и вытянув шею вперед. Так они стремятся увеличить внезапно сузившийся из-за утолщения надгортанника просвет гортани.

Различают отечную инфильтративную и абсцедирующую формы эпиглоттита.  При отечной форме заболевания у пациента наблюдается высокая температура (до 39°),  сильная боль в горле, боль при пальпации шеи, сильный отек слизистой оболочки надгортанника.

При инфильтративном и абсцедирующем эпиглоттитах также наблюдается лихорадка, сильная боль в горле, сильная нехватка воздуха. Язык при этом покрыт серым налетом, надгортанник отечный. Для абсцедирующей формы врач при ларингоскопии может видеть гной, просвечивающий через отечную слизистую оболочку.

Описание

Гортань – это трубка из хрящей, мышц и слизистой оболочки, которая соединяет глотку и трахею. А надгортанник (epiglottis) – это тонкий листовидный хрящ, выполняющий функцию клапана.  Он закрывает вход в гортань при глотании, чтобы туда не попадала пища. Именно из-за надгортанника человек не может дышать и глотать одновременно. Располагается надгортанник над корнем языка.

Причин эпиглоттита много. Они делятся на инфекционные и неинфекционные. Инфекционные причины – это:

  • наиболее частый возбудитель эпиглоттита – бактерия Haemophilus influenzae тип b, этот же микроорганизм может вызывать менингит и пневмонию;
  • стрептококки;
  • грибок Candida;
  • вирус ветряной оспы.

Кроме того, эпиглоттит может развиться в результате химического или термического ожога, травмы, попадания инородного тела, а также при употреблении героина, кокаина или курительных наркотиков. Это неинфекционные причины эпиглоттита.

Также существуют и факторы риска этого заболевания. Это

  • пол – у мужчин эпиглоттит развивается чаще, чем у женщин;
  • ослабленная иммунная система;
  • близкий контакт с носителями инфекций, вызывающих это заболевание.

Если эпиглоттит не лечить возможны осложнения. Самое первое – это непроходимость дыхательных путей, приводящая к острой нехватке кислорода. А это может закончиться летальным исходом. Также как осложнение эпиглоттита может развиться пневмония, перикардит, выпотной плеврит (скопление жидкости в плевральной полости). Также могут воспалиться шейные лимфатические узлы.

Первая помощь

Эпиглоттит – состояние, угрожающее жизни пациента. Поэтому при первых же симптомах необходимо вызвать «Скорую помощь». А вот самостоятельно осматривать горло запрещено, так как это может привести к закупориванию дыхательных путей. Нельзя и заставлять страдающего изменять положение тела.

Врачи проведут необходимые мероприятия по восстановлению просвета дыхательных путей. Возможно, ему наденут маску для подачи кислорода. В некоторых случаях необходима интубация трахеи  – введение в трахею пластиковой трубки, через которую подается кислород. Трубка может оставаться у пациента до трех суток.

Диагностика

Диагностику проводят только после восстановления просвета дыхательных путей. Однако осмотреть горло часто бывает затруднительно, так как оттеснить язык шпателем нельзя – это может вызвать рефлекторный ларингоспазм и привести к обструкции дыхательных путей. Особенно у детей. Тогда делают рентгенографию шеи в боковой проекции. На рентгенограмме виден увеличенный надгортанник. У взрослых надгортанник осматривают при помощи ларингоскопа. При этом у врача под рукой должно быть все необходимое для интубации трахеи.

При эпиглоттите, вызванном инфекцией, обязательно делают микроскопическое исследование мазка из глотки для уточнения возбудителя.

Лечение

Лечение эпиглоттита проводится в стационаре. Помещение, в котором находится пациент, должно быть обязательно хорошо увлажнено, чтобы не допустить пересыхания дыхательных путей.

В первую очередь необходимо обеспечить нормальное дыхание. Для предотвращения обезвоживания и истощения назначают питательные вещества и жидкость внутривенно. Антибиотики для устранения инфекции также назначают внутривенно.

Профилактика

Для профилактики эпиглоттита прежде всего нужно укреплять иммунную систему, принимать витамины, закаливаться. Нужно стараться предотвращать травмы и попадание инородных тел в гортань. Не стоит пить слишком горячие напитки, а также и напитки, в составе которых вы не уверены.

Сейчас детям делают прививку от Haemophilus influenzae(прививка от гемофильной инфекции), не стоит пренебрегать этой защитой. Ее проводят вакциной «Пентаксим» или АКДС/вакциной против Haemophilus influenzae типа В.

Также нужно своевременно лечить инфекционные заболевания носа и горла. Если в семье уже есть один заболевший эпиглоттитом, остальным членам семьи врач назначает антибиотики с целью профилактики этого заболевания.

© Доктор Питер

Источник

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1»

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

На тему «Дыхательная система»

ОП.02  Анатомия и физиология человека

специальность: 31.02.03«Лабораторная диагностика»

 34.02.01 «Сестринское дело»

II курс 3 семестр

(контрольная работа)

                                                        2018 год

 

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания предметной цикловой комиссии №3

от

Разработчики:

         ГБПОУ ДЗМ МК № 1               преподаватель                                        Григорьева Л.Ф.

         (место работы)                           (занимаемая должность)                                (инициалы, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Для контрольной работы

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

2. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

3. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ (ТЕСТЫ 2 ВАРИАНТА)

4. КЛЮЧИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ (ЭТАЛОНЫ)

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 

ПАСПОРТ

комплекта контрольно-измерительных материалов для контрольной работы  на тему «Дыхательная система»

Специальность   31.02.03«Лабораторная диагностика»

34.02.01 «Сестринское дело»

Дисциплина: ОП.02 Анатомия и физиология человека

Вид контроля:                           контрольный срез знаний

Формы тестовых заданий:

60% тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа

35 % тестовые задания на установление соответствия

3 % тестовые задания на последовательность процессов                        

1 % тестовые задания закрытого типа с выбором нескольких  правильных ответов

1 % ситуационные задачи

Количество тестовых заданий: 20

Количество вариантов: 5

Ограничение по времени:                    нет

                                                                   есть –     30    минут

Возврат к предыдущему:                     разрешен

                                                          запрещен

Последовательность заданий:                по порядку        

                                                        случайная

Максимальное количество баллов 26

Вариант 1. Тема: Дыхательная система.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

1. Давление в легких больше давления в плевральной полости:
1. при вдохе  2. при выдохе  3. в любую фазу  4. при задержке дыхания на вдохе

2. Голосовые связки расположены в:
1. носоглотке 2. трахеи 3. гортани 4. бронхах

3. Стенки гортани образованы:
1. хрящами 2. костями 3. связками 4. гладкими мышцами

4. Оболочка, покрывающая каждое легкое снаружи:
1.фасция 2. плевра 3. капсула 4. базальная мембрана

5.. Во время глотания происходит:
1.вдох 2. выдох 3. вдох и выдох 4. задержка дыхания

6 Легочные пузырьки, оплетенные густой сетью кровеносных капилляров называются:

1.бронхами 2. трахеями 3.альвеолами 4. бронхиолами

7.В носовой полости вдыхаемый воздух:

1.увлажняется 2. согревается 3.обеззараживается 4.верно всё

8.Бифуркация трахеи происходит на уровне грудных позвонков с:
1. 10-12                     2. 6-7                        3. 4-5                  4. 1-2
9. Правое легкое имеет доли в количестве:
1. двух      2. трех        3. одного         4. четырех

10.Листки плевры:
1.париетальный и висцеральный
2.верхний и нижний
3.наружный, внутренний и срединный
4.белый и черный
11.Парные хрящи гортани :

1.рожковидный        2.клиновидный     3.черпаловидный     4.верно всё

12.К структурам ацинуса относятся:

1.респираторные бронхиолы                                        2.альвеолярные ходы и мешочки

3.альвеолы                                                                      4.верно всё

13.Эпителий слизистой полости носа:

1.однослойный плоский

2.однослойный кубический

3.однослойный многорядный мерцательный

4.многослойный неороговевающий

14.Воздухоносные пазухи костей черепа сообщаются с:

1. полостью носа                              2.носоглоткой

3.сполостью среднего уха               4. ротоглоткой

15.Полость носа сообщается с носоглоткой через:

1.слуховые трубы                                         2.ноздри

3.хоаны                                                          4.слёзно-носовой канал

16.Какие органы расположены под цифрами: 1(2),6.9. Их функции.

Задания уровня В

В 1.Назовите последовательность отделов дыхательной системы

А) Гортань

Б) Бронхи

В) Легкие

Г) Носовая полость

Д) Трахея

B2. Установите соответствие между особенностями строения и органами дыхательной системы, для которых они характерны.

        Орган

Особенность

1) гортань

2) трахея

А. соединяется с подъязычной костью

Б. содержит поперечнополосатые мышцы

В. содержит гладкие мышцы

Г. хрящи представлены дугами, открытыми сзади

Д. разделяется на два бронха

Е. содержит голосовые связки

В 3. Что изображено на рисунке? Опишите строение и функции.

С1. Почему ранения грудной клетки приводят к нарушению дыхания?

Вариант 2. Тема: Дыхательная система.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

1.Функции носовой полости:

1. участвует в образовании звуков речи                  2.осуществляет газообмен

3. согревает и обезвреживает воздух                       4.верно всё

2.Гортань выполняет следующую функцию:

1.участвует в образовании звуков речи                      2.осуществляет газообмен

3.согревает воздух                                                        4. обезвреживает воздух

3. Звук формируется при:

1. вдохе                                        2. выдохе  

3.задержке дыхания на вдохе    4.задержке дыхания на выдохе

4. Стенка легочных пузырьков образована тканью:
1.соединительной

2.эпителиальной

3. гладкомышечной

4.поперечно-полосатой мышечной

5.. Клетки эпителия воздухоносных путей содержат:
1.жгутики     2. ворсинки   3. ложноножки    4. реснички

6.Гортань расположена на уровне шейного позвонка:
1. 2        2. 3-4       3. 4-6        4.  7

7. Самым крупным хрящом гортани является
1. черпаловидный  2.перстневидный  3. щитовидный    4. клиновидный

8. Структурная единица легкого

1.долька   2.сегмент     3.доля              4. ацинус

9.Левое легкое имеет: 

 1.одну долю                                                

 2.две доли и междолевую борозду между ними

 3.две доли и две междолевые борозды                

 4.три доли и две междолевые борозды

10.Непарными хрящами гортани являются:

1.щитовидный                                          2.надгортанный

3.перстневидный                                      4.верно всё

11.Верхняя граница легких проходит на:

1. уровне ключицы                                       2. 1 см выше ключицы

3. 2-3 см выше ключицы                             4. 3-4 см выше ключицы

12.Расширенной частью лёгкого является:

1.верхушка         2.основание           3.корень            4.ворота

13. В плевральной полости в норме содержится:

1.серозная жидкость                                                2.синовиальная жидкость

3.воздух                                                                     4.кровь

Задания уровня В

В 1.Найдите Соответствие между строением органа и выполняемой им функции

Строение органа

Функции

А. носовые полости

Б. гортань

В. трахея

Г. легкие

1.Имеют стенки, выстланные слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки реснитчатого эпителия, а также многочисленные сосудистые кровеносные сплетения

2.Имеет хрящевой надгортанник и голосовую щель с голосовыми связками

3.Состоят из ветвящихся бронхов и легочных пузырьков- альвеол, оплетенных густой сетью кровеносных капилляров

4.Увлажняют вдыхаемый воздух, задерживают пылинки и микроорганизмы, согревают воздух до температуры тела

5.Препятствует попаданию пищи из носоглотки в дыхательные пути. Участвует в образовании человеческой речи и пения

В 2.Рассмотрите рисунок и назовите обозначенные цифрами 4,12,16,17,19 хрящи гортани. Ответьте на вопросы:

1.Между какими хрящами натянуты голосовые связки.

2.Какие функции выполняет гортань?

3.Какую функцию выполняет надгортанник во время акта глотания?

C2. Почему хрящи трахеи имеют форму полукольца?

Вариант 3. Тема: Дыхательная система.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

1. Хрящ гортани,  выступающий вперед у мужчин
1. надгортанник      2.черпаловидный        3.перстневидный               4. щитовидный

2. В состав воздухоносных путей входит:
1. носоглотка            2. гортань                  3.бронхи                               4. верно всё

3. К верхним дыхательным путям относится:

1. гортань          2.носовая полость             3.глотка                4. верно всё

4. Роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании, выполняет хрящ: 
1.щитовидный                                                          2.надгортанник
3.перстневидный                                                      4. черпаловидный

 5. Трахея начинается от гортани на уровне между шейными позвонками:
1. 6-7                 2. 1-2                  3. 3-4                    4. 5-6

6. Слизистая оболочка дыхательных путей выстлана эпителием:
1. однослойным плоским                                               2. однослойным кубическим
3. однослойным многорядным мерцательным             4. переходным
7. Входным отверстием в полость носа являются:
1. пазухи        2. ноздри          3.хоаны             4.носовые ходы
8. Обонятельные рецепторы расположены в носовой раковине:
1. верхней                 2. средней         3.нижней                4. средней и нижней

9. Непарные хрящи гортани:

1. клиновидный       2. черпаловидный   3. щитовидный   4. рожковидный
10. Полость носа делится на части:
1.преддверие и собственно полость носа
2. преддверие и собственно полость носа, носоглотку
3.начальную часть-вход и конечную- носовую пазуху
4.верно всё

11.Правый главный бронх делится:

1.на два долевых бронха

2.на три долевых бронха

3.на четыре долевых бронха

4.не делится

12.Придаточными пазухами носа являются:

1.клиновидная      2.лобная              3.решетчатая              4.верно всё

13.Нижняя поверхность лёгкого носит название:

1.рёберная

2.диафрагмальная

3.средостенная

4.сердечная

14. Сурфактант, выстилающий альвеолы изнутри выполняет функцию:
1.поддерживает постоянный объем альвеол, не давая им смыкаться при выдохе;
2.обеспечивает газообмен с кровью;
3.выполняет регуляторную функцию;
4. препятствует проникновению в кровь угарного газа.

Задания уровня В

B1.Выберите три признака, характерные для легких человека:
1. снаружи покрыты плеврой из мышечной ткани;
2.правое легкое делится на три доли, левое — на две;
3. в плевральной полости — отрицательное давление;
4. кровеносные капилляры густо оплетают каждую бронхиолу;
5.внутрь каждого легкого входит бронх, который начинает сильно ветвиться;
6. газообмен происходит в тончайших бронхиолах.

В 2.Рассмотрите рисунок и назовите органы образующие дыхательную систему обозначенные цифрами. Опишите их функции.

В 3.Найти соответствие:

Орган дыхательной системы

Структурно-функциональные особенности

  1. Носовая полость
  2. Гортань
  3. Трахея
  4. Бронх
  5. Легкие

А. Голосовые складки

Б. Раковины

В. Ацинус

Г. Ветвится наподобие дерева

Д. На уровне V грудного позвонка бифуркация

В 4.Вставьте пропущенные слова

1._______________это структурная единица лёгкого

2.Серозная оболочка ,покрывающая лёгкое  называется _________________

3.Газообмен происходит в _______________лёгкого

С1.Будет ли работать лёгкое, если давление в плевральной полости сравняется с атмосферным? Когда это может произойти?

Вариант 4. Тема: Дыхательная система.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

1. Голосовая щель при переходе от молчания к разговору:

1. не изменяется 2. сужается 3. Расширяется  4.верно всё

2. Форма диафрагмы при сокращении:
1. плоская          2. куполообразная               3.удлиненная                  4. вогнутая

3. Надгортанник закрывает вход в гортань:
1. во время разговора     2. при вдохе      3. при выдохе      4. при глотании

4. Между париетальной и висцеральной плеврой находится :
1. плевральная полость                                                 2. грудная полость

3. вилочковая железа                                                    4.средостение

5. Мышцы формирующие голосовой аппарат:
1. мышцы, суживающие голосовую щель, расширяющие голосовую щель
2. напрягающие голосовые связки
3. расслабляющие голосовые связки
4. все верно

6.Основная функция ацинуса :

1.газообмен между воздухом альвеол и кровью лёгочных капилляров

2.проведение воздуха

3.обмен питательных веществ

4.обмен воздуха между атмосферой и альвеолами

7.Висцеральный листок плевры покрывает:

1.лёгкое       2.диафрагму      3.рёбра           4.отделяет лёгкое от органов средостения

8. Поверхности  лёгкого:

1.средостенная           2.рёберная            3.диафрагмальная              4.верно всё

9.Ворота лёгкого находятся на:

1.рёберной поверхности

2.диафрагмальной поверхности

3.средостенной поверхности

4.позвоночной поверхности

10. Слизистая оболочка полости носа делится на области:
1. дыхательную

2. газообменную        

3.обонятельную и дыхательную
4. обонятельную и слезную

11.Перечислите органы расположенные на рисунке под цифрами:1,3,4,5,6,7.

Задания уровня В

В 1.Назовите последовательность структурных элементов бронхов (от меньшего к большему):

А) Бронхиолы

Б) Альвеолы

В) Дольковые бронхи

Г) Долевые бронхи

Д) Главные бронхи

В 2.Найдите соответствие между строением органа и  выполняемой им функции

Строение органа

Функции

А. носовые полости

Б. гортань

В. трахея

Г. легкие

1.Имеет хрящевой надгортанник и голосовую щель с голосовыми связками

2.Осуществляет газообмен в кровеносных сосудах: поступление кислорода и удаление углекислого газа

3.Слизистая оболочка содержит реснитчатые эпителиальные клетки

4.Состоят из ветвящихся бронхов и легочных пузырьков- альвеол, оплетенных густой сетью кровеносных капилляров

5.Увлажняют вдыхаемый воздух, задерживают пылинки и микроорганизмы, согревают воздух до температуры тела

С1.Внутренняя поверхность альвеол выстлана тонкой пленкой сурфактанта. Чему способствует сурфактант при выдохе?

Вариант 5. Тема: Дыхательная система.

Задание уровня В.

В 1. Найти соответствие между органом дыхательной системы и функцией.

Орган

Функции

А) Полость носа

Б) Глотка

В) Гортань

Г) Трахея

Д) Бронхи

1.Орган проводит только воздух

2.Полость органа сообщается с глоткой посредством хоан

3.Попадание частиц пищи в полость какого органа вызывает защитные рефлексы: а) чихание б) кашель

4.На боковых стенках органа располагаются углубления – желудочки

5.На уровне  4 – 5 грудного позвонка орган образует разветвление ( бифуркация)

6.Орган начинается от основания черепа, а заканчивается на уровне 6 – 7 шейного позвонка

7.Твёрдую основу стенок органа составляют хрящи

8.Полость органа сообщается с полостью среднего уха ,посредством евстахиевой ( слуховой) трубы

9.Стенки органа содержат хрящевые полукольца

10.Орган кроме основной функции  –  проведение воздуха ,имеет специальную функцию

11.Орган располагается на уровне 4 – 6 шейных позвонков

12.Полость органа покрыта мерцательным эпителием

В 2.Какие органы расположены на рис. А и Б? Их функции? Перечислите элементы их строения расположенные под цифрами  :А-2,3,4.5,6; Б -7,8,9,10.

С1. Вследствие ранения грудной клетки у больного образовался открытый пневмоторакс. Возможно ли в этих условиях участие лёгкого в дыхательных движениях?

Эталон ответов   Тема «Дыхательная система»

1вариант

2вариант

3вариант

4вариант

А1

3

4

4

2

2

3

1

4

1

3

1

2

4

4

4

2

2

2

1

5

4

4

1

4

6

3

3

3

1

7

4

3

2

1

8

3

4

1

4

9

2

2

3

3

10

1

4

1

3

11

4

2

2

1-носоглотка (нос)

3 –глотка

4 –гортань

5 –трахея

6 –бронхи

7 -лёгкие

12

4

2

4

13

3

1

2

14

1

1

15

3

16

1(2) –гортань –голосообразование,

проведение воздуха.

6 –трахея-проведение воздуха.

9 –бронхи –проведение воздуха.

В1

ГАДБВ

А – 1,4

Б -2,5

В- 1

Г- 3

235

ВБАВГД

В2

1 –АБЕ

2 -ВГД

4 – щитовидный

6 –черпаловидный

12 – перстневидный

16 –рожковидные

17 – клиновидный

19 -надгортанник

1 –голосовые складки натянуты между черпаловидными и щитовидным хрящами.

2 –голосообразование и проведение воздуха.

3 –надгортанник закрывает вход в гортань, чтобы туда не попала пища.

1.носовая полость-

проведение воздуха,обоняние.

3.глотка –проведение воздуха и пищи.Акт глотания.

4.гортань –проведение воздуха,голосообразование.

5.трахея –проведение воздуха

6.бронхи – проведение воздуха

7.лёгкие –газообмен,выделение водяных паров.

А -3,5

Б = 1,3

В – 3

Г -2.4

В3

Ацинус.

Состав:  респираторные бронхиолы                                        альвеолярные

 ходы и мешочки

альвеолы,оплетённые капиллярами.

здесь происходит газообмен.                                           

1 –Б

2 –А

3 –Д

4 –Г

5 – В

В4

1-ацинус

2 –плевра

3 -альвеолах

В5

В6

С1

Может наступить пневмоторокс (повреждение пристеночной плевры)

Т.К. сзади проходит пищевод.

Нет. При ранении и нарушении пристеночной плевры.

Не даёт слипаться альвеолам

Вариант 5

В1

А -2,3(а).7,10.12

Б -3(б),6,7,8,10,12

В -3(б),4,7,10,11,12

Г -1,5,7,9,12

Д -1,7,12

В2

Рис.А – гортань –голосообразование и проведение воздуха

Рис.Б –трахея и бронхи – проведение воздуха

Рис.А -2 – предверие гортани

3 –складки предверия

4 –желудочек гортани

5 –голосовые складки

6 –подголосовая область

Рис.Б 7 –трахея

8 –главные бронхи

9 –долевые бронхи

10 –сегментарные бронхи

С1

Нет т.к. лёгкое опадает.

Критерии оценки

Контрольная работа

Специальность  31.02.03«Лабораторная диагностика»

34.02.01 «Сестринское дело»

Количество правильных ответов:

1.За правильный ответ на каждое задание части 1 (А) ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

2.Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2-х баллов.

Правильно выполненные задания оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

3. Задание части 3 (С)  от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

 в % отношении/абсолютное количество баллов

         от 100 – 90%  (45 –  43 баллов)   – «отлично»;

          от 89 – 70% – (42 – 37 баллов) – «хорошо»;

          от 69 – 60% – (36 – 33 баллов) – «удовлетворительно»;

          ниже 60%  (32 балла и меньше) – «неудовлетворительно».

Источник

Читайте также:  Ларингит снять от к гортани