Воздух попадает из глотки в полость гортани

Воздух попадает из глотки в полость гортани thumbnail
Как работает дыхательная система? Просто о сложном

Эволюционно сложилось так, что для жизнедеятельности человека необходим кислород. Как доставить его к органам и тканям? Сегодня говорим о дыхательной системе и особенностях её функционирования.

Как всё устроено?

Дыхательная система представлена целым рядом анатомических образований. Классификационно их подразделяют на дыхательные пути (верхние и нижние) и дыхательные органы. Верхние дыхательные пути – это полость носа, носовая и ротовая часть глотки. Нижние – гортань, трахея и бронхи. К дыхательным органам относят легкие. В обиходе и по факту, говоря об органах дыхания человека, могут подразумеваться отдельные анатомические образования и дыхательных путей. Например, гортань, трахея – это не только часть нижних дыхательных путей, но и самостоятельные органы.

Воздух попадает в легкие не сам по себе, туда его необходимо «втянуть», что и происходит в процессе вдоха. В этом участвуют диафрагма, наружные межреберные и межхрящевые мышцы. Во время вдоха диафрагма несколько уплощается, грудная клетка расширяется, что обеспечивается поступательное движение воздуха в дыхательные пути и легкие.

Пройдя весь путь от ноздрей до конечных разветвлений бронхиального дерева, воздух попадает в замкнутые «пузырьки» – альвеолы. Они и составляют основную функциональную часть легких.

Читайте по теме: Дышите легко и чисто! Вся правда о бронхитах

Но как кислороду дойти до конечных целей – органов? Снаружи альвеола покрыта сетью мелких кровеносных сосудов, по которым непрерывно течет кровь. Одна из разновидностей клеток крови – эритроциты, заполненные веществом гемоглобином. Именно он и осуществляет перенос газов в организме.

Кислород из альвеолярного воздуха «просачивается» в кровь, где «захватывается» гемоглобином. При этом в альвеолу поступает углекислый газ – продукт жизнедеятельности клеток. Обогатившиеся кислородом эритроциты разносят его по организму, а углекислый газ выделяется во внешнюю среду путем выдоха. В отличие от вдоха – всегда активного процесса – выдох пассивен, но при необходимости может быть и активным. В активном выдохе также участвуют мышцы – внутренние межреберные и мышцы брюшной стенки.

Определенную роль в процессе дыхания играет отрицательное внутриплевральное давление.

Процесс дыхания человека сложен и регулируется различными способами. Рассмотрим некоторые из них.

За дыхание отвечает дыхательный центр – скопление нервных клеток в продолговатом мозге.

Читайте по теме: Что поможет от кашля: барсучий жир или горчица в носках? Лечим детей правильно

Поток нервных импульсов идет к мышцам, отвечающим за вдох, задавая им определенный размах движений. У дыхательного центра имеется автоматия: приблизительно раз в четыре секунды здесь возникает возбуждение, стимулирующее мышцы, обеспечивающие вдох. Затем оно сменяется торможением, мышцы вдоха расслабляются – происходит выдох. Ритмичная смена этих состояний – врожденное свойство.

Частота и глубина дыхания зависит от интенсивности процессов окисления, происходящих в организме. Физическая нагрузка приводит к увеличению поглощения кислорода и повышению концентрации в тканях и крови углекислого газа. Последний через кровь активирует работу дыхательного центра, и, как следствие, усиливается сокращение дыхательных мышц. Это позволяет быстрее удалить избыток углекислого газа и восполнить недостаток кислорода.

Не на пользу телу: что вредит нашей дыхательной системе?

Человек сформировался в условиях с определенным содержанием кислорода. Однако для оптимального процесса дыхания необходимо не только само его наличие, но и определенные характеристики вдыхаемого воздуха. Их обеспечивают наши дыхательные пути, поэтому к легким – в норме – поступает очищенный, увлажненный и согретый воздух.

На любой из этих параметров могут воздействовать изменения окружающей среды.

Чистота. Пыль различного происхождения, выхлопные газы автомобилей, выбросы вредных веществ в атмосферу, табачный дым, шерсть животных, пыльца растений… Список можно было бы продолжить.

Увлажненность. Наверняка многим знакомо чувство сухости и першения в горле в помещениях в зимнее время года, особенно поутру. Причина до банальности проста: отопление в квартирах и домах пересушивает воздух, который затем сушит слизистые оболочки дыхательных путей. В результате повышается восприимчивость их к инфекции.

Читайте материал по теме: Чем отличаются ОРВИ и ОРЗ?

Низкая температура. Дышать через нос, а не через рот, советуют не просто так: помимо очищения и увлажнения, слизистая носовой полости согревает проходящий транзитом воздух.

Среди других факторов, способных нанести вред нашим органам дыхания – многочисленные инфекции. ОРВИ, бактерии, грибки – все эти представители микромира способны вызывать различные заболевания.

Когда дышать тяжело. Что говорит статистика?

Пневмония, острый ларингит, трахеит и бронхит. По данным министерства здравоохранения РФ наиболее распространенные заболевания среди взрослых связаны с дыхательной системой.

Сохраняют актуальность бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), рак и туберкулез легких.

Читать материал по теме: Что такое хроническая обструктивная болезнь легких?

А над нами – километры воды, а над нами бьют хвостами киты…

Сколько воздуха в день вдыхает человек?

Давайте посчитаем. В норме в покое объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого взрослым человеком при одном дыхательном цикле, составляет 500 мл, а частота дыхания у него – от 16 до 20 (во время сна – до 12). Таким образом, в покое в минуту человек вдыхает от 8 литров воздуха, а в течение суток – около 11 500 литров (с поправками на частоту дыхания во время сна – соответственно меньше).

Сколько человек может не дышать?

Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Находится ли человек в покое или двигается? Какова температура окружающей среды? И т.д.

Итак, сколько может не дышать человек? Диапазон колебаний составляет от менее чем 1 минуты до нескольких минут. Один из мировых рекордов принадлежит датскому ныряльщику Стигу Северинсену – 22 минуты. Правда, перед своей попыткой он почти 20 минут активно дышал чистым кислородом. Ткани организма обогатились этим газом и одновременно снизилось содержание углекислоты.

Критичен не только дефицит кислорода, но и избыток углекислого газа. При невозможности организма избавиться от углекислоты через легкие, начинает увеличиваться ее содержание в крови. Возможно нарушение ориентации, спазмы в мышцах, учащенное сердцебиение, потеря сознания и смерть.

Что будет, если часто задерживать дыхание?

Исходя из описанного выше, в зависимости от частоты и длительности задержек в организме может постепенно накапливаться углекислый газ. При выходе его за границы нормы и сравнительно длительном сохранении этого состояния возможны пагубные влияния на здоровье.

Обычно после ощутимой задержки дыхания и закономерном повышении уровня углекислоты отмечается углубление дыхания: организм удаляет ее избыток и стремится получить кислород.

Лечебное дыхание

На пользу стройности

Существуют методики для похудения, основанные на различных способах дыхания – например бодифлекс, оксисайз.

Можно ли похудеть, употребляя супы? Рассказывает врач-терапевт и диетолог «Клиника Эксперт Ставрополь» Мальцева Валентина Сергеевна

Один из примеров – дыхание по типу «брюшного» дыхания, т.е. при вдохе живот выпячивается, при выдохе – втягивается.

Мнения ученых по поводу снижения веса с помощью только дыхательных упражнения противоречивы. Кроме того, необходимо помнить, что слишком глубокие вдохи и выдохи могут нарушить равновесие между кислородом и углекислым газом. Это может вызвать головокружение, а у кого-то и обморок.

Читайте также:  Соленая слюна из гортани

Поэтому перед началом такой практики необходимо посоветоваться с врачом, в том числе и особенно если имеются какие-то проблемы со здоровьем.

Вдох, выдох, покой

Взволнованы? Понервничали? «Нужно сделать глубокий вдох и успокоиться». Знакомая мысль? А может кто-то давал вам такой совет.

Как оказалось, эта техника не только «работает», но и имеет под собой материальную основу. Ученым удалось установить (правда, пока на мышах), что в головном мозге имеются нервные клетки, связанные как с областями, регулирующими дыхание, так и анализирующими психологическое состояние.

Схема работает примерно так. Когда организм эмоционально возбуждается, обнаруженные клетки передают сигналы на нейроны, учащающие дыхание. Однако, как оказалось, работает система и в обратном направлении. Иными словами, если начать дышать чаще, то мозг может возбуждаться. Отсюда напрашивается вывод, почему глубокое замедленное дыхание может успокаивать.

Как дышать, чтобы быстро уснуть?

Существует методика, основанная на практиках йогов. Разработал ее доктор Эндрю Уейл (Andrew Weil). Техника называется «4-7-8» и выполняется следующим образом:

– поместите кончик языка на слизистую оболочку сразу за верхними передними зубами (с внутренней стороны) и держите его там на протяжении всего упражнения;

– полностью выдохните через рот со свистящим звуком;

– закройте рот и спокойно вдохните через нос, досчитав про себя до четырех;

– задержите дыхание, посчитав мысленно до семи;

– полностью выдохните через рот, издавая свистящий звук, посчитав до восьми.

Это одно дыхание. Теперь повторите цикл еще три раза.

Если вам сложно задерживать дыхание, вы можете ускорить упражнение, но придерживайтесь соотношения 4:7:8 для трех фаз. Выполняйте упражнение дважды в день.

Материал по теме: Бессонница – это болезнь или нет?

Метод относится к альтернативным методам лечения и, возможно, не проверялся с точки зрения принципов доказательной медицины.

Сохраняем здоровье

Как же сохранить здоровье дыхательной системы? С учетом неблагоприятных факторов, которые могут влиять на ее состояние, целесообразны достаточная физическая активность – в идеале на свежем воздухе; регулярное проветривание помещений; увлажнение воздуха; избавление от вредных привычек (курение); использование во время работы, связанной с профессиональными вредностями, индивидуальных средств защиты (маски, респираторы).

Важна профилактика респираторных инфекций, а также своевременное лечение любых заболеваний органов дыхания.

Необходимо обязательно проходить плановые диспансеризации и профосмотры с выполнением флюорографии с частотой, предусмотренной ими.

Текст: Энвер Алиев

Другие материалы по теме:

Опасен ли рентген легких?

Пневмония: симптомы, диагностика и лечение

Как помочь детям и взрослым с бронхиальной астмой?

Источник

Физиология гортани. Дыхательная функция гортани

В связи с бурным ростом новой техники предъявляются все более серьезные требования к возможностям изучения процессов голосообразования в новых, необычных условиях. На разборчивость речи отрицательно влияют как пониженное атмосферное давление (в авиации), так и особенно повышенное (в водолазных и кессонных работах). Речь искажается и становится плохо разборчивой от применения различных масок, изолирующих аппаратов, при употреблении отличных от воздуха дыхательных смесей. Воспроизведение, равно как и восприятие, звуков речи в очень шумной обстановке, особенно сопровождающейся вибрацией, значительно затруднено. Изучение голосообразующего механизма гортани и возможностей корригирования речи в условиях необычной внешней среды является важной проблемой настоящего времени. Дальнейшее улучшение средств связи немыслимо без получения полной ясности о функции гортани и надставной трубки. Это заставляет более углубленно разрабатывать вопросы физиологии и патологии гортани.

Особое значение приобретает физиология гортани в свете учения И. П. Павлова о второй сигнальной системе и ее базисе—кинестезических раздражениях, идущих в кору головного мозга от речевых органов.

Принято различать четыре основные функции гортани: дыхательную, защитную, фонаторную и речевую. Имеется основание предполагать, что гортань обладает также и вкусовой функцией, но она имеет второстепенное значение. Все эти функции находятся в тесной зависимости одна от другой и подчинены регулирующему влиянию коры головного мозга.

функция гортани

Гортань является частью дыхательных путей, к которым относятся также полость носа с придаточными пазухами, глотка, трахея, бронхи (с бронхиолами) и альвеолы.

Гортань участвует в акте регуляции дыхания. Адекватным раздражителем рецепторов слизистой оболочки гортани является воздух, протекающий в том или ином направлении. С. И. Франкштейн наблюдал у трахеотомированных животных совпадение дыхательных движений верхних дыхательных путей с ритмом движений межреберных мышц и диафрагмы. В. А. Буков раздражал слизистую оболочку гортани животных. Это сказывалось на изменении типа дыхания, но эффект прекращался после перерезки верхних гортанных нервов (преимущественно афферентных). Вдувание воздуха в гортань, изолированную от трахеи, но с сохраненными нервами, вызывало торможение дыхания; вдувание воздуха, богатого содержанием углекислого газа, наоборот, стимулировало дыхание.

М. В. Сергиевский продувал воздух в разных направлениях через отрезок трахеи, изолированной от гортани и от нижних дыхательных путей. Обнаружена разная реакция изменения дыхания, что объясняется неодинаковой чувствительностью рецепторов трахеи на вдох и выдох. Воздух на вдохе, обладающий иной температурой и влажностью, протекающий быстрее, чем воздух на выдохе, является более сильным раздражителем. Понижение чувствительности трахеи к этому более сильному раздражителю является приспособительной реакцией.

Известно, что при спокойном дыхании истинные голосовые связки находятся в среднем положении, а при глубоком вдохе голосовая щель предельно раскрывается. Таким образом создается автоматическое регулирование гортанью проходимости воздушной струи. Деятельность расширителя гортани—задней перстне-черпаловидной мышцы—связана с работой других дыхательных мышц. Акт раскрытия голосовой щели может быть непроизвольным, вызванным рефлексом со стороны слизистой оболочки дыхательных путей (К. А. Дреннова, В. А. Буков, М. В. Сергиевский, В. К. Ламан) и раздражением дыхательных центров продолговатого мозга, но он может быть и произвольным благодаря синергизму с работой произвольных дыхательных мышц туловища.

Раздражение высокочувствительных рефлексогенных зон гортани может привести к остановке дыхания. Н. И. Пирогов описывает случай смерти девочки, вызванной остановкой дыхания вследствие внезапного поступления воздуха в гортань во время трахеотомии.

Следовательно, гортань не является простой механической трубой, через которую проходит воздух, а активно участвует в дыхательной функции.

– Также рекомендуем “Защитная функция гортани. Защитные рефлексы гортани”

Оглавление темы “Функции миндалин и гортани”:

1. Участие глотки в дыхании. Защитная функция глотки

2. Физиология глоточных миндалин. Теории задач миндалин

3. Барьерная функция миндалин. Иммуннологическая роль миндалин

4. Нервнорефлекторные влияния миндалин. Тонзилло-кардиальный рефлекс

5. Физиология гортани. Дыхательная функция гортани

6. Защитная функция гортани. Защитные рефлексы гортани

7. Фонаторная функция гортани. Голосовая роль гортани

8. Функция голосовых складок. Голосовая щель

9. Значение ложных голосовых связок. Зависимость голоса от голосовых складок

10. Речевая функция гортани. Нервная регуляция гортани

Источник

1.Подготовка рефератов:

1.1. Брюшина: строение, отношение к внутренним органам.

1.2. Возрастная анатомия строения и топографии печени.

2. Изготовление учебных и музейных препаратов:

2.1. Изготовление муляжа «Желчные протоки».

2.2. Препаровка брюшины.

2.3. Изготовление органокомплекса: «Пути выведения желчи».

1.  Занятие №21.

Тема занятия: «Онтогенез органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Нос. Полость носа. Околоносовые пазухи. Носовая полость глотки. Гортань. Топография, строение, хрящи, связки, суставы, мышцы гортани и их функции. Трахея, главные бронхи. Рентгеноанатомия органов дыхания. Особенности полости носа и гортани у новорожденного и детей различных возрастных групп».

2.Формы работы:

– Подготовка к практическому занятию

– Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Обучающийся должен знать онтогенез органов дыхания, классификацию органов дыхательной системы, строение, топографию и функции полости носа, носоглотки, гортани, трахеи и главных бронхов; уметь показать на трупе (саггитальном распиле головы и шеи) основные анатомические элементы верхних дыхательных путей, объяснить механизм голосообразования; показать на препарате черепа околоносовые пазухи; владеть латинской терминологией по теме занятия.

1. Назовите и покажите на препарате черепа стенки носовой полости и костные образования их формирующие

2. На какие отделы делится полость носа в соответствии со строением и функцией слизистой оболочки? Покажите их на препарате

3. Укажите и покажите на препарате черепа сообщения носовых ходов.

4. Рассказать особенности формирования околоносовых пазух у детей.

5. Назовите и покажите отделы полости гортани

6. Покажите желудочек гортани и укажите его границы.

7. Что такое эластический конус? Покажите на препарате.

8. Покажите на препарате голосовую щель и укажите ее части.

9. Перечислите мышцы напрягающие голосовые связки.

10. Перечислите мышцы – расширители голосовой щели.

11. Перечислите мышцы – суживатели:

а) межперепончатой

б) межхрящевой части голосовой щели.

12. Назовите и покажите связки гортани.

13. Покажите щитовидный хрящ и его элементы.

14. Покажите перстневидный хрящ гортани и его элементы.

15. Покажите черпаловидный хрящ гортани и его элементы.

16. Рассказать возрастные особенности строения гортани.

17. Топография шейной части трахеи.

18. Топография грудной части трахеи.

19. Покажите на препарате главные бронхи, их сравнительная характеристика.

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Выбрать один правильный ответ.

1. часть дыхательной системы, входящая в состав верхних дыхательных путей

1) ротовая часть глотки

2) гортань

3) бронхи

4) трахея

2. функция дыхательных путей

1) увлажняющая

2) газообменная

3) метаболическая

4) фагоцитарная

3. анатомическое образование (из перечисленных), входящее в состав нижних дыхательных путей

1) ротовая часть глотки

2) гортань

3) носовая часть глотки

4) гортанная часть глотки

4. железЫ преддверия носа

1) серозные

2) ТРУБЧАТЫЕ

3) потовые

4) смешанные

5. пещеристые венозные сплетения полости носа расположены

1) в области нижней носовой раковины

2) в области средней носовой раковины

3) в обонятельной области

4) в дыхательной области

6. с нижним носовым ходом сообщается

1) средние ячейки решетчатой кости

2) носослезный канал

3) верхнечелюстная пазуха

4) задние ячейки решетчатой кости

7. со средним носовым ходом сообщается

1) лобная пазуха

2) носослезный канал

3) клиновидная пазуха

4) задние ячейки решетчатой кости

8. с верхним носовым ходом сообщается

1) средние ячейки решетчатой кости

2) клиновидная пазуха

3) верхнечелюстная пазуха

4) лобная пазуха

9. к обонятельной области полости носа относится

1) слизистая оболочка верхнего отдела перегородки носа

2) слизистая оболочка нижней стенки полости носа

3) слизистая оболочка нижнего отдела перегородки носа

4) слизистая оболочка нижних носовых раковин

10. Костное образование, ограничивающее хоаны

1) латеральная пластинка крыловидного отростка клиновидной кости

2) перпендикулярная пластинка небной кости

3) малое крыло клиновидной кости

4) горизонтальная пластинка небной кости

11. функция гортани

1) голосообразовательная

2) газообменная

3) экскреторная

4) секреторная

12. АНАТОМИЧЕСКОЕ образование, прикрываЮЩЕЕ гортань спереди

1) двубрюшная мышца

2) предтрахеальная пластинка шейной фасции

3) подбородочно-подъязычная мышца

4) челюстно-подъязычная мышца

13. анатомическое образование, ограничиваЮЩЕЕ вход в гортань

1) надгортанник

2) зерновидный хрящ

3) перстневидный хрящ

4) щитовидный хрящ

14. К ЗАДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГОРТАНИ ПРИЛЕЖИТ

1) подъязычные мышцы

2) щитовидная железа

3) глотка

4) предпозвоночная пластинка шейной фасции

15. Кость лицевого черепа, участвуЮЩАЯ в образовании грушевидной апертуры

1) верхняя челюсть

2) скуловая кость

3) лобная кость

4) слезная кость

16. анатомическое образование, ограничиваЮЩЕЕ желудочек гортани

1) щитовидный хрящ

2) голосовые складки

3) черпало-надгортанные связки

4) черпаловидные хрящи

17. место прикрепления голосовых связок

1) нижний край дуги перстневидного хряща

2) мышечные отростки черпаловидных хрящей

3) верхний край дуги перстневидного хряща

4) внутренняя поверхность щитовидного хряща

18. НЕПАРНЫЙ хрящ гортани

1) черпаловидный

2) перстневидный

3) клиновидный

4) рожковидный

19. верхней границей эластичного конуса гортани является

1) вырезка щитовидного хряща

2) голосовые связки

3) нижний край дуги перстневидного хряща

4) верхний край дуги перстневидного хряща

20. межхрящевая часть голосовой щели расположена

1) между складками преддверия гортани

2) между черпаловидными хрящами

3) между преддверной и голосовой складками

4) между клиновидными хрящами

21. дуга перстневидного хряща обращена

1) кпереди

2) кзади

3) вверх

4) вниз

22. латеральная перстнечерпаловидная мышца начинается

1) на внутренней поверхности щитовидного хряща

2) от латерального отдела дуги перстневидного хряща

3) от голосового отростка черпаловидного хряща

4) от мышечного отростка черпаловидного хряща

23. эпителий, выстилающий слизистую оболочку трахеи

1) многорядный

2) простой сквамозный (плоский)

3) цилиндрический

4) переходный

24. мышцА, прикрепляющаяся к косой линии щитовидного хряща

1) грудино-щитовидная

2) щито-подъязычная

3) щито-черпаловидная

4) перстне-щитовидная

25. мышцА, расширяющая голосовую щель

1) щито-черпаловидная

2) поперечная черпаловидная

3) латеральная перстне-черпаловидная

4) задняя перстне-черпаловидная

26. мышцА, суживающая межперепончатую часть голосовой щели

1) латеральная перстне-черпаловидная

2) грудино-щитовидная

3) поперечная черпаловидная

4) косая черпаловидная

27. мышцА, напрягающая голосовые связки

1) голосовая

2) щито-черпаловидная

3) щито-подъязычная

4) косая черпаловидная

28. носовАЯ пазухА, имеющаяся у новорожденного ребенка

1) лобная пазуха

2) клиновидная пазуха

3) верхнечелюстная пазуха

4) задние ячейки решетчатой кости

29. мышца гортани, одновременно суживающая голосовую щель и напрягающая голосовые связки

1) голосовые мышцы

2) перстне-щитовидные мышцы

3) косые черпаловидные мышцы

4) латеральная перстне-черпаловидная мышца

30. бифуркация трахеи у взрослого человека располагается на уровне

1) угла грудины

2) V-го грудного позвонка

3) яремной вырезки грудины

4) верхнего края дуги аорты

31. анатомическое образование, находящееся впереди трахеи в шейном отделе

1) глотка

2) предтрахеальная пластинка шейной фасции

3) общая сонная артерия

4) грудной лимфатический проток

32. анатомическое образование, находящееся впереди трахеи в грудном отделе

1) пищевод

2) глотка

3) дуга аорты

4) медиастинальная плевра

33. анатомическое образование, имеющееся в слизистой оболочке трахеи

1) трахеальные железы

2) кольцевые связки

3) кардиальные железы

4) лимфоидные бляшки

34. ЧАСтЬ трахеи

1) медиастинальная

2) головная

3) грудная

4) брюшная

35. правый главный бронх по сравнению с левым

1) имеет более горизонтальное положение

2) более узкий

3) более короткий

4) более длинный

36. анатомическое образование, располагающееся над левым главным бронхом в воротах легкого

1) дуга аорты

2) непарная вена

3) полунепарная вена

4) тимус

37. анатомическое образование, располагающееся над правым главным бронхом в воротах легкого

1) полунепарная вена

2) дуга грудного лимфатического протока

3) непарная вена

4) бифуркация легочного ствола

Эталоны ответов на тестовые задания по теме

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

1

11

1

21

1

2

1

12

2

22

2

3

2

13

1

23

1

4

1

14

3

24

1

5

1

15

1

25

4

6

2

16

2

26

1

7

1

17

4

27

1

8

2

18

2

28

3

9

1

19

2

29

2

10

4

20

2

5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача № 1.

При осмотре ребенка в возрасте 1 года врач определил патологический процесс в околоносовых пазухах.

1. Какие пазухи могут быть вовлечены в патологический процесс в этом возрасте?

2. К какому возрасту формируются остальные околоносовые пазухи

Задача № 2.

При травме шеи на уровне V шейного позвонка возможно повреждение органов дыхательной системы.

1. Какой отдел дыхательной системы может пострадать при подобной травме у взрослого?

2. Какой орган дыхательной системы будет поврежден при аналогичной травме у ребенка 1 года?

Задача № 3.

Воздух попадает из глотки в полость гортани через вход в гортань, которая начинается на уровне IV шейного позвонка.

1. Чем ограничен вход в гортань?

2. Какие отделы выделяют в гортани?

Задача № 4.

При осмотре гортани ребенка врачу необходимо найти у него голосовые складки.

1. Как можно отличить голосовые складки от складок преддверия гортани?

2. Как располагается продольная ось гортани у детей?

Задача № 5.

Известно, что новорожденный ребенок может дышать и глотать одновременно, что крайне важно при акте глотания.

1. В чем заключается анатомическое обоснование данной особенности?

2. В чем заключается отличительная особенность входа в гортань у детей?

Задача № 6.

Ребенок случайно вдохнул инородное тело, которое попало в дыхательные пути.

1. В какой бронх попадет инородное тело с большей вероятностью?

2. В чем заключается анатомическое обоснование этой особенности?

Задача № 7.

У новорожденных детей при воспалении слизистой оболочки полости носа возникает непроходимость нижнего носового хода и выключение из дыхания большей части полости носа.

1. Чем, с анатомической точки зрения, можно объяснить данный феномен?

2. Какие носовые ходы имеются у новорожденных?

Задача № 8.

Условия введения интубационной трубки для наркоза (искусственной вентиляции легких) у детей раннего возраста значитель­но отличаются по сравнению с аналогичной процедурой у взрослых.

1. Какие анатомические особенности новорожденного ребенка определяют это?

2. На каком уровне располагается гортань у ребенка и у взрослого?

Ответы к ситуационным задачам по теме занятия.

Ответ к задаче №1.

1. В возрасте 1 года патологический процесс может затронуть только верхнечелюстные пазухи, т. к. остальные пазухи начинают формироваться после 2-х лет.

2. Лобная пазуха появляется на 2-м году жизни, клиновидная – к 3-м годам, ячейки решетчатой кости – к 3-6 годам.

Ответ к задаче №2.

1. При травме шеи на указанном уровне у взрослого возможно повреждение гортани, т. к. орган располагается на уровне от IV – VI-VII шейных позвонков.

2. У ребенка в возрасте 1 года на уровне IV-V шейных позвонков располагается верхний край трахеи, повреждение именно этого органа возможно.

Ответ к задаче №3.

1. Вход в гортань ограничен впереди надгортанником, с боков – черпалонадгортанными складками, сзади – черпаловидными хрящами.

2. В полости гортани выделяют преддверие гортани, межжелудочковый отдел и подголосовое пространство.

Ответ к задаче №4.

1. Голосовые складки лежат ниже и больше выступают в полость гортани.

2. Продольная ось гортани у маленьких детей сильно отклонена назад и образует с трахеей тупой угол, открытый кзади.

Ответ к задаче №5.

1. Из-за высокого расположения гортани у новорожденных детей и детей грудного возраста (на уровне II-IV позвонков) надгортанник находится несколько выше корня языка, поэтому при глотании у них жидкость обходит надгортанник латерально по грушевидным карманам гортанной части глотки. В результате этого ребенок может дышать и глотать одновременно.

2. Вход в гортань у новорожденных детей значительно шире, чем у взрослого.

Ответ к задаче №6.

1. Инородное тело с большей долей вероятности попадет в правый главный бронх.

2. Правый главный бронх имеет более вертикальное направление, он короче и шире, чем левый и служит (по направлению) как бы продолжением трахеи.

Ответ к задаче №7.

1. У новорожденного носовые раковины относительно толстые, нижняя носовая раковина касается дна полости носа. Носовые раковины не достигают перегородки носа, дыхание осуществляется через общий носовой ход. Именно из-за этих особенностей при воспалении полости носа выключается из дыхания большая часть полости и полностью исключается дыхание через нижний носовой ход.

2. У новорожденного имеются только средний и нижний носовые ходы, которые слабо развиты, верхний носовой ход начинает формироваться только после 2-х лет.

Ответ к задаче №8.

1. Продольная ось гортани у маленьких детей сильно отклонена назад и образует с трахеей тупой угол, открытый кзади, что важно учитывать при интубации.

2. У новорожденного гортань располагается на уровне II-IV шейных позвонков, у взрослого человека – на уровне от IV до VI-VII шейных позвонков.

6. Перечень практических умений по изучаемой теме.

№ п/п

Название практических умений

Назвать на латинском языке и показать на препаратах следующие анатомические образования:

1.

перегородка носа

2.

верхняя, средняя, нижняя носовые раковины

3.

верхний, средний, нижний носовые ходы

4.

гортань (на трупе)

5.

выступ гортани

6.

щитовидный хрящ гортани

7.

верхний рог щитовидного хряща

8.

нижний рог щитовидного хряща

9.

дуга перстневидного хряща

10.

пластинка перстневидного хряща

11.

черпаловидный хрящ

12.

мышечный отросток черпаловидного хряща

13.

голосовой отросток черпаловидного хряща

14.

верхушка черпаловидного хряща

15.

надгортанник

16.

щитоподъязычная мембрана

17.

срединная щитоподъязычная связка

18.

перстне-щитовидный сустав

19.

перстне-щитовидная связка

20.

перстне-трахеальная связка

21.

перстне-черпаловидный сустав

22.

межчерпаловидная вырезка

23.

вход в гортань

24.

преддверие гортани

25.

голосовая складка (гортани)

26.

складка преддверия (гортани)

27.

желудочек гортани

28.

предголосовая полость гортани

29.

голосовая щель

30.

межперепончатая часть голосовой щели

31.

межхрящевая часть голосовой щели

32.

перстнещитовидная мышца

33.

задняя перстнечерпаловидная мышца

34.

поперечная черпаловидная мышца

35.

косая черпаловидная мышца

36.

трахея

37.

хрящи трахеи

38.

кольцевые связки трахеи

39.

перепончатая стенка трахеи

40.

бифуркация трахеи

41.

правый, левый главные бронхи

7. Рекомендации по выполнению НИРС.

Источник

Читайте также:  Кашель при спазме гортани