Владимир багрунов упражнение на освобождение гортани

Владимир багрунов упражнение на освобождение гортани thumbnail

Примарный тон голоса – это и есть ваш природный голос, это самый удобный звук, не требующий физических усилий. Близкими аналогами этого звука являются:

а) непроизвольный тихий стон при недомоганиях или болезни (организм непроизвольно включает истинный природный голос, который является эффективной звуковой системой лечения, а также, добавим, и профилактики заболеваний); б) произнесение русского “ха” в наилегчайшем варианте (английского или немецкого h). При этом вначале происходит шёпотный звук (легкий шип), который переходит в тихий голос. Вы должны знать, что настраиваем мы на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины – трахею. Она извлекает низкие звуки. Настроить трахею – это значит запустить всю остальную систему. Трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки. Вот это и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться.

Тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.

Упражнения, которые вам будут предложены, несмотря на кажущуюся простоту, не являются таковыми. Для правильного их выполнения на первых порах требуется абсолютная мобилизация внимания. Именно на этом упражнении происходит возврат к правильной, природной, психоакустической модели возникновения звука человеческого голоса и владение голосом без физических усилий. От того, насколько тщательно будет усвоен это урок, зависит успех всего курса. Об этом более подробно мы расскажем в научном комментарии.

Вы должны знать, что мы настраиваем на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины – трахею. Она извлекает низкие звуки. Повторяю, что настроить трахею – это значит запустить всю остальную систему звукообразования. Трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки своего рода духового оркестра, вложенного в нас природой. Вот это (звучание трахеи) и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться.

Подготовительные действия:

1) Создали орган (выполнили 1-2 раза комплекс упражнений из первого урока) -1-2 мин. 2) Втянули живот вовнутрь (поджать живот), убираем отрицательное действие диафрагмы. 3) Положили правую руку на грудь. Рука выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух. (Заметим, что Шаляпин во время пения таким образом старался контролировать свой голос). 4) Ладонь левой руки поднесли ко рту. Контролируем выдох, следим, чтобы не было утечки воздуха. Должна ощущаться слабая, широкая, теплая воздушная волна. 5) Дышим, как удобно. Вдох через нос (во “второй нос”) при открытом рте (расстояние между зубами – на толщину мизинца), “второй рот” открыт при выполнении всех упражнений, и это – аксиома. Надо только научиться его держать открытым без напряжения. Если почувствовали неудобство, то это сигнал о том, что активизировалась произвольная мускулатура. Прекратите упражнение и возобновляйте его при условии полнейшего мышечного комфорта (полного расслабления). Самый удобный вдох – через нос. Какая-то часть воздуха идет и через рот. Не надо зацикливаться на этом. Главное – удобство. Естественный вдох предполагает небольшое и неглубокое дыхание. Для певцов, утративших естественное малое дыхание, это непривычно. Им хочется вдохнуть больше воздуха, и поэтому их голоса резкие, натруженные, неприятные на слух. От этой вредной привычки надо освободиться. Им глубину вдоха надо уменьшать постепенно.

Общее время подготовительных действий – 2-3 мин.

Основные действия

После установления малого дыхания начинаем добиваться произнесения самого удобного, легко произносимого звука – этот звук, как говорилось выше, напоминает стон или легкое русское “ха”.

Этот звук производим в четырех положениях рта:

Основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец между ними не пролезет). Рука на груди.

1-е подготовительное положение: рот закрыт (губы сомкнуты, зубы разомкнуты). Одна рука – на груди, другая рука (ладонь) – на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов.

2-е подготовительное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос сквозь зубы). В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани (“второму рту”). При широком раскрытии “первого рта” “второй рот”, как мы обращали на это внимание, закрывается.

Внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения.

3-е подготовительное положение (применяется только при установке примарного тона): нос закрыт, рот открыт (для профилактики носовой утечки [воздуха], гнусавости следует добиваться, чтобы пальцы, которые зажимают нос, совершенно не ощущали воздушного давления). Другая рука на груди.

Упражнения для выработки примарного тона голоса

Упражнение 1 – рот открыт (основное положение).

Выполнение: Рука на груди. Легкий вдох во “второй нос”. Легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения – 2 мин.

Упражнение 2 – рот закрыт.

Выполнение: Рука на груди. При этом положении, когда происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов, полезнее всего, чтобы одна рука была на груди, как и во всех остальных упражнениях, а вторая рука (ладонь) была на голове. Легкий вдох во “второй нос”. Через нос легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения – 2 мин.

Упражнение 3 – рот полузакрыт.

Выполнение:

Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физических напряжений и некоторой разницы в вибрационных ощущениях в груди. Легкий вдох во “второй нос”. Через нос и рот легко выдыхаем тишайший звук. Время выполнения – 2 мин.

Упражнение 4 – рот открыт, нос закрыт.

Выполнение:

Рука на груди. Легкий вдох через рот. Легко выдыхаем тишайший звук, следим, чтобы воздух не “бил” в нос.

Читайте также:  Лечение при туберкулезе гортани

Если была гнусавость, то очень скоро она исчезнет. Время выполнения – 2 мин.

Упражнение 5 – (возврат “на круги своя”) рот открыт (основное положение).

Выполнение:

Рука на груди. Легкий вдох во “второй нос”. Легко выдыхаем тишайший звук. Стараемся почувствовать разницу в вибрационных ощущениях между упражнениями 2, 3 и 4. Время выполнения – 2 мин.

Эти пять упражнений являются спасительным звуковым кругом, с которого необходимо начинать все дальнейшие звуковые действия. Это главные настройщики голоса и всех систем организма. Каждое упражнения выполняем по 2-3 раза. Продолжительность урока 2-15 мин.

Вот этот тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.

В дальнейшем мы должны научиться изменять этот тон (интонировать), произносить, используя его, отдельные слова, фразы – иными словами, научится говорить своим (природным) голосом, а затем, если есть музыкальные и актерские способности, и петь, как это делал Шаляпин, т.е. соединять речь и пение воедино.

Эти пять упражнений не только полезны для развития голоса, но они также расширяют чувствительность всех систем организма, делают нашу психику более тонкой и управляемой. Эти упражнения способствуют быстрому восстановлению сил, а также снимают возбуждение и напряжение со всех систем организма и могут стать прекрасным средством для восстановления здорового сна.

Через день-другой эти упражнения можно выполнять во время ходьбы. Это будет лучше любой охранной грамоты.

Источник

Глава 5

Доречевой уровень

Подготовительная фаза для всех упражнений

Для достижения успеха в занятиях очень важен соответствующий психологический настрой. При выработке нового навыка необходимо отвлечься от текущих забот и желательно несколько раз мысленно произнести: “Мой голос становится благозвучным и каждым своим звуком оказывает благотворное воздействие на весь мой организм”. После этого необходимо войти в состояние подтянутости в прямом и переносном смысле. В прямом смысле означает подтянуть живот вовнутрь, как это делается у военных по команде “смирно” (диафрагма становится неподвижной и не повышает давление воздуха в бронхах), в переносном смысле означает, что внимание должно быть сосредоточено на правильном выполнении упражнения. При этом все остальные мышцы (прежде всего горла) должны быть расслаблены, как при аутогенной тренировке. Дыхание легкое, поверхностное, естественное, все мышцы, в первую очередь горла и артикуляционной системы, расслаблены. Только при выполнение этих условий голос “напрямую” связывается с психикой, как у всех без исключения животных и у всех новорожденных детей, а также у взрослых людей в моменты сильнейших душевных потрясений и у отдельных очень редких счастливцев, не потерявших природную постановку голоса.

Правило для всех упражнений

Выполнение: расслабить горло, сделать скрытый зевок (по мере практики, гортань сама по себе опускается вниз 1-3 см), но при этом надо почувствовать, как корень языка отходит от стенки гортани и при этом образуется пустое пространство (дыра) -“второй рот”. Этот “второй рот” является своего рода рупором, и надо научиться держать его открытым, так как именно он является переходным устройством между трахеобронхиальным деревом – источником звука – и гортанью (трахея определяет низы, два главных бронха определяют средние звуки, а мелкие бронхи ответственны за верхние звуки).

Первый секрет связан со снятием зажимов в гортани и ее расширением для того, чтобы улучшить соединение гортани с трахеей. Без хорошего соединения не может быть и речи о благозвучном голосе. Звук не может выйти их трахеи и из-за этого становится зажатым. Иначе говоря, вначале мы должны научиться извлекать звуки грудью, а не горлом, после чего с помощью нового механизма звукоизвлечения – научиться говорить, а затем и петь. Первый урок самоучителя полностью посвящен этой проблеме. Вот суть первого урока.

Урок 1.

Улучшение соединения между трахеей и горлом (открытие “второго рта”)

Цель урока – улучшить соединение надставной трубы (горла) с основной трубой (трахеей), иными словами, создать “инструмент” – 8 упражнений: 4 в статике + 4 в динамике.

То, что мы называем улучшением соединения, открытием “второго рта”, в науке о голосе называют “принципами расширения и эластичности” и связывают не с природой явления, а с труднопроизносимыми именами теоретиков, что приводит к путанице.

В данном случае проще и целесообразнее сравнить гортань и трахею с трубой, состоящей из двух составных трубок разных длин и диаметров. Длина одной трубы (трахеи) приблизительно в пять раз больше другой (гортани) и ненамного шире (на 20-25%). Ясно, что воздушное сообщение между трубами будет идеальным, если в месте стыка труб не будет никаких перегородок или иных препятствий. Идеальным аналогом этой конструкции является устройство блок-флейты, диаметры составных частей которой совпадают. И поэтому звук, свободно проходящий по внутренним пустотам флейты, является “не зажатым” и звучит инструментально.

У человека между основной трубой (трахеей) и надставной (гортанью) имеется перегородка в виде корня языка. Эту перегородку мы постоянно ощущаем, произнося заднеязычные согласные К и Г. Особенности их произнесения в русском языке мешают ему быть таким же звучным, как украинский язык, в котором гласная Г звучит так же, как X с голосом, что и делает украинскую речь такой звонкой и певучей. Одной из самых главных проблем восстановления природной постановки голоса человека является увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка, на что и направлен первый урок.

Читайте также:  Герпес на стенке гортани

Предлагаемые четыре упражнения не только улучшают соединение гортани с трахеей, но и направлены на расширение спектра ощущений, способствуя тем самым более быстрому и прочному освоению этого важнейшего навыка. Мы привыкли считать, что чем шире открыт рот (челюсть), тем лучше для голоса. Однако это не так. Напротив – широкое открытие рта приводит к зажиму мышц гортани, и воздух (звук) из трахеи проходит в гортань не широким потоком, наподобие полноводной реки, а узеньким ручейком. Про такой голос и говорят, что он зажатый. Причина – в плохом соединении трахеи и гортани. Их правильное соединение – половина успеха в формировании идеально звучащего голоса.

Для того чтобы уменьшить этот зажим, а затем избавиться от него, необходимо во время выполнения всех упражнений курса держать “второй рот” (то место, где вы зеваете) открытым. Соответственно “первый рот” открыт на 1-3 см (мизинец не должен проходить сквозь зубы).

Понаблюдайте за артикуляцией известного киноактера Юрия Яковлева в кинофильмах. “Первый рот” почти полностью закрыт, но при этом какое богатство тембров и возможность говорить в высочайшем темпе без потери четкости произношения! Этот пример – эталонное положение открытия “второго рта”.

Начинаем: Эти упражнения можно делать в любом положении: лежа, сидя, стоя, во время ходьбы.

Выполнение: расслабить мышцы горла. При этом под действием собственной тяжести опустится нижняя челюсть и гортань (постоянно следим за тем, чтобы кадык был опущен), корень языка отойдет от стенки гортани, расширится глотка, опустится нёбная занавеска, произойдет так называемый естественный скрытый зевок (при этом положении гортани голос является открытым, глубоким и широким). Чтобы не путаться в терминах, на будущее договоримся, что “второй рот” по определению всегда во всех упражнениях открыт и изменение в положении рта относится ко рту, понимаемому в традиционном смысле. Часто при познании чего-либо нового полезно использовать прием сравнения по противоположности (практическое применение одного из главных законов диалектики!). Противоположно открытию будет закрытие “второго рта”. Это легко почувствовать, пытаясь произнести непрерывно согласную “К”. Это не удастся сделать, так как корень языка закрывает воздушный ход из трахеи. Таким образом мы легко ощущаем, что такое “второй рот” в закрытом положении. После этого легко ощутить открытие “второго рта”: на легком зевке расслабляем мышцы горла и только.

Статика:

Упражнения 1,2,3,4 (понижение гортани, зевок в статике).

Упражнение 1 – рот закрыт.

Выполнение: опустить кадык (гортань), держать открытым “второй рот”. Время выполнения – 1 мин.

Упражнение 2 – рот полузакрыт, зубы сомкнуты, губы разомкнуты.

Выполнение: опустить гортань (кадык), держать открытым “второй рот”. Время выполнения – 1 мин.

Упражнение 3 – рот открыт, нос закрыт (пальцами). Выполнение: опустить кадык (гортань), держать открытым “второй рот”. Время выполнения – 1-мин.

Упражнение 4 – рот открыт, челюсти открыты на ширину не более, чем на 1-3 см.

Выполнение: опустить кадык (гортань), “второй рот” держать открытым. Время выполнения – 1 мин.

Динамика:

Упражнения 5, 6, 7, 8.

Выполнение: отличие от упражнений 1, 2, 3, 4 – в темпе выполнения. Сейчас мы делаем эти упражнения в динамике – опускаем и поднимаем гортань (кадык), т.е. открываем и закрываем “вторрй рот” в четырех положениях в удобном для себя темпе по 1 мин. на упражнение.

Общее время выполнения цикла из 8 упражнений – 8 мин.

(Если вы думаете о выдающихся результатах, то выполняйте эти упражнения при каждом удобном случае – находясь в транспорте, на заседаниях и тому подобных публичных мероприятиях).

Источник

Примечание: Уверен, что у всех выполняющих эти упражнения в большей или меньшей степени будет наблюдаться зевота. Это очень хорошо: гортань освобождается от спазм, в которых она пребывала до этого момента. Когда я придумал эти упражнения в мае 1994 года, то приступы зевоты у меня продолжались дня три-четыре – это происходило освобождение от зажимов, которые были наработаны в течение многолетних занятий “классическим вокалом”.

Урок 2.

Выработка примарного (природного) тона голоса (фундамент голоса)

Примарный тон голоса – это и есть ваш природный голос, это самый удобный звук, не требующий физических усилий. Близкими аналогами этого звука являются:

а) непроизвольный тихий стон при недомоганиях или болезни (организм непроизвольно включает истинный природный голос, который является эффективной звуковой системой лечения, а также, добавим, и профилактики заболеваний); б) произнесение русского “ха” в наилегчайшем варианте (английского или немецкого h). При этом вначале происходит шёпотный звук (легкий шип), который переходит в тихий голос. Вы должны знать, что настраиваем мы на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины – трахею. Она извлекает низкие звуки. Настроить трахею – это значит запустить всю остальную систему. Трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки. Вот это и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться.

Тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.

Упражнения, которые вам будут предложены, несмотря на кажущуюся простоту, не являются таковыми. Для правильного их выполнения на первых порах требуется абсолютная мобилизация внимания. Именно на этом упражнении происходит возврат к правильной, природной, психоакустической модели возникновения звука человеческого голоса и владение голосом без физических усилий. От того, насколько тщательно будет усвоен это урок, зависит успех всего курса. Об этом более подробно мы расскажем в научном комментарии.

Вы должны знать, что мы настраиваем на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины – трахею. Она извлекает низкие звуки. Повторяю, что настроить трахею – это значит запустить всю остальную систему звукообразования. Трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки своего рода духового оркестра, вложенного в нас природой. Вот это (звучание трахеи) и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться.

Читайте также:  Функции гортани в дыхательной системе кратко

Подготовительные действия:

1) Создали орган (выполнили 1-2 раза комплекс упражнений из первого урока) -1-2 мин. 2) Втянули живот вовнутрь (поджать живот), убираем отрицательное действие диафрагмы. 3) Положили правую руку на грудь. Рука выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух. (Заметим, что Шаляпин во время пения таким образом старался контролировать свой голос). 4) Ладонь левой руки поднесли ко рту. Контролируем выдох, следим, чтобы не было утечки воздуха. Должна ощущаться слабая, широкая, теплая воздушная волна. 5) Дышим, как удобно. Вдох через нос (во “второй нос”) при открытом рте (расстояние между зубами – на толщину мизинца), “второй рот” открыт при выполнении всех упражнений, и это – аксиома. Надо только научиться его держать открытым без напряжения. Если почувствовали неудобство, то это сигнал о том, что активизировалась произвольная мускулатура. Прекратите упражнение и возобновляйте его при условии полнейшего мышечного комфорта (полного расслабления). Самый удобный вдох – через нос. Какая-то часть воздуха идет и через рот. Не надо зацикливаться на этом. Главное – удобство. Естественный вдох предполагает небольшое и неглубокое дыхание. Для певцов, утративших естественное малое дыхание, это непривычно. Им хочется вдохнуть больше воздуха, и поэтому их голоса резкие, натруженные, неприятные на слух. От этой вредной привычки надо освободиться. Им глубину вдоха надо уменьшать постепенно.

Общее время подготовительных действий – 2-3 мин.

Основные действия

После установления малого дыхания начинаем добиваться произнесения самого удобного, легко произносимого звука – этот звук, как говорилось выше, напоминает стон или легкое русское “ха”.

Этот звук производим в четырех положениях рта:

Основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец между ними не пролезет). Рука на груди.

1-е подготовительное положение: рот закрыт (губы сомкнуты, зубы разомкнуты). Одна рука – на груди, другая рука (ладонь) – на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов.

2-е подготовительное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос сквозь зубы). В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани (“второму рту”). При широком раскрытии “первого рта” “второй рот”, как мы обращали на это внимание, закрывается.

Внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения.

3-е подготовительное положение (применяется только при установке примарного тона): нос закрыт, рот открыт (для профилактики носовой утечки [воздуха], гнусавости следует добиваться, чтобы пальцы, которые зажимают нос, совершенно не ощущали воздушного давления). Другая рука на груди.

Упражнения для выработки примарного тона голоса

Упражнение 1 – рот открыт (основное положение).

Выполнение: Рука на груди. Легкий вдох во “второй нос”. Легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения – 2 мин.

Упражнение 2 – рот закрыт.

Выполнение: Рука на груди. При этом положении, когда происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов, полезнее всего, чтобы одна рука была на груди, как и во всех остальных упражнениях, а вторая рука (ладонь) была на голове. Легкий вдох во “второй нос”. Через нос легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения – 2 мин.

Упражнение 3 – рот полузакрыт.

Выполнение:

Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физических напряжений и некоторой разницы в вибрационных ощущениях в груди. Легкий вдох во “второй нос”. Через нос и рот легко выдыхаем тишайший звук. Время выполнения – 2 мин.

Упражнение 4 – рот открыт, нос закрыт.

Выполнение:

Рука на груди. Легкий вдох через рот. Легко выдыхаем тишайший звук, следим, чтобы воздух не “бил” в нос.

Если была гнусавость, то очень скоро она исчезнет. Время выполнения – 2 мин.

Упражнение 5 – (возврат “на круги своя”) рот открыт (основное положение).

Выполнение:

Рука на груди. Легкий вдох во “второй нос”. Легко выдыхаем тишайший звук. Стараемся почувствовать разницу в вибрационных ощущениях между упражнениями 2, 3 и 4. Время выполнения – 2 мин.

Эти пять упражнений являются спасительным звуковым кругом, с которого необходимо начинать все дальнейшие звуковые действия. Это главные настройщики голоса и всех систем организма. Каждое упражнения выполняем по 2-3 раза. Продолжительность урока 2-15 мин.

Вот этот тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.

В дальнейшем мы должны научиться изменять этот тон (интонировать), произносить, используя его, отдельные слова, фразы – иными словами, научится говорить своим (природным) голосом, а затем, если есть музыкальные и актерские способности, и петь, как это делал Шаляпин, т.е. соединять речь и пение воедино.

Эти пять упражнений не только полезны для развития голоса, но они также расширяют чувствительность всех систем организма, делают нашу психику более тонкой и управляемой. Эти упражнения способствуют быстрому восстановлению сил, а также снимают возбуждение и напряжение со всех систем организма и могут стать прекрасным средством для восстановления здорового сна.

Источник