Вибрация гортани в пении
Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцовВибрация голосовых связок обычно наблюдается прежде всего в голосах квалифицированных певцов, а также в редких случаях в голосах необученных певцов, исключительно одаренных. Для вибрации характерно изменение высоты и напряжения звука, причём ведущее значение имеет изменение высоты. Питание и кровообращение каждой мышцы зависит от динамики процесса её сокращения. Во время работы мышцы сокращение её постепенно возрастает, доходит до максимального и тогда мышца несколько расслабляется, после чего напряжение мышцы вновь начинает возрастать. Таким образом возникает как будто бы модуляция процесса сокращения мышцы, которая применительно к мышцам гортани является основой вибрации голоса. Колебания высоты голоса остаются незамеченными даже музыкальным слухом, создают они впечатление полноты звучания, богатства звуков, а также являются условием артистической экспрессии. Голос только тогда полон и богат, если колебания высоты и напряжения повторяются в промежутках от 1/5 до 1/6 секунды. Колебания высоты голоса составляют около 1/2 тона, колебания же напряжения около 2—3 децибелов. Вибрация более слышима во время forte, чем во время piano. Дряблость мышц голосного аппарата делает невозможной нормальную вибрацию и поэтому к старости голос утрачивает полноту и звучность, которые имел в молодости. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата полностью исключает возможность вибрации. Вибрацию следует отличать от тремолирования. Согласно Luchsinger изменения мышечного напряжения во время тремолирования совершаются гораздо быстрее, чем при нормальном колебании голосовых связок и, вместо 5—6, составляют 7—10 в секунду, причём изменение напряжения звука при тремолировании минимально, зато колебание высоты тремолирующего голоса очень значительно и легко воспринимается слухом. Теплов указывает, что вибрация это периодическое пульсирование высоты, интенсивности и тембра, которые воспринимаем не как пульсирование, а как колоритную окраску звука. Явление вибрации наблюдается у всех великих певцов во время полного звучания голоса. В духовых инструментах вибрация отмечается очень редко, зато при игре на смычковых инструментах имеет очень широкое применение. Вибрационная амплитуда смычковых инструментов значительно меньше той же амплитуды человеческого голоса и составляет в среднем четверть топа. В хорошо звучащем вокальном тоне не должно быть слышно никакого пульсирования, качания и тремолирования. Наоборот, все эти элементы принято считать характерными для неправильного пения. Нормальная вибрация не воспринимается на слух, как ряд колебаний высоты или интенсивности звука, как пульсирование или тремолирование. Однако, это вовсе не значит, что мы вообще её не замечаем. Мы слышим её не как колебания голоса, а только как определенную его окраску. Согласно Seashor, под плохой вибрацией мы подразумеваем такую, при которой амплитуда колебаний слишком велика, или такую, которая нерегулярна или же, наконец, такую, в которой имеют место нежелательные соотношения между отдельными элементами. – Вернуться в оглавление раздела “отоларингология” Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:
|
Источник
Слово «Вибрато» происходит от итальянского слова Vibrato или латинского Vibratio – колебание музыкального звука. Подразумевается, что исполнение может быть как инструментальное, так и голосовое. Мы разберём этот вопрос с точки зрения вокала. Чтобы понять, что такое вибрато в голосе и как делать вибрато в вокале, нужно начать с самого начала.
Во-первых, колебания в голосе должны быть ровными, точными и исполнены чистыми нотами основного тона голоса. Поэтому овладеть этой техникой может далеко не каждый. Вибрато – это один из показателей профессиональной постановки голоса вокалиста.
Во-вторых, зачастую педагоги учат искусственной имитации вибрато, и это очень странный и даже абсурдный процесс. Это непрофессиональный подход к обучению. Если вы учитесь петь правильно, то вибрато обязательно возникнет естественным путем. Это физический результат правильной техники и правильного владения голосом. Для того чтобы вибрато родилось в исполнении, оно должно быть выработано в первую очередь с помощью правильного дыхания, затем расслабленности тела и голосового аппарата, а также правильной работы гортани.
Разница между вибрато, трелью, вибрацией и тремоло
Многие преподаватели вокала даже не понимают разницы (на слух и в теории) между трелью, вибрацией и тремоло. Вполне возможно, что вас обучат одной из трех техник, а не вибрато.
Трель – это «блеяние козы». Наверное, это самая распространенная ассоциация. Потому что звук трели достаточно резкий, отрывистый и быстрый. Так происходит из-за неумения правильно дышать и равномерно распределять воздух. В итоге он просто рассеивается.
Вибрация – это не вибрато, а отклонение от ровной скорости. Голос начинается с более медленного и глухого исполнения и, вдобавок, съезжает с основного тона. Так происходит из-за недостаточного развития музыкального слуха, сосредоточенности на тональности и, конечно же, плохого управления дыханием.
Тремоло по технической составляющей похоже на вибрацию в голосе. Только если вибрация медленная по темпу, то тремоло, наоборот, слишком быстрое. Технически тремоло появляется от избытка гортанного давления, которое приводит к напряжению у корня языка.
Маленький факт. Вы знали, что вибрато снимает напряжение с голосовых связок? По очень простой причине: за счет свободного пульсирования гортани.
Итак, теперь мы примерно понимаем, что такое вибрато в голосе, так что давайте ответим на вопрос, как делать вибрато в вокале, и перейдем к упражнениям.
Работа диафрагмы и правильное дыхание
Упритесь подушечками пальцев в солнечное сплетение и произнесите самый простой для вас слог или гласную букву, например, «А». Выпускайте звук спокойно, на умеренной громкости и равномерном потоке воздуха, пальчиками надавливайте на живот с частотой 3-4 раза в секунду.
Работа гортани
Это мышца, которая управляет давлением воздуха. Как нам известно, связки – это тоже мышцы. Как и при любой физической нагрузке на тело в спортзале, если заучить упражнение неправильно, то переучиться в дальнейшем будет очень сложно.
Положите пальчики на гортань (женщины) или кадык (мужчины). Возьмите слог из предыдущего упражнения и выполняйте движения вверх-вниз с частотой колебаний 3-4 раза в секунду. Внимание, давить на горло сильно не нужно!
Распевки
Несложные распевки на удобной для вас тесситуре помогут освоить вибрато.
Просто наиграйте себе полутона. Начните петь медленно, если у вас есть проблемы с музыкальным слухом, и постепенно набирайте темп. Если же с интонированием все в порядке, можете сразу начинать со средней скорости.
Это упражнение раскачает ваш голос и «ленивую» гортань.
Вибрато в голосе: как использовать в песне и делать вибрато в вокале
Всегда помните о том, что вибрато должно быть уместным. Применяйте эту технику только в подходящих местах песен, чтобы ваше исполнение не было похоже на испорченную грампластинку.
Вибрато – это стильная вокальная фишка, оно должно соответствовать характеру песни. Его можно использовать на протяжении всей фразы или слова, в начале строки, затем стоит перейти на ровный звук, или, наоборот, сначала спеть ровно и перейти на вибрато. Сочетайте с вибрато субтона, крещендо, диминуэндо – они отлично подчеркнут этот вокальный прием.
Пример Уитни Хьюстон
У Уитни Хьюстон есть своя особенность исполнения вибрато: ритмичная раскачка нижней челюсти.
Я часто встречаю пародии на это характерное движение Уитни. Конечно, не стоит повторять вслед за известной певицей: это выглядит смешно и неестественно.
«When You Believe – Уитни Хьюстон и Мэрайя Кэри. Текст песни и полный разбор песни»>>>
Уитни Хьюстон навсегда останется легендой эстрадного исполнения. Раскачка нижней челюсти при вибрато – это ее неповторимый стиль, манера пения, которая смотрится органично при ее исполнении. Еще раз повторю: такой ход копировать не нужно, лучше прислушаться к себе и помочь своему голосу естественно и индивидуально исполнять те или иные вокальные приемы.
Мы научим вас, как как делать вибрато в вокале: если вы хотите изучить технику вибрато в голосе, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Источник
При пении, а так же при разговоре на тембр голоса , на его окраску влияет положение подвижных
механизмов вокального тракта: гортани, языка, мягкого неба, губ, положение челюсти… В данной статье хочу поговорить о положении гортани, так как ее положение является очень важным при пении и оказывает большое влияние на качество звука.
Гортань поднимается на высоких нотах и опускается на низких. Ее положение сильнее всего влияет на наш тембр голоса. Если, например, гортань немного приподнять, то звук становится легче,
светлее. Часто вокальные педагоги просят сделать звук светлее и, если у студента это
не получается, винят самого студента – это уже к вопросу того, что не все образы действуют на всех одинаково. Куда проще было бы сказать “Приподними немного гортань!”, и всего.
Если, в свою очередь, гортань приопустить, то звук становится глубже, темнее. Когда мы производим высокую ноту, гортань всегда поднимается , это физиология. Но мы можем немного корректировать положение гортани: немного приподнять от высокого или немного опустить, в зависимости от того, какое качество звука нам требуется в данный момент. Если это, предположим, народный звук, светлый – то гортань следует приподнять, если классический, то
приопустить. Но в любом случаи для достижения высокой ноты она поднимается, она не может оставаться в речевой позиции, на месте.
Когда студенты не могут спеть высокую ноту, испытывают дискомфорт, по мимо зажима часто встречается проблема не достаточно поднятой гортани. Если на высокой ноте вы нарочно пытаетесь опустить гортань, вы мешаете естественному процессу и можете получить вокальные травмы. Именно по этому опере, где требуется пониженная гортань для притемненного
объемного звука обучаются долго и тяжело. Но даже в опере многие певцы слишком буквально
относятся к выражению “пониженная гортань” и тем самым создают себе проблемы.
Прежде чем манипулировать положением гортани, следует научиться петь естественно, позволить
гортани двигаться естественно от низких до высоких нот, узнать свой диапазон, изучить свой голос, научиться контролировать его. И только после этого можно корректировать ее положение на той или иной ноте.
Движение гортани не должно быть большим, понижение не означает, что мы опускаем гортань до пола и при повышении так же не делаем его чрезмерно сильно . Я говорю сейчас о тех, у кого гортань не занижена или не завышена в силу многолетней привычки так петь или разговаривать. В этом случаи следует сначала найти ее нейтральное положение.
Часто при обучении вокалу просят зевнуть. Зевок придает звуку объем, но и понижает гортань. При этом звук становится темным. Приподнятая гортань делает звук светлее, легче. При этом как правило язык находится высоко.
Для тренировки положений гортани и выработки мышечной памяти существуют специальные упражнения.
Из-за того, что исполнители не умеют контролировать состояние гортани, некоторые
стили пения для них становятся не доступными и даже опасными.
Например, в рок-вокале гортань находится в среднем и повышенном положении.
Если вы хотите обрести вокальную свободу, петь в любых музыкальных стилях не испытывая дискомфорта, а так же заботитесь о своем вокальном здоровье, то данную тему обойти и не затронуть просто не возможно!
Желаю всем свободного пения!
Источник
Термин «Вибрато» происходит от итальянского слова Vibrato или латинского Vibratio — «колебания музыкального звука».
Я разберу этот вопрос с точки зрения вокала. Чтобы понять, что такое вибрато в голосе и как делать вибрато в вокале, нужно начать с самого начала.
Чтобы научиться красиво использовать вибрато – записывайтесь на бесплатный видеокурс «5 уникальных техник речевого пения» >>>
Пункт 1
Считается, что колебания в голосе должны быть ровными, точными и исполнены чистыми нотами основного тона голоса. Вот почему овладеть этой техникой может далеко не каждый.
Вибрато — это один из показателей профессиональной постановки голоса вокалиста.
Пункт 2
Часто педагоги учат искусственной имитации вибрато, и это очень странный и даже абсурдный процесс. Это непрофессиональный подход к обучению.
Если вы учитесь петь правильно, то вибрато обязательно возникнет естественным путем.
Это физический результат правильной техники и правильного владения голосом. Чтобы вибрато родилось в исполнении, оно должно быть выработано в первую очередь с помощью правильного дыхания, затем расслабленности тела и голосового аппарата, а также правильной работы гортани.
Какова разница между вибрато, трелью, вибрацией и тремоло?
Некоторые преподаватели вокала не очень понимают разницу (на слух и в теории) между трелью, вибрацией и тремоло. Вполне возможно, что вас обучат одной из трех техник, а не вибрато.
Трель
Трель — это «блеяние козы». Наверное, это самая распространенная ассоциация. Потому что звук трели достаточно резкий, отрывистый и быстрый. Так происходит из-за неумения правильно дышать и равномерно распределять воздух. В итоге он просто рассеивается.
Вибрация
Вибрация — это не вибрато, а отклонение от ноты в разные стороны. Голос при этом съезжает с основного тона. Так происходит из-за недостаточного развития музыкального слуха и конечно же, плохого управления дыханием.
Тремоло
Тремоло по технической составляющей похоже на вибрацию в голосе. Только если вибрация медленная по темпу, то тремоло, наоборот, слишком быстрое. Технически тремоло появляется от избытка гортанного давления, которое приводит к напряжению у корня языка.
Важно знать!
Вибрато снимает напряжение с голосовых связок. По очень простой причине: за счет свободного пульсирования гортани.
Поупражняемся?
Работа диафрагмы и правильное дыхание
Упражнение: упритесь подушечками пальцев в солнечное сплетение и произнесите самый простой для вас слог или гласную букву, например, «а». Выпускайте звук спокойно, на умеренной громкости и равномерном потоке воздуха, пальчиками надавливайте на живот с частотой 3-4 раза в секунду.
Как работает при этом гортань?
Гортань — это мышца, которая управляет давлением воздуха. Связки — это тоже мышцы. Как и при любой физической нагрузке на тело в спортзале, если заучить упражнение неправильно, то переучиться в дальнейшем будет очень сложно.
Положите пальчики на гортань (женщины) или кадык (мужчины).
Возьмите слог из предыдущего упражнения и выполняйте движения вверх-вниз с частотой колебаний 3-4 раза в секунду. Внимание, давить на горло сильно не нужно!
Как использовать вибрато в песне?
Вибрато лучше использовать 2 способами – в начале строки, затем перейти на ровный звук, или, наоборот, сначала спеть ровно и в конце слова перейти на вибрато.
Сочетайте с вибрато субтон, крещендо, диминуэндо – они отлично подчеркнут этот вокальный прием.
Как пела Уитни Хьюстон?
У Уитни есть своя особенность исполнения вибрато: ритмичная раскачка нижней челюсти.
Мне иногда попадается пародия на это характерное движение Уитни. Конечно, не стоит повторять вслед за известной певицей: это выглядит смешно и неестественно.
«When You Believe – Уитни Хьюстон и Мэрайя Кэри. Текст песни и полный разбор песни»>>>
Лучше прислушаться к себе и помочь своему голосу естественно и индивидуально исполнять те или иные вокальные приемы.
Автор Ольга Павленко.
А чтобы научиться использовать вибрато красиво – пройдите бесплатный видеокурс «5 уникальных техник речевого пения» >>>
========================
Наши ТОП-статьи:
Расщепление голоса! Что такое штробас в вокале и как его использовать для хрипа ????
Уроки вокала для начинающих – как начать заниматься вокалом правильно? ????
Источник
Многие хотят узнать, в чем секрет громкого пения и как сделать голос звонким. Чтобы это понять, нужно разобраться, как устроен голос. Процесс пения довольно прост и логичен.
мы выдыхаем воздух
выдох проходит через голосовые связки
связки начинают вибрировать
от вибраций появляется волна звука
звуковая волна поднимается по глотке вверх
попадает в рот и носовые пазухи
они отражат звук и усиливают его
происходит резонанс голоса и вокал становится громким.
Если хотя бы один пункт из этого процесса нарушается, вся система перестает работать. Например, вокалист слишком много выдыхает. От этого связки смыкаются не плотно, и звуковая волна получается слабой. Такой вокал звучит тихо и зажато, а человек считает, что не умеет петь. Хотя в большинстве случаев, у таких людей прекрасные вокальные данные —
они просто не знают, где допускают ошибку! Поэтому, если вы хотите петь громко, первым шагом — научитесь распределять воздух при пении. Чтобы связкам было комфортно смыкаться и создавать ровную волну звука. Вторым шагом — разберитесь, как работают резонаторы, ведь именно они усиливают голос, которые рождают связки.
О дыхании мы говорили статьях на тему певческого вдоха и парадоксального дыхания. Сегодня мы разберем, что такое голосовые резонаторы у человека и как они помогают петь громче. Резонанс — это волшебная таблетка для любого вокалиста. В считанные секунды он делает голос звонким и объемным.
Почему резонанс делает голос громче?
Резонанс при пении появляется благодаря отражению звука. Представьте, что вы что-то сказали в пустой комнате. Произнесенные слова отразятся от стен и будут громкими. Но вы даже не приложите к этому усилий.Пустая комната и голые стены создадут эффект резонанса. По тому же принципу работает резонансное пение. Роль пустой комнаты в нашем теле играют полости – пустые пространства. Это глотка, носовые ходы, рот – в них мы чувствуем вибрации при пении, когда звуковая волна начинает резонировать.
Голос попадает в резонаторы (полости) и звук отражается в них десятки раз. Из-за отражения в вокале возникает много высоких и средних частот. Именно к высоким частотам очень чувствителен наш слух. Это не значит, что вы начали петь громче. Просто в тембре голоса у вас появилось много “цепляющих” нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение в тембре ухо воспринимает как повышение громкости.
Какие голосовые резонаторы существуют?
Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два — головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди — трахее и бронхах, ниже голосовых связок.
В последние десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования. То же происходит и с «головным» резонатором.
Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть! При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.
Какие резонаторы голосового аппарата есть:
рот, где образуется резонирующее пространство между челюстью и твердым небом,
носоглотка, где мы можем влиять на резонанс с помощью мягкого неба,
носовые пазухи, в которых наиболее четко ощущаются вибрации резонанса
глотка и гортань – вернее ротоглотка и гортаноглотка
Каких резонаторов в пении нет:
головной резонатор
грудной резонатор
Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт — ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и лучше контролируете свое пение. Как научиться управлять резонированием звука при пении мы поговорим в следующей статье.
Как получить резонанс при пении?
Чтобы возник резонанс нужны три вещи (вспоминаем курс физики!):
Источник энергии, которая вызывает резонанс.
В организме певца источником резонирования будет дыхание – движущая сила для голоса. Если нет выдоха, то нет и звука. Дыхание cоздаёт давление под и над голосовыми связками. Если при пении выдыхать ровным потоком воздуха, то связки смыкаются плотно и равномерно. Тогда звуковая волна будет ровной и сильной, а резонанс качественным.
Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс.
В вокале – это голосовые связки. Они колеблются и создают звуковую волну. Если связки смыкаются плотно, то резонирование будет ярче, и вы сможете петь громче. Многие проблемы с голосом решаются, когда вы понимаете, как управлять смыканием голосовых связок.
Пустота, резонирующая полость.
Для резонирования звуку нужно пространство, где он будет отражаться. В организме человека много пустот. Например, широко открытый рот. Поэтому педагог вокала заставляет вас расслаблять челюсть и опускать ее пониже – так вы освобождаете пространство для резонирования. Свободная глотка у вокалиста также создает необходимую голосу пустоту.
Итого — для резонанса голоса важны три компонента: ровный выдох при пении, правильное смыкание голосовых связок, широко открытый рот и свободные от зажимов челюсть и горло. Вся техника, как петь громко, сводится, по сути, к трем базовым вещам, которым учатся новички «с нуля» на уроках вокала.
Весь секрет громкого пения!
Не путайте голосовые регистры и резонаторы!
Начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка!
Голосовой регистр
– всего лишь отрезок вашего диапазона. Голос переходит в разные регистры при пении из-за изменения длины голосовых связок. Регистр воспринимается на слух как высота звука. То есть голос меняет высоту в разных регистрах.
Голосовой резонатор
– это физическая пустота в теле. Его можно почувствовать физически. Например, откройте шире рот или поднимите мягкое нёбо, и голос будет звучать громче. Высота звука не меняется, когда вы используете разные резонаторы. Но меняется наличие частот в тембре – например, больше высоких или средних, которые “цепляют”, “режут” слух.
За счет регистров мы поем высоко или низко.
А резонаторы позволяют петь громко или тихо.
Конечно, голосовые регистры и резонаторы работают сообща. Если вы поете в низком «грудном» регистре, у вас появляется «грудное» резонирование. То есть голос становится насыщенным, грубым, гулким, с низкими частотами. Регистры помогают ощутить вибрацию в теле при пении от резонирования — физически. Переключаясь с высокого регистра на низкий, можно почувствовать, как работают резонаторы на низких и высоких звуках.
Резонаторы и голосовые связки –
как петь громко?
На резонансе можно петь громко долгое время без каких-либо усилий. Резонирование при пении «защищает» голосовые связки от срывов и перегрузок. Голос не устает даже после нескольких часов вокала.
Парадокс правильной вокальной резонации в том, чтобы не напрягаться во время пения, пытаясь получить громкий звук, а наоборот расслаблять мышцы голосового аппарата! Чем расслабленней челюсть и горло, тем больше освобождается пространства для резонирования. К сожалению, начинающие вокалисты частенько уходят в зажим.