Верхние и нижние резонаторы гортани

Верхние и нижние резонаторы гортани thumbnail

резонаторы голоса

К голосовому аппарату относят резонаторы. Что же это такое – «резонаторы голоса»? Резонатор – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга.
Певческий звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Резонаторы головные и грудные
Головные резонаторы Грудные резонаторы

Звуки, которые издают голосовые связки можно сравнить с камертоном. После удара камертон подносят к уху, чтобы услышать, так как камертон звучит очень тихо. Но если к камертону поднести резонатор, например, стеклянную банку, то звук усилится. Этот пример можно перенести на звучание голоса: связки – камертон, а в роли резонаторов выступают голова и грудная клетка.

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные).

Начинающему исполнителю необходимо понимание о природе возникновения и образования звука. Но для понимания нужны знания. Преподаватели вокала должны объяснять эти моменты учащимся. А чтобы объяснить, следует самому иметь представление о процессах формирования звука. Можно долго и безрезультатно требовать от ученика поднять верхнее нёбо при пении. А можно самому разобраться в том, что приподнять можно только мягкое нёбо, и расположено оно дальше, чем твердое нёбо.мягкое нёбо Почему «мягкое»? Да потому, что на ощупь оно, действительно, мягкое. И оно может принять форму зевка. А твердое нёбо – это кость. И говори, не говори, все равно не приподнимется. И это все нужно объяснять начинающему вокалисту. Объяснять, что от природы может быть очень красивый голос, богатый тембр. Но есть понятие «школа», «вокальная школа». Есть определенные правила, которые нужно знать начинающему вокалисту. И в частности, знать о резонаторах. И не только знать, но уметь ими пользоваться.

Регистры

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга.
Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полетным и звонким. Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов, благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор.

Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого формируются определенным способом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, которым пользуется певец при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, и поэтому эта часть диапазона называются головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с помощью грудного резонатора, и называются нижним, или грудным регистром. При пении средних звуков диапазона используются одновременно и головные, и грудные резонаторы и происходит смешивание. Это – средний, или смешанный регистр, или, как еще говорят, «микстовый» (у женских голосов).

Формирование звука

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях благодаря форме ротоглоточного канала и резонированию глотки и ротовой полости. То есть, чтобы появившийся звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму, соответствующую каждому гласному.
Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, по этой причине тоже не меняется. Если направлять струю воздуха при пении в полости носа, то звук приобретет гнусавость. Вот откуда появилось выражение «петь в нос».
Положение полостей рта и глотки можно поменять с помощью артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, губ. Поэтому резонанс полости рта и глотки можно поменять.

Положение гортани не должно меняться при смене регистра. Гортань должна быть свободной, без напряжения. При соблюдении этого правила звучание голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и разношерстным.
Для выработки головного резонирования помогают сонорные согласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласный э в сочетании с сонорными н, р, м – нэ, мэ, рэ.

Читайте также:  Почему больно гортань когда глотаешь
Работа резонаторов

Резонаторами нужно уметь пользоваться. Как же проверить правильную работу резонаторов? Если использовать грудные резонаторы, то вибрирует грудная полость. Ощутить вибрацию можно положив руку на грудную клетку. При использовании головного резонатора вибрирует переносица. Можно прикоснуться к переносице и ощутить ее вибрации.

 Резонаторы

Это физические ощущения. Но вокалист должен развивать еще и образное мышление. Рассмотрим несколько примеров. Мы уже знаем, что
голос появляется в гортани, однако ощущаться в гортани он не должен, так как в этом случае звук будет зажатый, горловой. Нужно представлять, что звук зарождается в груди, а затем уже выходит наружу. При пении высоких звуков должно быть ощущение легкости и полетности. Представлять, что звук проникает сквозь мягкое нёбо и вырывается из темени и задней части головы – это головной голос. При пении средних звуков представлять, что звук вылетает изо лба, а звуки низкие – вылетают изо рта. Исполнитель определяет точку необходимого резонатора и мысленно направляет в нее звук. В этой точке звук образно собирается в пучок, в конус.

Но это все – образные ощущения исполнителя.

Использование резонаторов

Навык правильного использования резонаторов приходит с опытом, когда исполнитель разовьет свой слух и научится контролировать пение.
Умение пользоваться резонаторами – это умение направить звук в необходимую точку, в которой голос звучит лучше всего: при головном резонировании голос приобретает полетность и пение в высокой позиции – то, что ценно в звучании голоса. Головное резонирование обеспечивает голосу выносливость.
При пении с использованием грудных резонаторов появляется мощь, сила и собранность звука.

Когда преподаватель хочет добиться пения с использованием верхних, головных резонаторов, он говорит о необходимости «петь в маску». Где же находится эта маска? На выручку опять приходит воображение. Представьте участников карнавала, лица которых прикрыты масками. Вот в эту часть лица и нужно мысленно направлять звук. Для ощущения маски помогут упражнения – интонирование на звуки «м», «н». Эти согласные звуки, а также пение закрытым ртом вызовут ощущение вибрации на губах и переносице.

В вокале есть выражение – точка опоры. Что же это такое?
Пение с использованием верхних, головных резонаторов, обеспечивающих пение в высокой позиции – это верхняя точка опоры звука.
А пение с использованием нижних, грудных резонаторов при правильном певческом дыхании – это нижняя точка опоры.

Правильное голосообразование предполагает умение пользоваться резонаторами. А для этого нужны необходимые знания, которые следует применять на практике.

А как Вы понимаете, что такое резонаторы и как ими пользоваться?

Если статья оказалась полезной, поделитесь ею, кликнув на кнопки социальных сетей. И не забудьте оставить комментарий!

С уважением, Ирина Анищенко

.

Источник

Резонаторные полости гортани, черепа. Явление созвучия, отзвука и резонанса

Явление созвучия заключается в том, что какое-либо эластическое тело, не имеющее своей собственной определенной частоты колебаний, начинает колебаться с такой же частотой, с какой колеблется источник звука, непосредственно с ним связанный. Так, под влиянием колеблющегося камертона, поставленного на поверхности стола, начинает колебаться стол. Голосовые связки, как колеблющаяся акустическая система, вызывают явление созвучия прежде всего в непосредственно связанных с ними и способных совершать колебательные движения элементах гортани. Эти элементы должны обладать двумя качествами, необходимыми для возникновения волнообразного движения: упругостью и инертностью.

Требованиям этим отвечают прежде всего хрящи гортани: надгортанник, щитовидный, перстневидный, черпаловидные, а также хрящи трахеи и бронхов. Явление созвучия можно наблюдать и в других частях тела, способных воспринимать энергию колебательного движения, а именно: в ребрах, грудине, ключице и лопатках, во всех тонких и плоских костях, а также в длинных костях, например костях голени. Толстые массивные кости, например, тазовые кости этой способностью не обладают. Тонкие кости глазниц, носа и лица также колеблются во время пения. В связи с тем, что в области лицевой части головы поле колебаний при нении соответствует приблизительно поверхности, которую закрывает наложенная на глаза маска арлекина, принято говорить: „направить звук в маску”.

Резонатором называем такую акустическую систему, которая начинает колебаться под влиянием источника звука, находящегося вне ее. Если над струнами рояля пронести колеблющийся камертон, то зазвучит та струна, которая настроена на частоту колебания камертона. Резонаторная камера — это ограниченная со всех строи часть воздушного пространства.

резонанс звуков

Гортань человека является резонатором, имеющим форму трубы, закрытой с одной стороны сомкнутыми голосовыми связками. Роль резонаторов играют также трахея и бронхи. Большой резонаторной камерой является грудная клетка. Её собственный тон соответствует 150—400 колебаниям в секунду.

Воздушные полости, лежащие над гортанью: нижний, средний и верхний отделы глотки, ротовая полость, носовая полость с придаточными пазухами — также выполняют функцию резонаторов.

Гортань, ротовая полость, нижний, средний и верхний отделы глотки могут изменять свой объём в результате сокращения мышц, которые увеличивают или уменьшают размеры этих полостей.

Голосовой аппарат человека обладает очень большой подвижностью и возможностью изменять свою форму и функцию. При постоянном неизменном объёме и форме резоиаторных полостей высота голоса может измениться в зависимости от частоты колебаний голосовых связок.

Постоянные смены высоты, напряжения и окраски звука характерны для пения, в то время как при разговорной речи смена этих качеств голоса почти не улавливается.

Как разговорная речь, так и пение возникают благодаря координации функции дыхания, фонации и артикуляции. В результате колебания голосовых связок возникает звуковая волна, которая в резоиаторных полостях, расположенных над гортанью, приобретает определенную окраску и претворяется в артикулированный звук. В этих полостях одни составные тоны голосового звука усиливаются, другие — затихают, таким образом происходит дальнейшее формирование тембра голоса уже по выходе его из гортани, а также оформление артикулированного звука.

– Также рекомендуем “Резонаторная функция гортани, ротовой, носовой полостей и пазух носа. Надставная труба”

Оглавление темы “Функция голосового аппарата и формирование голоса”:

  1. Стробоскопия. Методика проведения стробоскопии у детей и взрослых
  2. Оценка, уровня, колебаний, контакта голосовых связок. Рентгенография гортани
  3. Томография гортани. Томография голосовых складок при нарушениях голоса
  4. Рентгенокинематография неба, глотки, голосовых связок. Электромиография мышц гортани
  5. Резонаторные полости гортани, черепа. Явление созвучия, отзвука и резонанса
  6. Резонаторная функция гортани, ротовой, носовой полостей и пазух носа. Надставная труба
  7. Резонаторная функция и участие глотки в формировании голоса
  8. Хронаксия(время) мышц глоточного кольца. Артикуляция (произношение) гласных
  9. Произношение (артикуляция) согласных звуков
  10. Влияние строения тела, скелета на голосовой аппарат и голос

Источник

Резонаторная функция гортани, ротовой, носовой полостей и пазух носа. Надставная труба

Гортань, которую можно назвать акустическим генератором, является одновременно очень важной резонаторной камерой. Резонаторная функция гортани заключается в том, что первоначально возникший тон обогащается в ней сопутствующими тонами и приобретает определенную окраску. Тембр голосового звука изменяется в самой гортани. Точно так же, как и в других резоиаторных полостях, в гортани выделяются определенные составные тоны звука, которые продолжают звучать с полной силой, остальные же тоны заглушаются. Объём гортани увеличивается и уменьшается благодаря ее экскурсиям вверх, вниз и назад.

Комплекс резонаторных камер, расположенных над гортанью принято называть надставной трубой. В состав надставной трубы входят: глотка, ротовая полость, носовая полость вместе с придаточными пазухами.

Подразделение на надставную трубу и гортань принято лишь в научных целях, так как в действительности эти два отдела функционируют одновременно: и нормальная речь обуславливается согласованностью их действий: в голосовых связках возникает основной тон, который в лежащих выше отделах превращается в сложный звук (голос), а голос — в свою очередь — в артикулированную речь. Таким образом, надставная труба и гортань составляют в функциональном отношении единое целое. Процесс образования звонких согласных (б, в, г, д, з, ж, й, л, м, н, р) обусловлен одновременным колебанием голосовых связок; в то время как артикуляция глухих согласных (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) осуществляется при несомкнутых и неколеблющихся голосовых связках.

Координированная функция гортани и надставной трубы обусловливается очень точной деятельностью мышц голосового аппарата. От координированной функции всего голосового аппарата зависят индивидуальные особенности каждого голоса, его тембр и диапазон.

резонаторная функция гортани

Ротовая полость является очень важным отделом резонаторной системы. В этом мы можем убедиться, если к открытому рту поднесём колеблющийся камертон и одновременно начнём различным образом изменять форму ротовой полости, увеличивая или уменьшая се объем. При таком эксперименте наблюдается различное звучание камертона.

Объём ротовой полости при произношении гласной у, которая является низким звуком, увеличивается, а при произношении гласной и, которая является высоким звуком, соответствующим образом уменьшается.

Ротовая полость может увеличивать или уменьшать свой объём и изменять форму в зависимости от положения нижней челюсти, мягкого нёба и языка.

В электроакустике существует понятие объединенных резонаторов, состоящих из нескольких соединенных между собой камер, явление резонирования в таких системах подчиняется определенным законам.

Полость носа с придаточными пазухами представляет собой резонаторную систему, значение которой для тембра голоса является общеизвестным и очень важным. Специальное и отличительное качество этого резонатора заключается в том, что он может быть в одних случаях включенным, а в других — выключенным, в зависимости от функции мышц мягкого нёба и глотки. При произношении носовых зкуков: м, н, — резонаторная функция носовой полости увеличивается. Носовая полость и прилегающие к ней пазухи составляют единую резонаторную систему, оказывающую огромное влияние на явление резонанса.

– Также рекомендуем “Резонаторная функция и участие глотки в формировании голоса”

Оглавление темы “Функция голосового аппарата и формирование голоса”:

  1. Стробоскопия. Методика проведения стробоскопии у детей и взрослых
  2. Оценка, уровня, колебаний, контакта голосовых связок. Рентгенография гортани
  3. Томография гортани. Томография голосовых складок при нарушениях голоса
  4. Рентгенокинематография неба, глотки, голосовых связок. Электромиография мышц гортани
  5. Резонаторные полости гортани, черепа. Явление созвучия, отзвука и резонанса
  6. Резонаторная функция гортани, ротовой, носовой полостей и пазух носа. Надставная труба
  7. Резонаторная функция и участие глотки в формировании голоса
  8. Хронаксия(время) мышц глоточного кольца. Артикуляция (произношение) гласных
  9. Произношение (артикуляция) согласных звуков
  10. Влияние строения тела, скелета на голосовой аппарат и голос

Источник

Резонанс – физическое явление, но оно имеет прямое отношение к вокалу. Всем известно, что голос человека является определенными звуковыми колебаниями, а вот как использовать резонаторы голоса – вопрос не из легких.

Немного теории

Школа Artvocal.ru предлагает всем желающим пройти курс обучения и научиться управлять своим голосом. Вокальное искусство подразумевает не только его силу, но и разные способы извлечения звука, именно это – главный показатель профессионализма. Поэтому так важно знать все резонаторы голоса у человека.

Итак, начнем. Воздух, который набирается в момент вдоха в легкие, проходит достаточно длинный путь: сначала он попадает в гортань, затем в бронхи. И вот здесь начинается волшебство! Благодаря мышцам, которые можно напрягать или расслаблять, звук на выдохе приобретает именно тот окрас, который и нужен! Все полости с воздухом и можно назвать резонаторами, так или иначе влияющими на звук.

Верхние и нижние резонаторы голоса

Все наши резонаторы условно разделены на две группы: нижние – они же грудные – расположены ниже голосовых связок, а верхние – соответственно, выше. Нижние резонаторы позволят сделать бархатистыми так называемые грудные звуки, чаще всего они низкие. Высокие тона будут зависеть от второй группы резонаторов, к тому же они могут быть очень разными по звучанию.

Обучение правильному резонированию – интересный этап для начинающего вокалиста. Наши педагоги обладают большим опытом, необходимым для планомерного обучения, а кроме того, с интересом наблюдают за ростом учеников и радуются их успехам. К слову, красивый тембр голоса, которым славятся известные певцы, это результат правильного обращения с резонаторами, и никак иначе!

Резонаторы голоса увеличивают его амплитуду, что сразу же сказывается на исполнении вокальной партии: известно, что в пределах одного произведения громкость может регулироваться от шепота до максимально возможных показателей. Различные техники исполнения благодаря умению правильно резонировать пригодятся как в классическом вокале, так и в современных вокальных жанрах.

Упражнения для верхних резонаторов

  • 1. Вдохните через нос, максимально мощно и коротко, на выдохе (рот закрыт) произносите звук «м-м-м».
  • 2. Вдохните через нос, на выдохе попробуйте пропеть слова «бом», «дом», «бим», заметно удлиняя последний звук «м».
  • 3. Сделайте глубокий вдох ртом, на выдохе произносите слоги в таком порядке: «ми – миии», «до – дооо», «му – мууу» и другие.

Общее правило таких упражнений – добиться ощущения легкой вибрации верхней губы и гортани. Все эти упражнения направлены на исправление слишком глухого звука.

Упражнения для нижних резонаторов

  • 1. Стоя прямо, наберите полную грудь воздуха и начинайте выдыхать, наклонившись вперед. На выдохе произносите как можно протяжнее «ууу», «ооо», «иии».
  • 2. Точно также набрав воздуха, на выдохе произносите слова: «молоко», «укушу», «туруру».
  • 3. Стоя набирайте воздух, положив руку на грудь. Попробуйте зевнуть, не открывая рта, задержите при этом гортань в нижнем положении на несколько секунд. На выдохе – протяжные звуки «о», «у».

Голос человека – это инструмент, и ему, как и любому инструменту, нужна периодическая настройка. Наши педагоги готовы помочь каждому желающему сделать звучание более благозвучным. Приходите в школу Artvocal.ru и пойте с удовольствием!

Видео урок

Резонаторы

Резонаторы.

Источник