Устройство гортани и работа голосовых связок

Устройство гортани и работа голосовых связок thumbnail

Глотка — это канал с мышечными стенками, соединяющий рот и носовые пазухи с гортанью и пищеводом; глотка является также органом пищеварительной системы. Гортань — канал с хрящевыми стенками, соединяющий глотку с трахеей; по гортани воздух проходит в легкие и выходит из них, также этот орган выполняет функцию резонатора голоса.

ГЛОТКА




Это канал в форме воронки от 12 до 14 см длиной и 35 мм шириной у верхнего края и 15 мм у нижнего. Глотка расположена за носовыми пазухами и ротовой полостью, она углубляется в шею, а затем переходит в гортань и пищевод. Это неотъемлемая часть как дыхательной системы, так и пищеварительной: по глотке проходит воздух, которым мы дышим, а также пища.
В глотке различают три сегмента: верхняя глотка, или носоглотка, связанная своей передней стенкой с носовыми пазухами, на верхней стенке которой находится образование из лимфатической ткани, носящее название миндалины глотки; средняя глотка, или ротоглотка, которая сообщается с верхней частью ротовой полости и на боковых стенках имеет образования из лимфатической ткани, называемые небными миндалинами; и нижняя часть глотки, или гортанно-глоточное пространство, которое спереди соединяется с гортанью, а сзади с пищеводом.

картинка строения глотки. вид сбокукартинка строения глотки. вид спереди

Осуществление двойной функции, которую выполняет глотка, возможно благодаря надгортаннику — образованию в форме теннисной ракетки, расположенному на верхней стенке гортани; обычно надгортанник остается открытым, что позволяет воздуху проходить из гортани к носу и наоборот, однако во время глотания надгортанник закрывается и блокирует вход в гортань — это заставляет комок пищи направляться к пищеводу.

ГОРТАНЬ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ




Это канал в форме усеченного конуса, состоящий из множества суставных хрящей, соединенных различными мышцами, мембранами и связками. Гортань расположена между глоткой и трахеей, ее размер изменяется с возрастом: у взрослого человека гортань достигает 3,5—4,5 см в длину, 4 см в поперечном и 2,5—3,5 см в передне-заднем сечении.

В верхней части гортани находится надгортанник — хрящ, движения которого направляют воздух в трахею во время дыхания и ограничивают его поступление во время глотания. Кроме снабжения воздухом легких и его выведения гортань выполняет еще одну не менее важную функцию: формирует звуки человеческого голоса. На внутренней поверхности гортани с каждой стороны находятся по две складки: волокнистые — ложные голосовые связки и волокнисто-мышечные — истинные голосовые связки, разделенные между собой щелью V-образной формы, носящей название голосовой щели, которая отвечает за формирование звуков (более подробно о структурах гортани можно прочитать в следующих статьях: мышцы гортани, хрящи и суставы гортани, полость гортани, голосовые складки гортани и функции гортани).

гортань строение и функции

ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ И ГОЛОС




Из связочного аппарата гортани стоит запомнить следующее: гортань присоединена к подъязычной кости на щитоподъязычной мембране, а между дугой перстневидного и нижним краем щитовидного хрящей растянута крепкая эластичная перстнещитовидная связка.

Мелкие связки укрепляют оба сустава гортани и фиксируют надгортанник к подъязычной кости и углу щитовидного хряща. Самой известной является голосовая связка, она расположена между щитовидным хрящем и голосовым отростком черпаловидного хряща соответствующей стороны. Параллельно ей и чуть выше проходит не резко выраженная преддверная складка. Обе они парные.

Голосовые связки образуют голосовую щель. От ее ширины и от степени натяжения самих связок зависит, как изменяется голос. И то, и другое определяется сокращением той или иной поперечно-полосатой мышцы. Поэтому, рассмотрев хрящевой, суставной и связочный аппараты, логично обратить внимание и на мышцы гортани. Чтобы понять принцип, заложенный в основе движения гортани.

Звуки, которые издает человек, возникают из-за вибрации голосовых связок в момент когда воздух проходит из легких назад в ротовую полость; из звуков человек образовывает слова. При вдохе, как и при выдохе, когда человек не разговаривает, его голосовые связки расслаблены и прислонены к стенкам гортани так, чтобы воздух проходил без какого-либо сопротивления. И наоборот, когда человек разговаривает, во время выдоха благодаря мышцам, сокращающим гортанные хрящи, голосовые связки напрягаются, приближаются к средней линии гортани и вибрируют, прежде чем воздух из легких выйдет наружу. Так, согласно степени напряжения и форме, которую голосовые связки принимают в определенный момент, образуются звуки разной высоты.

Источник

А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.

А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь — громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять свой голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.

О физиологии голоса и колебании голосовых связок

Голос — это волна звука. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда воздух давит на «тело», оно колеблется в пространстве и образует волну из вибраций. У певцов производят колебания голосовые связки. Они вибрируют так быстро, сотни раз за секунду, что воздух вокруг них начинает звучать.

Читайте также:  Узи гортани в воронеже

Получается, что мы не поем, а просто сотрясаем воздух вокруг

Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру:

Как видно на видео, связки легко тянутся и меняют форму в процессе пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу — они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.

Устройство голосового аппарата

Процесс пения — это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата: диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и нёбо. Посмотрите, какие этапы проходит поток воздуха, чтобы стать звуковой волной:

как работает голос, как устроен голос, голос пение, голос вокал, голос вокал пение, как развить голос, анатомия голоса в пении, анатомия голоса вокал, строение голоса вокал, певческий голос, как устроен певческий голос, голос для пения, развитие вокальных данных, блог о вокале, блог о пении, блог педагог вокала, статьи о голосе, лайфхаки вокал, как колеблются связки, как смыкаются связки, смыкание голосовых связок, голосовые связки вокал, резонанс голоса пение, резонанс вокал, резонанс пение, резонирование голоса, резонирование голоса вокал, вокальное дыхание, певческое дыхание, дыхание при пении, выдох пение, как научиться петь, как петь лучше, секреты вокала, дорнгоф


  • Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких


  • Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха голосовые связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.


  • Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде. А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы – в нос, рот, чувствуем вибрации в глотке, груди, лице.


  • Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции. Заполняем звуком рот, выпускаем его вперед и… поём!

вокальные ошибки при работе голосовых связок

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе — вокального дыхания. Вот как дышать при пении не правильно:

слишком много выдоха = несмыкание связок

Одна из частых вокальных ошибок – совсем не экономить воздух и очень(!) много выдыхать во время пения. Если диафрагма не контролирует поток дыхания, воздух выходит большой волной. Голосовые связки не могут удержать давление воздуха. Произойдет несмыкание. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос! На слишком большом выдохе звук будет тихим, либо его не будет вовсе.

Иногда такое нарушение подсвязочного давления переходит в болезнь и называется гипотонусом вокальных мускулов. Связки свисают как две безвольные тряпочки и не могут сомкнуться. Тембр голоса – сиплый, звук вялый. Часто такие люди считают, что не умеют петь громко, хотя решается эта проблема легко: меньше выдыхайте, смыкайте связки плотнее.

Слишком мало выдоха = голосовой зажим

И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мозоли, узелки на связках.

При этом во время пения возникают болезненные ощущения – жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность. Как только вы почувствовали дискомфорт при пении – сбавьте громкость и спойте тихим полушёпотом. Когда мы шепчем, связки размыкаются, воздух свободно выходит. Пение на тихом звуке снимает напряжение.

Есть такое понятие как «белтинг» или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь соблюдая вокальную «технику безопасности» — не выдавливать звук, а смыкать связки на твердой атаке аккуратно. Не «запирать» воздух внутри, а выпускать его едва ощутимым потоком, создавая подсвязочное давление.

Главное соблюдать баланс – смыкать связки плотно, но равномерно выдыхать при пении

голос связки, колебания голосовых связок, устройство голосового аппарата, как устроен голос, физиология голоса, о вокале, как работают голосовые связки, голосовой аппарат, голос и связки

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани — в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно — смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем! Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой также состоят мышцы сердца и желудка — такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли! Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.

То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них — это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха. И натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань принимает при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимите гортань. Понимание, как устроен голосовой аппарат дает вам безграничные возможности: петь то мощным звуком, то звонким, то нежно и трепетно, то с берущим зрителей за душу, то криком! И все всего лишь от разного смыкания связок.

А вы знали?… Кое-что из физиологии голоса


  • В мире нет двух одинаковых голосов! Потому что у каждого из людей разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже. Голоса детей зачастую похожи на голоса родителей по тембру, так как из-за генетики у них похожая физиология. Но все-таки их голоса хоть немного, но различаются.


  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью. Так если вы видите человека впервые и шея у него длинная, возможно предположить, что у него будет низкий тембр голоса.


  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых – отсюда получается разная окраска тембра и сила голоса.


  • Вокальные упражнения тренируют такую подвижность связок на уровне мычшеной памяти, чтобы они были эластичными, а голос свободным и гибким.​ С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.


  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона, то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще брать высокие ноты.


  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.


  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).

Какой длины и толщины голосовые связки у вас?

Чтобы узнать, какой у вас голос и строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью медициской техники, как смыкаются голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, какое подсвязочное давление, какая длина гортани и даже какой стиль музыки лучше подойдет голосу с такой физиологией, как у вас! Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Голосовые связки работают, даже когда мы молчим!

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай или басы из колонок на рок-концерте.

Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), особенно на дыхание, тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, спровоцирует зажим.

Читайте в следующей статье, как работают связки при пении высоких нот и как это влияет на технику вокала.

КАК РАЗВИТЬ ТЕХНИКУ ПЕНИЯ

Курс вокала о физиологии голоса
по современным методам пения (CVT, EVT).

Узнать о курсе

Устройство гортани и работа голосовых связок

Источник

строение голосового аппарата

Для лучшего овладения своим голосом необходимо понимание – что такое голосовой аппарат, как взаимодействует голос с голосовым аппаратом, знать строение и функции голосового аппарата. Рассмотрим, из чего же состоит голосовой аппарат.

Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое. дыхательный аппарат

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

речевой аппарат

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

гортань с голосовыми связками

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из  хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

К голосовому аппарату относятся резонаторы.

Резонатор – часть голосового аппарата, которая усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга. Резонаторы влияют на голос – придают тембр – определенную окраску.

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные). Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные). Это трахея и бронхи.

Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов, а нижняя часть диапазона — с использованием грудных резонаторов.

Если мы  правильно пользуемся резонаторами,  правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это  атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.

.

Источник