Урок по расслаблению гортани
Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.
“Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность.
Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.
1. Приоткройте губы
Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться). Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.
Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.
2. “Фыркающая лошадь”
Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица. Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне. Сделайте выдох с вибрацией губ. Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно). Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.
Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание. Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.
3. “Радист”
Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.
Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин. Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.
4. “Зевающий лев”
Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.
На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается. Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).
5. Пение буквы “М”
Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).
Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.
Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются. Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия. Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.
6. “Пузатик”
Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот. Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее. Рука на груди должна оставаться неподвижной. Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.
Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков. Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция. Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.
Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.
7. “Дрожь земли”
Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении. Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях. Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит). Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному. Польза двойная: 1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению 2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.
Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).
Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.
8. “Выйдите из туалета”
Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.
В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению. Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.
9. Делайте выдох дольше
Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы. Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.
В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).
Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.
10. Лежите на лопатках на болстере для йоги
Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см. Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх. Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания. Дышите, как всегда, животом.
11. Дыхание через одну ноздрю
Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.
12. Бег
Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы. Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.
Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем. Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется. Из минусов, бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.
Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.
Источник
Гортань – очень важная часть голосового аппарата, необходимая для пения. Гортань при пении должна находиться в определенном положении. В каком? Давайте разберемся, а также узнаем, как расслабить гортань и какова вообще роль гортани при пении.
Что такое гортань?
Гортань – это один из участков дыхательной системы. Она соединяет глотку и трахею.
Что такое гортань
Внутри гортани (в узкой ее части) находятся как раз голосовые связки.
Положение гортани
При пении необходимо следить за положение гортани, особенно, новичкам. Опытным певцам со стажем уже не нужно следить за ней, потому как у них уже автоматически гортань становится в нужном направлении.
Как следить за гортанью? Очень просто – нужно следить за положением кадыка (адамово яблоко). Мужчинам это делать проще, потому что кадык (он же гортань) у них выступает и видно, как он опускается или поднимается при пении (и даже в обычном разговоре). Женщинам, конечно, сложнее.
Что значить положение гортани?
- Низкое положение гортани. Попробуйте сейчас зевнуть, при этом положите пальцы на кадык (или просто смотрите в зеркало). Когда Вы будете зевать, заметите, что гортань (кадык) опускается. Это значит “низкое положение гортани”.
- Высокое положение гортани. Теперь также следите за гортанью, и при этом глотните. Вы заметите, как гортань поднимается. Это и есть “высокое положение гортани”.
Многие преподаватели по вокалу утверждают, что правильное положение гортани при пении – низкое. Отсюда и возникает утверждение вокалистов, которое Вы, возможно, слышали, что пень нужно как бы “на зевке”.
Но существует много споров по этому поводу: кто-то говорит, что гортань должна быть максимально опущена, а кто-то утверждает, что ее не нужно опускать специально.
Одно мы знаем, что оперные певцы поют только при опущенной гортани. А также мы знаем, что оперные певцы – знатоки в своем деле.
Положение гортани у оперного певца
Значит, правильное положение гортани при пении – опущенное? Да, так и есть. Но дело в том, что если при пении попытаться специально опускать гортань, то это вызовет в ней напряжение и неприятные ощущения, что не только не поможет пению, но может и навредить.
Но задираться вверх гортань не должна, это уж точно. Задирание гортани (кадыка) наверх часто происходит у новичков, особенно на высоких нотах (“Головной голос. Как петь высокие ноты?”). Попробуйте спеть какую-то очень высокую для себя ноту (скорее, Вы это сделаете на фальцете), при этом проследите за гортанью. Если Вы новичок, то, скорей всего, она у Вас поднимется. И это неправильно. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно научиться петь на поставленном голосе (опоре).
И не нужно думать о гортани во время пения. Когда Вы поставите голос на опору, а также найдете необходимое положение при пении – проблема с задиранием гортани пропадет сама собой. А если все время следить за гортанью, то можно наработать себе только зажимы – ничего хорошего.
Как расслабить гортань?
Частая проблема у новичков в области пения (да и не только у новичков) – это зажатая, не расслабленная гортань. Существуют некоторые упражнения для расслабления гортани.
- Зевок. Это очень простое упражнение и, в то же время, очень эффективное. Просто позевайте несколько раз перед пением или во время пения, и Вы почувствуете, как напряжение в гортани начинает спадать. Можете сопровождать выдох от зевка громким звуком – это поможет расслабить голос и убрать зажимы.
- Мычание. С закрытым ртом пропевайте звук “М” на любой удобной высоте. Гортань при этом расслабленна, не пытайтесь ее опустить или поднять. При таком расслабленном мычании у Вас может появиться щекотание в носу и в области передних зубов – это нормально, так и должно быть: значит, правильно работают резонаторы.
- Пойте так, как говорите. Чтобы не напрягать гортань при пении, попробуйте петь так, как говорите. В качестве упражнения возьмите любое слово, например, “тарелка”, и просто говорите это слово, при этом растягивая гласные звуки, типа так: та-реэээээээл-ка (об этом мы уже говорили в уроке “Голосовой зажим. Освобождение голоса”). Это нужно делать, конечно, расслабленно, на удобной Вам Высоте. Поймайте это ощущение расслабленности, а потом перенесите его на пение.
Заключение
Выполняйте советы и рекомендации из статьи, ищите ощущения расслабленности, запоминайте их – и вспоминайте при пении.
Пожалуйста, не насилуйте свою гортань и не пытайтесь излишне занизить гортань при пении. Когда Вы наберетесь опыта, а также научитесь петь на опоре, гортань сама встанет туда, куда ей надо (у каждого может встать по высоте по-разному, потому как у всех разный голос). Удачи!
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Источник
Анатомия голосовых складок и соединительной ткани гортаниКак и остальные отделы дыхательного тракта, гортань выстлана многорядным цилиндрическим реснитчатым эпителием, исключение составляет одна небольшая, но крайне важная область. Медиальные края голосовых складок выстланы многослойным плоским эпителием, который более приспособлен к трению и столкновениям, сопровождающим процесс фонации. Мембранозное строение имеют три пары складок гортани. Самые верхние, черпаловидно-надгортанные складки, начинаются от верхушки черпаловидных хрящей и крепятся к боковым поверхностям надгортанника. Их основная роль состоит в защите дыхательных путей от аспирации. Основными функциональными элементами гортани являются желудочковые и голосовые складки. Старый термин, «голосовая связка» используется до сих пор, но в научном сообществе его практически полностью заменил более точный термин «голосовая складка», буквальный перевод прежнего латинского plica vocalis. Также из употребления выходят термины «ложные голосовые связки» и «истинные голосовые связки», вместо них используются «желудочковые складки» и «голосовые складки», соответственно. Основные гистологические и анатомические характеристики их представлены на рисунках ниже. Эти пары складок более крупные, чем черпаловидно-надгортанные складки, имеют характерную внутреннюю структуру и играют важнейшую роль в обеспечении нормальной функции гортани. Желудочковые складки состоят из нескольких слоев. Под респираторным эпителием находится базальная мембрана, состоящая из неорганизованной соединительной ткани. Глубже расположена строма, представленная плотной соединительной тканью, обеспечивающей основную опорную функцию. Внутри стромы расположены многочисленные железы, обеспечивающие защиту и увлажнение голосового отдела гортани. Собственных мышечных волокон желудочковые складки не имеют, незначительное их количество представлено волокнами щиточерпаловидных мышц.
При закрытии голосовой щели происходит медиализация желудочковых складок. При некоторых заболеваниях они играют роль в формировании патологической фонации. Четырехугольные мембраны начинаются от латеральных краев надгортанника и близлежащих внутренних краев щитовидного хряща, затем каждая из них спускается книзу, прикрепляясь к медиальной поверхности черпаловидных хрящей. В нижнем отделе четырехугольная мембрана образует утолщение, которое часто, но неверно, называют желудочковой связкой. Способность человека производить разнообразные звуки во время фонации и, что не менее важно, точно контролировать их произведение, во многом основана на сложном гистологическом строении голосовых складок. В строении голосовых складок выделяют пять слоев и три отдела. Отдельно выделяют эластический конус — поверхностную мембрану, выстилающую подскладочное пространство и соединяющую некоторые хрящи гортани друг с другом. В эластическом конусе выделяют медиальную и латеральную перстнещитовидные мембраны. В нижних своих отделах конус соединяется с выстилкой трахеи. Тело голосовой складки представлено щиточерпаловидной мышцей, расположенной в глубине складки. Ее сокращение приводит либо к укорочению голосовой складки, либо к повышению ее жесткости. И хотя тело голосовой складки напрямую не участвует в ее колебании, оно регулирует биомеханические свойства других активно вибрирующих слоев.
Медиальнее тела голосовой складки расположена ее собственная пластинка, представленная организованной соединительной тканью. В этом слое соединительная ткань расположена достаточно рыхло, пространство между ее волокнами заполнено жидкостным содержимым (протеогликаны, гликозаминогликаны). В собственной пластинке в зависимости от состава и типа соединения волокон (эластина и коллагена) дополнительно выделяют три слоя. Как правило, чем глубже расположен слой, тем выше содержание коллагена и ниже содержание эластина. Промежуточный и глубокий слой вместе образуют голосовую связку; в то время как поверхностный слой собственной пластинки и плоский эпителий образуют покровный слой голосовой складки. При изменении длины голосовой складки изменяются ее физические свойства, такие как толщина и упругость. В результате меняется и характер колебаний, вызываемых потоком воздуха. Изменения затрагивают амплитуду и частоту вибрации голосовых складок. Жесткость тела голосовой складки также играет роль в изменении характера вибрации, т.к. способность покровного слоя к вибрации зависит от подвижности тела. Поэтому, при увеличении длины голосовой складки, увеличивается ее натяжение. Но данная зависимость нелинейна и характеризуется значительным гистерезисом (т.е. соотношение натяжение-упругость может быть различным, в зависимости от того, сокращаются или удлиняются голосовые складки). Чем сильнее натянуты голосовые складки, тем выше частота их колебания, но из-за нелинейного характера данного уравнения соотношение на самом деле сложнее.
– Также рекомендуем “Нервы гортани и ее иннервация” Оглавление темы “Гортань”:
|
Источник