Учит гортань проговаривать впусти
Иосиф Бродский, новое:
Однажды этот южный городок
был местом моего свиданья с другом;
мы оба были молоды и встречу
назначили друг другу на молу,
сооружённом в древности…
Как славно вечером в избе,
запутавшись в своей судьбе,
отбросить мысли о себе
и, притворясь, что спишь,
забыть о мире сволочном
и слушать в…
В тот вечер возле нашего огня
увидели мы чёрного коня.
Не помню я чернее ничего.
Как уголь были ноги у него.
Он чёрен был, как ночь, как…
Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они — снег,
пляшущий снег снов.
Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом….
Что далее. А далее — зима.
Пока пишу, остывшие дома
на кухнях заворачивают кран,
прокладывают вату между рам,
теперь ты домосед и звездочёт,…
Любите поэзию?
Интересные цитаты
Недаром ношу я дурацкий колпак —
Меня он и кормит и поит.
А кто для себя — и бесплатно — дурак,
Тот очень немногого стоит!..
Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.
Иосиф Бродский, самые читаемые стихотворения:
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Только…Я вас любил. Любовь ещё (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Всё разлетелось к чёрту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с…Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для…Я всегда твердил, что судьба — игра.
Что зачем нам рыба, раз есть икра.
Что готический стиль победит, как школа,
как способность торчать, избежав…И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.И вечный бой…
Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому ещё ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадёшь?
Воротишься, купи себе на ужинкакого-нибудь…
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё…Бессмертия у смерти не прошу.
Испуганный, возлюбленный и нищий, —
но с каждым днём я прожитым дышу
уверенней и сладостней и чище.Как широко на…
Октябрь. Море поутру
лежит щекой на волнорезе.
Стручки акаций на ветру,
как дождь на кровельном железе,
чечётку выбивают. Луч
светила, вставшего…Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем…
Лучшая поэзия, читайте на сайте
Что стоит прочитать?
«Почитай эту книгу, обязательно!» — советовал мне приятель на одном литературном форуме, на что я, услышав знакомое…
Источник
. 5. II.
, , , , . .
, ,
,
, , ,
,
, ,
–
,-
,
.
, ,
.
, ,
.
,
, ,
, .
(1972)
. , , . , , , . , . – , , . . .
, . , , ( , . ).
,
. — .
, :
…
–
,
,
, .
, ,
. – ,
, , ,
, – ,
… ,
,
,
, ,
, , ,
.
, ,
, .
, , .
, .
,
.
, .
:
,
, , .
(1972)
. , , .
, , . , , . , , -, . , , . , .
, , : / . — . – , 10 , . , .
. : / …
– , / , , , / , – , , .
, ? – , , , 20 , . , : . , , . .
: : / , / , , . , . , , , XIX .
***
,
( , ,
).
,
,
;
,
,
: .
, ,
,
,
,
, .
,
.
.
,
, .
,
, .
–
.
,
.
, ,
.
, ,
,
,
.
: , , ( : – , ).
, .
20 , . . .
VII
.
-, , .
.
– .
—
, — .
, ,
?
, , …
— .
,
.
. . .
, .
(.) (Eine kleine nachtmusik) .
XVII
,
,
,
,
— — —
— — — , ,
( ), ,
,
, ,
.
, , , , ( ), , , , , , .
, . : , , , , , … , : .
, ., ,
,
, .
, Ɣ.
, .
.
, , .
. .
, , .
.
. .
.
.
.
, ,
.
. ,
., ,
,
( ) -,
.
.
.
, .
, ,
. .
.
,
.
.
.
, .
, .
, .
.
.
, .
, .
. ̔.
,
.
, , ,
, .
. .
.
, .
.
.
–
.
.
. .
, ,
.
, .
.
: .
(1975)
., , , . 1864- III. 19 1867 .
: . (, , 1875).
1867
, .
– ,
, , .
.
, ,
.
– , – .
, ,
, ,
.
;
.
:
, .
, .
, , ,
, – ,
,
,
– .
(1975)
, – , , .
, / – – .
, – , , , , , (). , , 1890- .
, . , . :
.
.
.
,
,
.
;
.
, !
, ,
.
—
,
.
—
,
.
— : ,
, .
.
.
—
.
— :
.
!
— !
, ,
.
, !
!
;
.
,
.
,
.
,
!
.
,
, .
,
,
,
,
,
,
,
—
—
.
.
(1993)
– , : , .
, .
, , .
,
,
.
,
.
!
!
, ,
.
.
.
.
—–
-.
, .
, .
, , .
.
.
,
,
.
. ,
.
—–
.
( , ,
.)
.
. .
( ,
.)
.
( ,
?)
,
.
( ,
.)
—–
-.
.
.
-.
,
,
.
-.
-.
-.
,
.
——
– , ,
.
, ,
.
.
.
, ,
( ).
.
!
, ,
.
—–
-.
, .
.
,
.
, .
, .
, ,
,
, .
.
, .
.
—–
,
,
.
,
,
.
.
.
.
,
, .
. .
(1975)
, .
.
, ,
.
.
,
, .
,
, .
, ?
. ,
,
. ,
;
, .
– ,
, .
,
, .
, .
, . ,
: ,
! .
,
, !
: .
(1975)
.
. ,
,
.
.
, ,
.
.
,
, ,
.
(: ).
, , .
, –
.
; ,
, .
.
.
, ,
.
.
. .
,
, – .
. ,
, .
.
.
,
,
.
(1975)
, . . .
, , ,
.
, .
, ,
, —
,
,
,
.
— ;
,
, .
, .
,
, ,
— , —
,
, ,
-, ,
,
, ,
,
, ,
.
, , , , ,
,
,
,
,
,
,
;
, ,
, ,
.
.
. ,
, ,
, :
.
, .
!
.
, .
,
.
. ,
.
. — ,
— ,
.
, !
– . . .
, ,
—
. ,
.
,
: .
. , ,
, ,
, ,
, ;
,
:
,
, ,
;
.
. ,
, –
, ,
.
.
, ,
, , ,
. , ,
!
, ,
, ,
,
,
, .
, ,
, ,
, ,
, ,
.
, .
: – ,
,
,
, , ,
.
, ,
, ,
, , ,
, —
,
,
, .
, ,
– , !
(1975)
, , . . , , :
https://epygraph.ru/text/117
, :
, .
. , , .
. () , . , , . , , – , , . , , () , . , , -.
, . , , . – , , .
1976-, , . 1985- . , . , , , . .
,
. .
,
, ,
, ,
.
,
.
.
! !
, ,
, ,
, — .
.
, .
– ,
, .
, ,
. !
,
, !
, , —
; .
(1976)
– , , . . 1974 – , . . . (!), .
? ? ? , :
,
,
,
,
— .
–
.
( , 1908 1909)
( ) , .
( , 1975 – 1976)
, – , , , , , .
, , . , , (https://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/brodskiy1/) :
, . : , . , .
, 8 , 1983- 1984- . .
***
, ,
, , ,
, ,
, , ,
, .
, ,
, .
, , ,
, ,
,
, ,
,
, ,
.
( ): () (). : , , , , . , . , , – , , , .
* * *
, .
.
, .
, ,
, .
,
.
,
, ,
, , .
, , . , , .
* * *
, ,
, .
,
, .
,
,
.
, ,
,
, .
, , : . , . – , .
* * *
– . – .
.
.
, .
.
.
,
.
–
.
, , , , , , , , – . .
* * *
– .
,
.
,
– – ,
,
,
.
, , -, , :
. : , . .
… (, ..), <…> 蔓
( , , , ).
, / – – . – , , , () ().
* * *
,
, .
.
, .
;
, .
,
.
.
, , –
.
,
.
– , . , , .
, , : .
* * *
,
, ,
– , ,
, ;
. ,
,
, , , ,
, – .
, .
:
.
, , ? , , , ( ):
, , , . , , .
, – , , . , , . , , ?
– . , : / , .
* * *
, .
, , .
;
, , .
.
,
.
, , .
,
, ,
, , ,
.
–, ! , , , , … – , :
? , ? , , ? , – , , , – , , .. , …
, , … …
(https://brodsky.livejournal.com/229490.html):
: … – The More Loving One? .
:
The More Loving One
Looking up at the stars, I know quite well
That, for all they care, I can go to hell,
But on earth indifference is the least
We have to dread from man or beast.
How should we like it were stars to burn
With a passion for us we could not return?
If equal affection cannot be,
Let the more loving one be me.
Admirer as I think I am
Of stars that do not give a damn,
I cannot, now I see them, say
I missed one terribly all day.
Were all stars to disappear or die,
I should learn to look at an empty sky
And feel its total dark sublime,
Though this might take me a little time.
, – . Max Dekko.
* * *
, ,
, ,
,
.
, ,
;
, ,
.
–
,
.
()
– . , ? (. ).
– , . , .
* * *
, ;
, , .
, , ,
.
, ,
.
,
, .
,
,
; ,
.
: , , , / .
. .
* * *
,
,
– ,
.
, , , ,
, ,
-,
, , .
,
.
,
, .
, .
* * *
, ,
, – ,
, ?
,
.
, ,
,
, -,
, ?
, . , , . .
* * *
–
,
, , ,
.
,
;
, ,
. .
.
;
. .
. , , , ? -, – , . , , , , … , … … .
, . . ( , ).
* * *
,
. , ,
–
– .
, ,
, , ;
.
,
,
,
, .
* * *
,
.
,
, .
, ,
–
,
.
, ,
, – ,
,
.
* * *
,
,
, , .
,
,
,
, .
.
: ,
, ,
, , .
* * *
, . , ,
.
,
, , .
;
, .
,
,
, ,
, ,
, , ,
.
* * *
– , ,
,
, ,
.
,
,
,
.
, ,
, ,
, .
* * *
…
, .
,
,
,
. , ,
, ,
.
. . .
* * *
, .
, .
, , –
, , .
,
, ,
, ,
.
,
,
, ,
.
I
,
. , ,
,
, ,
, .
, .
, ,
. .
,
(
).
, .
, ,
, .
– , .
II
, . ,
,
. .
,
,
,
; .
,
, , .
, ,
.
, .
, ,
.
(1977)
, ..:
, ( , – , ), , . , – , .
-, . – , – . , – .
, , .
(, .., , ), . , , -, .
, : , , / , – , .
, . , , , – .
, , . , . , . , .
, . , , ? . .
Источник
Заметка для энциклопедии
Прекрасная и нищая страна.
На Западе и на Востоке — пляжи
двух океанов. Посредине — горы,
леса, известняковые равнины
и хижины крестьян. На Юге — джунгли
с руинами великих пирамид.
На Севере — плантации, ковбои,
переходящие невольно в США.
Что позволяет перейти к торговле.
Предметы вывоза — марихуана,
цветной металл, посредственное кофе,
сигары под названием «Корона»
и мелочи народных мастеров.
(Прибавлю: облака). Предметы ввоза —
все прочее и, как всегда, оружье.
Обзаведясь которым, как-то легче
заняться государственным устройством.
История страны грустна; однако,
нельзя сказать, чтоб уникальна. Главным
злом признано вторжение испанцев
и варварское разрушенье древней
цивилизации ацтеков. Это
есть местный комплекс Золотой Орды.
С той разницею, впрочем, что испанцы
действительно разжились золотишком.
Сегодня тут республика. Трехцветный
флаг развевается над президентским
палаццо. Конституция прекрасна.
Текст со следами сильной чехарды
диктаторов лежит в Национальной
Библиотеке под зеленым, пуле —
непробиваемым стеклом — причем
таким же, как в роллс-ройсе президента.
Что позволяет сквозь него взглянуть
в грядущее. В грядущем населенье,
бесспорно, увеличится. Пеон
как прежде будет взмахивать мотыгой
под жарким солнцем. Человек в очках
листать в кофейне будет с грустью Маркса.
И ящерица на валуне, задрав
головку в небо, будет наблюдать
полет космического аппарата.
1975
«Классический балет есть замок красоты…»
Михаилу Барышникову
Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.
В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.
Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.
Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был — маршал Ней.
В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была.
Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, —
земля везде тверда; рекомендую США.
1976
ЧАСТЬ РЕЧИ
«Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…»
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но неважно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить, уже не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях;
я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих;
поздно ночью, в уснувшей долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне —
как не сказано ниже по крайней мере —
я взбиваю подушку мычащим «ты»
за морями, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало повторяя.
«Север крошит металл, но щадит стекло…»
Север крошит металл, но щадит стекло.
Учит гортань проговаривать «впусти».
Холод меня воспитал и вложил перо
в пальцы, чтоб их согреть в горсти.
Замерзая, я вижу, как за моря
солнце садится и никого кругом.
То ли по льду каблук скользит, то ли сама земля
закругляется под каблуком.
И в гортани моей, где положен смех
или речь, или горячий чай,
все отчетливей раздается снег
и чернеет, что твой Седов, «прощай».
«Узнаю этот ветер, налетающий на траву…»
Узнаю этот ветер, налетающий на траву,
под него ложащуюся, точно под татарву.
Узнаю этот лист, в придорожную грязь
падающий, как обагренный князь.
Растекаясь широкой стрелой по косой скуле
деревянного дома в чужой земле,
что гуся по полету, осень в стекле внизу
узнает по лицу слезу.
И, глаза закатывая к потолку,
я не слово о номер забыл говорю полку,
но кайсацкое имя язык во рту
шевелит в ночи, как ярлык в Орду.
«Это — ряд наблюдений. В углу — тепло…»
Это — ряд наблюдений. В углу — тепло.
Взгляд оставляет на вещи след.
Вода представляет собой стекло.
Человек страшней, чем его скелет.
Зимний вечер с вином в нигде.
Веранда под натиском ивняка.
Тело покоится на локте,
как морена вне ледника.
Через тыщу лет из-за штор моллюск
извлекут с проступившем сквозь бахрому
оттиском «доброй ночи» уст,
не имевших сказать кому.
Источник