Строение гортани у детей грудного возраста
Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей
Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.
У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.
В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.
В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.
У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.
В 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.
Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.
В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.
Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.
После трехмесячного возраста различают II периода.
- период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
- окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).
Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.
В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.
Особенности дыхательных путей ребенка
Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.
Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.
Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.
Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.
В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту.
Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.
Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.
Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.
Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.
В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.
Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.
При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.
Особенности строения носа ребенка
У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.
При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.
При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.
Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.
Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.
Особенности глотки ребенка
Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам. К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.
В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.
Особенности гортани ребенка
Гортань у детей — воронкообразной формы, является про должением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрос лых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где распо лагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обуслов лен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у ново рожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5—7 лет — 6—7 мм, к 14 годам — 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нерв ных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.
Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет бо лее острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гор тань.
Особенности трахеи ребенка
Трахея является продолжением гортани. Она широкая и ко роткая, каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкаю щей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого коли чества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.
Анатомически трахея новорожденного находится на уров не IV шейного позвонка, а у взрослого — на уровне VI—VII шей ного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее би фуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет — на уровне V—VI грудно го позвонка.
В процессе физиологического дыхания просвет трахеи ме няется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего попереч ного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.
Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10—15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.
Особенности трахеи у детей способствуют развитию ее вос паления — трахеиту, который сопровождается грубым, низким по тембру кашлем, напоминающим кашель «как в бочку».
Особенности бронхиального дерева ребенка
Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая обо лочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25—1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.
Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21го поряд ка. С возрастом количество ветвей и их распределение остают ся постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на пер вом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является про должением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются ино родные тела.
После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндри ческий эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до пол ного его закрытия).
Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует сла бому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может при вести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою оче редь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.
С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхолегочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.
Особенности легких у детей
Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сег менты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из сое динительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.
В развитии легких можно выделить следующие периоды:
1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;
2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включе ниями легочной ткани;
3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;
4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.
Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соот ветствуют друг другу, как у взрослого человека.
Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.
Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функ ционирование многих органов и систем; легкие принимают учас тие во всех видах обмена веществ.
Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества — сурфактанта, также оказы вающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.
С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.
Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у под ростка — уже 16—18 дыхательных движений в 1 минуту. Завер шается развитие легких к 20 годам.
Самые различные заболевания могут нарушать у детей жиз ненно важную функцию дыхания. Изза особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста изза недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пнев монии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базальнозаднем сегменте нижней доли. Может часто поражать ся средняя доля правого легкого.
Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, опреде ление газового состава крови, рН крови, исследование функ ции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.
По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о нали чии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).
Источник
Особенности строения. Особенности гортани новорождённых и грудных детей, имеющие большое значение для развития заболеваний: малый размер органа и узкий просвет, чрезвычайная морфофункциональная хрупкость, низкая устойчивость против любых патогенных воздействий, узкий диапазон функциональных возможностей и др.
Гортань у новорождённых расположена высоко, на два шейных позвонка выше, чем у старших детей (верхняя граница гортани на уровне II шейного позвонка, нижняя граница — на уровне III—IV шейных позвонков). В результате уменьшено расстояние от полости рта до голосовой щели, что при неполноценности жевательного аппарата и несостоятельности защитного механизма гортани повышает риск аспирации инородных тел и распространения нисходящего воспалительного процесса на гортань и трахеобронхиальное дерево из носа, носоглотки и полости рта.
Расположение пластинок щитовидного хряща под тупым углом друг к другу значительно уменьшает сагиттальный размер и без того узкой и короткой голосовой щели. Поэтому даже незначительные воспалительные или узелковые изменения гортани приводят к серьёзным стенотическим нарушениям. Несмотря на небольшие размеры гортани, у новорождённых и грудных детей хорошо развиты морганиевы желудочки, с чем связывают пронзительность детского крика. В морганиевых желудочках содержится активно функционирующая лимфоидная ткань (миндалина Френкеля), много серозно-мукозных желёз. В верхней части подголосового отдела гортани между слизистой оболочкой и эластическим слоем есть треугольное пространство, заполненное рыхлой, богато васкуляризированной ретикулярной лимфоидной тканью, что обусловливает частое развитие и тяжёлое течение подскладочных стенозов воспалительного и травматического генеза.
В патологии гортани у новорождённых и грудных детей играет роль несовершенство защитной функции гортани в связи с недоразвитием рефлексогенных зон. Недостаточная дифференцированность нервного аппарата гортани приводит к полному слиянию двух рефлексогенных зон гортани на всём протяжении. Не оформлена третья рефлексогенная зона, рецепторы которой равномерно разветвлены во всей слизистой оболочке подголосового отдела гортани. В связи с этим возможна бессимптомная аспирация инородных тел.
Аспирация и заглатывание инородных тел происходит при самых неожиданных обстоятельствах: при кормлении грудью в рот ребёнка могут попасть заколка или серьга матери, старшие дети нередко закладывают малышам посторонние предметы в рот. Грудные дети очень активны, инородные тела могут попасть им в рот, если нет надлежащего присмотра старших. Непосредственное прилежание передней стенки трахеи к вилочковой железе при резкой гиперплазии последней может приводить к давлению на несформировавшуюся и неокрепшую стенку трахеи с развитием серьёзных стенотических явлений.
Наряду с врождёнными стенозами гортани тяжёлые дыхательные нарушения возникают при ангиодисплазии сосудистой системы гортани, возникающей вследствие сложного нарушения эмбриогенеза под воздействием инфекции, травмы или гормональных расстройств в антенатальный период. Гемангиомы и лимфангиомы локализуются преимущественно на боковых и передней стенках подголосового отдела гортани, реже — на голосовых, желудочковых складках и в области черпаловидных хрящей. Изолированное ангиоматозное поражение гортани наблюдается редко. У большинства детей гемангиома и лимфангиома гортани сочетаются с ангиоматозным поражением шеи, лица, околоушной области, средостения. Вследствие бурного роста гемангиом и лимфангиом в первом полугодии жизни возможно возникновение угрожающей жизни ребёнка асфиксии. Характерны стенотические нарушения, затруднения при кормлении ребёнка, задержка развития, резкое ухудшение состояния при респираторно-вирусных заболеваниях. Ангиоматозные образования способны к спонтанной регрессии вследствие изъязвления и последующего рубцевания, облитерации сосудистых полостей и капилляров.
Из воспалительных заболеваний гортани у новорождённых и грудных детей наиболее часто возникают подскладочный ларингит и острый хондроперихондрит всех хрящей гортани с вовлечением передних регионарных лимфатических узлов. Серьёзной неонатальной патологией считают травматическое повреждение гортани при проведении реанимационных мероприятий у новорождённых в родильных домах с использованием эндотрахеальной интубации и электроотсоса. Реанимационные мероприятия проводят сразу после рождения, в экстремальных условиях, по витальным показаниям.
Показания для проведения продлённой эндотрахеальной интубации у новорождённых:
❖ асфиксия;
❖ респираторный дистресс-синдром и резкие нарушения жизненно важных функций;
❖ нарушение мозгового кровообращения II-III степени;
❖ глубокая недоношенность;
❖ судорожный синдром;
❖ ларингоспазм с асфиксией;
❖ агональное состояние;
❖ перинатальная тяжёлая энцефалопатия;
❖ нарушение ритма дыхания;
❖ сердечно-сосудистая недостаточность и др.
Даже при соблюдении необходимых условий эндотрахеальной интубации термопластическими трубками соответствующего диаметра возможно травматическое повреждение гортани новорождённых. Постинтубационные поражения гортани выявляют при длительной интубации, продолжающейся более 2 сут. Повышенная ранимость гортани обусловлена морфологической и функциональной неполно-ценностью хрящей, мягких и легко травмирующихся. Если своевременное проведение экстубации затруднительно, следует выполнить трахеотомию.
У новорождённых и грудных детей нередко происходит поражение четырёхугольного хряща носовой перегородки интубационной трубкой при интубации через нос длительностью более бсут с последующим выраженным западением спинки носа и нарушением носового дыхания. Одновременно возможно развитие травматического этмоидита, гнойного дакриоцистита и периостита орбитальной стенки.
Из нервных расстройств гортани у новорождённых и грудных детей преобладает ларингоспазм — судорога гортанных мышц на почве перинатальной патологии, на фоне гипокальциемии или спазмофилии, гиповитаминозе D, рахите. Ларингоспазм кратковременен, сопровождается шумным инспираторным стридором и временной остановкой дыхания. Возникает внезапно как ответная реакция на воздействие необычных раздражителей. Нередко приступу предшествуют кашель, испуг, крик, манипуляции в области гортаноглотки. После шумного нервного вдоха дыхание сначала становится поверхностным и прерывистым, а затем на некоторое время прекращается. Голова ребёнка запрокинута назад, глаза широко раскрыты, мышцы шеи напряжены, кожные покровы бледные или цианотичные. Иногда идёт пена изо рта, возможны судороги конечностей и мышц лица. Через 10 с-1 мин после длительного хриплого вдоха следует стонущий выдох, и постепенно восстанавливается нормальное дыхание. Ларингоспазм может быть продолжительным, повторяться несколько раз в день в течение нескольких месяцев с краткими периодами затишья, обычно прекращается летом и возобновляется зимой. В момент приступа черпалонадгортанные складки сведены к средней линии, голосовая щель плотно сомкнута, черпаловидные хрящи сближены и вывернуты; слизистая оболочка не изменена. Полость гортани можно осмотреть лишь после ослабления спазма.
Особенности диагностики. При сборе анамнеза тщательно выясняют все обстоятельства перинатального периода, наличие сопутствующих заболеваний, начало и последовательность развития симптомов заболевания гортани, предшествующее лечение. При формировании постинтубационных стенозов гортани выясняют показания к проведению эндотрахеальной интубации, продолжительность, использованные технические средства. Берут клинические анализы крови и мочи, исследуют мокроту на микрофлору и чувствительность к антибиотикам.
Из инструментальных методов исследования показаны:
❖ ригидная эндоскопия и фиброэндоскопия гортани,
❖ ретроградный осмотр гортани при наличии трахеостомы,
❖ рентгенография, при необходимости — компьютерная томография гортани,
❖ ультразвуковая допплерография, при необходимости — ангиография сосудов гортани (при ангиоматозном поражении гортани).
Дифференциальная диагностика. Дифференциальную диагностику проводят с врождёнными стенозами гортани.
Показания к консультации других специалистов. Наблюдение неонатолога или педиатра для исключения поражения других органов и систем, согласования объёма и характера проводимого консервативного лечения, коррекции искусственного вскармливания при невозможности грудного кормления ребёнка.
Пример формулировки диагноза. Постинтубационный стеноз подголосового отдела гортани, регионарный лимфаденит; трахеоканюленоситель.
Особенности лечения.Цель лечения — купирование воспалительного процесса, восстановление просвета гортани и её функций, предотвращение распространения воспаления на трахеобронхиальное дерево и лёгкие. С учётом тяжести течения заболеваний гортани новорождённых и грудных детей обязательно госпитализируют в специализированное ЛОР-отделение многопрофильной больницы для организации наблюдения другими специалистами, оказания реанимационной помощи. Из немедикаментозных методов лечения применяют физиотерапию на область воспалительных поражений гортани. Воздействие магнитного поля в раннем пери¬оде формирования постинтубационных осложнений, лазеротерапия через 2-3 нед после поражения. При ангиоматозном поражении гортани применяют массивные дозы глюкокортикоидов из расчета 4,5 мг/кг с учётом суточного ритма синтеза эндогенных гормонов, через день, на курс — 21 инъекция. Для предупреждения надпочечниковой недостаточности назначают большие дозы аскорбиновой кислоты.
Лечение постинтубационных поражений гортани у новорождённых и грудных детей имеет некоторые особенности. Основные лечебные мероприятия направлены на устранение травматической дисфагии и стенозирующих расстройств. Лечение проводят комплексно, с учётом характера, степени, активности, уровня и протяжённости стенозирующего процесса, а также структурных и функциональных особенностей гортани. Проводят противовоспалительную, аэрозольную ингаляционную терапию с использованием глюкокортикоидов, антибактериальных препаратов, спазмолитиков, муколитиков и щелочных составов; обязательна коррекция метаболических нарушений.
В лечении гемангиом и лимфангиом используют склерозирующую терапию наружных элементов опухоли, поэтапную крио- и лазеродеструкцию наружных и эндоларингеальных узлов, введение в ангиоматозное образование гранул реактивного золота, эндоваскулярную окклюзию питающих опухоль сосудов. При угрожающей асфиксии производят трахеотомию. Если к 3-летнему возрасту обратного развития ангиоматоза не произошло, опухоль удаляют при боковой и надподъязычной фаринготомии или после наложения ларингофиссуры.
При постинтубационных поражениях гортани проводят эндоскопическую лазеро- или криодеструкцию постинтубационных гранулём, мембран, устраняют ткани, суживающие и деформирующие просвет гортани. Необходимо наблюдение педиатра для согласования объёма проводимой консервативной терапии и питания ребёнка, при крайней тяжести состояния — консультация реаниматолога. В дальнейшем в течение года после стационарного лечения — постоянное наблюдение участкового педиатра и отоларинголога. Проведение дыхательной гимнастики и занятия с логопедом. При ухудшении дыхания через верхние дыхательные пути и возникновении дисфагии показана повторная госпитализация для тщательного обследования и лечения.
При своевременной диагностике заболеваний и травматических повреждений гортани, оказании высококвалифицированной помощи прогноз благоприятный. Во избежание формирования тяжёлых постинтубационных стенозов у новорождённых и грудных детей продолжительность эндотрахеальной интубации не должна превышать 4-6 сут при строгом соблюдении всех правил. При упорной несостоятельности спонтанного дыхания необходимо расширение показаний к наложению трахеостомы.
Оцените статью:
(9 голосов)
Статьи из раздела Отоларингология на эту тему:
Глотка
Полость носа и околоносовые пазухи
Ухо
Дыхательная система плода и новорожденного. Развитие дыхательной системы
Для новорожденных характерны следующие анатомические особенности.
• У новорожденных и детей первых месяцев жизни обычно крупная голова, выпуклый затылок и короткая шея.
• Язык большой. Гортань смещена в вентральном и краниальном направлении. Вход в нее располагается на уровне позвонка С4, а не С6, как у взрослых. Сгибание шеи, облегчающее осмотр гортани при ларингоскопии у взрослых, у детей младшего возраста пользы не приносит.
• Надгортанник длинный, гибкий, U-образный, поэтому нередко применяется ларингоскоп с прямым клинком, который вводят под надгортанник.
• Наиболее узкая часть дыхательных путей находится на уровне перстневидного хряща. В этом месте легко нанести травму эндотрахеальной трубкой, особенно если ее диаметр слишком велик.
• Трахея выстлана многорядным мерцательным эпителием, рыхло связанным с подлежащими тканями. Даже незначительное повреждение эпителия может привести к отеку подлежащих мягких тканей и сужению просвета трахеи после экстубации. По этой причине стридор у новорожденных наблюдается чаще, чем у детей постарше и взрослых.
Как известно, сопротивление воздушному потоку в трубке обратно пропорционально четвертой степени ее радиуса, следовательно, сопротивление в трахее резко возрастает даже при небольшом отеке. Кроме того, повреждение в области перстневидного хряща может осложниться стойким подскладочным стенозом гортани.
• Трахея у новорожденных короткая, около 4—5 см, что повышает риск введения эндотрахеальной трубки в один из главных бронхов. Однако слишком короткая эндотрахеальная трубка может легко сместиться из гортани.
• Хрящи трахеи настолько мягкие, что под действием отрицательного давления на вдохе трахея может спасться. Чтобы избежать спадения трахеи, а также глотки и носоглотки, при самостоятельном дыхании часто применяют постоянное положительное давление. Этот метод играет важную роль в обеспечении проходимости дыхательных путей у детей в периоперационном периоде.
• Вопреки распространенному мнению, что новорожденные дышат только носом, у них, вероятно, лишь замедлен переход к дыханию ртом при затруднении носового дыхания. Носовые ходы у новорожденных и грудных детей узкие, и их проходимость легко нарушается при скоплении слизи, отеке и даже введении назогастрального зонда.
• У плода, достигшего возраста 24 нед, уже сформированы дыхательные бронхиолы и возможен газообмен, следовательно, с этого момента плод жизнеспособен. Примерно в то же время начинается синтез сурфактанта.
• Сурфактант уменьшает поверхностное натяжение в альвеолах, чем значительно облегчает их растяжение и предотвращает спадение. Он синтезируется альвеолоцитами II типа и состоит из фосфолипидов, преимущественно лецитина.
• Показателем зрелости легких плода служит соотношение содержания лецитина и сфингомиелина в околоплодных водах. Это соотношение увеличивается по мере созревания легких: при сроке 32 нед оно составляет 1, в 35 нед — 2, у доношенного ребенка — 4—6. Недостаток сурфактанта может привести к болезни гиалиновых мембран, которая проявляется ателектазами, неравномерностью VA/Q и ригидностью легких с увеличением работы дыхания и ухудшением газообмена.
У новорожденных синтез сурфактанта может нарушиться под действием различных факторов: гипоксии, гипотермии, ацидоза и гипероксии. Помимо сурфактанта в легких плода образуется жидкость, она заполняет легкие и, как предполагают, необходима для их нормального развития. При прохождении плода по родовым путям большая часть жидкости выдавливается из легких. Оставшаяся жидкость удаляется лимфатическими сосудами. Родоразрешение путем кесарева сечения не сопровождается столь выраженным сдавлением грудной клетки, и в легких новорожденных остается больше жидкости. У новорожденного сравнительно мало альвеол, и газообмен осуществляют временные структуры — ходы и мешочки. Но уже в неонатальном периоде идет активное образование альвеол, которое продолжается и в детском возрасте.
– Также рекомендуем “Регуляция дыхания плода и новорожденного. Механизмы дыхания новорожденного”
Оглавление темы “Детская хирургия. Особенности лечения новорожденных”:
1. Кровообращение плода. Особенности кровообращения новорожденного
2. Особенности миокарда новорожденного. Объем циркулирующей крови (ОЦК) новорожденных
3. Дыхательная система плода и новорожденного. Развитие дыхательной системы
4. Регуляция дыхания плода и новорожденного. Механизмы дыхания новорожденного
5. Функциональные показатели новорожденного. Боль у новорожденных
6. Почки новорожденных. Обмен глюкозы и пигментов у новорожденных
7. Теплообмен у новорожденных. Влияние лекарств на новорожденных
8. Фармакодинамика лекарств у новорожденных. Как влияют лекарства на детей и почему?
9. Обезболивание новорожденных. Препараты для обезболивания новорожденных
10. Ингаляционные обезболивающие препараты для детей. Применение атропина у новорожденных
Источник