Снять зажим в гортани
Как связаны голосовые зажимы с психологическими? Можно ли освободить от них свой голос так, чтобы он зазвучал в полную силу своей естественной, природной красоты?
Когда мы слышим другого человека, то интуитивно рисуем его образ: старый или молодой, толстый или худой, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее. А что делают другие люди по отношению к нам? То же самое. Громкий голос может создать образ человека, который стремится доминировать, контролировать людей и ситуацию. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом просто пытаются привлечь к себе внимание. Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические комплексы. По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко. А если и говорят, то это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.
Спокойный, уверенный голос и четкая дикция рисует человека, который знает, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина – его конек. Однако в общении с ним у вас может возникнуть ощущение некой театральности: слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.
Если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и реактивен. Это тот человек, который сначала сделает, а потом подумает.
Если его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, обстоятелен и склонен к анализу.
Невнятная речь может свидетельствовать о том, что человек не умеет выражать свои мысли, тревожен, застенчив или устал. Он не является лидером, ему не хватает жизненных впечатлений, радости, энергии. Ему присущи слабые рукопожатия, вялые телодвижения.
Низкий голос вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина. И это правильно, т.к. связано с высоким уровнем гормонов.
Мы все с детства, еще не понимая значения слов, обучаемся по интонации оценивать эмоциональную окраску речи, звуков. Благодаря этой способности мы можем по голосу определять характер человека, судить об интеллекте, роде занятий, темпераменте.
Наш голос идет из горла. И это следующий сегмент нашего тела, в котором могут образовываться различные мышечные зажимы, мешающие нам говорить ясно и убедительно.
Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает именно от них. И тогда мы чувствуем, что наш голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, вплоть до ощущения боли, – но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?
Дело в том, что горловые зажимы – это психологические реакции тела на стресс. А если ваш голос зажат постоянно, это значит, что вы испытываете стресс, даже если вы его не ощущаете.
Наше тело привыкает и застывает в какой-то защитной реакции, и мы перестаем ощущать эту часть. И только когда все остальное тело расслаблено – тогда становится заметней сжатие, спазм в этой области. Вот почему мы так часто болеем в отпуске.
Как связаны голосовые зажимы с психологическими? Можно ли освободить от них свой голос так, чтобы он зазвучал в полную силу своей естественной, природной красоты? Да, конечно. Но для этого необходимо сделать некоторую работу над собой:
Кадр из фильма “Говорит король”
Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать – от боли, от гнева, от обиды – а мы стискиваем губы, зубы, горло. В отличие от детей, которые сразу реагируют открытым, звонким криком.
Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс – реакция. У нас же – с заминкой на оценку (прилично или неприлично?). Поэтому ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает про свою беду. А мы сдерживаем свои естественные реакции и годами пережевываем свои «неозвученные» проблемы.
А еще одно замечательное правило: «Плакать – неприлично!». И мы вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети – «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно – горло.
А еще зевать неприлично! Стонать от наслаждения – тоже неприлично (а вдруг соседи услышат?). Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).
А как мы улыбаемся? Губы притворно растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это – «социальная улыбка» – наша защитная реакция на опасность. У зверей такая «улыбка» называется оскалом и означает – «лучше не подходи, я сильный, у меня – зубы острые». И у нас такая «натянутая» улыбка неосознанно сигнализирует: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.
А что же голос? Голос при такой улыбке становится «плоским», «фальшивым», излишне слащавым или резким.
Несколько рекомендаций:
Чтобы «разжать» зажим в области гортани, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась расслабленно.
Держите руку на подбородке и читайте вслух любой текст.
На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире – вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!
Научитесь зевать во весь голос, как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык.
Еще одно упражнение – смех.
Вспомните как вы смеялись и не могли остановиться. Что у вас болело? Правильно – живот. А, точнее, диафрагма, которая активно работает при голосовой нагрузке. А горло в этот момент издает звонкие, объемные, громкие звуки. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и быстро поднять себе настроение.
И еще маленький секрет – на самом деле звучит не горло и не связки – голос резонирует во всем теле. И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса. В свободном теле – свободный голос. опубликовано econet.ru
Ирина Созонова
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник
Что такое зажимы и почему они возникают?
Это слово говорит само за себя. Услышав его, хочется отряхнуться и сбросить напряжение, не так ли? Зажимы — это наша психологическая и физическая зажатость; это напряжение в голосе, вплоть до его потери; это барьер, через который нужно переступить. Эти самые зажимы мешают не только вашему голосу свободно существовать, но и травмируют ваше физическое тело. Зажимы — это не миф, они существуют физически. А вот их природа, по большей части, психологическая. Есть два основных тяготящих нас чувства, из-за которых мы попадаем в ловушку собственных эмоций: стыд и страх. Конечно, они не единственные, но фундаментальные.
Избавься от зажимов, дружок!
Вам хочется разозлиться и наорать на начальника? Но страх увольнения и стыд перед остальными сдерживает вас. Вы приняли для себя решение и собираетесь воплотить его в жизнь, но из-за него будут расстроены ваши близкие. Страх причинить боль заставляет вас смириться и продолжать жить, как прежде. А еще мы привыкли сдерживать свои позитивные эмоции, а ведь “радоваться, как ребенок” — это по-настоящему. И эти радости тоже остаются невысказанными и превращаются в груз. Отказ от собственной мечты в пользу денег, удовлетворения амбиций и карьеры — губительная эмоциональная смесь. Игнорирование собственных талантов и истинных желаний приводит к перманентному стрессу. Жизнь в напряженное время в больших городах и полное отсутствие свободного времени тоже добавляет напряженности. Получается, что мы только и делаем, что накапливаем стресс, забывая “выпустить пар”.
Мы часто отказываемся от собственного мнения в пользу общественного. Потом мы ненавидим себя за то, что проявили слабоволие, что позволили ущемить чувство собственного достоинства, что солгали в конце концов. Одно цепляется за другое — и вот ваш мозг начинает сбрасывать напряжение на физическое тело. Зажимается плечевой пояс, начинает страдать осанка, болеть шея, позвоночник и так далее. А теперь на секунду представьте, что даже напряжение вашей левой ступни сказывается на работе голосового аппарата. А все потому, что ваше тело — это ваш инструмент. А для отличной настройки ему нужно быть в гармонии, то есть в расслабленном состоянии.
Что делать с телом, чтобы снять зажимы?
Рекомендую очень простое упражнение для тела, которое поможет вам ежедневно сбрасывать напряжение с каждой части вашего тела. Его можно делать даже в транспорте или на работе.
Встаньте прямо и напрягите до предела правую руку. Держите её в максимальном напряжении 10 секунд, а потом расслабьте. Теперь проделайте аналогичные действия с левой рукой, правой ногой, левой ногой, туловищем, шеей. Повторите упражнение ещё раз и сконцентрируйтесь на приятном ощущении расслабления. А теперь напрягите все мышцы вашего тела одновременно, досчитайте до 10 и полностью расслабьтесь, погружаясь в приятные ощущения.
В чем секрет? Здесь работает мышечная память на состояние расслабления. После тотального напряжения это чувство особенно приятно, и мозг запоминает его, превращая в привычку. К сожалению, на сегодня наша привычка противоположна: это хронические блоки и зажимы в нашем теле, которые ограничивают свободу вашего голоса.
Если у вас есть свободное время, займитесь йогой, бегом, ходите в бассейн. Это очень полезно и для физического тела, и для вашего голоса.
Избавиться от зажимов!
Освобождаем гортань, мышцы лица и челюсть
В этом видео я дам вам отличное упражнение на освобождение гортани и не только, а также расскажу о зажимах и вредных привычках, которые надо заменять на полезные.
Видеоурок №1. Снятие зажимов
Ваше лицо — это ваша вокальная маска, поэтому постарайтесь отнестись к нему особенно внимательно. Я дам вам несколько коротких упражнений, чтобы затронуть каждую область. Кстати, они не только подарят свободу вашему голосу, но и избавят от нежелательных морщин, потому что мы будем работать с мышцами.
- Почувствуйте лобные мышцы: поднимите брови и опустите вниз. Сделайте это 2-3 раза.
- Открыть широко глаза и расслабить. Сделать 2-3 раза.
- Вытяните губы вперёд и начните вибрировать ими, имитируя звук мотора. При этом постарайтесь, чтобы у вас вибрировали не только губы, но и уголки губ.
- Покрутите головой влево, вправо в быстром темпе и отпустите при этом челюсть и язык “в свободное плавание”. Выполняйте 10-12 секунд.
- Включите эти упражнения в свой ежедневный рацион, просто выполняйте их в свободную минуту. Они не требуют специальной подготовки, поэтому пусть они просто станут вашими новыми хорошими привычками.
Чтобы как можно больше узнать о снятии голосовых зажимов, предлагаем также посмотреть вебинар «Снятие голосовых зажимов».
Запись вебинара «Снятие голосовых зажимов»
Любите свой голос и мыслите позитивно
Научитесь наслаждаться процессом, что бы вы не делали. Наблюдайте за своим телом и как только почувствуете напряжение, стряхните его с правой руки и улыбнитесь. Я выражаюсь абстрактно! Если раздражение напоминает вам о том, что результата все еще нет, а вы уже так долго работаете в этом направлении, то выдохните и сделайте паузу. Направляйте мысли в позитивное русло и учитесь любить момент, в котором находитесь.
Ну же, избавься от зажимов, дружок! ????
Поверьте, отношение к жизни имеет самое непосредственное отношение к голосу. В вашем голосе скрыто то, о чем вы не говорите, его нотки воспринимаются окружающими на уровне подсознания. А эти нотки и есть ваша внутренняя жизненная философия. Более 60% информации мы транслируем именно с помощью собственного тембра, и соответственно так нас воспринимают окружающие: либо как робкого, неуверенного в себе человека, либо как харизматичного и успешного. Около 30% информации о вас несёт ваша речь: интонация, дикция, темп, дыхание. И только 7% — сами слова.
Я думаю, что убедила вас в необходимости работать над своим мышлением, а теперь перейдём к чувственному вопросу. Чтобы ваш голос лился свободно, не встречая никаких препятствий, вам необходимо его полюбить. Нужно ли говорить, что в этом случае он и звучать будет соответственно?! Практически каждый, сталкиваясь впервые со своим голосом в записи, отказывается признать, что он принадлежит ему. Все дело в том, что для нас он звучит иначе, ведь мы слышим его резонирующим и как бы изнутри.
Каждый человек имеет свой уникальный тембр, который нельзя поменять, но можно обогатить и раскрыть. Тот голос, который вы слышите сегодня, можно улучшить в разы и окрасить новыми обертонами. Если заниматься его развитием, то через какое-то время вы просто не узнаете свой голос и полюбите его еще сильнее, такой оригинальный и удивительный, как и вы сами. Вы забудете о том, что когда-то страдали от нехватки дыхания, прерывистости звучания, першения и сухости в горле. Вы забудете о скованности, зажимах и постоянных простудных заболеваниях.
Уделяйте себе всего 20-25 минут в день, выполняя простые упражнения моего курса “Разбуди свой голос”, и через несколько недель вы удивитесь своему естественному, красивому и свободному голосу.
Елена СКОРОХОД
Да, я готов избавиться от зажимов быстро :-)!
Источник
Голос открывает вас миру. Не только ваши мысли, но и то, что вы чувствуете и иногда не хотели бы показать. По нему о вас судят окружающие, и он во многом определяет их отношение к вам.
Эта тема возникла неожиданно. Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: «Какой сегодня день. Не то слово». Интрига была в том, чтобы угадать интонацию.
И вот одна из нас начинает: «Какой сегодня день», а остальные догадываются — ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: «Какой сегодня день. Не то слово» — и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали — фраза читалась с интонацией удивления.
Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду.
Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика речи уже все сказала за нас. Музыка, скрывающаяся за словами. И если словами мы говорим одно, а интонацией — другое, поверят не словам, а ей.
Почему нас не слушают?
Осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Похоже, иногда он живет своей жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: «Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?», «Не умею его контролировать — как только вижу мужчину, начинаю тараторить». «Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?» «Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю»…
Я спросила об этом психолога Валерию Агинскую. Она решила ответить вопросом на вопрос: «А знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?» По статистике — всего 7%. Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше — на 35% — за нас говорит интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания. Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни.
Это значит, что само звучание голоса решает очень многое. Оттого-то и встречаются люди, которых «не слышат», «не слушают». Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится — или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом «здравствуйте» можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.
Почему мне не нравится мой голос?
Многим не нравится собственный голос, особенно в записи. А знаете почему? Мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя «изнутри собственного тела» со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость — и правильно не нравится! Это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными. Но сам голос как пленник — если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.
Многие хотят что-то в голосе изменить: сделать более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы ваш природный голос звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться вам глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы.
Но голос настолько уникален, что в течение жизни он остается таким, каким он нам дан природой. Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы».
«Если подойти к роялю, можно найти свою ноту — именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, — говорит Валерия Агинская. — Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над «спасением», освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу звонкость, глубину, певучесть вполне возможно».
Что сообщает о нас голос? Как легче говорить?
1. Интонация. Здесь нужно сознательно себя контролировать. Если вам предстоит говорить на публике — обязательно продумайте, с какой интонацией вы будете произносить слова. Даже хорошо написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно. Иногда разумные идеи и предложения могут отклонить и начать с вами спорить, потому что вы подали их с интонацией всезнайки, приказным и требовательным тоном.
Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно «ваше», станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.
2. Темп и ритм. Кто-то делает долгие паузы, речь может быть торопливой и сбивчивой, а может звучать размеренно и монотонно.
Что такое темп речи? Это отражение нашего отношения к жизни, того, как мы торопимся жить. А ритм — ну что ж, если он сбивчивый, получается, мы и сами живем не по плану, нас несет ее поток. Такую информацию о нас может считать любой, кто услышит торопливую и сбивчивую скороговорку. Наверное, этого достаточно для того, чтобы вы захотели звучать немного иначе.
Для начала попробуйте прочесть какой-нибудь текст по слогам и нараспев, чтобы замедлить свой бег, приучить себя говорить спокойно. А потом — подумайте, ритм ведь есть у всего живого! Наша речь ритмична, как ритмична музыка. Ритм передает энергию, биение жизни. Он может немного замедляться, он может ускоряться, но он должен быть живым.
3. Дикция и артикуляция. Очень многие из нас проглатывают звуки и не считают, что это важно. Кто бы подумал, что наша дикция может оказаться важнее того, что мы знаем и говорим? Отчетливая речь характеризует уверенного в себе человека — вспомните, как говорила Гермиона Грейнджер в «Гарри Поттере». Такого человека всегда слушают, даже если он будет говорить шепотом.
4. Громкость и высота. Некоторые люди боятся говорить громко или искусственно завышают свой голос. Здесь один совет: позвольте себе быть заметным! Позвольте своему голосу «дотянуться» до самого дальнего угла комнаты, переговаривайтесь с домашними, находясь в разных комнатах. Поверьте в то, что вы произносите важные вещи и все хотят их услышать.
Позвольте себе быть заметным
Но прежде надо понять, что говорим мы не голосовыми связками. Представьте тот поток воздуха, который несет к голосовым связкам наше «мышиное дыхание», если мы дышим быстро и часто, как мышка. Или если мы сжимаемся и делаем паузу на выдохе.
Говорит все наше тело, свободное, прочно стоящее на земле обеими ногами. Его легкость передается с потоком воздуха нашим легким, а они несут этот поток к гортани, и он так же свободно и плавно течет, облекаясь в звуки вашей речи. Легкий вдох — и снова слова, те, которые вы вольны произнести, с полной свободой и уверенностью. Тогда и речь звучит как музыка, которую хочется слушать.
Громкий и звучный голос — это признак нашей животной силы, здоровья, он убеждает. Глухой, сдавленный, прерывистый голос скован мышечными зажимами, о которых мы и поговорим. Что сдерживает нас от того, чтобы проявить себя?
Как снять голосовые зажимы
Зажим № 1.Сжатые челюсти. Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, — чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.
Зажим № 2.Сдавленная гортань. Когда мы хотим подавить плач, у нас сжимает горло. Что нужно с этим делать? Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком. Лучшее упражнение для этого — просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.
И кстати, те из нас, кто говорит в нос, делают это тоже по причине сжатости гортани. У них напряжен корень языка, сжата гортань, и потому звук выходит через нос. Еще одно упражнение для того, чтобы расслабить гортань, — смех. Но не простой.
Однажды на занятии кундалини-йогой нам дали такое задание: смеяться ровно 10 минут. Как засмеяться по заказу в поздний час, ни над чем, и при этом не выглядеть глупо перед другими «йогами»? Мы скромно и слегка фальшиво захихикали. Это оказалось заразительным, и мало-помалу смех стал общим, к хору добавлялись все новые солисты. У многих уже текли слезы, и не хотелось останавливаться… Вот такой «смех по заказу» снимает зажимы гортани.
Зажим № 3.Губы. Зажим возникает от нашей привычки «улыбаться из вежливости». От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным и плоским. А слушать его неприятно потому, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он напрягая гортань или сжимая губы.
Не зря Фридрих Ницше сказал: «Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, — короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…»
Текст:Мария МалыгинаИсточник фотографий:Getty Images
Источник