Рвота ребенка является наджасом
Вопрос №160:
Является ли рвота младенца наджасом?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Является ли рвота младенца наджасом?
﷽
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Если посмотреть на все, что выходит из человека во время физиологических процессов, происходящих в организме, то это можно разделить на три категории.
Первая категория: то, что выходит из человека и является чистым, без разногласия. Например, слюна и пот.
Вторая категория: то, что выходит из человека и является наджасом, без разногласия. Например, то, что выходит при малой и большой нужде.
Третья категория: то, в чем есть разногласия, как, например, рвота, небольшая кровь, которая может выделяться из тела человека (сюда не входит пролитая кровь, которая имеется в виду в Коране, являющаяся наджасом единогласно), также «аль-маний» — жидкость, выделяемая во время близости между супругами, и другое.
Соответственно, рвота — это то, в чем есть разногласия у ученых.
Большинство ученых сказали, что рвота является наджасом. Доводом они приводят хадис из достоверного сборника имама Муслима, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто забирает свой подарок, подобен тому, кто возвращает свою рвоту»[1]. В другой версии: «Подобен собаке, которая возвращается к своей рвоте»[2]. Из этого хадиса они сделали вывод, что рвота является наджасом, потому что делать подобное является запретным, а запретное в некоторых текстах Шариата порой упоминается как наджас.
Также некоторые из них сказали, что рвота является наджасом по аналогии с тем, что выходит из человека, когда он справляет большую нужду. Иначе говоря, то, что изменилось в желудке человека, является наджасом. Поэтому они проводят аналогию рвоты со стулом.
Другие ученые сказали, что рвота не является наджасом, потому что доводы, которые упомянуты выше, не являются явными и ясными.
И, наконец, третья группа ученых заключила, что все зависит от характера рвоты: если содержимое успело измениться под воздействием пищеварительных ферментов, то рвота является наджасом; в противном случае она не является наджасом. В частности, это касается грудных детей, у которых после кормления обычным делом является срыгивание съеденного или выпитого, чаще всего это молоко, которое не успело еще измениться в желудке ребенка.
Это мнение маликитского мазхаба, и оно наиболее сильное. Они говорят, что нужно разделять между тем, что изменилось внутри человека, похожее на переваренное месиво, и тем, что, не изменилось, осталось похожим на ту еду, которую он только что принял. Последнее не является наджасом. Однако во всех этих случаях, как бы там ни было, будет лучше, если женщина, собравшаяся помолиться, промоет то место на одежде или ту часть тела, куда попала рвота.
Часто многие думают, что если дотронуться до рвоты, кала или мочи, то это нарушает омовение. Однако при этом омовение не портится, достаточно только промыть места соприкосновения с нечистотами.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
24 Джумада аль-уля 1440 г. (30.01.2019)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 2621, т. 3, с. 164; Сахих Муслима, хадис № 1622, т. 5, с. 64; Сунан Абу Дауда, хадис № 3538, т. 3, с. 518; Сунан Ан-Насаи, хадис № 3696, т. 6, с. 266; Сунан ибн Маджа, хадис № 2385, т. 4, с. 55.
[2] Сахих Аль-Бухари, хадис № 2589, т. 3, с. 158; Сахих Муслима, хадис № 1622 (8), т. 5, с. 64; Сунан Абу Дауда, хадис № 3539, т. 3, с. 518; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1298, т. 2, с. 569; Сунан Ан-Насаи, хадис № 3690, т. 6, с. 265; Сунан Ибн Маджа, хадис № 2391, т. 4, с. 59.
Источник
30 Ноября 2011
Фикх –
Очищение
Является ли рвота наджасом и портит ли она омовение?
Вопрос: Является ли рвота наджасом и портит ли она омовение?
Ответ: Хвала Аллаху.
– Что касается того, портит ли ее выход омовение, то в этом разногласят факихи Ислама.
Сказал имам ат Тирмизи:
وَقَدْ رَأَى غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- وَغَيْرِهِمْ مِنَ التَّابِعِينَ الْوُضُوءَ مِنَ الْقَىْءِ .. وَهُوَ قَوْلُ سُفْيَانَ الثَّوْرِىِّ وَابْنِ الْمُبَارَكِ وَأَحْمَدَ وَإِسْحَاقَ. وَقَالَ بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ لَيْسَ فِى الْقَىْءِ وُضُوءٌ. وَهُوَ قَوْلُ مَالِكٍ وَالشَّافِعِىِّ
“Считали многие ученые из сподвижников Пророка – мир ему – и табиинов, что следует совершить малое омовение тому, кто вырвал.
И это слово Суфьяна ас-Саури, Абдуллаха Ибн аль Мубарака, Ахмада Ибн Ханбаля, и Исхака.
И некоторые ученые сказали что не следует брать малое омовение из-за рвоты, и это слово Малика и аш Шафии“
Источник: “Сунан ат Тирмизи”, 1/152
И то что это нарушает вуду – передается от Али Ибн Аби Толиба, Ибн Аббаса, Абу Хурейры, и Ибн Умара, и автор ответа не видел противоречащих им среди сподвижников Пророка (мир ему), и поэтому следует данному мнению.
И также ученые говорящие об этом, аргументируют известным хадисом Саубана, да будет доволен им Аллах, однако он не ясный в этом, и в его утвержденности известное разногласие у хафизов, хоть и утверждает его имам Ахмад.
– Что касается того, наджаса рвота, или нет, то многие ученые передали иджма на это.
Сказал ан Навави:
وهذا الذي ذكره من نجاسة القيء متفق عليه سواء فيه قيء الآدمي وغيره من الحيوانات صرح به البغوي وغيره، وسواء خرج القيء متغيرا أو غير متغير. وقال صاحب التتمة: إن خرج غير متغير فهو طاهر وهذا الذي جزم به المتولي، هو مذهب مالك نقله البراذعي منهم في “التهذيب”
“То что упомянул автор о нечистоте рвоты – на этом единогласное мнение.
И нет разницы это рвота человека или животных, сказал об этом аль Багави и другие. И нет разницы вышла рвота изменившейся или нет, и сказал автор “Ат Татимма”: “Если вышла неизменившейся то она чистая”, и это сказал аль Мутавалли, и это мазхаб Малика который передал от маликитов аль Барзаи в “Тахзиб аль мудаввана”.
Источник: “Маджму шарх аль мухаззаб”, 2570
Сказал аз Заркаши Аль Ханбали:
بلا نزاع ، وهو البول والودي والدم وما في معناه ، والقيء
“То что являтся наджасом без разногласий – это моча, и кровь,.. и гной”
Источник: “Шарх мухтасар аль хиракы”, 1/220
И мы не знаем говорящего о том, что она чистая абсолютно – кто сказал бы об этом до Ибн Хазма.
И это мнение может внешне казаться кому-то более сильным, однако нужно найти, кто из саляфов сказал что-либо подобное. И если это имеется, то альхамдулиЛлях, но мы не нашли ничего подобного не сами, не в книгах по сравнительному фикху где приводятся слова ученых.
Поэтому автор этого ответа следует за мнением о том, что рвота является наджасой, если она изменила свой цвет, вкус, или запах по отношению к еде так что стала похожей испражнения, в противном же случае она чистая.
И это одно из мнений в маликитском мазхабе, (см. “Мауахиб аль-джалиль”, 1-94), и это то что показалось наиболее близким в этом вопросе к доказательствам.
Аллах знает лучше.
Источник
Раздел девятый.
Знание нечистот занимает очень важное место в шариате, ибо с этим связано множество решений. Если на одежде будет хотя бы капля вина, то намаз в такой одежде не считается. Если такая одежда упадёт в тазик или бочку с водой, то вся вода, содержащаяся в них, становится нечистой, если её количество менее 216 литров.
Нечистотами по шариату является:
1. Всё по своему состоянию жидкое и опьяняющее, а если опьяняющее вещество в основе своей сухое, то оно не является нечистым. Следовательно, вино является нечистым в его жидком или в сухом виде, а гашиш или марихуана являются чистыми, даже если сделать их жидкими. Но употребление и того, и другого является категорически запрещённым в Исламе. Вино – запрещено употреблять, и оно нечистое, гашиш – запрещено использовать, и он чистый.
2. Собака, свинья и всё, что произошло от них является нечистым. Если собака или свинья скрестятся с чистым животным, то рождённый в результате такого спаривания детеныш тоже является нечистым.
3. Мертвечина, кроме тела усопшего человека, мёртвой рыбы и саранчи.
4. Кровь, будь она своя или чужая.
5. Гной, потому что является испорченной кровью.
6. Рвота. Но если человек страдает постоянной рвотой, то ему делается упущение, и намаз человека с рвотой на одежде считается. К этому же аш-Шабрамулси относит и кровь из дёсен. Если у человека больные дёсна и они постоянно кровоточат, то его намаз тоже считается действительным.
7. Кал, навоз и помёт.
8. Моча человека или животного.
9. Предэякуля́т (мазью – прозрачная, бесцветная, вязкая предсеменная жидкость, которая выделяется из мочеиспускательного канала полового члена мужчины наружу, когда он приходит в состояние полового возбуждения).
9. Сперматорея (вадъю – выделения человека, которые появляются вследствие напряжения мышц промежности, например, во время физических упражнений, при поднятии тяжестей, или после выделения мочи).
10. Молоко животного, мясо которого не едят, например, молоко ослихи является наджасом. Что касается молока человека, то оно является чистым.
Что касается спермы, то оно является чистым как у человека, так и у чистого животного (т.е. кроме собаки, свиньи и животных, рождённых в результате их скрещивания с другими животными). Но если человек помочится и, не очистившись водой от мочи, и у него выделится сперма, то она считается наджасом. Поэтому мужчине, который помочился и не умылся водой, запрещается иметь половое сношение с женой, да и ей запрещается позволять ему это (Нихаят аль-Мухтаж и хашият аш-Шабрамульси).
Если от живого существа отделится орган, то решение касательно этого органа зависит от того, какое решение даётся самому этому существу при смерти. Мы говорили ранее, что любое мёртвое тело, кроме тела усопшего человека, дохлой рыбы и саранчи является наджасом. Следовательно, отрубленная рука человека, часть рыбы или часть тела саранчи являются чистыми. А отрубленный хвост коровы или барашки, например, являются наджасами.
Что касается волос или шерсти животного, чьё мясо разрешено употреблять в пищу, то они являются чистыми, если они отделились при жизни этих животных, или же отделились после закалывания. А шерсть животных, чьё мясо запрещено употреблять в пищу даже если оно отделилось при жизни этих животных является нечистым. Например шерсть козы барашки и верблюда, а также перья гуся и т.п. являются чистыми, а волосы осла являются нечистыми.
Женские выделения
Ежедневные выделения женщины и мазки из влагалища учёные делят на три вида:
1. Выделения из наружного влагалища. Наружным влагалищем считается место, которое бывает видно, когда женщина садится на корточки. Это место она должна промывать после исправления нужды, а также при ритуальном купании, чтобы оно считалось действительным. Мазок с этого места является однозначно чистым.
2. Мазок, который находится внутри влагалища, примерно на 15-16 см. вглубь (в точке проникновения мужского полового органа среднего размера). Мазок с этого места тоже является чистым по наиболее сильной версии учёных шафиитского мазхаба.
3. Мазок, находящийся глубже, возле матки женщины, является нечистым.
Так говорит Абдулхамид аш-Ширвани со слов Бужайрами. Это является итогом разногласий из книг «Мугни аль-Мухтаж», в «Канз ар-Рагибин», в «Нихаят аль-Мухтаж» и в «Тухфат аль-Мухтаж».
Но Мухаммад Тахир аль-Карахи в «Шархуль Мафруз» кратко отметил, что любой вышеперечисленный мазок является чистым.
Но следует отметить, что мазок и выделения, появившиеся при возбуждении женщины являются нечистыми, ибо это является предэякуля́том (мазю).
Всё перечисленное не касается менструальных и послеродовых выделений, ибо они являются нечистыми однозначно.
Ссылаясь на перечисленное выше, можем утверждать, что яйцо является чистым по наиболее сильной версии учёных. То есть её не обязательно промывать, и намаз с невымытым яйцом в кармане принимается, если, конечно, на нём нет видимых пятен других нечистот, например, помёта.
Как очиститься от наджаса?
То, что по своей сущности является нечистым, не становится чистым само по себе. Например, навоз, моча и т. п. невозможно сделать чистыми, их нужно удалять соответствующим образом. Но есть нечистоты, которые могут стать чистыми сами по себе: это вино из винограда, превратившееся в уксус и шкура мертвечины.
Что касается вина, то очищается только вино из винограда при условии, что в это вино не добавлено ничего постороннего. Если в вино добавить инородное вещество – какую-либо приправу, превращающее вино в уксус или любой другой предмет, например, камень, то такое вино не очищается, даже если оно превратится в уксус. Также, по наиболее сильной версии, такое вино очищается, если перенести его из тени на солнце и наоборот. Если, соблюдая перечисленные условия, вино превратится в уксус, то оно считается чистым, как и сосуд, в котором оно находится. Такой уксус разрешается употреблять в пищу, в отличие от уксуса, который был получен с нарушением вышеперечисленных норм.
Что касается шкуры животного, то оно очищается при правильном дублении. Дублением называют обработку шкур различными химическими составами для удаления остатков мяса и жира, а также подкожной жировой клетчатки с целью придания прочности, гибкости. Очищается шкура любого животного, кроме собаки, свиньи и их детёнышей. После завершения дубления шкуру необходимо помыть, ибо жидкость, в которой она дубилась, была нечистой.
По наиболее достоверной версии, шерсть на шкуре животного не очищается, но аш-Ширбини в книге «Мугни аль-мухтаж» передаёт от ас-Субки, что он сказал: «Я склоняюсь к версии о том, что любая шерсть (дубленой шкуры) очищается, потому что есть хадис Муслима, указывающий на это». На это указал и ас-Суюти в книге «Аль-хави лиль фатави», в Главе фетв о фикхе, в разделе «Очищения». В этой книге ас-Суюти перечислил имена учёных, которые считают, что волосы на шкурке мертвечины являются чистыми после дубления, и привёл хадисы, указывающие на это.
Исходя из этого следует, что ремни, туфли, куртки и другую одежду из шкур барана, змеи, крокодила и т.д., можно носить после соответствующего дубления.
Что касается других нечистот, то их необходимо удалять. Наджаса делится на три вида –сложно-удаляемое, средне-удаляемое, легко-удаляемое наджаса.
1. Сложно-удаляемое наджаса – это то, что стало нечистым из-за соприкосновения с жидкостями собаки или свиньи, а так же если прикоснуться к ним тогда, когда они влажные Если собака лизнёт, к примеру, руку человека, то необходимо промыть эту руку семь раз. В один из этих разов, в воду добавляется чистая и пригодная для ритуальной чистоты земля. Необходимо добавить столько земли, сколько нужно для того, что бы вода стала мутной. Этой водой нужно промыть испачканную сложно-удаляемым наджасом руку в один из семи разов промывания.
Если дотронуться, например, до шерсти собаки в сухом виде, то промывать руку семь раз или даже один раз не нужно. Если рука или шерсть будут влажными, то необходимо совершить выше приведённое очищение.
2. Среднеудаляемое наджаса – это то, что стало наджасом из-за всех перечисленных нечистот (наджасов), кроме того наджаса, что связано с прикосновениями собаки и свиньи. Например, если на одежду попала моча, и нет на этом месте цвета, вкуса или запаха мочи, то для очищения этой одежды достаточно, чтобы через неё протекла вода.
Если на этой одежде есть сам предмет наджаса, например, помёт, то необходимо удалить данную нечисть, обязательно также удалить вкус и попытаться удалить запах и цвет.
Если после промывания водой на испачканной одежде останется цвет или запах, которые трудно удалить, то в этом нет ничего страшного. Например, если на одежду попала кровь, и после промывания пятен проточной водой на одежде останется след цвета крови, то одежда считается очищенной. Также, если на одежде, испачканной вином после промывания водой останется след запаха вина, то это одежда является чистой. Следовательно, для того, чтобы считать одежду со следами крови или вина чистыми необходимо:
– Промыть их тщательно водой.
– Промывать их мылом или порошком нет необходимости.
– Если на одежде сохраняется их цвет и запах одновременно, то тогда одежда не является очищенной.
– Необходимо, чтобы вода наливалась на нечистую поверхность, а если поднести испачканную поверхность к малой воде, то эта вода не очищает её, а наоборот, сама становится нечистой. Например, если в тазик с малой водой (меньше 216 литров примерно) погрузить испачканную наджасом одежду, то вода становится наджасом и одежда не становится чистой.
3. Легкое наджаса – это место, которое стало нечистым из-за мочи мальчика до двухлетнего возраста, если он не начал употреблять в пищу обычную еду. Если он пьёт молоко животного или же смесь, то он не считается употребившим пищу до двух лет. Данная категория наджаса названа лёгкой, ибо её не нужно промывать насквозь, а хватит и того, чтобы на неё наливалась вода, которая целиком покрывает испачканное место, даже если вода не пройдёт насквозь. Следовательно, одежда, на которую помочился такой мальчик, очищается, если налить на место попадания мочи воду, которая будет больше, чем его моча, даже если вода не пройдёт насквозь. Если он после двух лет тоже пьёт только молоко, то его моча не является легким наджасом. Моча маленькой девочки не относится к легкому наджасу.
Если станет наджасом какая-либо жидкость, то она не очищается. Например, невозможно промыть или очистить уксус, сок, или жидкое масло, если туда попадёт капля наджаса, (например, крови или мочи).
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Источник
Является ли рвота нечистотой (наджаса)?
Вся хвала Аллаху.
Во-первых:
Большинство ученых считает, что рвота является наджасой (нечистотой)
Сказано в аль-Маусуа аль-Фикхия (34/87):
Существуют различные мнения относительно чистоты рвоты. Ханафиты и Ханбалиты говорят, что это нечистота (наджаса) и они опираются на разные доводы. И это мнение Маликитов относительно еды, которая была изменена в процессе пищеварения, даже если она не приобрела характеристик кала. В качестве довода они приводили слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «О, Аммар, одежду следует мыть в пяти случаях: кал, моча, рвота, кровь и семя»
Они также цитировали в качестве довода, что это нечистоты тот факт, что это можно сравнить с калом, по причине запаха и отталкивающего вида.
Некоторые ученые, как ибн Хамз и Шаукани считали, что рвота чиста (тахир), потому что основа всему – чистота, и нет достоверного сообщения относительно того, что это нечистоты.
Он отвечали на хадис Аммара, что это слабый (даиф) хадис.
Ан-Навави сказал в аль-Маджму (2/549): «Хадис Аммара был передан Абу Яла аль-Маусили в своем муснаде, Даракутни и аль-Байхаки. Аль-Байхаки сказал: это ложный хадис без основы. Даракутни и аль-Байхаки постановили, что это слабый хадис (даиф)»
Он был также оценен как слабый (даиф) аль-Хафизом ибн Хаджаров аль-Талхис аль-Хабир, 1/33.
Шейх Альбани сказал в Тамам аль-Минна (стр. 53), комментируя мнение автора Фикх аль-Сунна о том, что рвота является нечистотой:
«Я говорю: автор не привел доводов для этого, кроме слов: «Существует консенсус, что это нечистоты». Это ошибочное заявление, потому что ибн Хазм не был на этом мнении, когда заявил, что рвота мусульманина чиста. Это было мнением имама Шаукани в Дарар аль-Бахия и Сиддик Хана в его комментарии; они не считали рвоту человека относящейся к нечистотам в целом и это правильно. Они сказали, что это относится к разногласиям ученых, и они не могут быть убраны без наличия достоверного довода. Подобное было сказано Шаукани в аль-Сайль аль-Джарар»
Сказал ан Навави:
“То что упомянул автор о нечистоте рвоты – на этом единогласное мнение.
И нет разницы это рвота человека или животных, сказал об этом аль Багави и другие. И нет разницы вышла рвота изменившейся или нет, и сказал автор “Ат Татимма”: “Если вышла неизменившейся то она чистая”, и это сказал аль Мутавалли, и это мазхаб Малика который передал от маликитов аль Барзаи в “Тахзиб аль мудаввана”.
Источник: “Маджму шарх аль мухаззаб”, 2570.
Сказал аз Заркаши Аль Ханбали:
“То что являтся наджасом без разногласий – это моча, и кровь,.. и гной”. Источник: “Шарх мухтасар аль хиракы”, 1/220.
И если у тех кто говорит что рвота не наджас, нет ни кого из древних ученых кроме ибн Хазма, то это не достаточно.
И так как ученые передают единогласие в этом вопросе, то не вредит этому единогласию то что сказал ибн Хазм так как он зохирит.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
“Каждое мнение, в котором уединились захириты от остальных имамов Уммы – это ошибка”
Источник: “Минхадж ас-Сунна”, 5/120
Сказал ан Навави:
“Противоречие Дауда аз Захири не вредит установлению иджма (единогласного мнения), согласно выбираемому мнению на котором мухаккыки (ученые иследователи) и большинство”
Источник: “Шарх Сахих Муслим”, 1/407
Сказал хафиз Ибн Роджаб аль Ханбали:
“Привычка захиритов – не придавать значению преступанию против единогласного мнения мусульман” (аль-иджма’)
Источник: “Фатх аль Бари”, 3/68.
По этому исходя из выше сказаного рвота наджас, на что ученые приводят единогласное мнение, а единогласное мнение является доводом. И не может быть такого что все ученые собрались на заблуждние и только один зохирит ибн Хазм сказал истину!
А что касается того что шейх Альбани привел таких ученых как Шаукани и Сиддик Хана, то это позднии ученые, а иджма (единогласное мнение ученых) состоялось до этих ученых. По этому нам безопаснее следовать за единогласным мнение ученым, точнее мы должны этому следовать, пока тот кто говорит что рвота не наджас не приведет нам это свое мнение ученых из числа ученых ахли Сунна первых поколений Ислама к коим ибн Хазм не относится, и выш было приведено как ученые относятся к тем мнением с которыми уединились зохириты.
Сказал хафиз Ибн Роджаб об одном из иджтихадов Ибн Хазма: “Если бы это понимание было истиной, то не скрылось бы от всех ученых Ислама кто был до него!” см. “Фатхуль бари”, 2-24
Сказал имам Ахмад: “Не говори ничего, что не говорили ученые до тебя!” см. “Сунна аль-Халляль”
Сказал имам аш-Шафии: “И мы говорим то, что сказали ученые кто были до нас, следуя за ними, и мы знаем, что не скроются Сунны Посланника Аллаха от всех них, а могут ускользнуть от внимания лишь части их. И мы знаем, что все они не соберутся на противоречии Сунне Посланника Аллаха, и на ошибке!” см. “Ар-Рисаля”, 1-472
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: “И любое слово, в котором уединяется поздний ученый от ранних, и не предшествовало, что кто-то из них высказал его до него – оно является ошибочным словом!”, и затем привёл вышеупомянутый асар от Ахмада. См. “аль-Фатауа аль-кубра”, 2-308
Сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани: “Не разрешается никому вводить мнение, или толкование, на которое у него нет саляфа!” см. “Ан-науадир уа аз-зиядат”, 1-5
Сказал имам Ибн Абдуль Хади, да смилуется над ним Аллах: “Не разрешено введение толкования к аяту или Сунне, которого не было во времена саляфов, и о котором они не знали, и которое не разьяснили Умме! Воистину, введение такого слова несет в себе то, что они были невежественны об истине в этом вопросе, и отошли от нее! А нашел дорогу к ней этот поздний спорящий!” см. “Ас-сарим аль-мунки аля нахр ибн ас-Субки”, 1-318
Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: “Что же касается ученых и факихов из ахлиль хадис, то они следуют за достоверным хадисом, где бы он не был, если на него опирались в действии сподвижники и те кто после них, или группа из них. А что же касается того, в чем единогласны саляфы на оставлении этого, то не разрешено действовать по этому, потому что они не оставили это, кроме как по причине знания о том, что не действуется по этому!” см. “Фадль ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф”, 32
Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль: “Надлежит тому, кто берется давать фетвы, знать о том, что сказали предшествующие ему, а иначе нельзя ему давать фетвы” см. “аль-Адаб аш-шар’ия”, 2-134
Спросили Исхака ибн Рахавейхи о значении хадиса: “Самый смелый из вас в даче фетв – самый смелый по отношению к Огню”, и он ответил: “Сказал имам Ахмад, что это о том, кто берется давать фетвы, и высказывает то, что не он не слышал от тех, кто был до него” см. “аль-Адаб аш-шар’ия”, 2-314
Сказал имам аль-Аджурри о том кто дает фетву: “Он не должен выходить свой фетвой из слов сподвижников и слов факихов после них, и если его мнение будет соглашаться с мнением некоторых сподвижников и мнением некоторых имамов мусульман, то пусть высказывает его. А если он посчитал в каком-то вопросе что-то, что противоречит слову сподвижников и слову факихов, так, что он выходит из всех их слов – то он не высказывает его, а обвиняет своё мнение! И обязательно на нем спросить тех, кто более знающ, чем он, или наравне с ним, чтобы открылась для него истина, и просить своего Господина чтобы Он привел его к постижению истины и блага” см. “Ахляк аль-уляма”, 1-43.
Сказал алляма аль-Альбани о вопросе чтения молитвы в мечети после возвращения из пути: “Очевидный смысл приказа дает обязательность молитвы после возвращения с пути, но мы не знаем ни одного из ученых, кто сказал бы об этом! И если бы нашелся тот, кто сказал об этом, то взяли бы это мнение!” см. “Ас-самар аль-мустатаб”, 2-628.
Источник