Рвота неврология у ребенка

Рвота неврология у ребенка thumbnail

Психогенная рвота у ребенка возникает либо вследствие стресса, либо в преддверье нежелательного события. В отличие от физиологической рвоты, больной ребенок считает данное явление естественным. Рвота психогенного характера чаще проявляется у детей 4-15 лет.

Содержание:
Особенности расстройства
Симптомы заболевания
Способы диагностики
Лечение

Особенности расстройства

Психогенная рвота считается таковой, если она сопровождается симптоматикой свидетельствующей о нарушении психики. Если не обратиться за своевременным лечением, возможно:

  • обезвоживание организма;
  • резкий скачок внутричерепного давления, разрыв капилляров в головном мозге – инсульт;
  • предпосылка к желудочно-пищеводному рефлюксу – попадание желудочного сока в ротовую полость с последующим попаданием в носоглотку (лор-заболевания, дисбактериоз ротовой полости);
  • нарушение баланса кислотности в ЖКТ – разъедание слизистой ЖКТ (язвы, гастриты, диарея), застой каловых масс, растяжение стенок толстого кишечника с последующей перфорацией;
  • растяжение стенок желудка (боли, воспаления и нагноения в ЖКТ, развитие инфекционных заболеваний).

Внезапную рвоту, вследствие отравления, следует отличать от психогенной: нет спазмов, утробных звуков, количество рвотных масс значительно, пища полностью или частично переваренная, рвота с характерным запахом желчи. Лечение детокс-препаратами от отравления приносит облегчение.

При психогенной рвоте ребёнок не старается предотвратить рвотный процесс. Зачастую рвота становится неотъемлемой частью жизни, способом привлечения внимания. Если по какой-либо причине рвота отсутствует, ребенок испытывает дискомфорт. Однозначно, проблема относится к компетенции психиатра и психотерапевта.

Симптомы заболевания

Тошнота психогенной природы бывает 3 видов: спонтанная – по причине внезапного стресса, периодическая – неврозы, постоянная – затяжное депрессивное состояние. Симптомы:

  • Спонтанная – тошнота не зависит от приёма пищи. Рвоте предшествуют спазмы желудка, возможны головные боли. У детей 4-7 лет сильный испуг часто сопровождается плачем.
  • Периодическая – в основном возникает вследствие одних и тех же событий или предшествует им. Ребёнок мало ест, повышенная нервозность, возможны резкие перепады настроения.
  • Постоянная – повышенная потливость и низкое артериальное давление. Во время рвоты возможны скачки внутричерепного, глазного давления. Отсутствие аппетита и тяга к кислой пище. Ощущается постоянная слабость, головокружение, возможны кратковременные обмороки после рвоты.

Перечень симптомов психогенных расстройств может относиться и к уже развившемуся психическому заболеванию. Так, потливость и рвота могут свидетельствовать об аутизме. Если не обратиться за лечением к специалисту, с возрастом психическое самочувствие ребенка будет только ухудшаться. Перечень симптомов не исчерпывающий. Могут проявляться и другие: кровотечение из носа, ухудшение зрения, слуха. Психогенное расстройство способствует выводу кальция из организма вместе с рвотными массами – это становится причиной дряблости сосудов, тахикардии, гематом.

Болезнь на начальных стадиях протекает в скрытой форме. Только опытный психиатр может распознать психическое расстройство и назначить эффективный курс лечения.

Способы диагностики

Перед назначением курса лечения уточняется психогенная природа рвотного рефлекса. При схожей симптоматике проводится диагностика детских заболеваний, вызывающих тошноту: ветряная оспа, корь, скарлатина, свинка. Опытный врач определяет их наличие или отсутствие по проявлению характерных симптомов: сыпь, отёчность, красные пятна на коже. Для выявления расстройства врач задаёт ребёнку и родителям ряд вопросов:

  • вызывает ли рвота дискомфортные ощущения;
  • проводилось ли лечение антибиотиками и другими токсичными препаратами;
  • каково эмоциональное состояние ребенка;
  • параметры режима дня – длительность сна, учёбы, отдыха;
  • когда и при каких обстоятельствах случаются приступы;
  • тошнит ли по утрам.

Для определения степени тяжести психогенного расстройства проводятся:

  • МРТ головного мозга – исследуются параметры желёз секреции, оболочки, разница потенциалов нейронов;
  • энцефалограмма – динамика прохождения нервных импульсов, комплексная картина реакций на раздражители;
  • биохимический анализ крови на гормональную активность.

Если заболевание не является расстройством пищевого поведения, мы направляем пациента на дальнейшее обследование и лечение к гастроэнтерологу, эндокринологу. Также проводится приём пациентов из других медучреждений с диагнозом РПП или симптоматикой, схожей с данным психическим расстройством, если терапия иных заболеваний привела к РПП.

Лечение

Независимо от причины, в первую очередь назначаются препараты, купирующие приступы тошноты. Большую роль в лечении психогенной рвоты у ребенка играет психотерапия. С пациентом занимается психолог. Назначается диетотерапия для восстановления полноценного снабжения организма необходимыми веществами и энергией. «Центр изучения расстройств пищевого поведения» в Москве немаловажную роль в лечении отводит диете. Рацион составляется в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями пациента. Наши специалисты оказывают психиатрическую помощь в стационаре и амбулаторно. Для тяжёлых больных работает реанимационная служба.

Источник

Эметический синдром [ЭС] (от англ. emesis – рвота) – комплекс симптомов, включающих тошноту, позывы к рвоте («немую» рвоту) и собственно рвоту (обратите внимание: тошнота может быть, как предшественницей рвоты, так и самостоятельным клиническим проявлением патологического процесса в организме). Этиология ЭС столь многообразна, что он совершенно обоснованно занимает второе место по частоте после болевого синдрома в практике врачей различных специальностей. При клинической оценке ЭС нужно иметь в виду следующее: являясь сложно-рефлекторным актом рвотный рефлекс может исходить из различных органов, поэтому выделяют центральные, висцеральные, токсические и др. варианты ЭС (рвоты).

Читайте также:  Рвота у ребенка инвалида

В формировании и реализации ЭС участвуют два механизма:

Первый связан с поступлением эметогенных стимулов непосредственно в рвотный центр, расположенный в латеральной части ретикулярной формации вблизи tractus solitarius. В рвотный центр направляются все афферентные потоки из глотки, желудочно-кишечного тракта, средостения, из зрительного бугра, вестибулярного аппарата VIII пары ЧМН и триггерной (пусковой) зоны хеморецепторов. Область ядра nucleus tractus solitarius богата энкефалинами, гистаминовыми и мускариновыми рецепторами, которые играют важную роль в непосредственной трансмиссии импульсов в рвотный центр. Также рвотный центр возбуждается при непосредственном давлении на него (например, опухолью или гематомой головного мозга), однако он не отвечает непосредственно на гуморальную стимуляцию.

Второй механизм ЭС связан с активацией (как через кровь, так и через ликвор) хеморецепторной триггерной зоны, находящейся в area postrema ствола мозга, и опосредованной стимуляцией рвотного центра. Анатомически эта зона находится снаружи от гематоэнцефалического барьера. Она охвачена богатой сетью капилляров с обширными периваскулярными пространствами и богата допаминовыми, опиоидными, серотониновыми (5НТ3 ), α2 -адрено-, М-холинорецепторами. Стимуляторами хеморецепторной триг- герной зоны являются гуморальные воздействия (лекарственные препараты, токсины, уремия, гипоксия, инфекции и др.). Основным афферентным путем рефлекторной дуги являются чувствительные волокна блуждающего нерва.

К факторам, оказывающим влияние на развитие тошноты и рвоты, относят некоторые особенности самого пациента. Предрасполагающими эметогенными факторами служат: возраст, пол, масса тела, тип нервной системы, степень выраженности вегетативных реакций. Чаще всего рвота возникает у детей, особенно в подростковом периоде (10 – 14 лет), а также у женщин в период менструального цикла. Существует отчетливая связь между частотой тошноты, рвоты и повышенной массой тела, что объясняется повышением внутрибрюшного давления, компрессией желудка, развитием рефлюкса, эзофагита и несостоятельностью пищеводного жома. Высокая встречаемость симптомов тошноты и рвоты отмечается у эмоционально лабильных, беспокойных, неуравновешенных пациентов, имеющих более высокий уровень катехоламинов и серотонина. Свойственная им аэрофагия, вызывающая увеличение воздушного пузыря в желудке, ведет к раздражению рецепторного аппарата.

ЭС может быть [1] физиологическим («защитным»), когда тошнота и рвота предохраняют организм человека от попадания токсинов с пищевыми массами, и [2] патологическим, то есть являться признаком самых разных патологических состояний и заболеваний, осложняя их течение и создавая угрозу для жизни пациента. Наиболее частыми причинами патологического (органического) ЭС являются:

■  заболевания органов брюшной полости (аномалии и инородные тела желудочно-кишечного тракта, острые и хронические заболевания органов брюшной полости, нарушения двигательной активности пищеварительного тракта и др.);
■  заболевания сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, артериальная гипер- и гипотензия, хроническая сердечная недостаточность);
■  инфекции (бактериальная, вирусная, паразитарная), как системы пищеварения, так и не затрагивающие пищеварительный тракт;
■  заболевания центральной нервной системы (черепно-мозговая травма, инсульт, опухоль, энцефалит, гидроцефалия, мигрень и др.);
■  поражения лабиринта (острый лабиринтит, болезнь Меньера и др.), проявляющиеся головокружением;
■  онкологические заболевания на разных стадиях;
■  заболевания эндокринных органов (диабетический кетоацидоз, надпочечниковая недостаточность, тиреотоксический криз, уремия и др.);
■  токсикоз беременных;
■  лекарственные средства и токсические вещества (цитостатики, морфин и др.).

Обратите внимание! Тошнота и рвота центрального происхождения развивается при токсическом (отравления, инфекции), при механическом (травмы, воспаление мозговых оболочек, повышение внутричерепного давления) воздействии на центр рвоты, а также ишемии головного мозга (при нарушении кровообращения в вертебробазилярном бассейне). Для данного варианта ЭС характерным является: [1] внезапное начало рвоты, как правило, без предшествующей тошноты; [2] рвота продолжительная, необильная с частыми рецидивами; [3] рвота не связана с приемом пищи; [4] рвота сочетается с головными болями и не приносит облегчения пациенту.

Помимо органических причин ЭС, существуют и функциональные расстройства гастро-дуоденальной зоны. Выделяют три функциональных расстройства, которые проявляются тошнотой и рвотой: хроническая идиопатическая тошнота, функциональная рвота, циклический рвотный синдром. Так, например, согласно рекомендациям Римского консенсуса III, диагноз функциональной рвоты устанавливается, если наблюдается один эпизод рвоты или более в неделю при отсутствии данных о нарушении процессов пищеварения, руминации или психическом заболевании, при отсутствии самоиндуцированной рвоты и хронического использования каннабиноидов, а также патологии со стороны центральной нервной системы или метаболических нарушений, которые могли бы объяснить происхождение тошноты либо рвоты. Критерии соответствуют требованиям, если жалобы (симптомы) беспокоят пациента как минимум 3 месяца из последних шести. Для функционального ЭС характерным является возникновение его непосредственно после еды, реже во время ее приема. Функциональной рвоте не предшествуют тошнота, болезненные рвотные движения и слюнотечение. Рвота, как правило, усиливается при нервно-психическом напряжении.

В каких случаях тошнота и рвота являются сигналами опасности? Тревожные признаки тошноты и рвоты, выявляемые при физикальном обследовании: признаки дегидратации (сухой язык, сниженный тургор кожи, постуральная гипотензия; запах алкоголя или ацетона изо рта; дезориентация вследствие гиперкальциемии или гипонатриемии; абдоминальные симптомы – признаки перитонита, гастростаза или острой кишечной непроходимости; неврологические симптомы: менингеальные знаки, нистагм, изменения на глазном дне, очаговые симптомы; признаки инфекционных и других заболеваний (сыпь на коже и слизистых оболочках).

Читайте также:  Рвота у ребенка более трех раз

Читать подробнее об ЭС:

лекция «Эметический синдром в клинической практике» Строкова О.А., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Россия, г. Саранск (журнал «Дневник казанской медицинской школы» №1, 2016) [читать];

материалы конференции (21.12.2011) «Тошнота и рвота в практике гастроэнтеролога и не только (междисциплинарный взгляд на два распространенных симптома)», опубликованы в медицинской газете «Здоровье Украины» (19.03.2012) [читать];

статья «Эметический синдром: все ли мы о нем знаем?» Ю.А. Загоренко, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (газета «Новости медицины и фармации» Гастроэнтерология (264) 2008) [читать];

статья «Тошнота и рвота в клинической практике (этиология, патогенез, профилактика и лечение)» Буров Н.Е., РМАПО (РМЖ, №8, 2002) [читать];

статья «Эметический синдром в клинической практике» Строкова О.А., к.м.н, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Медицинского института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Мордовия, г. Саранск (журнал Дневник казанской медицинской школы №1, 2016) [читать].

Источник

Невротическая рвота у ребенка: в чем причина и как с ней бороться?

Невротическая рвота наиболее часто встречается в детском возрасте. Это обусловлено лабильностью нервной системы у детей. Важно отметить, что ребенок самостоятельно не может справиться с невротической рвотой.

Почему развивается невротическая рвота?

Установить причины развития невротической рвоты очень сложно. Ученные полагают, что в основе патогенеза данного расстройства лежит повышенная нервная возбудимость. Риску развития невротической рвоты наиболее подвержены дети с лабильной нервной системы, повышенным уровнем тревожности.

Читайте также: Рвота у ребенка: как правильно оказать первую помощь?

Важно отметить, что невротическая рвота чаще возникает у детей старшего возраста. Однако, предпосылки к ее развитию могут закладываться еще в раннем детском возрасте. Неприятные ассоциации или подавленные эмоции могут провоцировать очередной приступ.

Истерическая рвота у ребенка

Как проявляется невротическая рвота?

Различают 2 основных варианта невротической рвоты: истерическая и привычная. Истерическая рвота возникает на фоне стресса или во время конфликтной ситуации. На пике негативных эмоций развивается сильный позыв к рвоте. Важно отметить, что его возникновению не всегда предшествует тошнота.

Подобные эпизоды рвоты очень угнетают ребенка. Он испытывает страх и боится постоять за себя. В любой конфликтной ситуации ребенку проще убежать или спрятаться. Сильные переживания приводят к рвоте. Ребенок не может справиться с переживаниями во время публичных выступлений.

Читайте также: Неукротимая рвота у ребенка: в чем причина этого состояния?

Привычная рвота возникает в ответ на известный стимул. Им чаще является еда, с которой связаны неприятные воспоминания. Уже сам вид или запах еды может провоцировать развитие приступа рвоты. Ощущение неприятного привкуса в блюде вынуждает ребенка немедленно покинуть помещение.

Истерическая рвота у ребенка

Как бороться с невротической рвотой?

В большинстве случаев справиться с невротической рвотой самостоятельно очень сложно. Для того, чтобы побороть истерическую рвоту необходимо обратиться за помощью к психотерапевту. Индивидуальные или групповые сеансы очень эффективны. Прием противорвотных средств не оказывает в этой ситуации должного эффекта.

Привычная рвота, в отличие от невротической, очень часто проходит самостоятельно. Уже во взрослом возрасте подобные эпизоды не развиваются. Однако, до этого ребенку приходиться избегать контакта с провоцирующими факторами.

Лікар-офтальмолог. З відзнакою закінчила Вінницький національний медичний університет ім. М. І. Пирогова. Здобуває спеціалізацію з офтальмології.
Автор наукових публікацій в офтальмології, інфектології, соціальній медицині та патенту на корисну модель в хірургії та травматології. Призер міжнародної медичної конференції студентів та молодих вчених UMSC (2016, 2017 р.) та «Перший крок в науку» (2015, 2016 р). Копірайтер в галузі медицини. Протягом 4 років працює над створенням медичного контенту. Володіє українською, російською та англійською мовами.

Добавить комментарий

Данная информация предоставлена
с ознакомительной целью.
Не занимайтесь самолечением

Источник

Рвота является частым состоянием в педиатрической практике, принося немало неприятностей родителям и ребенку. Она возникает при различных заболеваниях пищеварительной или нервной системы. Существует и особая разновидность симптома – психогенная. Мало кто слышал о такой, а значит, необходимо детальнее рассмотреть этот вопрос. Особое внимание стоит уделить аспектам ее возникновения, проявлениям и методикам коррекции.

Причины и механизмы

Ощущение тошноты и рвота знакомы практически каждому. Они малоприятны и могут становиться результатом широкого спектра патологии. Рвота представляет собой изгнание содержимого желудка, при котором сокращаются мышцы брюшного пресса, а кардиальный сфинктер и фундальный отдел расслаблены. На самом деле это защитный механизм, призванный очистить верхний отдел пищеварительного тракта от потенциально опасных веществ. Но в определенных ситуациях он носит иной характер.

Психогенная рвота имеет функциональный характер и зачастую вызывается сознательно (в большей или меньшей мере). Известно, что она широко распространена у детей. Предпосылками служат различные психотравмирующие ситуации, отношение к ним и поиск способов разрешения. Частыми причинами у ребенка можно назвать следующие:

  1. Повышенную тревогу и страх перед важными событиями.
  2. Неприятные ассоциации, связанные с пищей (насильственное кормление, неприятные запахи, образы фекалий, червей, крови).
  3. Конфликтные и стрессовые ситуации.
  4. Подавленные эмоции.
  5. Психические отклонения (булимия и анорексия, умственная отсталость).
Читайте также:  Рвота и понос у ребенка от банана

Рвота может выступать для детей способом привлечь к себе внимание родителей, избежать какого-то события или получить желаемое. Возникнув однажды, она станет частым симптомом, который появляется именно в однотипных ситуациях. И если таким образом ребенку удалось получить ожидаемый эффект со стороны окружающих, рвота закрепляется в сознании по типу условного рефлекса.

Большое значение в механизме появления психогенной рвоты отводят личностным особенностям. Чаще всего ей подвержены дети с лабильной эмоциональной системой, повышенной тревожностью, другими невротическими или истероидными чертами характера. Иногда функциональная тошнота и рвота возникают в ответ на мысли о чем-то запрещенном и недопустимом (конверсионный механизм). С позиций психоанализа указанные симптомы считаются проявлением скрытого гнева, чувства вины, стыда или сексуальной незрелости.

Таким образом, предпосылки для психогенной рвоты следует прежде всего искать во внутриличностных аспектах. Их появлению способствуют неблагоприятные внешние факторы – стрессовые ситуации и конфликты (семейные, в садике и школе), дефекты воспитания, жилищные условия. У развивающейся личности они выводят внутренние проблемы наружу, соматизируют их и придают приоритет в определенных ситуациях. Поэтому для установления причины рвоты требуется провести детальное исследование различных сфер жизни пациента, оценить его личностные особенности и окружение.

Причины психогенной рвоты у детей зачастую скрыты от внимания родителей, но их все же придется поднимать на поверхность для устранения проблемы.

Симптомы

Рвота неврология у ребенка

Большое значение для коррекции патологии принадлежит ее правильной диагностике. Сначала анализируются жалобы родителей и самого ребенка, а затем врач осматривает пациента. Особое внимание уделяется детализации субъективных симптомов, прежде всего самой рвоты:

  • Время появления (после еды или в психотравмирующей ситуации, натощак).
  • Периодичность (частая или редкая).
  • Характер рвотных масс (количество, цвет, запах, примеси).
  • Общее состояние ребенка (не изменено или нарушено).

Чаще всего такой невротической реакции подвержены дети в 5–7 лет, что может сохраняться и в дальнейшем. Приобретая форму невротического срыва, она возникает в ответ на определенную ситуацию, исход которой обладает тревожной стимуляцией для ребенка (экзамен, нарушение запрета, кормление и пр.). Как правило, рвота происходит без мучительных усилий и напряжения, легко и безболезненно. К сопутствующим психологическим проблемам у ребенка можно отнести:

  • Приступы страха и паники.
  • Плаксивость и раздражительность.
  • Подавленность настроения.
  • Снижение внимания и концентрации.
  • Постоянная усталость.
  • Расстройства сна.
  • Заикание, нервные тики, энурез.
  • Булимия и анорексия.

Нередко возникают истерические припадки, во время которых ребенок может кричать, падать на пол в судорогах и биться головой. Но эти приступы возникают лишь в присутствии стороннего наблюдателя, а в одиночестве проходят. При падениях и судорожных сокращениях мышц дети не причиняют себе повреждений. Эти признаки являются важными в плане дифференциальной диагностики.

Функциональный характер рвоты подтверждается отсутствием объективных признаков поражения пищеварительной системы, нарушений обмена веществ, хирургической патологии брюшной полости и прочих заболеваний, которые в иных ситуациях могли бы стать причиной рвоты. Нет болей в животе, патологических примесей в рвотных массах и стуле. Но при длительной невротизации вероятны функциональные расстройства со стороны вегетативной и сердечно-сосудистой систем:

  • Учащение сердцебиения.
  • Повышенная потливость.
  • Головные боли.
  • Нестабильность давления.

Все это относится к соматизированным проявлениям психологических проблем. И если их не решать, то с возрастом они лишь усугубляются. А длительные функциональные расстройства зачастую становятся базисом для появления различной органической патологии. Однако у старших детей усиливается психическая стабильность, что иногда приводит к прекращению рвоты.

Симптоматика психогенной рвоты четко вписывается в клиническую картину функциональных невротических реакций, принявших соматизированную форму.

Лечение

Рвота неврология у ребенка

Чтобы избавить ребенка от рвоты на нервной почве, важно воздействовать не только на причину и провоцирующие факторы, но и на механизмы развития психогенных нарушений. Для этого необходим тандем психотерапевта и невролога. Если родители понимают, что у ребенка начинается приступ рвоты, следует попробовать общие мероприятия:

  • Глубокое дыхание.
  • Глоток холодной воды.
  • Отвлечение от ситуации (визуальное, игровое).
  • Положение лежа с приподнятой головой.

Важно обеспечить ребенку комфортные условия существования, минимизировать стрессовые воздействия, но в то же время не поддаваться на провокации с его стороны. Необходимо разорвать связи между негативными факторами и психикой ребенка. Для этого может потребоваться применение лекарственных средств:

  1. Седативных (валериана, пустырник).
  2. Витаминов и минералов (Магне B6).
  3. Солевых растворов (Регидрон).

Но определяющее значение, конечно же, отводится психотерапии (индивидуальной и семейной). С ребенком занимаются опытные специалисты, которые в игровой или другой доступной для понимания форме осуществляют диагностику состояния и коррекцию нарушений. Создается новый позитивный стереотип, который замещает патологический. Проводится работа с родителями и их обучение необходимым навыкам.

Проблема психогенной рвоты нередка среди детей. Она рассматривается как невротическая реакция на различные стрессовые воздействия. И чтобы ее устранить, важна комплексная коррекция. При грамотном лечении такая рвота легко преодолима и проходит бесследно, избавляя ребенка и родителей от надоевшей проблемы.

Источник