Рвота и температура у ребенка без поноса это грипп
Рвота является одним из частых симптомов заболеваний, появляющихся у ребенка. Чем болен малыш, если к рвоте присоединилась повышенная температура или при лихорадке вдруг появилась рвота? В каких ситуациях нужно срочно вызывать врача и как действовать до приезда скорой помощи? Давайте разбираться.
Как проявляется?
Обычно перед рвотой ребенок ощущает тошноту, у него может увеличиться выделение слюны, учащается сердцебиение, кожа становится бледной. Температура тела может повыситься до разных цифр. Если рвота вызвана лихорадкой, то после того, как желудок опорожнится, больше позывов к рвоте и тошноты не бывает, а ребенок ощущает слабость.
Если у малыша инфекция пищеварительного тракта, то приступы рвоты повторяются. Выделяемые при них массы сначала представляют собой остатки пищи, а позже становятся зеленовато-желтыми, поскольку в них присутствуют примеси желчи. Чем чаще появляется рвота, тем слабее будет ребенок. У него начинают появляться симптомы обезвоживания.
Какая температура считается высокой?
Повышение температуры определяют в разных местах, поэтому показатели будут отличаться в зависимости от особенностей измерения. Если температуру определяют в прямой кишке, то повышенной она будет при показателе свыше +38°С. Определяемая в ротовой полости температура считается высокой, если на градуснике будет больше +37,2°С, а при определении в подмышечной впадине – при показателе больше +37,3°С (у новорожденного – больше +37,5°С).
Симптомы и возможные причины, что делать?
Наиболее часто появление у ребенка комбинации таких двух симптомов, как повышенная температура и приступы рвоты, характерно для инфекционных заболеваний. Однако, это не обязательно признак инфекционных поражений пищеварительного тракта. Довольно частой ситуацией является рвота у малыша при ОРВИ, скарлатине, фарингите, бронхите и подобных болезнях.
Рассмотрим причины появления рвоты и высокой температуры детальнее:
Без поноса
И рвота, и температура выступают защитными реакциями организма на воздействие разных внешних факторов. И если к ним не присоединились изменения стула, то работа кишечника у ребенка не нарушена.
Обычно отсутствие поноса у ребенка с рвотой и высокой температурой характерно для заболеваний дыхательной системы, когда появление рвоты было спровоцировано высокими показателями на градуснике. Как правило, такая рвота бывает однократной, а ребенок вялый и капризный. Также часто провоцирующим рвоту фактором выступает сильный кашель.
С поносом
Клиническая картина, включающая эпизоды рвоты, повышенную температуру и жидкий стул, зачастую указывает на наличие пищевого отравления либо острой кишечной инфекции.
В таких случаях организм малыша пытается вывести токсины или вредоносные микроорганизмы не только с помощью рвоты, но и за счет ускорения продвижения пищи по кишечнику, что проявляется поносом.
Вызов врача или скорой помощи
Сочетание рвоты и высокой температуры является весьма опасным для ребенка, поэтому в большинстве случаев малышу следует вызвать врача.
Нельзя медлить с обращением за медицинской помощью в таких случаях:
- К рвоте присоединился выраженный понос.
- Рвота повторяется много раз.
- Симптомы появились после перегревания или долгого пребывания на солнце.
- Рвота мешает отпаивать ребенка.
- Состояние ребенка сильно ухудшилось.
- Вы заметили симптомы обезвоживания.
- В выделенных ребенком во время рвоты массах есть примесь крови.
Правила первой помощи до приезда врача
- Успокойте ребенка, так как рвота всегда пугает малыша. Умойте кроху и дайте немного воды, чтобы прополоскать ротовую полость.
- Находитесь всегда рядом с крохой и не оставляйте ребенка после рвоты наедине. Если малыш лежит, лучше разверните его голову набок или подложите подушку, чтобы она была слегка приподнятой.
- Сразу же после рвоты давайте ребенку много пить, но маленькими порциями. Лучшим выбором будут особые аптечные растворы для восстановления баланса минералов и воды в организме. Чередуйте их с обычной водой, компотом из сухофруктов, отваром шиповника. Начните давать питье по чайной ложечке каждые 5-10 минут, а затем постепенно давайте пить больше, но максимум 1/2 стакана за один прием.
- Желательно после рвоты некоторое время ребенка не кормить. Но, если ребенок просит поесть, дайте ему нежирную и вязкую пищу, например, рисовую кашу или кисель. Если малыш грудной, кормление материнским молоком или смесью при рвоте и температуре не отменяют.
Никакие лекарственные препараты до приезда врача и установления диагноза давать ребенку нельзя. Это не только может помешать доктору в определении причины проблем со здоровьем, но и способно еще больше усугубить состояние малыша.
Симптомы обезвоживания
Вас должны насторожить такие признаки:
- У малыша очень сухая кожа (она становится менее эластичной), высыхает слизистая на губах.
- Ребенок плачет без выделения слез.
- Отсутствие мочеиспусканий за последние 3-4 часа и больше.
- Ухудшенное общее состояние, раздражительность, вялость.
- У грудничков также отмечают утрату массы тела и западание родничка.
Лечение
Поскольку рвота характерна для разных болезней, ее лечение будет обуславливаться причиной появления данного симптома. Специфическое лечение рвоты у детей не проводят специальными лекарствами, а влияют на основное заболевание. Если рвота многократная, обязательно следует предпринимать меры профилактики обезвоживания. Это особенно важно, если ребенок маленький.
Также важно следить, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути крохи. Лучше давать жаропонижающие средства в виде свечей или инъекций.
Признаки того, что лечение помогает
Наблюдая за ребенком и соблюдая предписания педиатра, родители поймут, что лечение дает положительный эффект, когда:
- Число приступов рвоты уменьшилось, а потом рвота прекратилась.
- Температура тела нормализовалась.
- У ребенка улучшилось самочувствие.
- Малыш стал активнее и у него появился аппетит.
Источник
Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ – èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè÷èíîé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ðîòàâèðóñ, èìåþòñÿ òàêæå è äðóãèå íàçâàíèÿ – ðîòàâèðîç, ðîòàâèðóñíûé ãàñòðîýíòåðèò, êèøå÷íûé ãðèïï, æåëóäî÷íûé ãðèïï. Âîçáóäèòåëü ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè – âèðóñ èç îòðÿäà ðîòàâèðóñîâ (ëàò. Rotavirus). Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä èíôåêöèè – 1-5 äíåé. Ðîòàâèðóñ ïîðàæàåò êàê äåòåé, òàê è âçðîñëûõ, íî ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, â îòëè÷èå îò ðåáåíêà, çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò â áîëåå ëåãêîé ôîðìå. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ çàðàçíûì ñ ïåðâûìè ñèìïòîìàìè ðîòàâèðîçà è îñòàåòñÿ çàðàçíûì äî êîíöà ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ (5-7 äíåé). ×åðåç 5-7 äíåé íàñòóïàåò âûçäîðîâëåíèå, îðãàíèçì âûðàáàòûâàåò ñòîéêèé èììóíèòåò ê ðîòàâèðóñó è ïîâòîðíîå çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò î÷åíü ðåäêî. Ó âçðîñëûõ ñ íèçêèì óðîâíåì àíòèòåë ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ïîâòîðèòüñÿ.
Ïóòè ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïóòü ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñà â îñíîâíîì ïèùåâîé (÷åðåç íåìûòûå ïðîäóêòû, ãðÿçíûå ðóêè). Çàðàçèòüñÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé ìîæíî ñàìûìè ðàçíûìè ïóòÿìè, íàïðèìåð, ÷åðåç èíôèöèðîâàííûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, ïðåæäå âñåãî ìîëî÷íûå (èç-çà ñïåöèôèêè èõ ïðîèçâîäñòâà). Ðîòàâèðóñû ïðåêðàñíî ñåáÿ ÷óâñòâóþò â õîëîäèëüíèêå è ìîãóò æèòü òàì ìíîãî äíåé, õëîðèðîâàíèå âîäû èõ íå óáèâàåò. Ó äåòåé â âîçðàñòå îò 1 ãîäà è ñòàðøå ðîòàâèðîç ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ïðè ïîñåùåíèè ÿñëåé, äåòñêèõ ñàäîâ è øêîë, òàê êàê â íîâîé îáñòàíîâêå èíûå âèðóñû è ìèêðîáû, ÷åì â äîìàøíåé îáñòàíîâêå èëè â êîëëåêòèâå, ãäå ðåáåíîê íàõîäèëñÿ äîëãîå âðåìÿ.
Ìîæíî îòíåñòè ýòó èíôåêöèþ è ê «áîëåçíÿì ãðÿçíûõ ðóê». Êðîìå òîãî, ïîñêîëüêó ðîòàâèðóñû âûçûâàþò âîñïàëåíèÿ è äûõàòåëüíûõ ïóòåé, îíè, ïîäîáíî âèðóñàì ãðèïïà, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ êàïåëüíûì ñïîñîáîì – íàïðèìåð, ïðè ÷èõàíèè.
Âèðóñ ïðîíèêàåò â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.  îñíîâíîì ïîðàæàåòñÿ ñëèçèñòàÿ òîíêîé êèøêè. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïîðàæàåò æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, âûçûâàÿ ýíòåðèò (âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè êèøå÷íèêà), îòñþäà è õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà.
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Âûäåëÿåòñÿ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä (1-5 ñóòîê), îñòðûé ïåðèîä (3-7 ñóòîê, ïðè òÿæ¸ëîì òå÷åíèè áîëåçíè – áîëåå 7 ñóòîê) è ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ïîñëå áîëåçíè (4-5 ñóòîê).
Äëÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè õàðàêòåðíî îñòðîå íà÷àëî – ðâîòà, ðåçêîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, âîçìîæåí ïîíîñ, çà÷àñòóþ è î÷åíü óçíàâàåìûé ñòóë – â ïåðâûé äåíü æèäêèé æåëòûé, íà âòîðîé, òðåòèé äåíü ñåðî-æ¸ëòûé è ãëèíîîáðàçíûé. Ó áîëüøèíñòâà çàáîëåâøèõ ïîÿâëÿþòñÿ íàñìîðê, ïîêðàñíåíèÿ â ãîðëå, îíè èñïûòûâàþò áîëè ïðè ãëîòàíèè.  îñòðûé ïåðèîä îòñóòñòâóåò àïïåòèò, íàáëþäàåòñÿ ñîñòîÿíèå óïàäêà ñèë. Ìíîãîëåòíèå íàáëþäåíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íàèáîëåå êðóïíûå âñïûøêè çàáîëåâàíèÿ âîçíèêàþò âî âðåìÿ èëè â êàíóí ýïèäåìèè ãðèïïà, çà ÷òî îíî ïîëó÷èëî íåîôèöèàëüíîå íàçâàíèå – «êèøå÷íûé ãðèïï». Êàë è ìî÷à î÷åíü ñõîäíû ïî ïðèçíàêàì ñ ñèìïòîìàìè ãåïàòèòà (ñâåòëûé êàë, òåìíàÿ ìî÷à, èíîãäà ñ õëîïüÿìè êðîâè).
×àñòî ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè è ïðèçíàêàìè ïî ïîðÿäêó: ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ âÿëûì, êàïðèçíûì, åãî òîøíèò óæå ñ óòðà, âîçìîæíà ðâîòà äàæå íà ãîëîäíûé æåëóäîê. Âîçìîæíà ðâîòà ñî ñëèçüþ. Àïïåòèò ñíèæåí, ïîñëå åäû íåîäíîêðàòíî ðâåò ñ êóñî÷êàìè íåïåðåâàðåííîé ïèùè, ðâîòà íà÷èíàåòñÿ è ïîñëå ïèòüÿ æèäêîñòè â êîëè÷åñòâå áîëåå 50 ìë. Íà÷èíàåò ïîâûøàòüñÿ òåìïåðàòóðà è ê âå÷åðó òåðìîìåòð ìîæåò ïîêàçàòü óæå áîëåå 390Ñ. Ïðè çàðàæåíèè ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé òåìïåðàòóðà ñòîéêî ïîâûøåíà è “ñáèòü” åå òðóäíî, äåðæàòüñÿ ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà ìîæåò äî 5 äíåé. Ê ñèìïòîìàì ïðèñîåäèíÿåòñÿ æèäêèé ñòóë, ÷àùå æåëòîãî öâåòà ñ íåïðèÿòíûì çàïàõîì, ïðè ýòîì ìîæåò áîëåòü æèâîò. Ó ìàëûøåé, êîòîðûå åùå íå ìîãóò îáúÿñíèòü, ÷òî ó íèõ ÷òî-òî áîëèò, ïðèçíàêîì áîëåé ÿâëÿåòñÿ ïëà÷ è óð÷àíèå â æèâîòå. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ïëàêñèâûì è ðàçäðàæèòåëüíûì, õóäååò “íà ãëàçàõ”, ñî âòîðîãî äíÿ çàáîëåâàíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ñîíëèâîñòü. Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè âñå ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç 5-7 äíåé è íàñòóïàåò ïîëíîå âûçäîðîâëåíèå, æèäêèé ñòóë ìîæåò äåðæàòüñÿ íåìíîãî äîëüøå.
Èíòåíñèâíîñòü ïðîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè, òÿæåñòü è äëèòåëüíîñòü çàáîëåâàíèÿ ðàçëè÷íû. Ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà î÷åíü ïîõîæè íà ïðèçíàêè äðóãèõ, áîëåå òÿæåëûõ çàáîëåâàíèé, íàïðèìåð îòðàâëåíèÿ, õîëåðû èëè ñàëüìîíåëëåçà, ïîýòîìó â ñëó÷àå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû ó ðåáåíêà, ïîÿâëåíèÿ òîøíîòû è/èëè æèäêîãî ñòóëà íåìåäëåííî âûçîâèòå íà äîì âðà÷à. Ïðè áîëÿõ â æèâîòå âûçîâèòå ñêîðóþ ïîìîùü, äî ïðèõîäà âðà÷à îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ðåáåíêó íå äàâàòü!
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Âçðîñëûå òàêæå áîëåþò ðîòàâèðîçîì, íî íåêîòîðûå ìîãóò ïðèíÿòü åãî ñèìïòîìû çà îáû÷íîå âðåìåííîå ðàññòðîéñòâî ïèùåâàðåíèÿ (ãîâîðÿò, “÷òî-òî íå òî ñúåë”). Òîøíîòà è ðâîòà îáû÷íî íå áåñïîêîÿò, ìîæåò áûòü îáùàÿ ñëàáîñòü, ñíèæåíèå àïïåòèòà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû è æèäêèé ñòóë, íî íå äëèòåëüíîå âðåìÿ. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó âçðîñëûõ ÷àñòî ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíî. Íåñìîòðÿ íà ñòåðòîñòü ñèìïòîìîâ, áîëüíîé îñòàåòñÿ çàðàçíûì âñå ýòî âðåìÿ. Áîëåå ëåãêîå ïðîòåêàíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ îáúÿñíÿåòñÿ íå òîëüêî áîëåå ñèëüíûì èììóíèòåòîì, íî è áîëüøåé ïðèñïîñîáëåííîñòüþ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ê òàêîãî ðîäà âñòðÿñêàì. Îáû÷íî åñëè â ñåìüå èëè â êîëëåêòèâå åñòü èíôèöèðîâàííûé, òî â òå÷åíèå 3-5 ñóòîê ïîî÷åðåäíî íà÷èíàþò çàáîëåâàòü è îñòàëüíûå. Ïðåäîòâðàòèòü çàðàæåíèå îò íîñèòåëÿ èíôåêöèè âîçìîæíî òîëüêî â ñëó÷àå àêòèâíîé èììóííîé ñèñòåìû.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Ïðåïàðàòîâ, óáèâàþùèõ ðîòàâèðóñ íå ñóùåñòâóåò, ïîýòîìó ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ñèìïòîìàòè÷åñêîå è íàïðàâëåíî íà íîðìàëèçàöèþ âîäíî-ñîëåâîãî áàëàíñà, íàðóøåííîãî ïðè ðâîòå è ïîíîñå è íà ïðåäîòâðàùåíèå ðàçâèòèÿ âòîðè÷íîé áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Îñíîâíîé öåëüþ ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ áîðüáà ñ ðåçóëüòàòàìè âîçäåéñòâèÿ èíôåêöèè íà îðãàíèçì: äåãèäðàòàöèåé, òîêñèêîçîì è ñâÿçàííûìè ñ íèìè íàðóøåíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì.
Ïðè ïîÿâëåíèè ñèìïòîìîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî ðàññòðîéñòâà íè â êîåì ñëó÷àå íå äàâàòü ðåáåíêó ìîëîêî è ìîëî÷íûå, äàæå êèñëî-ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, â òîì ÷èñëå êåôèð è òâîðîã – ýòî îòëè÷íàÿ ñðåäà äëÿ ðîñòà áàêòåðèé.
Àïïåòèò ó ðåáåíêà ñíèæåí èëè îòñóòñòâóåò, çàñòàâëÿòü ðåáåíêà êóøàòü íå ñëåäóåò, äàéòå åìó âûïèòü íåìíîãî êèñåëÿ (äîìàøíåãî, ñâàðåííîãî èç âîäû, êðàõìàëà è âàðåíüÿ), ìîæíî ïîïîèòü êóðèíûì áóëüîíîì. Åñëè ðåáåíîê íå îòêàçûâàåòñÿ îò åäû, ìîæíî ïîêîðìèòü åãî æèäêîé ðèñîâîé êàøåé íà âîäå áåç ìàñëà (íåìíîãî ïîäñëàñòèòü). Ãëàâíîå ïðàâèëî – äàâàòü åäó èëè ïèòüå ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè ñ ïåðåðûâîì, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ðâîòíûé ðåôëåêñ. Â äíè ñ ñèëüíîé ðâîòîé èëè ïîíîñîì íóæíî âîñïîëíèòü îáúåì æèäêîñòè è ñîëåé, âûìûòûõ ñ æèäêèì ñòóëîì è ðâîòíûìè ìàññàìè.
Òåìïåðàòóðó íèæå 380Ñ ñáèâàòü íå ñëåäóåò, åñëè áîëüíîé åå ïåðåíîñèò óäîâëåòâîðèòåëüíî. Ñáèòü òåìïåðàòóðó âûøå 380Ñ ïîìîãàþò âëàæíûå îáòèðàíèÿ ñëàáûì âîäî÷íûì ðàñòâîðîì – îáòèðàòü íóæíî âñå òåëî ðåáåíêà öåëèêîì, íå äîïóñêàÿ ïåðåïàäà òåìïåðàòóðû ìåæäó ó÷àñòêàìè òåëà, ïîñëå îáòèðàíèÿ íàäåòü íà íîãè òîíêèå íîñî÷êè. Ðåáåíêà ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé íå êóòàòü.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Îñîáîãî ëå÷åíèÿ íå òðåáóåòñÿ. Ïðè âûðàæåííûõ ñèìïòîìàõ ëå÷åíèå ñèìïòîìàòè÷åñêîå. Íå äîïóñêàéòå êîíòàêòà ñ äåòüìè âî âðåìÿ çàáîëåâàíèÿ ðîòàâèðîçîì, ÷òîáû íå çàðàçèòü èõ.
Îñëîæíåíèÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïðîòåêàåò áåç îñëîæíåíèé. Åñëè íå ïîèòü ðåáåíêà ñ ðâîòîé è ïîíîñîì ÷àñòî, îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ äåòåé äî ãîäà, âîçìîæíî îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Åñëè íå ïðèíÿòü ìåðû, âîçìîæíî ïðèñîåäèíåíèå áàêòåðèàëüíîé êèøå÷íîé èíôåêöèè è áîëåçíü áóäåò ïðîòåêàòü åùå áîëåå òÿæåëî. Îáÿçàòåëüíî ñëåäèòå çà òåìïåðàòóðîé òåëà ðåáåíêà, äëèòåëüíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû âûøå 390Ñ âåäåò ê îòìèðàíèþ êëåòîê, â ïåðâóþ î÷åðåäü, êëåòîê ãîëîâíîãî ìîçãà.
Ëåòàëüíûé èñõîä íàáëþäàåòñÿ â 2-3 % ñëó÷àåâ, â îñíîâíîì ñðåäè äåòåé ñ îñëàáëåííûì çäîðîâüåì. Ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ ïåðåíåñåííàÿ ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ íå âëå÷åò íèêàêèõ äîëãîâðåìåííûõ ïîñëåäñòâèé è ïðîãíîç áëàãîïðèÿòíûé.
Ïðîôèëàêòèêà ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
 êà÷åñòâå ýôôåêòèâíîãî ñðåäñòâà ïðîòèâ ðîòàâèðóñà ÂÎÇ ðåêîìåíäóåò ïðîâåäåíèå ïðîôèëàêòè÷åñêîé âàêöèíàöèè.
Äëÿ ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè ðîòàâèðîçà íà íàñòîÿùèé ìîìåíò ñóùåñòâóåò äâå âàêöèíû, ïðîøåäøèå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ. Îáå ïðèíèìàþòñÿ îðàëüíî è ñîäåðæàò îñëàáëåííûé æèâîé âèðóñ. Ðîòàâèðóñíûå âàêöèíû â íàñòîÿùåå âðåìÿ äîñòóïíû òîëüêî â Åâðîïå è ÑØÀ.
Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ñîáëþäåíèè ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íîðì (ìûòü¸ ðóê, èñïîëüçîâàíèå äëÿ ïèòüÿ òîëüêî êèïÿ÷¸íîé âîäû).
Источник
В осенне-зимний период, помимо гриппа и острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), широко распространена ротавирусная инфекция. По словам врачей, в последнее время она приобрела всесезонный характер. Поначалу болезнь можно принять за простуду (ОРВИ) или грипп, только вот к типичным простудным симптомам добавляются рвота, диарея, боли в животе.
Заразиться ротавирусом очень легко, поскольку инфекция передается контактным путем: через грязные руки, дверные ручки, поручни и игрушки, употребление пищи из посуды зараженного и т. д. Благоприятной средой для ротавируса также являются места массового скопления людей, и детские учреждения находятся в зоне повышенного риска. Симптомы простуды и кишечного расстройства одновременно могут давать и другие вирусы.
При каких инфекциях возможны симптомы простуды в сочетании с тошнотой и рвотой?
Попадая в организм человека, ротавирус вызывает инфекционный процесс, который характеризуется коротким инкубационным периодом и острым течением. Для ротавирусной инфекции характерно острое начало: рвота, резкое повышение температуры и диарея. Эти симптомы могут быть вызваны и другими энтеропатогенными вирусами (энтеровирусом, норовирусом, аденовирусом, астровирусом). У больных может наблюдаться не только нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, но и — в ряде случаев — обезвоживание, что особенно опасно.
Схожие симптомы могут иметь и ряд других заболеваний. По словам врача-терапевта Ирины Ярцевой, тошнота и рвота могут быть и при гриппе. Как показали многолетние наблюдения, наиболее крупные вспышки ротавирусной инфекции возникают во время или в канун эпидемии гриппа, за что заболевание получило неофициальное название «кишечный грипп», хотя сам по себе ротавирус не имеет никакого отношения к вирусам гриппа.
Отличить одно заболевание от другого поможет только специалист. «Вы не поймете, что это ротавирус. Есть экспресс-диагностика гриппа, она быстрая, но дорогостоящая. Для гриппа достаточно клинической картины. Для ротавируса сезонности вообще нет, инфекция бывает круглый год. В принципе ее диагностировать нет необходимости. Да и ОРВИ включают около 200 вирусов. Они все протекают схоже, в той или иной степени имеют перекликающиеся симптомы, которые не требуют специфического лечения», — говорит врач.
Есть ли какое-то специальное лечение для подобных болезней?
«При гриппе в первые 72 часа можно применять несколько действенных препаратов, которые снижают длительность болезни. А для остальных вирусов не существует никакого специфического лечения. Поэтому достаточно клинической картины, наблюдения за тем, как протекает болезнь, осмотра доктора. И при своевременной симптоматической терапии и соблюдении постельного режима можно избежать осложнений», — рассказывает Ярцева. Эксперт напоминает: самолечением заниматься опасно. «Для выяснения причины заболевания нужно идти к врачу. У кого-то может превалировать рвота, у кого-то — диарея. В зависимости от симптомов врач назначит лечение. В числе основных общих рекомендаций — обильное питье», — говорит врач.
Как протекает инфекция у взрослых и детей?
Ротавирусной инфекцией страдают дети и взрослые. Но в отличие от детей у взрослых симптомы ротавируса протекают в более легкой форме. Поскольку ротавирус поражает пищеварительную систему, главными симптомами болезни являются рвота и водянистая диарея. У детей развитие болезни, как правило, проходит по такой схеме: сначала ребенка беспокоит тошнота, затем возникает легкая боль в животе, после чего начинается рвота. Диарея может повторяться 4-5 раз в сутки, но в тяжелых случаях может достигать и 15-20 раз, что чревато тяжелой степенью обезвоживания. С жидкостью ребенок теряет много солей, поэтому главное при ротавирусной инфекции — это «выпаивание» солевыми растворами.
«Детей сложнее убедить в необходимости обильного питья. Их приходится долго уговаривать. Но такой подход позволяет восполнить потерю жидкости, чтобы избежать осложнений. Взрослых убеждать не нужно, они четко следуют рекомендациям врача о том, что и как нужно делать», — говорит Ярцева.
Что делать, если у вас или вашего ребенка ротавирус либо схожая инфекция?
Помимо обильного питья, следует соблюдать диету. Из рациона нужно исключить продукты, тяжелые для усвоения либо раздражающие слизистую: цельное молоко, жирное, жареное, копченое, концентрированные соки, свежие фрукты и овощи. Ярцева рекомендует принимать жаропонижающие препараты только по необходимости. «Злоупотреблять ими не стоит. Детям не стоить часто давать ибупрофен. Его нельзя использовать долго и постоянно, нужно чередовать с парацетамолом. Если тот не помогает, то можно иногда добавить ибупрофен», — говорит Ярцева.
Нужна ли госпитализация?
По словам Ярцевой, госпитализация не требуется за исключением тяжелых случаев обезвоживания и чрезмерных реакций на повышение температуры. Если у ребенка появились симптомы обезвоживания (отсутствие слез во время плача, темная моча, сухость во рту, потеря веса) или частый водянистый стул с рвотой, необходимо экстренно обратиться за медицинской помощью.
Смотрите также:
- Симптомы, профилактика и лечение ротавирусной инфекции. Инфографика →
- Операция «Антивирус». Как спастись от свиного гриппа? →
- Что нельзя делать при ротавирусной инфекции? →
Оставить
комментарий (0)
Источник