Ребенок захлебнулся рвотой в детском саду
Гибель 1,5-годовалого ребенка в Иркутске: у частного детского сада не было лицензий
Фото: Алена ЧИЧИГИНА
В 8 утра родители как обычно привели 1,5-годовалую Свету в сад. Девочка чувствовала себя хорошо, но уже в обед маме позвонила в истерике воспитательница:
– Я вызвала для Светы скорую… Она без сознания…
По версии педагога (она же и заведующая детским садом), девочка пообедала вместе с девятью другими малышами и легла спать. А через час воспитательница снова вошла в комнату. Двое ребятишек пожаловались на боли в животе. Женщина решила проверить других малышей из группы и обнаружила, что самая младшенькая – Света – не дышит. Врачи скорой ничем не смогли помочь крошке, лишь констатировали смерть и сообщили о случившемся в полицию.
– Медики осмотрели всех малышей, восемь из которых отвезли в больницу, – сообщают в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Иркутской области. – У них взяли анализы, поскольку было подозрение на отравление, но после обследования отпустили домой.
Тем временем эксперты отправились по адресу, где 33-летняя иркутянка открыла детский сад. Первые результаты шокировали…
– Так называемый детский сад работал незаконно, – рассказала начальник департамента образования Иркутска Валентина Перегудова. – Ни в одной из структур он не зарегистрирован – ни в ассоциации дошкольных учреждений, ни в департаменте образования, ни в налоговой.
Но это полбеды. А вот то, в каких условиях содержались малыши, – уже беда.
– Это обычная трехкомнатная квартира, где живут хозяйка-директор и ее родственники, – добавляет руководитель управления Роспотребнадзора по Иркутской области Александр Пережогин. – Условия антисанитарные, в таких содержать детей нельзя.
Малыши даже спали вчетвером на одном диване, на одной простыне!
Женщина открыла детский сад втайне от государства примерно три года назад. Соседи знали, что она работает няней, видели ее во дворе с ребятней, но даже не думали заявлять в полицию.
– Я Веру знаю много лет, – рассказала 86-летняя пенсионерка Александра Александрова, которая живет этажом выше. – Она живет в квартире вместе со свекровью, мужем и тремя детьми: младшему и двух лет нет.
Связаться с родителями погибшей девочки нам не удалось, но мы нашли тех, кто водил своих малышей в тот же садик.
«Я не первый год вожу туда своих детей, у меня их двое, – пишет иркутянин Иван на одном из городских форумов. – Нас с женой все устраивает. Воспитатель – прекрасный человек. Я уверен, ее вины в этой трагедии нет. Мои дети тоже пробыли в инфекционке почти сутки, с ними все хорошо. Да, девочка умерла, соболезнования родным и близким, но никто не знает истинной причины. Давайте дождемся результатов расследования, прежде чем обвинять».
«Я доверяю воспитателю, за 2,5 года у меня не было к ней ни одной претензии, – подхватывает другая родительница. – Да, условия в садике скромные, зато цена приемлемая. Мы платили по 6 тысяч рублей в месяц.
Сейчас выясняется, что могло стать причиной смерти малышки. Специалисты ждут результатов судебно-медицинской экспертизы. Есть версия, что девочка захлебнулась рвотными массами, когда спала.
По факту трагедии завели уголовное дело по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Воспитателя задержали, ей грозит до шести лет лишения свободы.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Узнать легальный ли вы выбрали детский сад, можно по телефону (3952) 52-01-71.
Источник
Как предотвратить аспирацию у ребенка и что нужно сделать, пока не приехала скорая? О первой помощи малышу рассказывают специалисты.
Аспирация инородным телом — это попадание предмета или куска пищи в гортань или ниже, которое приводит к удушью и невозможности дышать. Это опасное состояние, где правильное поведение оказавшегося рядом взрослого решает всё.
Очень важно, чтобы все взрослые знали, что делать в подобной ситуации, и умели оказать первую помощь подавившемуся ребенку. Мы собрали инструкцию от главных (по мнению «Летидора») врачей Интернета: педиатров Сергей Бутрия, Евгения Олеговича Комаровского и Анны Левадной.
Инструкция от Сергея Бутрия
Аспирация инородного тела в случае полной закупорки дыхательных путей может привести к потере сознания ребенком за 1 минуту и к его смерти в течение 5 минут. За это время к вам не успеет приехать ни одна скорая. Поэтому каждый родитель должен знать основы первой помощи при аспирации.
Прежде всего, нужно стараться ее предотвратить
- Если у вас маленький ребенок в доме, не разбрасывайте мелкие вещи на полу, тумбочках, столах и так далее. Бисер, пуговицы, семечки подсолнуха, мелкие детали от конструкторов и прочее. Любая мелкая вещь может попасть в рот малыша, а затем в дыхательные пути.
- Не кормите малыша продуктами, представляющими высокий риск аспирации, подробнее тут.
- Не позволяйте ребенку бегать/резвиться/смеяться с мелкой вещью во рту, например, с леденцом (леденцы детям до 5-7 лет можно давать ТОЛЬКО на палочке — так их легко можно будет извлечь в случае аспирации). Не позволяйте ребенку смеяться и кричать во время еды, бабушкина поговорка «Когда я ем — я глух и нем» вполне актуальна. Принимайте все другие разумные меры предосторожности.
Но если беду все же не удалось предотвратить и ребенок вдохнул что-то мелкое, закашлялся и начал задыхаться (синеть, паниковать, потерял сознание от удушья и так далее), то действуйте так.
Пошаговый алгоритм действий
При частичной обструкции — то есть ребенок вдохнул инородное тело, но может дышать и в сознании; кашляет, паникует, мечется, глаза слезятся, подкатывает рвота:
Подойдите к ребенку и поощряйте кашель. Скорее всего, он сможет его откашлять. Если нет — вызывайте скорую и госпитализируйтесь в стационар. Ребенку потребуется операция бронхоскопия, чтобы извлечь инородное тело.
Не кладите ребенка, держите его сидя или стоя.
Дело в том, что при изменении положения тела инородный предмет может сместиться и полностью перекрыть дыхательные пути.
При полной обструкции — то есть ребенок не может ни вдохнуть, ни выдохнуть — позовите кого-либо на помощь и начинайте действовать по плану:
1) Захватите челюсть ребенка, встаньте на колени позади него.
2) Наклоните его вперед, нанесите 5 ударов средней силы по спине, затем 5 толчков в живот, используя прием Геймлиха (обхватить ребенка, положить одну руку на живот сжатой в кулак, вторую руку положить на свой кулак, толкающими движениями с помощью оставшегося в легких воздуха постараться вытолкнуть инородное тело обратно в рот ребенка. Метод показан на видео ниже).
Повторите цикл 5 ударов — 5 нажатий несколько раз.
3) Если у вас не получилось, звоните в скорую помощь (а лучше попросите кого-то позвонить, а сами продолжайте оказывать помощь ребенку).
4) Откройте ему рот, запрокиньте голову чуть назад, выдвиньте нижнюю челюсть вперед и удерживайте ее так, зажмите нос.
5) Сделайте 5 вдохов рот в рот.
Логика действий такова: вы 2-3 минуты пробовали вытолкнуть инородное тело из дыхательных путей наружу, у вас не получилось, ребенок потерял сознание, мозг начал страдать от кислородного голодания.
До прибытия скорой еще минимум 10 минут.
Вам надо продержать до них ребенка живым. И вы делаете маневр отчаяния — искусственное дыхание, чтобы протолкнуть инородное тело хотя бы внутрь, раздышать ребенка и дать ему шанс дожить до бронхоскопии.
6) Сделайте 30 нажатий на грудную клетку для непрямого массажа сердца. Потом два вдоха рот в рот и снова 30 нажатий, повторите этот цикл трижды. Будьте внимательны, при непрямом массаже, как и при приеме Геймлиха, инородное тело может выпасть в рот — в этом случае немедленно извлеките его пальцем, пока ребенок снова не подавился.
7) Остановитесь, быстро оцените состояние ребенка. Если самостоятельное дыхание отсутствует, продолжайте цикл 2 вдоха — 30 нажатий, пока не прибудет помощь.
И, пожалуйста, если вы не хирург, то никаких киношных «разрезать шею — вставить трубку»!
Если вы не обучены выполнению коникотомии, то вы просто зарежете ребенка, он истечет кровью до прибытия скорой. Строго придерживайтесь алгоритма.
И пусть вам никогда в жизни не пригодятся эти знания.
Ещё по теме: 7 ошибок оказания первой помощи детям
Инструкция от Олега Евгеньевича Комаровского
Вы понимаете, друзья мои, когда ребенок подавился, то ситуация эта достаточно сложная, на уровне неотложной помощи. И вы должны понимать, наверное, главное, чего делать нельзя. Ну потому что то, что надо делать — это то, что надо обязательно показывать на пациенте или на специальной кукле. Вы должны просто знать, что вам надо пригласить в студию инструктора, который на кукле покажет каждому, что такое прием Геймлиха.
Каждая мама должна знать, как стукнуть ребенка правильно по спине, куда должен быть направлен удар и так далее.
Главное, на что я хотел бы обратить внимание, чего делать нельзя. Потому что когда ребенок подавился, начал кашлять, то тут же возникает куча взрослых, которые готовы ему помочь, которые начинают ему стучать по спине, кричать, трясти и так далее.
Вы должны четко понимать, что кашель, рвота эффективнее любого внешнего воздействия.
Спасать надо ребенка, проводить этот самый прием Геймлиха только тогда, когда человек не дышит вообще, то есть не просто подавился.
Потому что когда ребенок просто подавился или закашлялся, когда еда попала в дыхательные пути, рвотные позывы спасают человека. Так вот, самое главное, если ребенок кашляет, дышит, сипит, не трогайте его! Максимум, что вы можете сделать, открыть окно, чтобы дать доступ свежего воздуха. Все!
Иногда ему надо встать и облокотиться на что-то — так легче кашлять. Но упаси вас боже стучать ему по спине. Я несколько раз был свидетелем того, как родители брали ребенка за ноги и трясли его, чтобы из него что-то выпало.
Поэтому основы неотложной помощи, с моей точки зрения, надо преподавать в школах. Но это надо показывать.
Каждая мама должна владеть приемами неотложной помощи.
Ещё по теме: Ребенок подвернул ногу: первая помощь при растяжении голеностопа
Инструкция от Анны Левадной
Педиатр и неонатолог Анна Левадная в своем блоге также уделила внимание этой важной теме.
Поперхивание — это вдыхание инородного предмета с попаданием его в дыхательные пути.
Варианты проявлений:
- ребенок не дышит, не говорит или затруднен вдох;
- кашель и рвота;
- ребенок «синеет»;
- свистящее дыхание;
- потеря сознания.
Возможны три сценария развития событий:
1️. Если ребенок еще дышит (кашляет, подает голос, сипит, свистящее дыхание, затруднен вдох), но пытается откашлять: то ничего не делать, так как кашель гораздо эффективнее любых процедур по оказанию медицинской помощи.
2️. Наиболее частая ситуация: ребенок не дышит, но он в сознании (главный признак — тишина, но ребенок при этом двигается). Нужно:
- 5 ударов по середине спины с наклоненной вниз головой (направление удара — к голове): ребенка раннего возраста можно положить на руку на живот (лицо лежит на руке взрослого, пальцы между ртом ребенка, важно поддерживать шею и голову), более старшего ребенка — уложить и наклонить вниз головой,
- перевернуть и проверить рот ребенка,
- 5 нажатий на середину грудины (голова ниже, чем ноги), в более старшем возрасте делаем как в фильмах: пять раз нажимаем очень сильно на нижнюю часть грудины (прием Геймлиха).
Эти постукивания повторить 3 раза и звонить в скорую, если не помогает! Продолжать делать то же самое до прибытия скорой!
3️. Если ребенок без сознания:
- положить на горизонтальную поверхность, позвонить в скорую;
- попытка циклов постукивания по спине и грудине, как при 2 сценарии (по 5 движений) и потом начать сердечно-легочную реанимацию: 30 компрессий на сердце и 2 вдоха;
- продолжать, пока не приедет скорая помощь.
Источники: группа Сергея Бутрия «Заметки детского врача», сайт доктора Комаровского и блог Анны Левадной.
ПОЛЕЗНОЕ ОТ letidor.ru:
Что должно быть в аптечке, если в доме дети: советы Комаровского
Бывают ли осложнения после прививок: честное мнение педиатра
25 кухонных лайфхаков, которые научат вас правильно хранить продукты
Источник
Добрый вечер!
Пришла вечером забирать ребенка из садика, а мне воспитатель с ходу – чем вы ребенка накормили? его утром за завтраком вырвало и жидкий стул весь день.
Я настолько опешила, что быстро одела ребенка, взяла пакет с грязными вещами и ушла.
Как должен вести себя воспитатель в подобной ситуации?
Почему ребенка не посмотрел медик и почему мне не позвонили и не сказали об этом?
annnen автор темы:
почему мне не позвонили и не сказали об этом
а вы спросили их почему?
вообще то высадить должны были
viento:
а вы спросили их почему?
я настолько опешила, что не спросила 🙁
завтра думаю пойти к заведующей.
я просто в шоке, почему мне сразу как вырвало ребенка, не позвонили
Наш воспитатель сразу бы связался с медиком и со мной,а через 15 минут я бы уже забирали ребёнка домой.
annnen ,
Спросите для начала воспитателя
И кстати, если ребёнок весь день блевал и поносил, какой вам завтра садик?
SNadya:
Наш воспитатель сразу бы связался с медиком и со мной,а через 15 минут я бы уже забирали ребёнка домой.
Аналогично. Нам сразу же звонили и я забирала ребенка домой.
SNadya:
И кстати, если ребёнок весь день блевал и поносил, какой вам завтра садик?
дело в том, что у нас адаптация, младшая группа.
когда я привела ребенка домой – поноса и рвоты не было больше ни разу :scratch:
температуры тоже не было.
рвота была один раз за завтраком.
просто я считаю, что если ребенка вырвало, это повод позвать медика и позвонить родителям
annnen ,
Понос и рвота – это не адаптация. Это какой-то сигнальчик. Истерики на новые темы – это адаптация. А Понос со рвотой, даже однократно – это проблемы жкт
annnen ,
И это, разумеется, повод позвонить родителям
annnen автор темы:
завтра думаю пойти к заведующей.
поговорите для начала с воспитателем. Вполне возможно, что ребенка показали медику и понаблюдали. Симптомов не повторилось и тревогу бить не стали. То, что вам не позвонили, конечно, плохо. Они в этом неправы.
Но начните с воспитателя 😉
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в угол и поплакать. (с)
У нас группе одну девочку рвало неоднократно с утра. Медик приходящий, поэтому осмотреть профессионально ребенка никто не мог. Воспитатель вместе с методистом звонили маме ребенка с просьбой забрать девочку. Мать заявила, что дома с дочкой утром все было в порядке, и раз ее рвет в садике – значит виноваты вы!!! Ребенка она так и не забрала. В этот день после сна был утренник в честь дня Матери. Мама этой девочки пришла на праздник вместе с бабушкой как ни вчем не бывало!
Это вообще то симптомы ротовируса.
Была бы очень недовольна, если бы мне из садика звонили по поводу, не требующему немедленного забирания ребенка. Собственно, ни разу и не звонили, в садике работают адекватные люди :).
Однократная рвота за завтраком – видимо, не повод (если так решит воспитатель и медик, естественно). Понятно, что если бы позвонили и сказали забрать, то это совсем другое дело. Но тут, судя по всему, решили, что все ок. И ведь так и оказалось 😉
Нашу вырвало когда кабачок есть заставляли. Может тут тоже что то дали противное
Звонок родителям, которые
1) становятся в курсе событий
2) озвучивают свои дальнейшие действия (забирают или де до конца дня в садике )
Вы только завтра не водите в садик ребенка, может это ротовирус. Я бы просто попросила воспитателя звонить в таких случаях, сразу с заведующей я бы не стала начинать
Рвота и жидкий стул-повод показать мед. работнику-он уже сам решает.Если мед. работника нет-вызывают скорую. Мать оповещают в любом случае.
Без справки-осмотра врача вас не имеют права допустить в дет/ сад.
Coco Loco:
Вы только завтра не водите в садик ребенка,
вот я сижу и думаю об этом же. просто понаблюдать если только и к дежурному врачу съездить
Наша воспитатель всегда всем звонила и предлагала прийти за ребенком,если такое происходило, но она так же просила не бежать сразу к врачу,а понаблюдать.
Потому что это признаки оки, а признаки оки~ это с начало карантин,а потом уже анализы разбирательства и т.д.
Они не любят карантин, думаю в этом и ответ.
Меланхолия:
Без справки-осмотра врача вас не имеют права допустить в дет/ сад.
Ц
мне об этом ни слова не сказали. нянечка сказала, что ребенок чем то скорее всего отравился дома :eerm: :scratch:
annnen автор темы:
медик ребенка не смотрел
тогда персонал не прав, воспитатель не может подвергать опасности других детей (рвота и жидкий стул – очевидные симптомы кишечной инфекции, например).
Но в любом случае либо звонок со словами “Забирайте, ваш ребенок болен”, либо вся информация вечером в рабочем порядке. Не так много озабоченных мамочек, сидящих дома и целый день ждущих звонка от воспитателя со словами “ой, ваш Вася жидко покакал, что нам теперь делать?” :crazy: Мама тем более не в состоянии поставить диагноз по телефону, а вот рабочий день ей заведомо испорчен. И воспитателю, который по любому поводу звонит родителям, мало не покажется
annnen автор темы:
мне об этом ни слова не сказали. нянечка сказала, что ребенок чем то скорее всего отравился дома
А Вас саму, что больше беспокоит-неправильность действий персонала или здоровье Вашего ребенка? Исходите из этого. Здорового ребенка не рвет и не поносит.
В таких ситуациях, автор, действия должны были быть такие: воспитатель незамедлительно должна была обратиться к медику и сообщить заведующей детского сада о случившемся. После осмотра медика обязательно позвонить вам и рассказать всю ситуацию, как произошло, где и как сейчас чувствует себя ребенок. И уже по рекомендации медика предложить вам ее забрать домой, или же если ребенок чувствует себя хорошо и никаких симптомов нет, предложить до конца вечера наблюдать за состоянием здоровья ребенка. То, что она Вас поставила в известность только по приходу за ребенком вечером, это категорически неправильно. Я думаю в таких случаях даже заведующая наверное ничего не знает. Решать вам что делать в этой ситуации. Если воспитатель хорошая, то я бы посоветовала с ней сначала поговорить, что бы при любых случаях сообщала сразу вам. Спросите ее какие мероприятия были проведены с ее стороны. Если она отреагирует не корректно то тут уже нет смысла что то ей говорить. Тогда идите смело к заведующей.
в таком случае мне звонили и просили забрать. Приходила, забирала и либо к врачу сразу шли, либо домой.
А было дело в группе целый день сидел чей то мальчик, до вечера, его ни кто не мог забрать. Его правда в сторонку отсадили, в спальне был пока дети в игровой были, но спал то он со всеми вместе.
Источник
Утопление детей — не редкость. Причины разные, итог один — ребёнка нет. Не стоит закрывать глаза и делать вид, что вас это никогда не коснётся. Лучше изучить вопрос досконально: оценить риски и освоить этапы оказания помощи. Тогда будет больше возможностей избежать страшных случаев и вытащить ребёнка «с того света».
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Алгоритм действий при травмах, ожогах, ушибах ребенка”. Скачайте его и оставайтесь спокойной и уверенной в себе мамой!
Почему дети тонут?
- Дети первых трёх-четырёх лет жизни — по недосмотру взрослых:
- роды в воде с неопытной акушеркой или самостоятельно без адекватной подготовки;
- оставила ребёнка на минуточку в ванне, а сама пошла (выбери: выключить газ под кастрюлей, ответить на телефонный звонок, посмотреть почту на компьютере, узнать — что там творится в скайпе, только глянуть на новые фотки в социальной сети, открыть дверь мужу или второму ребёнку и т. п.);
- положила ребёнка в ванночку, будучи нетрезвой и… заснула;
- нагнулась, чтобы поднять игрушку с пола;
- доверила купание малыша старшему ребёнку.
- Дети пяти-девяти лет тонут по-неопытности, не умея оценить степень опасности:
- пошел на речку без старших;
- бегал по тонкому льду;
- решил выкупаться самостоятельно и поскользнулся в ванне.
- Дети десяти и старше лет тонут, так как проверяют себя и, зачастую, выходят за пределы своих возможностей:
- переплывают на спор речку;
- ныряют кто глубже;
- прыгают с тарзанки и балуются при этом;
- ныряют в незнакомом месте.
И если за подростками уследить сложно, особенно работающим родителям, то ответственность за малышей лет до десяти целиком лежит на родителях.
Почему одни тонут, а другие нет?
Многие дети захлёбываются, но не все тонут. Утоплению способствуют:
- эписиндром или склонность к судорогам;
- купание на сытый желудок (после кормления);
- гиперактивность;
- неисправное приспособление, используемое для купания;
- травма в воде;
- слишком весёлые игры во время купания.
Что происходит во время утопления?
Ребёнок погружается под воду и делает вдох. Возникает рефлекторная рвота, однако голова всё ещё под водой и очередной вдох усугубляет ситуацию. Развивается удушье и наступает смерть.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Алгоритм действий при травмах, ожогах, ушибах ребенка”. Скачайте его и оставайтесь спокойной и уверенной в себе мамой!
Есть спасительный рефлекс
Если вода касается слизистой оболочки носа ребёнка до года, он рефлекторно задерживает дыхание. Эта задержка длится достаточно долго. Поэтому, если кроха ушёл под воду при вас и вы тут же его вытащили, то он, скорее всего, даже не поймёт, почему мама находится в предобморочном состоянии. Но если рядом не окажется взрослого, который смог бы помочь крохе вынырнуть, то трагедия случится — кроха же не может не дышать слишком долго.
Что делать, если вы увидели, что кроха захлебнулся водой?
Это случилось. Вы вбежали в ванную комнату и видите кроху под водой. Не спешите падать в обморок, прыгать из окна и вызывать милицию. Вы не знаете, сколько времени он пробыл под водой, но, скорее всего, не так много. Пять минут без кислорода ещё не приводят к смерти головного мозга. Поэтому именно сейчас нужно собраться с силами и мгновенно начинать действовать. А сделать нужно следующее:
- вынуть ребёнка из воды;
- расположить так, чтобы вода вылилась изо рта и трахеи;
- провести сердечно-легочную реанимацию (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца);
- вызвать скорую помощь и приготовиться к госпитализации.
Известны случаи, когда дети выживали даже после нахождения под водой в течение двадцати минут!
Как “вылить из ребёнка воду”?
Если ребёнку нет года и он весит немного — возьмите его рукой за обе голени так, чтобы голова была внизу. Нижнюю челюсть прижмите к верхней — это поможет языку занять такое положение, при котором он не будет мешать выливаться воде через нос.
Если ребёнок крупный, то переверните его на живот и положите попой кверху на своё согнутое колено, чтобы его голова свешивалась ниже, несколько раз надавите на спину, помогая воде покинуть лёгкие крохи. Затем надавите на язык с целью вызвать рвотный рефлекс. Уже после этого ребёнок может закашлять и сделать вдох. Вызывайте скорую и продолжайте следить за дыханием, периодически надавливая на корень языка, чтобы из легочной системы извлечь всю воду.
Как провести сердечно-легочную реанимацию?
Убедитесь в том, что нет ни дыхания, ни сердцебиения. Уложите кроху на жёсткую поверхность и ударьте кулаком в косом направлении снизу-вверх по нижней трети грудины. Удар должен быть достаточно сильным, но не калечащим. Снова проверьте сердцебиение.
Откройте рот ребёнка, отодвиньте язык и сделайте неполный выдох (искусственное дыхание). Неполный, чтобы не повредить лёгкие крохи. Если сердцебиения нет — надавите на грудину большими пальцами ребёнку до года и ладонями — если ребёнок старше. Последовательность такая — один выдох — пять надавливаний. Причем очень интенсивно — нужно совершать не реже 25 выдохов в минуту. Продолжайте, добиваясь самостоятельного дыхания и сердцебиения.
Что делать дальше?
Если ребёнок задышал и его сердце забилось — вызывайте скорую помощь. Всё время находитесь рядом, так как победа ещё слишком шаткая.
Если дыхание и сердцебиение не появились — вызывайте скорую и продолжайте реанимационные мероприятия до её приезда.
Согрейте ребёнка — заверните в сухое тёплое полотенце, растирайте, делайте массаж. Если кроха очнулся и способен двигаться, адекватен — можно дать грудь или напоить тёплой водой, успокоить.
Запомните!
- Не купайте ребёнка, если вы слишком устали, пьяны или находитесь под действием лекарственных препаратов.
- Не оставляйте ребёнка одного в воде даже на пару секунд.
- Если ребёнок захлебнулся, утонул — немедленно начинайте его спасать. Жизнь малыша зависит от ваших действий.
- Для того, чтобы оказать первую помощь, нужно хотя бы теоретически знать, как это делается.
А вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда ребенок наглотался воды? Как ему помогали?
Ваш безопасный отдых на море
Источник