Приложи руку к гортани
Озноб, одышка, потеря обоняния и вкуса, слабость — самые распространенные симптомы COVID-19. Но многие заболевшие сталкиваются с необычными проявлениями — от временной слепоты до фиолетовых пальцев на ногах. Ковид способен точечно бить по разным системам организма, и в каждом случае болезнь протекает индивидуально. Как это происходит, переболевшие рассказывают в соцсетях.
Переболевшие ковидом рассказывают о самых разных симптомах, которые испытывали во время болезни: странной хрипотце в голосе, вплоть до полной его потери, отеках и судорогах, выпадении волос, обильном потоотделении. В Роспотребнадзоре на днях назвали еще один новый необычный симптом — заложенность ушей. По словам замдиректора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Натальи Пшеничной, ученые из Турции недавно опубликовали исследование, по которому из 172 пациентов заложенность ушей испытывал 31 человек (18%): 12% пациентов с легкой формой заболевания, при средне-тяжелой и тяжелой формах этот признак встречался примерно в 3% случаев.
Обо всех странных, необычных, редких симптомах переболевшие COVID-19 со всего мира делятся в специализированных группах в интернете. В одной из самых популярных – «Нетипичный коронавирус» в Фейсбуке – уже почти 18 тысяч участников. «Доктор Питер» изучил реальный опыт переболевших.Т
Тихая гипоксемия
Тихая, молчаливая или, как ее еще называют, «счастливая» гипоксия. Человек живет, как ни в чем не бывало – ни одышки, ни высокой температуры, только ощущение легкого недомогания, а сатурация уже 70, зафиксированы случаи, когда она падала до 50. Человек может прожить в таком состоянии, не чувствуя недостатка кислорода, 3-4 дня. Потом реанимация, интубация, высокий риск летального исхода.
Феномен тихой гипоксии ученые объясняют тем, что у некоторых может не накапливаться то же количество диоксида углерода, как у тех, кто испытывает проблемы с дыханием. А именно по уровню диоксида углерода в крови мозг понимает, что есть трудности с дыханием.
«Ковидные пятна», сыпь и зуд
Еще в апреле врачи отмечали, что у пациентов с подтвержденным COVID-19 появляются высыпания на руках и животе. «Мы видим у большинства поступивших к нам больных кожные проявления, о которых не так много писалось. Высыпания достаточно разнообразны», – говорил тогда главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко.
Обычно это красные пятна или точки на разных участках тела, похожие на крапивницу. Нередко высыпания сопровождаются зудом.
«Именно так у меня ковид протекал — в виде красных пятен. Пневмония была всего 10% поражения, зато ударил по коже», – рассказывает одна из переболевших.
«Мучилась, мазалась, загремела в больницу, – делится своим опытом другая пациентка. – Сыпь и зуд не снимались даже в стационаре. Врач сказал – просто жить и ждать, они пройдут, когда вирус закончит атаковать. Так и случилось: одним днем исчезла сыпь и пропал зуд, кожа довольно быстро очистилась».
До недавнего времени считалось, что «ковидные пальцы» синюшного цвета больше свойственны детям и подросткам и встречаются достаточно редко. Но с наступлением осени стало понятно, что проблема эта общая. У пациентов с COVID-19 наблюдается воспаление пальцев ног, похожее на обморожение. Пальцы приобретают фиолетовый цвет. Такое состояние может длиться месяцами и обычно проходит само. На 29-м конгрессе Европейской академии дерматологии и венерологии этой теме было посвящено отдельное исследование, оказалось, что такое проявление вируса встречается как у тяжелых больных, так и у молодых пациентов с бессимптомным протеканием болезни. Вероятно, оно связано с локальной воспалительной реакцией на инфекцию, либо с проявлением закупорки сосудов.
Паралич
Первые свидетельства того, что коронавирус может проявляться параличом, появились еще в марте. У кого-то парализует лицевые мышцы или дыхательную систему, у кого-то паралич доходит до нижних конечностей. Потерю двигательных реакций врачи объясняют тем, что у некоторых пациентов антитела к коронавирусу начинают бороться против собственной ткани в оболочках нервов. Это приводит к воспалению периферийных нервов и последующему параличу.
А вот что пишут люди, описывая «парализующие симптомы» ковида:
«Ноги не ходят, левая сторона тела немеет».
«Ох, это мой муж проходил. Он чашку не мог держать месяц. Рука онемела».
«Сковывает мышцы лица. Бывает тяжесть в ногах, скованность в коленях. Но день ото дня – по-разному. Слабость сильная сейчас в руках – тяжело поднимать сковородки и кастрюли. Помогают умеренные физические упражнения (йога), ходьба, витамины В в уколах, обезболивающие».
«Парализовало полностью, включая лицо. Помогло время. Но было страшно, отнимались руки, ноги, на лице словно глиняная маска, ночью парализовало полностью, спать невозможно было. Мышцы сильно сводило, пальцы скрюченные были. Невролог сказала, что воспаление центральной нервной системы».
«Мне невролог сказала, что у нее много таких пациентов (это во Франции). Особенно первая волна в марте-апреле вызвала такую побочку, а потом вирус немного мутировал».
Ковид плохо пахнет
Исследователи выяснили, что коронавирус вмешивается в центральную нервную систему и поражает нейроны обонятельных луковиц. В результате чего в мозг поступает некорректная информация, когда человек начинает ощущать вкусы и запахи в извращенном варианте. Как правило, возвращается нормальное восприятие за несколько недель. Люди описывают целую палитру самых экзотических ароматов. Кто-то даже называет это «запахом ковида».
«У меня обоняние вернулось, но в носу стоит стойкий запах гноя, как при гайморите».
«А у меня обоняние не пропадало, но вот этот противный то ли вкус, то ли запах, в глотке периодически появлялся. То ли химический, то ли тухлый. При ухудшении состояния обычно».
«У мужа периодически возникают обонятельные галлюцинации. Появляется запах затхлости в помещении. Или как он говорит: «запах деда». Это спустя 3 месяца после болезни. А во время болезни 2 дня подряд он просто задыхался от запаха якобы сдохших крыс».
«У меня тоже обоняние не пропадало, наоборот, остро чувствовала все запахи, с 5 утра все что с улицы шло, чувствовала и просыпалась. И тошнота. Поэтому до последнего думала, что не ковид. А оказался он».
Читайте также: Минздрав объяснил, как отличить COVID-19 от других инфекций, а ковидную сыпь – от крапивницы
Резкое ухудшение зрения, конъюнктивит
«Ковид – это сплошной спецэффект», – говорят те, у кого вирус стал причиной резкого ухудшения зрения. «Фокус стал расплывчатым и в глазах черные ворсинки появились, до этого проблем не было с глазами и зрением», – описывают свои ощущения очевидцы.
«Мой муж переболел где-то за полгода очень тяжело. Так он спустя месяц почти совсем ослеп. Один глаз полностью, другой наполовину. Путем долгих поисков, он оказался в неврологии и только там они нашли, что у него ушел витамин В12. Нет совсем. Стали колоть В12 и кортизон. Один глаз восстановился полностью, другой на 30%».
Кроме того, люди часто жалуются на яркие вспышки в глазах. «Сначала левый глаз начал “сверкать”, особенно в темноте прямо как лазерная точка проскакивает при повороте головы влево, и одновременно появились мушки, бегающие перед глазом, причем правый глаз нормальный. Сверкание ушло через пару дней, мушки погасли. Почти месяц спустя то же самое внезапно появилось и на правом глазу и начало проходить как и на левом. Всё это не отразилось на зрении: ни болей, ни рези, ничего. Сейчас слабые мушки на обоих глазах, не обращаешь внимания – смотреть не мешают, считаю, что постепенно ослабляются».
Стоматит и увеличение лифмоузлов
Во время обострения почти любого вирусного заболевания лимфоузлы увеличиваются. Но вот увеличение челюстных и шейных узлов – одна из частых жалоб заболевших ковидом. Хотя об этом симптоме не упоминают в описании болезни.
Вот что рассказывают об этом симптоме сами переболевшие:
«На первой неделе болезни на шее больно было дотрагиваться и горло, как при фарингите. Была на капельницах 21 день. В конце 4-й недели все повторилось лимфоузлы + горло».
«В начале болезни один из симптомов – стоматит и увеличенные шейные лимфоузлы».
«Все происходило мгновенно: сегодня прекрасно, а завтра не могу повернуть шею, глотнуть – от боли звезды в глазах! Через день – даже следов нет никаких. Вот сегодня как раз второй день после очередной фазы воспаления – все чисто!».
«Пожар» в легких
Ощущения жжения по всему телу — у одних в руках, у других в легких, в районе солнечного сплетения, отмечает большинство постковидников. Для некоторых это был единственный симптом в начале болезни. Свои ощущения люди сравнивают с «приливом кипятка», говоря, что по артериям словно «течет горячий воск». Однозначного объяснения этому симптому нет. Пациентам остается делиться опытом друг с другом, гадая о причинах странного жжения.
«У меня было ощущение, что дышу очень горячим воздухом, это было в остром периоде, в марте-апреле».
«Очень сильное жжение было, спать ночами не могла. Терапевт сказал пить лекарство от изжоги, но это была не изжога. Два дня назад была у пульмонолога, сказал, что это воспаление альвеол в бронхах».
«У нас с мужем в марте были эти симптомы (у мужа подтверждённый ковид, у меня нет), жжение и давление в груди, как синяк, – нам объясняли, что это воспаление в мышечных тканях грудной клетки. Но это гипотеза, конечно же».
Острая боль в животе, диарея
Коронавирус часто сопровождается нарушением пищеварения. Бывает, боль в животе, диарея или, наоборот, запор какое-то время остаются единственными симптомами, вводя человека в заблуждение, который думает, что чем-то отравился или разыгралась язва желудка.
Об этом рассказывают и сами переболевшие ковидом:
«У меня ковид начался с живота и диареи. Температура повысилась через неделю».
«Началось все с температуры, рвоты, поноса, ужас какой-то, сутки лежала, боялась шевелиться, всё плыло и кружилось. Врач пришёл, ничего не понял, ковид не ковид, сказал, ещё два дня, и на КТ вам надо, если температура не спадёт. Оказалось, что 36% легких повреждено».
Считается, что нарушение стула происходит из-за того, что вирус влияет на микрофлору кишечника. Исследователи говорят о поражении вирусом клеток эпителия кишечника. Ковид проникает внутрь при помощи ангиотензин-превращающего фермента 2 (АПФ 2), которого в клетках ЖКТ почти в 100 раз больше, чем в легких или носоглотке.По данным китайских медиков из больницы Медицинского университета Биньчьжоу, организм людей с изначально слабым иммунитетом и кишечником хуже справляется с инфекцией, а люди с диареей и тошнотой выздоравливают дольше.
Ирина Фигурина
© Доктор Питер
К справочнику
Пальпация гортани и шеи является одним из диагностических методов, которые применяются в отоларингологии при лечении заболеваний лор-органов.
Пальпация гортани и шеи – это визуальная диагностика заболеваний глотки и гортани, которая позволяет оценить состояние кожи, выраженность местной сосудистой сети, форму и положение органа.
Многое становится ясно уже во время беседы с пациентом, например, по звучанию его голоса (наличие гнусавости, дребезжания, одышки и других характерных симптомов), предъявляемым жалобам (их динамика, сопутствующие заболевания в анамнезе). После осмотра и расспроса больного врач переходит к пальпации гортани и шеи. В зависимости от показаний она может носить поверхностный или глубокий характер.
Показания
Показания к пальпации гортани и шеи:
- травмы (переломы, ушибы) и стенозы гортани;
- злокачественные опухоли;
- гортанная ангина (прощупываются увеличенные регионарные лимфатические узлы);
- ларингит, в том числе флегмонозный (наблюдается выраженная болезненность при надавливании на пораженную область);
- инородные тела глотки и пищевода;
- заглоточный абсцесс;
- патологии щитовидной железы (гипотиреоз и пр.).
При этом пальпация в качестве самостоятельного и единственного метода диагностики применяется сравнительно редко, она дополняется ларингоскопией, фарингоскопией и другими исследованиями.
Виды пальпации гортани и шеи
Поверхностная пальпация
Этот тип исследования ориентирован на получение объективных данных о консистенции и тургоре кожи в области шеи, который может быть изменен в результате развития патологического процесса, например, злокачественной опухоли. Пациент находится в вертикальном положении.
Область пальпируется в двух позициях — при обычном положении головы и слегка запрокинутой назад. Результаты позволяют оценить характер рельефа кожи, покрывающей гортань и соседние области.
- подъязычная кость;
- щитовидный хрящ;
- перстневидный хрящ;
- грудная кость;
- выступ подъязычной кости;
- впадина между подъязычной костью и щитовидным хрящом;
- кадык;
- впадина между перстневидным и щитовидным хрящами;
- дуга перстневидного хряща;
- гортанный выступ;
- впадина над грудной костью.
Глубокая пальпация
Врач детально обследует зону подъязычной кости, пальпирует углы нижней челюсти. Движения пальцев рук врача направляются сверху вниз, спускаясь по краям грудиноключично-сосцевидной мышцы. После пальпации надключичных ямок он уже переходит непосредственно к самой гортани. Отоларинголог перебирает пальцами обеих рук все ее элементы, исключая/устанавливая болезненность, определяет форму и консистенцию структур.
Перемещение гортани из стороны в сторону помогает оценить степень ее подвижности. При травмах, например, в случае перелома хрящей, при смещении органа вправо-влево становится различим хруст.
Проводя пальпацию гортани, также можно выявить перешеек щитовидной железы, который находится близко к перстневидному хрящу. Ощупывая эту область, врач предлагает пациенту сглотнуть слюну. Если в ходе таких действий ощущается своего рода толчок, это может свидетельствовать о наличии эктопированного участка в тканях щитовидной железы.
Для записи на консультацию к отоларингологу звоните по одному из указанных телефонов или оставьте онлайн-заявку на сайте. Все специалисты принимают по предварительной записи. В экстренных случаях и при неотложных состояниях можно воспользоваться услугой вызова врача на дом.
Источник
Опубликовано 1 год назад по предмету
Другие предметы
от Lodyt
Ответ
Ответ дан
VertilkaВибрации и рука немного дрожит
Не тот ответ, который вам нужен?
Найди нужный
Самые новые вопросы
Математика – 10 месяцев назад
Сколько здесь прямоугольников
История – 1 год назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература – 1 год назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык – 1 год назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык – 1 год назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык – 1 год назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика – 1 год назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Источник
Цель: Познакомить учащихся со
звуковыми волнами как одним из видов
механических волн. Рассмотреть особенности
движения звуковых волн в различных средах.
Ход урока
1.
Повторение.
- Что такое волна?
- Приведите примеры механических волн.
- Какие волны называются поперечными,
продольными? - Что понимают под скоростью волны?
- Что такое длина волны?
- Решение задачи.
В озеро упала ветка. Пробегавший мимо
олень успел заметить, что волна, созданная
падением ветки, дошла до берега за 10 с, причем
расстояние между соседними гребнями волн было
ровно 10 см и за 2 с было 4 всплеска о берег.
Помогите оленю определить, как далеко от берега
упала ветка.
2. Изучение нового материала.
1) Звуковая волна. Источники звука.
При определенных условиях упругие
волны, распространяющиеся в воздухе, жидкостях и
твердых телах можно услышать.
Демонстрация:
Звучание
камертона.
Упругие волны способные вызывать у
человека слуховые ощущения, называются звуковыми
волнами.
Звук (звуковые волны) исходят только
от колеблющихся тел.
Убедимся в этом,
рассмотрев видеофрагмент (движение шарика на
нити от взаимодействия с ветвью камертона).
Закрепление: Объясните смысл
китайской пословицы “Если не бить барабан, он не
издаст звука”.
Приведите примеры колебательных
систем вызывающих звук.
Источник звука – тело, колеблющееся
со звуковой частотой.
от 16 Гц до 20 кГц.
Практическая работа “Наблюдение
источников звука”.
Задание 1.
- Возьмите в руку линейку. Исходит от нее звук?
- Укрепите линейку на краю парты.
- Заставьте свободный конец линейки колебаться.
Слышен ли звук?
Задание 2.
- Приложите руку к своей гортани. Ощущаете ли вы
что-нибудь, когда молчите? - Произнесите любой гласный звук. Что вы ощущаете
теперь?
2) Распространение звука.
Н. Носов “Незнайка на Луне”.
Космонавты, оставшиеся в пещере,
решили не терять времени зря и принялись за
добычу лунита и антилунита. Ледорубы и
геологические молотки дружно застучали о скалы.
Впрочем, никакого стука не было слышно, потому
что звук, как это теперь уже всем известно, не
распространяется в безвоздушной среде…
Почему звук не распространяется на
Луне?
Колебания источника звука передаются
в среде.
Демонстрация: видеофрагмент опыта с
будильником под воздушным колоколом.
Одинаково ли звук распространяется в
газах, жидкостях и твердых телах?
Скорость распространения звука.
Вещество | Скорость звука при 20 0С и нормальном давлении |
Воздух | 343 м/с |
Вода | 1490 м/с |
Бетон | 3800 м/с |
Сталь | 5100 м/с |
Экспериментальное задание.
Положив
на один край деревянной линейки наручные часы,
приложите ухо к другому концу. Что вы слышите?
Объясните явление.
3. Закрепление.
Решите задачи.
1. А. Солженицын “В круге первом”.
– М-да… Но все-таки судить о моральном
побуждениях по голосу в полосе частот от трехсот
до двух тысяч четырехсот герц…
Определите длину волны данных
звуковых волн. Скорость звука принять равной 300
м/с.
2. Комары делают 500-1000 взмахов крыльями
в секунду, шмели – 130-240, бабочки -5-9. Пчела, летящая
налегке, взмахивает крылышками 400-500 раз в
секунду, с ношей – 200-250. Крылья комара Forcips
совершают более 2000 тысяч взмахов в секунду. Какой
частоты звуки издают эти насекомые?
4. Домашнее задание.
– § 34, 37, 38, упр. 29.
– Домашняя практическая работа.
Постановка и автоматизация звука [К]
Артикуляция звука [к]:
• губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
• зубы разомкнуты;
• кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
• мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки разомкнуты и не производят голос;
• воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
Для подготовки к правильному произнесению звуков рекомендуются артикуляционные упражнения:
• «кашляем»;
• «горка» – губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба;
• улыбка с сомкнутыми губами;
• улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).
Упражнение «Язычок-борец»:
Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.
Упражнение «Катание с горы»:
Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.
Упражнение «Ложечка»:
Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т]. На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».
Постановка звука [К]
І способ. Постановка звука по подражанию
• Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение , ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
• После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом – «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха. Устранив из своего произношения серединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.
•Если получился правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]».
• В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за Вами.
ІІ способ. Постановка звука [к] от правильного [х]
• Обратите внимание на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], то корень его языка прикасается к небу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к небу, зажал им щель перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
• Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
• В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I).
• После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
• Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).
III способ. Постановка звука [к] на вдохе
• Ребенок должен как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
• Еще это можно сравнить с беззвучным (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий к звуку [к].
• В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее»). Для того чтобы избежать раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом.
• Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
• Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.
IV способ. Постановка звука [к] с механической помощью
Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпателем.
• Пусть ребенок произносит слоги: [та — та — та]. В это время вы, нажимая на кончик его языка, постепенно и осторожно проталкиваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги.
• По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т’], затем нечеткий мягкий звук [к’]. В какой то момент вы услышите, что ребенок произносит слоги[ка — ка — ка].
• Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь ста, и что звук, который он будет произносить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.
• Когда послышится правильный звук [к], еще какое-то время придерживайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать.
• Как-нибудь назовите его (например, скажите, что этот звук напоминает покашливание).
• Осторожно уберите шпатель, пусть ребенок сам продолжает произносить слоги.
• Предложите ребенку произносить слоги [ка — ка — ка] самостоятельно. Скорее всего, вам придется еще не один раз помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не запомнит.
• Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.
• В дальнейшем пусть ребенок произносит слоги с другими гласными (он может повторять их за вами).
Закрепление звука [К] в речи ребёнка
Необходимо закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз (именно в такой последовательности!). Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….
КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.
КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.
КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.
Посложнее, — в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.
«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.
Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:
«Животные и их детёныши»: кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.
«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.
Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам:
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!
Как поставить звук [Г]?
Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] – звонкий). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» — дом, «субы» — зубы, «шук» — жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.
СКАЗКА «ДОМИК ДЛЯ ГОЛОСА»
У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или [Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, — [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] — [З], [Ш] — [Ж], [Ф] — [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».
спасибо за подробное описание.
Источник
Ответ
Ответ дан
Anyuta0412
Я ощутила некую вибрацию.