При выдохе воздух из гортани попадает в ответ
Эволюционно сложилось так, что для жизнедеятельности человека необходим кислород. Как доставить его к органам и тканям? Сегодня говорим о дыхательной системе и особенностях её функционирования.
Как всё устроено?
Дыхательная система представлена целым рядом анатомических образований. Классификационно их подразделяют на дыхательные пути (верхние и нижние) и дыхательные органы. Верхние дыхательные пути – это полость носа, носовая и ротовая часть глотки. Нижние – гортань, трахея и бронхи. К дыхательным органам относят легкие. В обиходе и по факту, говоря об органах дыхания человека, могут подразумеваться отдельные анатомические образования и дыхательных путей. Например, гортань, трахея – это не только часть нижних дыхательных путей, но и самостоятельные органы.
Воздух попадает в легкие не сам по себе, туда его необходимо «втянуть», что и происходит в процессе вдоха. В этом участвуют диафрагма, наружные межреберные и межхрящевые мышцы. Во время вдоха диафрагма несколько уплощается, грудная клетка расширяется, что обеспечивается поступательное движение воздуха в дыхательные пути и легкие.
Пройдя весь путь от ноздрей до конечных разветвлений бронхиального дерева, воздух попадает в замкнутые «пузырьки» – альвеолы. Они и составляют основную функциональную часть легких.
Читайте по теме: Дышите легко и чисто! Вся правда о бронхитах
Но как кислороду дойти до конечных целей – органов? Снаружи альвеола покрыта сетью мелких кровеносных сосудов, по которым непрерывно течет кровь. Одна из разновидностей клеток крови – эритроциты, заполненные веществом гемоглобином. Именно он и осуществляет перенос газов в организме.
Кислород из альвеолярного воздуха «просачивается» в кровь, где «захватывается» гемоглобином. При этом в альвеолу поступает углекислый газ – продукт жизнедеятельности клеток. Обогатившиеся кислородом эритроциты разносят его по организму, а углекислый газ выделяется во внешнюю среду путем выдоха. В отличие от вдоха – всегда активного процесса – выдох пассивен, но при необходимости может быть и активным. В активном выдохе также участвуют мышцы – внутренние межреберные и мышцы брюшной стенки.
Определенную роль в процессе дыхания играет отрицательное внутриплевральное давление.
Процесс дыхания человека сложен и регулируется различными способами. Рассмотрим некоторые из них.
За дыхание отвечает дыхательный центр – скопление нервных клеток в продолговатом мозге.
Читайте по теме: Что поможет от кашля: барсучий жир или горчица в носках? Лечим детей правильно
Поток нервных импульсов идет к мышцам, отвечающим за вдох, задавая им определенный размах движений. У дыхательного центра имеется автоматия: приблизительно раз в четыре секунды здесь возникает возбуждение, стимулирующее мышцы, обеспечивающие вдох. Затем оно сменяется торможением, мышцы вдоха расслабляются – происходит выдох. Ритмичная смена этих состояний – врожденное свойство.
Частота и глубина дыхания зависит от интенсивности процессов окисления, происходящих в организме. Физическая нагрузка приводит к увеличению поглощения кислорода и повышению концентрации в тканях и крови углекислого газа. Последний через кровь активирует работу дыхательного центра, и, как следствие, усиливается сокращение дыхательных мышц. Это позволяет быстрее удалить избыток углекислого газа и восполнить недостаток кислорода.
Не на пользу телу: что вредит нашей дыхательной системе?
Человек сформировался в условиях с определенным содержанием кислорода. Однако для оптимального процесса дыхания необходимо не только само его наличие, но и определенные характеристики вдыхаемого воздуха. Их обеспечивают наши дыхательные пути, поэтому к легким – в норме – поступает очищенный, увлажненный и согретый воздух.
На любой из этих параметров могут воздействовать изменения окружающей среды.
Чистота. Пыль различного происхождения, выхлопные газы автомобилей, выбросы вредных веществ в атмосферу, табачный дым, шерсть животных, пыльца растений… Список можно было бы продолжить.
Увлажненность. Наверняка многим знакомо чувство сухости и першения в горле в помещениях в зимнее время года, особенно поутру. Причина до банальности проста: отопление в квартирах и домах пересушивает воздух, который затем сушит слизистые оболочки дыхательных путей. В результате повышается восприимчивость их к инфекции.
Читайте материал по теме: Чем отличаются ОРВИ и ОРЗ?
Низкая температура. Дышать через нос, а не через рот, советуют не просто так: помимо очищения и увлажнения, слизистая носовой полости согревает проходящий транзитом воздух.
Среди других факторов, способных нанести вред нашим органам дыхания – многочисленные инфекции. ОРВИ, бактерии, грибки – все эти представители микромира способны вызывать различные заболевания.
Когда дышать тяжело. Что говорит статистика?
Пневмония, острый ларингит, трахеит и бронхит. По данным министерства здравоохранения РФ наиболее распространенные заболевания среди взрослых связаны с дыхательной системой.
Сохраняют актуальность бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), рак и туберкулез легких.
Читать материал по теме: Что такое хроническая обструктивная болезнь легких?
А над нами – километры воды, а над нами бьют хвостами киты…
Сколько воздуха в день вдыхает человек?
Давайте посчитаем. В норме в покое объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого взрослым человеком при одном дыхательном цикле, составляет 500 мл, а частота дыхания у него – от 16 до 20 (во время сна – до 12). Таким образом, в покое в минуту человек вдыхает от 8 литров воздуха, а в течение суток – около 11 500 литров (с поправками на частоту дыхания во время сна – соответственно меньше).
Сколько человек может не дышать?
Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Находится ли человек в покое или двигается? Какова температура окружающей среды? И т.д.
Итак, сколько может не дышать человек? Диапазон колебаний составляет от менее чем 1 минуты до нескольких минут. Один из мировых рекордов принадлежит датскому ныряльщику Стигу Северинсену – 22 минуты. Правда, перед своей попыткой он почти 20 минут активно дышал чистым кислородом. Ткани организма обогатились этим газом и одновременно снизилось содержание углекислоты.
Критичен не только дефицит кислорода, но и избыток углекислого газа. При невозможности организма избавиться от углекислоты через легкие, начинает увеличиваться ее содержание в крови. Возможно нарушение ориентации, спазмы в мышцах, учащенное сердцебиение, потеря сознания и смерть.
Что будет, если часто задерживать дыхание?
Исходя из описанного выше, в зависимости от частоты и длительности задержек в организме может постепенно накапливаться углекислый газ. При выходе его за границы нормы и сравнительно длительном сохранении этого состояния возможны пагубные влияния на здоровье.
Обычно после ощутимой задержки дыхания и закономерном повышении уровня углекислоты отмечается углубление дыхания: организм удаляет ее избыток и стремится получить кислород.
Лечебное дыхание
На пользу стройности
Существуют методики для похудения, основанные на различных способах дыхания – например бодифлекс, оксисайз.
Можно ли похудеть, употребляя супы? Рассказывает врач-терапевт и диетолог «Клиника Эксперт Ставрополь» Мальцева Валентина Сергеевна
Один из примеров – дыхание по типу «брюшного» дыхания, т.е. при вдохе живот выпячивается, при выдохе – втягивается.
Мнения ученых по поводу снижения веса с помощью только дыхательных упражнения противоречивы. Кроме того, необходимо помнить, что слишком глубокие вдохи и выдохи могут нарушить равновесие между кислородом и углекислым газом. Это может вызвать головокружение, а у кого-то и обморок.
Поэтому перед началом такой практики необходимо посоветоваться с врачом, в том числе и особенно если имеются какие-то проблемы со здоровьем.
Вдох, выдох, покой
Взволнованы? Понервничали? «Нужно сделать глубокий вдох и успокоиться». Знакомая мысль? А может кто-то давал вам такой совет.
Как оказалось, эта техника не только «работает», но и имеет под собой материальную основу. Ученым удалось установить (правда, пока на мышах), что в головном мозге имеются нервные клетки, связанные как с областями, регулирующими дыхание, так и анализирующими психологическое состояние.
Схема работает примерно так. Когда организм эмоционально возбуждается, обнаруженные клетки передают сигналы на нейроны, учащающие дыхание. Однако, как оказалось, работает система и в обратном направлении. Иными словами, если начать дышать чаще, то мозг может возбуждаться. Отсюда напрашивается вывод, почему глубокое замедленное дыхание может успокаивать.
Как дышать, чтобы быстро уснуть?
Существует методика, основанная на практиках йогов. Разработал ее доктор Эндрю Уейл (Andrew Weil). Техника называется «4-7-8» и выполняется следующим образом:
– поместите кончик языка на слизистую оболочку сразу за верхними передними зубами (с внутренней стороны) и держите его там на протяжении всего упражнения;
– полностью выдохните через рот со свистящим звуком;
– закройте рот и спокойно вдохните через нос, досчитав про себя до четырех;
– задержите дыхание, посчитав мысленно до семи;
– полностью выдохните через рот, издавая свистящий звук, посчитав до восьми.
Это одно дыхание. Теперь повторите цикл еще три раза.
Если вам сложно задерживать дыхание, вы можете ускорить упражнение, но придерживайтесь соотношения 4:7:8 для трех фаз. Выполняйте упражнение дважды в день.
Материал по теме: Бессонница – это болезнь или нет?
Метод относится к альтернативным методам лечения и, возможно, не проверялся с точки зрения принципов доказательной медицины.
Сохраняем здоровье
Как же сохранить здоровье дыхательной системы? С учетом неблагоприятных факторов, которые могут влиять на ее состояние, целесообразны достаточная физическая активность – в идеале на свежем воздухе; регулярное проветривание помещений; увлажнение воздуха; избавление от вредных привычек (курение); использование во время работы, связанной с профессиональными вредностями, индивидуальных средств защиты (маски, респираторы).
Важна профилактика респираторных инфекций, а также своевременное лечение любых заболеваний органов дыхания.
Необходимо обязательно проходить плановые диспансеризации и профосмотры с выполнением флюорографии с частотой, предусмотренной ими.
Текст: Энвер Алиев
Другие материалы по теме:
Опасен ли рентген легких?
Пневмония: симптомы, диагностика и лечение
Как помочь детям и взрослым с бронхиальной астмой?
Источник
Цели: учащиеся показывают глубину знаний по теме «Дыхание», уясняют важность тренировки органов дыхания, учатся выполнять дыхательную гимнастику.
Ход урока.
1. Проверочная работа по теме «Дыхание» (тест, терминологический диктант).
В целях экономии времени I варианту предлагается выполнить задания под нечётными номерами, а второму – под чётными.
Тест по теме: «Дыхание».
Задание: Выбери правильный ответ.
- При вдохе воздух из гортани попадает: А. в бронхи, Б. в носоглотку, В. в трахею, Г. в ротовую полость
- Голосовые связки расположены в: А. гортани, Б. носоглотке, В. трахее, Г. бронхах
- В каком органе воздух согревается и очищается от пыли и микробов: А. в лёгких, Б. в носовой полости, В. в трахее, Г. в бронхах
- Какова функция надгортанника в организме: А. участвует в образовании голоса, Б. не пропускает пищу в гортань, В. защищает органы дыхания от микробов и вирусов, Г. защищает органы пищеварения от микробов и вирусов
- Как регулируются дыхательные движения: А. только нервным путём, Б. только гуморальным путём, В. никак не регулируются, Г. нервным и гуморальным путём
- В лёгких кровь насыщается: А. кислородом, Б. углекислым газом, В. азотом, Г. инертными газами
- Куда попадает воздух из носовой полости при вдохе: А. в трахею, Б. в бронхи, В. в лёгкие, Г. в гортань
- Частота дыхания регулируется дыхательным центром. Возбуждение в нём усиливается: А. при увеличении в крови концентрации кислорода, Б. при уменьшении в крови концентрации кислорода, В. при увеличении в крови концентрации углекислого газа, Г. при уменьшении в крови концентрации углекислого газа
- Газообмен совершается в: А. лёгочных альвеолах, Б. носовой и ротовой полостях, В. гортани и трахее, Г. бронхах
- Тканевым дыханием называют газообмен между: А. наружным воздухом и воздухом альвеол, Б. кровью и клетками тела, В. капиллярными сосудами крови и воздухом альвеол, Г. эритроцитами и плазмой крови в лёгочных капиллярах
- Трахея имеет хрящевые полукольца, а не кольца, чтобы: А. не спадаться при вдохе и не препятствовать прохождению пищи по пищеводу, Б. не спадаться при вдохе, В. защищать трахею спереди, Г. соединяться с гортанью и бронхами
- Лёгкие снаружи покрыты: А. лёгочной плеврой, Б. сердечной сумкой, В. кожей, Г. пристеночной плеврой
- Жизненная ёмкость лёгких – это объём воздуха, который: А. находится в лёгких, Б. мы выдыхаем после спокойного вдоха, В. остаётся в лёгких после самого глубокого выдоха, Г. можно выдохнуть после глубокого вдоха
- У кого голосовые связки длиннее и толще: А. только у детей, Б. у детей и женщин, В. у мужчин, Г. только у женщин
- Чихание происходит при раздражении стенок: А. трахеи, Б. бронхов, В. гортани, Г. носовой полости
- Дыхательный центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, находится в: А. в промежуточном мозге, Б. в спинном мозге, В. в продолговатом мозге, Г. в среднем мозге
Ответы: 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Б, 5 – Г, 6 – А, 7 – Г, 8 – В, 9 – А, 10 – Б, 11 – А, 12 – А, 13 – Г, 14 – В, 15 – Г, 16 – В.
Терминологический диктант по теме: «Дыхание».
- Отверстия, через которые носовая полость сообщается с носоглоткой.
- Орган, в котором вдыхаемый воздух обогревается (охлаждается), очищается, обеззараживается и т.д.
- Дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.
- Дыхательный пигмент, присоединяющий кислород.
- Выход воздуха из лёгких.
- Поступление воздуха в лёгкие.
- Защитный дыхательный рефлекс, форсированный выдох через нос.
- Защитный дыхательный рефлекс, форсированный выдох через рот.
- Отдел воздухоносных путей между гортанью и бронхами.
- Лёгочный пузырёк.
- Хрящ гортани, не пропускающий пищу в дыхательные пути.
- Механизм перехода кислорода и углекислого газа через стенки лёгочных пузырьков и кровеносных капилляров.
- Прибор, которым измеряют жизненную ёмкость лёгких.
- Воздухопроводящие пути после трахеи, представляют собой «скелет» лёгких.
- Парные органы, в которых происходит газообмен.
- Оболочка, покрывающая лёгкие.
- Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр.
- Кислородное голодание.
Ответы: 1 – хоаны, 2 – носовая полость, 3 – диафрагма, 4 – гемоглобин, 5 – выдох, 6 – вдох, 7 – чихание, 8 – кашель, 9 – трахея, 10 – альвеола, 11 – надгортанник, 12 – газообмен (диффузия), 13 – спирометр, 14 – бронхи, 15 – лёгкие, 16 – плевра, 17 – продолговатый мозг, 18 – гипоксия.
2. Новый материал.
Объяснения учителя чередуются с выполнением учащимися предлагаемых упражнений.
Никого не удивляет спортивная, лечебная гимнастика. Сложнее обстоит дело, когда мы встречаемся с гимнастикой голоса. О голосе обычно вспоминают, когда его теряют. Голос – явление сложное. Голос связан с психикой. Известны случаи, когда голос пропадает в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом голосовом аппарате. Голос каждого человека индивидуален, нет абсолютно одинаковых голосов, могут быть похожие.
«Гибкий, послушный, звучный голос нужен преподавателю и воспитателю, и адвокату, и студенту, словом каждому человеку». Ю. Василенко
Дыхательная гимнастика.
(Повышается ЖЁЛ, тренируется диафрагма и мускулатура грудной клетки).
Общий уровень тренированности организма позволяет в полной мере насытить клетки организма, в том числе и клетки мозга, кислородом и создают условия уставшим и постаревшим клеткам самообновиться, а остальным – приобрести нормальное здоровое состояние.
Определить общий уровень тренированности можно, проведя пробу с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
1) после трёх глубоких дыхательных движений задержите дыхание (зажмите нос пальцами) на вдохе.
неудовлетворит. – менее 39 сек,
удовлетворит. – от 40–49 сек,
хорошо – более 50 сек.
2) после трёх глубоких дыхательных движений задержите дыхание на выдохе.
менее 34 сек – неудовлетворит.
от 35 -39 сек – удовлетворит.
более 40 сек – хорошо.
Учащиеся по команде учителя организованно определяют свой уровень тренированности, пытаясь объяснить результаты эксперимента.
Затем учитель подводит ребят к необходимости знать хотя бы некоторые упражнения, способствующие укреплению дыхательной мускулатуры.
Гимнастика для носового дыхания:
- похлопывание средними пальцами по ноздрям – выдох, а затем вдох.
- стоя, зажать одну ноздрю, вдыхать другой и выдыхать – рот закрыт и наоборот.
- нос зажать пальцами. Громко и медленно считать до десяти, затем сделать вдох и выдох носом. Рот при этом плотно закрыть.
Звуковая дыхательная гимнастика.
(от застойных явлений в дыхательных путях). Много упражнений.
Например, «рубка дров» – стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой сложить в замок – вдох. На выдохе – наклон вперёд, произнести У-ХХХ! (3 раза)
Для выполнения данного упражнения лучше пригласить одного учащегося.
«Свисток» – сидя в одной руке кружка с водой, в другой – трубочка. Выдохнуть через трубочку в воду, произнося длительно звук У-У-У-У!
Гимнастика активизации мышц брюшного пресса.
- Произнести взрывной согласный «П» несколько раз подряд («как бы хочу сказать, но не могу») Ощутите работу мышц брюшного пресса (но не перенапрягать мышцы шеи, губ, лица).
То же проделать при наклонах головы и поворотах головы; при наклонах туловища вперёд, назад, во время ходьбы, бега. - Также с буквой «Т».
- Повторить фразы:
все бобры для своих бобрят добры;
рододендроны из дендрария;
сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами – на ветке…..
В заключении урока учащиеся делятся своими ощущениями после проделанной гимнастики.
Источник
Контрольная работа по теме: « Дыхательная система» 1 вариант
1.Носовая полость выстлана
а) плоским эпителием б) кубическим эпителием в) цилиндрическим эпителием г) мерцательным эпителием
2. Голосовые связки располагаются в
а) носовой полости б) носоглотке в) гортани г) трахее
3. При вдохе воздух из гортани поступает в
а) ротоглотку б) трахею в) бронхи г) легкие
4. Число главных бронхов у человека составляет
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
5. Альвеолы – это элементы строения
а) гортани б) трахеи в) главных бронхов г) легких
6. Жизненная емкость легких – это
а) наибольший объем воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха
б) объем воздуха, выдыхаемый после обычного спокойного вдоха
в) объем воздуха, вдыхаемый после обычного спокойного выдоха
г) объем воздуха, остающийся в легких после максимального выдоха
7. При большой физической нагрузке у тренированного человека
а) значительно увеличивается частота дыхания б) значительно увеличивается глубина дыхания
в) несколько увеличивается и частота и глубина дыхания г)резко увеличивается концентрация кислорода в крови
8. Легкие состоят из
а) мышечной ткани б) хрящевой ткани в) соединительной ткани г) эпителиальной ткани
9. Голосовая щель находится в
а) ротовой полости б) ротоглотке в) гортани г) трахее
10. По рисунку определите происходящий процесс
а) газообмен
б) фильтрация крови
в) всасывание питательных веществ
г) освобождение от ядовитых веществ пищи
11. Установите соответствие между процессами, происходящими на вдохе и выдохе.
1) вдох а) межреберные мышцы сокращаются
2) выдох б) диафрагма опускается
в) ребра опускаются
г) объем грудной полости уменьшается
д) воздух поступает в легкие
е) легкие сжимаются
12. Определите путь воздуха при вдохе:
а) легкие – бронхи – трахея – гортань – носовая полость б) носовая полость – трахея – гортань – бронхи – легкие
в) носовая полость – гортань – трахея – бронхи – легкие г) носовая полость – гортань – бронхи – трахея – легкие 13.Выберите правильные суждения:
а) в плевральной полости отрицательное давление, ниже атмосферного
б) при вдохе объем грудной клетки увеличивается, а диафрагма поднимается
в) при выдохе объем альвеол увеличивается
г) в усиленном вдохе принимают участие брюшные мышцы
д) центры вдоха и выдоха располагаются в продолговатом мозге
е) трахея – орган голосообразования
14.Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Уменьшение трения при дыхани
Гортань
Звукообразование
…
Уменьшение трения при дыхании
а) гортань
б) полость носа
в) бронхи
г) плевральная полость
15. Вставьте в текст «Газообмен у человека» пропущенные термины из предложенного перечня
Газообмен у человека
В газообмене у человека участвуют две системы: дыхательная и _____(А). Атмосферный воздух попадает в организм человека через носовую или ротовую полость, откуда поступает в гортань и далее через _____(Б) и бронхи в лёгкие. В лёгких происходит газообмен между воздухом и _____(В), в результате чего кровь насыщается кислородом. С током крови _____(Г) поступает к органам и тканям, где снова происходит газообмен. Из крови в ткани поступает кислород, а из тканей в кровь — углекислый газ. _____(Д) будет удалён из крови при газообмене в лёгких.
термины:
1) кислород 2) углекислый газ 3) кровеносная 4) покровная 5) трахея
6) глотка 7) кровь 8) лимфа
16.По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема
легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту
зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени
подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
17. Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили
кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не
заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные
трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со
слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб. Почему?
18. Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи
пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда,
когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое
ограничение?
Контрольная работа по теме: « Дыхательная система» 2 вариант
1. Насыщение крови кислородом во время вдоха происходит в
а) легочных пузырях б) плевральной полости в) бронхах г) трахее
2.Когда голосовые связки расходятся наиболее широко?
а) когда человек молчит б) когда человек говорит шепотом
в) когда человек говорит громко г) когда человек кричит
3.При большой физической нагрузке у нетренированного человека
а) значительно увеличивается частота дыхания б) значительно увеличивается глубина дыхания
в) несколько увеличивается и частота и глубина дыхания г) резко увеличивается концентрация кислорода в крови
4. Палочка Коха вызывает
а) грипп б) коклюш в) рак легких г) туберкулез легких
5. Укажите, где находится дыхательный центр?
а) продолговатый мозг б) промежуточный мозг в) коре больших полушарий
г) месте разветвления трахеи на бронхи
6. Дыхательный объем – это
а) наибольший объем воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха
б) объем воздуха, выдыхаемый после обычного спокойного вдоха
в) объем воздуха, вдыхаемый после обычного спокойного выдоха
г) объем воздуха, остающийся в легких после максимального выдоха
7. К нижним воздухоносным, или дыхательным, путям относят:
а) ротовая полость б) носоглотка в) гортань г) ротоглотка
8. Как расположена диафрагма во время вдоха:
а) поднимается вверх б) не изменяет своё положение в) опускается вниз г) поднимается вверх и затем опускается вниз
9. Хрящевые полукольца составляет основу скелета
а) трахеи б) гортани в) бронхиол г)пищевода
10. Процесс, изображенный на рисунке происходит в
а) легких
б) тканях
в) почках
г) желудке
11.Установите соответствие
Орган Функция
а) слизистая оболочка 1) не пропускает пищу в гортань
б) альвеолы 2) не дают трахее сужаться
в) трахея 3) очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает
г) надгортанник 4) поверхностный слой воздухоносных путей
д) гортань 5) покрывает стенку грудной полости изнутри
е) плевра 6) внутри содержит голосовые связки
ж) хрящевые полукольца 7) самая длинная часть воздухоносного пути
з) носовая полость 8)место газообмена между легкими и кровью
12.Определите путь воздуха при выдохе:
а) легкие – бронхи – трахея – гортань – носовая полость б) носовая полость – трахея – гортань – бронхи – легкие
в) носовая полость – гортань – трахея – бронхи – легкие г) носовая полость – гортань – бронхи – трахея – легкие
13. Выберите правильные суждения:
а) из носовой полости воздух попадает в гортань б) легкие покрыты плеврой
в) при выдохе – объем грудной клетки уменьшается г) бронхи заканчиваются альвеолами
д) трахея – орган голосообразования е) газообмен происходит в трахее
14.Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Уменьшение трения при дыхании
Гортань
Звукообразование
…
Уменьшение трения при дыхании
а) гортань
б) полость носа
в) бронхи
г) плевральная полость
15. Вставьте в текст «Дыхание» пропущенные термины из предложенного перечня
Дыхание
В процессе дыхания происходит обмен газов между клетками и окружающей средой. У человека газообмен состоит из четырех этапов:1) Обмен газов между воздушной средой и _________( А). 2) Обмен газов между лёгкими и ______( Б). 3) _______( В) газов кровью к тканям. 4) Газообмен в ______( Г).
Первые два этапа относятся к _______(Д) дыханию, четвертый этап к _______(Е).
термины:
1) ткани 2) лёгкие 3) кровь 4) транспорт 5) гемоглобин
6) тканевое 7) легочное 8) эритроциты
16. По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема
легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту
зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени
подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
17.В какое время года длинный нос полезнее короткого?
18. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они
поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в
очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии.
Ответы к контрольной работе по теме « Дыхательная система»
1-вгд
2-абе
1-г
2-ж
3-з
4-а
5-е
6-д
7-в
8-б
2
12
в
а
1
13
абгд
бвг
2
14
г
г
1
15
35712
234176
2
16
1) ишемическая болезнь сердца
2) курение увеличивает риск возникновения легочных заболеваний
3) гортань
3
17
Воздух в носовой полости должен согреваться благодаря кровеносным сосудам, обеззараживаться – ворсинками слизистой носа
В зимнее время полезнее, т.к. поверхность слизистой длинного носа больше, в ней больше капилляров, по которым течет нагретая кровь, отдающая тепло воздуху, проходящему через нос, и, тем самым, согревающая воздух
2
18
На большей глубине на органы дыхания действует высокое давление. Дышать становится трудно, практически невозможно
В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода
2
Максимальное количество баллов за работу – 25
Источник