При входе воздух из гортани попадает

При входе воздух из гортани попадает thumbnail
Как работает дыхательная система? Просто о сложном

Эволюционно сложилось так, что для жизнедеятельности человека необходим кислород. Как доставить его к органам и тканям? Сегодня говорим о дыхательной системе и особенностях её функционирования.

Как всё устроено?

Дыхательная система представлена целым рядом анатомических образований. Классификационно их подразделяют на дыхательные пути (верхние и нижние) и дыхательные органы. Верхние дыхательные пути – это полость носа, носовая и ротовая часть глотки. Нижние – гортань, трахея и бронхи. К дыхательным органам относят легкие. В обиходе и по факту, говоря об органах дыхания человека, могут подразумеваться отдельные анатомические образования и дыхательных путей. Например, гортань, трахея – это не только часть нижних дыхательных путей, но и самостоятельные органы.

Воздух попадает в легкие не сам по себе, туда его необходимо «втянуть», что и происходит в процессе вдоха. В этом участвуют диафрагма, наружные межреберные и межхрящевые мышцы. Во время вдоха диафрагма несколько уплощается, грудная клетка расширяется, что обеспечивается поступательное движение воздуха в дыхательные пути и легкие.

Пройдя весь путь от ноздрей до конечных разветвлений бронхиального дерева, воздух попадает в замкнутые «пузырьки» – альвеолы. Они и составляют основную функциональную часть легких.

Читайте по теме: Дышите легко и чисто! Вся правда о бронхитах

Но как кислороду дойти до конечных целей – органов? Снаружи альвеола покрыта сетью мелких кровеносных сосудов, по которым непрерывно течет кровь. Одна из разновидностей клеток крови – эритроциты, заполненные веществом гемоглобином. Именно он и осуществляет перенос газов в организме.

Кислород из альвеолярного воздуха «просачивается» в кровь, где «захватывается» гемоглобином. При этом в альвеолу поступает углекислый газ – продукт жизнедеятельности клеток. Обогатившиеся кислородом эритроциты разносят его по организму, а углекислый газ выделяется во внешнюю среду путем выдоха. В отличие от вдоха – всегда активного процесса – выдох пассивен, но при необходимости может быть и активным. В активном выдохе также участвуют мышцы – внутренние межреберные и мышцы брюшной стенки.

Определенную роль в процессе дыхания играет отрицательное внутриплевральное давление.

Процесс дыхания человека сложен и регулируется различными способами. Рассмотрим некоторые из них.

За дыхание отвечает дыхательный центр – скопление нервных клеток в продолговатом мозге.

Читайте по теме: Что поможет от кашля: барсучий жир или горчица в носках? Лечим детей правильно

Поток нервных импульсов идет к мышцам, отвечающим за вдох, задавая им определенный размах движений. У дыхательного центра имеется автоматия: приблизительно раз в четыре секунды здесь возникает возбуждение, стимулирующее мышцы, обеспечивающие вдох. Затем оно сменяется торможением, мышцы вдоха расслабляются – происходит выдох. Ритмичная смена этих состояний – врожденное свойство.

Частота и глубина дыхания зависит от интенсивности процессов окисления, происходящих в организме. Физическая нагрузка приводит к увеличению поглощения кислорода и повышению концентрации в тканях и крови углекислого газа. Последний через кровь активирует работу дыхательного центра, и, как следствие, усиливается сокращение дыхательных мышц. Это позволяет быстрее удалить избыток углекислого газа и восполнить недостаток кислорода.

Не на пользу телу: что вредит нашей дыхательной системе?

Человек сформировался в условиях с определенным содержанием кислорода. Однако для оптимального процесса дыхания необходимо не только само его наличие, но и определенные характеристики вдыхаемого воздуха. Их обеспечивают наши дыхательные пути, поэтому к легким – в норме – поступает очищенный, увлажненный и согретый воздух.

На любой из этих параметров могут воздействовать изменения окружающей среды.

Чистота. Пыль различного происхождения, выхлопные газы автомобилей, выбросы вредных веществ в атмосферу, табачный дым, шерсть животных, пыльца растений… Список можно было бы продолжить.

Увлажненность. Наверняка многим знакомо чувство сухости и першения в горле в помещениях в зимнее время года, особенно поутру. Причина до банальности проста: отопление в квартирах и домах пересушивает воздух, который затем сушит слизистые оболочки дыхательных путей. В результате повышается восприимчивость их к инфекции.

Читайте материал по теме: Чем отличаются ОРВИ и ОРЗ?

Низкая температура. Дышать через нос, а не через рот, советуют не просто так: помимо очищения и увлажнения, слизистая носовой полости согревает проходящий транзитом воздух.

Среди других факторов, способных нанести вред нашим органам дыхания – многочисленные инфекции. ОРВИ, бактерии, грибки – все эти представители микромира способны вызывать различные заболевания.

Когда дышать тяжело. Что говорит статистика?

Пневмония, острый ларингит, трахеит и бронхит. По данным министерства здравоохранения РФ наиболее распространенные заболевания среди взрослых связаны с дыхательной системой.

Сохраняют актуальность бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), рак и туберкулез легких.

Читать материал по теме: Что такое хроническая обструктивная болезнь легких?

А над нами – километры воды, а над нами бьют хвостами киты…

Сколько воздуха в день вдыхает человек?

Давайте посчитаем. В норме в покое объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого взрослым человеком при одном дыхательном цикле, составляет 500 мл, а частота дыхания у него – от 16 до 20 (во время сна – до 12). Таким образом, в покое в минуту человек вдыхает от 8 литров воздуха, а в течение суток – около 11 500 литров (с поправками на частоту дыхания во время сна – соответственно меньше).

Читайте также:  Методы исследования гортани и носоглотки

Сколько человек может не дышать?

Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Находится ли человек в покое или двигается? Какова температура окружающей среды? И т.д.

Итак, сколько может не дышать человек? Диапазон колебаний составляет от менее чем 1 минуты до нескольких минут. Один из мировых рекордов принадлежит датскому ныряльщику Стигу Северинсену – 22 минуты. Правда, перед своей попыткой он почти 20 минут активно дышал чистым кислородом. Ткани организма обогатились этим газом и одновременно снизилось содержание углекислоты.

Критичен не только дефицит кислорода, но и избыток углекислого газа. При невозможности организма избавиться от углекислоты через легкие, начинает увеличиваться ее содержание в крови. Возможно нарушение ориентации, спазмы в мышцах, учащенное сердцебиение, потеря сознания и смерть.

Что будет, если часто задерживать дыхание?

Исходя из описанного выше, в зависимости от частоты и длительности задержек в организме может постепенно накапливаться углекислый газ. При выходе его за границы нормы и сравнительно длительном сохранении этого состояния возможны пагубные влияния на здоровье.

Обычно после ощутимой задержки дыхания и закономерном повышении уровня углекислоты отмечается углубление дыхания: организм удаляет ее избыток и стремится получить кислород.

Лечебное дыхание

На пользу стройности

Существуют методики для похудения, основанные на различных способах дыхания – например бодифлекс, оксисайз.

Можно ли похудеть, употребляя супы? Рассказывает врач-терапевт и диетолог «Клиника Эксперт Ставрополь» Мальцева Валентина Сергеевна

Один из примеров – дыхание по типу «брюшного» дыхания, т.е. при вдохе живот выпячивается, при выдохе – втягивается.

Мнения ученых по поводу снижения веса с помощью только дыхательных упражнения противоречивы. Кроме того, необходимо помнить, что слишком глубокие вдохи и выдохи могут нарушить равновесие между кислородом и углекислым газом. Это может вызвать головокружение, а у кого-то и обморок.

Поэтому перед началом такой практики необходимо посоветоваться с врачом, в том числе и особенно если имеются какие-то проблемы со здоровьем.

Вдох, выдох, покой

Взволнованы? Понервничали? «Нужно сделать глубокий вдох и успокоиться». Знакомая мысль? А может кто-то давал вам такой совет.

Как оказалось, эта техника не только «работает», но и имеет под собой материальную основу. Ученым удалось установить (правда, пока на мышах), что в головном мозге имеются нервные клетки, связанные как с областями, регулирующими дыхание, так и анализирующими психологическое состояние.

Схема работает примерно так. Когда организм эмоционально возбуждается, обнаруженные клетки передают сигналы на нейроны, учащающие дыхание. Однако, как оказалось, работает система и в обратном направлении. Иными словами, если начать дышать чаще, то мозг может возбуждаться. Отсюда напрашивается вывод, почему глубокое замедленное дыхание может успокаивать.

Как дышать, чтобы быстро уснуть?

Существует методика, основанная на практиках йогов. Разработал ее доктор Эндрю Уейл (Andrew Weil). Техника называется «4-7-8» и выполняется следующим образом:

– поместите кончик языка на слизистую оболочку сразу за верхними передними зубами (с внутренней стороны) и держите его там на протяжении всего упражнения;

– полностью выдохните через рот со свистящим звуком;

– закройте рот и спокойно вдохните через нос, досчитав про себя до четырех;

– задержите дыхание, посчитав мысленно до семи;

– полностью выдохните через рот, издавая свистящий звук, посчитав до восьми.

Это одно дыхание. Теперь повторите цикл еще три раза.

Если вам сложно задерживать дыхание, вы можете ускорить упражнение, но придерживайтесь соотношения 4:7:8 для трех фаз. Выполняйте упражнение дважды в день.

Материал по теме: Бессонница – это болезнь или нет?

Метод относится к альтернативным методам лечения и, возможно, не проверялся с точки зрения принципов доказательной медицины.

Сохраняем здоровье

Как же сохранить здоровье дыхательной системы? С учетом неблагоприятных факторов, которые могут влиять на ее состояние, целесообразны достаточная физическая активность – в идеале на свежем воздухе; регулярное проветривание помещений; увлажнение воздуха; избавление от вредных привычек (курение); использование во время работы, связанной с профессиональными вредностями, индивидуальных средств защиты (маски, респираторы).

Важна профилактика респираторных инфекций, а также своевременное лечение любых заболеваний органов дыхания.

Необходимо обязательно проходить плановые диспансеризации и профосмотры с выполнением флюорографии с частотой, предусмотренной ими.

Текст: Энвер Алиев

Другие материалы по теме:

Опасен ли рентген легких?

Пневмония: симптомы, диагностика и лечение

Как помочь детям и взрослым с бронхиальной астмой?

Источник

Физиология гортани. Дыхательная функция гортани

В связи с бурным ростом новой техники предъявляются все более серьезные требования к возможностям изучения процессов голосообразования в новых, необычных условиях. На разборчивость речи отрицательно влияют как пониженное атмосферное давление (в авиации), так и особенно повышенное (в водолазных и кессонных работах). Речь искажается и становится плохо разборчивой от применения различных масок, изолирующих аппаратов, при употреблении отличных от воздуха дыхательных смесей. Воспроизведение, равно как и восприятие, звуков речи в очень шумной обстановке, особенно сопровождающейся вибрацией, значительно затруднено. Изучение голосообразующего механизма гортани и возможностей корригирования речи в условиях необычной внешней среды является важной проблемой настоящего времени. Дальнейшее улучшение средств связи немыслимо без получения полной ясности о функции гортани и надставной трубки. Это заставляет более углубленно разрабатывать вопросы физиологии и патологии гортани.

Особое значение приобретает физиология гортани в свете учения И. П. Павлова о второй сигнальной системе и ее базисе—кинестезических раздражениях, идущих в кору головного мозга от речевых органов.

Принято различать четыре основные функции гортани: дыхательную, защитную, фонаторную и речевую. Имеется основание предполагать, что гортань обладает также и вкусовой функцией, но она имеет второстепенное значение. Все эти функции находятся в тесной зависимости одна от другой и подчинены регулирующему влиянию коры головного мозга.

функция гортани

Гортань является частью дыхательных путей, к которым относятся также полость носа с придаточными пазухами, глотка, трахея, бронхи (с бронхиолами) и альвеолы.

Гортань участвует в акте регуляции дыхания. Адекватным раздражителем рецепторов слизистой оболочки гортани является воздух, протекающий в том или ином направлении. С. И. Франкштейн наблюдал у трахеотомированных животных совпадение дыхательных движений верхних дыхательных путей с ритмом движений межреберных мышц и диафрагмы. В. А. Буков раздражал слизистую оболочку гортани животных. Это сказывалось на изменении типа дыхания, но эффект прекращался после перерезки верхних гортанных нервов (преимущественно афферентных). Вдувание воздуха в гортань, изолированную от трахеи, но с сохраненными нервами, вызывало торможение дыхания; вдувание воздуха, богатого содержанием углекислого газа, наоборот, стимулировало дыхание.

М. В. Сергиевский продувал воздух в разных направлениях через отрезок трахеи, изолированной от гортани и от нижних дыхательных путей. Обнаружена разная реакция изменения дыхания, что объясняется неодинаковой чувствительностью рецепторов трахеи на вдох и выдох. Воздух на вдохе, обладающий иной температурой и влажностью, протекающий быстрее, чем воздух на выдохе, является более сильным раздражителем. Понижение чувствительности трахеи к этому более сильному раздражителю является приспособительной реакцией.

Известно, что при спокойном дыхании истинные голосовые связки находятся в среднем положении, а при глубоком вдохе голосовая щель предельно раскрывается. Таким образом создается автоматическое регулирование гортанью проходимости воздушной струи. Деятельность расширителя гортани—задней перстне-черпаловидной мышцы—связана с работой других дыхательных мышц. Акт раскрытия голосовой щели может быть непроизвольным, вызванным рефлексом со стороны слизистой оболочки дыхательных путей (К. А. Дреннова, В. А. Буков, М. В. Сергиевский, В. К. Ламан) и раздражением дыхательных центров продолговатого мозга, но он может быть и произвольным благодаря синергизму с работой произвольных дыхательных мышц туловища.

Раздражение высокочувствительных рефлексогенных зон гортани может привести к остановке дыхания. Н. И. Пирогов описывает случай смерти девочки, вызванной остановкой дыхания вследствие внезапного поступления воздуха в гортань во время трахеотомии.

Следовательно, гортань не является простой механической трубой, через которую проходит воздух, а активно участвует в дыхательной функции.

– Также рекомендуем “Защитная функция гортани. Защитные рефлексы гортани”

Оглавление темы “Функции миндалин и гортани”:

1. Участие глотки в дыхании. Защитная функция глотки

2. Физиология глоточных миндалин. Теории задач миндалин

3. Барьерная функция миндалин. Иммуннологическая роль миндалин

4. Нервнорефлекторные влияния миндалин. Тонзилло-кардиальный рефлекс

5. Физиология гортани. Дыхательная функция гортани

6. Защитная функция гортани. Защитные рефлексы гортани

7. Фонаторная функция гортани. Голосовая роль гортани

8. Функция голосовых складок. Голосовая щель

9. Значение ложных голосовых связок. Зависимость голоса от голосовых складок

10. Речевая функция гортани. Нервная регуляция гортани

Источник

Цели: учащиеся показывают глубину знаний по теме «Дыхание», уясняют важность тренировки органов дыхания, учатся выполнять дыхательную гимнастику.

Ход урока.

1. Проверочная работа по теме «Дыхание» (тест, терминологический диктант).

В целях экономии времени I варианту предлагается выполнить задания под нечётными номерами, а второму – под чётными.

Тест по теме: «Дыхание».

Задание: Выбери правильный ответ.

  1. При вдохе воздух из гортани попадает: А. в бронхи, Б. в носоглотку, В. в трахею, Г. в ротовую полость
  2. Голосовые связки расположены в: А. гортани, Б. носоглотке, В. трахее, Г. бронхах
  3. В каком органе воздух согревается и очищается от пыли и микробов: А. в лёгких, Б. в носовой полости, В. в трахее, Г. в бронхах
  4. Какова функция надгортанника в организме: А. участвует в образовании голоса, Б. не пропускает пищу в гортань, В. защищает органы дыхания от микробов и вирусов, Г. защищает органы пищеварения от микробов и вирусов
  5. Как регулируются дыхательные движения: А. только нервным путём, Б. только гуморальным путём, В. никак не регулируются, Г. нервным и гуморальным путём
  6. В лёгких кровь насыщается: А. кислородом, Б. углекислым газом, В. азотом, Г. инертными газами
  7. Куда попадает воздух из носовой полости при вдохе: А. в трахею, Б. в бронхи, В. в лёгкие, Г. в гортань
  8. Частота дыхания регулируется дыхательным центром. Возбуждение в нём усиливается: А. при увеличении в крови концентрации кислорода, Б. при уменьшении в крови концентрации кислорода, В. при увеличении в крови концентрации углекислого газа, Г. при уменьшении в крови концентрации углекислого газа
  9. Газообмен совершается в: А. лёгочных альвеолах, Б. носовой и ротовой полостях, В. гортани и трахее, Г. бронхах
  10. Тканевым дыханием называют газообмен между: А. наружным воздухом и воздухом альвеол, Б. кровью и клетками тела, В. капиллярными сосудами крови и воздухом альвеол, Г. эритроцитами и плазмой крови в лёгочных капиллярах
  11. Трахея имеет хрящевые полукольца, а не кольца, чтобы: А. не спадаться при вдохе и не препятствовать прохождению пищи по пищеводу, Б. не спадаться при вдохе, В. защищать трахею спереди, Г. соединяться с гортанью и бронхами
  12. Лёгкие снаружи покрыты: А. лёгочной плеврой, Б. сердечной сумкой, В. кожей, Г. пристеночной плеврой
  13. Жизненная ёмкость лёгких – это объём воздуха, который: А. находится в лёгких, Б. мы выдыхаем после спокойного вдоха, В. остаётся в лёгких после самого глубокого выдоха, Г. можно выдохнуть после глубокого вдоха
  14. У кого голосовые связки длиннее и толще: А. только у детей, Б. у детей и женщин, В. у мужчин, Г. только у женщин
  15. Чихание происходит при раздражении стенок: А. трахеи, Б. бронхов, В. гортани, Г. носовой полости
  16. Дыхательный центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, находится в: А. в промежуточном мозге, Б. в спинном мозге, В. в продолговатом мозге, Г. в среднем мозге

Ответы: 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Б, 5 – Г, 6 – А, 7 – Г, 8 – В, 9 – А, 10 – Б, 11 – А, 12 – А, 13 – Г, 14 – В, 15 – Г, 16 – В.

Терминологический диктант по теме: «Дыхание».

  1. Отверстия, через которые носовая полость сообщается с носоглоткой.
  2. Орган, в котором вдыхаемый воздух обогревается (охлаждается), очищается, обеззараживается и т.д.
  3. Дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.
  4. Дыхательный пигмент, присоединяющий кислород.
  5. Выход воздуха из лёгких.
  6. Поступление воздуха в лёгкие.
  7. Защитный дыхательный рефлекс, форсированный выдох через нос.
  8. Защитный дыхательный рефлекс, форсированный выдох через рот.
  9. Отдел воздухоносных путей между гортанью и бронхами.
  10. Лёгочный пузырёк.
  11. Хрящ гортани, не пропускающий пищу в дыхательные пути.
  12. Механизм перехода кислорода и углекислого газа через стенки лёгочных пузырьков и кровеносных капилляров.
  13. Прибор, которым измеряют жизненную ёмкость лёгких.
  14. Воздухопроводящие пути после трахеи, представляют собой «скелет» лёгких.
  15. Парные органы, в которых происходит газообмен.
  16. Оболочка, покрывающая лёгкие.
  17. Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр.
  18. Кислородное голодание.

Ответы: 1 – хоаны, 2 – носовая полость, 3 – диафрагма, 4 – гемоглобин, 5 – выдох, 6 – вдох, 7 – чихание, 8 – кашель, 9 – трахея, 10 – альвеола, 11 – надгортанник, 12 – газообмен (диффузия), 13 – спирометр, 14 – бронхи, 15 – лёгкие, 16 – плевра, 17 – продолговатый мозг, 18 – гипоксия.

2. Новый материал.

Объяснения учителя чередуются с выполнением учащимися предлагаемых упражнений.

Никого не удивляет спортивная, лечебная гимнастика. Сложнее обстоит дело, когда мы встречаемся с гимнастикой голоса. О голосе обычно вспоминают, когда его теряют. Голос – явление сложное. Голос связан с психикой. Известны случаи, когда голос пропадает в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом голосовом аппарате. Голос каждого человека индивидуален, нет абсолютно одинаковых голосов, могут быть похожие.

«Гибкий, послушный, звучный голос нужен преподавателю и воспитателю, и адвокату, и студенту, словом каждому человеку». Ю. Василенко

Дыхательная гимнастика.

(Повышается ЖЁЛ, тренируется диафрагма и мускулатура грудной клетки).

Общий уровень тренированности организма позволяет в полной мере насытить клетки организма, в том числе и клетки мозга, кислородом и создают условия уставшим и постаревшим клеткам самообновиться, а остальным – приобрести нормальное здоровое состояние.

Определить общий уровень тренированности можно, проведя пробу с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

1) после трёх глубоких дыхательных движений задержите дыхание (зажмите нос пальцами) на вдохе.
неудовлетворит. – менее 39 сек,

удовлетворит. – от 40–49 сек,
хорошо – более 50 сек.

2) после трёх глубоких дыхательных движений задержите дыхание на выдохе.
менее 34 сек – неудовлетворит.
от 35 -39 сек – удовлетворит.
более 40 сек – хорошо.

Учащиеся по команде учителя организованно определяют свой уровень тренированности, пытаясь объяснить результаты эксперимента.

Затем учитель подводит ребят к необходимости знать хотя бы некоторые упражнения, способствующие укреплению дыхательной мускулатуры.

Гимнастика для носового дыхания:

  1. похлопывание средними пальцами по ноздрям – выдох, а затем вдох.
  2. стоя, зажать одну ноздрю, вдыхать другой и выдыхать – рот закрыт и наоборот.
  3. нос зажать пальцами. Громко и медленно считать до десяти, затем сделать вдох и выдох носом. Рот при этом плотно закрыть.

Звуковая дыхательная гимнастика.

(от застойных явлений в дыхательных путях). Много упражнений.

Например, «рубка дров» – стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой сложить в замок – вдох. На выдохе – наклон вперёд, произнести У-ХХХ! (3 раза)

Для выполнения данного упражнения лучше пригласить одного учащегося.

«Свисток» – сидя в одной руке кружка с водой, в другой – трубочка. Выдохнуть через трубочку в воду, произнося длительно звук У-У-У-У!

Гимнастика активизации мышц брюшного пресса.

  1. Произнести взрывной согласный «П» несколько раз подряд («как бы хочу сказать, но не могу») Ощутите работу мышц брюшного пресса (но не перенапрягать мышцы шеи, губ, лица).
    То же проделать при наклонах головы и поворотах головы; при наклонах туловища вперёд, назад, во время ходьбы, бега.
  2. Также с буквой «Т».
  3. Повторить фразы:
    все бобры для своих бобрят добры;
    рододендроны из дендрария;
    сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами – на ветке…..

В заключении урока учащиеся делятся своими ощущениями после проделанной гимнастики.

Источник

Читайте также:  Восстановление голоса после операции гортани