Правильное положение гортани при пении

Правильное положение гортани при пении thumbnail

Правильное положение гортани при пении

Гортань – очень важная часть голосового аппарата, необходимая для пения. Гортань при пении должна находиться в определенном положении. В каком? Давайте разберемся, а также узнаем, как расслабить гортань и какова вообще роль гортани при пении.

Что такое гортань?

Гортань – это один из участков дыхательной системы. Она соединяет глотку и трахею.

Что такое гортаньЧто такое гортань

Внутри гортани (в узкой ее части) находятся как раз голосовые связки.

Положение гортани

При пении необходимо следить за положение гортани, особенно, новичкам. Опытным певцам со стажем уже не нужно следить за ней, потому как у них уже автоматически гортань становится в нужном направлении.

Как следить за гортанью? Очень просто – нужно следить за положением кадыка (адамово яблоко). Мужчинам это делать проще, потому что кадык (он же гортань) у них выступает и видно, как он опускается или поднимается при пении (и даже в обычном разговоре). Женщинам, конечно, сложнее.

Что значить положение гортани?

  1. Низкое положение гортани. Попробуйте сейчас зевнуть, при этом положите пальцы на кадык (или просто смотрите в зеркало). Когда Вы будете зевать, заметите, что гортань (кадык) опускается. Это значит “низкое положение гортани”.
  2. Высокое положение гортани. Теперь также следите за гортанью, и при этом глотните. Вы заметите, как гортань поднимается. Это и есть “высокое положение гортани”.

Многие преподаватели по вокалу утверждают, что правильное положение гортани при пении – низкое. Отсюда и возникает утверждение вокалистов, которое Вы, возможно, слышали, что пень нужно как бы “на зевке”.

Но существует много споров по этому поводу: кто-то говорит, что гортань должна быть максимально опущена, а кто-то утверждает, что ее не нужно опускать специально.

Одно мы знаем, что оперные певцы поют только при опущенной гортани. А также мы знаем, что оперные певцы – знатоки в своем деле.

Оперный певецПоложение гортани у оперного певца

Значит, правильное положение гортани при пении – опущенное? Да, так и есть. Но дело в том, что если при пении попытаться специально опускать гортань, то это вызовет в ней напряжение и неприятные ощущения, что не только не поможет пению, но может и навредить.

Но задираться вверх гортань не должна, это уж точно. Задирание гортани (кадыка) наверх часто происходит у новичков, особенно на высоких нотах (“Головной голос. Как петь высокие ноты?”). Попробуйте спеть какую-то очень высокую для себя ноту (скорее, Вы это сделаете на фальцете), при этом проследите за гортанью. Если Вы новичок, то, скорей всего, она у Вас поднимется. И это неправильно. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно научиться петь на поставленном голосе (опоре).

И не нужно думать о гортани во время пения. Когда Вы поставите голос на опору, а также найдете необходимое положение при пении – проблема с задиранием гортани пропадет сама собой. А если все время следить за гортанью, то можно наработать себе только зажимы – ничего хорошего.

Как расслабить гортань?

Частая проблема у новичков в области пения (да и не только у новичков) – это зажатая, не расслабленная гортань. Существуют некоторые упражнения для расслабления гортани.

  1. Зевок. Это очень простое упражнение и, в то же время, очень эффективное. Просто позевайте несколько раз перед пением или во время пения, и Вы почувствуете, как напряжение в гортани начинает спадать. Можете сопровождать выдох от зевка громким звуком – это поможет расслабить голос и убрать зажимы.
  2. Мычание. С закрытым ртом пропевайте звук “М” на любой удобной высоте. Гортань при этом расслабленна, не пытайтесь ее опустить или поднять. При таком расслабленном мычании у Вас может появиться щекотание в носу и в области передних зубов – это нормально, так и должно быть: значит, правильно работают резонаторы.
  3. Пойте так, как говорите. Чтобы не напрягать гортань при пении, попробуйте петь так, как говорите. В качестве упражнения возьмите любое слово, например, “тарелка”, и просто говорите это слово, при этом растягивая гласные звуки, типа так: та-реэээээээл-ка (об этом мы уже говорили в уроке “Голосовой зажим. Освобождение голоса”). Это нужно делать, конечно, расслабленно, на удобной Вам Высоте. Поймайте это ощущение расслабленности, а потом перенесите его на пение.

Заключение

Выполняйте советы и рекомендации из статьи, ищите ощущения расслабленности, запоминайте их – и вспоминайте при пении.

Пожалуйста, не насилуйте свою гортань и не пытайтесь излишне занизить гортань при пении. Когда Вы наберетесь опыта, а также научитесь петь на опоре, гортань сама встанет туда, куда ей надо (у каждого может встать по высоте по-разному, потому как у всех разный голос). Удачи!

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Источник

Студопедия

Читайте также:  Першение и отек гортани

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение гортани во время пения. Низкая и высокая вокальная форманты.

Гортань — это орган, где возни­кает исходный звук певческого голоса, несущий с собой основные певческие качества: высоту, силу, начальный тембр, металличность, вибрато. Поэтому работа гортани в пении, скоординиро­ванная с дыханием и артикуляцией, имеет первостепенное значе­ние.

Различают два механизма деятельности гортани в пении: сме­щение гортани в целом под воздействием прикрепляющихся к ней снаружи мышц и работу внутренних мышц гортани, участвующих в функции голосовых складок. Эти два механизма прямо не связаны между собой. Низкое или высокое положение гортани возможно при различном характере работы голосовой щели. Положение гор­тани в пении оказывает влияние на функцию голосовой щели не столько непосредственно через мышцы, сколько опосредованно, через изменение акустических и аэродинамических свойств ротоглоточных полостей, которые меняют свою форму и объем в зави­симости от смещения гортани.

Смещение гортани всегда приводит к изме­нению тембра певческого звука.

Как показывает исполнительская практика профессиональных певцов, гортань в процессе пения обычно устанавливается в одном специально найденном певческом положении и в основном остается в этом состоянии на протяжении всего пения, выбиваясь из не­го только на согласных. В истории вокального искусства отмечены как случаи высокого ее стояния, что бывает сравнительно редко, так и низкого, весьма распространенного. Уже говорилось, что движения гортани хорошо заметны только у мужчин, так как у них ясно выступает кадык. У женщин с их мягкими контурами шеи и невыступающим тупым углом щитовидного хряща эти движения, как правило, почти незаметны. Их можно уловить только на ощупь. Таким образом, визуальные наблюдения основывались на мужских голосах, причем было установлено, что большинство певцов гортань в пении понижали или оставляли на уровне положения покоя. На этом основании одни певцы и педагоги считают необходимым активно удерживать ее в низком или покойном положении, другие же (и их немало) считают невозмож­ным фиксацию гортани, отстаивая свободу и непринужденность ее положения.

Особое певческое положение гортани — ее певчес­кая установка, при отличном качестве звучания голоса — не оди­накова для всех певцов. Из этого следует, что профессиональное качество звучания голоса определяется не единой для всех певчес­кой установкой гортани, а наоборот, различными, всегда индиви­дуальными уровнями положения гортани .

Эта характерная для данного певца певческая установка горта­ни может быть ниже положения покоя, может совпадать с ним и может быть выше его. Очевидно, имеются какие-то причины, за­ставляющие гортань занимать у одних повышенное, у других по­ниженное положение. Возможно, певческая установка гортани связана с типом голоса. Все исследованные нами басы и баритоны гортань всегда опускали, а все лирические и колоратурные сопрано ее либо поднимали, либо оставляли на уровне положения покоя. У меццо-сопрано, драматических сопрано и теноров такого единообразия не наблюдалось.

Наиболее распространена точка зрения, которая видит зависи­мость положения гортани в пении и манеры обучения. Такую за­висимость, конечно, нельзя отрицать. Действительно, можно соот­ветствующими приемами приучить гортань оставаться на речевой установке (по принципу “пой как говоришь”), опускать ее (например, приемом “зевка”) или приподнимать. Однако, как по­казывают наши данные, да и другие факты, ученик не достигает профессионального звучания, если ему прививать чуждое для его голосового аппарата положение гортани в пении.

Из практики известно, что попытка петь на не свойственном для данного человека положении гортани ведет к деградации голо­са. Так было, например, с одной из наших известных певиц: в пе­риод обучения педагог пытался заставить ее опускать гортань во время пения. В результате пение затруднилось, начал изменяться к худшему тембр, ей стало тяжело брать звуки верхнего регистра, крайние звуки диапазона пропали. Пришлось отойти от этого при­ема, перестать вмешиваться в положение гортани; прежняя лег­кость звукообразования, лучшие качества тембра и предельные верхние звуки возвратились. Этот случай показывает, что насилие над природой вредно для развития вокальных данных, что педаго­гическое воздействие должно быть гибким. Прежде всего педагог должен заниматься поисками наилучших качеств звучания.

Что же наиболее кардинально меняется при изменении поло­жения гортани? Меняются только размеры и форма ротоглоточного канала. При повышении гортани канал укорачивается и, следовательно, объем полостей уменьшается, а при опускании — увеличивается в достаточно больших пределах.

Рис. 4. Положение гортани (голосовых складок) у профессио­нальных певцов по отношению к шейным позвонкам, обозна­ченным цифрами 4, 5, 6, 7. Каждая полоска соответствует голо­совым складкам одного из обследованных певцов. Слева (А) — уровень покойного положения, справа (Б) — уровень в пении у тех же певцов. Полоски, подчеркнутые черной линией внизу, условно обозначают драматический, более низкий характер го­лоса. Видно, что если в покое гортани певцов располагаются в области от середины пятого до нижнего края шестого позвонка, причем у женщин несколько выше, чем у мужчин, То в пении диапазон их смещений велик и простирается от середины чет­вертого до нижнего края седьмого позвонков. Все басы и бари­тоны опустили гортань в пении, все легкие сопрано ее подняли или оставили на месте. У теноров и меццо-сопрано наблюда­ется разнобой в положении гортани.

Читайте также:  Гнойные мешки в гортани

Гортань представляет собой орган, отличающийся большой подвижностью. Она может высоко подниматься, как, например, при глотании; при глубоком зевке она сильно опускается вниз. Эти Движения производят мышцы, прикрепляющиеся к гортани и подъязычной кости, идущие от них вверх, к нижней челюсти и ос­нованию черепа, и вниз — к костям верхнего плечевого пояса. Кроме движений вверх и вниз, гортань может наклоняться вперед. Поднимаясь, она обычно целиком несколько подается вперед, вме­сте с подъязычной костью, которая, сильно отходя кпереди, как бы надевается на гортань сверху.

Как показали исследования, диапазон певческих смещений гортани достигает 7—8 см, т. е. каждый певец с помощью опреде­ленных приемов может опустить или поднять ее на 3,5—4 см от положения покоя. Таким образом, ротоглоточный канал может быть укорочен на 3,5—4 см или, в зависимости от манеры, приема, которым пользуется певец в пении, удлинен на такую же примерно величину.

Далее приведены сравнительные величины средних длин голосовых складок у разных типов голосов и данные о типовых длинах надставных трубок в пении профессиональных певцов. В этой таблице закономерность выявлена достаточно отчётливо: чем короче голосовые складки, тем короче надставная трубка. Очевидно, это соотношение между длиной голосовых мышц и надставных трубок в пении создаёт наилучшие условия для выявления голосовых данных певца.

Таблица длин голосовых складок и длин надставных трубок в пении в сантиметрах

Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3595; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник

При пении, а так же при разговоре на тембр голоса , на его окраску влияет положение подвижных
механизмов вокального тракта: гортани, языка, мягкого неба, губ, положение челюсти… В данной статье хочу поговорить о положении гортани, так как ее положение является очень важным при пении и оказывает большое влияние на качество звука.

Гортань поднимается на высоких нотах и опускается на низких. Ее положение сильнее всего влияет на наш тембр голоса. Если, например, гортань немного приподнять, то звук становится легче,
светлее. Часто вокальные педагоги просят сделать звук светлее и, если у студента это
не получается, винят самого студента – это уже к вопросу того, что не все образы действуют на всех одинаково. Куда проще было бы сказать “Приподними немного гортань!”, и всего.

Если, в свою очередь, гортань приопустить, то звук становится глубже, темнее. Когда мы производим высокую ноту, гортань всегда поднимается , это физиология. Но мы можем немного корректировать положение гортани: немного приподнять от высокого или немного опустить, в зависимости от того, какое качество звука нам требуется в данный момент. Если это, предположим, народный звук, светлый – то гортань следует приподнять, если классический, то
приопустить. Но в любом случаи для достижения высокой ноты она поднимается, она не может оставаться в речевой позиции, на месте.

Когда студенты не могут спеть высокую ноту, испытывают дискомфорт, по мимо зажима часто встречается проблема не достаточно поднятой гортани. Если на высокой ноте вы нарочно пытаетесь опустить гортань, вы мешаете естественному процессу и можете получить вокальные травмы. Именно по этому опере, где требуется пониженная гортань для притемненного
объемного звука обучаются долго и тяжело. Но даже в опере многие певцы слишком буквально
относятся к выражению “пониженная гортань” и тем самым создают себе проблемы.

Прежде чем манипулировать положением гортани, следует научиться петь естественно, позволить
гортани двигаться естественно от низких до высоких нот, узнать свой диапазон, изучить свой голос, научиться контролировать его. И только после этого можно корректировать ее положение на той или иной ноте.

Движение гортани не должно быть большим, понижение не означает, что мы опускаем гортань до пола и при повышении так же не делаем его чрезмерно сильно . Я говорю сейчас о тех, у кого гортань не занижена или не завышена в силу многолетней привычки так петь или разговаривать. В этом случаи следует сначала найти ее нейтральное положение.

Часто при обучении вокалу просят зевнуть. Зевок придает звуку объем, но и понижает гортань. При этом звук становится темным. Приподнятая гортань делает звук светлее, легче. При этом как правило язык находится высоко.

Для тренировки положений гортани и выработки мышечной памяти существуют специальные упражнения.
Из-за того, что исполнители не умеют контролировать состояние гортани, некоторые
стили пения для них становятся не доступными и даже опасными.
Например, в рок-вокале гортань находится в среднем и повышенном положении.

Читайте также:  Болезнь гортани мкб 10

Если вы хотите обрести вокальную свободу, петь в любых музыкальных стилях не испытывая дискомфорта, а так же заботитесь о своем вокальном здоровье, то данную тему обойти и не затронуть просто не возможно!
Желаю всем свободного пения!

Источник

Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano

Дыхание при пении в разных регистрах. Для грудного регистра является характерным значительная амплитуда дыхательных движений и использование большого количества воздуха во время пения; в то время как при головном регистре амплитуда дыхательных движений невелика и используется гораздо меньше воздуха, хотя и здесь могут быть индивидуальные особенности.

Значение трахеи и бронхов, как резонаторов. При пении в головном регистре необходимым является участие трахеи и бронхов, однако, это участие, как правило, гораздо меньшее, чем при пении в грудном регистре.

Роль легких в резонаторной функции. Легкие играют роль заглушающей системы для тонов высокой частоты, т.е. прежде всего тонов головного регистра.

Характер колебаний голосовых связок. При грудном регистре колебание голосовых связок бывает полным, т.е. колебаниям подвергаются голосовые связки в целом. При головном регистре колеблются исключительно лишь их края.

Объем резонаторных полостей гортани. Объём резонаторных полостей при грудном регистре увеличивается, при головном регистре уменьшается. Доказательством этому явлению служат рентгеновские и томографические снимки.

Положение гортани. При грудном регистре гортань обычно располагается низко, при головном регистре — высоко. Однако такое положение гортани не является правилом и зависит оно от индивидуальных особенностей строения голосового аппарата, а также от техники пения.

дыхание при пении

Влияние наружных мышц гортани. Грудинно-щитовидная и перстне-щитовидные мышцы составляют тесно связанную мышечную систему, от которой зависит функция внутренних мышц гортани. При грудном регистре отмечается преобладание напряжения грудинно-щитовидных мышц, а при головном регистре превалирует функция нерстне-щитовидных мышц.

Резонанс и усиление гармонических тонов. При грудном регистре преобладают низке форманты, которые придают голосу „тёмную” окраску. В то время, как при головном регистре отмечается большое количество формантов с большой частотой колебаний, придающих голосу „светлую” окраску.

Участие надсвязочных пространств (надставной трубы) в резонаторной функции. Резонаторы надсвязочного пространства должны брать участие в формировании голоса, как с грудным, так и с головным регистром. Как низкие голоса (бас, баритон, альт, меццосопрано), так и высокие должны содержать отзвуки, возникающие в надставной трубе, только в низких голосах содержание этих отзвуков значительно меньшее, чем в высоких. Резонаторы определяют тембр звучания гласных.

Между регистрами имеется определенное равновесие в том случае, если голосовой аппарат обладает способностью быстро трансформироваться в соответствии с описанными выше функциями. Способность голосового аппарата быстро изменять свою форму и соответственно функцию отдельных его частей является условием определенного равновесия между регистрами. Динамичность голосового аппарата может быть врожденной или приобретенной, т.е. выработанной в течение долголетней практики.

При исследовании процессов, лежащих в основе высшей нервной деятельности, Павлов обращал внимание не только на силу и взаимное равновесие, но также и на их динамичность. Его наблюдения над условно-рефлекторной деятельностью показали, что в одних случаях у животных отмечается должная динамичность процессов в коре головного мозга, в то время как в других случаях имеет место некоторая их замедленность. Наблюдения Павлова можно применить также к человеку, в частности при разборе вопроса о голосообразовании и восстановлении голоса после различного рода нарушений.

С вопросом регистров тесно связана их зависимость от напряжения голоса (forte, piano). Правильный звук грудного регистра при затихании должен обладать способностью перехода в звук головного регистра, который с самого начала должен быть составной частью каждого звука. От этого зависит качество звука и способность оперирования crescendo и diminuendo при каждой степени напряжения.

Если при звукообразовании преобладает грудной резонатор, голос становится чрезмерно глубоким, выходящим как-будто бы из бездонной пропасти, если же преобладают головные резонаторы, голос звучит резко, пронзительно, неприятно для слуха.

– Также рекомендуем “Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии”

Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:

  1. Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
  2. Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
  3. Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
  4. Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
  5. Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
  6. Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
  7. Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
  8. Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
  9. Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
  10. Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов

Источник