После ввода прикорма рвота

После ввода прикорма рвота thumbnail

Когда вводить прикорм?

Когда вводить прикорм?

Почему-то именно этот вопрос становится камнем преткновения во введении прикормов чаще всего. Опытные бабушки и прабабушки вспоминают то время, когда с месяца кормили детей творогом («и ничего, все выросли») и соками, а с 5 месяцев − наваристым супом, и они никогда не давали своим чадам никаких «химических баночек» и разводных порошковых каш. 

Участковый педиатр, наоборот, советует купить питание в баночках-коробочках и начать введение прикорма с 5 месяцев. На самой баночке написано, что ее можно дать грудничку в 4 месяца. А Всемирная Организация Здравоохранения настойчиво твердит о том, что до полугода не надо давать детям никаких прикормов, а сделать упор на грудном вскармливании по требованию.

Конечно, в такой ситуации сложно не запутаться. Кого же слушать? 

Мы советуем в первую очередь обращать внимание на рекомендации участкового педиатра, наблюдающего за малышом. Он знает его особенности, темпы его развития, сопутствующие проблемы и индивидуальные потребности в каждом конкретном возрасте. Одному ребенку, и правда, можно подождать до 6 месяцев, а другому – начать прикорм стоит на полтора месяца раньше, чем ему исполнится полгода. Универсальной рекомендации для всех детей в этом вопросе нет.

Действительно, согласно рекомендациям Американской академии педиатрии и ВОЗ, считается, что малыш до полугода не нуждается ни в какой иной пище, отличной от материнского молока или его заменителей. 

Детские врачи нашей страны в вопросах организации питания малыша ориентируются на национальную программу оптимизации вскармливания детей первого года жизни в России, которая была утверждена на XVI Съезде педиатров России в 2009 году.

Каких же правил придерживаются наши детские врачи? Вне зависимости от той особенности, кормится ли грудничок маминым молоком, либо смесью, прикорм рекомендуется вводить в промежутке от 17 до 26 недель жизни (проще говоря, в возрасте от 4 месяцев до полугода). С чем это связано?

  • Пищеварительный тракт малыша младше четырехмесячного возраста еще «не созрел» к принятию новой еды помимо маминого молока или смеси.
  • Затягивание данного события (если начать после полугода) грозит возникновением у ребенка выраженной нехватки питательных ингредиентов, а также может привести к тому, что он с запозданием научится жевать.

Таким образом, сроки введения прикормов устанавливаются индивидуально, поэтому обязательно стоит проконсультироваться по этому вопросу с педиатром. У здоровых детей предпочтительный срок введения прикорма составляет 5 месяцев.

Факт!

Доказано, что затягивание с введением прикормов до 9 месяцев находится в прямой зависимости с проблемами в питании к школьному возрасту. Они не любят овощи и фрукты, столь богатые витаминами и микроэлементами, что негативно сказывается на их дальнейшем росте и развитии.

Выделяют еще некоторые критерии того, что ребенок готов к тому, чтобы принимать новую пищу. Что к ним относится?

  • Малыш устойчиво держит головку в вертикальном положении;
  • Кроха пытается сидеть, пусть даже с поддержкой;
  • Он тянет в рот игрушки и свои ручки;
  • Ребенок проявляет интерес к еде, наклоняется к пище, которую ест взрослый, тянется к ней.

Много вопросов возникает относительно того, когда стоит начать вводить прикорм детям из группы риска по развитию пищевой аллергии. Долго время считалось, что не надо торопиться, чтобы снизить риск возникновения у них негативных реакций.

Это интересно!

Многочисленные исследования показали, что у грудных детей (и у здоровых, и у аллергиков) есть «окно толерантности», когда новые продукты усваиваются хорошо и лучше переносятся. Это «окно» попадает на срок от 4 до 6 месяцев. Именно в эти сроки рекомендуется начать введение прикормов у малышей-аллергиков (или имеющих отягощенный анамнез по аллергии).

Источник

Чем вызывается рвота у грудничка?

Рвота у грудничка может быть связана с разными причинами. Часто повышенная температура вызывает тошноту, а затем и рвоту. Безусловно, такой рвотный рефлекс является следствием основного заболевания, но считается самостоятельной болезнью.

Также рвота у грудничка может быть однократной, хотя и обильной. Если ребенок после того, как рвота закончилась, чувствует себя хорошо, то скорее всего это был рефлекторный случай, возможно от переедания. То есть, по сути, было обильное срыгивание. Если же малыш беспокойный, плаксивый или наоборот затихает, становится вялым, нужно обратиться за медицинской помощью. Следует обратить внимание, что частая рвота, которая повторяется регулярно в первый месяц жизни новорожденного – это тревожный сигнал, свидетельствующий о нарушениях в работе пищеварительной системы. Состояние ребенка должно постоянно контролироваться врачом, порой такого малыша помещают в стационар.

Рвота у грудничка может быть связана с рефлекторным удалением лекарственного вещества. Если ребенок по каким-то причинам принимает медикаменты, особенно горького вкуса, у него возникает естественное желание, безусловно, неосознанное, удалить горечь из организма. Поскольку рефлексы малышей работают хорошо и активно, рвота – это единственный способ избавиться от неприятного раздражающего фактора.

Кроме того перекармливание, как материнским молоком, так и смесями, является частой причиной рвотного рефлекса у ребенка. Эту причину нужно отследить с помощью дневника питания малыша, и устранить при первой же возможности.

Кроме вышеперечисленных, причиной рвоты может стать смена рациона питания. Это может быть замена смеси, смена рациона питания матери при условии грудного вскармливания. Следует обратить внимание на состав и сроки годности молочных смесей при искусственном вскармливании. Когда ребенок начинает получать прикорм, нововведения также могут сопровождаться рвотным рефлексом. Рвота у грудничка в таких ситуация объясняется воспалительным процессом слизистой оболочки пищеварительного тракта. Так желудочно-кишечная система реагирует на непривычнее для нее вещества. Эту причину мать может устранить самостоятельно, отрегулировав порции прикорма – они должны быть очень небольшими и увеличиваться постепенно.

Более серьезными причинами являются функциональные расстройства системы пищеварения, которые имеются в организме, независимо от приема пищи. Речь идет о гастрите и других воспалительных процессах ЖКТ. В этих случаях рвота у грудничка сопровождается расстройством стула, такие симптомы требуют обращения за медицинской помощью.

К счастью, редко, но все же случаются отравления, когда малыш получает несвежие продукты или недостаточно обработанные в гигиеническом смысле. Общее расстройство пищеварения является защитной функцией маленького организма, который с помощью рвоты и жидкого стула стремится очиститься от токсинов.

Более серьезные патологии, при которых возможна рвота у грудничка, как правило, выясняются внимательным, грамотным педиатром, который сделает все, чтобы не допустить обострения заболевания.

Рвота у грудничка, конечно, явление неприятное и порой тревожное. Однако, при соблюдении правил питания, санитарно-гигиенических норм, регулярном посещении или осмотре педиатра, такое проявления рефлекторной системы организма ребенка является всего лишь временным.

Читайте также:  Болит живот при месячных тошнота и рвота

Источник

Введение прикорма — важная и неотъемлемая часть процесса питания ребенка. У новоиспеченных родителей неизбежно возникает множество вопросов о прикорме: когда вводить, что вводить, как вводить и т. д. В статье мы попробуем ответить на самые частые вопросы, касающиеся данной темы.

С какого возраста начинать вводить прикорм?

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует вводить прикорм детям в возрасте 6 месяцев.

Можно ли начинать прикорм раньше 6 месяцев?

Так как все дети развиваются с разной скоростью, есть дети, готовые к введению прикорма и в более раннем возрасте. При наличии признаков готовности к введению прикорма, его можно вводить детям старше 4 месяцев. Ребенок готов к прикорму, если:

  • проявляет пищевой интерес (с интересом смотрит на родителей, когда они едят, тянет руки к еде и столовым приборам)
  • уверенно держит голову, сидит с поддержкой
  • открывает рот, когда ему подносят ложку с пищей, не выталкивает пищу языком

А если ребенок на искусственном вскармливании?

Рекомендуемое время введения прикорма одинаково для детей, как на грудном, так и на искусственном вскармливании.

Нужно ли продолжать кормить грудью после введения прикорма?

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует продолжать грудное вскармливание до наступления 2 лет и более. Американская академия педиатрии — до 1 года и более.

Как начать прикорм?

Начните с половины чайной ложки или даже меньше. При этом разговаривайте с ребенком во время кормления («попробуй, посмотри, как это вкусно» и т. п.). Вначале ребенок не понимает, что ему нужно делать. Он может сморщиться или вовсе отказаться участвовать в этом процессе. В таком случае можно предложить ребенку грудь или молочную смесь, после чего снова попробовать дать половину ложки прикорма, затем опять грудь или смесь. При первом прикорме наибольшая часть пищи, скорее всего, окажется на лице и ручках малыша. Нужно быть к этому готовым и не нервничать, если подобное произойдет.

Отметим, при введении прикорма не рекомендуется заставлять ребенка кушать, если он отворачивается от еды или плачет. Процесс введения прикорма — постепенный, и если сегодня не получилось, может получиться завтра.

Как лучше всего принимать пищу?

Дети намного лучше кушают вместе со всей семьей, чем когда их кормят отдельно. Регулярный совместный семейный прием пищи положительно влияет на развитие детей. Предлагайте ребенку разнообразную здоровую пищу. Что касается объема пищи — позвольте малышу самостоятельно решать, сколько еды он будет съедать за один раз.

В каком виде давать прикорм?

Детям младше 8 месяцев прикорм обычно дается в виде пюре. С 8 до 10 месяцев достаточно размять пищу вилкой. А детям старше 10 месяцев можно нарезать пищу тонкими полосками.

Какой вид прикорма лучше выбрать для первого раза?

На самом деле, не имеет никакого значения, с чего именно будет начат прикорм. Традиционно сначала вводится каша, затем овощи, фрукты и в последнюю очередь мясо. На практике можно следовать этой схеме, а можно выбрать любую другую последовательность.

Если начать прикорм с фруктов, вдруг ребенок потом не будет есть овощи?

Зачастую педиатры рекомендуют вводить овощи до введения фруктов, так как после того, как ребенок попробует фрукты, не захочет есть овощи. На самом деле, такие предположения ничем не обоснованы. Практические все дети любят сладкое, и порядок введения прикорма не сможет этого изменить.

Разве можно начинать прикорм с мяса?

Да, можно. Особенно мясо полезно детям, питающимся исключительно грудным молоком. Мясо содержит большое количество важных для ребенка элементов — железо и цинк.

С какой каши лучше начать?

Практически с любой — гречневой, рисовой, кукурузной, овсяной и т. д. Лучше остановить выбор на кашах, обогащенных железом.

Можно ли давать манную кашу?

В манной каше содержится огромное количество углеводов при малом содержании клетчатки и витаминов. Давать ее можно, но никакой необходимости в её употреблении нет.

Когда можно вводить следующий вид прикорма?

Постепенно увеличивайте объем прикорма и при хорошей его переносимости, начинайте вводить следующий вид прикорма через 3-4 дня. Новый прикорм можно давать вместе с уже введенным. Вводите по одному прикорму за раз.

Когда вводить рыбу, яйца, орехи, ягоды, цитрусовые и бобовые?

Эти виды пищи несколько чаще (в сравнении с другими) вызывают аллергические реакции у детей. Однако нет никакой необходимости откладывать введение этих продуктов на поздние сроки. Результаты исследований показывают, что раннее введение этих продуктов может снизить риск развития аллергии у детей.

Как понять, что у ребенка возникла пищевая аллергия?

Пищевую аллергию можно заподозрить по следующим симптомам: рвота, понос, появление крови в кале, сыпь после введения прикорма. При возникновении данных симптомов необходимо показать ребенка врачу.

В каком виде давать орехи?

Орехи можно давать в виде порошка или пасты. Можно добавлять их, например, в кашу.

Не слишком ли много всего для прикорма?

Примерно спустя пару месяцев после начала введения прикорма желательно, чтобы рацион ребенка включал пищу с разнообразными вкусами, запахами и текстурами: каши, овощи, фрукты, мясо, яйца, рыбу, творог и т. д.

Можно ли детям мёд?

Детям до года давать мёд не рекомендуется, так как он может содержать споры опасных для младенцев бактерий, которые способны вызвать заболевание ботулизм.

Какие произойдут изменения после введения прикорма?

После введения прикорма стул ребенка обычно становится более плотным, может изменить свой цвет и приобрести более выраженный запах. Зеленые овощи и горох могут окрашивать стул в зеленоватый цвет, а свекла — в красный. Если в стуле появятся кусочки непереваренной пищи — это нормально и не является поводом для беспокойства.

Нужно ли давать детям сок?

В первый год жизни употребление сока не рекомендуется. Детям старшего возраста можно давать 100% сок в объеме не более 120 мл в день. Однако никакой необходимости в этом нет.

Источник

В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.

В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.

Читайте также:  От щенка пахнет рвотой

Шаги прикорма:

1 шаг – каша или пюре из надземных овощей

2 шаг – пюре из подземных овощей или каша

3 шаг – мясное пюре

4 шаг – масло растительное

5 шаг – кисломолочный продукт

6 шаг – сливочное масло

7 шаг – творог

8 шаг – желток яйца

9 шаг – рыбное пюре

10 шаг – фруктовое пюре

11 шаг – хлебобулочные изделия

Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.

Признаки готовности к введению первого прикорма:

  • возраст 4 месяца и старше, но оптимально с 6 месяцев
  • прибавка веса за месяц менее 500 грамм
  • проявление интереса ребёнка к другой пище, кроме грудного молока/молочной смеси
  • отсутствие выталкивания ложки языком
  • резкое увеличение двигательной активности
  • стабильное требование еды в одни и те же часы хотя бы раз в день

Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.

После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.

Основания для первого прикорма кашей:

  • небольшие прибавки веса
  • частые срыгивания
  • частый стул
  • беспокойный сон

Основания для первого прикорма овощами:

  • большие прибавки веса
  • редкий стул

Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.

После выбора типа продукта определяем вид и форму.

Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси

Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное

Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.

Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: “коробкам” и “банкам” с указаниями “гипоаллергенно” и/или “для первого прикорма”. Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.

Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.

Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.

Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.

В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.

На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.

1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32 – 64 …

При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:

1) количество срыгиваний

2) наличие изменений кожи – сыпь и/или покраснения

3) частота стула

4) вид кала

5) поведение

При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.

При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.

Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.

Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.

Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.

Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.

Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.

Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).

Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.

Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).

Количество увеличиваем очень медленно – по 1-2 ложки в день.

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 …

Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.

И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.

Читайте также:  Сильная рвота при язве

Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.

Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.

С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.

С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.

Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.

Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.

Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.

Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.

Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.

Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.

На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.

Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.

Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.

Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.

Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.

1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32 …

Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.

Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.

На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.

На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.

Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.

Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.

На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.

Ребенок питается по режиму

завтрак: молочная каша+масло+компот

2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир

обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот

полдник: фрукты и творог+сушка/печенье

ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты

Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.

Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.

Часть статей о здоровье новорожденных, грудном вскармливании, родах, размещены на специальном портале Медицинского центра «XXI век» посвященном материнству: https://www.mc21.ru/mama/

Источник