Помощь при рвоте манипуляция
1.Подготовка
к манипуляции.
1. Объяснить
пациенту необходимость, ход манипуляции,
а также возможность появления тошноты,
позывов на рвоту, которую можно
подавить, если глубоко дышать через
нос; постараться не сдавливать просвет
зонда зубами и не выдергивать его.
2.Провести
психологическую подготовку пациента.
3.Уточнить у
пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры, получить его
согласие.
4.Приготовить
все необходимое оснащение.
5.Надеть на себя
фартук.
6.Вымыть руки.
Надеть перчатки.
7.Усадить пациента
на стул, слегка наклонить его голову
назад.
8.Надеть пациенту
фартук.
9.У ног пациента
поставить таз для промывных вод.
10.Определить
расстояние, на которое необходимо
ввести зонд (рост минус сто, или от
губ до мочки уха и вниз по передней
брюшной стенке, так, чтобы последнее
отверстие зонда было ниже мечевидного
отростка), сделать отметку.
11.Надеть очки
или щиток.
12.0бъяснить
пациенту, что во время введения зонда
надо дышать носом, делать глотательные
движения, нельзя зонд сдавливать
зубами, выдергивать.
13.Смазать слепой
конец зонда стерильным вазелиновым
маслом или глицерином.
14.Взять систему
для промывания, стать справа от
пациента и предложить ему открыть
рот.
15.Положить слепой
конец зонда на корень языка и попросить
пациента сделать глотательные
движения, продвигая в это время зонд.
Примечание:
1.Если во время
продвижения зонда у пациента возникает
кашель, затруднение дыхания, лицо
синеет, то немедленно извлеките зонд
назад (зонд попал в трахею или гортань),
затем повторно введите зонд.
2.Если при
введении зонда у пациента возникают
позывы на рвоту, введение прекратите,
предложите ему сделать несколько
глубоких вдохов носом, а затем
продолжите введение.
16.Введите зонд
до установленной отметки.
17.Присоединить
к зонду воронку и опустить ее ниже
уровня желудка (до уровня колен
пациента), немного наклонив ее.
II.
Выполнение манипуляции.
18.Налить воду в
воронку (0,5 – 1,0 л).
19.Медленно
поднять воронку выше желудка пациента,
следя за уровнем воды в воронке. Как
только вода достигнет устья воронки,
быстро опустить ее ниже колен пациента.
Вода с содержимым желудка обратно
поступит в воронку. Проследить, чтобы
количество выведенной жидкости было
равно количеству введенной.
Примечание:
нельзя допустить
попадания воздуха в систему!
20.Опустить
воронку над тазиком и слить ее
содержимое.
Примечание:
если содержимое
желудка необходимо исследовать, то
первую порцию промывных вод собрать
в стерильную маркированную банку с
крышкой, оформить направление и
передать в лабораторию через кого-либо
(помощника).
21.Процедуру
промывания (18 -20 пункты) повторить до
получения чистых промывных вод
(используя 10-12 л воды).
Примечание:Во время промывания
постоянно необходимо осматривать
промывные воды и следить за состоянием
пациента!
При появлении
в них прожилок крови промывание
прекратить и срочно вызвать врача!
III.
Окончание манипуляции.
22. После окончания
промывания отсоединить воронку и
поместить ее в дезраствор.
23. Опустить зонд
над тазом до полного стока остатков
жидкости.
24. Осторожно
извлечь зонд из желудка и поместить
в емкость с дезраствором.
25. Дать пациенту
прополоскать рот, обтереть кожу вокруг
рта салфеткой.
26. Снять с пациента
фартук поместить его в дезраствор.
27. Провести
дезинфекцию промывных вод.
28. Обеспечить
пациенту психический и физический
покой.
29. Снять щиток,
фартук и перчатки, поместить их в
емкости с дезраствором.
30. Вымыть и
осушить руки.
31.Сделать отметку
в медицинской документации о проделанной
манипуляции.
Обеспечение
права пациента на информацию.
Эффективность
проведения манипуляции.
Эффективность
проведения манипуляции.
Обеспечение
осознанного участия пациента в
совместной работе.
Эффективность
проведения манипуляции.
Инфекционная
безопасность.
Инфекционная
безопасность.
Обеспечение
введения зонда.
Инфекционная
безопасность.
Эффективность
манипуляции.
Инфекционная
безопасность.
Инфекционная
безопасность.
Эффективность
манипуляции.
Обеспечение
лучшего прохождения зонда в желудок.
Эффективность
проведения манипуляции.
Эффективность
проведения манипуляции, во время
глотания надгортанник закрывает
вход в трахею и одновременно открывает
вход в пищевод.
Для эффективности
процедуры.
Эффективность
манипуляции.
С целью промывания
желудка.
Методика основана
на законе сообщающихся сосудов.
С целью выявления
отравляющего вещества.
Эффективность
проведения
манипуляции.
Профилактика
ВБИ.
Профилактика
ВБИ.
Личная гигиена
пациента.
Профилактика
ВБИ.
Профилактика
ВБИ.
Создание
комфортного пребывания в палате.
Профилактика
ВБИ.
Устранение
химического воздействия талька
на кожу.
Обеспечение
преемственности в работе медперсонала.
Источник
1.Подготовка
к манипуляции.
1. Объяснить
пациенту необходимость, ход манипуляции,
а также возможность появления тошноты,
позывов на рвоту, которую можно
подавить, если глубоко дышать через
нос; постараться не сдавливать просвет
зонда зубами и не выдергивать его.
2.Провести
психологическую подготовку пациента.
3.Уточнить у
пациента понимание цели и хода
предстоящей процедуры, получить его
согласие.
4.Приготовить
все необходимое оснащение.
5.Надеть на себя
фартук.
6.Вымыть руки.
Надеть перчатки.
7.Усадить пациента
на стул, слегка наклонить его голову
назад.
8.Надеть пациенту
фартук.
9.У ног пациента
поставить таз для промывных вод.
10.Определить
расстояние, на которое необходимо
ввести зонд (рост минус сто, или от
губ до мочки уха и вниз по передней
брюшной стенке, так, чтобы последнее
отверстие зонда было ниже мечевидного
отростка), сделать отметку.
11.Надеть очки
или щиток.
12.0бъяснить
пациенту, что во время введения зонда
надо дышать носом, делать глотательные
движения, нельзя зонд сдавливать
зубами, выдергивать.
13.Смазать слепой
конец зонда стерильным вазелиновым
маслом или глицерином.
14.Взять систему
для промывания, стать справа от
пациента и предложить ему открыть
рот.
15.Положить слепой
конец зонда на корень языка и попросить
пациента сделать глотательные
движения, продвигая в это время зонд.
Примечание:
1.Если во время
продвижения зонда у пациента возникает
кашель, затруднение дыхания, лицо
синеет, то немедленно извлеките зонд
назад (зонд попал в трахею или гортань),
затем повторно введите зонд.
2.Если при
введении зонда у пациента возникают
позывы на рвоту, введение прекратите,
предложите ему сделать несколько
глубоких вдохов носом, а затем
продолжите введение.
16.Введите зонд
до установленной отметки.
17.Присоединить
к зонду воронку и опустить ее ниже
уровня желудка (до уровня колен
пациента), немного наклонив ее.
II.
Выполнение манипуляции.
18.Налить воду в
воронку (0,5 – 1,0 л).
19.Медленно
поднять воронку выше желудка пациента,
следя за уровнем воды в воронке. Как
только вода достигнет устья воронки,
быстро опустить ее ниже колен пациента.
Вода с содержимым желудка обратно
поступит в воронку. Проследить, чтобы
количество выведенной жидкости было
равно количеству введенной.
Примечание:
нельзя допустить
попадания воздуха в систему!
20.Опустить
воронку над тазиком и слить ее
содержимое.
Примечание:
если содержимое
желудка необходимо исследовать, то
первую порцию промывных вод собрать
в стерильную маркированную банку с
крышкой, оформить направление и
передать в лабораторию через кого-либо
(помощника).
21.Процедуру
промывания (18 -20 пункты) повторить до
получения чистых промывных вод
(используя 10-12 л воды).
Примечание:Во время промывания
постоянно необходимо осматривать
промывные воды и следить за состоянием
пациента!
При появлении
в них прожилок крови промывание
прекратить и срочно вызвать врача!
III.
Окончание манипуляции.
22. После окончания
промывания отсоединить воронку и
поместить ее в дезраствор.
23. Опустить зонд
над тазом до полного стока остатков
жидкости.
24. Осторожно
извлечь зонд из желудка и поместить
в емкость с дезраствором.
25. Дать пациенту
прополоскать рот, обтереть кожу вокруг
рта салфеткой.
26. Снять с пациента
фартук поместить его в дезраствор.
27. Провести
дезинфекцию промывных вод.
28. Обеспечить
пациенту психический и физический
покой.
29. Снять щиток,
фартук и перчатки, поместить их в
емкости с дезраствором.
30. Вымыть и
осушить руки.
31.Сделать отметку
в медицинской документации о проделанной
манипуляции.
Обеспечение
права пациента на информацию.
Эффективность
проведения манипуляции.
Эффективность
проведения манипуляции.
Обеспечение
осознанного участия пациента в
совместной работе.
Эффективность
проведения манипуляции.
Инфекционная
безопасность.
Инфекционная
безопасность.
Обеспечение
введения зонда.
Инфекционная
безопасность.
Эффективность
манипуляции.
Инфекционная
безопасность.
Инфекционная
безопасность.
Эффективность
манипуляции.
Обеспечение
лучшего прохождения зонда в желудок.
Эффективность
проведения манипуляции.
Эффективность
проведения манипуляции, во время
глотания надгортанник закрывает
вход в трахею и одновременно открывает
вход в пищевод.
Для эффективности
процедуры.
Эффективность
манипуляции.
С целью промывания
желудка.
Методика основана
на законе сообщающихся сосудов.
С целью выявления
отравляющего вещества.
Эффективность
проведения
манипуляции.
Профилактика
ВБИ.
Профилактика
ВБИ.
Личная гигиена
пациента.
Профилактика
ВБИ.
Профилактика
ВБИ.
Создание
комфортного пребывания в палате.
Профилактика
ВБИ.
Устранение
химического воздействия талька
на кожу.
Обеспечение
преемственности в работе медперсонала.
Источник
Этапы
Обоснование
Дозы
1.
Уложить пациента с возвышенным головным
концом, голову повернуть на бок.
•
Профилактика
аспирации рвотных масс.
2.
Расстегнуть стесняющую одежду.
•
Облегчение
экскурсии легких.
3.
Обеспечить доступ свежего воздуха.
• Облегчение
дыхания
• Исключение
неприятных запахов.
По
назначению врача промыть желудок.
• Механическое
удаление токсинов, ядов.
• Промывание
желудка в некоторых случаях может
ухудшить состояние.
5.
Ввести следующие препараты:
–
per
os
0,25% р-р новокаина;
–
внутримышечно церукал, (реглан)
или
прозерин;
–
при неукротимой рвоте – в/м аминазин.
Примечание:
каждый
последующий препарат вводить в
случае неэффективности предыдущего.
• Уменьшает
возбудимость периферического
рвотного центра.
• Нормализует
перистальтику.
• Нормализует
перистальтику.
• Уменьшает
возбудимость центрального рвотного
центра.
1
ч.л. – 1д.л. – 1 ст.л. в зависимости от
возраста
1
мг/кг (1 мл = 5 мг)
0,1
мл /год
0,1
мл /год
6.
После рвоты:
а) прополоскать
рот кипяченой водой;
б) назначить
водно-чайную паузу на 2-4 часа;
в) при
необходимости отправить рвотные массы
в лабораторию в сопровождении
направления.
• Обеспечение
гигиенического комфорта.
• Обеспечение
оральной регидратации, исключение
дополнительных провоцирующих рвоту
раздражителей.
• Определение
возможной причины возникновения
рвоты.
7.
Выяснить причину рвоты и
постараться
устранить ее.
•
Профилактика
повторного возникновения рвоты.
Цель:
проведение внутривенных струйных или
капельных вливаний.
Обязательное
условие:
проводят два человека.
Этапы
Обоснование
Подготовка
к процедуре
•Объяснить
маме цель и ход проведения процедуры,
установить доброжелательные отношения
• Психологическая
подготовка, осознанное участие в
исследовании
•Вымыть
и осушить руки, надеть перчатки
•Обеспечение
инфекционной безопасности
•
Подготовить
необходимое оснащение
•Обеспечение
четкости выполнения процедуры
•Прочитать
название лекарственного вещества
на флаконах, обработать завальцованную
крышку спиртом, вскрыть ее, обработать
резиновую пробку спиртом
•Предупреждение
ошибок и осложнений при введение
лекарственного средства
• Распечатать
упаковки с капельницей, катетером
– «бабочкой», шприцами, выложить на
стерильный лоток
•
Подготовка
к проведению процедуры
•Собрать
и заполнить систему для внутривенных
капельных вливаний однократного
применения
•Подготовка
к проведению процедуры
•Обработать
ампулу с изотоническим раствором
натрия хлорида шариком, смоченным
в спирте, надпилить, повторно обработать
спиртом и вскрыть
•
Обеспечение
инфекционной безопасности
• Набрать
в шприц 2 мл физиологического раствора
• Подсоединить
шприц к катетеру и заполнить его
•
Предупреждение
попадания воздуха в вену ребенка
(развитие воздушной эмболии)
•Зафиксировать
ребенка пеленанием:
–
одной пеленкой охватить руки ребенка
(рис. 53, а,
б)
–
нижней частью пеленки зафиксировать
ноги и завязать пеленку узлом на животе
(рис. 53,в)
–
другой пеленкой, сложенной по диагонали,
завязать узлом на уровне груди голову
ребенка удерживает медсестра-помощница
(рис. 53, г)
•Уложить
головой к себе
•Обеспечение
проведения процедуры
•Предупреждение
травм
Выполнение
процедуры
•Обработать
кожу головы двукратно двумя шариками
со спиртом в направлении от темени ко
лбу
•
Обеспечение
лучшего кровенаполнения вены
•Обработать
руки спиртом
•
Обеспечение
инфекционной безопасности
• Пережать
вену выше места пункции тампоном
(медсестра – помощница)
• Ввести
катетер – «бабочку» в три этапа (рис.
53):
– направить
иглу по току крови под острым углом к
поверхности кожи
– произвести
быстрым движением прокол на небольшую
глубину
– затем
коротким продвижением иглы вперед
проколоть вену и направить по ее
ходу
•
Способствует
лучшему набуханию и контурированию
вены
Примечание:
если
игла не находится в вене, вернуть
ее назад, не выводя из-под кожи, и
повторно пунктировать вену.
•Потянуть
за поршень шприца, соединенного с
катетером, проверить наличие крови
•
Вернуть
кровь в иглу
•Отсоединить
шприц
• Появление
крови свидетельствует о правильном
положении иглы
• Предупреждение
свертывания крови
•
Подсоединить
капельницу и отрегулировать скорость
введения лекарственного вещества
• Предупреждение
осложнений
• Обеспечение
терапевтического эффекта
• Подложить
марлевую салфетку под иглу
• Подвести
лейкопластырь под салфетку, завернуть
его концы крест-накрест на иглу и
приклеить к коже головы (рис. 55)
• Закрепить
иглу сверху еще одной полоской
лейкопластыря, не закрывая место
пункции
• Зафиксировать
крылышки иглы третьей полоской
лейкопластыря
Примечание:
если
угол иглы по отношению к изгибу
черепа велик, подложить под канюлю
иглы еще один марлевый шарик.
• Обеспечение
постоянного положения иглы в вене
• Предупреждение
непроизвольного удаления иглы
• Предупреждение
прокола вены насквозь
•
Прикрыть
стерильной салфеткой стык канюль
катетера и капельницы
• Место
возможного попадания микроорганизмов
в случае неплотного сопоставления
канюль
Завершение
процедуры
• После
окончания инфузии пережать с помощью
зажима трубку капельницы
• Шариком
со спиртом прижать место входа иглы
и удалить катетер – «бабочку» вместе
с лейкопластырем
•
Предупреждение
развития воздушной эмболии
•
Наложить
на место пункции стерильную салфетку,
сверху – давящую повязку
•
Предупреждение
кровотечения, образования гематомы
• Записать
результат
•Документирование
результатов исследования
•
Обеспечение
преемственности
•
Погрузить
в дезраствор использованный
инструментарий, катетер – «бабочку»,
перчатки
• Вымыть
и осушить руки
•
Обеспечение
инфекционной безопасности
Источник
11.01.2019
Рвота – это рефлекторное извержение содержимого желудка. Рвота в основном обуславливается сокращением мышц брюшного пресса; при этом выходная часть желудка плотно закрывается, тело желудка расслабляется, открывается вход в желудок, расширяются пищевод, полость рта. Весь этот рефлекторный акт регулируется рвотным центром, расположенным в продолговатом мозге.
Причины рвоты могут быть следующие:
- 1. Болезни ЖКТ:
- – острые хирургические заболевания: перитонит, аппендицит, острый панкреатит, острая кишечная непроходимость; кровотечения в желудочно-кишечном тракте, острый холецистит; – хронические заболевания: гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, энтероколит, дуоденит, желчекаменная болезнь;
- – инфекции: вирусные поражения, пищевые токсикоинфекции, гельминтозы, инородные тела желудка, пищевода, кишечника;
- – функциональные расстройства, которые сопровождаются нарушением двигательной функции кишечника, желудка.
- 2. Заболевания ЦНС:
- – опухоли и травмы головного мозга;
- – инфекции мозга (энцефалит, менингит);
- – повышенное внутричерепное давление.
- 3. Болезни сердечно-сосудистой системы:
- – гипертоническая болезнь;
- – сердечная недостаточность;
- – инфаркт миокарда.
- 4. Болезни внутреннего уха:
- – болезнь Меньера;
- – лабиринтит.
- 5. Болезни эндокринной системы:
- – при сахарном диабете – кетоацидоз, тиреотоксикоз, недостаточность функции надпочечников, фенилкетонурия.
- 6. Побочное действие лекарственных препаратов и проникновение в организм токсических веществ.
- 7. Психогенные реакции:
- – страх и тревога;
- – истерика,
- – в качестве выражения некоторых эмоций – привычная рвота.
- 8. Рвота и тошнота могут являться результатом «укачивания».
- 9. Зачастую рвота появляется у женщин, находящихся в первом триместре беременности, во время токсикоза (гестоза).
Рвота и тошнота встречаются при многих заболеваниях. Как правило, тошнота следует перед рвотой, а рвота вызывает у больного чувство облегчения.
Правила первой помощи:
- 1. Успокоить больного, усадить поставить около него емкость;
- 2. Если больной, находится в бессознательном состоянии, следует наклонить его голову набок, чтобы он не захлебнулся рвотными массами;
- 3. После каждого приступа нужно прополоскать рот прохладной водой;
- 4. Для приостановки рвоты применяются: Мотилиум, Церукал,
- 5. При необходимости принять сорбент (активированный уголь при отравлениях).
При многократной рвоте обильное питье с приёмом раствора регидрона трисоли – для нормализации водно-электролитного баланса и предупреждения обезвоживания.
Возврат к списку
Версия для печати
Источник