Положение гортани в вокале

Положение гортани в вокале thumbnail

При пении, а так же при разговоре на тембр голоса , на его окраску влияет положение подвижных
механизмов вокального тракта: гортани, языка, мягкого неба, губ, положение челюсти… В данной статье хочу поговорить о положении гортани, так как ее положение является очень важным при пении и оказывает большое влияние на качество звука.

Гортань поднимается на высоких нотах и опускается на низких. Ее положение сильнее всего влияет на наш тембр голоса. Если, например, гортань немного приподнять, то звук становится легче,
светлее. Часто вокальные педагоги просят сделать звук светлее и, если у студента это
не получается, винят самого студента – это уже к вопросу того, что не все образы действуют на всех одинаково. Куда проще было бы сказать “Приподними немного гортань!”, и всего.

Если, в свою очередь, гортань приопустить, то звук становится глубже, темнее. Когда мы производим высокую ноту, гортань всегда поднимается , это физиология. Но мы можем немного корректировать положение гортани: немного приподнять от высокого или немного опустить, в зависимости от того, какое качество звука нам требуется в данный момент. Если это, предположим, народный звук, светлый – то гортань следует приподнять, если классический, то
приопустить. Но в любом случаи для достижения высокой ноты она поднимается, она не может оставаться в речевой позиции, на месте.

Когда студенты не могут спеть высокую ноту, испытывают дискомфорт, по мимо зажима часто встречается проблема не достаточно поднятой гортани. Если на высокой ноте вы нарочно пытаетесь опустить гортань, вы мешаете естественному процессу и можете получить вокальные травмы. Именно по этому опере, где требуется пониженная гортань для притемненного
объемного звука обучаются долго и тяжело. Но даже в опере многие певцы слишком буквально
относятся к выражению “пониженная гортань” и тем самым создают себе проблемы.

Прежде чем манипулировать положением гортани, следует научиться петь естественно, позволить
гортани двигаться естественно от низких до высоких нот, узнать свой диапазон, изучить свой голос, научиться контролировать его. И только после этого можно корректировать ее положение на той или иной ноте.

Движение гортани не должно быть большим, понижение не означает, что мы опускаем гортань до пола и при повышении так же не делаем его чрезмерно сильно . Я говорю сейчас о тех, у кого гортань не занижена или не завышена в силу многолетней привычки так петь или разговаривать. В этом случаи следует сначала найти ее нейтральное положение.

Часто при обучении вокалу просят зевнуть. Зевок придает звуку объем, но и понижает гортань. При этом звук становится темным. Приподнятая гортань делает звук светлее, легче. При этом как правило язык находится высоко.

Для тренировки положений гортани и выработки мышечной памяти существуют специальные упражнения.
Из-за того, что исполнители не умеют контролировать состояние гортани, некоторые
стили пения для них становятся не доступными и даже опасными.
Например, в рок-вокале гортань находится в среднем и повышенном положении.

Если вы хотите обрести вокальную свободу, петь в любых музыкальных стилях не испытывая дискомфорта, а так же заботитесь о своем вокальном здоровье, то данную тему обойти и не затронуть просто не возможно!
Желаю всем свободного пения!

Источник

Д о к л а д

«К вопросу о положении гортани в пении»

учителя хора, сольфеджио Мосиной Е. В.

Железногорск,

МОУ «Гимназия №1»,

2015 год.

-1-

      Положение гортани в пении – один из центральных вопросов в постановке голоса. Огромная заслуга в изучении этого явления принадлежит Л. Б. Дмитриеву, который рентгенографическим методом наглядно показал, что профессиональные певцы во время фонации на различных гласных независимо от высоты тона умеют фиксировать гортань в каком – то одном положении, однако, на разном уровне. Рассматривая приведённые профессором рентгенограммы, можно заметить, что одни певцы во время фонации держат гортань в положении нейтрали (т. е. в положении, которое соответствует состоянию покоя), другие – в разной степени ниже нейтральной отметки, третьи – выше неё. Эти различия в положении гортани объясняются автором исследования зависимостью от  типа голоса: чем ниже голос, тем, соответственно, ниже уровень её фиксации, и наоборот. К сожалению, нет объективных данных о том, как меняются качественные характеристики голоса при различных положениях гортани у одного и того же певца.  

      Конечно, петь можно по-разному, однако, если и существует высокопрофессиональные академические певцы, которые в процессе фонации удерживают гортань выше нейтрали, то это, скорее,  исключение из правила, чем закономерность.

      Многолетние наблюдения за певческой практикой позволяют сделать вывод о том, что качественного профессионального пения в академической манере трудно добиться при  пении с высоким положением гортани (т.е. выше нейтрали), т.к. от её опускания зависят во многом  округление и прикрытие звука, которые являются основными качественными характеристиками профессионального певческого голоса. Это – гипотеза, которая требует серьёзных исследований с использованием объективных методов. Следует предположить: чем выше гортань во время пения, тем более открытым получается звук, и наоборот. Поэтому, как показали

-2-

наблюдения, у певцов – народников, которые пользуются открытым  звуком, гортань, как правило, занимает положение нейтрали или в разной степени выше неё, а у академических певцов, напротив, – положение нейтрали или столь же в разной степени ниже её. Уровень понижения гортани связан с типом голоса, но он всегда ниже.

      Об этом написано в различных трактатах старых итальянских мастеров, а также у современных авторов французской и немецкой вокальных школ. Даже Л. Б. Дмитриев (см. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» – М., 1968 г) приводит немало цитат на эту тему, в том числе высказывание Сесто Брускантини, утверждающего, что «при произношении гласных (в пении) нельзя двигать горлом, которое всегда должно быть опущенным и подвижным».

      Наша практическая вокальная работа с детскими голосами убеждает в том, что вопрос о произвольном управлении положением гортани в пении, даже в условиях хора, вполне решаемый и зависит от конкретных методов и  методических приёмов педагога, а также от степени осознанности и самоконтроля со стороны учеников. Гортань каждого человека легко опускается при зевке. Если привлечь к этому внимание учеников, то сознательный контроль над этим движением  устанавливается довольно быстро. Ощутить характер перемещений гортани по вертикали можно, если легко прикоснуться кончиками 1-го и 2-го пальцев руки к гортани в области щитовидного хряща (или «адамова яблока»). У детей это обычно неплохо получается.

Читайте также:  Воспаление слизистой гортани называется

      Л. Б, Дмитриев считал «зевок» в пении самым распространенным приёмом, воздействующим на целую систему органов голосообразования: мягкое нёбо, глотку, язык, гортань. Он справедливо указывал на то, что при зевке гортань сильно понижается, и поэтому этот приём смело может быть рекомендован низким голосам. В отношении высоких типов голосов он рекомендовал лёгкий «полузевок». Таким образом, от глубины зевка зависит

 -3-

 и степень опускания гортани. Остаётся только определить ту меру, которая соответствует типу данного голоса. Это определяется по акустическому результату, то есть по качеству звучания голоса, а также по ощущению удобства и комфорта в голосовом аппарате при пении.

      Непроизвольное опускание гортани также получается, если произвести быстрый и активный вдох через нос так, как при испуге (как и рекомендуется  брать дыхание перед пением некоторыми авторами по хороведению).

      Однако, главное заключается в том, чтобы при атаке звука и дальнейшем пении гортань осталась в положении вдоха в неподвижном состоянии. Это возможно только в  одном случае, если ученик почувствовал и осознал это движение методом пальпирования в области щитовидного хряща и старается удерживать гортань на месте во время пения, а также, если он стремится при пении сохранять положение вдоха на уровне диафрагмы. Во время вдоха диафрагма тоже опускается вниз. Между диафрагмой и гортанью существует рефлекторная связь. Фиксация диафрагмы в положении вдоха способствует и удержанию гортани в неподвижном состоянии.

      Существуют и другие приёмы, связанные с опосредованным воздействием на положение гортани в пении: это воздействие на неё через речевые гласные (фонетический метод). При произнесении гласного «а» гортань занимает нейтральное положение. При «и», «э» она поднимается, а при произнесении гласных «о», «у» – опускается. В поисках оптимального положения, по-видимому, изначально следует отталкиваться от вокализации на гласный «а». Не случайно старые итальянские мастера считали гласный «а» самым удобным для настройки певческого голоса. Однако, в различных языках эта фонема многовариантна. Наиболее удобной для пения считается «а», произносимая по-итальянски, то есть как бы из глубин горла. При этом корень языка, хотя бы минимально, стронувшись с места, опускается внутрь, а за ним и гортань. Самоконтроль за полученным артикуляционным укладом при произнесении данной фонемы и стремление произнести в пении

-4-

остальные гласные звуки, не изменив положения гортани, очень быстро позволят добиться выровненности гласных в пении, что является одной из первостепенных задач в вокальной работе с хором.

      Существуют и другие опосредованные методы, например, акустический, то есть через слуховой контроль. Когда ученик старается выравнивать тембровое звучание на различных гласных по слуху, то он подсознательно начинает удерживать гортань в одном положении, так как выровненности гласных по-другому добиться невозможно. Однако, при неосознанном удержании гортани формирование навыков фиксации её в одном положении происходит с трудом и намного дольше, то, появляясь, то исчезая. Если ученик не осознает свое вокальное движение, то, как правило, в упражнении на выравнивание гласных у него что-то получается, а при пении произведения со словами – ничего не остаётся. Поэтому с самого начала формирование навыка должно идти по принципу осознанности в процессе обучения.

    К опосредованным методам следует отнести и психологические, ассоциативные, которые также помогают навести ученика на нужное ощущение, но которые должны стать впоследствии осознанными. Например, совет учителя «вдохни, как будто нюхаешь прекрасный цветок». При этом расслабляются и раскрываются дыхательные пути носа, углубляется вдох и опускается гортань вместе с диафрагмой. Осознание этого движения и стремление зафиксировать это положение вдоха, так же как и раскрытое состояние воздухоносных путей, наряду с опущенной в какой-то мере гортанью, создаёт условия для включения резонаторов, так как это движение натягивает стенки надставной трубы, делая их более твердыми. Только в этом случае звуковая волна отражается от поверхностей, озвучивая резонаторы.

     Следует заметить, что полноценное резонирование, как индикатор правильности звукообразования, возникает при условиях сочетания

-5-

упругости стенок воздухоносных путей с плотным смыканием верхних краёв голосовых складок (то есть собственно голосовых связок). А это возникает в результате перемещения гортани не только по вертикали, но и по горизонтали, в той плоскости, в которой натягиваются голосовые складки. Всё это обеспечивает необходимый тонус всей голосообразующей системе, без чего не может быть качественного тембра голоса.

      К ассоциативным методам фиксации гортани в пении можно отнести рекомендацию педагогов «посылать звук всё время в одно и то же место», (см.: Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968) или «верно атаковав ноту, ничего не изменять при дальнейшем пении». Нельзя не упомянуть весьма образное высказывание З. А. Долухановой: «Сделав большую яму в глотке, сосредоточить внимание певца на её раскрытии по горизонтали и удержании этого положения, когда помещается в неё (эту яму) различные гласные, один за другим, как «шары в лунку», т. е. «петь как бы про себя». И все это при минимальном открытии рта, так как широко открытый рот понижает импеданс, а при слабом импедансе излишне расходуется дыхание» (см.: Яковенко С. Б, Волшебная Зара Долуханова. – М., 1968).

Читайте также:  Рак легких рак гортани фото и симптомы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

      В процессе вокальной работы с детьми положение гортани в пении должно быть предметом постоянного внимания со стороны педагога.

      О её положении можно судить по качеству звучания голосов и стараться привлекать к этому внимание самих хористов.

      Положение гортани в пении устанавливается, в какой  – то мере, рефлекторно, а, главным образом, произвольно управляемо. Это относится не только к поискам уровня её перемещения по вертикали, но и к осознанности удержания гортани в неподвижном положении при смене гласных и высоты тона.

-6-

      При всей вариативности степени перемещения её по вертикали, хотя и очень усреднено, можно отметить общую тенденцию не только в зависимости о типа голоса, но и от вокальной манеры: в академическом пении она, как правило, занимает нейтральное положение или в разной мере ниже нейтрали, а у певцов – народников наоборот: нейтраль или выше неё . Данный тезис носит гипотетический характер и нуждается в специальном экспериментальном  исследовании.

      В поисках оптимального положения гортани педагог может использовать опосредованные методы и приёмы, наводящие учеников на нужные ощущения, однако, с последующим привлечением к ним сознания учащихся, так как положение гортани в пении должно быть всегда произвольно управляемо. Только в этом случае певец будет хозяином своего голоса, а не зависеть то его капризов.

      Критерием правильно найденной позиции гортани является ощущение свободы при пении и наилучшее звучание голоса. В работе с детьми эти качества являются наиважнейшим условием для правильного развития голосов.

      Большая заслуга Л. Б. Дмитриева заключается в том, что он обследовал большое количество академических певцов и собрал очень ценный материал, а также в том, что он привлёк к проблеме положения гортани в пении внимание педагогов.

      Однако эта проблема нуждается в дальнейших исследованиях с привлечением объективных методов на уровне современной компьютерной техники.

Источник

Я столько раз слышала от учеников: «Я хочу петь громче!», «У меня устает голос», «Я чувствую зажим на горле». Если у вас есть подобные проблемы, освойте такой прием вокала, как тванг! Эта техника позволяет петь громко долгое время и не уставать. Тванг усиливает резонанс голоса в разы! А вы даже не ощущаете напряжения в горле.

Всегда, когда вы слышите «металл», «звоночек» в голосе исполнителя, можно безошибочно говорить о тванге. У этого вокального приема характерный звонкий и резкий тембр. В конце статьи можно послушать примеры, как звучит тванг в вокале знаменитых современных певцов.

Термин «twang» пришел в Россию из западных методик пения США и Европы. Полнее всего он описан в двух вокальных техниках – CVT и Estill Voice Training, которые основаны на исследовании физиологии голоса человека. Свою популярность эти методики получили в 70-х.

Увы, научиться твангу невозможно, если не изучить свою певческую анатомию. Создается этот прием особым положением гортани. Ниже мы выясним, каким бывает тванг, какое положение гортани важно для этой техники, и почему тванг и пение в нос не имеют ничего общего.

Педагоги по вокалу часто пытаются объяснить «тванговый» звук на простых примерах. Просят ученика помяукать как кошка или покрякать как уточка. Изобразить, как пронзительно кричит чайка. Или как громко плачет новорожденный ребенок. Слышали такое хоть раз на уроке вокала от педагога?

Да, мяуканье помогает петь громче!

На слоге «Мяу» легче найти резонанс, ощутить вибрации в носу и лице, петь «в маску» – в общем, добавить тванг. Но, к сожалению, никто не объясняет, зачем ученику эти странные резкие звуки. Ведь не будете же вы потом мяукать или крякать во время песни?!

Большинство педагогов по вокалу даже не понимают, как работает голос при тванге и как изменяется физиология вокального тракта. В итоге, кому-то из учеников эти приемы помогают обрести яркий тембр. Но у кого-то, наоборот, вызывают зажимы.

Внимание, спойлер! Дальше будет много анатомии. Не интересно?! Тогда можете изображать утку или мяукать, и ждать, что результат появится сам, без понимания, как устроен ваш голос. А можете прочитать эту статью и разобраться, как правильно петь твангом. И звучать громко без усилий.

Техника тванга или как работает этот прием?

Итак, сразу к делу. Если вы готовы научиться твангу? Этот прием получается у каждого вокалиста с первого раза, если соблюдены ВСЕ четыре пункта ниже:


  • Для получения тванга нужно поднять гортань при пении.


  • Необходимо сделать гортань узкой.

В каком положении должна быть гортань при пении твангом?

Взгляните на картинку. Видите небольшую «трубку», расположенную в вашем горле? Это гортань, через нее мы дышим. В гортани также находятся голосовые связки. Для получения тванга нужно поднять гортань и сделать ее узкой вверху, как отмечено на картинке ниже.

приемы вокала, тванг, тванг вокал, тванговый звук, пение тванг, твенг, твэнг, петь твангом, техника тванга, гортанный тванг, как петь твангом, что такое тванг, примеры тванга, тванг в вокале, гортань при тванге, узкая гортань, высокая гортань, надгортанник тванг, надгортанник вокал, сфинктер СЧН вокал

мяукать при пении, приемы вокала, тванг, тванг вокал, вокальный нос, тванговый звук, носовой призвук, пение тванг, твенг, твэнг, петь твангом, назальный тванг, носовой тванг, гортань пение, техника тванга, гортанный тванг, вокальный тракт, положение гортани вокал, положение гортани пение, узкая гортань вокал, узость гортанная, узкая гортань при пении, позиции гортани пение, в каком положении гортань вокал, как поднять гортань вокал

Как поднять гортань при пении?

Поднять гортань очень просто. Каждый из нас совершает эти движения во время еды! В горле близко с гортанью вы можете увидеть еще один «проход» – пищевод. Чтобы не мешать еде двигаться по пищеводу, верх гортани при глотании становится узким. А когда мы глотаем пищу, гортань поднимается.

Как на видео ниже, где вы можете заметить, какой скачок вверх делает гортань, когда человек глотает сок. Пищевод обозначен желтой линией:

Надгортанник и тванг

В момент сглатывания гортань прикрывается хрящом – надгортанником. Надгортанник защищает вход в гортань, чтобы пища прошла в желудок и не попала в легкие. Когда надгортанник сжимается при глотании, гортань становится узкой. Эти мышцы мы используем для пения твангом. Посмотрите внимательнее на картинку ниже, какую часть гортани мы сужаем:

сфинктер СЧН вокал, сфинктер СЧН тванг, что такое сфинктер СЧН, надгортанник при тванге, твенг, твэнг вокал, гортань при тванге, пение твенгом,

Что такое сфинктер СЧН?

В техниках вокала, описывающих прием тванга, вы можете встретить такие названия: «преддверие гортани», «сфинктер черпало-надгортанной складки», «надгортанная воронка». Все это о кольце мышц вверху гортани. Сфинктр СЧН находится вокруг надгортанника. Сфинтер сжимается и как будто слегка стягивает гортань сверху НАД голосовыми связками. Делаете ее узкой.

приемы вокала, тванг, тванг вокал, тванговый звук, пение тванг, твенг, твэнг, петь твангом, техника тванга, гортанный тванг, как петь твангом, что такое тванг, примеры тванга, тванг в вокале, гортань при тванге, узкая гортань, высокая гортань, надгортанник тванг, надгортанник вокал, сфинктер СЧН вокал

Как найти тванг в голосе?

Если в теории все понятно, то как почувствовать, где сжать гортань? Как мы выяснили, легче всего ощутить эти мышцы при глотании. Сделайте следующее:


  • Положите пальцы на кадык. У девушек он не так заметен, но все же есть. За кадыком, он же щитовидный хрящ, скрыты голосовые связки. Там рождается ваш голос.


  • Сглотните, удерживая пальцы на кадыке (щитовидном хряще). Вы почувствуете, что гортань поднялась. Когда поднимается кадык, значит поднимается и гортань – это самый простой способ контролировать гортань при пении.


  • Зафиксируйте положение гортани вверху, в состоянии сглатывания. Не опускайте гортань обратно, а наоборот слегка сожмите ее сверху, как при глотании. Так мы сделаем ее узкой, там где располагается надгортанник.


  • Посчитайте вслух до десяти высоким “детским” голосом в таком положении, не опуская гортань. Если вы услышите, что голос стал звучать выше и более звонко, то вы “нашли” тванг:)

Это лишь первые шаги к тому, чтобы почувствовать мышцы гортани. В следующей статье вас ждут распевки и упражнения, которые помогут научиться петь с твангом.

гортань в вокале, пение твангом, твенг, тванг, высокое положение гортани, как петь на высокой гортани, опущенная гортань пение, высокая гортань пение, высокая гортань вокал, позиции гортани голос, позиции гортани пение, позиции гортани вокал, гортань вокал голос

Два вида тванга: назальный и оральный

1. Назальный тванг или носовой тванг.

Тванг бывает двух видов: оральный и назальный. Он же называемый «вокальный нос». Резкий «противный» звук, который хочет услышать от вас педагог, когда просит помяукать на уроке вокала. При назальном тванге звук резонирует в носоглотке и носовых пазухах. Этот вид подходит для первых поисков «тванговости» в вокале. Распевки с назальным твангом очень удобные, подходят для разогрева голоса.

Упражнения на «вокальный нос» не вызывают зажимов. В основном на буквы «Н» и «М». При носовом звучании язык и гортань легко поднимаются в нужное положение. Однако, назальный тванг – это всегда прикрытый или закрытый звук, без объема в голосе. Звучит он звонко и громко, но плоско. Не каждому певцу подойдёт такой тембр. Также петь только «вокальным носом» опасно новичкам, можно заработать гнусавость. Но об этом ниже.

2. Оральный тванг или гортанный тванг.

При оральный тванге звук резонирует во рту. Вы делаете все то же, что и при назальном, но широко открываете рот. Звучит оральный тванг как громкое пение на открытом звуке. В голосе появляется сила и мощность. Таким приемом поют все профессиональные певцы, включая оперных.

Оральный или ротовой тванг часто называют гортанным. Так как это резонирование звука не только во рту, но и в глотке. Благодаря чему в вокале создается дополнительный объем. К оральному или гортанному твангу можно переходить, только когда вы освоили назальный.

А теперь вернемся к нашему первому вопросу. Зачем все-таки мяукать и крякать при пении в поисках тванга? Именно слог «МЯУ» переводит назальный тванг в оральный. При мяуканье нам легко сделать высокую узкую гортань. Но в то же время мы открываем рот и получаем объем в голосе. Ну, и само по себе мяуканье звучит очень естественно и мелодично, не вызывая зажимов у начинающего вокалиста.

Проясню еще один момент. Назальный тванг часто создает ощущение, что вы резонируете носом. И многие горе-певцы раз ощутив назальность, стремятся постоянно добавлять в вокал «нос». Это ошибка! И из-за незнания, как правильно петь назальным твангом, голос может стать гнусавым!

Тванг, вообще, не имеет ничего общего с носовым призвуком. Он не рождается в носу (как учат педагоги). Он формируется гораздо ниже носовых пазух. «Тванговость» создается мышцами гортани, до того, как вы решите, куда направить голос – в нос или рот. Посмотрите на картинку:

носовой тванг, гортанный тванг, как петь твангом, твенг, твэнг, назальный тванг, оральный тванг, пение носом, вокальный нос, назальность голос, носовое пение, как научиться петь, как петь, приемы вокала, современные вокальные приемы

Выбор всегда остается за вами, каким в итоге будет ваш голос. Ярким, пронзительным, но плоским, если добавите назального тванга. Или мощным, глубоким и объемным, если используете рот и оральный тванг. Мышцы гортани работают одинаково в обоих случаях, и тванг остается твангом – с носовым призвуком или без.

Тванг – это не только назальность, а полноценный резонанс в голосе!