Положение гортани при пении высоких нот

Положение гортани при пении высоких нот thumbnail

Д о к л а д

«К вопросу о положении гортани в пении»

учителя хора, сольфеджио Мосиной Е. В.

Железногорск,

МОУ «Гимназия №1»,

2015 год.

-1-

      Положение гортани в пении – один из центральных вопросов в постановке голоса. Огромная заслуга в изучении этого явления принадлежит Л. Б. Дмитриеву, который рентгенографическим методом наглядно показал, что профессиональные певцы во время фонации на различных гласных независимо от высоты тона умеют фиксировать гортань в каком – то одном положении, однако, на разном уровне. Рассматривая приведённые профессором рентгенограммы, можно заметить, что одни певцы во время фонации держат гортань в положении нейтрали (т. е. в положении, которое соответствует состоянию покоя), другие – в разной степени ниже нейтральной отметки, третьи – выше неё. Эти различия в положении гортани объясняются автором исследования зависимостью от  типа голоса: чем ниже голос, тем, соответственно, ниже уровень её фиксации, и наоборот. К сожалению, нет объективных данных о том, как меняются качественные характеристики голоса при различных положениях гортани у одного и того же певца.  

      Конечно, петь можно по-разному, однако, если и существует высокопрофессиональные академические певцы, которые в процессе фонации удерживают гортань выше нейтрали, то это, скорее,  исключение из правила, чем закономерность.

      Многолетние наблюдения за певческой практикой позволяют сделать вывод о том, что качественного профессионального пения в академической манере трудно добиться при  пении с высоким положением гортани (т.е. выше нейтрали), т.к. от её опускания зависят во многом  округление и прикрытие звука, которые являются основными качественными характеристиками профессионального певческого голоса. Это – гипотеза, которая требует серьёзных исследований с использованием объективных методов. Следует предположить: чем выше гортань во время пения, тем более открытым получается звук, и наоборот. Поэтому, как показали

-2-

наблюдения, у певцов – народников, которые пользуются открытым  звуком, гортань, как правило, занимает положение нейтрали или в разной степени выше неё, а у академических певцов, напротив, – положение нейтрали или столь же в разной степени ниже её. Уровень понижения гортани связан с типом голоса, но он всегда ниже.

      Об этом написано в различных трактатах старых итальянских мастеров, а также у современных авторов французской и немецкой вокальных школ. Даже Л. Б. Дмитриев (см. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» – М., 1968 г) приводит немало цитат на эту тему, в том числе высказывание Сесто Брускантини, утверждающего, что «при произношении гласных (в пении) нельзя двигать горлом, которое всегда должно быть опущенным и подвижным».

      Наша практическая вокальная работа с детскими голосами убеждает в том, что вопрос о произвольном управлении положением гортани в пении, даже в условиях хора, вполне решаемый и зависит от конкретных методов и  методических приёмов педагога, а также от степени осознанности и самоконтроля со стороны учеников. Гортань каждого человека легко опускается при зевке. Если привлечь к этому внимание учеников, то сознательный контроль над этим движением  устанавливается довольно быстро. Ощутить характер перемещений гортани по вертикали можно, если легко прикоснуться кончиками 1-го и 2-го пальцев руки к гортани в области щитовидного хряща (или «адамова яблока»). У детей это обычно неплохо получается.

      Л. Б, Дмитриев считал «зевок» в пении самым распространенным приёмом, воздействующим на целую систему органов голосообразования: мягкое нёбо, глотку, язык, гортань. Он справедливо указывал на то, что при зевке гортань сильно понижается, и поэтому этот приём смело может быть рекомендован низким голосам. В отношении высоких типов голосов он рекомендовал лёгкий «полузевок». Таким образом, от глубины зевка зависит

 -3-

 и степень опускания гортани. Остаётся только определить ту меру, которая соответствует типу данного голоса. Это определяется по акустическому результату, то есть по качеству звучания голоса, а также по ощущению удобства и комфорта в голосовом аппарате при пении.

      Непроизвольное опускание гортани также получается, если произвести быстрый и активный вдох через нос так, как при испуге (как и рекомендуется  брать дыхание перед пением некоторыми авторами по хороведению).

      Однако, главное заключается в том, чтобы при атаке звука и дальнейшем пении гортань осталась в положении вдоха в неподвижном состоянии. Это возможно только в  одном случае, если ученик почувствовал и осознал это движение методом пальпирования в области щитовидного хряща и старается удерживать гортань на месте во время пения, а также, если он стремится при пении сохранять положение вдоха на уровне диафрагмы. Во время вдоха диафрагма тоже опускается вниз. Между диафрагмой и гортанью существует рефлекторная связь. Фиксация диафрагмы в положении вдоха способствует и удержанию гортани в неподвижном состоянии.

      Существуют и другие приёмы, связанные с опосредованным воздействием на положение гортани в пении: это воздействие на неё через речевые гласные (фонетический метод). При произнесении гласного «а» гортань занимает нейтральное положение. При «и», «э» она поднимается, а при произнесении гласных «о», «у» – опускается. В поисках оптимального положения, по-видимому, изначально следует отталкиваться от вокализации на гласный «а». Не случайно старые итальянские мастера считали гласный «а» самым удобным для настройки певческого голоса. Однако, в различных языках эта фонема многовариантна. Наиболее удобной для пения считается «а», произносимая по-итальянски, то есть как бы из глубин горла. При этом корень языка, хотя бы минимально, стронувшись с места, опускается внутрь, а за ним и гортань. Самоконтроль за полученным артикуляционным укладом при произнесении данной фонемы и стремление произнести в пении

-4-

остальные гласные звуки, не изменив положения гортани, очень быстро позволят добиться выровненности гласных в пении, что является одной из первостепенных задач в вокальной работе с хором.

      Существуют и другие опосредованные методы, например, акустический, то есть через слуховой контроль. Когда ученик старается выравнивать тембровое звучание на различных гласных по слуху, то он подсознательно начинает удерживать гортань в одном положении, так как выровненности гласных по-другому добиться невозможно. Однако, при неосознанном удержании гортани формирование навыков фиксации её в одном положении происходит с трудом и намного дольше, то, появляясь, то исчезая. Если ученик не осознает свое вокальное движение, то, как правило, в упражнении на выравнивание гласных у него что-то получается, а при пении произведения со словами – ничего не остаётся. Поэтому с самого начала формирование навыка должно идти по принципу осознанности в процессе обучения.

Читайте также:  Давящее чувство в области гортани

    К опосредованным методам следует отнести и психологические, ассоциативные, которые также помогают навести ученика на нужное ощущение, но которые должны стать впоследствии осознанными. Например, совет учителя «вдохни, как будто нюхаешь прекрасный цветок». При этом расслабляются и раскрываются дыхательные пути носа, углубляется вдох и опускается гортань вместе с диафрагмой. Осознание этого движения и стремление зафиксировать это положение вдоха, так же как и раскрытое состояние воздухоносных путей, наряду с опущенной в какой-то мере гортанью, создаёт условия для включения резонаторов, так как это движение натягивает стенки надставной трубы, делая их более твердыми. Только в этом случае звуковая волна отражается от поверхностей, озвучивая резонаторы.

     Следует заметить, что полноценное резонирование, как индикатор правильности звукообразования, возникает при условиях сочетания

-5-

упругости стенок воздухоносных путей с плотным смыканием верхних краёв голосовых складок (то есть собственно голосовых связок). А это возникает в результате перемещения гортани не только по вертикали, но и по горизонтали, в той плоскости, в которой натягиваются голосовые складки. Всё это обеспечивает необходимый тонус всей голосообразующей системе, без чего не может быть качественного тембра голоса.

      К ассоциативным методам фиксации гортани в пении можно отнести рекомендацию педагогов «посылать звук всё время в одно и то же место», (см.: Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968) или «верно атаковав ноту, ничего не изменять при дальнейшем пении». Нельзя не упомянуть весьма образное высказывание З. А. Долухановой: «Сделав большую яму в глотке, сосредоточить внимание певца на её раскрытии по горизонтали и удержании этого положения, когда помещается в неё (эту яму) различные гласные, один за другим, как «шары в лунку», т. е. «петь как бы про себя». И все это при минимальном открытии рта, так как широко открытый рот понижает импеданс, а при слабом импедансе излишне расходуется дыхание» (см.: Яковенко С. Б, Волшебная Зара Долуханова. – М., 1968).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

      В процессе вокальной работы с детьми положение гортани в пении должно быть предметом постоянного внимания со стороны педагога.

      О её положении можно судить по качеству звучания голосов и стараться привлекать к этому внимание самих хористов.

      Положение гортани в пении устанавливается, в какой  – то мере, рефлекторно, а, главным образом, произвольно управляемо. Это относится не только к поискам уровня её перемещения по вертикали, но и к осознанности удержания гортани в неподвижном положении при смене гласных и высоты тона.

-6-

      При всей вариативности степени перемещения её по вертикали, хотя и очень усреднено, можно отметить общую тенденцию не только в зависимости о типа голоса, но и от вокальной манеры: в академическом пении она, как правило, занимает нейтральное положение или в разной мере ниже нейтрали, а у певцов – народников наоборот: нейтраль или выше неё . Данный тезис носит гипотетический характер и нуждается в специальном экспериментальном  исследовании.

      В поисках оптимального положения гортани педагог может использовать опосредованные методы и приёмы, наводящие учеников на нужные ощущения, однако, с последующим привлечением к ним сознания учащихся, так как положение гортани в пении должно быть всегда произвольно управляемо. Только в этом случае певец будет хозяином своего голоса, а не зависеть то его капризов.

      Критерием правильно найденной позиции гортани является ощущение свободы при пении и наилучшее звучание голоса. В работе с детьми эти качества являются наиважнейшим условием для правильного развития голосов.

      Большая заслуга Л. Б. Дмитриева заключается в том, что он обследовал большое количество академических певцов и собрал очень ценный материал, а также в том, что он привлёк к проблеме положения гортани в пении внимание педагогов.

      Однако эта проблема нуждается в дальнейших исследованиях с привлечением объективных методов на уровне современной компьютерной техники.

Источник

В прошлой статье, мы говорили, как устроен голосовой аппарат и как работают связки при пении. Но я не сказала про важную деталь: связки могут смыкаться по-разному. Это целый механизм, который вокалисты используют для решения творческих задач. При разном смыканиb связок певец легко переходит от низких нот к высоким, контролирует свой голос и добавляет в тембр новые краски.

Западные методики вокала, такие как, Estill Voice Training, утверждают, что размер голосовых связок влияет на высоту голоса. Есть вокальная техника, построенная на плотном или тонком смыкании голосовых связок. Мы разберем самое основное по этой теме. Но это статья «со звездочкой», для тех, кто хочет разобраться в вокальной физиологии голоса и петь лучше.

Высокие ноты и голосовые связки – О чем не помнят вокалисты

Все ученики, с которыми мы разбираем, как петь высокие ноты, говорят одно: «Почему наверху мой вокал такой тонкий и некрасивый?!» Высокий голос непривычен им на слух, и неопытные певцы стараются сомкнуть связки плотнее наверху, оставить их толстыми и короткими, чтобы звук был мощнее. Это ошибка!

Голосовые связки как струна: чем выше звук, тем она тоньше

При пении голосовые связки работают точно также, как и при разговоре. Они эластичны, могут удлиняться и становиться тоньше на верхних нотах, как натянутая струна. Брать высокие ноты дано любому человеку от природы.

Вспомните случай, когда вы громко кричали. Например, вы испугались или громко позвали кого-то. На крике ваш голос звучит выше, правда? И тоньше! Это естественный процесс, что наверху голос получается тонким. Жаль, но вокалисты редко об этом помнят и прибегают к другим методам — тужатся на “опоре”, давят звук на гортани, а потом страдают от зажимов!

Читайте также:  Что делать если у ребенка стеноз гортани

Механика голосовых связок: как петь высокие ноты и низкие?

На верхних нотах голос звучит выше, потому что голосовые связки становятся тонкими и длинными. Наверху они смыкаются самыми краешками. А на низких звуках связки укорачиваются, выглядят толще, смыкаются всей массой. Размер голосовых связок влияет на высоту голоса.

Посмотрим видео, как смыкаются голосовые связки при пении.

Послушайте примеры известных вокалистов, как меняются их голоса на высоких нотах. Вверху певцы позволяет связкам стать тоньше, а не «давят» звук на горле. Вокал выходит собранным и аккуратным. Техника тонкого смыкания связок помогает петь высокие ноты чисто, без надрыва и подъездов:


  • Adele “Rolling in the Deep”


  • Adam Levin (Maroon 5) – “Sugar”

Как поют высокие ноты знаменитые певцы?

За счет чего тогда у знаменитых вокалистов голос звучит наверху мощно, если он становится тоньше? Профессиональные певцы всегда чувствуют это интуитивно и умело маскируют свой тонкий головной голос, добавляя объем и резонанс звука.

Помимо тонкого смыкания голосовых связок, современные вокалисты поют на высокой гортани. Поднятая гортань создает тванг в голосе. С этим приемом связки остаются тонкими, но голос все равно звучит плотно и звонко. Это идеальное сочетание, чтобы брать высокие ноты легко.

Помимо работы связок при пении у профессионалов включается целый комплекс мышц. Поднимается мягкое нёбо, язык принимает нужное положение. Имеет значение насколько широко открыт рот.

Невозможно петь высоко, если рот не открывается, а челюсть зажата!

Гортань — еще один важный инструмент в работе над голосом. При правильном положении гортани голос звучит объемнее и “мясистее” на верхних нотах. Мышцы гортани натягивают или ослабляют голосовые связки, и поэтому получается разная высота звука. Еще — гортань обеспечивает давление воздуха под связками. Контролировать гортань при пении необходимо, если хотите развить вокальную технику.

голос связки, колебания голосовых связок, устройство голосового аппарата, как устроен голос, физиология голоса, о вокале, как работают голосовые связки, голосовой аппарат, голос и связки

Головной и грудной голос – это разное смыкание связок?

Когда связки меняют режим смыкания, на слух нам кажется, что голос стал «грудным» или «головным». На самом деле, нет никакого грудного или головного звука!

Тонкое смыкание голосовых связок создает резонанс высоких частот. Вокал звучит прозрачно, связки смыкаются краями. А мы принимаем это за «пение головой». Тоже самое с низкими нотами – связки становятся короткими и производят много низких обертонов, которые вибрируют в грудной клетке.

Поразительный факт, но брать высокие ноты на тонком звуке “головным” голосом никому не составляет никакого труда. Гораздо сложнее и опаснее тянуться к верху “грудным” регистром и плотным смыканием.

Атаки звука, приемы пения и смыкания связок.

Современные поп-звезды меняют краски голоса, используя вокальные приемы — то вокалист “плачет”, то шепчет, то кричит или уходит в ультразвук. Разные смыкания голосовых связок создают атаки звука. Твердая атака голоса получается на толстом смыкании, а мягкая атака — на тонком. Атаки меняют тембр голоса, добавляют акценты в вокал.

С ними можно создавать свою манеру пения, по которой вас будут узнавать. Сегодня неинтересно слушать одинаковую краску голоса в песне. Прошли времена, когда все стремились петь в речевой позиции по Сету Риггсу и звучать одинаково на всем диапазоне. Поэтому полезно учиться “переключать” голосовые связки из тонкого в толстый режим.

Помогут освоить этот навык упражнения на переходы от верхних нот к низу и наоборот, например, на скачки или глиссандо. Так голос научится перестраиваться на разные атаки и высоту нот автоматически. Тренироваться для начала нужно на тихом звуке, иначе есть опасность, что вы не выйдете на тонкие голосовые связки, а будете кричать наверху. 

Начать петь по-другому — легко и свободно, — можно прямо сегодня! Я рекомендую вам вокальный курс Яны Дельмас «Техника пения» в школе Ovocale. Он создан по современным методам вокала, разбирает физиологию голоса и включает упражнения на разные смыкания голосовых связок и контроль гортани при пении.

Источник

На главную
см. Органы голосового aппaрaтa
см. Принципы вокального обучения
Гортань при пении устанавливается в особое певческое положение, которое отличается от его положения при покое и речи.

Работа гортани скрыта от наших глаз, мы можем видеть только ее внешние движения.
У высококвалифицрованных певцов гортань при пении почти неподвижна. Она устанавливается на определенном, характерном для каждого певца уровне и совершает лишь незначительные, почти невидимые движения.

А у начинающих петь довольно часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. 3начительные измснения уровня гортани у необученных певцов происходят от неумелого пользования дыханием, от резкой смены подскладочного давления и от отсутствия координации в работе резонаторов и голосовых складок.

До недавнего времени, пока вокальная педагогика не располагала научно-экспериментальными дапными, наиболее правильным считалось свободно удерживаемое умеренно-низкое положение гортани при пении. Но практика опровергла это мнение. Уровень гортани во время пения у разных певцов различный.
Певческое положение гортани выражается в изменении ее уровня и в особой органиsации входа в гортань. Певческий уровень гортани может быть высоким, низким или средним, очень редко совпадает с положением гортани при покое и никогда, как правило, не совпадает с речевой установкой гортани.
Установка гортани на том или ином уровне является следствием приспособления ротоглоточкого резонатора к работе гортани, к работе голосовых складок. Происходит настройка ротоглоточного рупора на воспроизводимые голосовыми складками звуки в зависимости от типа и характера голоса. Это приспособление осуществляется за счет изменения объема ротоглоточноrо канала. Объем ротоглотки, помимо расширения ее стенок, зависит и от ее длины.

Длина надставной трубки, в свою очередь, изменяется в зависимости от положения гортани. Она увеличивается при опускании гортани и уменьшается при ее поднятии.

Как показали лабораторные исследования, для высоких лирических женских голосов характерна наиболее короткая надставная трубка с нейтральным (на уровне покоя) или с повышенным уровнем гортани.

У мужчии с низкими голосами (басов и баритонов) наблюдается наиболее низкое положение гортани.

У драматических сопрано, меццо-сопрано и теноров такой закономерности не отмечено. У этих голосов гортань может находиться в различных положениях.

Исследование детских голосов в этом плане не производилось.
Полученные данные показали, что добиваться одинакового уровня установки гортани у всех певцов не следует.
Положение гортани при пении зависит от анатомических способностей голосового аппарата певца. Поэтому в каждом отдельном случае о положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. При обучении пению надо создать благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение для звукообразования. С этой целью необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевкa и правильного дыхания.
Наблюдения за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование.
В других случаях способ работы голосовых складок изменяется, фонация (голосообразование) происходит при неплотно сомкнутых или только сближенных голосовых складках. Они колеблются не всей своей массй (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями, резонирование голоса – головное.
Выяснилось, что такое положение голосовых складок не является причиной их болезненного состояния (несмыкания). При этом было отмечено, что ноты среднего участка диапазона певцы моrут воспроизводить как плотно сомкнyтыми, так неплотно сомкнутыми голосовыми складками. Причем, сделать это моrут почти всеrда только обученные певцы.

Таким образом, стало ясно, что существует два основных типа или способа работы голосовых складок при фонации:
1. Образование звука при плотно сомкнутых по всей длине, колеблющихся во всю ширину голосовых складках с грудным резонированием.
2. Образование голоса при сближенных, а не сомкнутых голосовых складках, колеблющихся только своими внутренними краями, с головным резонированием.

Эти типы работы голосовых складок названы регистрами. Taк пo двум основным способам гoлосообразования различают два основных регистра: грудной и головной.
В процессе обучения в обычных условиях голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому о способе их работы мы судим по характеру звучания голоса.
При головном звучании мы говорим о грудном регистре, при грудном – о грудном регистре и при смешанном звучании (грудном и головном) – о смешанном (микстовом) регистре.
Первые два регистра называют натуральными, так как они встречаются у необученых певцов. Смешанный регистр считается производным от натуральных регистров, но он имеется от прироцы в женских и детских голосах. В процессе обучения этот регистр создают и у мужчин.

В вокально-педагогической практике регистром принято называть ряд последовательных звуков в диапазоне певца, отличаюцийся однородным характером звучания по резонированию и тембру.

Диапазон – объем певческоrо голоса от самого низкого дo самого высокоrо звука.

Механизм певческого голосообразования определяется взаимодействием двух групп мышц:
1. мышц, лежаших в толще голосовых складок (голосовых мышц)
и
2. мышц, натягивающих эти складки.

При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, натяжение голосовых складок незначительно.

При смешанном регистре активны обе группы мышц.

При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но увеличивается их натяжение, а при фальцете,как крайней разновидности головного реrистра, голосовые мышцы пассивны, рабоrают только внешние мышцы гортани, и голосообразование происходит за счет натяжения голосовых складок.

Каждый из регистров имеет свои положительные и отрицательные стороны.

При грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, отчего получается звук, богатый обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны, которые придают звуку резкие призвуки.

Грудной регистр в сравнении с головным отличается большей силой, но меньшей «полетностью». При смешанном регистре в голосообразовании активно участвуют мышцы самих голосовых складок и мышцы, их натягивающие.

Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование грудного и головного резонирования сообщает звуку полноту и красоту.

Основным требованием, предъявляемым к голосу современного певца, является ровность звучания во всем диапазоне.

Голоса же необученных певцов, за редким исключением, звучат неровно. В них ясно заметны регистры. У таких певцов при переходе из одного регистра в другой нa двух-трех промежуточных нотах, названных переходными, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство воспроизведения звука.

Ровность звучания в процессе обучения достигается путем сглаживания регистров. С этой целью прибегают к соединению грудного и голосового звучания, т. е. к созданию смешанноro регистра.

Чем лучше поставлен голос, тем у него шире диапазон смешанного регистра.
Соотношение грудного и головного регистров в смешанном регистре у певцов с одинаковым типом голоса бывает различным. Оно изменяется и от характера произведений.

Методическим приемом смешивания регистров является округление и «прикрытие» звука.

Под округлением следует понимать некоторое изменение тембра, напоминающее по звучанию гласный звук «о». «Прикрытие» от округления в слуховом ощущении отличается большей степенью «притемнения» тембра (приближения его к гласному звуку «у», оно употребляется при сглаживании регистров в мужских голосах.

Округляют звуки при помощи зевка.

Создание смешанного голосообразования связано и с высокой позицией звука.

Высокий, по позиции, звук характеризуется усилением в голосе высоких обертонов. При его воспроизведении у певца возникает ощущение усиленной вибрации (дрожания) в головных резонаторах, чувство «маски» («маска» – специальный вокальный термин, которым певцы определяют ощущение усиленного сотрясения лицевых костей в области переносья).

При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание.

В процессе обучения добиваются округленного, высокого, опёртого звучания на середине диапазона и стремятся распространить такое звучание на весь голос. При этом особенно внимательно нyжно следить за формированием переходных нот, округляя их несколько больше, чем остальные звуки до того времени, когда регистры сольются в единое звучание.

Источник