Подвижность гортани в пении

Подвижность гортани в пении thumbnail

Со школьной скамьи всем известно, что человеческая гортань является важным дыхательным, разговорным и певческим органом. Надо сказать, немало для такого небольшого «инструмента», не правда ли? Ценить бы, уважать и жаловать, ан нет, этот орган является воистину самой подневольной частью вокального механизма. Даже диафрагма, которой командуют все, кому не лень, «отдыхает».

Так, первое наставление, которое ультимативно дает вокальный педагог, звучит «Проверяй гортань! Следи за тем, чтобы она не поднималась! Гортань должна….»

«Да ничего она никому не должна», – хочется ответить.

Чуть ли не от каждого третьего вокалиста в письме, на форуме или при личной встрече, слышу: «Мне кажется, что при выполнении этого упражнения у меня немного гортань вверх поднимается», «Какие упражнения есть для того, чтобы удерживать гортань от подъема?», «Но если я делаю так, то у меня гортань поднимается!». Этот список можно продолжить до бесконечности, и только он вполне мог бы занять место всей статьи. При этом на встречный вопрос: «А почему вы думаете, что гортань поднимается? Она вам как-то мешает?», ответы чаще всего следуют: «Нет, не мешает, просто в зеркале видела», «Нет, мне удобно, но она же не должна подниматься!», «Петь мне легко, но я вижу, что кадык ползет вверх, а так быть не должно».

Остается только восхищаться законопослушностью граждан-вокалистов, безропотно выполняющих постулаты, история возникновения которых вновь уводит в мир академического вокала, да и то ТОЛЬКО РОССИЙСКОГО. Думаю, если бы все так исправно выполняли законы и гражданские обязанности, мы были бы самым правовым и цивилизованным государством в мире!

А еще интересно, почему никого не заботит, что она опускается? Кто-то решил, что (как у Маяковского) «если вниз, то хорошо, если вверх, то плохо»? Конечно решил, и уже давно, и этот «кто-то» – все тот же академический вокал.

А что же тогда делает гортань во время нашей обычной жизни, когда мы произносим разные гласные, шепчем на ухо, орем на бойфренда, визжим, потому что мышь пробежала? Она также остается неподвижной? А зачем тогда вообще природа сделала ее подвижной, а не прикрепила намертво к позвоночнику или трахее, чтоб лишних забот не было?

*****

Все дело в том, что движение гортани в речи и вокале выполняет 2 основные функции:

Первая – помогает передвигаться по диапазону, то есть производить высокие и низкие звуки, не обязательно вокальные, для чего гортань наделена и специальными мышцами, отвечающими за ее движение вверх и вниз.

Вторая – помогает изменять тембр голоса, сокращая или удлинняя глоточный резонатор, а также выполнять различные трюки и вокальные приемы, начиная от мелизмов (украшений классической оперы), вибрато и заканчивая runs и riffs соул репертуара.

Сами подумайте, можно ли сначала выработать стойкий аттрактор (приобретенный рефлекс) и «зацементировать» гортань, а потом быстро освободиться от этой привычки, «расшевелить» гортань и запеть соул или Арию Царицы ночи?

*****

Движения гортани, если вокалист ее специально не форсирует, весьма ограничены. Она не способна сама по себе взлетать вверх и погружаться вниз. Гортань во многом напоминает автоматическую коробку передач в автомобиле: ее стартовое положение соответствует нейтралке, а по мере увеличения или снижения высоты звука переключается и «рычажок» в виде окружающих ее наружных мышц.

Причем это переключение происходит постепенно, никогда не прыгая сразу со 2 «скорости» на 5. Приходило ли вам когда-нибудь в голову, управляя автомобилем не менять передачи, зафиксировав рычаг переключения скоростей? А тронуться на нейтралке?

Есть у гортани даже, своего рода, «задний ход» в виде наклона хрящей, из которых она состоит. Ее вертикальное движение вверх-вниз благоприятствует и наклону этих хрящей (щитовидного и перстневидного), активно участвующих в фонации.

Чтобы значительно изменить положение гортани надо очень постараться! Так, во время профессионального тренинга, вокалисту предлагается поговорить голосом героя мультфильма или 3-х летнего ребенка, чтобы поднять ее вверх, и голосом великана-людоеда, чтобы опустить. И не всем это сразу удается. Это говорит о том, что природа сама предусмотрела ее естественные и незначительные движения по вертикали, пределы которых она (гортань) по своей воле не переступит.

*****

Итак, гортань может подниматься и опускаться в соответствии с более высокими и более низкими нотами нашего диапазона.

Варьирование ее высоты влияет на длину и объем глотки, изменяя тем самым пространство резонатора и создавая идеальные условия для более низких или высоких частот. Внешние мышцы гортани, таким образом, помогают и изменению положения хрящей гортани (щитовидному и перстневидному), позволяя получать необходимые модификации для достижения экстремальных пределов нашего диапазона. Изменение длины вокального тракта при помощи движения гортани создает широкий спектр тембровых красок:

низкая гортань (более длинный вокальный тракт) для более приглушенных и глубоких тонов:

высокая (более короткий вокальный тракт) – для более светлых, блестящих и для лучшей проекции звука:

Кроме того, пониженная гортань характерна для академического вокала, высокая – для тванга и бэлтинга.

Средняя гортань характерна для речевого звука, которому учит троица Riggs, Manning, Nemitz, чем, в частности, и объясняется их борьба за фиксированную гортань.

Читайте также:  Препараты при папилломатозе гортани

Правда, справедливости ради, стоит добавить, что в основу метода SLS, представителями которого они являются, положена длительная исполнительская и педагогическая практика, а не научные исследования. Такая практика вырабатывает определенные ощущения, правильные и даже действенные, но с часто далекими от истинного положения вещей объяснениями. Этим и объясняется тот факт, что процент успешных учеников-инструменталистов гораздо выше, чем учеников-вокалистов, так как в первом случае преподаватель хотя бы точно видит, что ученик и как делает, и дает последнему четкий совет.

Вокальный же педагог объясняет ощущениями, и в случае неудачи, когда студент не может их перенять, делает выводы о трудной обучаемости своего подопечного. В случае же успешного функционирования «метода» забирает себе все «лавры». Это все равно что играть в лотерею: попал – не попал. Да и талантливый ученик часто, слушая педагога, инстинктивно делает совсем не то, что ему велят, а результат получает такой, что педагог искренне верит, что сработали его указания.

*****

В нашем случае фиксированная гортань – это всего лишь ощущение, и, говоря о ней, Seth Riggs & C° не думают, что многие российские студенты бросятся со всех ног к зеркалу и будут контролировать, куда уехал их кадык. (Хотя бы потому, что большинство американских и западно-европейских студентов превосходят российских в пофигизме).

Вот как объясняет данный случай Мастер CCI по Италии Алехандро Саорин: «Некоторые известные вокальные тренеры советуют держать гортань неподвижной. Это не соответствует истине. На самом деле в результате анкеровки головы и шеи, дающей стабильность внешних мышц гортани и расширяющей глоточное пространство, возникает ощущение, что гортань не движется. Тем не менее она движется, и лишь анкеровка шеи дает ощущение стабильности».

Анкеровка головы и шеи освобождает пространство для гортани, чтобы позволить ей свободно двигаться (облегчает движение внутреннему «стержню»). Например, если вы когда-то в детстве пробовали кружиться, ухватившись рукой за шест, или же кружить ребенка вокруг себя на вытянутых руках, то могли заметить, что чем неподвижней основа (шест, вы сами), тем свободнее и лучше получается кружиться вокруг шеста, или кружить ребенка вокруг себя. Таким образом, анкеровка шеи дает бОльшую свободу и подвижность гортани. А подвижность для того же пения runs, riffs, да и для вибрато ох, как нужна!

О том же пишет и представительница научного метода «Complete Vocal Technique» Cathrine Sadolin: «Положение гортани имеет принципиальное значение для высоты ноты. Гортань поднимается на высоких нотах и опускается на низких. По мере того, как вы поднимаетесь наверх к высоким нотам, необходимо ВСЕГДА (это не я выделила – прим. авт.) приподнимать гортань. Это относится к любому музыкальному стилю. В какой мере поднимется гортань зависит от тембра, который мы хотим получить. Если хотим звонкий «светлый» тембр (часто употребляемый в поп музыке), гортань поднимается выше («поднятая гортань»). Если хотим получить глубокий «темный» тембр (типичный для оперного пения), то опускаем гортань («опущенная гортань»). Но в любом случае гортань поднимается с увеличением тональной высоты. Обычно возникают трудности во взятии высоких нот у тех, у кого не получается достаточно поднять гортань».

Единственно, что оговаривает Sadolin, что прежде, чем пробовать менять положение гортани ради изменения тембра или вокальности (sob, twang или belting), необходимо достичь свободного владения голосом на всем диапазоне: от низких нот до верхних. Но и для этого движения гортани необходимы, просто менее выраженные по сравнению с теми, которые требуются для тембровых изменений.

*****

Jo Estill, пишет: «Иногда вокалист удерживает свою гортань в низком положении с такой уверенностью и силой, что уничтожает весь свой верхний диапазон. Это случается потому, что гортань должна подниматься, чтобы производить высокие ноты».

Тогда отчего же возникает столь неприятное явление, как «кикс» голоса? Ведь, когда голос предательски дает «петуха», то преподаватель неизменно говорит: «О, гортань подскочила!»

Проведем небольшой эксперимент. Положите руку на «адамово яблоко» (кадык или то место, где у женщин он еле заметен), возьмите наиудобнейшую для вас ноту сначала полным голосом, а потом фальцетным (то есть напустив туда воздуха, как шепчут наши эстрадные дивы) и посмотрите, что случится… Гортань подскочила? Или что-то внутри гортани? Тогда что?

А этот вокалист неужели умудряется так быстро двигать гортань вверх-вниз? Это ж, как сказал один из героев культовой российской комедии, настоящие скАчки!

*****

Внутри гортани, как известно, находятся голосовые связки, или голосовые «струны», как их называет иноземная терминология (vocal cords, corde vocali). Одним концом они прикрепляются к внутренней поверхности щитовидного хряща, а другим к этаким «струнодержателям», называемым черпаловидными хрящами.

Но если струнодержатель (или бридж) музыкального инструмента фиксирован, то иначе обстоит дело с хрящами, способными совершать различные движения: скольжение, вращение, наклон, влияя на смыкание-размыкание и массу голосовых связок.

А теперь предположим, что струнодержатель на гитаре неожиданно повысился, например, какой-то, мягко говоря, шутник засунул под струны, в месте его крепления, деревяшку. В таком случае струны, изменив по отношению к грифу угол своего расположения с одной стороны, неминуемо натянутся несвойственным им образом.

Читайте также:  После гортани вдыхаемый воздух поступает

Примерно то же происходит и с человеческими «струнодержателями» с той лишь разницей, что помимо механических воздействий на них оказывает влияние и главная движущая сила фонации – воздух.

При внезапном усилении подсвязочного давления (резком и обильном выдохе) уровень голосовых связок сзади поднимается из-за заднего вращения черпаловидных хрящей, которые поднимают голосовые отростки и задние концы мышечно-мембранной части голосовых связок. Голосовые связки резко натягиваются под непривычным углом – и получается фальцет. А потом снова поворачиваются вперед, опуская голосовые отростки и возвращая голосовые связки в их обычное состояние. В результате резкого изменения геометрии связок возникает эффект «кикса» или «петуха».

Хотя научные поиски в области данного явления еще не закончены, но основные три причины подобного «скачка» черпаловидных хрящей установить удалось: помимо вышеописанного явления, а именно слишком сильной подачи воздуха другими являются:

– именно фиксация гортани в непривычном для нее положении: этакий эффект лифта, который резко остановился а люди вверх подпрыгнули или, наоборот, вжались в пол;

– неумение совершать действия, способствующие плавному удлинению голосовых связок;

– отсутствие анкеровки, придающей стабильность внешней структуре и расширяющей пространство вокруг гортани, тем самым способствуя мобильности гортани и ее хрящей;

С механической точки зрения такое явление напоминает слетание цепи на велосипеде: крутанул педали назад, поменял резко переключатель скорости… и привет!

*****

Так что, дорогие вокалисты, работать надо в этих направлениях, а не отслеживать передвижения бедного кадыка в зеркало.

Хотя, во многих музыкальных стилях такой прием быстрого изменения состояния смыкания голосовых связок (yodeling) применяется и специально: помимо уже обозначенной выше тирольской народной музыки, в музыке soul, в русских траурных песнях (где «слом» голоса служит для выражения душевной боли), в цыганских песнях.

Так что если ваша вокальная техника достигла совершенства, не позволяя «кукарекать» в неугодных вам случаях, можете взять на вооружение этот эффектный прием.

Природа, как известно, не ошибается, и споры с ней, в виде разворачивания рек, посадок кукурузы на целине, управления диафрагмой и обездвиживания гортани приводят не к хорошим результатам, а к прямо противоположным. Поэтому, не мучайте многострадальный орган, а позвольте ему спокойно выполнять свою естественную функцию!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Источник

При пении, а так же при разговоре на тембр голоса , на его окраску влияет положение подвижных
механизмов вокального тракта: гортани, языка, мягкого неба, губ, положение челюсти… В данной статье хочу поговорить о положении гортани, так как ее положение является очень важным при пении и оказывает большое влияние на качество звука.

Гортань поднимается на высоких нотах и опускается на низких. Ее положение сильнее всего влияет на наш тембр голоса. Если, например, гортань немного приподнять, то звук становится легче,
светлее. Часто вокальные педагоги просят сделать звук светлее и, если у студента это
не получается, винят самого студента – это уже к вопросу того, что не все образы действуют на всех одинаково. Куда проще было бы сказать “Приподними немного гортань!”, и всего.

Если, в свою очередь, гортань приопустить, то звук становится глубже, темнее. Когда мы производим высокую ноту, гортань всегда поднимается , это физиология. Но мы можем немного корректировать положение гортани: немного приподнять от высокого или немного опустить, в зависимости от того, какое качество звука нам требуется в данный момент. Если это, предположим, народный звук, светлый – то гортань следует приподнять, если классический, то
приопустить. Но в любом случаи для достижения высокой ноты она поднимается, она не может оставаться в речевой позиции, на месте.

Когда студенты не могут спеть высокую ноту, испытывают дискомфорт, по мимо зажима часто встречается проблема не достаточно поднятой гортани. Если на высокой ноте вы нарочно пытаетесь опустить гортань, вы мешаете естественному процессу и можете получить вокальные травмы. Именно по этому опере, где требуется пониженная гортань для притемненного
объемного звука обучаются долго и тяжело. Но даже в опере многие певцы слишком буквально
относятся к выражению “пониженная гортань” и тем самым создают себе проблемы.

Прежде чем манипулировать положением гортани, следует научиться петь естественно, позволить
гортани двигаться естественно от низких до высоких нот, узнать свой диапазон, изучить свой голос, научиться контролировать его. И только после этого можно корректировать ее положение на той или иной ноте.

Движение гортани не должно быть большим, понижение не означает, что мы опускаем гортань до пола и при повышении так же не делаем его чрезмерно сильно . Я говорю сейчас о тех, у кого гортань не занижена или не завышена в силу многолетней привычки так петь или разговаривать. В этом случаи следует сначала найти ее нейтральное положение.

Часто при обучении вокалу просят зевнуть. Зевок придает звуку объем, но и понижает гортань. При этом звук становится темным. Приподнятая гортань делает звук светлее, легче. При этом как правило язык находится высоко.

Читайте также:  Ингаляции адреналина при стенозе гортани

Для тренировки положений гортани и выработки мышечной памяти существуют специальные упражнения.
Из-за того, что исполнители не умеют контролировать состояние гортани, некоторые
стили пения для них становятся не доступными и даже опасными.
Например, в рок-вокале гортань находится в среднем и повышенном положении.

Если вы хотите обрести вокальную свободу, петь в любых музыкальных стилях не испытывая дискомфорта, а так же заботитесь о своем вокальном здоровье, то данную тему обойти и не затронуть просто не возможно!
Желаю всем свободного пения!

Источник

Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano

Дыхание при пении в разных регистрах. Для грудного регистра является характерным значительная амплитуда дыхательных движений и использование большого количества воздуха во время пения; в то время как при головном регистре амплитуда дыхательных движений невелика и используется гораздо меньше воздуха, хотя и здесь могут быть индивидуальные особенности.

Значение трахеи и бронхов, как резонаторов. При пении в головном регистре необходимым является участие трахеи и бронхов, однако, это участие, как правило, гораздо меньшее, чем при пении в грудном регистре.

Роль легких в резонаторной функции. Легкие играют роль заглушающей системы для тонов высокой частоты, т.е. прежде всего тонов головного регистра.

Характер колебаний голосовых связок. При грудном регистре колебание голосовых связок бывает полным, т.е. колебаниям подвергаются голосовые связки в целом. При головном регистре колеблются исключительно лишь их края.

Объем резонаторных полостей гортани. Объём резонаторных полостей при грудном регистре увеличивается, при головном регистре уменьшается. Доказательством этому явлению служат рентгеновские и томографические снимки.

Положение гортани. При грудном регистре гортань обычно располагается низко, при головном регистре — высоко. Однако такое положение гортани не является правилом и зависит оно от индивидуальных особенностей строения голосового аппарата, а также от техники пения.

дыхание при пении

Влияние наружных мышц гортани. Грудинно-щитовидная и перстне-щитовидные мышцы составляют тесно связанную мышечную систему, от которой зависит функция внутренних мышц гортани. При грудном регистре отмечается преобладание напряжения грудинно-щитовидных мышц, а при головном регистре превалирует функция нерстне-щитовидных мышц.

Резонанс и усиление гармонических тонов. При грудном регистре преобладают низке форманты, которые придают голосу „тёмную” окраску. В то время, как при головном регистре отмечается большое количество формантов с большой частотой колебаний, придающих голосу „светлую” окраску.

Участие надсвязочных пространств (надставной трубы) в резонаторной функции. Резонаторы надсвязочного пространства должны брать участие в формировании голоса, как с грудным, так и с головным регистром. Как низкие голоса (бас, баритон, альт, меццосопрано), так и высокие должны содержать отзвуки, возникающие в надставной трубе, только в низких голосах содержание этих отзвуков значительно меньшее, чем в высоких. Резонаторы определяют тембр звучания гласных.

Между регистрами имеется определенное равновесие в том случае, если голосовой аппарат обладает способностью быстро трансформироваться в соответствии с описанными выше функциями. Способность голосового аппарата быстро изменять свою форму и соответственно функцию отдельных его частей является условием определенного равновесия между регистрами. Динамичность голосового аппарата может быть врожденной или приобретенной, т.е. выработанной в течение долголетней практики.

При исследовании процессов, лежащих в основе высшей нервной деятельности, Павлов обращал внимание не только на силу и взаимное равновесие, но также и на их динамичность. Его наблюдения над условно-рефлекторной деятельностью показали, что в одних случаях у животных отмечается должная динамичность процессов в коре головного мозга, в то время как в других случаях имеет место некоторая их замедленность. Наблюдения Павлова можно применить также к человеку, в частности при разборе вопроса о голосообразовании и восстановлении голоса после различного рода нарушений.

С вопросом регистров тесно связана их зависимость от напряжения голоса (forte, piano). Правильный звук грудного регистра при затихании должен обладать способностью перехода в звук головного регистра, который с самого начала должен быть составной частью каждого звука. От этого зависит качество звука и способность оперирования crescendo и diminuendo при каждой степени напряжения.

Если при звукообразовании преобладает грудной резонатор, голос становится чрезмерно глубоким, выходящим как-будто бы из бездонной пропасти, если же преобладают головные резонаторы, голос звучит резко, пронзительно, неприятно для слуха.

– Также рекомендуем “Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии”

Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:

  1. Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
  2. Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
  3. Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
  4. Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
  5. Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
  6. Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
  7. Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
  8. Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
  9. Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
  10. Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов

Источник