Особенности строения гортани органов у детей

Особенности строения гортани органов у детей thumbnail

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.

У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.

В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.

В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.

У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.

В 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.

Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.

В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.

Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.

После трехмесячного возраста различают II периода.

  1.  период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
  2.  окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).

Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.

В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.

Особенности дыхательных путей ребенка

Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.

Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.

Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.

Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.

В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту.

Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.

Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.

Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.

Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.

В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.

Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.

При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.

Особенности строения носа ребенка

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.

При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.

При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.

Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.

Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.

Особенности глотки ребенка

Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам. К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.

Читайте также:  Хронические воспалительные заболевания гортани

В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.

Особенности гортани ребенка

Гортань у детей — воронкообразной формы, является про должением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрос лых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где распо лагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обуслов лен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у ново рожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5—7 лет — 6—7 мм, к 14 годам — 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нерв ных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.

Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет бо лее острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гор тань.

Особенности трахеи ребенка

Трахея является продолжением гортани. Она широкая и ко роткая, каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкаю щей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого коли чества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.

Анатомически трахея новорожденного находится на уров не IV шейного позвонка, а у взрослого — на уровне VI—VII шей ного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее би фуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет — на уровне V—VI грудно го позвонка.

В процессе физиологического дыхания просвет трахеи ме няется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего попереч ного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.

Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10—15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.

Особенности трахеи у детей способствуют развитию ее вос паления — трахеиту, который сопровождается грубым, низким по тембру кашлем, напоминающим кашель «как в бочку».

Особенности бронхиального дерева ребенка

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая обо лочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25—1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21го поряд ка. С возрастом количество ветвей и их распределение остают ся постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на пер вом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является про должением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются ино родные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндри ческий эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до пол ного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует сла бому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может при вести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою оче редь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхолегочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Особенности легких у детей

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сег менты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из сое динительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1)      от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2)      от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включе ниями легочной ткани;

3)      от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4)      от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соот ветствуют друг другу, как у взрослого человека.

Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.

Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функ ционирование многих органов и систем; легкие принимают учас тие во всех видах обмена веществ.

Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества — сурфактанта, также оказы вающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.

С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у под ростка — уже 16—18 дыхательных движений в 1 минуту. Завер шается развитие легких к 20 годам.

Самые различные заболевания могут нарушать у детей жиз ненно важную функцию дыхания. Изза особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста изза недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пнев монии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базальнозаднем сегменте нижней доли. Может часто поражать ся средняя доля правого легкого.

Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, опреде ление газового состава крови, рН крови, исследование функ ции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.

По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о нали чии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).

Источник

Чтобы защитить вашего малыша от болезней «уха-горла-носа» и их последствий, необходимо, прежде всего, осознать многообразие и опасность таких болезней. У ЛОР-заболеваний в детском возрасте симптомы (в отличии от взрослых) бывают яркими и с выраженным болевым синдромом. Поэтому особенно важно обратиться к детскому ЛОР врачу как можно быстрее, при появлении первых симптомов!

Особенности строения ЛОР-органов у младенцев

Полость носа и околоносовые пазухи

Размеры полости носа у новорождённых и грудных детей относительно небольшие. Полость носа короче, уже и расположена ниже, по сравнению с другими возрастными группами, вследствие недоразвития лицевого скелета. Вертикальный размер носовой полости значительно уменьшен из-за отсутствия перпендикулярной пластинки решётчатой кости, формирующейся только к 6-летнему возрасту. Нижняя стенка полости носа тесно соприкасается с зубными зачатками в теле верхней челюсти, с чем связан риск развития остеомиелита верхней челюсти при воспалении полости носа и решётчатых пазух. Ускорение роста происходит уже в первом полугодии жизни и связано с интенсивным развитием черепа, главным образом верхнечелюстного отдела, и прорезыванием зубов.

Читайте также:  Шишка в районе гортани

Наряду с малыми размерами полости носа имеет значение резкое сужение носовых ходов, закрытых хорошо развитыми носовыми раковинами. Нижние носовые раковины расположены низко, плотно прилегают ко дну полости носа, вследствие чего нижние носовые ходы непроходимы для воздуха. Верхние и средние носовые ходы практически не выражены, дети вынуждены дышать через узкий общий носовой ход. В данной возрастной группе часто встречается выраженное затруднение носового дыхания, особенно при скоплении слизистого секрета или корочек в полости носа.

В результате несоответствия значительного объёма носовых раковин узкой дыхательной области острый ринит у новорождённых и грудных детей протекает тяжело, с преобладанием общих симптомов и частым развитием осложнений. Даже небольшое набухание слизистой оболочки узкой и маленькой полости носа приводит к прекращению носового дыхания. Дыхание ребёнка принимает характер “летучего”: дети дышат часто и поверхностно, но крылья носа не раздуваются, как при пневмонии. Сосание резко затруднено или невозможно, нарушен сон; ребёнок беспокоен, масса тела снижается, возможно присоединение диспепсии, гипертермии. Дыхание через рот приводит к аэрофагии с метеоризмом, ещё более затрудняющим дыхание и приводящим к нарушению общего состояния ребёнка. При заложенности носа ребёнок откидывает голову назад, чтобы было легче дышать , возможны судороги. В связи с выраженной наклонностью к генерализации любых воспалительных процессов у новорождённых и грудных детей острый ринит протекает как острый ринофарингит. При этом на мягком нёбе можно видеть покрасневшие, выдающиеся кпереди бугорки – закупоренные слизистые желёзки.

Для этой возрастной группы характерен так называемый задний насморк, обусловленный скоплением инфицированной слизи в задних отделах носа, связанный с затруднением отхождения секрета в носоглотку из-за особенностей строения хоан. На задней стенке глотки видны полоски вязкой мокроты, спускающейся из носа, гиперемия лимфоидных гранул задней стенки глотки; можно определить увеличенные затылочные и шейные лимфатические узлы.

Слизистая оболочка полости носа у детей раннего возраста очень нежная, хорошо васкуляризирована. Наблюдаемая у новорождённых складчатость слизистой оболочки носовой перегородки вскоре исчезает. Реснитчатый эпителий непосредственно переходит в многослойный эпителий преддверия носа. Важная особенность полости носа у новорождённых и детей первого полугодия жизни — отсутствие кавернозной (пещеристой) ткани в области свободного края нижней и средней носовой раковины. В связи с этим у детей этого возраста практически не бывает спонтанных носовых кровотечений, в отличие от старших детей. При появлении кровянистых выделений из носа необходимо провести тщательное обследование для исключения врождённой гемангиомы или инородного тела полости носа. По той же причине у новорождённых и детей первого полугодия жизни нецелесообразно применять сосудосуживающие капли в нос, действие которых рассчитано на рефлекторное сокращение кавернозной ткани носовых раковин. Редкость спонтанных носовых кровотечений также объясняют недоразвитием и глубоким расположением веточек носонёбной артерии и её анастомозов в передненижней части носовой перегородки (кровоточащая зона Киссельбаха).

Околоносовые пазухи у новорождённых недоразвиты и формируются в процессе развития лицевого скелета и роста ребёнка. При рождении имеются две околоносовые пазухи: хорошо развитая решётчатая пазуха (передние и средние клетки решётчатого лабиринта) и рудиментарная верхнечелюстная пазуха в виде узкой щели (дивертикул слизистой оболочки) у внутреннего угла глазницы в толще кости верхней челюсти. Лобная, клиновидная пазухи и задние клетки решётчатой кости находятся в зачаточном состоянии. В связи с этим из заболеваний околоносовых пазух у новорождённых и грудных детей преобладает поражение решётчатого лабиринта (этмоидит), протекающее особенно тяжело с орбитальными и септическими осложнениями.

Сопли у грудничка

Очень часто возникают ситуации, когда у ребенка текут сопли, при этом нет никаких признаков простуды. Такой насморк носит физиологический характер, он может продолжаться, пока новорожденному не исполнится 2 месяца. Факторы, вызывающие появление соплей у новорожденных:

  1. Инфекция. Чаще всего простудные заболевания возникают при попадании в организм вирусной инфекции, передаваемой воздушно-капельным путем. ОРВИ у младенцев прогрессирует стремительно и проявляется ярко выраженной симптоматикой.
  2. Аллергия. Сопли у детей еще могут иметь аллергический характер. Возникают они при носовом вдыхании таких аллергенов как пыль, пыльца цветущих растений, пух, шерсть. В таких ситуациях усложняется процесс дыхания, малыш начинает чихать, из носа выделяются водянистые сопли. Реакция сосудов на внешние раздражители. Очень часто сопли у новорожденных возникают при высокой чувствительности сосудов носоглотки на окружающие факторы. Обычно проявляется такой процесс приступами чиханья, поочередной заложенностью носовых пазух, обильными выделениями из носа.
  3. Увеличенные аденоиды. Особенность физиологии детской дыхательной системы заключаются в том, что при рождении у деток начинают стремительно расти аденоиды. Они иногда провоцируют образование соплей, которые имеют зеленоватый цвет. В таких случаях необходимо грудничку капать в нос 1%-ый раствор колларгола.

Лечение ринита у новорожденных характеризуется сложностью, что обусловлено узкими носовыми ходами. Протекание ринита у новорожденных имеет свои особенности, что объясняется физиологическими и анатомическими особенностями грудного ребенка. Сложность течения болезни заключается в том, что груднички не могут самостоятельно освободить нос от скопившейся слизи, а также не умеют дышать ртом, что особенно опасно во время сна и кормления грудью.

Многие родители не знают, что делать, когда сопли у новорожденного беспокоят малыша и днем, и ночью. Самостоятельно нельзя начинать проводить медикаментозное лечение ринита у малыша, терапия может быть назначена только специалистом.

Особенности строения гортани органов у детейЧем лечить насморк у новорожденного, зависит от факторов, вызвавших такое состояние слизистой оболочки носа ребенка. Еще до посещения кабинета специалиста родители могут выполнить действия, направленные на облегчение состояния их малыша. Прежде всего, если наблюдается сильный насморк у младенца, затрудняющий носовое дыхание, необходимо очистить носовые ходы от патологического секрета. Для этой процедуры хорошо подходят растворы на основе морской воды или обычный физраствор

Увлажнение воздуха должно стать еще одним действием родителей, которые не знают, что делать, когда у младенца насморк. Хорошо проветренное помещение с влажным воздухом способствует более быстрому восстановлению слизистой оболочки носа. Повысить влажность в сухом помещении можно с помощью использования увлажнителя воздуха. Оптимальные показатели влажности воздуха в комнате, где находится больной ребенок – 50% при температуре 20-21ºС.

Лечение прозрачных соплей у ребенка должно проводиться только по назначению врача, поскольку такой симптом может указывать на несколько заболеваний. Независимо от причины появления ринита родители должны регулярно очищать носик крохи, улучшая этими действиями носовое дыхание. Для этого можно использовать специальный прибор для отсасывания слизи – назальный аспиратор. Если в носу прозрачные сопли густые настолько, что их сложно удалить из носовой полости, необходимо слизь сначала разжижить. Для этого хорошо подходят растворы на основе морской воды, а также отвары таких трав, как ромашка. Нужно закапать несколько капель в каждый носовой ход ребенка, а затем воспользоваться аспиратором. Важно придерживаться не симптоматического лечения, а проводить действия, направленные на устранение причины развития заболевания. Родители должны своевременно обратиться к специалистам, которые скажут, чем лечить у ребенка прозрачные сопли, предварительно установив точный диагноз.

Глотка

У детей рядом со срединной перегородкой заглоточного клетчаточного пространства имеются лимфатические узлы, куда впадают лимфатические сосуды от небных миндалин, задних отделов носовой и ротовой полостей. С возрастом эти узлы атрофируются; у детей они могут нагнаиваться, образуя заглоточный абсцесс.

Читайте также:  Чем лечить отек гортани в домашних условиях

У детей часто встречаются аденоиды.

Гортань

У новорожденных и лиц молодого возраста гортань располагается не­сколько выше, чем у взрослых (у взрослых верхний край гортани на границе IV и V шейных позвонков).

У детей кадык мягкий и не пальпируется.

У детей в подголосовой полости хорошо развит рыхлый подслизистый слой. Воспалительный отек его называется ложным крупом.

Наружное ухо

У новорожденного и младенца в первые 6 месяцев жизни вход в наруж­ный слуховой проход имеет вид щели за счет того, что верхняя стенка почти вплотную прилегает к нижней.

У новорожденных височная кость еще не полностью развита, поэтому костная часть слухового прохода у них отсутствует, существует лишь кост­ное кольцо, к которому прикрепляется барабанная перепонка. Костная часть слухового прохода формируется к 4 годам и до 12-15 лет меняются диаметр просвета, форма и величина наружного слухового прохода.

Барабанная перепонка

У детей барабанная перепонка имеет почти круглую форму и значитель­но толще, чем у взрослых (0,1 мм), за счет внутреннего и наружного слоев. Поэтому при острых средних отитах у детей может не наблюдаться перфора­ции барабанной перепонки.

Среднее ухо

Слуховая (евстахиева) труба у детей шире и короче, чем у взрослых.

Сосцевидный отросток

У новорожденного сосцевидная часть среднего уха имеет вид неболь­шого возвышения позади верхнезаднего края барабанного кольца, содержа­щего только одну полость — антрум. Формирование сосцевидного отростка заканчивается к началу 7-го года жизни ребенка.

Тугоухость

Это заболевание, характеризующееся снижением слуха, вплоть до полной его потери. Встречается патология среди людей различных возрастных категорий, может быть врожденной или приобретенной проблемой. Тугоухость у новорожденных чаще всего появляется как результат перенесения женщиной каких-либо инфекционных или вирусных заболеваний во время беременности.

Проблема нарушений слуха у новорожденных очень актуальна как с социальной, так и с медицинской точки зрения. Все дело в том, что снижение слуха у малыша приводит к наличию отклонений речевого развития, влияет на интеллект и формирование личности.

Поэтому еще до выписки во многих современных родильных домах каждый малыш проходит тест на тугоухость у новорожденных с помощью специального автоматизированного оборудования. Если тест не был пройден, выдается направление к узкому специалисту для дальнейшего обследования и тестирования слуха.

Симптомы врожденной тугоухости

Главным симптомом тугоухости у новорожденных является отсутствие какой-либо реакции на звуки. При нормальном слуховом развитии малыши уже в возрасте двух недель вздрагивают от внезапных или слишком громких звуков.

В месяц малыш уже реагирует на голос мамы, в три месяца узнает по звуку любимые игрушки. И поворачивает голову в сторону звука. Если такой реакции не наблюдается нужно срочно обращаться к врачу.

К числу наиболее вероятных причин тугоухости у новорожденных относятся:

  • грипп, токсоплазмоз, герпес и краснуха, перенесенные во время беременности матерью;
  • прием алкоголя и курение;
  • недоношенность малыша, вес менее 1500 гр.;
  • плохая наследственность.

Также риск тугоухости у новорожденных повышается, если беременной женщиной осуществлялся прием токсичных медикаментов (стрептомицин, фуросемид, аспирин, гентамицин и др.)

Различают три степени нарушения слуха у новорожденных:

  • Первая степень заболевания считается самой легкой, при ней человек может воспринимать шепот на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь средней громкости с 4х метров. Затруднения слухового восприятия наблюдаются при искажении речи собеседника, а также при наличии постороннего шума.
  • При наличии второй степени тугоухости у ребенка возникают затруднения при распознавании шепота на расстоянии больше метра. При этом разговорная речь лучше всего воспринимается, когда собеседник удален не более чем на 3,5-4,0 метра. Однако и при таком удалении некоторые слова могут восприниматься неразборчиво.
  • Самой тяжелой является третья степень тугоухости. При таком нарушении слуха шепот практически неразличим даже на очень близком расстоянии, а разговорная речь может восприниматься только на расстоянии не более 2 метров.

Острый средний отит

Особенность диагностики

Особенности строения гортани органов у детейКлиническая диагностика. Последовательность развития острого среднего отита такая же, как у детей других возрастных групп: катаральная стадия воспаления, образование экссудата, перфорация барабанной перепонки и гноетечение из уха, развитие осложнений или благоприятное разрешение процесса. Наиболее важный симптом заболевания — боль в ухе — у новорождённых и грудных детей обнаруживают по изменению поведения ребёнка. Острая боль возникает внезапно и обычно бывает настолько сильно выражена, что ребёнок задерживает дыхание. Дети второго полугодия жизни прекращают игру, хватаются рукой за ухо. При чихании, глотании, кашле, сопровождающихся повышением давления воздуха в барабанной полости, боль усиливается; временами боль утихает. Ребёнок заторможен, податлив, сонлив. Через определённые промежутки времени болевой приступ повторяется с прежней или большей интенсивностью. Иногда беспокойное поведение ребёнка сменяется кажущимся успокоением, ребёнок много спит, засыпает во время кормления, вялый, что указывает на угнетение нервной системы. Повышается температура тела; дети плохо спят, часто просыпаются с криком и долго не успокаиваются, вздрагивают, стонут. Выражение лица страдальческое, фиксированный взгляд, болезненные гримасы. Перемена положения ребёнка не оказывает успокаивающего воздействия.

Ребёнок до 4-5 мес не может локализовать боль, только беспомощно вертит головкой. Наблюдаются беспорядочные и навязчивые движения: маятникообразное движение головой и «симптом пережёвывания языка». Причина этих движений — стремление ребёнка найти оптимальное положение, в котором меньше бы болело ухо. На высоте боли возможны судороги рук (поза капельмейстера) или ложный опистотонус. При нарастании интоксикации возможно присоединение судорожных сокращений глазных мышц. Дети второго полугодия жизни тянутся руками к больному уху, трут его тыльной стороной кисти, стараются всунуть пальчик в слуховой проход. Грудные дети отказываются от еды; охотнее сосут грудь, противоположную стороне больного уха. Характерна болезненность при надавливании на козелок (симптом Ваше), так как по неокостеневшей части слухового прохода давление непосредственно передаётся на воспалённую барабанную перепонку (после года жизни болезненность при надавливании на козелок указывает только на поражение наружного слухового прохода).

Диагностика заболеваний ЛОР-органов у младенцев

Особенности строения гортани органов у детейОбследование и лечение малышей заметно отличается от работы с взрослыми пациентами. Маленький пациент не всегда может толково рассказать, что его беспокоит, не умеет правильно рассасывать таблетки, полоскать горло. Умение и навыки хорошего детского ЛОР врача находить подход к захворавшему малышу, налаживать с ним психологический контакт не менее ценны, чем профессиональные навыки специалиста-отоларинголога. Физиологические и анатомические особенности организма маленького ребенка обуславливают специфичность проведения лечебных процедур, осмотра ЛОР-органов, анестезии (при необходимости).

Современные методы диагностики ЛОР-патологии включают в себя: уточнения жалоб родителей, вопросов лечебно-диагностического комплекса и др  , объективный осмотр, лабораторные анализы, эндоскопические и компьютерные исследования носа, горла, и уха, ультразвук.

Лечение заболеваний ЛОР-органов у младенцев

Особенности строения гортани органов у детейВажнейшей задачей в лечении отоларингологических заболеваний является недопущение перехода болезни в хроническую форму. В лечение ЛОР-патологии используются терапевтические (медикаментозные, физиотерапевтические) методы. В последние годы активно применяются малоинвазивные лазерные и эндоскопические методы для лечения отоларингологической патологии.

Профилактику заболеваний у детей носоглотки, гортани и органов слуха необходимо применять с самого раннего возраста. Квалифицированный специалист детский ЛОР поможет Вам разработать план профилактических мероприятий, благодаря которым Ваш малыш избежит хронических простудных и инфекционных заболеваний, а также опасность различных осложнений.

Помните, что в не зависимости от возраста и общего состояния организма, ребенок требует постоянного внимания. Детский врач ЛОР всегда поможет вовремя диагностировать заболевание, установить его причины, а также назначит соответствующее лечение и предотвратит возможные осложнения.

Источник