Особенности строения гортани голосовой аппарат
Для лучшего овладения своим голосом необходимо понимание – что такое голосовой аппарат, как взаимодействует голос с голосовым аппаратом, знать строение и функции голосового аппарата. Рассмотрим, из чего же состоит голосовой аппарат.
Составляющие голосового аппарата:
— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы
В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.
Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.
Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.
Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.
Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.
Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.
У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.
Голосовые резонаторы
К голосовому аппарату относятся резонаторы.
Резонатор – часть голосового аппарата, которая усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга. Резонаторы влияют на голос – придают тембр – определенную окраску.
Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные). Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные). Это трахея и бронхи.
Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов, а нижняя часть диапазона — с использованием грудных резонаторов.
Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.
Атака звука
Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.
Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.
Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная
Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.
Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».
Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.
.
Источник
Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
Пространство выше ложных голосовых связок носит название преддверия гортани (vestibulum laryngis). Между ложными и истинными голосовыми связками по правой и левой стороне находятся углубления, называемые морганиевыми желудочками. Пространство ниже истинных голосовых связок носит название подсвязочной полости (cavum infraglotticum).
Величина и форма преддверья гортани, подсвязочной полости, а также морганиевых желудочков постоянно изменяются. Во время произношения и пения низких звуков они расширяются, и наоборот, во время образования высоких тонов уменьшаются в своих размерах. Вышесказанное подтверждается томографическими снимками гортани во время произношения низкой гласной у, а также высокой и.
Пространство под истинными голосовыми связками представляет собой резонаторную камеру, расширяющуюся книзу по направлению к трахеи. Это пространство имеет важное значение в формировании тембра голоса.
Движение гортани вверх и вниз, а также сближение и перемещение вбок голосовых связок, их натяжение и колебание происходит благодаря функции мышц гортани. Анатомические данные об этих мышцах читатель может найти в учебниках нормальной анатомии и отоларингологии.
В течение долгого времени не было известно, какое значение имеют некоторые наружные мышцы для фонации. Особенно много внимания исследователи посвящают выяснению роли грудинно-ключично-сосковой мышцы. Наружные мышцы гортани выполняют следующие функции: а) стабилизируют гортань в определенном положении; б) подтягивают гортань вверх; в) опускают гортань; г) выдвигают гортань вперед и д) перемещают её назад. Влияние этих мышц на голосообразование до сих пор полностью еще не выяснено.
Благодаря роботам Schilling получены исчерпывающие данные, касающиеся двух мышц гортани, а именно: перстнещитовидной и грудиннощитовидной.
Правая и левая перстне-щитовидные мышцы (mm. cricothyreoidei) натягивают истинные голосовые связки. Благодаря сокращению этих мышц щитовидный хрящ приближается к перстневидному хрящу, что сопровождается увеличением силы голоса.
При повреждении перстне-щитовидной мышцы тон голоса понижается и образование высоких звуков становится затруднительным. Голос в таких случаях — низкий, звучит как бы на одном уровне, утрачивается его мелодичность даже при обычной разговорной речи. Сила голоса также ослабляется, а в особенно тяжелых случаях бывает настолько слабой, что крик становится невозможным.
Полное нарушение функции перстне-щитовидных мышц наблюдается очень редко, частичное же нарушение функции этих мышц встречается сравнительно часто у людей, профессия которых связана с напряжением голоса; так, например, у певцов, актёров, лекторов, ораторов и т.д. У лиц с такими профессиями работа в несоответствующем им голосовом регистре часто приводит к чрезмерной нагрузке наружных мышц гортани. Такие люди являются частыми пациентами ларингологов и фониатров. Наружные мышцы гортани функционально связаны с внутренними мышцами гортани, и нарушение функции первых отрицательно сказывается на работе всего голосового аппарата. Чрезвычайно интересным фактом является то, что при ларингоскопии в таких случаях не удастся установить никаких отклонений от нормы, а патологические изменения становятся явными лишь во время образования низких и высоких звуков. В разделе о томографии гортани мы еще вернемся к этой теме.
Функция перстне-щитовидных мышц имеет особо важное значение у певцов. Эти мышцы могут быть перенапряжены в случаях ошибочного и ненужного стремления к расширению регистра голоса вверх, например, у ложных теноров, а на самом деле — баритонов, которых принуждают к исполнению произведений в высокой тесситуре. Антагонистами указанных выше мышц являются грудинно-щитовидные мышцы.
Правая и левая грудинно-щитовидные мышцы (mm. sternothyreoidei) при своём сокращении отпускают гортань, благодаря их сокращению уменьшается натяжение истинных голосовых связок и голос понижается. Эти мышцы удерживают гортань в определенном положении и препятствуют большим смещениям её.
Schilling на основании своих наблюдений пришел к заключению о том, что перстнещитовидные и грудинно-щитовидные мышцы регулируют деятельность внутренних мышц гортани и играют ведущую роль при звукообразовании. При повреждении этих мышц звукообразование становится невозможным, несмотря на то, что на слизистой оболочке гортани не удается обнаружить никаких патологических изменений. Так, при травме наружных мышц гортани у человека, работа которого связана с использованием голоса, может возникнуть вопрос об изменении его профессии.
В последнее время появилось значительное количество работ различных ученых (Farabeuf, Pirquet, Pressmann, Terracol), посвященных изучению функции одной из внутренних мышц гортани: а именно: наружной щиточерпаловидной мышцы (m. thyreo-arytenoideus externus).
Как указывает Terracol, наружная щиточерпаловидная мышца простирается вдоль всей длины гортани в передне-заднем направлении.
Мышца эта очень широкая, состоит из многочисленных переплетающихся между собой и покрывающих друг друга длинных волокон, в состав её входят также и циркулярные волокна. Farabeuf (цитируют по Terracol) считает, что в этой мышце можно выделить три пучка круговых мышечных волокон, являющихся отдельными самостоятельными мышцами, сжимающими гортань и расположенными на различной высоте по её длине:
1) на уровне ложных голосовых связок (sphincter ventricularis)
2) на уровне преддверия (sphincter vestibularis) и 3) на уровне истинных голосовых связок (sphincter glotticus). Вследствие наличия этих трёх сжимателей, механизм возникновения функциональных расстройств голоса, в основе которых лежат гипер-, гипо- и дискинетические феномены, часто является очень сложным. Парадоксальные результаты ларингоскопии и стробоскопии иногда усложняют диагностику заболевания.
Мышцы гортани функционируют комплексно, а не каждая в отдельности. Они выполняют следующую работу: 1) разъединяют истинные голосовые связки во время вдоха и выдоха; 2) сближают истинные голосовые связки и обеспечивают их смыкание во время фонации; 3) обусловливают стабилизацию гортани; 4) укрепляют голосовые связки; 5) натягивают истинные голосовые связки; 6) укрепляют их свободный край. Биологически важная функция — перемещение вбок истинных голосовых связок во время вдоха и выдоха (расширение голосовой щели) осуществляется благодаря сокращению одной только задней перстне-черпаловидной мышцы, которая является антагонистом остальных мышц гортани, сближающих истинные голосовые связки во время фонации.
– Также рекомендуем “Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса”
Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:
- Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
- Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
- Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
- Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
- Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
- Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
- Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
- Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
- Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
- Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов
Источник
Оглавление темы “Анатомия гортани”: 1. Гортань. Анатомия гортани 2. Хрящи гортани. Связки гортани. Соединения гортани. Суставы гортани 3. Мышцы гортани. 4. Полость гортани. Предверие гортани. Голосовая щель. Звукообразование в гортани 5. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток от гортани. Сосуды и нервы гортани 6. Топографическая анатомия гортани Полость гортани, cavitas laryngis, открывается отверстием — входом в гортань, aditus laryngis. Оно ограничено спереди свободным краем надгортанника, сзади — верхушками черпаловидных хрящей вместе со складкой слизистой оболочки между ними, plica interarytenoidea, с боков — складками слизистой оболочки, натянутыми между надгортанником и черпаловидными хрящами, — plicae aryepiglotticae. По бокам последних лежат грушевидные углубления стенки глотки, recessus piriformes. Сама полость гортани по форме напоминает песочные часы: в среднем отделе она сужена, кверху и книзу расширена. Верхний расширенный /этдел полости гортани носит название преддверия гортани, vestibulum laryngis. Преддверие простирается от входа в гортань до парной складки слизистой оболочки, расположенной на боковой стенке полости и носящей название plica vestibularis; в толще последней заложена lig. vestibulare. Стенками преддверия являются: спереди — дорсальная поверхность надгортанника, сзади – верхние части черпаловидных хрящей и plica interarytenoidea, с боков — пар_ная эластическая перепонка, протягивающаяся от plica vestibularis до plica aryepiglottica и называемая membrana fibroelastica laryngis. Наиболее сложно устроен средний, суженный, отдел полости гортани — собственно голосовой аппарат, glottis. Он отграничивается от верхнего и нижнего отделов двумя парами складок слизистой оболочки, расположенных на боковых стенках гортани. Верхняя складка — это уже упомянутая парная plica vestibularis. Свободные края складок ограничивают непарную, довольно широкую щель преддверия, rima vestibuli. Нижняя складка, голосовая, plica vocalis, выступает в полость больше верхней и содержит в себе голосовую связку, lig.vocale, и голосовую мышцу, m. vocalis. Углубление между plica vestibularis и plica vocalis носит название желудочка гортани, ventriculus laryngis.
Между обеими plicae vocales образуется сагиттально расположенная голосовая щель, rima glottidis. Щель эта — самая узкая часть полости гортани. В ней различают передний большой отдел, расположенный между самими связками и называемый межперепончатой частью, pars intermembranacea, и задний меньший, расположенный между голосовыми отростками, processus vocalis, черпаловидных хрящей — межхрящевая часть, pars intercartilaginea. Нижний расширенный отдел гортани, cavitas infraglottica, постепенно суживается книзу и переходит в трахею. У живого при ларингоскопии (осмотр гортани с помощью гортанного зеркала) можно видеть форму голосовой щели и ее изменения. При акте фонации (звукообразование) pars intermembranacea представляется в виде узкой щели, pars intercartilaginea имеет очертания маленького треугольника; при спокойном дыхании pars intermembranacea расширяется и вся голосовая щель принимает форму треугольника, основание которого располагается между черпаловидными хрящами. Слизистая оболочка гортани выглядит гладкой и имеет равномерную розовую окраску, без локальных изменений рельефа и подвижности. В области голосовых связок она имеет розовую окраску, в области lig. vestibulare — красноватую. Слизистая оболочка гортани выше голосовых связок чрезвычайно чувствительна: при попадании сюда инородных тел немедленно наблюдается реакция в виде сильного кашля. Звукообразование происходит на выдохе. Причиной образования голоса является колебание голосовых связок, которые колеблются не пассивно под действием тока воздуха, а благодаря тесному взаимоотношению с mm. vocales, которые сокращаются активно под действием ритмических импульсов, приходящих по нервам из центров головного мозга со звуковой частотой. Звук, который порождают голосовые связки, кроме основного тона, содержит целый ряд обертонов. Тем не менее этот «связочный» звук еще совершенно не похож на звуки живого голоса: свой естественный человеческий тембр голос приобретает лишь благодаря системе резонаторов. Поскольку природа — очень экономный строитель, роль резонаторов выполняют различные воздухоносные полости дыхательного тракта, окружающие голосовые связки. Важнейшие резонаторы — глотка и полость рта.
Учебное видео по анатомии гортани– Также рекомендуем “Кровоснабжение и иннервация гортани. Сосуды и нервы гортани.”. |
Источник
Чтобы научиться петь, нелишним будет узнать о внутреннем строении голосового аппарата и о том, как же вообще появляется звук? Давайте поговорим об этом.
Из чего состоит голосовой аппарат?
Наш голосовой аппарат, в широком смысле, состоит из трех главных частей:
- легкие;
- гортань;
- резонаторы
Голосовой аппарат
Легкие
Тут все просто. Легкие в голосовом аппарате играют роль мехов для гармошки – то есть они являются источником воздуха.
Легкие в пении
Легкие также влияют и на громкость голоса, т. е. громкость звука речи или пения зависит от того, насколько мы используем легкие.
Гортань
Гортань – собственно, генератор звука. Голосовые складки (связки) находятся на слизистой оболочке гортани. когда мы молчим – голосовые складки разомкнуты. Когда мы произносим звук или поем – голосовые складки смыкаются и начинают вибрировать, между ними образуется щель, с помощью которой и получается звук. Когда мы поем – голосовые складки у нас находятся в разном режиме натяжения. Таким образом, натяжение складок зависит от высоты тона нашего голоса. Чем выше звук мы взяли – тем складки сильнее натянулись.
Посмотрите на рисунок ниже: слева – связки смыкаются, и в таком положении издается звук. А справа – голосовые связки разомкнуты – это обычное положение, когда мы молчим:
Гортань при пении
Это можно показать на примере воздушного шарика: вы пробовали когда-нибудь, когда сдуваете воздушный шарик, смыкать края выходного отверстия шарика? (если не пробовали, то проведите подобный эксперимент). В это время издается писк. При чем высота этого писка зависит от того, как вы натягиваете края отверстия. Подобным образом работают голосовые связки. А сам воздушный шарик в нашем эксперименте играет роль легких.
Фальцет. О том, что такое фальцет вообще – мы говорим в этом уроке. Здесь же рассматривается строение голосового аппарата. Итак, при фальцете голосовые складки становятся плоскими и сильно растянутыми, между ними образуется небольшой просвет, как между двумя сильно растянутыми резинками. Из-за этого натяжения звук и становится тонким, фальцетным, писклявым, если хотите)
Резонаторы
Основные резонаторы голосового аппарата, в которых происходит усиление звука: полости глотки, рта, носа и носовых пазух. Все это – верхние резонаторы. За счет резонаторов тон нашего с Вами голоса обогащается обертонами. У всех индивидуальные обертоны, а поэтому – тэмбр голоса у всех индивидуальный. Тэмбр голоса – это окраска голоса. Не существует людей с одинаковыми тембрами голоса.
Кроме этого, в процессе голосообразования участвуют такие органы, как:
- нижняя челюсть;
- мягкое небо;
- язык;
- губы;
- щеки.
Интересно: Знаете, почему, когда мы говорим, мы слышим себя иначе, чем свой голос, например, на записи?
Потому что есть еще один резонатор, о котором мы не упомянули – череп. При разговоре этот резонатор искажает наш с Вами голос, пока он идет до нашего уха. А окружающие, тем временем, слышат нас так, как мы сами слышим себя на записи.
Заключение
Вот мы с Вами немного разобрались в строении голосового аппарата, в том, как вообще происходит звук. Переходим к следующему, очень важному и интересному уроку, где Вы узнаете о том, “Как самостоятельно поставить голос” и о том, что такое “Вокальная опора”.
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Источник