Органические заболевания гортани состояние психического развития

Органические заболевания гортани состояние психического развития thumbnail

Стр. 24

При напряженной артикуляции между вдохом и выдохом возникают частые перерывы, поэтому амплитуда и ритм дыха­тельных движений становятся неравномерными, не возникает согласованности в работе грудных и брюшных мышц.

Глухому ребенку трудно овладеть длительным и экономным выдохом не только потому, что он плохо управляет работой ды­хательных мышц, но и потому, что при фонации голосовые складки смыкаются или неплотно, или, наоборот, слишком на­пряженно.

  Таким образом, нарушение голоса у глухого ребенка укла­дывается в картину дисфонии и обусловлено несовершенной работой его голосового, дыхательного и артикуляторного аппа­рата, неточной координацией всех органов, участвующих в про­цессе голосообразования.

   К периферическим органическим расстройствам голоса отно­сятся нарушения, связанные с патологоанатомическими измене­ниями в строении и функции гортани. Причины болезненных процессов в гортани весьма многообразны — это ларингиты, ожоги, травмы, опухоли гортани, парезы и параличи голосовых складок. В детском возрасте наиболее часто встречаются доброкачествен­ные новообразования гортани — папилломы, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных и ложных голосовых складках. Воз­никают обычно в раннем детском возрасте (от 1 года до 5 лет), часто рецидивируют. Начальный симптом заболевания-—прог­рессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии. Затруднение дыхания нарастает по мере роста или увеличения количества папиллом. В процессе хирургического лечения забо­левания может возникнуть рубцовый стеноз гортани.

Стеноз гортани — значительное уменьшение или полное зак­рытие просвета гортани. Хронические рубцовые стенозы гортани у детей обычно развиваются после острых заболеваний: дифте­рии, кори, подсвязочных ларингитов, гриппозных ларинготрахеи-тов, ожогов, после -удаления инородных тел, опухолевых образо­ваний, папиллом, фибром, кист. Кроме затрудненного дыхания, обращает на себя внимание нарушение голоса—от дисфонии до полной афонии.

Лечение при рубцовом стенозе и папилломатозе гортани, как правило, хирургическое, длительное. Суть его заключается в ис­сечении рубцово измененной ткани, образовании стойкой ларинготрахеотомы с введением в нее Т-образной резиновой трубки на 3—4 месяца, последующей деканюляции и, наконец, пластиче­ском закрытии стомы. При папилломатозе гортани лечение за­ключается в хирургическом удалении папиллом. Каждый из эта­пов лечения часто сопровождается появлением рецидивов, т. е. образованием рубцов и ростом папиллом, что требует повторного хирургического вмешательства Многочисленные операции в про­цессе лечения заболевания гортани приводят к глубоким ана­томическим изменениям в ее строении, ограничению подвижно сти голосовых складок, их неполному смыканию или полному несмыканию, подчас даже их отсутствию, гиперфункции ложных голосовых складок Следствием деформации гортани является нарушение гоюса— афония или дисфония

Таким образом, в настоящее время наиболее целесообразным является клинико педагогический подход к нарушениям голоса, который заключается в медицинском, логопедическом и психо­логическом анализе расстройств голоса Подробное изучение де фектов голоса дает возможность глубоко вскрыть природу и сущность нарушения и наметить пути коррекционной работы Деление расстройств голоса на огранические и функциональные, хотя и является условным, имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и дальнейших логопедических занятий Наиболее сложную группу при восстановленни голоса составляют органические нарушения голоса, связанные с органическими заболеваниями гортани.

ГЛАВА   II Особенности, психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани

Тяжелые и длительные заболевания гортани—папилломатоз  рубцовый стеноз — оказывают отрицательное влияние на фор­мирование личности ребенка в целом и на развитие его речевой  голосовой функции.

 В основе советской психологической концепции развития и воспитания ребенка лежит идея системного подхода к формиро­ванию его личности, т е основное внимание уделяется функцио­нированию целостной системы организма А Н. Леонтьев отме­ряет, что психологическое развитие ребенка оказывается под влиянием социальных условий, в которых он развивается, био­логических задатков и индивидуальных особенностей, эмоци­ональной и мотивационной сфер личности ребенка Определя­ющим, ведущим в формировании личности и ее свойств является образ жизни ребенка в семье, детском коллективе, школе. Высшие психические функции — память, активное внимание, абст­рактное мышление — взаимосвязаны и взаимообусловлены, фор­мируются в процессе развития ребенка, в их основе лежат не только природные задатки, но и формы, способы деятельности ребенка и виды его общения с окружающими. Психическое развитие ребенка — сложный диалектический процесс, где каждая последующая ступень связана с предыдущей и качественно от нее отличается

Источник

Психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации, спровоцированное психической травмой. Пациенты утрачивают способность разговаривать, но шепотная речь остается сохранной. Они могут звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на эмоционально значимые ситуации – выражать междометиями испуг, гнев, ярость, восторг, удивление. Диагностика включает обследование отоларинголога, психиатра, психолога, фониатра. Для выявления психических причин развития болезни проводится клиническая беседа и психодиагностика, для исключения органических заболеваний гортани – ларингоскопия. Лечение предполагает психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.

Читайте также:  Что делать если кровоточит гортань

Общие сведения

Термин «афония» в переводе с греческого означает «отсутствие звука», определение «психогенная» указывает на особенности происхождения нарушения, его связь с психотравмой. Данное расстройство называют также функциональной, неорганической, истерической афонией в противовес исчезновению голоса в результате заболеваний гортани. Распространенность достоверно выше среди девушек и женщин. Эпидемиологические показатели растут в периоды социально-экономических кризисов, в России максимальное количество пациентов зарегистрировано в начале 1990-х и в 1998 году. В последнее время участились случаи заболеваемости среди подростков, что вероятно связано с возрастающей информационной нагрузкой.

Психогенная афония

Психогенная афония

Причины

Утрата голоса возникает как реакция на стрессовое состояние. Причины развития расстройства всегда индивидуальны, но исследователями выделяется предрасполагающая основа – конституциональные особенности, черты характера, а также ряд триггеров – событий, запускающих патологические процессы. Таким образом, риск психогенной афонии повышается при наличии следующих факторов:

  • Низкие адаптивные способности. Неумение противостоять стрессу бывает обусловлено врожденными психофизиологическими особенностями. Невротический ответ на изменяющиеся внешние условия характерен для лиц с неустойчивым типом высшей нервной деятельности (холерики, меланхолики).
  • Истероидный тип характера. Психогенное выпадение функций организма – немота, слепота, глухота, параличи – возникает подсознательно. Такой тип психической защиты свойственен людям истероидного склада.
  • Межличностные конфликты. Невозможность продуктивного разрешения разногласий провоцирует активацию психической защиты – утрату возможности вести диалог. Примером такой ситуации может быть ссора с супругом, недостаток внимания родителя, потеря рабочего места.
  • Фрустрация потребностей. Невозможность получить желаемое иногда проявляется подсознательным протестом – афонией. Непосредственной причиной расстройства становится недостаток внимания окружающих (мужа, возлюбленного, родителя), недостаточное признание в профессиональной деятельности, неудачи в бизнесе.

Патогенез

Патогенетической основой психогенной афонии является сочетание трех факторов: невротического фона, пусковой ситуации (психотравмы) и фиксации неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса. С позиции психологии данное расстройство рассматривается как вариант истерической реакции. Утрата способности говорить – подсознательный механизм, позволяющий больному избежать ответственности в сложной ситуации и одновременно привлечь к себе внимание, заботу других людей.

На уровне физиологических процессов психогенная афония объясняется возникновением в коре головного мозга очага запредельного торможения в ответ на воздействие сильного раздражителя (переживания страха, гнева, фрустрации). Дисбаланс нейропередачи нарушает регуляцию голосообразования. Происходит дискоординация импульсов от коры мозга к мышцам гортани. Сохранность звучного кашля, плача, смеха подтверждает отсутствие патологии голосового аппарата.

Классификация

По механизму развития и характеру течения различают два типа психогенной афонии: первая возникает внезапно и быстро устраняется правильно подобранными методами психотерапии, вторая формируется постепенно – от приступов к постоянному отсутствию голоса – и требует продолжительных периодических занятий по восстановлению звонкости. По характеру физиологических нарушений также выделяют две формы расстройства:

  • Гипофункциональная афония. Встречается наиболее часто. При осмотре гортани определяется хорошая подвижность гортани. Фонационные движения сопровождаются пониженным тонусом внутренних мышц, в результате чего сохраняется щель. Лечение направлено на активацию голосовых складок.
  • Гиперфункциональная афония. Подвижность гортанных стенок сохранена. Во время фонации складки смыкаются чрезмерно плотно из-за повышенного мышечного тонуса. Терапия ориентирована на расслабление голосового аппарата.

Симптомы психогенной афонии

Расстройство проявляется полной потерей звучного голоса при попытках вербальной коммуникации. Пациенты общаются с помощью шепотной речи. В редких случаях нормальный голос заменяется чрезмерно высоким, «писклявым». Сохраняется привычный смех, плач (рыдания), кашель, фонация при зевании и чихании. Многие больные так же, как и до расстройства, вскрикивают при испуге или удивлении. Нарушение двигательной функции гортани проявляется дискоординацией речевого дыхания, артикуляции и голосообразования – больные пытаются озвучить речь, но не способны контролировать движения речевого аппарата, продолжительность и глубину вдохов и выдохов при разговоре.

Возможны нарушения сенсорной функции речевого аппарата. В таких случаях пациенты жалуются на повышенную чувствительность в гортани, дискомфортные ощущения – першение, боль, пощипывание, покалывание. Изменение секреции проявляется чувством сдавливания, присутствия инородного тела в горле. Дополнительно развиваются неврологические и психические симптомы: головные боли, слабость, неустойчивый фон настроения, раздражительность, плаксивость, депрессия, бессонница.

Осложнения

При отсутствии коррекционной и психотерапевтической помощи возможно усиление симптомов афонии вплоть до психогенного или истерического мутизма, когда больные утрачивают не только способность звучно говорить, но и общаться с окружающими шепотом, с помощью невербальных средств коммуникации. Социально-психологическими осложнениями расстройства являются депрессия, нарастание замкнутости, ограничение непосредственного общения, снижение интереса и успехов в учебе, профессиональной деятельности. Чем дольше длится афония, тем более массивная и продолжительная терапия необходима для ее устранения.

Читайте также:  Рак гортани на рентгене

Диагностика

Чаще всего за диагностикой пациенты обращаются к отоларингологу, так как органические болезни гортани, приводящие к утрате голоса, более распространены, чем психогенная афония. После исключения лор-патологии обследование проводит врач-фониатр, а также психиатр либо психотерапевт. Полный комплекс процедур включает:

  • Сбор анамнеза. В ходе опроса выясняются жалобы, характер и длительность проявления симптомов. Отоларинголог уточняет наличие признаков, характерных для инфекционных, воспалительных, опухолевых заболеваний (переохлаждение, повышение температуры, кашель, боли). Психиатр расспрашивает о случаях невротических расстройств раньше, о воздействии стрессовых, психотравмирующих ситуаций перед потерей голоса.
  • Ларингоскопию. Проводится осмотр гортани при помощи специальных зеркал. При афонии определяется нормальная подвижность голосовых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются), различные изменения тонуса во время фонации. Врач также проводит пальпацию гортани и шеи, если подозревает инфекционное заболевание, направляет на лабораторные анализы (посев крови, мазок со слизистой). Для исключения опухолевых патологий назначаются инструментальные процедуры (рентгенография, МРТ гортани).
  • Психологическое исследование личности. На заключительном этапе диагностики используются комплексные личностные опросники: СМИЛ, тест Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла и другие. Дополнительно применяются проективные методики – рисуночные тесты, тесты цветовых выборов, интерпретации ситуаций. Для психогенной афонии характерно выявление истероидных черт (демонстративность, эгоцентричность, эмоциональная неустойчивость), повышенный уровень невротизации.

Лечение психогенной афонии

Тактика терапии определяется индивидуально, зависит от преобладания повышенного или пониженного мышечного тонуса гортани, выраженности невротических переживаний, депрессии. Коррекционными и терапевтическими мероприятиями занимаются различные специалисты: фонологи (фониаторы), логопеды, психологи, психотерапевты. Работа ведется в трех направлениях:

  • Нейролингвистическое программирование. Основой техник данного направления является отвлечение и опора на сохранное звучание при смехе, плаче, кашле. На занятиях пациенты учатся переходить от доступных звуков, например, «мычания», к более сложным. Используется методика рисования по Чевелевой, вырезание фигур с проговариванием, произнесение слов после эмоциональной и физической нагрузки.
  • Голосовые и дыхательные упражнения. Хороший эффект при лечении расстройства дают занятия с фонологом. Применяются техники глубокого и поверхностного дыхания с фиксацией напряжения и/или расслабления в области гортани. Из голосовых упражнений распространено выведение звука «в маску» (от звука к слову), беззвучная фонация, пение, мягкая, придыхательная и жесткая атака.
  • Психоанализ. При наличии истероидных черт и глубинного подсознательного конфликта афония может быть устранена посредством сеансов психоанализа. Понимание и принятие пациентом сработавших защитных механизмов психики позволяет найти ресурсы для актуализации и преодоления вытесненных переживаний. Психотерапия длительная, но результат отличается стойкостью, рецидивы крайне редки.

Прогноз и профилактика

При своевременном обращении к специалистам психогенная афония успешно поддается коррекции. Лечение занимает от 1-2 занятий до полугода, продолжительность определяется характером расстройства и его длительностью. Профилактика сводится к выработке навыков продуктивного преодоления стрессов. Рекомендуется освоить техники позитивного мышления, релаксации, переключения внимания, практиковать умение благополучно разрешать конфликты. При возникновении непреодолимых препятствий необходимо уметь перестраивать план действий, корректировать цели, не фокусируясь на неудачах и негативных эмоциях.

Источник

Клиника и диагностика органических психических расстройств

Преобладающая симптоматика органических психических расстройств:

• Когнитивные расстройства (сознание, память, мышление): делирий, деменция, амнезия

• Неспецифичные синдромы (расстройства восприятия, настроения, личности)

Важно: Симптомы первой группы можно считать относительно патогномоничными для органических расстройств, симптомы последней группы наблюдаются и при функциональных нарушениях.

Основные симптомы органических психических расстройств

I. Острые органические психозы/психосиндромы (функциональные психозы):

Они подразделяются на острые органические психозы с нарушениями сознания и без таковых. Плавные переходы представляют собой так называемые синдромы переходной формы.

Первым симптомом часто является дезориентация во времени и пространстве:

• Состояние спутанности сознания

• Сумеречное состояние (характерно: частичная или полная амнезия)

• Делирий

II. Хронические психоорганические синдромы/деменция:

• Нарушения памяти

• Нарушения ориентации

• Расстройства понимания и концентрации

• Ограничение критичности и способности к суждению

• Органические изменения личности

• Нарушение целенаправленных движений (апраксия)

Кроме того, могут иметь место следующие симптомы: психомоторное беспокойство, инверсия дня и ночи, депрессивность, аффективная лабильность и отсутствие контроля аффекта

Симптомы органических психических расстройств

Диагностические критерии психических расстройств при органических болезнях головного мозга

• Острые органические психозы в зависимости от проявления симптомов могут быть разделены на 4 подгруппы симптомов:

– количественные расстройства сознания (сонливость, вплоть до комы)

– состояние спутанности сознания МКБ-10 F04

– делириозный синдром МКБ-10 F05, 1х.4

– сумеречное состояние

Хронические экзогенные психоорганические синдромы, деменция:

– понятие деменции в системе традиционной немецкоязычной психиатрии: клинический синдром интеллектуального разрушения и психического распада

• Анамнез, включая объективный анамнез ближайших родственников, содержит информацию о жалобах и дефицитах, а также изменениях поведения и личности

Важно отметить имеющиеся в настоящее время заболевания и принимаемые лекарства

• Результаты нейропсихологических исследований с применением стандартизированных тестов на проверку памяти, интеллектуальных способностей, а также высших мозговых функций (афазия, алексия, аграфия, акалькулия, агнозия, апраксия)

• Данные неврологического и физикального исследований

• Дополнительные исследования (установление причин):

– лабораторная диагностика

– ЭЭГ, рентген

Другие функциональные расстройства головного мозга:

К ним относятся, кроме прочих, органические галлюцинозы (дерматозойный бред), органическое бредовое (шизофренное) расстройство, органические аффективные расстройства (например, депрессия после инфекции гриппа) и органические расстройства страха (например, эпилепсия височной доли мозга)

Лабораторная диагностика экзогенного психоза

Дифференциальная диагностика психических расстройств при органических болезнях головного мозга

Делирий – Деменция:

При деменции: расстройство сознания отсутствует, часто плавное начало и устойчивость когнитивных расстройств

Важно: Делирий и деменция могут развиваться параллельно и диагностироваться одновременно. В случае сомнений сначала необходимо поставить диагноз «делирий» и провести курс соответствующего лечения.

Острые галлюцинаторно-параноидные или аффективные расстройства (шизофрения и аффективные психозы):

Неизмененное сознание, интактная ориентация, устойчивая «хорошо организованная» симптоматика (бред, галлюцинации) или симптомы аффективной фазы заболевания

Другие ключевые формы:

Синдром Паркинсона; деменция при синдроме Паркинсона (около 50%!)

Гипокинетически-гипертензионный синдром (триада: окоченение, неподвижность, тремор), у некоторых пациентов наблюдаются органические изменения личности (выраженная брадифрения), депрессия

Важно: Возможны побочные эффекты от препаратов, применяемых для лечения болезни Паркинсона, в виде психических нарушений, таких как делирий, аффективные или галлюцинаторно-параноидные психозы.

Гидроцефалия нормального давления:

– триада: атаксия, недержание мочи, деменция

Диагностика органических галлюцинозов

Нейросифилис:

– изначально имеется псевдоневрастенический синдром, в течение заболевания развивается органический синдром с расторможенностью, потерей чувства такта, отсутствием критичности и пустой эйфорией

– неврологические проявления: изменения зрачка, речевые нарушения, «мимическое дрожание» (фасцикуляции)

Комплекс СПИД-деменция:

– психоорганические синдромы у клинически еще асимптоматичных серопозитивных пациентов: СПИД-летаргия (апатия и снижение стимулов)

– сложное отличие от психосиндромов вследствие оппортунистических инфекций, вызванных некоторыми возбудителями (Toxoplasma gondii, Pneumocystis carinii)

Диагностика органического шизофренического расстройства

Эпилепсия:

– на всем протяжении развития возможны все виды экзогенных психосиндромов (психозы при эпилепсии)

– сумеречное состояние (прежде всего, после приступа болезни): подобное сну (качественное) расстройство сознания, часто имеются зрительные галлюцинации

– острые галлюцинаторно-параноидные (шизофреноподобные) психозы

– бредовые реакции и развитие бреда как последствия болезни

– эпилептическое изменение личности: эпилепсия височной доли головного мозга

Интеллектуальные способности снижаются, как правило, вследствие личностных изменений, реже вследствие деменции.

Важно: Передозировка противоэпилептических препаратов может имитировать психоорганический синдром.

Характеристика психозов при эпилепсии (Schmitz)

Эпилептические психозы Постэпилептические (после приступа болезни) психозы Альтернативные психозы Межприступные психозы
Частота Обязательно нарушение сознания, симптомы приступа (например, миоклонии, автоматизмы) Параноидные психозы, возможно расстройство сознания Замедленные вариативные психотические симптомы при сохраненном сознании Картина болезни похожа на шизофрению с галлюцинаторно-параноидной симптоматикой
Продолжительность От нескольких часов до нескольких дней От нескольких часов до нескольких дней Недели От нескольких недель до нескольких месяцев
ЭЭГ Эпилептический статус Замедление ритма, преобладание эпилептической картины «Нормализация», отсутствие эпилептической картины при легком общем изменении Неспецифична
Лечение Диазепам в/в Краткосрочно: нейролептики (например, галоперидол) и/ или транквилизаторы (например, диазепам) Лекарственное регулирование сна (например, диазепам), уменьшение дозы или смена антиэпилептического препарата, назначение нейролептиков (например, флупентиксол, флуфеназин) Длительно: нейролептики (например, флупентиксол, флуфеназин)
Распространенность 4-14% 44-57% 7-12% 10-30%
Характеристика психозов при эпилепсии

– Также рекомендуем “Лечение и прогноз органических психических расстройств”

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы “Синдромы в психиатрии”:

  1. Паническое расстройство – клиника, диагностика, лечение
  2. Пограничное расстройство личности – клиника, диагностика, лечение
  3. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – клиника, диагностика, лечение
  4. Психические расстройства при органических заболеваниях головного мозга – эпидемиология, причины, классификация
  5. Клиника и диагностика органических психических расстройств
  6. Лечение и прогноз органических психических расстройств
  7. Психосоматические заболевания – клиника, диагностика, лечение
  8. Расстройства адаптации – клиника, диагностика, лечение
  9. Расстройства личности – эпидемиология, причины
  10. Классификация расстройств личности
  11. Клиника и диагностика расстройств личности
  12. Лечение и прогноз расстройств личности

Источник

Читайте также:  Сколько живут при раке гортани 3 степени