Опускание гортани в пении

Опускание гортани в пении thumbnail

При пении, а так же при разговоре на тембр голоса , на его окраску влияет положение подвижных
механизмов вокального тракта: гортани, языка, мягкого неба, губ, положение челюсти… В данной статье хочу поговорить о положении гортани, так как ее положение является очень важным при пении и оказывает большое влияние на качество звука.

Гортань поднимается на высоких нотах и опускается на низких. Ее положение сильнее всего влияет на наш тембр голоса. Если, например, гортань немного приподнять, то звук становится легче,
светлее. Часто вокальные педагоги просят сделать звук светлее и, если у студента это
не получается, винят самого студента – это уже к вопросу того, что не все образы действуют на всех одинаково. Куда проще было бы сказать “Приподними немного гортань!”, и всего.

Если, в свою очередь, гортань приопустить, то звук становится глубже, темнее. Когда мы производим высокую ноту, гортань всегда поднимается , это физиология. Но мы можем немного корректировать положение гортани: немного приподнять от высокого или немного опустить, в зависимости от того, какое качество звука нам требуется в данный момент. Если это, предположим, народный звук, светлый – то гортань следует приподнять, если классический, то
приопустить. Но в любом случаи для достижения высокой ноты она поднимается, она не может оставаться в речевой позиции, на месте.

Когда студенты не могут спеть высокую ноту, испытывают дискомфорт, по мимо зажима часто встречается проблема не достаточно поднятой гортани. Если на высокой ноте вы нарочно пытаетесь опустить гортань, вы мешаете естественному процессу и можете получить вокальные травмы. Именно по этому опере, где требуется пониженная гортань для притемненного
объемного звука обучаются долго и тяжело. Но даже в опере многие певцы слишком буквально
относятся к выражению “пониженная гортань” и тем самым создают себе проблемы.

Прежде чем манипулировать положением гортани, следует научиться петь естественно, позволить
гортани двигаться естественно от низких до высоких нот, узнать свой диапазон, изучить свой голос, научиться контролировать его. И только после этого можно корректировать ее положение на той или иной ноте.

Движение гортани не должно быть большим, понижение не означает, что мы опускаем гортань до пола и при повышении так же не делаем его чрезмерно сильно . Я говорю сейчас о тех, у кого гортань не занижена или не завышена в силу многолетней привычки так петь или разговаривать. В этом случаи следует сначала найти ее нейтральное положение.

Часто при обучении вокалу просят зевнуть. Зевок придает звуку объем, но и понижает гортань. При этом звук становится темным. Приподнятая гортань делает звук светлее, легче. При этом как правило язык находится высоко.

Для тренировки положений гортани и выработки мышечной памяти существуют специальные упражнения.
Из-за того, что исполнители не умеют контролировать состояние гортани, некоторые
стили пения для них становятся не доступными и даже опасными.
Например, в рок-вокале гортань находится в среднем и повышенном положении.

Если вы хотите обрести вокальную свободу, петь в любых музыкальных стилях не испытывая дискомфорта, а так же заботитесь о своем вокальном здоровье, то данную тему обойти и не затронуть просто не возможно!
Желаю всем свободного пения!

Источник

Гортань это место , где расположены ваши голосовые связки. Контроль гортани это ключ к хорошему вокалу. Хорошие певцы обычно могут контролировать свою гортань от подъема, когда берут высокие ноты. Если бы они не обладали этой техникой, они не могли бы пользоваться полным вокальным диапазоном.

Шаги

  1. 1

    Узнайте как работает ваш голос.

    • Пробовали ли вы когда-нибудь, сжимая отверстие воздушного шарика, выпускать из него воздух? Воздух, покидая шарик, издает свистящий шум, чем шире отверстие, тем тише и ниже становится шум. Это буквальное отображение того, как работают ваши голосовые связки. Ваши голосовые связки вибрируют, создавая звук, когда через них проходит воздух. Чем выше звук вы хотите издать, тем быстрее должны вибрировать связки.
    • Когда многие певцы пытаются взять высокую ноту, их внешние мышцы шеи будут напрягаться, вызывая срывы, надломы и напряжение в голосе, что у многих вызывает ошибочное суждение, что они не способны петь. Но эта проблема решаема. Петь могут ВСЕ. Если вы способны говорить, значит, сможете и петь, вам просто нужно понять, как работают ваши мышцы. Когда мышцы вокруг гортани напрягаются, гортань поднимается к уровню нижний челюсти, и вам кажется, что это предел вашего диапазона, да и не очень-то комфортно петь с ощущением «комка в горле». Конечно, некоторые певцы способны подниматься выше, используя фальцет. (Когда через голосовые связки пропускается больше воздуха, придавая звуку слегка пищащий оттенок) [Кэти Перри отличный пример певицы использующей фальцет в своем вокале]
    • Гортань поднимается в результате напряжения, которое вызвано вашим ожиданием, что ноту взять не удастся. Состояние ума – огромная часть правильного вокала, расслабленное состояние и уверенность в своих возможностях предотвратит вас от напряжения и беспокойства о приближающейся важной ноте. Так что, прежде всего, будьте спокойны, каждый может контролировать гортань при должной практике.
    • Гортань также может подниматься, если вы «давите». Это касается певцов, которые пытаются усилить звучание верхнего и среднего вольных регистров за счет давление из груди, именно в верхнем регистре самые неопытные вокалисты обычно срываются или давят.
  2. 2

    Чтоб избежать давления на голос, работайте над вокальными регистрами, применяя различные ‘инструменты ‘. ‘Развязный’ тон стянет связки ближе друг к другу, позволяя брать высокие ноты без излишнего давления. (Вспомните Джесси Джей или Ники Минаж) Это одна из техник, которая позволит вам достигать более высоких нот, не поднимая гортань и не переходя на фальцет.

  3. 3

    Попробуйте спеть на зевке. Вспомните оперных певцов. Когда вы так поете, гортань опускается вниз, что позволяет петь выше без излишнего давления. Отличный способ почувствовать, как петь без напряжения.

    • Эти методы не часто используются непосредственно на выступлениях. Но их использование во время тренировок с гаммами позволит вам поймать ощущение пения с опущенной гортанью. Однако, нет правил запрещающих вам использовать эти методы в вашем вокале, как это делали многие певцы.
  4. 4

    Если у вас постоянные проблемы с гортанью, возможно, вам стоит обратиться в одну из школ пения, которые имеют специальные методики работы с гортанью, например ‘SLS’ или ‘Singing success’

  5. 5

    Работа с гортанью это важная составляющая вашего вокала, которую надо освоить, однако, она не единственная. Другие техники могут изменять звук вашего вокала по вашему предпочтению. (резонанс и дикция)

  6. 6

    Если у вас маленький диапазон, и вы испытываете трудности с его расширением, попробуйте позаниматься с преподавателем. Но не бросайте пение. В мире миллионы вокалистов различного типа начиная от Паваротти до Джона Леннона, Мадонны и Элвиса. Если б кто-то из них решил бы бросить пение из-за того, что не звучал, как остальные разве мы б не скучали по кому-то из них. Если вы способны говорить, значит, способны петь, если способны петь, значит, способны улучшать свой вокал.

  7. 7

    Продолжайте петь, развивайте свой голос и свой собственный стиль, и получайте удовольствие.

  8. 8

    Музыка это карьера позволяющая радость! Не лишайте себя этой радости, волнуясь о своем вокале.

    • Помните, ПЕТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ, если вкладывать в это все старания.

Предупреждения

  • Если чувствуете боль при пении, используя вышеуказанные упражнения, немедленно остановитесь.
  • Не забывайте! Пойте аккуратно, не кричите.
  • Излишнее давление на связки – главная причина болезней голоса.
  • Воспользуйтесь услугами учителя по вокалу, чтоб они оценили ваш вокал.

Что вам понадобится

  • Умение говорить. Если можете говорить, сможете и петь.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 11 002 раза.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Д о к л а д

«К вопросу о положении гортани в пении»

учителя хора, сольфеджио Мосиной Е. В.

Железногорск,

МОУ «Гимназия №1»,

2015 год.

-1-

      Положение гортани в пении – один из центральных вопросов в постановке голоса. Огромная заслуга в изучении этого явления принадлежит Л. Б. Дмитриеву, который рентгенографическим методом наглядно показал, что профессиональные певцы во время фонации на различных гласных независимо от высоты тона умеют фиксировать гортань в каком – то одном положении, однако, на разном уровне. Рассматривая приведённые профессором рентгенограммы, можно заметить, что одни певцы во время фонации держат гортань в положении нейтрали (т. е. в положении, которое соответствует состоянию покоя), другие – в разной степени ниже нейтральной отметки, третьи – выше неё. Эти различия в положении гортани объясняются автором исследования зависимостью от  типа голоса: чем ниже голос, тем, соответственно, ниже уровень её фиксации, и наоборот. К сожалению, нет объективных данных о том, как меняются качественные характеристики голоса при различных положениях гортани у одного и того же певца.  

      Конечно, петь можно по-разному, однако, если и существует высокопрофессиональные академические певцы, которые в процессе фонации удерживают гортань выше нейтрали, то это, скорее,  исключение из правила, чем закономерность.

      Многолетние наблюдения за певческой практикой позволяют сделать вывод о том, что качественного профессионального пения в академической манере трудно добиться при  пении с высоким положением гортани (т.е. выше нейтрали), т.к. от её опускания зависят во многом  округление и прикрытие звука, которые являются основными качественными характеристиками профессионального певческого голоса. Это – гипотеза, которая требует серьёзных исследований с использованием объективных методов. Следует предположить: чем выше гортань во время пения, тем более открытым получается звук, и наоборот. Поэтому, как показали

-2-

наблюдения, у певцов – народников, которые пользуются открытым  звуком, гортань, как правило, занимает положение нейтрали или в разной степени выше неё, а у академических певцов, напротив, – положение нейтрали или столь же в разной степени ниже её. Уровень понижения гортани связан с типом голоса, но он всегда ниже.

      Об этом написано в различных трактатах старых итальянских мастеров, а также у современных авторов французской и немецкой вокальных школ. Даже Л. Б. Дмитриев (см. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» – М., 1968 г) приводит немало цитат на эту тему, в том числе высказывание Сесто Брускантини, утверждающего, что «при произношении гласных (в пении) нельзя двигать горлом, которое всегда должно быть опущенным и подвижным».

      Наша практическая вокальная работа с детскими голосами убеждает в том, что вопрос о произвольном управлении положением гортани в пении, даже в условиях хора, вполне решаемый и зависит от конкретных методов и  методических приёмов педагога, а также от степени осознанности и самоконтроля со стороны учеников. Гортань каждого человека легко опускается при зевке. Если привлечь к этому внимание учеников, то сознательный контроль над этим движением  устанавливается довольно быстро. Ощутить характер перемещений гортани по вертикали можно, если легко прикоснуться кончиками 1-го и 2-го пальцев руки к гортани в области щитовидного хряща (или «адамова яблока»). У детей это обычно неплохо получается.

      Л. Б, Дмитриев считал «зевок» в пении самым распространенным приёмом, воздействующим на целую систему органов голосообразования: мягкое нёбо, глотку, язык, гортань. Он справедливо указывал на то, что при зевке гортань сильно понижается, и поэтому этот приём смело может быть рекомендован низким голосам. В отношении высоких типов голосов он рекомендовал лёгкий «полузевок». Таким образом, от глубины зевка зависит

 -3-

 и степень опускания гортани. Остаётся только определить ту меру, которая соответствует типу данного голоса. Это определяется по акустическому результату, то есть по качеству звучания голоса, а также по ощущению удобства и комфорта в голосовом аппарате при пении.

      Непроизвольное опускание гортани также получается, если произвести быстрый и активный вдох через нос так, как при испуге (как и рекомендуется  брать дыхание перед пением некоторыми авторами по хороведению).

      Однако, главное заключается в том, чтобы при атаке звука и дальнейшем пении гортань осталась в положении вдоха в неподвижном состоянии. Это возможно только в  одном случае, если ученик почувствовал и осознал это движение методом пальпирования в области щитовидного хряща и старается удерживать гортань на месте во время пения, а также, если он стремится при пении сохранять положение вдоха на уровне диафрагмы. Во время вдоха диафрагма тоже опускается вниз. Между диафрагмой и гортанью существует рефлекторная связь. Фиксация диафрагмы в положении вдоха способствует и удержанию гортани в неподвижном состоянии.

      Существуют и другие приёмы, связанные с опосредованным воздействием на положение гортани в пении: это воздействие на неё через речевые гласные (фонетический метод). При произнесении гласного «а» гортань занимает нейтральное положение. При «и», «э» она поднимается, а при произнесении гласных «о», «у» – опускается. В поисках оптимального положения, по-видимому, изначально следует отталкиваться от вокализации на гласный «а». Не случайно старые итальянские мастера считали гласный «а» самым удобным для настройки певческого голоса. Однако, в различных языках эта фонема многовариантна. Наиболее удобной для пения считается «а», произносимая по-итальянски, то есть как бы из глубин горла. При этом корень языка, хотя бы минимально, стронувшись с места, опускается внутрь, а за ним и гортань. Самоконтроль за полученным артикуляционным укладом при произнесении данной фонемы и стремление произнести в пении

-4-

остальные гласные звуки, не изменив положения гортани, очень быстро позволят добиться выровненности гласных в пении, что является одной из первостепенных задач в вокальной работе с хором.

      Существуют и другие опосредованные методы, например, акустический, то есть через слуховой контроль. Когда ученик старается выравнивать тембровое звучание на различных гласных по слуху, то он подсознательно начинает удерживать гортань в одном положении, так как выровненности гласных по-другому добиться невозможно. Однако, при неосознанном удержании гортани формирование навыков фиксации её в одном положении происходит с трудом и намного дольше, то, появляясь, то исчезая. Если ученик не осознает свое вокальное движение, то, как правило, в упражнении на выравнивание гласных у него что-то получается, а при пении произведения со словами – ничего не остаётся. Поэтому с самого начала формирование навыка должно идти по принципу осознанности в процессе обучения.

    К опосредованным методам следует отнести и психологические, ассоциативные, которые также помогают навести ученика на нужное ощущение, но которые должны стать впоследствии осознанными. Например, совет учителя «вдохни, как будто нюхаешь прекрасный цветок». При этом расслабляются и раскрываются дыхательные пути носа, углубляется вдох и опускается гортань вместе с диафрагмой. Осознание этого движения и стремление зафиксировать это положение вдоха, так же как и раскрытое состояние воздухоносных путей, наряду с опущенной в какой-то мере гортанью, создаёт условия для включения резонаторов, так как это движение натягивает стенки надставной трубы, делая их более твердыми. Только в этом случае звуковая волна отражается от поверхностей, озвучивая резонаторы.

     Следует заметить, что полноценное резонирование, как индикатор правильности звукообразования, возникает при условиях сочетания

-5-

упругости стенок воздухоносных путей с плотным смыканием верхних краёв голосовых складок (то есть собственно голосовых связок). А это возникает в результате перемещения гортани не только по вертикали, но и по горизонтали, в той плоскости, в которой натягиваются голосовые складки. Всё это обеспечивает необходимый тонус всей голосообразующей системе, без чего не может быть качественного тембра голоса.

      К ассоциативным методам фиксации гортани в пении можно отнести рекомендацию педагогов «посылать звук всё время в одно и то же место», (см.: Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968) или «верно атаковав ноту, ничего не изменять при дальнейшем пении». Нельзя не упомянуть весьма образное высказывание З. А. Долухановой: «Сделав большую яму в глотке, сосредоточить внимание певца на её раскрытии по горизонтали и удержании этого положения, когда помещается в неё (эту яму) различные гласные, один за другим, как «шары в лунку», т. е. «петь как бы про себя». И все это при минимальном открытии рта, так как широко открытый рот понижает импеданс, а при слабом импедансе излишне расходуется дыхание» (см.: Яковенко С. Б, Волшебная Зара Долуханова. – М., 1968).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

      В процессе вокальной работы с детьми положение гортани в пении должно быть предметом постоянного внимания со стороны педагога.

      О её положении можно судить по качеству звучания голосов и стараться привлекать к этому внимание самих хористов.

      Положение гортани в пении устанавливается, в какой  – то мере, рефлекторно, а, главным образом, произвольно управляемо. Это относится не только к поискам уровня её перемещения по вертикали, но и к осознанности удержания гортани в неподвижном положении при смене гласных и высоты тона.

-6-

      При всей вариативности степени перемещения её по вертикали, хотя и очень усреднено, можно отметить общую тенденцию не только в зависимости о типа голоса, но и от вокальной манеры: в академическом пении она, как правило, занимает нейтральное положение или в разной мере ниже нейтрали, а у певцов – народников наоборот: нейтраль или выше неё . Данный тезис носит гипотетический характер и нуждается в специальном экспериментальном  исследовании.

      В поисках оптимального положения гортани педагог может использовать опосредованные методы и приёмы, наводящие учеников на нужные ощущения, однако, с последующим привлечением к ним сознания учащихся, так как положение гортани в пении должно быть всегда произвольно управляемо. Только в этом случае певец будет хозяином своего голоса, а не зависеть то его капризов.

      Критерием правильно найденной позиции гортани является ощущение свободы при пении и наилучшее звучание голоса. В работе с детьми эти качества являются наиважнейшим условием для правильного развития голосов.

      Большая заслуга Л. Б. Дмитриева заключается в том, что он обследовал большое количество академических певцов и собрал очень ценный материал, а также в том, что он привлёк к проблеме положения гортани в пении внимание педагогов.

      Однако эта проблема нуждается в дальнейших исследованиях с привлечением объективных методов на уровне современной компьютерной техники.

Источник

Читайте также:  Уколы при отеке гортани