Обследование гортани у ребенка
Обследование гортани и трахеи. Эндоскопические методы
Гортань располагается на передней поверхности шеи под подъязычной костью. Границы ее определяют от верхнего края щитовидного хряща до нижнего края перстневидного. Размеры и расположение гортани зависят от пола и возраста. У детей, лиц молодого возраста и женщин гортань располагается выше, чем у стариков.
При осмотре области гортани больному предлагают поднять подбородок и проглотить слюну. При этом гортань перемещается снизу вверх и сверху вниз, хорошо просматриваются контуры как ее, так и щитовидной железы, которая располагается несколько ниже гортани. Если положить пальцы на область железы, то в момент глотания вместе с гортанью перемещается и щитовидная железа, отчетливо определяется ее консистенция и размеры перешейка.
После этого ощупывают гортань и область подъязычной кости, смещают гортань в стороны. Обычно ощущается характерный хруст, который отсутствует при опухолевых процессах. Несколько наклоняя голову пациента вперед, ощупывают лимфатические узлы, расположенные по передней и задней поверхности кивательных мышц, подчелюстной, надключичной и подключичной областей, области затылочных мышц. Отмечают их величину, подвижность, консистенцию, болезненность. В норме лимфатические железы не прощупываются.
Затем приступают к осмотру внутренней поверхности гортани. Его осуществляют путем непрямой ларингоскопии при помощи гортанного зеркала, подогретого на пламени спиртовки и введенного в полость ротоглотки под углом в 45° по отношению к воображаемой горизонтальной плоскости, зеркальной поверхностью книзу.
Зеркало подогревают для того, чтобы пары выдыхаемого воздуха не конденсировались на зеркальной поверхности зеркала. Степень нагрева зеркала определяется прикасанием имПри осмотре области гортани больному предлагают поднять подбородок и проглотить слюну. При этом гортань перемещается снизу вверх и сверху вниз, хорошо просматриваются контуры как ее, так и щитовидной железы, которая располагается несколько ниже гортани.
Если положить пальцы на область железы, то в момент глотания вместе с гортанью перемещается и щитовидная железа, отчетливо определяется ее консистенция и размеры перешейка. После этого ощупывают гортань и область подъязычной кости, смещают гортань в стороны. Обычно ощущается характерный хруст, который отсутствует при опухолевых процессах. Несколько наклоняя голову пациента вперед, ощупывают лимфатические узлы, расположенные по передней и задней поверхности кивательных мышц, подчелюстной, надключичной и подключичной областей, области затылочных мышц.
Отмечают их величину, подвижность, консистенцию, болезненность. В норме лимфатические железы не прощупываются.
Затем приступают к осмотру внутренней поверхности гортани. Его осуществляют путем непрямой ларингоскопии при помощи гортанного зеркала, подогретого на пламени спиртовки и введенного в полость ротоглотки под углом в 45° по отношению к воображаемой горизонтальной плоскости, зеркальной поверхностью книзу.
Зеркало подогревают для того, чтобы пары выдыхаемого воздуха не конденсировались на зеркальной поверхности зеркала. Степень нагрева зеркала определяется прикасанием им к тыльной поверхности левой кисти исследующего. Больного просят открыть рот, высунуть язык и дышать ртом.
Врач или сам пациент большим и средним пальцами левой руки удерживает кончик языка, обернутый марлевой салфеткой, и слегка вытягивает его наружу и вниз. Указательный палец обследующего при этом располагается над верхней губой и упирается в перегородку носа. Голова обследуемого несколько запрокинута назад. Свет от рефлектора постоянно направляется точно на зеркало, которое располагается в ротоглотке так, чтобы его тыльной поверхностью можно было полностью закрыть и оттеснить вверх малый язычок, не касаясь задней стенки глотки и корня языка.
Как при задней риноскопии, для детального осмотра всех отделов гортани необходимы легкие покачивания зеркала. Последовательно осматривают корень языка и язычную миндалину, определяют степень раскрытия и содержимое валекул, исследуют язычную и гортанную поверхность надгортанника, черпа-ловидно-надгортанные, вестибулярные и голосовые складки, грушевидные синусы, видимый участок трахеи под голосовыми складками.
В норме слизистая оболочка гортани розового цвета, блестящая, влажная. Голосовые складки белого цвета с ровными свободными краями. При произнесении пациентом протяжного звука «и» раскрываются грушевидные синусы, расположенные латеральнее черпаловидно-надгортанных складок, и отмечается подвижность элементов гортани. Голосовые складки при этом полностью смыкаются. За черпаловидными хрящами располагается вход в пищевод. За исключением надгортанника все элементы гортани парные, и подвижность их симметричная.
Над голосовыми складками находятся легкие углубления слизистой оболочки — это вход в гортанные желудочки, располагающиеся в боковых стенках гортани. На их дне имеются ограниченные скопления лимфоидной ткани. При проведении непрямой ларингоскопии иногда встречаются трудности. Одна из них связана с тем, что короткая и толстая шея не позволяет в достаточной степени запрокинуть голову. В этом случае помогает осмотр пациента в положении стоя. При короткой уздечке и толстом языке не удается захватить его кончик. Поэтому приходится фиксировать язык за его боковую поверхность.
Если при проведении непрямой ларингоскопии затруднения связаны с повышенным глоточным рефлексом, прибегают к анестезии слизистой оболочки глотки.
Эндоскопические методы исследования получают все более широкое распространение в клинической и амбулаторной практике. Использование эндоскопов значительно расширило возможность врача-оториноларинголога в диагностике заболеваний полости носа, околоносовых пазух, глотки и гортани, так как позволяют атравматично изучить характер изменений в различных ЛОР-органах, а также выполнить, при необходимости, определенные хирургические вмешательства.
Эндоскопическое исследование полости носа с использованием оптики показано в тех случаях, когда информация, полученная при традиционной риноскопии оказывается недостаточной вследствие развивающегося или развившегося воспалительного процесса. Для осмотра полости носа и околоносовых пазух применяют наборы жестких эндоскопов диаметром 4, 2,7 и 1,9 мм, а также фиброэндоскопы фирм «Olimpus», «Pentax» и др. Осмотр полости носа проводится в положении больного лежа, с предварительно проведенной местной анестезией, обычно 10% раствором лидокаина.
При исследовании осматривают преддверие полости носа, средний носовой ход и места естественных отверстий придаточных пазух носа, и далее — верхний носовой ход и обонятельную щель.
Прямая ларингоскопия выполняется в положении больного либо сидя, либо лежа, в случаях затруднения проведения непрямой ларингоскопии. В амбулаторных условиях осмотр проводится чаще всего сидя при помощи ларингоскопа или фиброларингоскопа.
Для выполнения прямой ларингоскопии необходимо провести анестезию глотки и гортани. При анестезии придерживаются следующей последовательности. Ватничком смазывают вначале правые передние нёбные дужки и правую нёбную миндалину, мягкое нёбо и малый язычок, левые нёбные дужки и левую нёбную миндалину, нижний полюс левой нёбной миндалины, заднюю стенку глотки. Затем с помощью непрямой ларингоскопии смазывают верхний край надгортанника, его язычную поверхность, валекулы, гортанную поверхность надгортанника, вводят ватничек в правый, а затем в левый грушевидный синус, оставляя его там по 4—5 с.
Потом зонд с ватничком вводят на 5—10 с за черпаловидные хрящи — в рот пищевода. Для такой тщательной анестезии требуется 2—3 мл анестетика. За 30 минут перед местной анестезией глотки больному целесообразно ввести под кожу по 1 мл 2% раствора промедола и 0,1% раствора атропина. Это предупреждает напряжение и гиперсаливацию.
После анестезии пациента усаживают на низкий табурет, позади него на обычный стул садится медсестра или санитарка и удерживает его за плечи. Больного просят не напрягаться и руками опираться о табурет. Врач захватывает кончик языка так же, как при непрямой ларингоскопии и под контролем зрения вводит клинок ларингоскопа в глотку, ориентируясь на малый язычок и приподнимая кверху голову обследуемого, клюв ларингоскопа наклоняется книзу и обнаруживается надгортанник. Осматривается корень языка, валекулы, язычная и гортанная поверхность надгортанника.
Далее клюв ларингоскопа заводится за надгортанник, после чего язык пациента отпускают. Голову обследуемого запрокидывают и ларингоскоп продвигают до нижней трети надгортанника, что позволяет осмотреть все отделы гортани и видимую часть трахеи.
Выполнение бронхоскопии и эзофагоскопии в поликлинических условиях нецелесообразно, поскольку это связано с определенным риском и при необходимости требует немедленного помещения больного в стационар.
– Вернуться в оглавление раздела “отоларингология”
Оглавление темы “Обследование в отоларингологии”:
- Подготовка кабинета к приему ЛОР-врача. Дезинфекция
- Стерилизация ЛОР-инструментов для осмотра. Правила
- Подготовка и стерилизация перевязочного материала для ЛОР-кабинета. Правила
- Подготовка и стерилизация инструментов, перчаток для ЛОР-кабинета. Правила
- Антисептическая обработка рук ЛОР-врачом. Принципы
- Оформление медицинской документации ЛОР-врачом. Правила
- Осмотр отоларингологического больного. Правила
- Обследование носа и придаточных пазух. Рекомендации
- Обследование глотки. Правила фарингоскопии
- Обследование гортани и трахеи. Эндоскопические методы
Источник
Советы по осмотру ребенка отоларингологомКак и в любом другом разделе оториноларингологии, тщательный сбор анамнеза и внимательный осмотр являются основой правильной диагностики и качественного лечения детских заболеваний. Но получить эту информацию бывает очень непросто, потому что многие маленькие дети не способны точно и корректно рассказать о своих симптомах врачу. И хотя в целом осмотр маленьких детей аналогичен осмотру подростков и взрослых, существует ряд приемов, с помощью которых этот процесс можно сделать более простым для ребенка, родителей и врача. а) Установление контакта с ребенком. Многие дети боятся визитов к врачу, и поход к оториноларингологу не является исключением, особенно учитывая большое количество незнакомых приспособлений и технических устройств, которые часто находятся в наших кабинетах. Во время первого знакомства важно подбодрить и завлечь ребенка, ведь его спокойствие — залог качественного и спокойного осмотра. К некоторым детям особенного подхода не нужно, некоторым же полезно объяснить, как работают и зачем нужны те или иные инструменты. Не следует запугивать ребенка или угрожать ему, и тогда осмотр может стать спокойным и легким. б) Осмотр ребенка отоларингологом. Многие врачи приступают к осмотру после сбора жалоб, семейного и социального анамнеза, анамнеза заболевания. Осмотр же ребенка начинается с момента начала разговора с ним. Следует обращать внимание на следующие важные детали: наличие и уровень речи, готовность взаимодействовать с окружающими, дыхание во время сна и бодрствования, наличие стридора или других шумов при дыхании, возможность глотания жидкостей и твердой пищи (снеков), походку. Иногда собрать все эти сведения можно только скрытно, потому что очень часто дети отказываются говорить, как раз в тот момент, когда вы хотите что-нибудь от них услышать. Проведение осмотра. И хотя некоторые дети могут сидеть на смотровом стуле самостоятельно, многим требуется помощь родителей. Для успокоения кому-то из детей понадобиться сидеть на коленях у родителя, а кого-то даже придется крепко удерживать, чтобы ребенок не травмировал сам себя, став чересчур беспокойным. Для обеспечения комфортного проведения осмотра детей можно удерживать разными способами. Стандартная поза для осмотра — ребенок сидит поперек родительского бедра. При необходимости родитель может зажать своими бедрами ноги ребенка, одной рукой держать его корпус и руки, а второй — прижать голову к груди. Этот прием может использоваться у младенцев и относительно спокойных детей до 4-5 лет при проведении многих лечебных (удаление серы) или диагностических (фиброскопия) манипуляций. Детей старше пяти лет, а также чрезвычайно беспокойных детей удержать в такой позе может быть сложно. Если описанным выше методом ребенка удержать не получается, возможно использовать другие приемы. Для маленьких детей можно использовать метод «заплечной сумки»: ребенок помещается на специальную доску, руки располагаются по бокам вдоль туловища, и затем ремнями руги и ноги ребенка фиксируются. После иммобилизации ребенка можно осмотреть его голову, которую осторожно фиксирует один из родителей или медсестра. Аналогичного результата можно достигнуть, крепко запеленав ребенка. После стабилизации можно провести полноценный осмотр, не травмировав при этом маленького пациента.
в) Осмотр ушей. Многим пациентам педиатрического профиля необходим осмотр ушей с использованием либо операционного, либо пневматического отоскопа с грушей для подачи воздуха. Вне зависимости от типа инструмента, отоскоп следует держать первыми тремя пальцами, а четвертый и пятый поставить на висок ребенка. Это предотвратит проникновение инструмента вглубь слухового прохода, если ребенок внезапно дернется. Более предпочтительно использование пневматического отоскопа, т. к. с его помощью можно оценить подвижность барабанной перепонки и более точно предположить наличие жидкости в барабанной полости. У детей старшего возраста выполняются тесты Ринне и Вебера. По показаниям проводится отомикроскопия. г) Осмотр полости носа. Обычно осмотр полости носа ограничивается передней риноскопией, возможно использование отоскопа с назальной воронкой или ушной воронкой большого диаметра. Следует обращать внимание на размер, цвет и форму носовых раковин, перегородку носа, наличие отделяемого, ширину просвета дыхательных путей. Иногда осмотр требуется провести до и после применения сосудосуживающих средств. Отмечается наличие секрета, расширенных сосудов, полипов, инородных тел, новообразований. У некоторых детей для полного осмотра полости носа и носоглотки может потребоваться проведение фиброскопии. д) Осмотр полости рта. Включает в себя осмотр губ, слизистых, языка, дна полости рта, ротоглотки. Используется фонарик или налобный осветитель. Многие дети хорошо переносят этот этап осмотра, охотно демонстрируя врачу открытый для осмотра рот. Оценивается форма и подвижность языка, дно полости рта, размер небных миндалин, форма язычка, очертания и подвижность мягкого неба. У детей при проведении мезофарингоскопии часто можно увидеть верхний край надгортанника. е) Осмотр шеи у ребенка. Отмечается наличие отечности, асимметрии, дополнительных образований. Отмечается локализация, подвижность, размер, плотность любых новообразований. Пальпируется щитовидная железа, оцениваются ее размеры. Шея также внимательно осматривается и пальпируется на предмет кист, врожденных пороков, щелей. ж) Оценка дыхательных путей у детей. При наличии показаний гортань и гортаноглотка осматриваются фиброларингоскопом. Исследование легко выполнимо в амбулаторных условиях, проводится или через полость носа (с предварительной анестезией) или через рот (у маленьких детей без зубов). Гибкий фиброскоп также может использоваться для детального осмотра полости носа, визуализации полипов, уточнения размера аденоидов. Для удобства проведения осмотра ребенка необходимо удерживать, использовать ремни или пеленание. Этот этап осмотра головы и шеи является наиболее инвазивным, от более старших детей он требует спокойствия и выдержки; но для качественного осмотра у данной группы детей обычно хватает спокойного объяснения сути процедуры и адекватной местной анестезии. Фиброскопом возможно осмотреть дыхательный тракт от входа в полость носа до подскладочного пространства. Отмечается цвет и состояние слизистых оболочек, наличие дополнительных образований, аденоидов, размер и внешний вид анатомических структур полости носа, осматриваются устья слуховых труб, ротоглотка, гортаноглотка и гортань. з) Ключевые моменты: – Также рекомендуем “Советы по анестезии у ребенка – наркозу, обезболиванию” Оглавление темы “Детская отоларингология”:
|
Источник
Красное горло – распространенная проблема у детей разных возрастов. Родители, сталкиваясь с подобным явлением, лечат болезнь в домашних условиях, так как чаще всего считают покраснение симптомом обычной простуды. Однако гиперемия может свидетельствовать и о более тяжелых заболеваниях, например, ангине. Как самостоятельно провести осмотр глотки? По каким признакам можно отличить здоровое горло от больного? Чем лечить малыша?
Как выглядит здоровое горлышко у ребенка?
Родители часто обнаруживают проблемы с горлом у своих детей. Многие малыши страдают хроническими болезнями носоглотки, которые впоследствии беспокоят их и во взрослой жизни. Причинами перетекания острого заболевания в хроническое являются несвоевременное обращение к врачу и неправильно подобранная терапия. Для того чтобы понять, когда нужно записываться на прием к ЛОРу, нужно иметь представление о том, как выглядит горло у здорового ребенка. Норма определяется по таким критериям:
- Миндалины однородного розового цвета без ярко выраженных красных прожилок или налета. Гланды немного выпуклые и выпирают по направлению к язычку, на них присутствуют бугорки, но они слабо выражены.
- Мягкое небо бледно-розового или красноватого цвета, гиперемия отсутствует. На небных дужках нет налета или отека.
- Цвет стенок здорового горла в одном оттенке с миндалинами. Сыпи, пятен, налета, отечности, капиллярного покраснения или выраженной венозной сетки нет. Гипертрофированные фолликулы также отсутствуют. Язычок не увеличен.
- Язык бледно-розового цвета, без гиперемии на корне и налета на сосочках.
Внешние признаки больного горла
На состояние ротовой полости влияет экология, перенесенные заболевания, вдыхаемые микробы, поэтому абсолютно здоровая глотка – редкость. По статистике, к семи годам практически каждый малыш страдает от различных хронических болезней горла. Определить, поражено горло или нет, можно по следующим признакам:
- Миндалины становятся красными и увеличиваются в размерах, на них хорошо видны разбухшие фолликулы, которые иногда заполнены гноем, присутствует белый, желтоватый или серый налет. При герпетическом поражении тканей образуются пузырьки и небольшие язвы.
- Мягкое небо воспаляется, на нем может появляться сыпь.
- Задняя стенка глотки выглядит припухшей, рыхлой, фолликулы увеличены. При осмотре можно обнаружить выраженную сетку мелких сосудов. Наличие язв свидетельствует о поражении вирусом герпеса (см. также: симптомы герпеса на миндалинах у ребенка). Язычок гиперемирован.
- Язык покрыт налетом. Если он имеет коричневый или серый оттенок, затрагивает язык и зубы, это может свидетельствовать о хроническом фарингите.
Какие основные причины красного горла у малыша?
Во всех без исключения случаях причиной покраснения слизистой горла является развивающийся воспалительный процесс. Именно во время поражения болезнетворными микроорганизмами (бактериями и вирусами) ткани глотки насыщаются кровью, становясь красными.
Фарингит (воспаление слизистой оболочки глотки)
К фарингиту приводят частые простудные болезни, некоторые заболевания ЖКТ, а также отсутствие лечения кариеса, синусита, ринита, аденоидов (рекомендуем прочитать: можно ли вылечить аденоиды у ребенка без операции, если болезнь уже 3 степени?). Фарингит возникает в качестве сопутствующего недуга, а самостоятельно развивается только при раздражении стенок горла едкими веществами или слишком горячими напитками. Болезнь протекает в острой или хронической форме, поражая слизистую глотки, характеризуется симптомами:
- покраснение свода горла, иногда с ярко выраженными точками;
- постоянная тупая боль, усиливающаяся при глотании;
- першение в горле и чувство застрявшего там предмета;
- сухой кашель, который сложно купировать;
- стекание слизи по глотке;
- неприятный запах изо рта;
- в тяжелых случаях на слизистой появляется гнойная пленка, язвы.
Дети могут жаловаться на головную боль. Температура увеличивается не всегда, а если это случается, столбик термометра не поднимается выше 37,5°С. Для эффективного лечения болезни, если она спровоцирована бактериями, требуется определить тип возбудителя.
Тонзиллит – классическая ангина
Ангина – это воспаление миндалин. Заболевание развивается на фоне инфицирования различными типами кокков, вирусами, а также грибками. В связи с разнообразием форм тонзиллита, он может проявляться в виде разных симптомов, но в большинстве случаев ангину можно диагностировать по признакам:
- каждый глоток сопровождается болевыми ощущениями;
- слизистая и миндалины красные, на них есть белый налет (иногда с зеленоватым оттенком);
- воспаленные и набухшие гланды раздражают горло, это становится причиной удушливого кашля;
- увеличиваются лимфоузлы.
По внешним признакам ангина напоминает фарингит, однако визуальный осмотр сразу позволит увидеть разницу: тонзиллит всегда сопровождается образованием на слизистой белесой пленки, как показано на фото. При попытках ее счистить она достаточно легко снимается, ткани под ней не кровоточат.
Развивающиеся в больном горле микробы отравляют организм продуктами жизнедеятельности, из-за этого пациент чувствует слабость, ломоту в теле, головную боль. Температура достигает отметки 39°С.
Аллергическая реакция
Одна из возможных причин покраснения горла – аллергия. Она появляется из-за высокой чувствительности организма к факторам внешней среды. Острый ответ иммунной системы может быть вызван домашней пылью, различными средствами бытовой химии, шерстью, пыльцой растений, пищей и т.д. Воспаление глотки может сопровождаться симптомами:
- отек слизистой носа;
- покраснение полости рта и стоматит с пузырьковыми высыпаниями;
- конъюнктивит;
- жидкие слизистые выделения из носа;
- сыпь на коже;
- чихание и кашель;
- одышка;
- головная боль.
Режутся зубки
Прорезывание зубов – стресс для организма малыша, поэтому этот процесс может ослабить его иммунитет и спровоцировать самые разные реакции, в том числе покраснение горла. Мамам нужно помнить, что ребенка лучше на время оградить от контакта с больными детьми – ослабление местного иммунитета может стать причиной присоединения инфекции. При прорезывании зубов появляются и другие симптомы:
- диарея;
- незначительная заложенность носа с жидкими выделениями;
- чрезмерное слюноотделение;
- температура, которая держится не более 2-3 дней.
При наличии каких симптомов у ребенка нужно самостоятельно провести осмотр?
Горло у детей болит довольно часто, поэтому мамы должны осматривать его сразу, как только малыш начинает жаловаться на определенные симптомы:
- першение или зуд в глотке;
- боль во время употребления жидкости или еды, сглатывания слюны;
- головная боль;
- насморк;
- лихорадка;
- повышение температуры;
- увеличение подчелюстных лимфоузлов.
Грудничок не может рассказать о неприятных ощущениях, поэтому взрослые могут заподозрить проблемы с горлышком по высокой температуре, затрудненному дыханию и отказу от пищи. При прорезывании зубов ребенок будет тянуть в рот окружающие предметы, трогать десны пальцами.
Основные правила осмотра
Правильно осматривать горло могут далеко не все родители. К тому же, если ребенок маленький, его сложно уговорить широко открыть рот и оставить в такой позиции на 20-30 секунд. Перед манипуляцией нужно поговорить с малышом, объяснить ему необходимость процедуры, дать попить воды, успокоить. Осмотр можно провести в игровой форме, сначала обследовав плюшевого медведя или куклу, а потом ребенка.
Проведение осмотра горла силой приведет к тому, что малыш будет наотрез отказываться выполнять любые просьбы при посещении врача и бояться проходить самые безболезненные процедуры в больнице.
Для правильной оценки состояния слизистой осмотр нужно проводить с соблюдением нескольких рекомендаций:
- Важно обеспечить нормальное освещение. Солнечного света, скорее всего, будет недостаточно, поэтому желательно использовать фонарик (без синего свечения) или настольную лампу.
- Для осмотра понадобится специальный шпатель из аптеки или ложка. Ее нужно продезинфицировать и ввести в рот «рукоятью», удерживая язык для увеличения угла обзора. Нажимать нужно на его кончик или центральную часть, чтобы не спровоцировать рвотные позывы. Если корень языка не позволяет осмотреть глотку, нужно попросить ребенка вытянуть его сильнее, но не напрягать.
- Фонарик нужно направить в рот и попросить малыша протянуть звук «а». Если он будет дышать ртом с глубокими вдохами, это значительно улучшит обзор и уменьшит риск возникновения рвотного рефлекса.
- Следует внимательно посмотреть на все части глотки, находящиеся в поле зрения, и оценить их состояние. При наличии налета его нельзя пытаться механически снять.
Способы диагностики заболеваний
Если после самостоятельной диагностики были выявлены признаки воспаления, нужно сразу обратиться к отоларингологу. Терапия назначается после ряда исследований, к которым обычно относятся:
- сбор анамнеза и визуальный осмотр носовых пазух и глотки с использованием инструментов;
- анализ крови для подтверждения воспалительного процесса;
- мазок из зева для определения типа возбудителя (обычно выявляются стрептококки и стафилококки) (рекомендуем прочитать: золотистый стафилококк в носу и в горле у ребенка: симптомы и лечение);
- аллергопробы, если специалист предполагает воспаление вследствие аллергической реакции (детям до 3 лет обычно не проводятся);
- рентген (необходим при подозрении на развитие синусита или гайморита).
Общие правила по лечению
Самолечением заниматься категорически запрещено. Если родители обнаружили у ребенка красное горло, необходимо обратиться к специалисту для уточнения диагноза и назначения курса лечения.
Медикаментозный подход
В зависимости от заболевания доктор назначает медикаменты для снятия воспаления. Препараты, особенно антибиотики, нельзя подбирать самостоятельно — многие из них обладают серьезными побочными эффектами. В терапии применяются средства:
- При бактериальном поражении глотки, ангине используются антибиотики Аугментин и Амоксициллин.
- Антимикробным и противовирусным свойством обладают препараты Умкалор, Тонзилгон и Лимфомиозот (подробнее в статье: капли Тонзилгон: инструкция по применению для детей до года). Они выпускаются в виде капель, что удобно для лечения маленьких детей. Средства борются с болезнью, устраняют неприятные симптомы и способствуют повышению иммунитета.
- При герпетической и других типах вирусной инфекции назначаются интерфероны, Тамифлю, Ремантадин, Лавомакс, Ацикловир.
- Если заболевание вызвано грибками, специалист назначает Флуконазол или Леворин (рекомендуем прочитать: инструкция по применению Флуконазола детям ).
- При покраснении горла, вызванном аллергической реакцией, назначаются антигистаминные средства (Ксизал, Цетрин, Эбастин, Зиртек). Необходимо полностью исключить контакт малыша с раздражителем.
- Если к покраснению горла добавляется непродуктивный кашель, в схему терапии включаются препараты для разжижения и выведения мокроты – Проспан, Амброксол и др.
- Для снижения температуры тела и купирования боли используются Нурофен, Парацетамол.
Местное лечение больного горла
Для облегчения симптомов заболевания часто используются средства местного действия:
- Спреи Тантум Верде, Ингалипт, Биопарокс, Хлорофиллипт выполняют роль антисептиков (рекомендуем прочитать: спрей «Тантум Верде»: аналоги препарата для детей). Распыленный на слизистую препарат уменьшает боль и смягчает горло. Активные компоненты борются с патогенной флорой.
- Леденцы Тантум Верде, Септолете обладают «охлаждающим» эффектом и уменьшают болевые ощущения. Отлично помогают при сухом кашле и першении в глотке. При рассасывании пастилок и сглатывании слюны ребенок удаляет скопившуюся в горле слизь.
- Раствор Мирамистина, а также препараты Танин (1-2%) и Антиформин – антисептики, применяемые для полоскания горла. Регулярные процедуры постепенно очищают слизистую от налета. Активные вещества растворов уничтожают возбудителей заболевания и снимают воспаление.
- Раствор Нитрата серебра 0,25% или Люголя — для периодического смазывания миндалин (рекомендуем прочитать: как применять Люголь в виде спрея для детей?). Применяется для снятия воспаления и уменьшения болевых ощущений.
- Раствор соли и соды с добавлением нескольких капель йода или отвар ромашки уменьшают дискомфорт и действуют как антисептики.
- Компресс из ржаной муки, меда и растительного масла. Смесь замешать до консистенции теста, подогреть на водяной бане и прикладывать на 20 минут к больному горлу. Средство снимает отек, воспаление и обезболивает.
Какие профилактические меры можно предпринять?
Главная задача профилактики – повышение иммунитета, тогда организм малыша сможет противостоять различным инфекциям. В профилактических целях необходимо:
- соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать, выделять время для отдыха;
- сбалансировать рацион ребенка;
- пополнять запасы витамина C;
- закалять малыша (позволять ходить босиком, принимать холодный душ и т.д.);
- не позволять в жару пить холодные напитки;
- следить за переохлаждением;
- больше гулять;
- ежедневно проветривать детскую комнату;
- вовремя лечить стоматологические заболевания;
- при ослаблении иммунитета укреплять его витаминами и иммуностимуляторами (по назначению врача);
- не посещать людные места в периоды эпидемий.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Источник