Низкое положение гортани в вокале
«Пой на зевке», «Направляй звук в купол», «Поднимай мягкое нёбо» – зачем педагоги пения из урока в урок говорят об этом? И не только в академическом вокале, но и в эстрадном! Ответ прост: стоит поднять мягкое нёбо при пении – в глотке появляется пространство.
Звук начинает резонировать, а голос становится объемным и громким. Начинающие вокалисты упорно ищут, как поднять мягкое нёбо. А бывалые утверждают, что «вокальный зевок» портит эстрадный звук. Давайте обсудим так ли это, и какие положения мягкого нёба бывают в вокале.
Если вы управляете мягким нёбом при пении, то можете:
свободно петь высокие ноты
избавиться от гнусавости голоса
убрать зажимы с горла
лучше резонировать, а значит петь громче
добавлять объем в вокал
изменять тембр голоса
легче раскрывать ложные связки
найти тванг в голосе и правильную назальность
Что такое мягкое нёбо в вокале?
У человека два типа нёба – твердое и мягкое. Твердое – это кость, «пластина», которая разделяет рот и носовую полость. Если вы цокаете языком, он касается твёрдого нёба. Мягкое нёбо находится прямо за ним, ближе к глотке:
Твердое небо отражает звук при пении. Этот «отражатель» усиливает резонанс, благодаря чему голос становится громче.
Мягкое нёбо состоит из мягких эластичных тканей, которые поглощают звук, а не отражают его.
Важно поднимать нёбо при пении и освобождать пространство в глотке от мягких тканей, чтобы появилось место для резонанса голоса.
Чем отличается мягкое и твердое нёбо в пении?
Представьте, вы громко крикнули в пустой комнате. Голые стены отразят ваш голос, он станет звонче. Так работает твёрдое нёбо. Но если на стены повесить мягкие ковры и снова крикнуть, голос будет глухим. Ворс ковра поглощает звук. А вам придётся напрячься, кричать сильнее, чтобы получить резонанс. Так работает мягкое нёбо.
Мягкое нёбо очень подвижно. Оно формирует звуки речи, при пении принимает разные позиции и формы. Поэтому удобно его использовать, что красиво петь высокие ноты и менять тембр голоса, добавляя объем в вокал.
Мышцы мягкого нёба и нёбные занавески
Мягкое нёбо свободно поднимается и опускается. У хороших вокалистов оно всегда в тонусе, легко натягивается и остается пластичным. Найти свое нёбо просто:
Подойдите к зеркалу или включите фронтальную камеру телефона.
Откройте рот, как на приеме у врача, и посмотрите на глотку.
В глубине рта вы увидите маленький «язычок», который болтается над обычным большим языком. А вокруг него розоватые выступы – миндалины. Часто они краснеют и опухают, когда болит горло.
Маленький «язычок» и миндалины вокруг и есть ткани мягкого нёба. Ими мы учимся управлять при пении.
Ткани вокруг маленького «язычка» называются «нёбной занавеской» или «нёбными шторками». Мэтры вокала советуют «раздвигать» мышцы «нёбной занавески» в стороны. Раскрывать нёбо по горизонтали при пении. Этот прием полезен, если хотите сделать вокал звонким, ближе к речевой позиции, но сохранить полный объем голоса.
Что такое «вокальный зевок»?
В высоком положении мягкое нёбо формирует мышцами глотки так называемый «купол». Он же «вокальный зевок». Почему зевок? Потому что растяжка нёба напоминает зевание. Зевота помогает правильно раскрыть глотку.
Сама природа создала этот прием, а вокалисты взяли его в свою вокальную технику. При пении на зевке мягкие ткани нёба, которые поглощают звук, словно «втягиваются» внутрь. В горле появляется больше места, резонанс звука усиливается.
Зевните прямо сейчас, если еще не сделали этого от моего скучного текста! Почувствуйте, как мышцы мягкого нёба тянутся наверх. А затем спойте любую ноту на «зевке». Например, на букве «А». Вы услышите, что тембр голоса меняется.
Почему на уроке вокала – зеваю, когда пою?!
Бывает, что при пении упражнений вокалисты начинают активно зевать. Это связано с двумя вещами: мозг насыщается кислородом и так выпускает излишки воздуха. А во втором случае — у таких учеников много мышечных зажимов. Когда мягкое нёбо высоко поднимается, зажатые мышцы, которые привыкли к напряжению, резко теряют тонус и расслабляются. Организм пытается снять напряжение зевотой.
Пение на зевке — это техника академического вокала. Вспомните оперу — ее округлое звучание получается из-за высокого вокального купола. Опущенная гортань, конечно, тоже принимает участие в формировании оперного вокала, но это тема для другой статьи.
Что ж, с академическим пением понятно. А как работает мягкое небо в эстрадном вокале?
Три положения мягкого нёба при пении
А в эстрадном и джазовом вокале все иначе. Там нет правил и канонов. Но гораздо больше стилей и жанров. Поп, фанк, босса-нова, рок, соул, джаз, блюз… Неудобно петь во всех стилях на одном вокальном зевке и куполе! Нужны разные вокальные приемы.
Тембр должен быть разным — то объемным, то звонким, то глубоким с придыханием. Поэтому и мягкое небо становится гибким. Оно меняет свое положение постоянно. Формирует вашу манеру пения, влияя на тембр голоса. Именно нёбо помогает петь по-разному!
В эстрадном и джазовом вокале три положения мягкого нёба:
среднее положение неба
высокое мягкое небо
низкое мягкое небо
Замечу также, что в современных методиках вокала, например в Estill Voice Training, опущенное мягкое нёбо называется «открытой позицией», а высоко поднятое нёбо – «закрытой». Так как оно закрывает вход в нос.
Если вам интересны примеры, как звучит вокал на мягком нёбе в трёх разных положениях, посмотрите следующую статью, в ней много вокальных приёмов известных певцов.
Среднее положение мягкого нёба
Приоткройте чуть-чуть рот и потяните гласный звук – мягкое нёбо примет среднее положение. Которое также зовется нейтральной позицией мягкого нёба. В жизни среднее положение возникает при разговоре, либо когда вы дышите ртом и носом одновременно.
В вокале при таком положении нет полного объема голоса, но и носовой призвук не проявляется. Голос звучит естественно, без напряжения. Нейтральное положение создаёт звучание, максимально близкое к вашему природному тембру. Мы используем среднее положение нёба, когда поём в разговорном регистре. С ним удобно найти речевую позицию в вокале.
Высокое положение мягкого нёба
Как я уже писала, поднятое мягкое нёбо легче всего ощутить, когда мы зеваем. В глотке появляется пространство для громкого звука.
Главная «фишка» высокого нёба в вокале – когда оно поднимается, голос свободно проходит в рот. Этот прием работаем в любом стиле — джазовом, эстрадном или академическом вокале.
Даже если у вас нет постановки голоса и вы начали петь только вчера, сделайте нехитрые манипуляции: откройте рот пошире и спровоцируйте внутренний зевок. Вы легко сможете спеть даже очень высокие ноты на открытом звуке.
Поднятое нёбо и открытый рот – золотые правила певца
Вокальные ошибки и певческий купол
Я хочу предостеречь — не всегда следует петь в купол! Поднимая мышцы мягкого нёба очень высоко, вы рискуете получить глубокий глухой звук, потерять звонкость при пении. Вокал становится «хоровым», округлым и глубоким. А иногда сиплым с продыхом. Приходится напрягаться, чтобы петь громко.
При слишком высоком зевке нарушается давление воздуха
При слишком высоком зевке глотка становится шире, гортань рискует опуститься. В таком положении невозможно контролировать дыхание, сдерживать его. Воздух выходит большим потоком, из-за чего голосовые связки не могут смыкаться плотно, а значит петь громко не получится.
Если ваш педагог вокала, объясняя, как работает мягкое небо, советует постоянно петь на зевке, он совершает ошибку.
Решается такая проблема на раз-два: опустите нёбо в среднее положение, как будто вы не поёте, а говорите. Есть даже такой прием «пою, как говорю» по методу знаменитого Сета Риггса.
Как петь объемным голосом?
Чтобы петь объемным голосом, тренируйте вокальные мускулы как в фитнес-зале. Полезно делать это у зеркала по 5-7 минут каждый день:
широко откройте рот и потяните нёбные мышцы наверх без звука, словно на зевоте.
Потянули наверх – зафиксировали. Не давайте мышцам стягиваться обратно. Держите мышцы неба высокими словно “раскрытый зонтик”.
Когда добились того, что мышцы не опадают и держат высокое положение – спойте любую ноту.
Следите, чтобы нёбо оставалось высоким, рот широко открытым.
Спойте отрывок песни с высоким нёбом: найдите в песни сложную высокую ноты и потяните на ней вокальный купол наверх, будто зеваете
Часто высокая позиция «зевка» вызывает сложности. Новички не понимают, как поднимать небо при пении. Им кажется, что они растягивают его достаточно, хотя по факту не открывают глотку даже на миллиметр!
Поднимайте вокальный купол до ощущений натяжения на задней стенке глотки. Не давайте нёбу «опадать», стягиваться обратно. Несколько тренировок на растяжку – и нёбо начнет подниматься на автомате.
Низкое положение мягкого неба
Люди используют опущенное нёбо не только при пении, но и каждую минуту жизни. Например, сейчас – вы читаете данный текст и дышите с закрытым ртом. Мягкое нёбо провисает в вашей глотке подобно «опущенной шторке». Протяните с закрытым ртом букву «Н» или «М». Чувствуете, как звук идет в нос и резонирует в носовых пазухах? В низком состоянии нёбо полностью закрывает вход в ротовую полость! Голос может пройти только в нос и носоглотку.
Назальность в вокале и низкое мягкое нёбо
Опущенная позиция нёба добавляет в вокал правильную назальность. Это естественное расслабленное положение. Оно действует как настройка резонаторов, носовых пазух. С распевок на закрытый звук с низким нёбом я рекомендую начинать каждый урок вокала на закрытые буквы «Н» или «М». Такие упражнения подходят для разогрева голоса.
Тембр становится ярче от назальности. С низким мягким нёбом легко найти носовой тванг, добавить «вокальный нос». В некоторых стилях музыки носовой призвук даже необходим. Например, кантри или фанк. Но во всем нужна мера — увлекаться пением с опущенным мягким нёбом не стоит. Иначе легко спровоцировать гнусавость.
Гнусавость при пении = вялое мягкое нёбо
Замечали, что вялые люди без тонуса говорят в нос? Это случается потому, что мышцы мягкого нёба слишком расслаблены. Они провисают и перекрывают глотку. Голос идёт только в нос, становится гнусавым и глухим. Когда у человека отсутствует общий тонус тела, все мышцы, включая вокальные мускулы, очень вялые. Так что приходится их «заставлять», давить на вокальную мускулатуру силой. Это приводит к зажимам голоса. Пение вызывает дискомфорт.
Самое обидное, что упражнения на раскрепощение от таких «гнусавых» зажимов помогают лишь на какое-то время. Надо укреплять общий тонус организма, подтягивать все мышцы на активный уровень. Помогает ходить в бассейн и спортзал! Удивительно, но это работает, я поняла этот «лайфхак» на примере одного вялого ученика. Его вокальный тонус действительно изменился через пару месяцев, как он начал заниматься плаванием. Ученик стал бодрее, а гнусавость почти исчезла.
Часто у певцов с гнусавым голосом искривлена носовая перегородка
Гнусавый звук может получаться не только из-за того, что мягкое нёбо провисает, но и из-за вокальной анатомии. Если вы страдаете гнусавостью, а ваш педагог мучает вас на уроках вокала упражнениями на мягкое нёбо, просто проверьте — все ли в порядке с вашей носовой перегородкой.
Трое из моих знакомых вокалистов, профессиональные певцы, были вынуждены исправлять искривленную носовую перегородку операцией, чтобы убрать глухой гнусавый призвук. Так что этот случай не редкость. У профессиональных певцов гнусавость считает проф.непригодностью. В оперу или музыкальный театр, на большую сцену вялых вокалистов с гнусавым голосом и опущенным мягким нёбом точно не возьмут.
Как использовать разные позиции мягкого нёба в вокале?
Дам вам творческое домашнее задание. Напишите мне в комментариях, как изменился ваш голос и как звучит песня при разных положениях мягкого неба.
Выберете строчку любой песни.
Спойте ее всю с высоким нёбом, как будто хотите зевнуть.
Пропойте ее с низким мягким нёбом, чтобы появилась назальность.
Запишите на диктофон оба варианта. Послушайте себя в записи и отметьте, как меняется тембр голоса.
Подчеркните в строчке те слова, где резонанс получается громче, а вокал приятнее. На некоторых гласных голос станет звонким при низком нёбе, на некоторых при высоком.
А теперь самое сложное: чередуйте низкое и высокое нёбо в каждой строчке, поднимайте и опускайте во время пения, обращая внимание на слова, которые вы подчеркнули.
Так в одной строке у вас будут разные положения мягкого нёба – то высокое в купол, то низкое в нос, то как при разговоре.
Кое что из моей практики…
Как опытный вокалист скажу, что от природы моё мягкое нёбо было малоподвижным. Несколько месяцев ушло, чтобы его тренировать на зевке без звука. По утрам, стоя в ванной перед зеркалом во время утренних процедур, я широко открывала рот и тянула купол вверх, глядя на мягкое нёбо в зеркале. Ощущения натяжения были неприятные, но потом этот мышечный прием стал навыком. Зато теперь мое мягкое нёбо поднимается как «по звонку», когда я перехожу на высокие ноты.
Позже я научилась раздвигать нёбные занавески по горизонтали, расширяя глотку. Иногда этот прием выручает на переходных нотах – когда звук неудобный: ни низкий, ни высокий, а объем добавить нужно. И всего несколько лет назад я научилась менять положения неба при пении – то есть освоила