Нарушение речи у ребенка нарушение диафрагмального дыхания спазмы в гортани
Факторов, способных спровоцировать ларингоспазм у детей, достаточно много. Основным считается предрасположенность, обусловленная особенностями анатомического строения подскладочной зоны гортани. Затяжной приступ может привести к летальному исходу, поэтому первую помощь ребенку нужно оказывать незамедлительно.
Общая информация о ларингоспазме у детей
Ларингоспазм у детей характеризуется сужение гортани вплоть до полного перекрытия голосовой щели с последующей блокировкой доступа кислорода к легким.
Чаще всего приступы случаются у детей до 2–3 лет
Чаще всего приступы случаются у детей от 3 месяцев до 2–3 лет. Это объясняется наличием уязвимых мест гортани. К таким относятся:
- голосовые складки;
- подскладочная зона.
В раннем детстве там расположена лимфоидная рыхлая соединительная ткань, которая под воздействием неблагоприятных факторов отекает и приводит к перекрытию дыхательных путей. С возрастом проблема становится менее актуальна. После 6–7 лет такие спазмы возникают намного реже. У взрослых чаще встречается ларингит без спазмов.
Симптомы ларингоспазма
Приступ спазма гортани развивается моментально. Его можно распознать по следующим симптомам:
- одышка;
- затрудненное дыхание: удлиненный вдох и свистящий выдох;
- рефлекторные реакции: запрокинутая назад голова, широко открытый рот;
- выраженное побледнение или посинение кожных покровов, носогубного треугольника, ладоней и подошв.
Чаще всего патология начинается со стеноза гортани, который в медицинской терминологии называется ложный круп. У многих малышей обострения возникают в ночное время суток. Похожими признаками сопровождается бронхиальная астма.
Если патологическое состояние затягивается, ребенок может упасть в обморок. Возможно появление симптомов эпилепсии – судорог, густой пены изо рта.
В первую очередь при ларингоспазме нужно вызвать скорую, однако быстро она не приедет, поэтому оказывать первую помощь придется самостоятельно. Бригада медиков поможет оценить жизненно важные показатели ребенка по прибытию.
Факторы, провоцирующие спазм мускулатуры гортани
Отек рыхлой соединительной и лимфоидной ткани в области голосовой щели у детей раннего возраста чаще всего провоцируют инфекции – коклюш, ОРВИ, грипп. К другим факторам относятся:
- слишком сухой воздух в помещении;
- аллергены: пыль, шерсть домашних животных, пыльца и т.п.;
- сильные эмоции: стресс, плач, крик;
- перегрузка голосовых связок;
- ларинготрахеит.
Спазмы гортани, которые периодически возникают в конце зимы или начале весны, могут указывать на дефицит витамина Д или кальция. Среди других причин развития патологии выделяют:
- эндокринные расстройства;
- нарушение обменных процессов;
- бронхоспазм и другие болезни органов дыхания;
- применение отдельных медикаментов, например, адреналина;
- проблемы в работе желчного пузыря;
- опухоли либо увеличение щитовидной железы.
Однократное появления ларингоспазма чаще всего связано с раздражающим действием негативных факторов. Если проблема повторяется регулярно по несколько раз в сутки, стоит пройти обследование.
Ларингоспазм у детей представляет угрозу для жизни, поскольку сопровождается удушьем
Экстренная помощь и дальнейшее лечение
При затяжном спазме присутствует большой риск для здоровья и жизни. В такой ситуации родителям нужно успокоиться и взять себя в руки.
Что делать при развитии ларингоспазма дальше:
- Позвонить в скорую помощь. Лучше попросить об этом другого взрослого, который находится рядом, чтобы не терять драгоценное время. Можно поставить телефон на громкую связь и одновременно помогать малышу, если дома никого больше нет.
- Постараться успокоить ребенка. Стресс может усиливать ларингоспазм. При сильном волнении улучшение наступает медленнее.
- Обеспечить приток свежего воздуха. Открыть форточки в квартире, вывести малыша на балкон . Если на улице холодно, больного нужно укутать теплым пледом, потому что переохлаждение может усугубить ситуацию.
- Дать малышу подышать влажным воздухом. Для этих целей подойдет домашний увлажнитель воздуха или ванная комната, в которой нужно открыть теплую воду, чтобы помещение наполнилось паром. Категорически запрещены горячие ингаляции над кастрюлей и другие сомнительные методы первой помощи.
- Ингаляции на небулайзере с физраствором и гармонами или беродуалом.
Оказывая первую помощь, нужно помнить, что в момент спазма гортани нарушается дыхание, поэтому каждая минута промедления может привести к тяжелым осложнениям. Кислородное голодание, возникшее вследствие гипоксии, приводит к необратимому поражению внутренних органов. Через 4–5 минут после полной остановки дыхания может наступить гибель головного мозга.
В тяжулых случаях требуется неотложная помощь, включающая непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. При тяжелых асфиксиях врачи прибегают к трахеостомии. Так называют введение полой трубки внутрь трахеи для нормализации дыхания. Если после проведенных мероприятий ребенок не начинает дышать самостоятельно, его подключают к аппарату искусственной вентиляции легких.
Чем снять спазм гортани из медикаментов при повторных случаях, подскажет врач после проведения обследования и подтверждения диагноза.
Неотложная помощь при ларингоспазме оказывается до приезда медиков, удушье дольше 3–5 минут опасно для жизни
Обследование
Диагностика проводится с целью обнаружения основного заболевания, на фоне которого возникает ларингоспазм. Для этого прибегают к лабораторным, а также инструментальным методам обследования. В список рекомендуемых входят:
- общий анализ крови, мочи, биохимия;
- исследование на глисты и лямблии (кровь, кал);
- диагностика гормонального фона: ТТГ, АТ-ТПО, глюкоза крови;
- анализы для поиска причинно-значимого аллергена.
- иммунологические тесты.
При необходимости может быть назначен рентген, МРТ, КТ. Эндоскопическое исследование помогает осмотреть органы изнутри.
Дополнительно потребуется консультация невропатолога, иммунолога, аллерголога, инфекциониста и других узких специалистов. Обнаружить причины ларингоспазма удается не всегда. В ряде случаев врачи рекомендуют проводить симптоматическое лечение.
Профилактические рекомендации
Самыми эффективными мерами профилактики являются контроль основного заболевания и своевременное обращение к врачу.
Как предотвратить развитие ларингоспазма– снизить вероятность ОРВИ:
- одевать по погоде, избегать общения с заразными сверстниками, укреплять иммунитет;
- создать в помещении благоприятный климат: регулярно делать влажную уборку, проветривать помещение, бороться с пылью и шерстью домашних животных;
- в холодное время года, когда в помещении работают нагревательные приборы, пользоваться увлажнителем воздуха;
- почаще гулять на улице: летом организм насыщается витамином Д, зимой получает дополнительную порцию кислорода;
- обязательно возить ребенка каждое лето на море;
- пройти курс профилактического лечения в санатории, специализирующемся на болезнях дыхательных путей или нервной системы, если обнаружена связь спазмов гортани с повышенной нервозностью.
У некоторых малышей приступы проходят после улучшения взаимоотношений в семье и уменьшения умственных нагрузок. Еще детям, имеющим склонность к ларингоспазмам, не рекомендуется долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Все эти факторы раздражают нервную систему и могут провоцировать спазмы гортани.
Ларингоспазм относится к опасным для жизни состояниям, которые требуют медицинского контроля. У большинства детей количество приступов сокращается с возрастом. Родителям необходимо ознакомиться с принципами оказания неотложной помощи заранее. Это позволит не растеряться в экстренной ситуации и быстро устранить спазм гортани у малыша.
Читайте также: лечение ложного крупа у детей
Источник
Жизнь малыша начинается с первого вздоха и первого крика. Не нужно объяснять, насколько важную роль играет дыхательный аппарат в существовании человека. Но не только физиологическая функция (газообмен) выполняется органами дыхания, они участвуют в формировании речи, влияют на правильное произношение, чёткость, громкость и силу звука. С ранних лет стоит уделить пристальное внимание артикуляционному аппарату ребёнка, чтобы речевые нарушения не беспокоили вероятностью своего появления в будущем.
Физиология вдоха и возможные последствия ее нарушений
В идеальном варианте ребёнок должен осуществлять вдох через нос. Однако по разным причинам, среди которых самая распространённая – простудные заболевания, эта механика часто бывает нарушена. И воздух проходит не через носовую полость. В этом случае дыхание становится ротовым или смешанным.
Вдыхание через рот может перерасти во вредную привычку, изначально которая формируется во время частых болезней. Это влечёт за собой массу неприятных последствий и сопутствующих изменений – ослабевание круговой мышцы рта, деформацию верхней челюсти и носовых структур, в частности искривление перегородки. Как результат — возможно образование очевидных нарушений артикуляционного аппарата – опущение или неестественное смещение языка, потеря тонуса диафрагмы полости рта. Так ребёнок начинает гнусавить. Данное артикуляционное нарушение называется «ринолалия».
Специфика дыхания у обладающих проблемами с речью
- Оно довольно неглубоко, ритмически неустойчиво. При физических нагрузках или эмоциональном перевозбуждении легко нарушается.
- Выдох короткий и прерывистый с постепенным ускорением.
- Вдыхая и выдыхая, ребенок может подергивать головой и плечами, а также испытывать напряжение в мышцах лица и шеи.
- Струя воздуха слабая, при говорении она проходит вдоль щек, чем объясняется появление хлюпающих звуков в речи.
- Наблюдается задержка дыхания или добавочные вдохи.
- Процесс говорения осуществляется и на вдохе, и на выдохе.
Речевое дыхание и его развитие по этапам
Специалисты выделяют три возрастных этапа развития речевого дыхания
У дошколят процесс сонастройки дыхания, звукоизвлечения и говорения происходит постепенно. Вместе с этим происходит и становление речевого дыхания.
До 4 лет
В этом возрасте родители довольно часто могут наблюдать, что ребенок как-будто захлебывается в процессе говорения. Связано это с тем, что малыши, пытаясь произнести что-то, говорят и при вдохе, и при выдохе, и между ними.
5-6 лет
Процесс синхронизации дыхания и говорения все еще продолжается. Но на данном этапе произнесение слова или начала фразы приходится на вдох. Однако на то, чтобы произнести всю фразу, выдоха пока еще не хватает. И где-то в ее середине ребенок делает дополнительный вдох.
До 10 лет
Синхронизация дыхания, звукоизвлечения и говорения завершается между 7 и 10 годами. Примерно к этому же возрасту финализируются и процессы в становлении речевого дыхания.
Формирование дыхания, задействованного в речи
Речевые нарушения поможет предотвратить укрепление и совершенствование грудобрюшного типа дыхания, а также выработка долгой воздушной струи направленного характера.
Здесь необходимо освоить три шага:
- Увеличение потенциала дыхательного аппарата ребенка.
- Тренировка долгого выдоха с одновременным звучанием гласных.
- Работа над речевым выдохом.
Соответственно, эти шаги можно освоить в рамках гимнастики на дыхание, которая для каждого конкретного случая должна составляться специалистом.
Комплекс занятий рекомендуется выполнять как разминку после утреннего подъема и/или во время ежедневной прогулки.
Дыхательная гимнастика
Подобные упражнения регулярно проводятся специалистами в дошкольных учреждениях. Характер и насыщенность тренировок, как правило, зависит от возраста ребят. Одно занятие длится до получаса и повторяется в течение дня дважды.
Специалист должен следить за тем, чтобы упражнения проводились максимально эффективно
Нужно чётко ставить малышам задачи, наглядно демонстрировать все этапы одного упражнения, доходчиво объясняя, какого именно результата нужно добиться в итоге.
Примеры занятий дыхательной гимнастики в целях формирования дыхания через нос
Занятие 1
Стойка ноги врозь. Выдыхаем через нос и поднимаем руки вперёд, наверх, разводим в стороны, потом постепенно опускаем их вдоль тела — вниз, продолжая дышать правильно. Во время исполнения этого упражнения нужно пытаться заметно прогнуться в области груди и поясницы.
Занятие 2
Исходная стойка — та же, при этом рот должен быть закрыт. Пробуем медленно вдохнуть через правую и левую ноздрю поочередно. Когда воздух идет через одну — вторую прижимаем пальцем.
Еще немного веселых упражнений для развития речевого дыхания:
Дыхательные упражнения с вестибулярной пластиной
Если ребёнок не испытывает проблем с проходимостью воздуха через нос, то в этом случае для развития дыхательной системы специалисты рекомендуют использовать вестибулярную пластинку – обычную или с небольшим козырьком. Это приспособление будет также актуально, если существуют отклонения в развитии нижней челюсти. Для начала тренируем алгоритм действий без пластинки, а затем помещаем ее в рот и практикуем занятие с ней. Постепенно тренировки могут быть усложнены.
Так выглядит вестибулярная пластинка
Начинаем с простого — поочередно вдыхаем и выдыхаем. Вдох делаем носом, выдох — ртом, и наоборот, — вдыхаем ртом и выдыхаем носом. Повторяем до 10 раз. Потом добавляем пластину и тренируемся дышать уже с ней.
Далее делаем 15 вдохов и выдохов через нос. Потом столько же раз дышим носом с помощью прибора.
Если всё-таки наблюдаются трудности в проходимости носовых ходов, начать следует с малого числа повторений, необходимо учитывать состояние ребёнка. Не нужно его утомлять и заставлять. И уже со временем можно немного наращивать количество вдохов и выдохов в упражнениях. Спустя месяц ребёнок сможет дышать с пластиной около часа днем и непрерывно в течение всей ночи.
Эта методика эффективна, в том числе, и для ребят со 2-ой степенью образования аденоидов. Регулярные занятия на дыхание с пластиной помогли решить проблему без операции более чем у 80% детей в течение трех месяцев. Наибольший эффект от пластинки достигается, если выполнять упражнения всего по двадцать минут ежедневно и обязательно в ночные часы, когда запускаются процессы рефлекторного дыхания.
Если аденоиды были удалены, а навык использовать рот при дыхании никуда не делся, увеличиваем продолжительность тренировок, поскольку позднее переучить дыханию носом будет сложно. Однако при качественном и регулярном выполнении упражнений все-таки можно добиться нужного результата. Оптимальный вариант – дважды в день по 3 подхода, понемногу увеличивая период удерживания пластинки на несколько минут (желательно практиковать такое дыхание около 30 минут). Для более комфортных условий можно сделать небольшие дырочки в пластинке для прохождения воздуха. Следует чередовать время активного напряжения мышц с временем отдыха. Родители должны следить за выполнением упражнений дома, а отоларинголог и ортодонт – наблюдать ребёнка до выздоровления.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики
- Выполнять упражнения необходимо в непыльном и проветриваемом помещении.
- Не заниматься гимнастикой на сытый желудок.
- Одежда должна быть свободной и не сковывающей движения.
- Нельзя выполнять занятия уставшим или доводить себя в ходе тренировки до утомления
Заключение
Речевые нарушения и их взаимосвязь с дыханием тема довольно обширная. И ответить на все вопросы, которые возникают из этой проблематики, довольно сложно в рамках одного обзора. Здесь просто важно помнить родителям, что, если у малыша встречаются трудности с говорением, при выявлении их причин, не стоит забывать и о возможных нарушениях в дыхании, которые могут находить свое проявление и таким образом. В очередной раз напоминаем, что в любом случае необходимо обратиться к профильному специалисту, который корректно выявит источник проблемы и сможет дать правильные рекомендации по ее устранению.
Источник
света ануфриева
Виды речевых нарушений. Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Можно долгое время обходиться без пищи, без воды, но без дыхания жизнь прекращается через считанные минуты. Дыхание не только основа жизни, но и важнейшее условие правильной речи. В работе с детьми, имеющими нарушения речи необходимо уделять пристальное внимание формированию речевого дыхания, как базы для развития речи в целом.
Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия. Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании накапливались человечеством с древнейших времен.
Гиппократ (V – IV вв. до н. э.) возвёл в ранг признанных лечебных методов дыхательные упражнения. Авиценна (IX в. н. э.) – в самых главных принципах лечения следуя Гиппократу, высоко оценивал терапевтическое влияние дыхательных упражнений, считал, что с их помощью можно укрепить и оздоровить любой организм и даже организм человека в целом.
В конце XIX – начале XX столетия начинают развиваться профессии, специалистам которых нужна правильная постановка дыхания. Речь идет о спортсменах, драматических актерах, учителях.
В XIX веке, в медицине Петер Линг создает методику дыхательных упражнений, для лечения заболеваний внутренних органов, которая остается классикой лечебной физкультуры в наши дни.
В XX веке в России появляются различные методики работы над дыханием. В 70 – 80 гг. XX в. в кругах сторонников нетрадиционной медицины получает “Парадоксальная дыхательная гимнастика” А. Н. Стрельниковой. В лаборатории крупнейшего знатока физиологии дыхания в нашей стране профессора М. Е. Маршака этот способ дыхания подвергается специальному исследованию. Ученый делает вывод, что применять его следует осмотрительно, особенно людям, страдающим хроническими заболеваниями. Широкое распространение получает метод Бутейко К. П. Известны и другие методики.
Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Физиологическое дыхание существенно отличается от речевого. Обычное дыхание непроизвольно. Речевое дыханиеосуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком.
Дыхательный цикл состоит из трёх фаз: вдоха, выдоха и паузы. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. В процессе речи и пения
выдох происходит в основном через рот, при этом вдох осуществляется одновре-
менно через нос и через рот. При физиологическом дыхании, как считают В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов,соотношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2; во время пения или разговора продолжительность фазы выдоха может быть длиннее фазы, вдоха в 12, 20 и даже 30 раз. О. В.Правдина указывает на такое же соотношение вдоха и выдоха – 1:20,1:30, но считает, что вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее). Е. Д. Дмитриева считает, что во время длительных остановок воздух надо вдыхать через нос, а во время коротких остановок (для добора воздуха, вдох приходится делать через рот. О. Ю. Ермолаев, сторонник системы трёхфазного дыхания, утверждает, что вдох должен осуществляться исключительно через нос.
От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.
Важный момент в овладении правильным речевым дыханием — это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания. Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является реберно-диафрагмальное дыхание, при котором легкие вентилируются равномерно во всех частях. В настоящее время большинство исследователей отдают предпочтение этому типу дыхания, так как расценивают его как наиболее выгодный для организма. При таком дыхании во время вдоха плечи не приподнимаются, брюшной пресс несколько выдвигается вперед, ребра раздвигаются, воздух заполняет все лёгкие. Во время выдоха воздух выходит из лёгких, рёбра сближаются, брюшной пресс опадает.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять). 4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
5.Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.
Возраст ребенка
Количество слов, произносимых на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания
2-3 года 2-3 слова 2-3 мин.
3-4 года 3-5 слов 3-4 мин.
4-6 лет 4-6 слов 4-6 мин.
6-7 лет 5-7 слов 5-7 мин.
В норме, у детей, не имеющих отклонений в развитии, дыхательная функция формируется спонтанно, а одновременно с развитием речи вырабатывается относительно правильное речевое дыхание. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Почему-то считается, что человека нужно учить читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в корне неверно! Авторы различных дыхательных систем убеждены в том, что большинство людей дышат неправильно, и призывают обучать правильному дыханию.
Работая с детьми, имеющими речевые расстройства, можно констатировать, что ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. Рассмотрим виды речевых нарушений, в симптоматике которых имеется синдром нарушения физиологического и речевого дыхания.
Дисфония. Проявляется в нарушениях дыхания и голоса, вследствие дискоординации механизмов дыхания и голосообразования.
Фонастения – функциональное нарушение голоса, на начальных стадиях не сопровождаемое видимыми изменениями в голосовом аппарате. Проявляется в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом – усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений.
Ринолалия. Возникает от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие органических дефектов. Физиологическое дыхание осуществляется через рот, а не через нос. Ротовой выдох в речевом акте затруднен из-за чрезмерно поднятого корня языка.
Тахилалия (патологически ускоренный темп речи). Проявляется в преимущественном нарушении дыхания.
Заикание. При заикании наблюдаются разнообразные изменения со стороны дыхания, касающиеся расходования речевого дыхания и дыхательных движений. Дыхание у заикающихся является одновременно и грудным и брюшным. Клонические и тонические нарушения в речи проявляются и в характерной прерывистости дыхания. Речевое дыхание нарушается различно: начало речи бывает с шумным выдохом и коротким вдохом или выдохом, не рассчитанным на фразу, иногда появляется озвученное дыхание, часто заикающиеся говорят на вдохе.
Дизартрия. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе.
Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста носит комплексный характер. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа включает в себя нормализацию физиологического и речевого дыхания. «Нормализация» осуществляется педагогами специализированного учреждения путем поэтапного формирования у воспитанников правильного речевого дыхания:
– формирование неречевого дыхания;
– формирование речевого дыхания.
При формировании неречевого дыханиярешаются следующие задачи:
1. Знакомство с органами дыхания.
2. Формирование диафрагмального типа дыхания.
3. Совершенствование функции дыхания (выработка глубокого вдоха и длительного выдоха).
При формировании речевого дыхания решаются задачи:
1. Развитие фонационного (озвученного) выдоха
2. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз.
3. Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста (стихи, рассказы, песни).
Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении,требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников.
Для повышения эффективности следует вести эту работу систематически. Виды работы:
1. Дыхательные пятиминутки (перед завтраком, после дневного сна).
2. Специальные игры, как фрагмент логопедического занятия (5 минут).
3. Дыхательные игры, как фрагмент физкультурного занятия.
4. Дидактические игры, как фрагмент занятия, проводимого воспитателем.
5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
7. Использование дыхательных игр и упражнений вне занятий (утренняя гимнастика, прогулки, развлечения).
При выполнении дыхательныхупражнений необходимо соблюдать правила:
– не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
– температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
– одежда не должна стеснять движений;
– не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);
– не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
– не переутомлять ребенка, дозировать количество и темп упражнений
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя и стоя.
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Игры и упражнения для формирования диафрагмального типа дыхания:
«Бегемотики», «Качели» и др.
Игры и упражнения для развитие функции носового дыхания:
«Ароматные коробочки», «Отгадай по запаху» и др.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения игр необходимо соблюдать технику выполнения упражнений и постоянно контролировать дыхание.Запомните параметры правильного ротового выдоха:
– выдоху предшествует сильный вдох через нос (“набираем полную грудь воздуха”);
– выдох происходит длительно и плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, нельзя сжимать губы, надувать щеки, поднимать плечи;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Специальные игры и упражнения, такие как, «Бабочки», «Ветерок» и др., помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Игры для развития речевого дыхания.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.
Этапы развития речевого дыхания:
– пропевание гласных звуков – А, О, У, И, Э;
– длительное произнесение некоторых согласных звуков – С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
– произнесение слогов на одном выдохе;
– произнесение слов на одном выдохе;
– произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
– чтение стихотворений;
– пение песенок;
– выразительный рассказ, пересказ текстов.
Необходимо постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
В играх для развития речевого дыхания взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.
Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания – произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи – проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми.
Источник