Нарушается ли омовение при рвоте

Нарушается ли омовение при рвоте thumbnail

30 Ноября 2011

Фикх –

Очищение

Является ли рвота наджасом и портит ли она омовение?

Вопрос: Является ли рвота наджасом и портит ли она омовение?

Ответ: Хвала Аллаху.

– Что касается того, портит ли ее выход омовение, то в этом разногласят факихи Ислама.

Сказал имам ат Тирмизи:

وَقَدْ رَأَى غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- وَغَيْرِهِمْ مِنَ التَّابِعِينَ الْوُضُوءَ مِنَ الْقَىْءِ .. وَهُوَ قَوْلُ سُفْيَانَ الثَّوْرِىِّ وَابْنِ الْمُبَارَكِ وَأَحْمَدَ وَإِسْحَاقَ. وَقَالَ بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ لَيْسَ فِى الْقَىْءِ وُضُوءٌ. وَهُوَ قَوْلُ مَالِكٍ وَالشَّافِعِىِّ

“Считали многие ученые из сподвижников Пророка – мир ему – и табиинов, что следует совершить малое омовение тому, кто вырвал.

И это слово Суфьяна ас-Саури, Абдуллаха Ибн аль Мубарака, Ахмада Ибн Ханбаля, и Исхака.

И некоторые ученые сказали что не следует брать малое омовение из-за рвоты, и это слово Малика и аш Шафии

Источник: “Сунан ат Тирмизи”, 1/152

И то что это нарушает вуду – передается от Али Ибн Аби Толиба, Ибн Аббаса, Абу Хурейры, и Ибн Умара, и автор ответа не видел противоречащих им среди сподвижников Пророка (мир ему), и поэтому следует данному мнению.

И также ученые говорящие об этом, аргументируют известным хадисом Саубана, да будет доволен им Аллах, однако он не ясный в этом, и в его утвержденности известное разногласие у хафизов, хоть и утверждает его имам Ахмад.

– Что касается того, наджаса рвота, или нет,  то многие ученые передали иджма на это.

Сказал ан Навави:

وهذا الذي ذكره من نجاسة القيء متفق عليه سواء فيه قيء الآدمي وغيره من الحيوانات صرح به البغوي وغيره، وسواء خرج القيء متغيرا أو غير متغير. وقال صاحب التتمة: إن خرج غير متغير فهو طاهر وهذا الذي جزم به المتولي، هو مذهب مالك نقله البراذعي منهم في “التهذيب”

“То что упомянул автор о нечистоте рвоты – на этом единогласное мнение. 

 И нет разницы это рвота человека или животных, сказал об этом аль Багави и другие. И нет разницы вышла рвота изменившейся или нет, и сказал автор “Ат Татимма”: “Если вышла неизменившейся то она чистая”, и это сказал аль Мутавалли, и это мазхаб Малика который передал от маликитов аль Барзаи в “Тахзиб аль мудаввана”.

Источник: “Маджму шарх аль мухаззаб”, 2570

Сказал аз Заркаши Аль Ханбали:

بلا نزاع ، وهو البول والودي والدم وما في معناه ، والقيء

“То что являтся наджасом без разногласий – это моча, и кровь,.. и гной”

Источник: “Шарх мухтасар аль хиракы”, 1/220

И мы не знаем говорящего о том, что она чистая абсолютно – кто сказал бы об этом до Ибн Хазма.

И это мнение может внешне казаться кому-то более сильным, однако нужно найти, кто из саляфов сказал что-либо подобное. И если это имеется, то альхамдулиЛлях, но мы не нашли ничего подобного не сами, не в книгах по сравнительному фикху где приводятся слова ученых.

Поэтому автор этого ответа следует за мнением о том, что рвота является наджасой, если она изменила свой цвет, вкус, или запах по отношению к еде так что стала похожей испражнения, в противном же случае она чистая.

И это одно из мнений в маликитском мазхабе,  (см. “Мауахиб аль-джалиль”, 1-94), и это то что показалось наиболее близким в этом вопросе к доказательствам.

Аллах знает лучше.

Источник

Нарушается ли омовение при рвоте

فَصْلٌ فِي نَوَاِقضٍ الوُضُوء

Раздел о том, что нарушает малое омовение

Что нарушает вуду:

  1. То, что выходит из двух отверстий[1], даже если что-то выходит в малом количестве[2]. При этом не обязательно, чтобы это были моча или кал, омовение нарушится и в том случае, если вышли камни или червь.

Исключение делается для выхода воздуха из переднего отверстия – он не нарушает вуду. Воздух, который выходит из заднего прохода, нарушает вуду, но по Шариату является чистым сам по себе и не может загрязнить одежду.

  1. Роды, не сопровождающиеся выходом крови.

Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, женщине, которая родила ребенка без выделения крови, нужно совершить только вуду. Однако фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имама Абу Ханифы, согласно которому гусль для такой женщины обязателен из предосторожности (аналогичную фетву по данному вопрос дал шейх Садр Шахид).

  1. Выход/истечение наджасы из тела человека[3].

В данном случае под выходом наджасы следует понимать выход наджасы (например, крови или гноя) за пределы своего источника (например, раны). Омовение нарушается тогда, когда наджаса (например, кровь) достигает участка, мыть который обязательно или желательно во время вуду или гусля. Например, доводить воду глубоко в нос[4] является суннатом в вуду, поэтому, если кровь дойдет до твердой части носа, но не достигнет мягкой его части, вуду уже становится фардом. Однако если кровь появится в глазах и не выйдет за пределы глаза, вуду не нарушается, так как мыть глаза не обязательно и не желательно.

  1. Рвота едой или водой[5], сгустком крови или желчью при условии, что рвоты настолько много, что человеку трудно было бы удержать ее во рту[6] или говорить, удерживая во рту рвоту.

Если человека рвет несколько раз небольшими порциями, то вуду нарушается в том случае, если его рвет по одной и той же причине несколько раз подряд и в сумме количество рвоты заполнило бы рот. Это мнение имама Мухаммада, на котором строится фетва в ханафитском мазхабе. По мнению имама Абу Юсуфа, омовение нарушается лишь в том случае, если человека вырвало несколько раз в одном и том же месте и в сумме его рвота заполнила бы рот.

Жидкость, которая выходит изо рта спящего человека, является чистой. Но имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если жидкость имеет неприятный запах и цвет, она является наджасой.

  1. Кровотечение во рту при условии, что крови столько же или больше, чем слюны.

Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, так как преобладает кровь.

  1. Сон, так как во сне человек не контролирует себя. За исключением ситуации, когда человек спит сидя, плотно прижав ягодицы к полу. Если человек слегка задремал[7], его вуду не нарушается.
  1. Если человек спал сидя, но до того, как проснулся, оторвался от пола (даже если он не упал), его вуду нарушается.
  1. Обморок (إغماء).
  1. Сумасшествие (جنون).
  1. Алкогольное опьянение (سكر).
  1. Громкий смех во время молитвы при условии, что человек смеется настолько громко, что его слышат находящиеся рядом. Если человек засмеялся тихо, так что слышал самого себя, его намаз нарушается, но вуду действительно. Если человек улыбнулся во время намаза (даже если были видны зубы), ни намаз, ни вуду не нарушаются. Громкий смех нарушает вуду и намаз только в том случае, если молящийся является совершеннолетним по Шариату (بالغ), находится в состоянии бодрствования и совершает молитву, в которой есть руку и суджуд[8].
Читайте также:  Рвота с кровью у пекинесов

Вуду нарушается независимо от того, что совершил человек, который захохотал в намазе, – гусль, вуду или таяммум. Вуду нарушается также в том случае, если человек намеренно расхохотался после последнего ташаххуда до совершения саляма, хотя молитва при этом является действительной.

  1. Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без преграды, сопровождающееся половым возбуждением[9].

فَصْلٌ فِيمَا لا يَنْقُضُ الوُضُوء

Раздел о том, что не нарушает малое омовение

Что не нарушает вуду:

  1. Кровь, которая не вышла за пределы своего источника (например, границы раны).

По мнению имама Абу Юсуфа, такая кровь при соприкосновении с ней не загрязняет твердые предметы, например, одежду и тело[10]. Если такая кровь смешается с малым количеством жидкого вещества, оно становится нечистым[11], например, если вату, смоченную такой кровью, бросить в малое количество воды, эта вода станет нечистой.

  1. Отделение от тела человека кусочка кожи или плоти без крови (например, мазоль).
  1. Выход червя из раны, уха или носа, если на этом черве нет наджасы, такой, как кровь или гной.
  1. Прикосновение к половым органам. При этом не имеет значения, как и кто прикоснулся[12].
  1. Прикосновение к коже женщины, которая не является махрамом для человека, без преграды. Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха целовал своих жен и затем совершал молитву, не обновляя вуду.
  1. Рвота, которая не заполнила рот.
  1. Отхаркивание слизи, даже если этой слизи много.
  1. Если человек спит, плотно прижав ягодицы к полу, но при этом покачивается.
  1. Сон, в то время как ягодицы плотно прижаты к полу, даже если человек опирается на предмет (например, подушку, столб или стену), без которого он упал бы.
  1. Сон молящегося в положении руку или суджуда при условии, что человек совершает руку и суджуд в соответствии с сунной[13].

[1] Переднего и заднего.

[2] Вуду нарушается сразу, как только вещество (например, моча) появляется на отверстии, из которого оно выходит, при этом не ставится условием, чтобы оно вышло за границы этого отверстия.

[3] Помимо заднего прохода и половых органов.

[4] До твердой его части.

[5] Даже если пища или выпитая жидкость не успели изменить свои качества.

[6] Согласно самому сильному мнению.

[7] Так, что слышал голоса людей вокруг.

[8] Если человек совершает погребальный намаз или саджда тилява, его вуду не нарушается, но погребальный намаз или саджда становятся недействительными.

[9] Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, однако имам Мухаммад высказал мнение, что такое соприкосновение не нарушает вуду.

[10] На этом мнении строится фетва в ханафитском мазхабе.

[11] Это мнение имама Мухаммада, и на нем строится фетва в ханафитском мазхабе.

[12] Этого мнения придерживались такие великие сподвижники, как Умар, Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Зейд ибн Сабит, табиины Хасан аль-Басри, Саид ибн Мусаййеб и Суфьян ас-Саури.

[13] То же касается саджда тилява и саджда шукр.

Источник

Что портит омовение

  1. Прикосновение к женщине
  2. Испускание газов
  3. Болезненные выделения
  4. Прикосновения к чужим половым органам или анальному отверстию
  5. Нарушает ли омовение сопровождение носилок или купание умершего?
  6. Прикосновение к нечистотам
  7. Выход воздуха из половых органов у женщины
  8. Кровопускание или выход крови из-за пореза
    1. Разногласия ученых в вопросе выхода крови
  9. Нарушает ли смех, сплетни и сквернословие омовение и молитву?
  10. Рвота и отрыжка
  11. Снятие носков, стрижка ногтей и волос, взгляд на аурат человека
  12. Что нарушает омовение?
    1. Что еще может нарушить омовение?

Что нарушает омовение (тахарат или абдез или вудуу), об этом можно судить только на основании текстов из Корана или Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в которых есть тому подтверждение. Таким же подтверждением может быть наличие единогласного мнения ученых по этому вопросу. Существует целый ряд вещей или поступков, когда люди считают, что нарушается омовение, но в действительности это не так.

Прикосновение к женщине

  1. Есть несколько мнений относительно того, нарушает ли омовение прикосновение к женщине. Часть ученых считает, что прикосновение к женщине при любых обстоятельствах и в любых ситуациях, омовение нарушает . Такого мнения придерживались сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ ибн Мас‘уд и ибн Умар, такое же мнение разделял имам аш-Шафии, и Ибн Хазм. В качестве подтверждения своему мнению они приводили аят из суры «Аль-Маида» Священного Корана, в котором сказано, что если человек находится в половом осквернении, то ему следует очиститься. «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (сура Аль-Маида (Трапеза), 6-й аят). Шафииты считают, что если происходит соприкосновение между женщиной и мужчиной, которые близкими родственниками не являются, то у обоих нарушается состояние ритуальной чистоты. Не нарушает омовения прикосновение к тем женщинам, на которым мужчина мусульманин не может канонически жениться, то есть матери, сестры, дочери, племянницы и тети, а также к жене.
  2. Существует также мнение, что нарушает омовение прикосновение к женщине только в том случае, если мужчина касался со страстью или вожделением. Так считал имам Малик, такого же мнения придерживался и имам Ахмад. И подтверждение этого дано в книгах «аль-Мудаууана» и «аль-Мугъни». Некоторые ханафиты также считают, что если такое прикосновение произошло непреднамеренно, то оно не нарушает ритуальную чистоту если ни мужчина, ни женщина не почувствовали каких-то эротических ощущений или возбуждения.
  3. Третье мнение, заключается в том, что прикосновением женщины омовение не нарушается вообще, прикоснулся ли мусульманин к женщине случайно или намеренно, сделал ли он это со страстью или без вожделения, была ли эта женщина для мусульманина близкой и знакомой или посторонней. Такого мнения придерживались имам Абу Ханифа, ибн Аббас, Хасан аль-Басри, а также аш-Шайбани, Таус и шейхуль-Ислам ибн Таймия. В пользу того, что именно последнее мнение наиболее верное, говорит тот факт, что Аиша упоминает о таком обстоятельстве: «Обычно я спала перед Посланником Аллаха, … протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их». Посланник Аллаха ﷺ продолжал совершать молитву после такого прикосновения, из чего можно сделать вывод, что он не считал, что такое прикосновение к женщине нарушает омовение. Со слов Аиши также известно, что Пророк Мухаммад ﷺ «целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения». Такой же случай приводится и по отношению к Умару, который поцеловал жену, а потом помолился, но омовения не совершал. Имам аш-Шафии не считал, что прикосновение к женщине нарушает малое омовение, приводя хадис, в котором сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ перед молитвой целовал своих жен. Шейхуль-Ислам ибн Таймия также указывал, что ничего не передается от Пророка Аллаха ﷺ на тему того, что после прикосновения к женам Пророк Мухаммед ﷺ совершал бы тахарат.
Читайте также:  Что можно есть после рвоты взрослым

О подобных случаях, которые могут нарушить ритуальную чистоту, сказано в аяте четвертой суры Священного Корана, где написаны слова «…и если вы дотронулись до женщин» (сура Ан-Ниса (Женщины), 43-й аят). По мнению ибн Аббаса, подразумевается под этими словами именно половая близость, а не просто соприкосновение, поскольку в арабском языке слова «ва ин ляямэстум» употребляются именно в этом значении.

Испускание газов

По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, если мусульманин чувствует в своем животе какое-то беспокойство и не может точно сказать, сомневаясь, произошло ли выделение газа, которое портит воздух, то он не должен покидать мечеть, если не почувствовал явно запах выделения газов или не услышал характерный звук. Тем самым Пророк Мухаммад ﷺ обозначил одно из важных правил в Исламе: «Сомнение не нарушают убежденность», поэтому если мусульманин действительно уверен в нарушении малого омовения или в том совершил ли он малое омовение или нет – то он не имеет малого омовения, если же он сомневается в том, что он нарушил и склоняется к мнению, что малое омовение у него есть – то малое омовение он не нарушил.

По словам имама аль-Багауи, человек не должен прерывать молитву, если у него есть какие-то сомнения и он не вполне уверен, что омовение его нарушено.

Болезненные выделения

Человек, страдающий хроническими выделениями по причине болезней, таких, как простатит или недержание мочи, или это могут быть выделения крови в результате каких-то хронических кровотечений, не должен переживать относительно того, что такие выделения могут нарушить его ритуальную чистоту. В хадисе от Фатимы бинт Аби Хубайш рассказывается, как она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и задала ему вопрос о том, что у нее истихада (хронические кровотечения), от которых очиститься она не может, и следует ли ей оставить молитву, нарушают ли такие кровотечения ее ритуальную чистоту. Посланник Аллаха ﷺ ответил, что эти кровотечения не являются менструацией, а являются кровотечениями из сосудов.

Женщина должна воздерживаться от молитвы во время менструации, а по ее окончании она должна совершить полное омовение и совершать малое омовение перед каждой молитвой, если у нее имеются хронические выделения, тоже касаемо недержания мочи.

Выделения, которые у молящегося человека происходят во время намаза, вреда ему не принесут, – об этом говорил Шейхуль-Ислам ибн Таймия, отмечая, что такому человеку, у которого возможны болезненные выделения, достаточно совершать перед каждой молитвой малое омовение. Такие люди после омовения совершают одну обязательную молитву и те добровольные молитвы, которые связаны с ней, но к следующему намазу омовение уже становится недействительным, поэтому его следует возобновить.

Прикосновения к чужим половым органам или анальному отверстию

Мнение о том, что прикосновение к чужим половым органам или анальному отверстию нарушает малое омовение, основывается на том, что никаких указаний по этому вопросу нет. Если жена прикасается к анальному отверстию или половым органам мужа, то судить о том, нарушает ли это ритуальную чистоту, можно лишь по хадису, с которым обычно проводят аналогию. В хадисе сказано, что человек, который прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение, но в хадисе есть прямое указание на то, что речь идет о своем половом органе, поэтому нельзя судить, относится ли это и к половым органам вообще. Считать половым органом дубур или анальное отверстие нельзя, поскольку половым органом анальное отверстие не называют.

Приводятся по этому вопросу слова Всевышнего Аллаха в суре “Муминун” о том, что верующие, которые свои половые органы (фурудж) оберегают от всех посторонних, кроме супругов и невольниц, преуспели. Толкования о том, что анальное отверстие можно причислить к половым органам, нет ни в одном источнике. В половом акте с женщиной анальное отверстие не применяется, в нем участвуют только половые органы. В пользу того, что считать анальное отверстие половым органом нельзя, говорит Имам ибн Хазм, который сказал, что не является правильным называть анальное отверстие половым органом. Об этом написано и в словарях по арабскому языку.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что прикосновение к анальному отверстию или половому органу супруга не будет считаться как нарушение омовения, также как и прикосновение к своему половому органу или прикосновение к половым органам своих детей при их подмывании. Указаний в Коране и сунне на эту тему никаких нет, поэтому нет и иджма, то есть единого на это мнения.

Нарушает ли омовение сопровождение носилок или купание умершего?

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ отмечал, что те, кто купал тело умершего, должны и сами искупаться после, как и те, кто нес носилки с телом умершего. Но это не обязательное повеление Пророка Мухаммада ﷺ, а желательное, как это следует из других хадисов, где сказано, что нет на верующих такой обязанности, как совершение омовения поле того, как искупаешь тело мертвого, поскольку нечистыми мертвые не являются, поэтому мусульманину достаточно помыть руки после купания тела умершего или несения носилок.

Верующие могут выбирать для себя приемлемое действие на свое усмотрение: как свидетельствовал ибн Умар, в его время мусульмане после того, как купали мертвых, совершали полное омовение, если кто считал нужным, а кто не желал этого, тот не совершал. По словам имама аль-Хаттаби, он не может назвать ни одного факиха, который был обязывал мусульман совершать полное омовение или гусль, если они несли умершего. Из этого он делал вывод, что в хадисе такое веление относится к разряду желательных.

Прикосновение к нечистотам

Не существует никаких указаний на то, что прикосновение человека к нечистотам нарушает омовение, и в данном случае ученые едины в своем мнении. Но также ученые придерживаются единого мнения в том, что следует удалить наджасу с одежды и тела.

Читайте также:  Рвота у пьющих людей

Выход воздуха из половых органов у женщины

Относительно того, является ли нарушением ритуальной чистоты выход воздуха из половых органов человека, мнение также не разнится: такой выход воздуха случается преимущественно у женщин, и это не является нарушением ритуальной чистоты. Того же мнения придерживается Шейх ибн Усаймин, который сказал, что здесь речь не идет о газах, которые выходят из анального отверстия и портят воздух, а значит его не следует считать нарушившим омовение.

Кровопускание или выход крови из-за пореза

Упоминая кровотечения или кровопускания, которые происходят не из половых органов, то необходимо знать, что омовения такие кровотечения также не нарушают. Приводится случай, рассказанный Джабиром ибн Абдуллахом, когда во врем молитвы одного ансара ранили сразу три раза, но молиться он не прекратил, хоть и истекал кровью. Имам аш-Шаукани не сомневается в том, что об этом происшествии был проинформирован Посланник Аллаха ﷺ, и поскольку он ﷺ никак не прокомментировал необходимости совершения малого омовения с кровотечением, то нет ничего сомнительного в этом вопросе: кровотечение не из половых органов ритуальную чистоту не нарушает. Шейх Альбани придерживался такого же мнения. Кровь при таких кровотечениях нечистотой (наджасом) не является.

О кровопусканиях было сказано ибн Умаром, что человек, который совершает кровопускание, омовение совершать не обязан, и ему достаточно только просто омыть то место, где произошло кровопускание.

Разногласия ученых в вопросе выхода крови

Ханафиты считают, что из-за «выхода текущей крови» следует совершить малое омовение: если вдруг из носа во время молитвы потекла кровь, то молящему следует удалиться, совершить тахарат и только потом присоединиться к намазу снова. Но их мнение относится только к текущей крови, поскольку они отмечают, что если речь идет об одной или двух каплях, то омовение совершать не требуется. Нет достоверных хадисов, которые бы обосновывали это мнение, но есть другие хадисы, поэтому в религиозной практике это может применяться.

Шафииты считают, что в случае кровотечения не нарушается ритуальная чистота, и в качестве обоснования своего мнения они указывают хадис, в котором рассказано, как Посланник Аллаха ﷺ делал кровопускание, а затем приступил к молитве, не совершив малого омовения, но места, которые были испачканы кровью, Посланник Аллаха ﷺ промыл.

Мнение ученых единогласно в том, что если кровотечение внутреннее, то оно не нарушает ритуальной чистоты. Также не нарушается омовение, если кровь течет у кого-то другого или у животного, а мусульманин просто испачкался в этой крови, испортил одежду – ему следует смыть со своего тела и одежды следы этой крови, чтобы восстановить каноническую чистоту.

Нарушает ли смех, сплетни и сквернословие омовение и молитву?

Довольно распространено мнение, что смех в молитве нарушает молитву, и оно основано на том, что в хадисе от Абу аль-Алии сказано, что, когда мимо Посланника Аллаха ﷺ проходил слепой человек, а Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники в это время совершали молитву и проходивший мимо человек упал, то кое-кто из сподвижников Пророка ﷺ засмеялся, но Посланник Аллаха ﷺ повелел тем, кто из сподвижников засмеялся, возобновить молитву и прекратить смех. Эта история приводится в слабом хадисе.

Вопрос о смехе в молитве задавали Джабиру, и он отвечал тогда, что из-за смеха омовение брать повторно не нужно, но молитву следует повторить.

Также приводится хадис, в котором сказано, что намима и гиба, то есть сплетни и сквернословие могут нарушить ритуальную чистоту, но хадис, в котором говорится об этом, недостоверный. Это не отменяет того, что и сквернословие, и сплетни являются греховными деяниями, и поэтому мусульманин не должен их совершать.

Рвота и отрыжка

Существует также мнение, что отрыжка или рвота нарушают ритуальную чистоту, но такая точка зрения должна основываться на доказательствах и обоснованиях, но имам Абу Бакр ас-Сан‘ани и аш-Шаукани говорили о том, что таких доказательств нет.

Существует хадис, в котором рассказано о том, что следует прервать молитву после отрыжки, рвоты, а также после мази, то есть выделения прозрачной жидкости, и что следует после этого совершить омовение: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение», то этот хадис не является достоверным.

Достоверным является лишь хадис, переданный от Ма‘дана, в котором Абу ад-Дарда сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ после того, как у него случилась рвота, совершил омовение. Ма‘дан рассказал об этом Саубану, на что Саубан подтвердил это, поскольку сам поливал Посланнику Аллаха ﷺ воду, когда Пророк ﷺ совершал тахарат. В хадисе ничего не сказано о том, что совершать омовение является обязательным после рвоты, Посланник Аллаха ﷺ этого не повелел, а лишь совершил это сам, то есть такое действие желательно, но не обязательно.

Снятие носков, стрижка ногтей и волос, взгляд на аурат человека

На тему того, является ли нарушением омовения снятие носков или стрижка ногтей и волос, авторитетно то мнение, что те, кто совершили все эти действия, омовение совершать не должны. Это мнение является единогласным, и было подтверждено также словами имама ибн аль-Мунзира. Это касается и того, когда мусульманин берет масх на носки, а затем снимает носки, но при этом оставаясь в состоянии ритуальной чистоты. Такое снятие носков не портит тахарат.

Есть также мнение относительно того, нарушает ли омовение взгляд на аурат человека или нет, и также единогласно считают ученые, что это если мусульманин взглянул на аурат человека, то это его ритуальной чистоты не нарушило. Но мусульманин не должен забывать о том, что взгляд на аурат незнакомца является грехом.

Что нарушает малое омовениеЧто нарушает омовение?

Единого мнения придерживаются ученые-факихи в том, что любые выделения из мочеиспускательного канала и прямой кишки нарушают омовение. К таким выделениям могут относиться испускание газов, а также выделение из гениталий мужчины или женщины в момент сексуального возбуждения. К таким выделениям относится также дефекация.

Что еще может нарушить омовение?

  • Потеря сознания;
  • Сон, если человек спит и во время сна опирается на что-то или лежит. Если человек дремлет сидя, то такой сон не нарушает ритуальной чистоты.
  • Многие ученые едины во мнении, что сумасшествие или опьянение нарушают омовение.

Если мусульманин испытывает сомнения относительно того, нарушилось ли омовение или нет, эту дилемму всегда можно разрешить с помощью совершения малого омовения, если мусульманин сам считает, что на то есть веские основания.

Источник