Можно ли петь высокие ноты на низкой гортани
В прошлой статье, мы говорили, как устроен голосовой аппарат и как работают связки при пении. Но я не сказала про важную деталь: связки могут смыкаться по-разному. Это целый механизм, который вокалисты используют для решения творческих задач. При разном смыканиb связок певец легко переходит от низких нот к высоким, контролирует свой голос и добавляет в тембр новые краски.
Западные методики вокала, такие как, Estill Voice Training, утверждают, что размер голосовых связок влияет на высоту голоса. Есть вокальная техника, построенная на плотном или тонком смыкании голосовых связок. Мы разберем самое основное по этой теме. Но это статья «со звездочкой», для тех, кто хочет разобраться в вокальной физиологии голоса и петь лучше.
Высокие ноты и голосовые связки – О чем не помнят вокалисты
Все ученики, с которыми мы разбираем, как петь высокие ноты, говорят одно: «Почему наверху мой вокал такой тонкий и некрасивый?!» Высокий голос непривычен им на слух, и неопытные певцы стараются сомкнуть связки плотнее наверху, оставить их толстыми и короткими, чтобы звук был мощнее. Это ошибка!
Голосовые связки как струна: чем выше звук, тем она тоньше
При пении голосовые связки работают точно также, как и при разговоре. Они эластичны, могут удлиняться и становиться тоньше на верхних нотах, как натянутая струна. Брать высокие ноты дано любому человеку от природы.
Вспомните случай, когда вы громко кричали. Например, вы испугались или громко позвали кого-то. На крике ваш голос звучит выше, правда? И тоньше! Это естественный процесс, что наверху голос получается тонким. Жаль, но вокалисты редко об этом помнят и прибегают к другим методам — тужатся на “опоре”, давят звук на гортани, а потом страдают от зажимов!
Механика голосовых связок: как петь высокие ноты и низкие?
На верхних нотах голос звучит выше, потому что голосовые связки становятся тонкими и длинными. Наверху они смыкаются самыми краешками. А на низких звуках связки укорачиваются, выглядят толще, смыкаются всей массой. Размер голосовых связок влияет на высоту голоса.
Посмотрим видео, как смыкаются голосовые связки при пении.
Послушайте примеры известных вокалистов, как меняются их голоса на высоких нотах. Вверху певцы позволяет связкам стать тоньше, а не «давят» звук на горле. Вокал выходит собранным и аккуратным. Техника тонкого смыкания связок помогает петь высокие ноты чисто, без надрыва и подъездов:
Adele “Rolling in the Deep”
Adam Levin (Maroon 5) – “Sugar”
Как поют высокие ноты знаменитые певцы?
За счет чего тогда у знаменитых вокалистов голос звучит наверху мощно, если он становится тоньше? Профессиональные певцы всегда чувствуют это интуитивно и умело маскируют свой тонкий головной голос, добавляя объем и резонанс звука.
Помимо тонкого смыкания голосовых связок, современные вокалисты поют на высокой гортани. Поднятая гортань создает тванг в голосе. С этим приемом связки остаются тонкими, но голос все равно звучит плотно и звонко. Это идеальное сочетание, чтобы брать высокие ноты легко.
Помимо работы связок при пении у профессионалов включается целый комплекс мышц. Поднимается мягкое нёбо, язык принимает нужное положение. Имеет значение насколько широко открыт рот.
Невозможно петь высоко, если рот не открывается, а челюсть зажата!
Гортань — еще один важный инструмент в работе над голосом. При правильном положении гортани голос звучит объемнее и “мясистее” на верхних нотах. Мышцы гортани натягивают или ослабляют голосовые связки, и поэтому получается разная высота звука. Еще — гортань обеспечивает давление воздуха под связками. Контролировать гортань при пении необходимо, если хотите развить вокальную технику.
Головной и грудной голос – это разное смыкание связок?
Когда связки меняют режим смыкания, на слух нам кажется, что голос стал «грудным» или «головным». На самом деле, нет никакого грудного или головного звука!
Тонкое смыкание голосовых связок создает резонанс высоких частот. Вокал звучит прозрачно, связки смыкаются краями. А мы принимаем это за «пение головой». Тоже самое с низкими нотами – связки становятся короткими и производят много низких обертонов, которые вибрируют в грудной клетке.
Поразительный факт, но брать высокие ноты на тонком звуке “головным” голосом никому не составляет никакого труда. Гораздо сложнее и опаснее тянуться к верху “грудным” регистром и плотным смыканием.
Атаки звука, приемы пения и смыкания связок.
Современные поп-звезды меняют краски голоса, используя вокальные приемы — то вокалист “плачет”, то шепчет, то кричит или уходит в ультразвук. Разные смыкания голосовых связок создают атаки звука. Твердая атака голоса получается на толстом смыкании, а мягкая атака — на тонком. Атаки меняют тембр голоса, добавляют акценты в вокал.
С ними можно создавать свою манеру пения, по которой вас будут узнавать. Сегодня неинтересно слушать одинаковую краску голоса в песне. Прошли времена, когда все стремились петь в речевой позиции по Сету Риггсу и звучать одинаково на всем диапазоне. Поэтому полезно учиться “переключать” голосовые связки из тонкого в толстый режим.
Помогут освоить этот навык упражнения на переходы от верхних нот к низу и наоборот, например, на скачки или глиссандо. Так голос научится перестраиваться на разные атаки и высоту нот автоматически. Тренироваться для начала нужно на тихом звуке, иначе есть опасность, что вы не выйдете на тонкие голосовые связки, а будете кричать наверху.
Начать петь по-другому — легко и свободно, — можно прямо сегодня! Я рекомендую вам вокальный курс Яны Дельмас «Техника пения» в школе Ovocale. Он создан по современным методам вокала, разбирает физиологию голоса и включает упражнения на разные смыкания голосовых связок и контроль гортани при пении.
Источник
Хотите пропеть высокие ноты, но у вас никак не получается? Не можете позволить себе нанять хорошего учителя? Следуйте этим советам и учитесь самостоятельно.
Шаги
1
Разогрейте голосовые связки. Разминкой может быть напевание любимой мелодии или песенки типа «Жук, жук, где твой дом». Еще одно отличное упражнение для распевки – пропеть самую низкую ноту, после этого нужно взять самую высокую для вас ноту и вернуться к низкой, чтобы получилось похожим на гудок сирены. Проделайте это упражнение несколько раз, и вы заметите разницу. Лучше всего распеваться в среднем диапазоне, прежде чем переходить к самым низким и самым высоким нотам.
2
Дышите правильно. Дышать следует с помощью диафрагмы. Другими словами, когда вы делаете вдох, вначале должен подниматься живот, потом грудная клетка. Встаньте прямо и постарайтесь быстро пропеть «ха-ха». Вы ощутите быстрые колебания воздуха, которые исходят из нижней части живота. Это называется “поддержка” голоса.
3
Начните в середине своего диапазона и постепенно берите все более и более высокие ноты. Продолжайте петь ноты вверх и вниз. Не напрягайте голос. Горло не должно болеть. Пейте достаточное количество ТЕПЛОЙ воды, чтобы увлажнить голосовые связки. Не пейте ледяную воду или молоко перед пением. Лучше всего пить воду комнатной температуры.
4
Продумайте всю фразу, в которую входит высокая нота. С самого начала пения вам придется постоянно поддерживать свой голос, связывая высокую ноту со всеми предшествующими.
5
Используйте живот, а не горло. Использование горла во время пения высоких нот приведет к напряжению голосовых связок, и вам действительно будет больно. Выпятите живот, чтобы он напоминал надутый воздушный шарик, когда поете высокие ноты. Это может выглядеть глупо, но такая поза позволяет набрать в легкие максимальное количество воздуха.
6
Помните, что “высокие” ноты в физическом плане не являются высокими. Они находятся в том же диапазоне, что и другие ноты. Не нужно поднимать или запрокидывать голову, постарайтесь представить, что нота находится впереди, а не парит над вами в воздухе.
7
Определите правильную модификацию гласных. В каждом голосовом диапазоне присутствуют определенные гласные, которые человек может брать достаточно высоко. Стоит поэкспериментировать, чтобы определить, какие гласные подходят в вашем случае. Как только вы найдете ваш вариант, постепенно видоизменяйте пение, двигаясь к самой высокой гласной, которую вы способны спеть. (Не бойтесь смешивать гласные звуки, например, петь звук “э” округляя губы так, как вы делаете при произношении звука “о”.)
8
Распойтесь на высоких нотах. Во время репетиций не бойтесь протяжно распеваться (как будто зеваете) на предельно высоких нотах. Положение рта во время зевания лучше всего подходит для того, что пропеть эти ноты. Это упражнение отлично настраивает ваш артикуляционный аппарат.
9
Повторите упражнения. Тренируйтесь, пока не достигните желаемых результатов.
10
Постарайтесь взять самую для вас высокую ноту и пропеть ее. Затем возьмите следующую.
11
Не торопитесь. Высокие ноты не так легко даются, поэтому продвигайтесь постепенно.
Советы
- Дышите глубоко и стойте /сидите ровно.
- Не сдавайтесь, возможно, не все получится с первого раза, но чем больше вы работаете, тем лучше будет результат.
- Практика, практика и еще раз практика!!!
- У меня сильно болит горло. Что мне делать? Остановитесь.
- Широко открывайте рот, придав ему форму буквы О и прижав язык к нижнему небу.
- Не пытайтесь напрягать голос через силу, так как это приведет к проблемам с дыханием, и вы почувствуете себя нездоровым.
- Лучше изучите свой диапазон. Мужчинам требуется особенно много времени, чтобы выстроить диапазон, но не стоит спешить – пение высоких нот невозможно без тренировки.
- Попейте теплого чая – это тоже помогает. Чтобы петь еще лучше, проговаривайте скороговорки, к примеру «Сеня везет воз сена». Как можно чаще говорите «Жили-были раки».
- Придерживайтесь тех же советов, когда поете низкие ноты, за исключением тех случаев, когда вы берете низкие ноты с помощью музыкального инструмента.
- Прочистите горло перед тем, как петь, иначе голос будет звучать сдавленно.
Предупреждения
- Если вы чувствуете любую боль в горле, остановитесь! Боль появляется тогда, когда вы перенапрягаете голосовые связки.
- Не допускайте перенапряжения! Голова всегда должна находиться в обычном положении, также никогда не стоит опускать или поднимать голову, чтобы взять какую-то ноту.
- Ваш внутренний голос совсем не похож на то, как он звучит со стороны, поэтому запишите свое пение на диктофон и опирайтесь на эту запись при работе над голосом.
- Убедитесь, что вы распелись перед занятием, это позволит показать лучшие результаты и предотвратит травмы связок.
- Что самое главное? Сосредоточьтесь на пении и только пении. Помните, что во время пения нужно ощущать легкость, и прислушиваться к высоте звука, которую вы пытаетесь достичь, а не о том, чем вы планируете заняться после урока.
- Если вам нравится песня, но вам приходится ‘петь ее на тональность ниже’, чтобы не потерять голос, делайте это при любой возможности. Это не означает, что вы проявили слабость, возможно, вы поступаете разумно, либо просто выберите совершенно другую песню.
- Не пойте слишком много (если все-таки решились на это), если у вас болит горло. Скорее всего, ваш голосовой диапазон уменьшится, а не увеличится.
Что вам понадобится
- Голос
- Музыка
- Тексты песен
- Песня
- Хорошо настроенный инструмент с широким диапазоном звучания (чтобы понять, насколько высоко вы можете петь!)
- Устройство для записи голоса
Об этой статье
Эту страницу просматривали 137 744 раза.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Вы не раз, думаю, слышали и читали о вокальном зажиме. О том, что он вообще существует. В чем его причина, что создает препятствие для свободы голоса? Проявляется вокальный зажим в характерных ситуациях – например, вокалист поднимается по гамме вверх, и за переходным порогом происходит резкое изменение тембра. Если стараться усиленно удерживать плотный характер звука, добавляя громкости (то есть, выталкивая воздух) – то происходит форсаж, после которого горло «саднит».
Такое явление – неудобство пения ноты, какое-то «препятствие» для голоса, наблюдается и при приближении к порогу, ведь ни что не возникает сразу, все вырастает постепенно.
Еще один пример – не получается выйти на высокую ноту без изменения тембра. Допустим, в мелодии есть скачок, нужно сразу «прыгнуть» на квинту или кварту вверх… И это никак не получается сделать! Связки все время хотят стать тонкими, а голос при этом – фальцетным. И если мы этого не хотим, нам нужен обертональный и насыщенный звук (полный голос), то и возникает конфликт. Бывает, что звук создать практически невозможно. Если не форсировать, не продавливать силой… Правда, при этом звук становится совсем не таким, какой нужен…
В чем причина, почему так происходит? Почему голос не может создавать любые звуки свободно? Мы же слышим, что профессиональные исполнители поют так, как начинающим и не снилось! В чем секрет их свободы?
Секрет их свободы в обучении. Понимаю, что это значит – не сказать ничего. Но подождите немного, некоторые завесы «тайн» приоткроются, иначе зачем статью писать…
*****
Первое, что нужно знать – препятствие для свободы звука, вокальный зажим создается ЛОЖНЫМИ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ, и более ни чем! Именно этот орган нашего вокального аппарата так «вредит» процессу фонации.
Происходит такое потому, что ложные связки призваны природой для совершенно иных целей, они защищают дыхательные пути, им безразличен вокал или речь. А срабатывают они рефлекторно, потому что в вокальном (а он же и дыхательный!) тракте поднялось воздушное давление. Вот ложные связки и устремляются на помощь истинным, чтобы помочь им удержать давление воздуха снизу. На их взгляд организм собрался кашлянуть или чихнуть, а не спеть…
Ведь после многократного кашляния или чихания часто возникает ощущение, что «дерёт горло». Именно оно возникает и при многократной попытке петь, форсируя, что вызывает зажим!
Аналогично происходит и при задержке дыхания. Сами подумайте – в спокойном течении жизни мы дыхание не задерживаем, незачем. Если задерживаем, то собрались нырнуть, попали во вредную атмосферу, ну и т.п. Естественно, что ложные связки срабатывают, закрывая вход в легкие, только теперь уже закрывая его от внешней атмосферы.
Есть некоторые упражнения в вокале, которые нужно исполнять с предварительной задержкой дыхания. Будьте уверены, что ложные связки в этот момент смыкаются! Хоть мы этого и не чувствуем. Поэтому такие упражнения не нужно ставить во главу угла вокальной учебы, они используются, но необходимо, также, понимать и степень их применения.
*****
Давайте исходить из логики процесса – раз причина вокального зажима заключается в спонтанном, рефлекторном срабатывании ложных связок, и другой причины у него нет (что выяснено наукой), значит нужно как-то уметь управлять именно этой «деталью» вокального тракта, не позволяя ложным связкам работать «по привычке», то есть бессознательно, автоматически…
Казалось бы, задача неразрешимая… Ну, в самом деле, как можно заставить ногу не дергаться, если врач слегка ударит вас молоточком под коленку? Кто был на приеме у врача невропатолога хоть раз в жизни – прекрасно меня поймет))) Оказывается – можно. В отношении ложных связок, про коленку не знаю…
Эффект РАЗДВИГАНИЯ ложных связок (а это именно то, что нам нужно при пении) вызывается… смехом! Удивительно, но это факт, который установлен учеными, занимавшимися исследованием работы органов человека при пении, разговоре, различных проявлениях функции создания звука нашим организмом.
Справедливости ради необходимо сказать, что не только один смех вызывает «желание» ложных связок не мешать работе истинных. К таким проявлениям эмоций можно отнести плач (но только ни в коем случае не надрывный, не рыдающий). Некую степень плаксивости, так скажу, которую обычному человеку не трудно воссоздать в своем голосе, не правда ли?
Ведь если сказать что-нибудь со слезливыми интонациями в голосе, вроде как «еще немного, и заплАчу», то именно в таком характере звука роль ложных связок отсутствует, они не «включатся»! А если перенести подобные интонации на звуки более высокие, то петь их будет легче, поскольку и там, на высоких, ложные связки не будут препятствовать работе истинных.
Все бы ничего, но слезливость в голосе, называемая вокальностью cry (плач), приводит и к эффекту некоторого опускания гортани. А в современном вокале необходимо отпускать гортань на волю, поскольку она в целом хоть и важный орган, но еще более важные находятся внутри нее.
Да и эффект «раздвигания» ложных связок при cry все же не так ярко выражен, как при другом действии – вызове «искусственного», внутреннего смеха.
*****
Думаю, те, кто изучает различную информацию, в том числе и находящуюся на интернет-ресурсах, не раз встречались с понятием «пение на улыбке». Трактуется на большинстве сайтов это понятие достаточно поверхностно, отсюда и немало критики данной концепции на сайтах других, принадлежащих апологетам классической вокальной техники.
Ну, в самом деле, петь все время с раздвинутыми в улыбке губами как-то глупо – не любой текст можно петь с улыбкой. Вы же не станете какую-нибудь траурную песню или песню, текст которой явно не предполагает «легкого отношения» петь, постоянно улыбаясь? Вот именно, это и не нужно.
Как обычно, «пение на улыбке» – продукт недостаточной «въедливости» педагогов в суть вещей, происходящих в организме. НЕ УЛЫБКА нужна вокалисту, А СМЕХ, причем настоящий, который заставляет работать шейно-ключично-сосцевидную мышцу, благодаря которой и открываются ложные связки.
Конечно, я понимаю, что «ржать» на сцене – это не петь, это совершенно другое проявление эмоции веселья. Однако, без вызова такой эмоции (в процессе обучения) невозможно натренировать навык управления ложными связками. Зато впоследствии, после обучения, вызов реакции нужной мышцы можно делать хоть молча, хоть с плаксивым выражением на лице.
Это же как обучение игре на инструменте, хоть на гитаре, хоть на фоно. В начале пальцы совершенно не хотят слушаться хозяина, лезут не туда, перенапрягаются и устают, блуждают в поисках необходимой позиции… После тренинга они как бы «перестают подчиняться» мозгу, и пианист, даже после многолетнего перерыва, может играть сложный пассаж Баха, удивляясь: «Ну ни чего себе! Пальцы-то помнят!»
Вот таким же образом и внутренние реакции ОБУЧЕННОГО вокалиста ПОМНЯТ (как пальцы), что им нужно делать, чтобы не допускать вокального зажима. Это – МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, которая и является настоящей основой хорошего вокала.
В этом ролике аббревиатура ФГС – это фальшивые голосовые связки (или ложные).
Осталось только осознать и продумать, как научиться «смеяться внутри» так, чтобы независимо от выражения лица создавать необходимую конфигурацию внутренних вокальных органов, того, что и есть «позиция смеха». А вовсе не «пение на улыбке», давно ставшее какой-то бородавкой, наростом на верном понимании роли эмоции смеха в обучении ложных связок подчиняться сознанию, а не рефлексу.
*****
Попробуйте вызывать у себя «внутренний смех», например, играя в игру «Кто первый засмеется?» И в тот момент, когда вы усилием воли оставляете на лице серьезное выражение, а внутри уже все «хохочет», постарайтесь зафиксировать свои ощущения, чтобы вызвать их потом.
Если удастся их вызвать, то мышечная память у вас запомнила, что происходило, и теперь, воссоздав эту внутреннюю «позицию» органов, которая возникала при желании захохотать, вы сможете гораздо легче спеть те ноты, которые давались вам раньше только форсированно или не давались вообще.
Ну а за более продвинутыми упражнениями приходите на тренинг по Методу EVT. Знания и умения, полученные там, помогут справиться с вокальным зажимом, используя современные технологии обучения вокалу. Хотя сразу предупреждаю, что работать нужно будет очень много, ведь и фокусы показывать научиться далеко не просто….
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник
Источник