Массаж гортани для восстановления голоса

Массаж гортани для восстановления голоса thumbnail

Гимнастика при парезеГолосовые связки играют важную роль в процессе речевого общения: от степени их смыкания и натяжения зависит громкость голоса и его высота. При парезе голосовых связок их движения ограничены, из-за чего голос может звучать охрипло, слабо или отсутствовать. Проблемы с голосовыми связками связаны с патологическими процессами, которые возникают в головном мозге (опухоли, инсульты, ЧМТ) либо непосредственно в ЛОР органах. Осиплость голоса в результате пареза голосовых связок возникает также вследствие отравления свинцом.

При лечении этого нарушения ведущим методом считают использование специальных упражнений для восстановления голоса после пареза. Голосовая гимнастика при парезе голосовых связок включает в себя, главным образом, дыхательные упражнения. Такая гимнастика при парезе позволяет включить компенсаторные возможности организма.

Упражнения рекомендованы для всех категорий больных. Даже при полном параличе голосовых связок возможно восстановление речевого общения за счет обучения больного методу получения звуков речи с помощью пищевода. Проводить упражнения с больным может фониатр или логопед.

Дыхательная голосовая гимнастика при парезе голосовых связок

При парезе необходимо нормализовать дыхание. После решения первоначальной задачи произойдет смыкание голосовых складок из-за компенсаторного процесса: здоровая часть гортани выйдет за среднюю линию и сблизится с паретичной частью. В том случае, если складки на пораженной стороне будут колебаться хотя бы немного, это позволит нормализовать голос полностью или улучшить его.

Самое первое дыхательное упражнение, которое проводят с больным при парезе, напоминает игру на губной гармошке. Больной должен медленно, неторопливо дуть, озвучивая дутьё протяжным звуком одной высоты. Длительность выполнения упражнения в первый день – 45 секунд. Затем продолжительность может быть постепенно увеличена до 2 минут за две недели. Частота ежедневного повторения упражнений составляет до 10 раз за день в начале работы по восстановлению дыхания, и до 15 раз в дальнейшем.

Когда упражнение становится для больного менее затруднительным, продолжительность каждого из вдохов и выдохов можно сократить. Такое упражнение позволяет стимулировать мышцы гортани за счет их массажа воздушной струёй, и удлинить выдох. Используют следующую дыхательную гимнастику:

  • быстрый неглубокий вдох через нос, далее – продолжительный выдох носом;
  • носом вдыхать, выдыхать ртом;
  • вдыхать через рот, носом выдыхать;
  • вдыхание и выдыхание одной половиной носа, вторая половина закрыта, затем меняем;
  • вдыхание через одну половину носа, вторая закрыта, а при выдыхании открываем ранее закрытую половину и закрываем первую.

Биоакустическая коррекцияКак работает биоакустическая коррекция? Читайте об эффективном методе лечения неврологической патологии.

Знаете ли вы, кому показана Бобат терапия? Основные принципы реабилитации.

Гимнастика для активизации мышц шейного отдела и гортани

Для того чтобы укрепить мышцы шейного отдела и гортани через 1-2 недели после проведения занятий по нормализации дыхания можно начать выполнение физкультурных комплексов. Промежуток после занятий по нормализации дыхания соблюдают, чтобы избежать перегруженности больного, а также для наиболее полного овладения всеми заданиями.

Для проведения занятий больной садится на стул. Рекомендован следующий гимнастический комплекс:

  • больной кладет на затылок сцепленные вместе руки, после этого наклоняет голову назад;
  • больной выполняет наклоны головы вперед, его кулаки при этом упираются в подбородок;
  • больной кладет руки на уши и наклоняет голову вправо и влево;
  • выполнение движений нижней челюстью, ей можно двигать вперед, вниз, влево и вправо;
  • сжимать и разжимать зубы;
  • надувать щеки;
  • доставать языком до мягкого нёба;
  • поднимать мягкое нёбо, как бы зевая.

Гимнастический комплекс Упражнения просты в выполнении, не вызывают перегрузок у больного. Этот гимнастический комплекс рекомендовано повторять до 6 раз в течение дня, каждое движение при этом выполняется по 5 раз. Рекомендуют сочетать предложенные упражнения с занятиями в кабинете лечебной физкультуры, направленными на установление диафрагмального (глубокого) дыхания. После выполнения данных упражнений в течение 1-2 недель можно перейти к фониатрическим упражнениям. Голосовой аппарат к этому моменту будет более подготовленным: удлинится выдох, могут появиться небольшие колебания в паретичной голосовой складке.

Фониатрическая гимнастика при парезе голосовых связок

После того как были решены задачи предыдущих этапов, выполняют фониатрическую гимнастику, рекомендованной при парезе голосовых связок. Начинаются такая гимнастика с произношения звука «М». Этот звук не требует сильного напряжения голосовых складок, воздушная струя слабая. Далее можно выполнять и другие фониатрические упражнения.

Краткое произнесение данной фонемы в спокойном положении гортани. Воздух при произнесении следует направить так, чтобы он оттолкнулся от твердого неба. В ходе такой работы звучность и ясность произнесения должна увеличиться. Можно увеличить и длительность звука. После того, как выполнение этого задания перестанет вызывать затруднения, приступают к работе со слогами.

Работу со слогами строят так: к продолжительному звуку «М» добавляем все гласные, произнося их кратко и опуская челюсть. Должны получится слоги МА, МЭ, МЫ, МУ, МО. После того, как упражнение перестало быть сложным для больного, можно приступить к произнесению слогов и с другими звонкими согласными.

Далее больной тренируется в произнесении цепочек слогов, которые ему уже хорошо знакомы: МА-МА-МА, НА-НО-НУ. Тренируют и произнесение цепочек гласных звуков, например АУ, АЭ, АОИ, АУО и других. Получатся это должно легко, без напряжения, голос звучный. Гласные нужно также произносить со звуком Й, например ОЙ, ЕЙ, ЮЙ,ЭЙ, АЙ, ЯЙ. При этом гласный произносится кратко, а Й длинно.

На этапе автоматизации больной тренируется в произнесении слов. Сначала это должны быть простые слова с открытыми слогами. Затем слова можно усложнять. Голос считают восстановленным, если он звучит достаточно громко и звучно и речевое дыхание больного хорошо организовано. Длительность такой работы может составлять до 4 месяцев, особенно эффективна она при раннем начале занятий.

Восстановление после инсультаУзнайте, какие мероприятия помогают пациентам после микроинсульта: реабилитация и питание.

Как помочь пациентам с афазией после инсульта: медикаментозное лечение и упражнения.

Что поможет пациентам восстановиться после инсульта: лекарства, упражнения, тренажеры.

Подведем итоги

Восстановление больного будет более быстрым и полноценным при условии помощи родных и близких. Все упражнения требуют многократного повторения в течения дня, что невозможно организовать, если с пациентом занимается только логопед или фониатр. Но и без консультаций специалистов обойтись невозможно, они помогут составить программу и направить помощь родных в нужное русло.

Читайте также:  Простудная болезнь гортани 8 букв

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Загрузка…

.

Источник

нарушение голоса

Каким образом профессионалу можно выделиться среди других специалистов и экспертов? Уникальность голоса и индивидуальность речи – отличное решение. Красивый, харизматичный голос воодушевляет и мотивирует, заставляя буквально взлететь. Но… медицинская статистика свидетельствует, что примерно 30-40% людей голосоречевых профессий страдают хроническими заболеваниями органов дыхания. Проявляется нарушение голоса и речи. И это проблема, которая без сомнения, требует внимания и решения.

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения — чрезмерная утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани. Судорожное сжатие гортанных мышц может также спровоцировать возникновение другого, весьма неприятного заболевания, при котором голос огрубевает, теряет звонкость и человек не способен контролировать звучание своего голоса.

Что приводит к нарушениям голоса и что можно предпринять?

Если исключить патологии и травмы дыхательных и голосообразующих органов, с которыми, бесспорно, необходимо обратиться к доктору, то остаются:

  • воспалительные процессы в горле;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • психические травмы (стресс);
  • вредные привычки и
  • чрезмерные нагрузки на голосовое связки.

Нарушение голоса, которое возникло по этим причинам, вполне можно устранить без применения лекарственных препаратов. Полагаю, вы знаете, что стопы и ладони можно назвать пультами управления нашим здоровьем, в том числе дыхательными и голосообразующими органами. О том, как удивительно и неразрывно связаны органы нашего тела народ подметил давно, и не случайно появилась шутка: ноги промочишь – горло болит, а горло «промочишь» — ноги не слушаются.

массажные центры

Поэтому справиться с нарушениями голоса поможет массаж стоп или ладоней. Давайте рассмотрим схему ладони, и выявим в каких местах проецируются органы, отвечающие за звучание голоса: лёгкие, трахеи и бронхи; голосовые связки, гортань (то есть шея и горло); а также полости рта и носа. Поскольку состояние эндокринной системы тоже влияет на звучание голоса, то включим в этот список и щитовидную железу, которая так похожа на бабочку!
Получается, что нас интересуют 3 рефлекторные зоны ладони:

  1. Средняя часть сразу под пальцами;
  2. Часть больших пальцев между верхними фалангами и подушечкой;
  3. Верхние фаланги 4-х остальных пальцев.

Сеанс ладонного массажа Д. Коваль в своей книге «Целительные точки нашего тела» рекомендует выполнять так: сначала разминаем ладонь, мягко растягиваем кисть и каждый палец — это необходимо для релаксации. Потом, ощупывая рефлекторную зону, находим чувствительную точку, которую массируем большим пальцем одну-две минуты. Если массировать чувствительные зоны ежедневно, то очень скоро они перестанут быть болезненными. Растирание и придавливание верхних фаланг пальцев активизирует части мозга, где находится речевой центр, то есть польза не только для голоса, но и для речи.

Для нормализации функций голосового аппарата, возникшего от слишком большой нагрузки на голосовые связки, медики рекомендуют уменьшить речевую нагрузку, а также назначают массаж шеи и физиотерапевтические процедуры. Мне хотелось бы порекомендовать вам лёгкий энергетический массаж, чтобы снять напряжения с шейно-воротниковой зоны. Как его делать я показываю и рассказываю на видео – это фрагмент одного из занятий голосового модуля обучающего онлайн курса «ГОВОРИМ СВОБОДНО И СПОКОЙНО».

Профилактические меры во избежание нарушений голоса

Профилактика заключается в отказе от вредных привычек — курения и употребления алкоголя. Не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Вовремя лечить воспалительные процессы носоглотки и придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса: найти опору дыхания и удлинить фонационный выдох (и такие навыки вырабатывают участники голосового модуля). Помимо этого, следует избегать стрессовых ситуаций.

Это вам тоже может быть полезно:

Источник

В начале обучения главная
ваша задача – научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое
внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя
дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей
гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу
дыхательных мышц.

Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и
выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте
воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и
опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым
нерациональным видом дыхания – ключичным. Правильным является такое дыхание,
при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота
и диафрагмы – мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип
дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в
лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где
находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При
вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе
рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и
движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями
диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и
брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и
недостатки вашего физиологического дыхания.

Читайте также:  Парез гортани лечение народными средствами

Упр.1

Естественней всего
функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются
мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр.2

Теперь положим руку на живот
для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не
задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем,
как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота
плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и
положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой
области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на
единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3

Активный выдох. Разогреем
мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как
вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное
упражнение носит название “собачка”. Это упражнение полезно
выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте
плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных
недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками,
дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного
звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав
воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь
сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался,
необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам
живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет
весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от
20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются
специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс
или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует!
Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание.
Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите
“животом” в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки:
постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха – свидетельство
ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его
втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение
выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально
естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для
профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является
составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат
животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде
различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного
навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на
живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно
облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и
немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Часто правильному пению
мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их
дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу
мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая,
плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не
задирайте голову вверх – это излишне напрягает гортань и голосовые связки.
Работайте ритмично.

Упр.5

Шея расслаблена. Мягкие
движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.6

Мягко опускаем нижнюю челюсть
вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное
положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а
затем немного ослабив мышцы.

Упр.7

Губы вытянуты в трубочку,
выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и
влево-вправо.

Упр.8

Язык принимает различные
формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые
стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба
как можно дальше от передних зубов/.

Если у вас не получается выполнить
все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь
регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык – самое
широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во
время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это
состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а
значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому
естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани – залог
творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и
тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только
ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся “показать
горло врачу” – опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким
язычком и сказать “А”, открывая заднюю стенку глотки.

  1. Неправильно : язык стоит
    горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
  2. Правильно : горло открыто,
    язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо
    поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.
Читайте также:  Стеноз гортани у взрослых операция

Малоподвижная небная
занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится
плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба,
языка и гортани.

Упр.9

3-4 согнутых в кулак пальца
вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо
и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не
задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упр.10

Откроем рот. Резко
выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул
сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком
до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть
расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.

Работайте ритмично в удобном
темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении
действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу
отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за
дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

В процессе поиска правильного
звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить
в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно
это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они
помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

В предыдущих разделах мы уже
пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения
“собачка”, “лягушка ловит комара”. Естественно, их не
следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем
воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.

Упр.11

Откроем рот. Сделаем
медленный вдох с легким звуком “удивления”. Почувствуем холодок на
мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный,
похожий на стон звук “А”. Гортань вместе с кадыком остается в
нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать.
Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох
не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не
поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой,
внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

Общие правила их
выполнения

Теперь, когда вы
познакомились с основами правильного пения — диафрагменным дыханием и свободным
резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как
выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения
необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в
пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон
голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе.
Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали
губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте
ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только
живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается
больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на
животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и
для непосредственного исполнения вещей.

источник:
rockvocalist.ru

Упражнения на
концентрацию звука 

Эти упражнения необходимы тем
из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой,
заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук
на всех или некоторых гласных часто на “И”, склонность к
занижению нот. 

Упр.1

Закрытый слог “М”.
Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время
зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную
“М”. Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы
не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены.
Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация
легкое подрагивание ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка.
Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не
допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как
бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится
несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы
“подъезжаете” к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение
надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно
повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком
регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упр.2

М-И-И-И-И-И-И-И. В этом
упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для
исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако,
чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук “И” во время пения
не должен отличаться от обычного разговорного как в слове
“улитка”.

Упр.3

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы
почувствует контроль над буквой “И”, переходите к этому упражнению.
Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и
продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних
передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены
для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны
следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение
пропевать изящные вокальные украшения мелочи. Если, по мере приближения к
верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного
драматичного тона, столь необходимог

Источник