Массаж гортани детям для речи
Инструкция по выполнению логопедического массажа при ЗРР.
Массаж при задержке речевого развития — важный элемент в лечении ребенка. Существует несколько способов, и каждый из них симулирует определенную зону. В этой статье мы расскажем о разновидностях массажа при ЗРР у ребенка.
Какой нужно делать массаж ребенку при ЗЗР?
Вообще все виды массажа можно разделить на несколько категорий.
Какой нужно делать массаж ребенку при ЗЗР:
- Логопедический
- Ладошек и рук
- Лица. Это лоб, щеки, рот и подбородок
- Воротниковой зоны
На приеме
Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР?
Все процедуры отличаются способами выполнения, и зонами воздействия. Что касается логопедического массажа, то его основная задача — развитие артикуляционных мышц, улучшение состояния нервов. Таким образом производится массаж исключительно в области ротовой полости, языка. Его часто назначают детям, в возрасте 4-5 лет, при диагностике ЗРР. Обычно комбинируется с другими видами массажа и артикуляционной гимнастики.
Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР:
- Для того чтобы проводить речевой массаж, необходимо использовать зонд или пальцы. Обычно проводится логопедом или родителями. Обратите внимание, что должны быть подстриженные ногти, на руках не должно быть украшений.
- Чаще всего проводится такая манипуляция в перчатках. Стоит отметить, что любой массаж при ЗРР назначается исключительно неврологом. После обследования ребенка, доктор может выписать направление к логопеду.
У доктора
Как проводится массаж ладошек для развития речи малыша?
Довольно эффективно справляется с ЗРР массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители, или дети. Разделить его можно на активный и пассивный. Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны. Для того чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.
Пока ребенок маленький, родители самостоятельно выполняют этот массаж. Как только малыш освоит технику осуществления подобного массажа, он может делать его самостоятельно.
Массаж ладошек для развития речи малыша:
- Необходимо гладить руки ребенка с наружной и внутренней стороны. Для этого прикосновения должны быть очень легкими, и как бы щекотливыми. Родители щекочут ладонь ребенка.
- Сорока-белобока. Это всем известная потешка, в ходе которой пальцем выполняются спиралевидные движения в области внутренней стороны ладони.
- Метель. Необходимо кисти рук поглаживать зигзагообразно. При этом рассказывать стихотворение про метель.
- Улитка. Во время проведения этого упражнение ладони не просто поглаживает, а тщательно массируют, пощипывают.
Активные точки
Как проводится массаж лица при ЗРР?
При осуществлении процедуры доктор воздействует на лоб, щеки, подбородок ребенка. Обычно в этой области осуществляются поглаживания, вибрация, растирания и даже постукивания.
Как проводится массаж лица при ЗРР:
- Для того чтобы выполнить массаж лба, необходимо проводить его по массажным линиям. Для этого необходимо кончиками пальцев, очень легким прикосновением, двигаться двумя ладонями от середины лба к височной части. Упражнение выполняется сразу двумя руками. Далее, необходимо массировать лоб от бровей до верхней части лба. Получаются зигзагообразные движения.
- При выполнении массажа щек, необходимо растирать вдоль линий, от уголков губ к вискам. Как и в первом случае, необходимо осуществлять движения сразу двумя руками. Далее, необходимо выполнять поглаживающие движения от виска, затрагивая область скул, и по направлению к нижней челюсти, спускаясь к области ключицы.
- Растирают верхнюю губу от средины, к уголкам рта. Движения должны быть круговыми, или зигзагообразными. Проводят точно такие же упражнения с нижней губой.
- Часто выполняют массаж подбородка, осуществляя круговые движения по спирали, по направлению от подбородка к уголкам рта.
Довольный ребенок
Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР?
При ЗРР довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Он назначает не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма. Дело в том, что частой причиной ЗРР, является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Это позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата. В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом. Это происходит из-за стимуляции зоны, отвечающей за речь.
Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР:
- Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендует повторять через 2 месяца. При выполнении массажа, ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.
- После этого можно усилить нажим, и выполнять растирающее движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. После этого проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.
- Стоит отметить, что довольно полезным является логопедический, речевой массаж, но, чтобы он давал хороший результат, его стоит комбинировать с дыхательной и голосовой гимнастикой.
Видео: Массаж воротниковой зоны ребенку при ЗРР
Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет?
Для детей возрастом 3 года, обычно используется массаж зоны воротника, реже артикуляционная гимнастика. В этом возрасте самое главное — развивать мелкую моторику рук, воздействуя на центры, находящиеся на ладошках и кистях рук.
Какой можно использовать массаж при ЗЗР у детей 3 лет:
- Поэтому оптимальным вариантом является приобретение колючих шариков, мелких прищепок, и крупы. Чаще давайте ребенку перебирать крупу, играть с ней. Необходимо, чтобы активные точки на пальцах ребенка постоянно были задействованы. Это стимулирует развитие головного мозга, тем самым улучшая речь ребенка.
- Помните, наиболее эффективным в возрасте 3 лет является массаж шеи. Он позволяет улучшить кровообращение в головном мозге, тем самым улучшая общее самочувствие ребенка.
- Лучше всего выполнять массаж только после консультации с доктором, и демонстрации упражнений опытным массажистом. Дело в том, что при достаточно сильном нажатии, можно навредить ребенку.
Массаж зондом
Как проводится логопедический массаж языка в домашних условиях?
Очень эффективным в борьбе с ЗРР является логопедический массаж языка. Он может проводиться как специальным зондом, так и зубной щеткой. Проводится с использованием перчаток, безворсовых салфеток, а также чистой зубной щетки с силиконовыми ворсинками.
Как проводится логопедический массаж языка в домашних условиях:
- Изначально выполняется поглаживание языка вдоль, потом от центра вправо и влево. Выполняется с небольшими перерывами, так как удерживается все время кончик языка, что приводит к постоянному слюнотечению и дискомфорту у ребенка.
- Мягкие поглаживания необходимо выполнять без сильного надавливания, так как ворсинки щетки могут быть достаточно жесткими и неприятными. Ни в коем случае нельзя причинять болезненных ощущений у ребенка.
- В ходе массажа часто выполняются похлопывающие и постукивающие движения. Для этих целей лучше всего использовать зубную щетку с силиконовым ворсом, а не стандартную, из капрона.
- Это помогает сделать массаж ощутимым, и воздействовать на точки, которые находятся на языке. Это позволяет стимулировать мышцы языка, улучшать его работу, что помогает в воспроизведении некоторых шипящих звуков, которые трудно даются ребенку.
Схема массирования языка
Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР: отзывы
Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.
Массаж шейно-воротниковой зоны при ЗРР, отзывы:
Наталья. Делала массаж своему сыну, ему 5 лет. Скоро в школу, но имеются проблемы с речью. Невролог назначил такой массаж. В кабинет к доктору сын ходить не стал, постоянные истерики. Делала дома курсами. После 2 курсов появились улучшения.
Вера. С речью у моей дочери были серьезные проблемы. Основная причина — родовая травма в шейном отделе. Знакомая порекомендовала массаж воротниковой зоны. Нанимали массажистку, которая приходила домой. Эффект заметен, но кроме массажа мы занимались артикуляционной гимнастикой.
Елизавета. Люблю своего сына, вкладываю в него много средств и времени. Заговорил очень поздно, поэтому в 6 лет имеются проблемы с речью. Постоянно делаем массаж шеи, верхнего отдела спины, лица. Ходим к логопеду, постепенно речь улучшается.
Массаж лица
Много полезных статей для развития детей можно найти на нашем сайте:
- Чистоговорки для детей: лучшая подборка
- Детские игры от 6 лет на развитие слуха и восприятия
- Развивающие игры для детей от 5 лет
- Развивающие игры для детей от 1 года
- Поговорки и пословицы для детей дошкольного возраста
Можно смело комбинировать массаж со стихами, потешками. Можете рассказывать популярную басню, например “Ехали медведи”, и массировать воротниковую зону малыша. Старайтесь также проработать каждый позвоночник в области шейного отдела.
ВИДЕО: Логопедический массаж
Источник
Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо заговорит. Помочь крохе начать говорить можно с помощью массажа лицевой мускулатуры. Такой массаж выборочно можно начинать делать с 2-3 месяцев, а плохо говорящим малышам старше 2-х лет он просто необходим. Массаж может делать сама мама.
Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.
Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.
Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.
В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.
Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами или тыльной поверхностью согнутых под прямым углом в пястно-фаланговых суставах пальцев кистей.
Непрерывная вибрация выполняется концевыми фалангами пальцев, которые кладут на кожу ипроизводят ими сотрясение – движение, напоминающее просеивание муки через сито.
Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.
При проведении массажа в оральной области можно воспользоваться рекомендациями М. Борковской, Г.Я. Левиной, Е.Ф. Архиповой. Так, для уменьшения гиперчувствительности перед едой нужно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости.
Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:
· от середины лба к вискам;
· от бровей к волосистой части головы;
· от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;
· от корня носа к височной области;
· от угла рта к козелку ушной раковины;
· от середины подбородка к мочке уха;
· по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.
Г.Я. Левина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица в следующей последовательности:
· одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;
· легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук;
· поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;
· массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;
· раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;
· поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.
В той же последовательности применяют прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигаются по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1,2,3,4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа – 5 минут.
Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопедапомещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым:
· массаж для расслабления мускулатуры губ;
· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
· поглаживание по верхней губе от углов рта к середине;
· поглаживание по нижней губе от углов рта к середине;
· похлопывание губ;
· вибрация губ.
Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Этоусиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.
Небо массируется пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.
Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.
Может быть использован точечный вибрационный массаж. Сначала массируются точки для улучшения жевания (1,2), затем – глотания (3,4)
Далее массируется круговая мышца рта.
М. Борковская пишет, что на указанные точки можно воздействовать и термически – теплом или холодом.
Массаж для расслабления мышц языка:
· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).
Логопедический массаж
Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения?
1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него«неловкий» язык и «непослушные» губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/«смазанные»
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.
Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.
Массаж лица и органов артикуляции
1. Массаж мышц лица
Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.
Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.
Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.
Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.
Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»
Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
— «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
— «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
— «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
— «И — звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).
Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.
Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.
2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка
(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).
1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».
Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.
Логопедический массаж при ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) — травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.
Учитывая, что уже с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка формируют патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положение тела, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы носят название «рефлекса запрещающих позиций», их необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедических занятий и в процессе проведения гимнастики и логопедического массажа.
При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.
Позы логопедического массажа:
поза эмбриона;
лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
лежа на спине, голова фиксируется валиками;
на боку в позе эмбриона;
в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.
При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).
Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи
поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.
Каждое движение необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять в течение дня 3—5 раз.
Техника массажа при ДЦП — релаксация мышц языка
воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
воздействие на симметричные точки носогубной складки;
воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.
В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:
развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение — лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.
Все упражнения повторять по 3—5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.
Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:
нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение силы и длительности выдоха;
развитие манипуляций руками;
выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
выработка зрительных дифференцированных движений;
стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руками с предметами (игрушками).
Дорогие родители! Хочу предложить для ваших деток логопедический массаж.
Его можно выполнять перед логопедическими занятиями или утром, когда ребёнок проснулся.
Для его выполнения подгадайте время, когда у ребёнка хорошее настроение, чтобы малыш был расслаблен и не испытывал отрицательных эмоций к новому виду упражнений.
Массаж будет положительно влиять на развитие чувствительности у ваших деток, поможет укрепить мышцы губ и языка.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
МАССАЖ ГУБ
1. Поставить указательные пальцы у крыльев носа и проводить поглаживающие движения с нажатием к уголкам рта, по носогубным складкам. 8-10 раз.
2. Поставить указательные пальцы на середине верхней губы и растирать её к уголкам рта. 8-10 раз.
3. Поставить указательные пальцы на середине нижней губы и растирать её с нажимом к уголкам рта. 8-10 раз.
4. Большим и указательным пальцами правой руки пощипываем сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем нижнюю. По 8-10 раз каждую губу.
5. Указательным пальцем правой руки делаем постукивания над верхней губой и под нижней губой по часовой стрелке. Постукивания должны быть активными, сила движений постепенно нарастает.
6. Указательные пальцы поместить в углы губ и собирать верхнюю губу к середине, потом снова растягивать губы, а потом тем же приёмом собирают нижнюю губу. 8-10 раз.
МАССАЖ ЯЗЫКА
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. В основном используются приемы разминания и перетирания;
3. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе взрослый предлагает ребенку проглотить слюну.
Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.
4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.
логопедический массаж для укрепления лицевой мускулатуры.
Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте smile
Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.
При массаже следует соблюдать некоторые правила:
1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.
2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации.
3. После 4-5 легких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.
4. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
1. поглаживание лба от середины к вискам;
2. поглаживание лба от бровей к волосам;
3. поглаживание бровей;
4. поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5. поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6. сжимание подбородка ритмичными движениями;
7. разминание скуловой и щечных мышц (спиралевидныедвижения по скуловой и щечной мышцам);
8. перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9. пощипывание щек.
Во время массажа можно проговаривать стихи в такт движениям, например, такие:
«Мама лобик деткам мыла,
Мама мыла лобик мылом.
Мама щечки деткам мыла,
Мама мыла щечки мылом.
Мама носик деткам мыла,
Мама мыла носик мылом.
Мама глазки деткам мыла,
Мама мыла глазки мылом.
Мама ротик деткам мыла,
Мама мыла ротик мылом.
Подбородок деткам мыла,
И его не позабыла.»
Вместо слова «деток» можно говорить дочка, сынок или имя ребенка.
Источник