Логопеды и рак гортани

Логопеды и рак гортани thumbnail

Статья Уклонской Дарьи Викторовны, (к. пед. н., доцент, логопед онкологического отделения),
Хорошковой Юлии Михайловны (инженер I категории кафедры психологической помощи и ресоциализации
факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова)

Факторы успешности речевой реабилитации после операций по удалению опухолей головы и шеи
Factors of success of speech rehabilitation after removal surgeries of head and neck tumors

Уклонская Дарья Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент,

логопед онкологического отделения №2 (опухолей головы и шеи)

Негосударственного учреждения здравоохранения

«Центральная клиническая больница №2 имени Н.А. Семашко»

ОАО «Российские железные дороги»

(НУЗ ЦКБ №2 имени Н.А. Семашко ОАО «РЖД»)

+7(916)591-97-85

uklonskie@yandex.ru

Хорошкова Юлия Михайловна

инженер I категории кафедры психологической помощи и ресоциализации

факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

+7(916)205-42-50

yu.khoroshkova@gmail.com 

В статье представлены результаты исследования психологических факторов успешности речевой реабилитации больных, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи. Проанализирована научная литература, посвящённая проблемам реабилитации онкологических больных, в частности, речевой реабилитации, и отмечена недостаточная изученность стремления больных к успешному восстановлению речи. Представлены результаты исследования, направленного на выявление психологических особенностей пациентов, способствующих успешности речевой реабилитации после операций по удалению опухолей головы и шеи.

This article presents results of a research of psychological success factors of speech rehabilitation of patients who have undergone surgery to remove head and neck tumors. Scientific literature on problems of cancer patients’ rehabilitation, specially, speech rehabilitation, is reviewed; and insufficient knowledge about desire of patients to achieve results in speech therapy is noticed. The article presents results of research of psychological features, which facilitate success of speech rehabilitation after removal surgeries of head and neck tumors.

Ключевые слова: речевая реабилитация, восстановление речевой функции, мотивация, уровень интеллекта, опухоли головы и шеи.

Key words: speech reabilitation, speech function recovery, motivation, intellectual level, head and neck tumors.

В настоящее время в России наблюдается неуклонный рост числа онкологических заболеваний – в 2015 году показатель заболеваемости составил 403 человека на 100 тысяч населения, что на 4% превышает уровень 2014 года и на 22,1% – уровень 2005 года [11]. Вместе с общим показателем растёт и число случаев заболеваемости злокачественными опухолями головы и шеи. Возможности оказания онкологическим больным медицинской помощи расширяются и совершенствуются, но вместе с тем недостаточно внимания уделяется повышению качества реабилитационных мероприятий, что может быть обеспечено только в условиях взаимодействия врачей, социальных работников, логопедов, психологов и других специалистов [10].

Несмотря на обилие медицинской и психологической литературы, связанной с изучением онкологических заболеваний, до сих пор недостаточно изучены психологические особенности онкобольных. Рассматривая эту проблему, отечественные авторы отмечают перестройку системы ценностей, сужение круга интересов больного, отказ от осуществления некоторых жизненных планов, требующих значительных усилий и рассчитанных на длительное время [10]. Пациенты, перенесшие операции по удалению опухолей головы и шеи, сталкиваются с ещё одной значительной проблемой. Последствием хирургического лечения данного вида заболеваний становится нарушение речевой коммуникации из-за возникновения анатомо-функциональных дефектов органов, обеспечивающих функции произношения и голосообразования. Таким образом, одним из приоритетных направлений реабилитации таких пациентов становится речевая реабилитация [3].

Расширение возможностей речевой реабилитации позволит улучшить результаты лечения, поскольку большее число больных будут соглашаться на хирургическое лечение, от которого в настоящее время порой отказываются, в связи со страхом перед утратой трудоспособности и нарушением социального функционирования [5]. Психологическое состояние пациентов, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи, и их отношение к своему дефекту (независимо от его тяжести) играют важную роль в успешности последующей реабилитации, в том числе, в восстановлении речевой функции. Современные исследования показывают, что экстремальный стресс, нарушающий адаптацию, прямо и непосредственно не определяется тяжестью физического повреждения – экстремальные события становятся для человека психологическими фактами тогда, когда он относится к ним тем или иным образом в ходе работы личности [7].

Данные отечественных исследований позволяют сделать выводы о том, что речевая ре¬абилитация после операций по удалению опухолей головы и шеи позволяет существенно улуч¬шить качество жизни и социальную адаптацию пациента [2]. Необходимо отметить, что проблема компенсации приобретенного дефекта стоит особняком у взрослых пациентов, имевших длительный опыт нормального использования речи – особенно ярко это выявляется у больных, перенесших удаление гортани. На сегодняшний день в этом случае известны три основных способа восстановления речевой функции: коррекционно-педагогический – постановка эзофагального голоса; протезирование – использование электрического голосового протеза (электрогортани); пластико-хирургический – метод трахеопищеводного шунтирования с протезированием. Зарубежные данные показывают, что пациенты предпочитают хирургические способы восстановления голоса [16, 17]. В нашей стране широко используется обучение эзофагальному голосу, когда в результате проведенных логопедических занятий формируется стойкий навык пользования новым механизмом фонации без инвазивного вмешательства. От протезирования больные часто отказываются, в основном, по причине недостаточно больших сроков использования протезов, а также из-за необходимости нового хирургического вмешательства по их установке [14].

Многие авторы указывают на раннее начало логопедических занятий как на важный фактор успешности реабилитации пациентов и акцентируют внимание на возможности получения больным подробной информации о своем состоянии, о способах восстановления его речи [8]. Наш практический опыт показывает частые случаи непринятия больным такой информации. При проведении занятий возникали случаи уверенности больного в сохранности у него части органа, который, на самом деле, был полностью удален при операции, и больной был информирован об этом.

Отечественные исследования по реабилитации больных опухолями головы и шеи выявили ряд отличий психологических особенностей пациентов, успешно обучавшихся восстановлению речи, от пациентов с низкой эффективностью обучения. Больным с высокой эффективностью обучения свойственны более высокий и развитый интеллект, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, стремление самостоятельно принимать решения [1]. Еще одна важная особенность больных, которые показывают успешные результаты восстановления речи, отмечаемая специалистами – это заинтересованность больного в реабилитации, его желание и стремление вернуть нарушенную речь [6].

Зарубежные авторы, в основном, уделяют внимание разработке комплексной реабилитации больных опухолями головы и шеи и выделяют их в особую категорию, так как полная утрата голоса или дефекты речи, изменения во внешности, несомненно, наносят ущерб самооценке и идентичности человека, вследствие чего качество жизни таких больных после операции существенно снижается, и возникает необходимость психосоциальной поддержки [18, 19, 20].

Читайте также:  Полип гортани голосовой связки

Таким образом, многими отечественными авторами мотивация пациентов выделена как важный фактор успешной речевой реабилитации больных, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи. Однако неизученными продолжают оставаться вопросы, откуда возникают и от чего зависят старание и заинтересованность больного, то есть, на чём основывается его мотивация. Большинство зарубежных авторов, так или иначе, обращают особое внимание на комплексную реабилитацию больных опухолями головы и шеи, на необходимость психологической и психосоциальной поддержки таких пациентов, на разработку специальных программ, которые позволили бы людям, столкнувшимся с такими операциями, снова вернуться к обычной жизни. Многие специалисты упоминают о психологическом состоянии больного и о его стремлении восстановить нарушенную речь. Однако, как и в случае отечественных исследований, продолжают оставаться недостаточно изученными причины такого стремления или его отсутствия при равных условиях получения больными медицинской и логопедической помощи. Мы направили наше исследование на психологические особенности больных опухолями головы и шеи, которые могут, на наш взгляд, служить основанием стремления и старания больного добиться успеха в речевой реабилитации.

Основным контингентом лиц, нуждающихся в логопедической помощи в результате лечения опухолей головы и шеи, являются пациенты, перенёсшие хирургические вмешательства на гортани, лимфатическом аппарате шеи, щитовидной железе, слюнных железах, органах полости рта. Речевые нарушения напрямую коррелируют с объемом изъятых в результате хирургического вмешательства тканей, а также зависят от возможностей сохраненных тканей выполнять необходимые для осуществления речепроизводства функции [13].

Под нашим наблюдением в течение двух лет находились 54 больных (42 мужчины и 12 женщин) в возрасте от 23 до 78 лет. У 18 человек (33%) были проведено хирургическое лечение по поводу злокачественных новообразований гортани; у 6 человек (11%) – околоушной слюнной железы; у 10 человек (18%) – щитовидной железы; у 8 человек (15%) –  языка; 12 пациентам (23%) – парафарингеальная опухоль, злокачественное новообразование подчелюстной слюнной железы, орофарингеальной зоны.

Логопедические мероприятия проводились в условиях онкологического отделения №2 (опухолей головы и шеи) НУЗ ЦКБ №2 им.Н.А.Семашко ОАО «РЖД» параллельно с ведением лечебного процесса и при необходимости продолжались на заключительных этапах амбулаторно. Целью логовосстановительной работы было выявление и включение компенсаторных возможностей организма, способствующих улучшению процесса речевой коммуникации. При коррекции речевого дефекта после удаления гортани использовали методику постановки внегортанного заместительного механизма фонации – эзофагального голоса [12].

Педагогическое воздействие по устранению послеоперационных речевых дефектов проводилось в нескольких направлениях:

1. Психотерапевтическое воздействие на личность больного.

2. Нормализация речевого дыхания.

3. Восстановление нарушенных функций артикуляционного и голосового аппарата, включающее коррекцию дефектов произношения и голоса.

4. Восстановление координационного взаимодействия между дыханием, артикуляцией и фонацией.

       В зависимости от степени проявления нарушений произношения и голоса, с учетом психического и физического состояния больного, применялись различные приемы коррекционного воздействия, отвечающие общим задачам восстановительного обучения при данной патологии.

Успешность реабилитации речевой функции оценивалась нами по степени восстановления коммуникативной функции речи больных: пациенты, не испытывающие неудобств не только в пределах повседневного общения, но и на рабочем месте или в иных подобных ситуациях, были отнесены нами в группу с полностью восстановленной коммуникативной функцией речи. Эта группа составила 24 человека (44%). Пациенты, достигшие значительных улучшений и имеющие возможность свободно общаться вновь сформированным навыком в быту в пределах достаточно широкого круга знакомых и родственников, были отнесены нами в группу пациентов со значительными улучшениями коммуникативной функции речи. Эта группа составила 8 человек (15%). Коммуникативная функция речи не была восстановлена в результате логопедических мероприятий только в 2 случаях (4%). Кроме перечисленных групп пациентов, нами выделена особая категория больных, которые к занятиям не вернулись по неизвестным причинам, либо из-за осложнений, потребовавших дополнительного медицинского вмешательства – это 20 человек (37%).

В одной из предыдущих работ мы выдвинули предположение о том, что одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на успешность и неуспешность речевой реабилитации у больных, перенесших операции по удалению опухолей головы и шеи, может быть их интеллектуальный уровень, что важно и для педагогического процесса в целом [15]. Для проверки нашей гипотезы мы применили методику «Интеллектуальная лабильность» для взрослых испытуемых, разработанную В.Т.Козловой [4]. Данная методика предназначена для прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности, чем в нашем случае является работа по восстановлению и коррекции речи. Высокие результаты по данной методике, то есть хорошую способность к обучению, показали только 12 пациентов (22%), и большинство из них (10 человек) входили в первую группу (полное восстановление коммуникации). Полученные данные позволяют нам подтвердить, что высокий интеллект и способность к освоению нового вида деятельности служат важным фактором успешности речевой реабилитации.

В целях выявления основы стремления и старания пациентов вернуть утраченную речь нами была проведена методика оценки потребности в достижениях, разработанная Ю.М.Орловым [9]. Результаты проведённой методики не выявили значимых различий между четырьмя группами пациентов: высокого результата по данной методике не показал ни один пациент; а низкие и средние результаты распределились примерно в равных долях внутри групп. Таким образом, мы делаем вывод, что стремление к достижениям не играет основополагающей роли в успешности занятий по восстановлению речи. Мы предполагаем, что необходимо исследовать иной вид мотивации. Помимо методик, мы проводили с пациентами короткое интервью, и результаты бесед позволили нам предположить, что важным фактором успешности речевой реабилитации может служить потребность в общении и восстановлении социальных связей. На исследование данного фактора мы и направим нашу дальнейшую работу.

Список литературы:

1. Акетова Т.А. и др. Реабилитация больных раком гортани // Вестник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. – 2003. – Т.14. – №2. – С.42-45.

2. Балацкая Л.Н. и др. Голосовая реабилитация больных злокачественными опухолями головы и шеи // Вестник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. – 2009. – Т.20. – №2(прил.1). – С.120.

3. Балацкая Л.Н., Красавина Е.А. Возможности голосовой реабилитации больных раком гортани после ларингэктомии // Сибирский онкологический журнал. – 2015. – Прил.2. – С.13-15.

4. Козлова В.Т. Методика «Интеллектуальная лабильность // В кн.: Психологические тесты. В 2-х тт. Т.2 / под ред. А.А.Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С.241-244.

5. Крехно О., Фролов А. Голосовая реабилитация больных после ларингэктомии // Вестник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. – 2009. – Т.20. – №2(прил.1). – С.123-124.

Читайте также:  Ангина острая боль гортани

6. Кулаков А.А. и др. Восстановление звукообразования и речи у онкологических больных с дефектами верхней челюсти // Опухоли головы и шеи. – 2012. – №1. – С.55-59.

7. Магомед-Эминов М.Ш. Онтологическая концептуализация феномена экстремальности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – №3. – С.79-91.

8. Матякин Е.Г. и др. Методы коррекции ринофонии у больных с приобретёнными дефектами верхней челюсти // Опухоли головы и шеи. – 2012. – №4. – С.46-48.

9. Орлов Ю.М. Потребность в достижениях // В кн.: Практикум по психологии личности / под ред. О.П. Елисеева. – СПб, 2003. – С.427-428.

10. Солопова А.Г. и др. Перспективы и реалии реабилитации онкологических больных // Акушерство, гинекология, репродукция. – 2015. – Т.9. – №2. – С.80-88.

11. Состояние онкологической помощи населению России в 2015 году / под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. – М: МНИОИ им. П.А. Герцена филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, 2016. – 236 с.

12. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. – М.: Медицина, 1985. – 91 с.

13. Уклонская Д.В.  Особенности восстановительных логопедических мероприятий при приобретенных сочетанных речевых дефектах у взрослых // Специальная педагогика и специальная психология: современные научные исследования (сборник научно-практических статей участников четвертого международного теоретико-методологического семинара, проходящего на факультете специальной педагогики ГБОУ ВПО “Московский городской педагогический университет”). В 2-х тт. – 2012. – С.152-156.

14. Уклонская Д.В. Восстановление голосовой функции после удаления гортани: новые возможности и альтернативные варианты // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: Серия «Педагогика и психология». – 2016. – №1. – С. 37-43.

15. Уклонская Д.В., Хорошкова Ю.М. Психологические особенности лиц с удаленной гортанью как фактор успешности реабилитации речевой функции // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №3. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24783

16. Elmiyeh B. et al. Surgical voice restoration after total laryngectomy: an overview // Indian Journal of Cancer. – 2010. – Vol.47 (3). – P.239-247.

17. Frowen J., Perry A. Reasons for success or failure in surgical voice restoration after total laryngectomy: an Australian study // Journal of laryngology and otology. – 2001. – Vol.115 (5). – P.393-399.

18. Keszte J. et al. The role of sex in voice restoration and emotional functioning after laryngectomy // Laryngo-Rhino-Otologie. – 2012. Vol.91 (4). – P.240-246.

19. McQuellon R.P., Hurt G.J. The psychological impact of the diagnosis and treatment of laryngeal cancer // Otolaryngologic Clinics of North America. – 1997. – Vol.30 (2). – P.231-241.

20. Sammut L., Ward M., Patel N. Physical activity and quality of life in head and neck cancer survivors: a literature review // International Journal of Sports Medicine. – 2014. – Vol.35. – Issue 9. – P.794-799.

Источник

Рак гортани ежегодно диагностируют у 7 тысяч россиян. Из-за малой осведомленности пациентов и врачей чаще всего заболевание выявляют уже на последних стадиях — в этом случае человеку грозит операция по удалению гортани и потеря голоса. 

«Пространство равных возможностей» и социально-предпринимательский проект Everland запустили большой проект о раке гортани, чтобы поделиться опытом людей, которые уже пережили операцию. «Такие дела» поговорили с врачами и пациентами о том, как жить после потери голоса и какие есть пути его возвращения.

Логопеды и рак гортаниФото: pxhere.com

Человек теряет голос

В России рак гортани занимает 11-е место по распространенности среди других видов рака, ежегодно он диагностируется у 6,5–7 тысяч пациентов. Большинство людей с раком гортани — это мужчины 45–59 лет. Наиболее частые причины появления заболевания — курение и алкоголь. 

Онколог, заведующий отделением опухолей головы и шеи Челябинского областного центра онкологии и ядерной медицины Александр Гузь говорит, что более чем в половине случаев рак гортани выявляется на III и IV стадиях, но в последнее время эта тенденция меняется в лучшую сторону. 

Врач объясняет: пациенты долгое время не обращают внимания на свое состояние и не идут в поликлинику, потому что не знают симптомов рака гортани. «Достаточно долго пациенты имеют один-единственный симптом — осиплость голоса. Они не знают, что это может быть причиной злокачественного образования гортани. Простыл, заболел, съел мороженое, вирус перенес на ногах — люди находят, чем объяснить свои первые симптомы», — говорит онколог.

Александр Гузь указывает на низкую осведомленность врачей, в частности терапевтов, о заболевании. По словам эксперта, в своей обычной практике терапевты встречаются с раком гортани максимум раз в год и, поскольку это не самое распространенное заболевание, правильно интерпретировать симптомы не могут.

На III и IV стадиях заболевания одни из возможных вариантов лечения — это операция по удалению гортани или проведение химиолучевой терапии. В 2018 году российские врачи впервые смогли восстановить пациенту удаленную гортань с помощью фрагментов кишечника. В будущем такие операции позволят людям нормально есть и разговаривать. Сейчас же, когда пациенту удаляют гортань, он лишается возможности говорить звучным голосом.

Восстановление голоса

После удаления гортани у человека есть несколько вариантов начать говорить: развитие пищеводного голоса, установка голосового протеза или электронной гортани. Реабилитационные мероприятия по восстановлению голоса можно проводить не раньше 14 суток после операции и только после разрешения лечащего хирурга.

По словам логопеда Татьяны Петровой, некоторые люди вообще не хотят общаться после операции. «Человек теряет голос и вообще возможность произносить какие-либо звуки, соответственно, становится психологически подавленным. Некоторые становятся агрессивными, уходят в себя», — отмечает Петрова.

Логопед вспомнила историю своей пациентки, которая до операции была педагогом начальных классов, а после решила уехать из города в деревню и не восстанавливать свой голос. Через год позвонила дочь пациентки и сказала, что ее матери удалось произнести какие-то слова. Семья поверила, что вернуть голос возможно, и начала заниматься реабилитацией. «Я только показала ей технику пищеводного голоса, и она у меня зазвучала практически с первых занятий», — вспоминает Петрова. 

По ее словам, самую главную роль в восстановлении голоса играет желание. «Если нет желания, никакой родственник не сможет помочь пациенту, кроме него самого. Если человек сам хочет, это в 99% случаев означает успех», — считает логопед.

Александр Гузь тоже говорит, что не все пациенты решают заниматься возвращением голоса после операции по удалению гортани. «У некоторых людей нет такой глобальной потребности разговаривать. Такие пациенты у нас есть, которые молчат себе и молчат. Они учатся что-то шептать, окружающие их понимают, а большего им и не надо», — отмечает онколог.

Читайте также:  Примочки от рака гортани

Пищеводный голос

Методика восстановления голоса подбирается индивидуально. «Кому-то подойдет только электрогортань, потому что бывают разные объемы операции и вызвать пищеводный голос может быть невозможно. Для тех пациентов, которые довольно активны и которым нужно быстро общаться, подойдет голосовое протезирование. Если пациенты терпеливые, то их можно обучить пищеводному голосу, потому что это работа не одного дня», — объясняет логопед Петрова. 

По словам Александра Гузя, пищеводный голос считается самым простым для пациентов способом. В отличие от протеза и электронной гортани он не требует дополнительных приспособлений и проведения операции, а при разговоре не задействуются руки. Звук образуется в результате выхода накопленного в желудке воздуха через часть пищевода.

Развитие пищеводного голоса зависит от воли пациента: ему предстоит длительное (до шести месяцев) обучение с фониатром или логопедом, а также самостоятельные занятия. Среди минусов пищеводного голоса Гузь называет сложность освоения. Кроме того, произносить длинные предложения таким способом не получается, потому что не хватает воздуха. 

Эвелине Роговой провели операцию в 2015 году, и врачи сразу посоветовали ей развивать пищеводный голос. «Когда мне сделали операцию, профессор буквально сразу сказал: начинай читать. Я сначала вылупила глаза, а потом поставила себе цель, что я не буду молчать. И я начала потихоньку говорить какие-то обычные слова», — вспоминает Рогова.

Она научилась разговаривать пищеводным голосом через несколько недель тренировок. Так она общалась на протяжении двух лет, знакомые хорошо ее понимали, трудности возникали лишь при общении по телефону — пищеводный голос тише обычного. Однако из-за бронхиальной астмы Рогова начала задыхаться и ей стало тяжело говорить, в итоге женщина решилась на установку голосового протеза. «У меня выбора не было — либо молчать, либо мучиться, поэтому пришлось поставить протез», — говорит Рогова.

Голосовой протез

У голосового протеза есть свои особенности: при разговоре человеку необходимо задействовать руки, чтобы закрывать выход воздуха из трахеостомы. Каждые несколько месяцев протез нужно менять, за ним нужно ухаживать и ежедневно чистить его. Онколог Гузь указывает, что поэтому протез не подойдет людям, которые имеют проблемы со зрением и с координацией движений. 

Некоторым пациентам после установки голосового протеза требуется помощь в «разработке» и освоении нового голоса, они нуждаются в непродолжительных занятиях с логопедом или фониатром. Стоимость протеза составляет около 30 тысяч, пациенты могут добиться возмещения покупки от государства, но лишь постфактум.

Ирина Аралова рассказывает, что главная проблема в голосовом протезе, с которым она ходит уже 13 лет, — это то, что его приходится часто менять, при этом государство в этом ей почти не помогает. Ирина говорит, что первый протез прослужил ей два года, а сейчас приходится менять его каждые 3–6 месяцев. «Сколько прослужит голосовой протез, точно сказать нельзя, — отмечает Аралова. — Протез разрушают грибки, которые со временем на нем селятся. Как быстро это произойдет, зависит от многих причин: иммунитета, питания, ухода за протезом».

Женщина установила протез лишь спустя два года после операции, поскольку изначально ей никто не сказал, что они вообще существуют. Аралова обратилась в Московскую онкологическую больницу № 62 к доктору медицинских наук Елене Новожиловой, которая была в числе первых хирургов-онкологов в России, устанавливающих голосовые протезы. Новожилова не только проводит операции, но и помогает пациентам в реабилитации, в том числе организовала хор пациентов с протезами.

По словам Араловой, после установки протеза ее голос почти не изменился, а говорить она начала сразу. Женщина рассказала, что она вместе с другими пациентами создала специальную группу в WhatsApp, чтобы поддерживать людей, которым только предстоит операция. «Некоторые люди боятся оставаться без голоса и делать операцию. Мы говорим, что жизнь на этом не заканчивается», — объясняет Аралова. 

Электронная гортань

Голосообразующий аппарат — электронную гортань — можно установить без операции. Он представляет собой небольшой прибор, похожий на микрофон, который прикладывается к шее и вместо гортани создает вибрацию. Денис Смоляков, который пользуется голосообразующим аппаратом, называет еще один его минус: прибор нуждается в зарядке каждые 1–2 недели. Если электронная гортань внезапно разрядилась, нужно искать батарейку. 

Некоторые пациенты отказываются от электронной гортани, так как речь с этим прибором получается монотонной и роботизированной. Жена Дениса, Юлия Филиппова, говорит, что сама она уже не замечает, что ее муж говорит «как-то иначе». «Бывает, что люди на улице обращают на Дениса внимание. Ну оглянется, удивится и отвернется, поняв, что сзади него находится не робот, и дальше пойдет», — говорит Филиппова.

Денис сказал первое слово сразу в магазине, во время покупки аппарата. Через неделю он начал медленно соединять слова в предложения, а уже через два месяца в совершенстве освоил аппарат и разговаривал по телефону. Через некоторое время Смоляков выступал с трибуны, рассказывая свою пациентскую историю на конгрессе онкологических пациентов. «У нас дети, внуки, мама, сестра, племянницы — хочешь не хочешь, но ты заговоришь. Все спрашивали его совета и хотели поговорить с ним. Одиноким сложнее, человек говорит, когда есть кому его слушать», — рассказывает Филиппова. 

Женщина считает электронную гортань оптимальным методом восстановления голоса: для нее нет противопоказаний и она не грозит осложнениями. Государство компенсирует покупку голосообразующего аппарата раз в пять лет. Сумма, которую оно выделяет, фиксированная — около 17 тысяч рублей. Это средняя стоимость российского аппарата, поэтому, если пациенты покупают зарубежный прибор, который на порядок дороже, разницу приходится доплачивать самим. 

Филиппова считает, что при выборе методики восстановления голоса нужно ориентироваться на советы врача, финансовые возможности и образ жизни. «Например, если человек работает в компании и требуется постоянное общение с большим количеством людей, то ему будет легче пользоваться протезом, так как голос максимально приближен к естественному. Но если он живет в деревне, вдали от врачей, то установка протеза будет затруднена», — говорит женщина.

Источник