Лечебная рвота по аюрведе

Лечебная рвота по аюрведе thumbnail

Зачем нужно делать эту процедуру и что она дает?

Во-первых, регулярные процедуры весеннее  межсезонье, когда все начинает обильно тает, реки выходят из берегов, везде лужи. То и в организме происходит тоже самое. 

Человек создан по образу и подобию природы. 

Зимой мы едим очень питательную жирную еду, зачастую чтобы просто согреться. Зимой больше хочется есть плотную пищу. 

Большинство людей питаться не умеет. Мы едим, есть энергия, но при этом огромное количество слизи не эвакуируется, а накапливается за зиму. 

Она превращается в твердую субстанцию, примерно как масло в холодильнике. Затвердевает в тканях. Вся наша слизь по образу и подобию льда застревает в тканях. 

Весной по мере повышения температуры, за зиму сконденсированная слизь начинает «таять». 

Поэтому весной у нас всегда вспышки желудочно-кишечных вирусов, болезни пищеварительной системы, обструкции дыхательной системы, сопли и аллергии. Отсюда благоприятная среда для развития патогенных организмов. 

Огромное количество слизи, которые весной начинают выделяется, выделяется в первую очередь в желудок. Она подавляет пищеварительный огонь, деятельность поджелудочной железы, желчного пузыря. Желчь становится очень густой. Поэтому у человека пропадает аппетит. А отсюда все остальное. Поэтому весной эта процедура очень хороша.

Просто профилактическая рвота, может делаться раз месяц.

Например, ее делают те, кто практикуют йогу, чтобы освобождаться от слизи, чтобы всегда иметь хорошую работу желудка и печени. Лишняя желчь хорошо выбрасывается во конце лечебной рвоты.

Поэтому активизируется работа поджелудочной железы, улучшается работа печени. Желудок освобождается от лишней слизи. Человек чувствует себя гораздо лучше. 

Просто профилактическая рвота может делаться без подготовительных процедур. 

Потому что эвакуируем только то что есть в желудке. Ее можно делать без предварительного промасливания и пропаривания, которое делается в рамках Панчакармы.

Данная процедура полезна для следующих случаев:

– людей, у которых снижена пищеварительная функция:

– анорексия,

– потеря аппетита,

– много слизи в желудке,

– утром постоянно белый налет на языке,

– при диабете

– дискинезия желчевыводящих путей, когда застой желчи

– когда желчь разливается в желудок и ее избыток нужно эвакуировать

– хронический бронхит 

– хронические обструкционные заболевания дыхательных путей, т.е. когда слизь регулярно забивает легкие, бронхи и постоянно там булькает, отхаркивается, мешает дышать, там развиваются микробы активно.

– хронические синуситы, гаймориты

– мигрени. Особенно мигрени, когда голова тяжелая и тупая. Обструкционная мигрень.

Противопоказания данной процедуры:

– высокая артериальное давление, когда постоянно больше 140

– очень низкое давление (верхнее давление меньше 90 для женщин, у мужчин менее 100), т.к. при рвоте давление падает

– если в острой форме любая из болезней, перечисленных в разделе выше от чего помогает рвота, то тогда эта процедура не делается.

– частые кровотечения из носа, т.е. слабые сосуды

– увеличенное внутриглазное давление

– уратные камни в почках. Другие камни можно

– беременность

– катаракта, глаукома

– воспаление в желудке , например язва

– нельзя делать детям ранее 16 лет

– пожилым людям более 70 лет

Описание облегченного вариант Ваманы по методике доктора Володина без предварительной подготовки, который подходит для сезонной или разовой профилактической чистки.

С вечера не кушают тяжелую пищу на ужин. 

Утром делаем натощак, после того как почистили зубы. И делаем процедуру до принятия душа. 

Хотя можно сделать наоборот – накануне поужинать не тяжелой пищей. Например, рис с маслом. С утра, чтобы не был полностью сухим пищевод. Можно рисовую кашу с молоком и с маслом на ночь. Чтобы спазмов при рвоте было меньше, чтобы легче все вышло.

Берем 2 литра чистой воды температуры тела (не более 36 градусов) и обычную соль, можно гималайскую. 

Делает раствор соляной, на 2 литра воды одна столовая ложка соли. Максимум 2 столовой ложки. Это субъективно проверяется.

Она не должна быть очень соленной, а “противненько соленоватой”. Чуть солёнее чем вкус моря. Примерно как вкус крови. 

Соль надо растворить полностью, чтобы не остались частички, т.е. чтобы они не поранили слизистую при рвоте. И подготовить 1 литр пресной воды. Ставится два кувшина (соленая и пресная вода) рядом с собой в области доступности рукой.

Все два литра в одном объеме, кувшин с ручкой, чтобы оттуда можно было пить не останавливаясь. Не пить стаканами! 

Лучше всего пить, сидя на корточках. Мы просто садимся на корточки. Если тяжело так, то садимся на край стула.

Спокойно, не спеша, без волнения, дышим через нос – пьем соленую воду. Желательно воздух не глотать или глотать по минимуму.

Пьем. Пьем. Пьем.

Можно включить приятную музыку и открыть окно. Чтобы ничего не угнетало. Обычно те, кто не знаком с этим , то их рвотный рефлекс очень пугает. В реальности ничего страшного.

Пьем. Пьем.

Пока преодолеем чувство меры и возникнет чувство, что все уже. Так плохо стало, что появились симптомы, как будто мы отравились: по спине идет жар, падает давление и т.д..

Ставим кувшин. Встаем над раковиной, сгибаемся не сильно. Примерно на 45 градусов. Если сильно нагнетесь, то у вас изрыгаемая вода попадет в пазухи и у вас после рвоты будет не облегчение. А наоборот очень тяжелая голова.

Одной рукой давим на живот, помогая. А второй рукой – двумя пальцами стимулируем основание языка. 

И делаем это 2-3 раза до тех пор, пока во рту не появится горьковатый привкус желчи и цвет изменится. 

Это означает, что все изрыгнулось, слизь ушла и последняя порция идет только желчь. Значит все вышло.

В этом момент опять садимся на корточки и сразу же без перерыва и отдыха пьем пресную воду. 

Если этого не сделать, то сфинктер между желудком и тонким кишечником останется открытым за счет осмотического давления соленой воды. Пьем очень спокойно до тошноты. 

И тоже самое – рвем пресной водой. Она чуть труднее изрызгивается, но это не страшно. Ее не обязательно изрыгивать до желчи. Какое то количество этой пресной воды может остаться, это нормально. 

Все процедура закончена.

Далее можно промыть нос чайником с соленной водой. Из носа в этот момент может выделяться очень много слизи. 

Потом помыться под душем. 

В течении пару часов не делать никаких резких движений. Отдыхать. Желательно до обеда не делать тяжелых физических и ментальных нагрузок. 

Читайте также:  Рвоты у детей за границей

Дождаться очень здорового зверского аппетита. Сначала будет слабость, а потом в уме появиться ясность, зрение улучшиться. Нос будет хорошо дышать.

Когда появится очень здоровый аппетит (1-2 часа) – желательно поесть кичари (рис с машем, хорошо разваренные) или сильно разваренная рисовая каша на воде с добавлением сливочного масла или гхи. 

Также допускается съесть небольшое количество (1 столовую ложку) молочной рисовой каши сразу после процедуры, чтобы все смазать, что не было спазмов. 

Поесть не объедаясь, выходить после из-за стола с легким чувством голода. Никаких специй не добавлять. Минимально солить.

Если объесться, сильно посолить или поесть в первый раз со специями, то в течении этого и следующего дня может наступить нереальный «жор».

Вы будете есть и через 5 минут опять хотеть.

Методика Ваманы от Артема Фролова. 

В своей книге “Пранаяма и Шаткарма” он дает такой вариант выполнения этой процедуры:
Проводить процедуру нужно на пустой желудок. Предпочтительное время для выполнения – утро.

Для приготовления раствора следует взять 1 литр чистой тёплой воды. На литр воды добавляется 0,5 чайной ложки поваренной соли и 0,5 чайной ложки соды.

Приготовив раствор, мы выпиваем его по возможности в максимально короткие сроки (то есть почти залпом). После этого можно выполнить мягкий вариант агнисара-дхаути-крийи, после чего нужно наклониться над заранее приготовленным тазиком и вызвать у себя рвотный рефлекс, засунув два пальца в рот. Другой рукой можно мягко надавить на область желудка.

Эвакуацию выпитого раствора нужно производить в таз, чтобы можно было оценить количество и состав извлечённого.

Для проведения быстрого и лёгкого процесса рвоты нужно поискать наиболее «отзывчивую» зону в области глотки: надавить на корень языка, достать пальцами до дужек зева и задней стенки глотки.

С целью облегчения процесса можно также использовать рвотные настои. Чаще всего с этой целью применяется настой холодный солодки, который можно приготовить заранее с вечера, залив стаканом воды одну столовую ложку корня солодки. Утром его следует процедить и выпить сразу же после раствора. У определенной категории лиц это значительно облегчает и усиливает рвотный рефлекс.

Раз за разом вызывая рвоту, мы постепенно извлекаем из желудка выпитый раствор, стараясь достичь исходного объёма – то есть по возможности извлекаем всё выпитое. 

Не следует, однако, фанатично стремиться к максимальному результату – если развёрнутый рвотный рефлекс вызывается не слишком охотно, то на первых порах можно ограничиться достижением частичных результатов (скажем, добившись извлечения 600-800 мл раствора).

При этом обязательно следует обратить внимание на состав выделенного: при первых опытах нередко можно увидеть грязноватые пенки и наслоения, которые находились на стенках желудка; это нормально. 

Если же мы видим розоватое окрашивание воды или сгустки крови, это говорит о имеющихся дефектах слизистой, эрозивных или язвенных её изменениях, из которых происходят микроскопические (а возможно, и довольно объёмные) выделения крови. 

При интенсивных воздействиях на слизистую возможно усиление имеющихся кровотечений. 

Поэтому при вышеупомянутых признаках следует в дальнейшем воздержаться от проведения процедуры вамана-дхаути, провести необходимые обследования и консультации со специалистами, провести лечение и после заживления дефектов слизистых возвращаться к вопросу о проведении процедуры.

Вамана-дхаути может проводиться периодически (допустим, раз в сезон или раз в месяц) или ежедневно курсами разной продолжительности. Однако следует помнить о том, что процедура не является сугубо очистительной техникой. 

Она оказывает глубокое воздействие на разные сферы организма и далеко не всем может быть полезна. Говоря иначе, эта очистительная практика по-разному подходит людям разных конституциональных типов.

Ни в коем случае не нужно делать воду, которую вы будете пить 2л воды для рвоты, с добавлением не только соли, но и лимона!!! 

Последствия могут очень тяжелые – например, сыпь красная на все тело, температура 38, все зудит. Передозировка витамина С. 

Нельзя соль с кислотой сочетание. 

Соль все разъедает на стенках и все очень быстро впитывается.

Воду лучше использовать не дистиллированную и не кипяченную. Лучше природная, родниковая, из колонки или фильтрованная. Дистиллированная вода вымывает из почек полезные микроэлементы, поэтому ей нельзя увлекаться.

В качестве дополнительной , не обязательной меры, чтобы снять спазмы со слизистой после рвоты, Володин после принятия рекомендует выкурить одну аюрведическиу сигарету Нирдош или подышать дымом корня аира.

Это специальные травы, которые сделаны как сигарета – там корица и т.д., в листьях завернутая. 

Они продаются в аюрведических интернет магазинах. То после душа нужно выкурить одну такую сигарету – она пахнет как полынное китайское благовонье. Насколько возможно, в затяжку, не в затяжку. Или просто вдыхать дым. Чтобы успокоить доши и подсушить носоглотки от слизи. Вместо Нирдоши можно зажечь корневища аира и этим дымом подышать, сделать ингаляцию.

Источник

Вамана — это лечебная или терапевтическая рвота, которую используют в панчакарме как один из инструментов для очищения тела. У большинства людей рвота ассоциируется с болью и неприятными ощущениями. И очень сложно найти того, кто с радостью и без долгих уговоров согласится вызвать у себя рвоту, даже если понимает, что такое средство быстро поможет перегруженному желудку.

Лечебная рвота по аюрведе

В большинстве случаев человек предпочтёт выпить таблетку, а не заняться промыванием внутренних органов. Тем не менее эффективность этой неприятной процедуры известна всем. Правда, зачастую об этом способе очищения мы вспоминаем, когда другие уже не действуют, а вот врачи аюрведы рекомендуют вызывать рвоту сознательно, неоднократно и тщательно подготовившись к процессу.

Показания и противопоказания для очищения желудка

Если слово «доша» вам знакомо, то наверняка вы знаете и о том, что капха отвечает за слизь в человеческом организме. Слизь необходима, например, для смазки суставов, но, когда её становится слишком много в теле, это приводит к болезням дыхательных путей (бронхит, астма), синуситам, гайморитам, аллергиям, кожным заболеваниям (экзема, псориаз), ревматическим болям, артриту. И, чтобы избавиться от этих болезней, аюрведические доктора советуют, вполне логично, очиститься от лишней слизи.

Безусловно, обычное промывание желудка не даст того результата, который описан в классических текстах. Хоть процесс рвоты многим знаком и кажется простым, для того чтобы получить лечебный эффект, организм нужно подготовить. Кроме того, как и у любой лечебной процедуры, вамана тоже имеет противопоказания!

Читайте также:  К чему снится рвота парня

Вамана противопоказана истощённым, ослабленным, пожилым людям, беременным женщинам и детям. Нельзя применять её и тем, кто болен плевритом, туберкулёзом и другими заболеваниями лёгких, а также сердца и печени, в острой или тяжёлой форме.

Лучшее состояние для очищения организма — это состояние хотя бы относительного здоровья. И, конечно же, самый безопасный и эффективный способ — это проводить ваману под руководством и присмотром доктора.

Подготовка к процедуре ваманы

Назначение ваманы — очистить организм от токсичной слизи и гармонизировать капха-дошу. Доктора говорят (и люди, прошедшие панчакарму, подтверждают), что после очищения дышать становится заметно легче, процесс пищеварение улучшается, а процесс выведение отходов из организма ускоряется. Естественно, получить все эти радости можно только если правильно подобрать комплекс процедур и точно выполнить их от начала до конца.

Прежде чем использовать лечебную рвоту, необходимо подготовить тело — промаслить его изнутри и снаружи, а затем можно начать стимулировать выведение амы всеми доступными способами, например, с помощью массажа и прогревания. Как известно, с потом через кожу выходит много токсинов. Масло же помогает размягчить и переместить токсины из труднодоступных мест в желудочно-кишечный тракт, откуда удалить их намного проще.

Процесс промасливания называется «снехана», а прогревания — «сведана». Снехана — это не только абхъянга, но и промасливание внутренних органов с помощью растительных масел или лекарств на основе масла гхи.

Подготовительные мероприятия могут проводиться до 7 дней подряд — всё зависит от состояния здоровья. Считается, что ваману следует применять, когда кожа человека стала мягкой, блестящей, слегка маслянистой, а также увеличился объём кала и сами фекалии имеют маслянистый вид.

Лечебная рвота по аюрведе

Техника выполнения лечебной рвоты

Обратите внимание! Описание техники выполнения приводится только в ознакомительных целях!

Накануне вечером рекомендуется воздержаться от сильных физических нагрузок, бурной деятельности и ярких эмоций, чтобы в организме установился баланс дош. Будет полезно помедитировать перед сном. Медитация успокоит нервную систему, поможет выспаться и рано встать, ведь ваману проводят утром во время преобладания капха-доши, то есть с 6 до 10 часов.

Ужин перед процедурой должен состоять из продуктов, которые стимулируют выработку капхи. Для этого подойдёт сладкая, тяжёлая, прохладная, клейкая и маслянистая пища, например, йогурт, банан или суп-пюре. Можно выпить травяной чай для стимулирования пищеварения.

Утром следует опорожнить мочевой пузырь и кишечник, а затем провести промасливание и прогревание тела, чтобы расширить тонкие каналы, через которые капха будет выводиться в желудок. Далее необходимо съесть примерно 300 грамм пшеничной каши, приготовленной на молоке, или риса басмати с солёным йогуртом. Такая пища увеличивает капху.

После еды нужно принять настой из трав, которые стимулируют рвоту. Это может быть настой корня солодки (лакричника) или корня аира. Пить врачи рекомендуют сидя, в спокойном расслабленном состоянии. Почувствовав тошноту и позывы к рвоте, главное не сопротивляться и не напрягаться. Можно слегка помассировать корень языка, чтобы запустить процесс.

Вызывать рвоту можно до 8 раз, а продолжать — до появления в рвоте жёлчи. Определить этот момент очень просто — во рту будет ощущаться горький или кислый вкус, а значит желудок пуст, и начинается выброс из тонкого кишечника. Обычно весь процесс занимает не больше часа.

Остаток дня нужно отдыхать и отказаться от любой активной деятельности. Первый приём пищи и питья возможен не раньше, чем через 4–5 часов после окончания процедуры. Последующие несколько дней нужно есть только то, что легко усваивается, так как вамана ослабляет огонь пищеварения.

После процедуры возможен жидкий стул, если часть выпитого настоя попала в кишечник. Но в целом правильная подготовка тела и точное выполнение предписаний врача облегчают процесс настолько, что по окончании не остаётся никаких болезненных ощущений.

Ом!

Источник

Дхаути – обобщённое название для группы очищающих практик йоги, действие которых направлено в основном на пищеварительный тракт. Чистка языка (джихва-дхаути), динамический массаж органов брюшной полости (агнисара-дхаути), сквозное промывание ЖКТ солевым раствором (шанкх-пракшалана, или варисара-дхаути) – всё это разные варианты дхаути. Сюда же относится и общеизвестная процедура вамана-дхаути, часто называемая «очищающей рвотой».

Человеческий желудок изнутри покрыт складчатой слизистой оболочкой, разные классы клеток которой вырабатывают соляную кислоту, пищеварительный профермент пепсиноген и слизь. Все эти компоненты желудочного сока работают слаженно и каждый в своём направлении: соляная кислота активирует пепсиноген, превращая его в пепсин – активную форму протеолитического фермента; слизь создаёт защитный барьер, не давая кислоте и ферментам переваривать и разрушать собственную слизистую.

2592

В складках слизистой могут задерживаться остатки недопереваренной пищи, особенно при недостаточно активной и неправильной моторике желудка. Поэтому слизистая нуждается в периодическом очищении и механической «встряске». Эти (и не только эти) задачи решаются с помощью процедуры вамана-дхаути.

Йогический вариант предусматривает промывание желудка водно-солевым раствором. Проводить процедуру нужно на пустой желудок. Предпочтительное время для выполнения – утро.

Для приготовления раствора следует взять 1 литр чистой тёплой воды. На литр воды добавляется 0,5 чайной ложки поваренной соли и 0,5 чайной ложки соды.

Приготовив раствор, мы выпиваем его по возможности в максимально короткие сроки (то есть почти залпом). После этого можно выполнить мягкий вариант агнисара-дхаути-крийи, после чего нужно наклониться над заранее приготовленным тазиком и вызвать у себя рвотный рефлекс, засунув два пальца в рот. Другой рукой можно мягко надваить на область желудка.

Эвакуацию выпитого раствора нужно производить в таз, чтобы можно было оценить количество и состав извлечённого.

Для проведения быстрого и лёгкого процесса рвоты нужно поискать наиболее «отзывчивую» зону в области глотки: надавить на корень языка, достать пальцами до дужек зева и задней стенки глотки.

С целью облегчения процесса можно также использовать рвотные настои. Чаще всего с этой целью применяется настой холодный солодки, который можно приготовить заранее с вечера, залив стаканом воды одну столовую ложку корня солодки. Утром его следует процедить и выпить сразу же после раствора. У определенной категории лиц это значительно облегчает и усиливает рвотный рефлекс.

Раз за разом вызывая рвоту, мы постепенно извлекаем из желудка выпитый раствор, стараясь достичь исходного объёма – то есть по возможности извлекаем всё выпитое. Не следует, однако, фанатично стремиться к максимальному результату – если развёрнутый рвотный рефлекс вызывается не слишком охотно, то на первых порах можно ограничиться достижением частичных результатов (скажем, добившись извлечения 600-800 мл раствора).

Читайте также:  Каловая рвота по латыни

При этом обязательно следует обратить внимание на состав выделенного: при первых опытах нередко можно увидеть грязноватые пенки и наслоения, которые находились на стенках желудка; это нормально. Если же мы видим розоватое окрашивание воды или сгустки крови, это говорит о имеющихся дефектах слизистой, эрозивных или язвенных её изменениях, из которых происходят микроскопические (а возможно, и довольно объёмные) выделения крови. При интенсивных воздействиях на слизистую возможно усиление имеющихся кровотечений. Поэтому при вышеупомянутых признаках следует в дальнейшем воздержаться от проведения процедуры вамана-дхаути, провести необходимые обследования и консультации со специалистами, провести лечение и после заживления дефектов слизистых возвращаться к вопросу о проведении процедуры.

Вамана-дхаути может проводиться периодически (допустим, раз в сезон или раз в месяц) или ежедневно курсами разной продолжительности. Однако следует помнить о том, что процедура не является сугубо очистительной техникой. Она оказывает воздействие на разные сферы организма и далеко не всем может быть полезна. Говоря иначе, эта очистительная практика по-разному подходит людям разных конституциональных типов.

Влияние на пищеварительную активность данной процедуры сводится к двум основным направлениям: стимуляция секреции желудочного сока и регуляция деятельности желчевыводящих путей.

Иссследования показывают, что практика вастра-дхаути (глотание бинта) стимулирует выработку пепсиногена, повышая уровень его метаболитов (уропепсина) в моче (Dr. P. V. Kalambelkar et al., 1969). Вамана-дхаути, по-видимому, обладает аналогичным действием, за счет активного механического воздействия на стенки желудка, стимулируя кровообращение и выработку активных переваривающих агентов (соляной кислоты и пепсиногена).

Усиление выработки соляной кислоты не будет благом для людей, склонных к гиперсекреции, развитию язвенной болезни и других повреждений слизистой желудка. Таким образом, данная процедура не подходит тем, у кого секреция активна, регуляция неустойчива, а внутренняя поверхность желудка слабо защищена (примером могут служить люди конституции Вата-Питта: избыток Питты можно отождествить со склонностью к избыточной секреции, избыток Ваты — с нестабильной регуляцией, а недостаток Капхи – с дефицитом защитного слизистого барьера).

Расстройство пищеварения может проявляться нарушением нормальной координации желчевыводящих путей, желчного пузыря и прилегающих к ним органов: двенадцатипёрстной кишки, желудка и поджелудочной железы. Все эти структуры связаны между собой в единый функциональный комплекс, участники которого взаимно регулируют деятельность друг друга с помощью нервных и гормональных местных воздействий. Нормальное их взаимодействие порой нарушается, что приводит, например, к забросу желчи в желудок и развитию так называемого рефлюкс-гастрита; другой пример дискоординации в данном системе – нарушение нормального тонуса желчевыводящих путей и застой в желчном пузыре.

Процедура вамана-дхаути во многих случаях помогает «перезагрузить» всю эту систему, восстановить нормальную моторику и взаимодействие желчевыводящих путей, кишечника, желудка, поджелудочной железы, соединяющих их протоков и сфинктеров.

Таким образом, в отношении пищеварения эффекты процедуры будут сводиться к стимуляции желудочной секреции, а также к регуляции моторики органов «верхнего этажа» пищеварительного тракта. Следовательно, данная процедура будет показана при недостаточной секреции желудочного сока и дискинезии желчного пузыря по гипотоническому типу.

Что касается влияния вамана-дхаути на дыхательную систему, то здесь оно касается состояний, связанных с чрезмерным накоплением слизи и нарушениями её своевременной эвакуации. В первую очередь это бронхиальная астма, а также хронический бронхит и чрезмерное скопление слизи в придаточных пазухах носа – то есть хронические синуситы.

Традиционное применение вамана-дхаути при бронхиальной астме в восточных медицинских системах может быть объяснено следующими обстоятельствами. Расположенные в продолговатом мозге центры, отвечающие за различные врожденные рефлексы – рвотный, кашлевой, дыхательный, а также ядра черепно-мозговых нервов (в первую очередь блуждающего), при возбуждении способны менять активность своих соседей. Насильственно возбуждая рвотный центр и приводя к его «разрядке» при выполнении процедуры, мы тем самым меняем активность расположенных рядом нейронов. По-видимому, вамана-дхаути обладает противовагусной активностью — то есть способностью снижать тонус блуждающего нерва. Последний стимулирует выделение слизи дыхательным эпителием, повышает тонус бронхов – то есть способствует комплексу явлений, имеющих место при бронхиальной астме. Поэтому вамана-дхаути способствует отхождению уже имеющейся слизи и нормализует процессы образования новой, приводит в равновесие тонус бронхиального дерева.

Вамана-дхаути имеет ряд противопоказаний к выполнению:

  • острые и обострения хронических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и т.д.; при наличии этих заболеваний процедура выполняется только в стадии ремиссии и по специальным показаниям);
  • цирроз печени (при этом состоянии варикозно расширяются вены пищевода, которые могут травмироваться во время рвоты, что вызовет серьёзнейшее кровотечение);
  • злокачественные опухоли любой локализации, доброкачественные опухоли пищеварительного тракта (опухоли обычно обильно кровоснабжаются, поэтому интенсивное механическое воздействие может спровоцировать кровотечение);
  • желчнокаменная болезнь (за счет желчегонного действия процедура может спровоцировать движение камня и желчную колику);
  • относительным противопоказанием является склонность к гиперсекреции желудка и язвенно-эрозивные поражения слизистой; в этих случаях следует применять специальные варианты ваманы с применением лекарственных растений (подробнее здесь);
  • наличие крови в рвотной воде при выполнении процедуры;
  • рефлюкс-гастрит (заброс желчи из двенадцатиперстной кишки в желудок; процедура вамана-дхаути будет закреплять этто патологический рефлекс);
  • кровотечения из желудочно-кишечного тракта в анамнезе;
  • беременность (многократные рвотные позывы повышают давление в брюшной полости, что нежелательно при беременности, поэтому целенаправленная рвотная практика не рекомендуется);

Интересно, что традиционные руководства по Аюрведе приводят список противопоказаний, практически идентичный вышеприведённому (который сформулирован с точки зрения западной медицины) – это еще раз подтверждает, что если медицинские системы основаны на логике и объективном наблюдении, то они не противоречат, а подтверждают друг друга.

В частности, согласно Шарнгадхара-самхите (3.3.6-8), выполнение рвотной терапии противопоказано страдающим такими состояниями, как гулма (класс опухолей брюшной полости), ударарога (группа состояний, сопровождающихся накоплением жидкости в брюшной полости, увеличением селезенки — что чаще всего имеет место при циррозе печени), удаварта (обратная перистальтика ЖКТ, в том числе рефлюкс-гастрит), урдхва-рактапитта (кровотечения из верхней половины туловища); вамана противопоказана также такой категории, как гарбхини – беременные (цитируется по переводу Игоря Тонояна-Беляева).

Использованная литература:

  1. P. V. Kalambelkar, ShriM.L. Gharote, DR. M. V. Bhole (Yoga-Mimamsa, July 1968 – January 1969

Источник