Как освобождать гортань при пении

Как освобождать гортань при пении thumbnail

Что такое “Голосовой (вокальный) зажим“? Вы наверняка слышали про это понятие, а, раз Вы зашли на этот урок, испытывали вокальный зажим на себе.

После пения голос “садится”, становится уставшим и более высоким, чем при обычном, разговорном голосе.

Почему возникает голосовой зажим?

Голосовой зажим – это, в большинстве случаев, зажим психологический. Казалось бы, при чем здесь психология?

Зажим идет из детства. Поначалу мама запрещала нам кричать и плакать в общественном месте при людях, потом мы сами себя начали сдерживать, например, когда нас чем-то обидят или нам больно, вместо того, чтобы закричать или заплакать, мы стискиваем зубы и молчим, чтобы лишний раз на нас не обращали внимания.

Почему возникает голосовой зажим?Почему возникает голосовой зажим?

Если Вы поете дома, то еще зажим может быть от того, что Вы боитесь петь громко: А вдруг, соседи за стенкой услышат? Или родители в другой комнате? И вы сдерживаете голос, чтобы он звучал, как можно тише. Знакомо ли Вам то, о чем я говорю?

Вокальный зажим очень мешает пению: устает горло в районе шеи, даже не устает, а болит, даже при непродолжительном пении. Голос получается некрасивым, несвободным, порой гнусавым. А высокие ноты вообще становятся писклявыми и непонятно какими.

Вообще опасно петь, если Вы имеете голосовой зажим. Потому как долго Вы так не пропоете. Голос сядет, высокие ноты Вы вообще не сможете брать. Также, в результате пения с зажимом Вы можете заработать узлы на связках, избавиться от которых можно только хирургическим путем. Но не стоит пугаться раньше времени, давайте лучше разберемся, как устранить голосовой зажим и петь свободным голосом ????

Как освободить голос?

Далее приведены некоторые упражнения и советы, которые помогут освободиться от голосового зажима.

1. Обязательно пойте на опоре (см. урок “Вокальная опора. Как самостоятельно поставить голос?”). Тем самым Вы уберете излишнее напряжение на горло, и все напряжение будет отдаваться опоре (диафрагме).

2. Так как зажим голоса – это больше психологический зажим, который происходит от того, что Вы стесняетесь петь, – загляните страху в лицо! Пригласите родителей или родственников, чтобы они послушали Ваше пение. Поначалу, возможно, Вам будет страшновато это сделать, но потом Вы почувствуете такое облегчение, что сами будете просить родителей, чтобы те послушали, как Вы поете. Вам это понравится, а зажим начнет проходить.

3. Пойте громко! Пойте так громко, как нужно, и не обращайте внимания на соседей. Но не переусердствуйте, всего должно быть в меру. Если Вы будете петь черезчур громко, то это может плохо отразиться на Вашем голосе. Опять же, не забывайте об опоре, чтобы эта “громкость” создавалась не горлом, а опорой. Должен напрягаться живот при пении, но никак не горло или шея.

4. Следите за кадыком. Вы, наверное, что, чем выше Вы поете, тем выше поднимается Ваш кадык? Если нет, то проследите за этим. А кадык как раз-таки подниматься не должен. Он должен оставаться на месте, быть неподвижным, допустимы только незначительные его движения.

5. Расслабляйте гортань. Для того, чтобы расслабить гортань и освободить голос – зевайте! В одном из уроков по вокалу я уже говорил об этом. Ведь действительно, это упражнение очень действенное, хоть и простое до ужаса.

Зевайте, чтобы расслабить гортаньЗевайте, чтобы расслабить гортань

Еще лучше, если Вы будете зевать, озвучивая это голосом вслух (то есть, озвучивайте выдох). Многие говорят, что это получается громко – так и должно быть.

6. Пойте так, как говорите. Еще одна причина голосового зажима состоит в том, что вокалист-новичок при пении пытается перестроить свой голос, сделать его отличным от обычного, разговорного. Пойте так, как говорите! Не нужно как-то пытаться изменять свой голос, когда поете. Кстати, именно этот факт помог мне преодолеть голосовой зажим. Я всегда пытался перестроить свой голос при пении, сделать его красивее, из-за этого кадык у меня сильно поднимался вверх, аж чуть ли до мозга не доставал) Но потом я прислушался к данному совету, который я нашел где-то в интернете, и стал петь таким голосом, каким обычно говорю. Просто делайте из своего обычного голоса – растяжные ноты.

Возьмите любое слово и говорите его на распев обычным голосом. Например: ТА-реэээл-ка. Растягивайте слог “ре”. Делайте это на той высоте, на которой Вам удобно. Поначалу делайте это на высоте обычного разговорного голоса. Потом пробуйте подниматься выше, но сохраняйте разговорный голос, не перестрайвайте его. Голос привыкнет, и потом любые песни Вы будете петь свободно, как говорят, “в речевой позиции”.

Бонус: Видео “Как не бояться соседей во время пения?”

Это еще не все! Напоследок я выложу видео одного педагога по вокалу – Василия Кашеварова, которое расскажет Вам о том, как перестать бояться соседей во время пения дома?

Заключение

Переходим на следующий урок, где мы с Вами подытожим все наши полученные знания из уроков и разберем такой вопрос: “Как заниматься вокалом дома?”.

Источник

Как освобождать гортань при пении

Гортань – очень важная часть голосового аппарата, необходимая для пения. Гортань при пении должна находиться в определенном положении. В каком? Давайте разберемся, а также узнаем, как расслабить гортань и какова вообще роль гортани при пении.

Что такое гортань?

Гортань – это один из участков дыхательной системы. Она соединяет глотку и трахею.

Что такое гортаньЧто такое гортань

Внутри гортани (в узкой ее части) находятся как раз голосовые связки.

Положение гортани

При пении необходимо следить за положение гортани, особенно, новичкам. Опытным певцам со стажем уже не нужно следить за ней, потому как у них уже автоматически гортань становится в нужном направлении.

Как следить за гортанью? Очень просто – нужно следить за положением кадыка (адамово яблоко). Мужчинам это делать проще, потому что кадык (он же гортань) у них выступает и видно, как он опускается или поднимается при пении (и даже в обычном разговоре). Женщинам, конечно, сложнее.

Что значить положение гортани?

  1. Низкое положение гортани. Попробуйте сейчас зевнуть, при этом положите пальцы на кадык (или просто смотрите в зеркало). Когда Вы будете зевать, заметите, что гортань (кадык) опускается. Это значит “низкое положение гортани”.
  2. Высокое положение гортани. Теперь также следите за гортанью, и при этом глотните. Вы заметите, как гортань поднимается. Это и есть “высокое положение гортани”.
Читайте также:  Хронический стеноз гортани что это такое

Многие преподаватели по вокалу утверждают, что правильное положение гортани при пении – низкое. Отсюда и возникает утверждение вокалистов, которое Вы, возможно, слышали, что пень нужно как бы “на зевке”.

Но существует много споров по этому поводу: кто-то говорит, что гортань должна быть максимально опущена, а кто-то утверждает, что ее не нужно опускать специально.

Одно мы знаем, что оперные певцы поют только при опущенной гортани. А также мы знаем, что оперные певцы – знатоки в своем деле.

Оперный певецПоложение гортани у оперного певца

Значит, правильное положение гортани при пении – опущенное? Да, так и есть. Но дело в том, что если при пении попытаться специально опускать гортань, то это вызовет в ней напряжение и неприятные ощущения, что не только не поможет пению, но может и навредить.

Но задираться вверх гортань не должна, это уж точно. Задирание гортани (кадыка) наверх часто происходит у новичков, особенно на высоких нотах (“Головной голос. Как петь высокие ноты?”). Попробуйте спеть какую-то очень высокую для себя ноту (скорее, Вы это сделаете на фальцете), при этом проследите за гортанью. Если Вы новичок, то, скорей всего, она у Вас поднимется. И это неправильно. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно научиться петь на поставленном голосе (опоре).

И не нужно думать о гортани во время пения. Когда Вы поставите голос на опору, а также найдете необходимое положение при пении – проблема с задиранием гортани пропадет сама собой. А если все время следить за гортанью, то можно наработать себе только зажимы – ничего хорошего.

Как расслабить гортань?

Частая проблема у новичков в области пения (да и не только у новичков) – это зажатая, не расслабленная гортань. Существуют некоторые упражнения для расслабления гортани.

  1. Зевок. Это очень простое упражнение и, в то же время, очень эффективное. Просто позевайте несколько раз перед пением или во время пения, и Вы почувствуете, как напряжение в гортани начинает спадать. Можете сопровождать выдох от зевка громким звуком – это поможет расслабить голос и убрать зажимы.
  2. Мычание. С закрытым ртом пропевайте звук “М” на любой удобной высоте. Гортань при этом расслабленна, не пытайтесь ее опустить или поднять. При таком расслабленном мычании у Вас может появиться щекотание в носу и в области передних зубов – это нормально, так и должно быть: значит, правильно работают резонаторы.
  3. Пойте так, как говорите. Чтобы не напрягать гортань при пении, попробуйте петь так, как говорите. В качестве упражнения возьмите любое слово, например, “тарелка”, и просто говорите это слово, при этом растягивая гласные звуки, типа так: та-реэээээээл-ка (об этом мы уже говорили в уроке “Голосовой зажим. Освобождение голоса”). Это нужно делать, конечно, расслабленно, на удобной Вам Высоте. Поймайте это ощущение расслабленности, а потом перенесите его на пение.

Заключение

Выполняйте советы и рекомендации из статьи, ищите ощущения расслабленности, запоминайте их – и вспоминайте при пении.

Пожалуйста, не насилуйте свою гортань и не пытайтесь излишне занизить гортань при пении. Когда Вы наберетесь опыта, а также научитесь петь на опоре, гортань сама встанет туда, куда ей надо (у каждого может встать по высоте по-разному, потому как у всех разный голос). Удачи!

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Источник

Гортань это место , где расположены ваши голосовые связки. Контроль гортани это ключ к хорошему вокалу. Хорошие певцы обычно могут контролировать свою гортань от подъема, когда берут высокие ноты. Если бы они не обладали этой техникой, они не могли бы пользоваться полным вокальным диапазоном.

Шаги

  1. 1

    Узнайте как работает ваш голос.

    • Пробовали ли вы когда-нибудь, сжимая отверстие воздушного шарика, выпускать из него воздух? Воздух, покидая шарик, издает свистящий шум, чем шире отверстие, тем тише и ниже становится шум. Это буквальное отображение того, как работают ваши голосовые связки. Ваши голосовые связки вибрируют, создавая звук, когда через них проходит воздух. Чем выше звук вы хотите издать, тем быстрее должны вибрировать связки.
    • Когда многие певцы пытаются взять высокую ноту, их внешние мышцы шеи будут напрягаться, вызывая срывы, надломы и напряжение в голосе, что у многих вызывает ошибочное суждение, что они не способны петь. Но эта проблема решаема. Петь могут ВСЕ. Если вы способны говорить, значит, сможете и петь, вам просто нужно понять, как работают ваши мышцы. Когда мышцы вокруг гортани напрягаются, гортань поднимается к уровню нижний челюсти, и вам кажется, что это предел вашего диапазона, да и не очень-то комфортно петь с ощущением «комка в горле». Конечно, некоторые певцы способны подниматься выше, используя фальцет. (Когда через голосовые связки пропускается больше воздуха, придавая звуку слегка пищащий оттенок) [Кэти Перри отличный пример певицы использующей фальцет в своем вокале]
    • Гортань поднимается в результате напряжения, которое вызвано вашим ожиданием, что ноту взять не удастся. Состояние ума – огромная часть правильного вокала, расслабленное состояние и уверенность в своих возможностях предотвратит вас от напряжения и беспокойства о приближающейся важной ноте. Так что, прежде всего, будьте спокойны, каждый может контролировать гортань при должной практике.
    • Гортань также может подниматься, если вы «давите». Это касается певцов, которые пытаются усилить звучание верхнего и среднего вольных регистров за счет давление из груди, именно в верхнем регистре самые неопытные вокалисты обычно срываются или давят.
  2. 2

    Чтоб избежать давления на голос, работайте над вокальными регистрами, применяя различные ‘инструменты ‘. ‘Развязный’ тон стянет связки ближе друг к другу, позволяя брать высокие ноты без излишнего давления. (Вспомните Джесси Джей или Ники Минаж) Это одна из техник, которая позволит вам достигать более высоких нот, не поднимая гортань и не переходя на фальцет.

  3. 3

    Попробуйте спеть на зевке. Вспомните оперных певцов. Когда вы так поете, гортань опускается вниз, что позволяет петь выше без излишнего давления. Отличный способ почувствовать, как петь без напряжения.

    • Эти методы не часто используются непосредственно на выступлениях. Но их использование во время тренировок с гаммами позволит вам поймать ощущение пения с опущенной гортанью. Однако, нет правил запрещающих вам использовать эти методы в вашем вокале, как это делали многие певцы.
  4. 4

    Если у вас постоянные проблемы с гортанью, возможно, вам стоит обратиться в одну из школ пения, которые имеют специальные методики работы с гортанью, например ‘SLS’ или ‘Singing success’

  5. 5

    Работа с гортанью это важная составляющая вашего вокала, которую надо освоить, однако, она не единственная. Другие техники могут изменять звук вашего вокала по вашему предпочтению. (резонанс и дикция)

  6. 6

    Если у вас маленький диапазон, и вы испытываете трудности с его расширением, попробуйте позаниматься с преподавателем. Но не бросайте пение. В мире миллионы вокалистов различного типа начиная от Паваротти до Джона Леннона, Мадонны и Элвиса. Если б кто-то из них решил бы бросить пение из-за того, что не звучал, как остальные разве мы б не скучали по кому-то из них. Если вы способны говорить, значит, способны петь, если способны петь, значит, способны улучшать свой вокал.

  7. 7

    Продолжайте петь, развивайте свой голос и свой собственный стиль, и получайте удовольствие.

  8. 8

    Музыка это карьера позволяющая радость! Не лишайте себя этой радости, волнуясь о своем вокале.

    • Помните, ПЕТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ, если вкладывать в это все старания.

Предупреждения

  • Если чувствуете боль при пении, используя вышеуказанные упражнения, немедленно остановитесь.
  • Не забывайте! Пойте аккуратно, не кричите.
  • Излишнее давление на связки – главная причина болезней голоса.
  • Воспользуйтесь услугами учителя по вокалу, чтоб они оценили ваш вокал.

Что вам понадобится

  • Умение говорить. Если можете говорить, сможете и петь.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 10 703 раза.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Привет, это Жанна Серопян! ????????

Сегодня расскажу, как избавиться от зажимов в шее и голосовых связках с помощью изометрических упражнений. Они помогают многим профессиональным певцам и ораторам снимать спазмы и расслаблять голосовой аппарат.

Также я покажу, как с помощью разогревающего массажа снять охриплость и усталость связок.

Все эти методы подойдут педагогам, дикторам, вокалистам и всем тем, кому приходится по роду профессии много говорить (или петь).

Изометрическая релаксация

Этот комплекс упражнений рекомендует делать врач-ортопед Игорь Евграфович Костюк. Я опробовала релаксацию не себе и своих учениках — эффект отличный. Напряжение с области шеи снимается за один сеанс.

Разумеется, это не панацея: чтобы не накапливать зажимы надо уметь петь профессионально – на опоре.

Если же вы поете на связках, то они всегда будут перенапрягаться и зажиматься.

???? Чтобы понять, есть ли у вас зажимы или нет – приходите на пробный онлайн-урок >>>

Упражнение № 1

Используется для расслабления мышц шеи с боковой стороны. Наклоняем голову вбок и рукой держим голову.

Упражнение можно делать в любом месте: на работе, дома или в пути.

Стараемся расслабить шею. Спина прямая. Голова отклонена к плечу. Пытаемся поднять голову, но удерживайте ее рукой (примерно 5-10 секунд).

Вы должны почувствовать приятную боль в боковых мышцах шеи.

Можно повторить упражнение 3 раза с каждой стороны.

Упражнение № 2

Положите руки за голову. Держите спину прямо, головой попытайтесь достать грудь. Напрягите мышцы шеи, сопротивляясь рукам. Руки должны удерживать голову.

Длительность упражнения: 10 секунд. Можно повторить его 2-3 раза с перерывами в 10-20 секунд.

Упражнение № 3

Чтобы расслабить передний отдел шеи и грудной клетки, можно выполнить упражнение № 2 в обратном порядке.

Выпрямите спину и наклоните голову назад, пытаясь затылком достать задний отдел шеи. Зафиксируйте подбородок кулаками. Старайтесь наклонить голову вперед, а руками мешайте себе. Упражнение выполняется 10 секунд по 2-3 раза.

Упражнение № 4

Чтобы расслабить передний и боковой отделы шеи, нужно вытянуть подбородок вперед и постараться достать до подмышки. Руки, как и в упражнении № 2, противодействуют голове на затылке, только теперь голова наклонена вбок.

Упражнение № 5

Теперь разомнем лестничные мышцы. Если они зажаты, у нас могут неметь руки и проявляться компрессионный синдром. Для расслабления этих мышц нужно положить ладонь одной руки на плечо, а подбородком попытаться достать до второго плеча.

Далее нужно давить на это плечо подбородком, а рукой — сопротивляться давлению. Делаем упражнения как всегда 10 секунд, и 20 — расслабляемся. Повторяем 2-3 раза.

Массаж

Возьмите иланг-иланговое масло, нанесите на руки и разотрите. После этого нанесите его на шею со всех сторон движениями вверх. Можно приступать к массажу.

Разогрейте руки трением вот так ????. После этого поочередно тяните руки от низа шеи к подбородку.

Аналогично повторяем движения для задней части шеи.

Можно поочередно делать массаж ладонями, пальцами и ребрами ладоней.

После этого можете аккуратными движениями массажировать трахею.

В конце комплекса обязательно затроньте верхнюю часть грудной клетки.

Эффект хорошего сна.

Отличной работе связок способствует не только релаксация и массаж, но и такие обычные вещи, как здоровый сон. Спать нужно на ровной поверхности, под голову лучше класть ортопедическую подушку. Можно положить под колени валик.

В такой позе ваши мышцы и бедра во сне будут расслаблены.

За столом нужно сидеть правильно: высота стула должна соответствовать вашим пропорциям и росту. Ноги в положении сидя должны составлять прямой угол. Крышка стола — на уровне локтей.

Кстати, все эти техники – отличная разминка перед пением. Чтобы начать улучшать голос – ждем вас на пробном онлайн-уроке в нашей школе «Петь Легко» >>>

========================

Наши лучшие статьи:

ТОП-5 певцов с нетрадиционной… ориентацией

Как пение влияет на иммунитет и настроение

Источник

Голос – инструмент капризный, и в холодную, промозглую погоду его легко могут доконать сырость, стрессы, простуды и неправильное питание. Как вернуть утраченный голос?

Почему теряют голос

Обычно пропажа голоса, или дисфония, обнаруживается утром. У проблемы может быть множество причин и требуется время на их решение. Главный виновник – воспаление слизистой оболочки гортани, или ларингит. Голосовые связки увеличиваются в объеме и звук пропадает или теряет в качестве. Дойти до такой жизни можно разными путями.

В образовании звука участвуют все органы системы «ухо-горло-нос», и если здесь что-то не ладится, с голосом будут проблемы. Во время простуды, ангины, тонзиллита или бронхита слизистая гортани отекает и пересушивается. Типичное следствие – потеря голоса.

Крик или долгий разговор, особенно на повышенных тонах, приводят к перенапряжению и травмам голосовых связок. Осенью эффект усиливается за счет погоды (связкам вредны ветер и сырость) и начало отопительного сезона (голос негативно реагирует на пересушенный воздух).

В зоне риска все, кто работает голосом: адвокаты, воспитатели детских садов, лекторы. Отдельный разговор об учителях – они говорят и много, и громко (по статистике на 3 децибела выше нормы). Очень рискуют певцы – у них на связках в результате постоянных нагрузок образуются настоящие трудовые мозоли, так называемые «узелки певца».Такие же узелки украшают связки и простых любителей поорать – фониатры называют их «узелки крикуна». Но как ни назови, результат один – несмыкание связок и осиплость.

К потере голоса могут привести стрессы и потрясения. Вспомните фразы вроде «от волнения голос сел» или «онемел от возмущения»…

Курильщики – частые жертвы ларингита, у них он протекает в хронической форме. Никотин снижает эластичность связок, награждая любителей табака характерным «прокуренным» тембром. 

Микрочастички пыли оседают на связках и гортани, мешая им нормально работать. Так что голос можно потерять в процессе ремонта или большой уборки. Причиной становятся и открытые окна в квартире, выходящие на загруженную автостраду.

Газировка, сухарики и семечки раздражают слизистую горла и тоже портят голос. Кроме того, повредить связкам могут слишком горячая или слишком холодная еда, специи, крепкий алкоголь и даже кофе – он пересушивает гортань.

Программа восстановления голоса

Разобравшись с причинами, можно приступать к восстановлению голоса. В зависимости от тяжести симптомов она может занять от суток до 2 недель.

Что пить для восстановления голоса

Очень важно больше пить – голосу вообще вреден недостаток жидкости. Подойдут тёплые морсы, компоты, травяные чаи. Очень помогает тёплое молоко с медом и сливочным маслом (по 1 столовой ложке на стакан).

Быстро возвращает голос настой хрена. Возьмите пару сантиметров корня, измельчите, залейте стаканом кипятка и дайте настояться. Затем процедите, добавьте немного сахара и каждый час принимайте по столовой ложке.

Еще один рецепт – смешать тёплое молоко с морковным соком в равных долях, добавить мёд и пить понемногу в течение дня.

Хорошо влияет на связки пиво – если голоса нет, а нужно быстро вернуть себе способность говорить, выпейте стакан подогретого напитка.

Есть адепты коньяка, считающие, что 50 г моментально приводят связки в тонус. Однако эффект будет недолгим – после рюмки вы обретете способность говорить максимум минут на 40. 

Что есть для восстановления голоса

Во время болезни связки похожи на струны расстроенной скрипки, и чтобы привести их в тонус, нужна легкая белковая еда: мясо птицы, куриные бульоны, йогурты.

Ешьте лимоны, апельсины, клюкву и смородину, квашеную капусту – в них много витамина С, необходимого при простуде. Помогают также лук и чеснок за счет высокого содержания «убийц микробов» фитонцидов. Чтобы «смазать» связки, можно съесть кусочек хлеба со сливочным или растительным маслом.

Чем полоскать горло и с чем делать ингаляции для восстановления голоса

Следующий пункт нашей программы – полоскания. Только не содой! Она пересушивает слизистую. Оптимальны травяные сборы со зверобоем, аптечной ромашкой, календулой и шалфеем. Эффективны полоскания настоем из луковой шелухи и соком картофеля.

Те же травяные сборы подойдут для ингаляций. И не забудьте бабушкин способ – подышать над картошкой, сваренной в мундире. Но пар не должен обжигать!

Ещё 5 советов по восстановлению голоса

Молчите

Больше спите и меньше говорите – ваш голос сейчас нуждается в отдыхе. Если говорить все же приходится, то не шепчите (шепот очень вреден для связок), а старайтесь говорить тихо, низким грудным голосом, чтобы минимизировать нагрузку на голосовой аппарат.

Увлажняйте воздух

Создайте себе нормальные условия для жизни – купите увлажнитель воздуха (для голоса идеальная влажность – 60%).

Не курите

Что тут скажешь, кроме как «бросай курить, вставай на лыжи»! Никотина в жизни быть не должно. Причем завязать нужно не только с сигаретами, но и с кальяном.

Лечите нервы

Если причина потери голоса психологическая, нужно учиться расслабляться. Как вариант – заняться йогой, больше гулять и обратиться к психологу.

Пейте гоголь-моголь!

Самый знаменитый рецепт борьбы с простудой и хрипотой – гоголь-моголь. В его основе взбитые желтки с сахаром, в которые добавляют молоко, иногда ром или коньяк, пряности. Существует масса вариаций этого напитка, один из самых популярных – медовый. Для его приготовления взбейте желток, влейте 2 стакана тёплого молока, добавьте четверть стакана меда и немного апельсинового сока, затем белок, взбитый со столовой ложкой сахара. Принимайте натощак.

Если проблемы с голосом не проходят через неделю, заканчивайте с самолечением и идти к отоларингологу!

Певцы трепетнее остальных относятся к своему голосу – от него зависит если не жизнь, то карьера. Поэтому у них существует множество рецептов, помогающих вернуть голос.

Федор Шаляпин, рассказывают, лечился смесью коньяка, лимонного сока, яйца и мёда, взятых в равных количествах.
Людмиле Зыкиной голос помог вернуть другой рецепт. 50 г анисовых зерен заливаются 400 мл воды, смесь кипятится на умеренном огне 10 минут. Затем ее нужно процедить, добавить 50 г меда и 50 мл коньяка и принимать по 1 ст. л. каждый час.
Ольга Арефьева закапывает в горло тыквенное масло на выдохе и советует пить горячее молоко с боржоми в пропорции 1:1.
Марина Хлебникова верит в целебную мощь персикового масла, делает ингаляции с травами, в первую очередь со зверобоем и душицей, дающими противомикробный эффект и приводящими голосовые связки в тонус.
Олег Газманов, когда у него пропал голос, уехал к морю, жил там месяц в полном молчании и полоскал горло морской водой.

Источник