Как опустить гортань в пении

Гортань это место , где расположены ваши голосовые связки. Контроль гортани это ключ к хорошему вокалу. Хорошие певцы обычно могут контролировать свою гортань от подъема, когда берут высокие ноты. Если бы они не обладали этой техникой, они не могли бы пользоваться полным вокальным диапазоном.

Шаги

  1. 1

    Узнайте как работает ваш голос.

    • Пробовали ли вы когда-нибудь, сжимая отверстие воздушного шарика, выпускать из него воздух? Воздух, покидая шарик, издает свистящий шум, чем шире отверстие, тем тише и ниже становится шум. Это буквальное отображение того, как работают ваши голосовые связки. Ваши голосовые связки вибрируют, создавая звук, когда через них проходит воздух. Чем выше звук вы хотите издать, тем быстрее должны вибрировать связки.
    • Когда многие певцы пытаются взять высокую ноту, их внешние мышцы шеи будут напрягаться, вызывая срывы, надломы и напряжение в голосе, что у многих вызывает ошибочное суждение, что они не способны петь. Но эта проблема решаема. Петь могут ВСЕ. Если вы способны говорить, значит, сможете и петь, вам просто нужно понять, как работают ваши мышцы. Когда мышцы вокруг гортани напрягаются, гортань поднимается к уровню нижний челюсти, и вам кажется, что это предел вашего диапазона, да и не очень-то комфортно петь с ощущением «комка в горле». Конечно, некоторые певцы способны подниматься выше, используя фальцет. (Когда через голосовые связки пропускается больше воздуха, придавая звуку слегка пищащий оттенок) [Кэти Перри отличный пример певицы использующей фальцет в своем вокале]
    • Гортань поднимается в результате напряжения, которое вызвано вашим ожиданием, что ноту взять не удастся. Состояние ума – огромная часть правильного вокала, расслабленное состояние и уверенность в своих возможностях предотвратит вас от напряжения и беспокойства о приближающейся важной ноте. Так что, прежде всего, будьте спокойны, каждый может контролировать гортань при должной практике.
    • Гортань также может подниматься, если вы «давите». Это касается певцов, которые пытаются усилить звучание верхнего и среднего вольных регистров за счет давление из груди, именно в верхнем регистре самые неопытные вокалисты обычно срываются или давят.
  2. 2

    Чтоб избежать давления на голос, работайте над вокальными регистрами, применяя различные ‘инструменты ‘. ‘Развязный’ тон стянет связки ближе друг к другу, позволяя брать высокие ноты без излишнего давления. (Вспомните Джесси Джей или Ники Минаж) Это одна из техник, которая позволит вам достигать более высоких нот, не поднимая гортань и не переходя на фальцет.

  3. 3

    Попробуйте спеть на зевке. Вспомните оперных певцов. Когда вы так поете, гортань опускается вниз, что позволяет петь выше без излишнего давления. Отличный способ почувствовать, как петь без напряжения.

    • Эти методы не часто используются непосредственно на выступлениях. Но их использование во время тренировок с гаммами позволит вам поймать ощущение пения с опущенной гортанью. Однако, нет правил запрещающих вам использовать эти методы в вашем вокале, как это делали многие певцы.
  4. 4

    Если у вас постоянные проблемы с гортанью, возможно, вам стоит обратиться в одну из школ пения, которые имеют специальные методики работы с гортанью, например ‘SLS’ или ‘Singing success’

  5. 5

    Работа с гортанью это важная составляющая вашего вокала, которую надо освоить, однако, она не единственная. Другие техники могут изменять звук вашего вокала по вашему предпочтению. (резонанс и дикция)

  6. 6

    Если у вас маленький диапазон, и вы испытываете трудности с его расширением, попробуйте позаниматься с преподавателем. Но не бросайте пение. В мире миллионы вокалистов различного типа начиная от Паваротти до Джона Леннона, Мадонны и Элвиса. Если б кто-то из них решил бы бросить пение из-за того, что не звучал, как остальные разве мы б не скучали по кому-то из них. Если вы способны говорить, значит, способны петь, если способны петь, значит, способны улучшать свой вокал.

  7. 7

    Продолжайте петь, развивайте свой голос и свой собственный стиль, и получайте удовольствие.

  8. 8

    Музыка это карьера позволяющая радость! Не лишайте себя этой радости, волнуясь о своем вокале.

    • Помните, ПЕТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ, если вкладывать в это все старания.

Предупреждения

  • Если чувствуете боль при пении, используя вышеуказанные упражнения, немедленно остановитесь.
  • Не забывайте! Пойте аккуратно, не кричите.
  • Излишнее давление на связки – главная причина болезней голоса.
  • Воспользуйтесь услугами учителя по вокалу, чтоб они оценили ваш вокал.

Что вам понадобится

  • Умение говорить. Если можете говорить, сможете и петь.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 10 833 раза.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Со школьной скамьи всем известно, что человеческая гортань является важным дыхательным, разговорным и певческим органом. Надо сказать, немало для такого небольшого «инструмента», не правда ли? Ценить бы, уважать и жаловать, ан нет, этот орган является воистину самой подневольной частью вокального механизма. Даже диафрагма, которой командуют все, кому не лень, «отдыхает».

Так, первое наставление, которое ультимативно дает вокальный педагог, звучит «Проверяй гортань! Следи за тем, чтобы она не поднималась! Гортань должна….»

«Да ничего она никому не должна», – хочется ответить.

Чуть ли не от каждого третьего вокалиста в письме, на форуме или при личной встрече, слышу: «Мне кажется, что при выполнении этого упражнения у меня немного гортань вверх поднимается», «Какие упражнения есть для того, чтобы удерживать гортань от подъема?», «Но если я делаю так, то у меня гортань поднимается!». Этот список можно продолжить до бесконечности, и только он вполне мог бы занять место всей статьи. При этом на встречный вопрос: «А почему вы думаете, что гортань поднимается? Она вам как-то мешает?», ответы чаще всего следуют: «Нет, не мешает, просто в зеркале видела», «Нет, мне удобно, но она же не должна подниматься!», «Петь мне легко, но я вижу, что кадык ползет вверх, а так быть не должно».

Остается только восхищаться законопослушностью граждан-вокалистов, безропотно выполняющих постулаты, история возникновения которых вновь уводит в мир академического вокала, да и то ТОЛЬКО РОССИЙСКОГО. Думаю, если бы все так исправно выполняли законы и гражданские обязанности, мы были бы самым правовым и цивилизованным государством в мире!

А еще интересно, почему никого не заботит, что она опускается? Кто-то решил, что (как у Маяковского) «если вниз, то хорошо, если вверх, то плохо»? Конечно решил, и уже давно, и этот «кто-то» – все тот же академический вокал.

А что же тогда делает гортань во время нашей обычной жизни, когда мы произносим разные гласные, шепчем на ухо, орем на бойфренда, визжим, потому что мышь пробежала? Она также остается неподвижной? А зачем тогда вообще природа сделала ее подвижной, а не прикрепила намертво к позвоночнику или трахее, чтоб лишних забот не было?

*****

Все дело в том, что движение гортани в речи и вокале выполняет 2 основные функции:

Первая – помогает передвигаться по диапазону, то есть производить высокие и низкие звуки, не обязательно вокальные, для чего гортань наделена и специальными мышцами, отвечающими за ее движение вверх и вниз.

Вторая – помогает изменять тембр голоса, сокращая или удлинняя глоточный резонатор, а также выполнять различные трюки и вокальные приемы, начиная от мелизмов (украшений классической оперы), вибрато и заканчивая runs и riffs соул репертуара.

Сами подумайте, можно ли сначала выработать стойкий аттрактор (приобретенный рефлекс) и «зацементировать» гортань, а потом быстро освободиться от этой привычки, «расшевелить» гортань и запеть соул или Арию Царицы ночи?

*****

Движения гортани, если вокалист ее специально не форсирует, весьма ограничены. Она не способна сама по себе взлетать вверх и погружаться вниз. Гортань во многом напоминает автоматическую коробку передач в автомобиле: ее стартовое положение соответствует нейтралке, а по мере увеличения или снижения высоты звука переключается и «рычажок» в виде окружающих ее наружных мышц.

Причем это переключение происходит постепенно, никогда не прыгая сразу со 2 «скорости» на 5. Приходило ли вам когда-нибудь в голову, управляя автомобилем не менять передачи, зафиксировав рычаг переключения скоростей? А тронуться на нейтралке?

Есть у гортани даже, своего рода, «задний ход» в виде наклона хрящей, из которых она состоит. Ее вертикальное движение вверх-вниз благоприятствует и наклону этих хрящей (щитовидного и перстневидного), активно участвующих в фонации.

Чтобы значительно изменить положение гортани надо очень постараться! Так, во время профессионального тренинга, вокалисту предлагается поговорить голосом героя мультфильма или 3-х летнего ребенка, чтобы поднять ее вверх, и голосом великана-людоеда, чтобы опустить. И не всем это сразу удается. Это говорит о том, что природа сама предусмотрела ее естественные и незначительные движения по вертикали, пределы которых она (гортань) по своей воле не переступит.

*****

Итак, гортань может подниматься и опускаться в соответствии с более высокими и более низкими нотами нашего диапазона.

Варьирование ее высоты влияет на длину и объем глотки, изменяя тем самым пространство резонатора и создавая идеальные условия для более низких или высоких частот. Внешние мышцы гортани, таким образом, помогают и изменению положения хрящей гортани (щитовидному и перстневидному), позволяя получать необходимые модификации для достижения экстремальных пределов нашего диапазона. Изменение длины вокального тракта при помощи движения гортани создает широкий спектр тембровых красок:

низкая гортань (более длинный вокальный тракт) для более приглушенных и глубоких тонов:

высокая (более короткий вокальный тракт) – для более светлых, блестящих и для лучшей проекции звука:

Кроме того, пониженная гортань характерна для академического вокала, высокая – для тванга и бэлтинга.

Средняя гортань характерна для речевого звука, которому учит троица Riggs, Manning, Nemitz, чем, в частности, и объясняется их борьба за фиксированную гортань.

Правда, справедливости ради, стоит добавить, что в основу метода SLS, представителями которого они являются, положена длительная исполнительская и педагогическая практика, а не научные исследования. Такая практика вырабатывает определенные ощущения, правильные и даже действенные, но с часто далекими от истинного положения вещей объяснениями. Этим и объясняется тот факт, что процент успешных учеников-инструменталистов гораздо выше, чем учеников-вокалистов, так как в первом случае преподаватель хотя бы точно видит, что ученик и как делает, и дает последнему четкий совет.

Вокальный же педагог объясняет ощущениями, и в случае неудачи, когда студент не может их перенять, делает выводы о трудной обучаемости своего подопечного. В случае же успешного функционирования «метода» забирает себе все «лавры». Это все равно что играть в лотерею: попал – не попал. Да и талантливый ученик часто, слушая педагога, инстинктивно делает совсем не то, что ему велят, а результат получает такой, что педагог искренне верит, что сработали его указания.

*****

В нашем случае фиксированная гортань – это всего лишь ощущение, и, говоря о ней, Seth Riggs & C° не думают, что многие российские студенты бросятся со всех ног к зеркалу и будут контролировать, куда уехал их кадык. (Хотя бы потому, что большинство американских и западно-европейских студентов превосходят российских в пофигизме).

Вот как объясняет данный случай Мастер CCI по Италии Алехандро Саорин: «Некоторые известные вокальные тренеры советуют держать гортань неподвижной. Это не соответствует истине. На самом деле в результате анкеровки головы и шеи, дающей стабильность внешних мышц гортани и расширяющей глоточное пространство, возникает ощущение, что гортань не движется. Тем не менее она движется, и лишь анкеровка шеи дает ощущение стабильности».

Анкеровка головы и шеи освобождает пространство для гортани, чтобы позволить ей свободно двигаться (облегчает движение внутреннему «стержню»). Например, если вы когда-то в детстве пробовали кружиться, ухватившись рукой за шест, или же кружить ребенка вокруг себя на вытянутых руках, то могли заметить, что чем неподвижней основа (шест, вы сами), тем свободнее и лучше получается кружиться вокруг шеста, или кружить ребенка вокруг себя. Таким образом, анкеровка шеи дает бОльшую свободу и подвижность гортани. А подвижность для того же пения runs, riffs, да и для вибрато ох, как нужна!

О том же пишет и представительница научного метода «Complete Vocal Technique» Cathrine Sadolin: «Положение гортани имеет принципиальное значение для высоты ноты. Гортань поднимается на высоких нотах и опускается на низких. По мере того, как вы поднимаетесь наверх к высоким нотам, необходимо ВСЕГДА (это не я выделила – прим. авт.) приподнимать гортань. Это относится к любому музыкальному стилю. В какой мере поднимется гортань зависит от тембра, который мы хотим получить. Если хотим звонкий «светлый» тембр (часто употребляемый в поп музыке), гортань поднимается выше («поднятая гортань»). Если хотим получить глубокий «темный» тембр (типичный для оперного пения), то опускаем гортань («опущенная гортань»). Но в любом случае гортань поднимается с увеличением тональной высоты. Обычно возникают трудности во взятии высоких нот у тех, у кого не получается достаточно поднять гортань».

Единственно, что оговаривает Sadolin, что прежде, чем пробовать менять положение гортани ради изменения тембра или вокальности (sob, twang или belting), необходимо достичь свободного владения голосом на всем диапазоне: от низких нот до верхних. Но и для этого движения гортани необходимы, просто менее выраженные по сравнению с теми, которые требуются для тембровых изменений.

*****

Jo Estill, пишет: «Иногда вокалист удерживает свою гортань в низком положении с такой уверенностью и силой, что уничтожает весь свой верхний диапазон. Это случается потому, что гортань должна подниматься, чтобы производить высокие ноты».

Тогда отчего же возникает столь неприятное явление, как «кикс» голоса? Ведь, когда голос предательски дает «петуха», то преподаватель неизменно говорит: «О, гортань подскочила!»

Проведем небольшой эксперимент. Положите руку на «адамово яблоко» (кадык или то место, где у женщин он еле заметен), возьмите наиудобнейшую для вас ноту сначала полным голосом, а потом фальцетным (то есть напустив туда воздуха, как шепчут наши эстрадные дивы) и посмотрите, что случится… Гортань подскочила? Или что-то внутри гортани? Тогда что?

А этот вокалист неужели умудряется так быстро двигать гортань вверх-вниз? Это ж, как сказал один из героев культовой российской комедии, настоящие скАчки!

*****

Внутри гортани, как известно, находятся голосовые связки, или голосовые «струны», как их называет иноземная терминология (vocal cords, corde vocali). Одним концом они прикрепляются к внутренней поверхности щитовидного хряща, а другим к этаким «струнодержателям», называемым черпаловидными хрящами.

Но если струнодержатель (или бридж) музыкального инструмента фиксирован, то иначе обстоит дело с хрящами, способными совершать различные движения: скольжение, вращение, наклон, влияя на смыкание-размыкание и массу голосовых связок.

А теперь предположим, что струнодержатель на гитаре неожиданно повысился, например, какой-то, мягко говоря, шутник засунул под струны, в месте его крепления, деревяшку. В таком случае струны, изменив по отношению к грифу угол своего расположения с одной стороны, неминуемо натянутся несвойственным им образом.

Примерно то же происходит и с человеческими «струнодержателями» с той лишь разницей, что помимо механических воздействий на них оказывает влияние и главная движущая сила фонации – воздух.

При внезапном усилении подсвязочного давления (резком и обильном выдохе) уровень голосовых связок сзади поднимается из-за заднего вращения черпаловидных хрящей, которые поднимают голосовые отростки и задние концы мышечно-мембранной части голосовых связок. Голосовые связки резко натягиваются под непривычным углом – и получается фальцет. А потом снова поворачиваются вперед, опуская голосовые отростки и возвращая голосовые связки в их обычное состояние. В результате резкого изменения геометрии связок возникает эффект «кикса» или «петуха».

Хотя научные поиски в области данного явления еще не закончены, но основные три причины подобного «скачка» черпаловидных хрящей установить удалось: помимо вышеописанного явления, а именно слишком сильной подачи воздуха другими являются:

– именно фиксация гортани в непривычном для нее положении: этакий эффект лифта, который резко остановился а люди вверх подпрыгнули или, наоборот, вжались в пол;

– неумение совершать действия, способствующие плавному удлинению голосовых связок;

– отсутствие анкеровки, придающей стабильность внешней структуре и расширяющей пространство вокруг гортани, тем самым способствуя мобильности гортани и ее хрящей;

С механической точки зрения такое явление напоминает слетание цепи на велосипеде: крутанул педали назад, поменял резко переключатель скорости… и привет!

*****

Так что, дорогие вокалисты, работать надо в этих направлениях, а не отслеживать передвижения бедного кадыка в зеркало.

Хотя, во многих музыкальных стилях такой прием быстрого изменения состояния смыкания голосовых связок (yodeling) применяется и специально: помимо уже обозначенной выше тирольской народной музыки, в музыке soul, в русских траурных песнях (где «слом» голоса служит для выражения душевной боли), в цыганских песнях.

Так что если ваша вокальная техника достигла совершенства, не позволяя «кукарекать» в неугодных вам случаях, можете взять на вооружение этот эффектный прием.

Природа, как известно, не ошибается, и споры с ней, в виде разворачивания рек, посадок кукурузы на целине, управления диафрагмой и обездвиживания гортани приводят не к хорошим результатам, а к прямо противоположным. Поэтому, не мучайте многострадальный орган, а позвольте ему спокойно выполнять свою естественную функцию!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Источник

Глава I

О ПОЛОЖЕНИИ ГОРТАНИ

Большинство преподавателей прошлого и настоящего времени согласно, что во время пения гортань надо держать низко. На основании обозрения литературы этого вопроса проф. Заседателев в своей книге «Научные основы постановки голоса» делает следующий совершенно правильный вывод: «Остается остановиться на индифферентном низком положении гортани, удерживаемом без всякого напряжения».

В пользу такою положения гортани говорят высказанные уже не раз разными авторами соображения анатомического характера. Прежде всего, в высоком положении, находясь близко ко дну ротовой полости, гортань стеснена сверху обильной и мощной мускулатурой, расположенной между ветвями нижней челюсти, а сзади выступающими вперед верхними шейными позвонками. В низком же положении гортань помещается в широком промежутке, между обеими грудинно-ключично-сосцевидными мышцами (m. sterno-kleido mаstoideus), имея спереди слабо натянутую и тонкую кожу середины шеи, а позади отклоняющиеся назад шейные позвонки. Весьма интересно и ценно приводимое проф. Заседателевым мнение врача Геллата, что при опускании гортани увеличивается полость глотки, а с ней — «сила и объем голоса». Есть еще анатомо-физиологические соображения в пользу низкого держания гортани во время фонации, принадлежащие автору данной брошюры, о которых будет сказано в главе II.

О том, что гортань надо держать низко, говорят и пишут весьма многие. Но о том, как и чем это сделать, определенно не писал еще никто. В работе проф. Заседателева и Музехольда весьма обстоятельно описана та мускулатура, которая поднимает гортань и укрепляет ее в высоком положении. У Музехольда есть рисунок, изображающий мускулатуру дна полости рта, находящуюся выше подъязычной кости. Здесь нет ни одного мускула, которым можно было бы опустить гортань. Наоборот, все они, придя в деятельное состояние, неизбежно фиксируют гортань в высоком положении. Особенно в этом отношении велико влияние сокращения подъязычно-подбородочного мускула (m genio-hyoideus, рис. 1).

В анатомическом описании, данном проф. Заседателевым в главе о гортани, мы находим краткое упоминание о мышце щито-грудинной, которая опускает гортань.

Упоминание об этой мышце весьма ценно само по себе, но использовать этот мускул сознательно, по желанию поющего не легко, так как у него нет показателя для приведения в действие этого скрытого в шее мускула.

Есть, однако, еще один, не упоминаемый ни проф Заседателевым, ни Музехольдом (не говоря уже об авторах прежнего времени), мускул: подъязычно-грудинный (m. sterno-hyoideus), парный, концы которого прикреплены к средней части подъязычной кости, а нижние к грудине, тянущей подъязычную кость вниз (рис. 2).

Движения подъязычной кости имеют важное биологическое значение, и от них зависит также положение и движения, с одной стороны, языка, который прикреплен к этой кости мускулом подъязычно-язычным (m. hyo-glossus), а с другой стороны — положение и движения гортани, связанной с подъязычной костью сухожильной, щито-подъязычной связкой (hg.thyreo-hyoideum) и мускулом щито-подъязычным, которым гортань (на беду певца) может подтягиваться к самой подъязычной кости.

Движения подъязычной кости вверх и вперед по направлению к подбородку производятся сокращением подъязычно-подбородочного мускула (гл. genio-hyoideus). Если одновременно с этим сократится мускул язычно-подбородочный (mgenio-glossus), го подъязычная кость переместится из своего покойного положения вверх и вперед и потянет за собою кверху щитовидный хрящ гортани, а язык выдвинется вперед, и конец его может даже высунуться изо рта Если же после этого сократятся подъязычно-грудинные мускулы, то они потянут подъязычную кость обратно вниз к грудине, а язык и гортань возвратятся к своему исходному положению. Таким образом, подъязычно-грудинные мышцы, сокращаясь, оттягивают одновременно подъязычную кость и язык вниз и вместе с тем дают возможность гортани держаться в своем спокойном низком положении, оставаясь в нем все время, пока эти мускулы будут находиться в сокращенном состоянии.

Рис 1 По Гейцману (из книги Музехольда) 1 — шиловидный отросток, 2 — муск шило-язычныи, 3 — муск шило подъязычный, 4 — муск подъязыч но язычный, 5 — черпаловидный хрящ 6 — муск язычно-подбородочный. 7 — подбородочная кость 8—муск подъязычно-подбородочный, 9 — подъязычная кость, 10 — щито-подъязычная связка
11 — щитовидный хрящ, 12 — перстневидный хряш.

Рис 2 По Даикеру и Брюнингу
1 — подъязычно грудная мышца (m sterno-hyoideus), 2 — грудинно ключично-сосцевидная мышца (m sterno kleido-mastoideus), 3 —подъязычно-лопаточная мышца (m omohyoideus), 4 — щитовидный хрящ, 5—подъязычная кость, 6 — щито-грудинные мышцы, 7—муск подъязычно подбородочные (genio hyoideus), 8 —муск язычно подъязычный (m hyo glossus).

Проделать вышеописанное на практике очень легко: стоя перед зеркалом, высуньте язык сильно изо рта Гортань при этом заметно подымется. Быстрым, широким и свободным движением введите язык обратно, далеко назад так, чтобы при этом корень языка опустился, — вы увидите, как опустится и гортань Если вы нащупаете вашу подъязычную кость в ее покойном положении, охватив обе ее ветви указательным и большим пальцами, то при высовывании языка эта кость выскользнет из-под пальцев вверх, а при обратном введении языка далеко назад она выскользнет из пальцев вниз. Передвижку подъязычной кости вверх произвел мускул подъязычно-подбородочный, а его антагонист — мускул подъязычно-грудинный оттянул подъязычную кость обратно вниз. Таким приемом вы осознаете и используете мускулы подъязычно-грудинные и после некоторого упражнения (поочередно высовывая и вводя обратно язык) вполне овладеете этими мускулами для опускания подъязычной кости.

Рис. 3. По Денкеру и Тилльо
1 — подъязычная кость, 2 — щито-подъязычная мышца; 3 — щито-грудииная мышца; 4 — косой гребешок щитовидного хряща (косая светлая полоса).

Опустив подъязычную кость, мы тем самым способствуем пассивному опусканию гортани. Следовательно, у нас есть практический прием, при помощи которого мы можем свободно, без напряжения опустить гортань.

Существенную помощь подъязычно-грудинным мускулам оказывают изображенные рядом с ними на рис. 2 мускулы подъязычно-лопаточные (m. omo-hyoideus), которые верхними концами также прикреплены к подъязычной кости, а нижними — к лопаткам к оттягивают подъязычную кость не только вниз, но и несколько назад для того, чтобы удержать просвет гортани в полном соответ ствии с просветом носоглоточного канала.

Итак, подъязычно-грудинный мускул, как фактор пассивного опускания гортани, устраняет помехи для ее низкого стояния. Перейдем к вопросу об использовании при фонации фактора активного удержания гортани в низком положении.

Этим фактором является щито-грудинный мускул (m. sterno-thyreoideus), тоже парный, укрепленный своими верхними концами на косых гребнях щитовидного хряща (рис. 3), а нижними — к грудине под мускулами подъязычно-1 рудинными.

Намеренное приведение в действие щито-грудинного мускула представляет большие трудности. Оно невозможно раньше, чем совершит свою работу подъязычно-грудинный мускул, который опустит подъязычную кость и даст возможность гортани занять пассивное низкое положение. После того, как это произойдет, значительно облегчается и делается ощутимым сокращение щито-грудинного мускула, которым гортань уже активно фиксируется в низком положении.

Певцам, интуитивно усвоившим манеру петь с низко стоя щей гортанью, хорошо знакомо это ощущение активной фиксации гортани после того, как она опустилась пассивно (вследствие передвижки вниз подъязычной кости).

Здесь уместно будет упомянуть об учении Штокгаузена (1) , который считал, что «перед началом пения гортань переходит в глубокое, спокойное положение и не только для каких-либо отдельных тонов, но и во всей скале. Такое положение гортани является мерилом правильной музыкальной (вокальной?) техники и правильного тона» (цитировано по проф. Заседателеву). Если это учение «привело к преувеличению и безусловно вредному насильственному удержанию гортани в низком положении», то виноват в этом не Штокгаузен, а те педагоги, которые, сами плохо уяснив себе суть его учения, не зная действительных технических приемов, которыми гортань приводится в глубокое спокойное положение, брали на себя смелость учить этому других и портили им голоса. Не подлежит сомнению, что в этих печальных случаях гортань фиксировалась, во-первых, при помощи щито-подъязычного мускула, который сближает гортань с подъязычной костью, а не мускулом щито-грудинным (как следовало бы), и, во-вторых, без предварительного подготовительного опускания подъязычной кости. Не удивительно, что прекрасное учение Штокгаузена при таких условиях, в руках неумелых преподавателей, приводило к плачевным результатам.

Заканчивая главу о положении гортани, повторю сказанное вначале: цель данной главы заключается не в накоплении доказательств полезности низкого держания гортани во время фонации, что давно уже признано всеми или почти всеми, а единственно — в указании верного, научно обоснованного технического способа привести гортань в требуемое положение, использовав для этого физиолого-анатомические возможности, данные природой.

Итак, чтобы опустить гортань не насильственно, а совершенно свободно, научитесь опускать подъязычную кость, которая не опускает гортань, а только дает ей возможность занять более низкое пассивное положение.
Опускание подъязычной кости надо сначала производить посредством чередующихся высовываний и обратных движений языка, причем будут поочередно приходить в действие то подъязычно-подбородочный и язычно-подбородочный мускулы, то подъязычно-грудинные. После упражнений можно научиться пускать в ход подъязычно-грудинные мускулы и без предварительного высовывания языка. Дно полости рта станет заметно опускаться (а не нижняя челюсть), и гортань на ваших глазах (перед зеркалом) легко и свободно опустится, после чего вскоре начнет «ощущаться», фиксироваться работа щито-грудинных мышц при каждом начале звука.

1 Юлиус Штокгаузен (род. в 1816 г.) — известный немецкий певец и преподаватель пения, воспитанник Парижской консерватории и М. Гарсии в Лондоне. Штокгаузен, являясь представителем новой немецкой школы пения, написал большую работу по методике постановки голоса.

Источник

Читайте также:  Увеличение хряща на гортани