Как научиться разговаривать желудком когда нет гортани
Гортань имеет высокие компенсаторные возможности.
Формирование пищеводного голоса представляет собой комплекс процессов по созданию нового компенсаторного фонационного органа и изменения условно-рефлекторных связей в ЦНС, которые существовали до операции ларингэктомии. Пищеводная речь является альтернативой нормальной речи и позволяет вернуть онкологических больных после полной экстирпации гортани к нормальной жизни.Успешность реабилитационного обучения зависит от обширности произведенной операции ларингэктомии (без затрагивания сфинктера пищевода и нервов, иннервирующих моторную верхнюю часть пищевода). Желание пациента восстановить утраченную речь является дополнительным положительным фактором.
Восстановление звучной речи у пациентов, перенесших ларингэктомию или резекцию гортани, является совместной задачей специалистов из области онкологии, логопедии, психологии и лечебной физкультуры. Освоение навыков пищеводной речи после резекции гортани по разным источникам наблюдается в 60 – 88 % случаев.
Таким образом, реабилитационная программа ларингэтомированных пациентов сводится к нескольким составляющим:
1. Логовосстановительные занятия
2. Психотерапия. Зависит от состояния больного и заключается в создании положительного психологического настроя.
3. С близким окружением больного также проводятся психологические тренинги, направленные на выработку у них правильного отношения к заболеванию, к необходимости максимальной реабилитации, включая восстановление речи и возвращение в социум.
4. Рекомендации пациенту по правильному образу жизни, по режиму труда и отдыха.
ПИЩЕВОДНАЯ РЕЧЬ
Методика «Пищеводный голос».
Создание искусственного фонационного органа заключается в формировании в пищеводе пациента нового физиологического образования – псевдоголосовая щель. Чтобы производить звуки с помощью пищевода, необходимо, чтобы стенки пищевода могли смыкаться и размыкаться. Кроме того для произнесения речи нужно научиться задерживать в пищеводе большое количество воздуха.
После операции ларингэктомии всем больным предлагают пройти курсы логопедических занятий, где можно научиться данным навыкам и получить возможность управлять новым голосовым аппаратом.
Механизм пищеводного голоса состоит в намеренном заглатывании и отрыгивании воздуха.
Противопоказаниями к логопедическим занятиям являются метастазы онкологической опухоли, сильное раздражение или воспаление около трахеостомы, гипертония 2-3 степени, недавно перенесенный инфаркт миокарда.
Как у любого метода, в обучении пищеводному голосу есть свои достоинства и недостатки. Достоинства заключаются в полной независимости от технических средств, таких как голосовые протезы и голосообразующие аппараты. С опытом можно добиться более-менее естественного голоса, и как следствие максимальной психологической реабилитации пациента, возвращения в социум и профессию. К недостаткам относится довольно длительное обучение – до нескольких месяцев, а также серьезная проблема развития рефлюкс-эзофагита и стеноза пищевода из-за возможного заброса содержимого желудка в пищевод.
По оценкам специалистов такая реабилитационная программа в любом случае дает положительный эффект.
ЭТАПЫ восстановления голоса по методу пищеводного голоса:
1. Этап подготовительный. Работа с психологом, направленная на положительный психологический настрой пациента. С логопедом – тренировка мышц пищевода и гортано-глотки, обучение навыкам глубокого и бесшумного дыхания через трахеостому. Полезное упражнение – игра на губной гармошке.
2. Образование псевдоголоса, создание псевдоголосовой щели в пищеводе, развитие навыка пищеводного произнесения.
Упражнения:
имитация рвотного движения с открытым ртом, в положении лёжа, несколько раз подряд.
из положения стоя наклониться вперед, руки свободно опустить и пытаться произнести звук «Ы»; при этом язык должен быть зажат между зубами, мышцы живота напряжены, диафрагма приподнята.
Первыми словами, которые больной сможет произнести, будут те, которые начинаются на согласные «Т», “П” или «К». Занятия длятся не больше 5 минут.
3. Автоматизм образования пищеводного голоса, улучшение внятности речи. Упражнения – произнесение очень коротких предложений, например: «Кате купили куклу», «Кот катает клубок» и т.д. Больной учится произносить слова и фразы, нужные в повседневном общении.
4. Увеличение диапазона псевдоголоса, обогащение тембра голоса. На этом этапе рекомендуется пытаться петь, читать стихи.
Вентрология, чревовещание не имеет отношения к пищеводной речи. Это умение разговаривать, не шевеля губами, основанное на высоком владении голосовыми связками и дыханием. Губы чревовещателя во время разговора не шевелятся, и, хотя он использует обычные органы речи, кажется, что звук идет из живота.
Предлагаем Вашему вниманию пособие для людей, живущих с постоянной или временной трахеостомой “Трахеостома? Жизнь продолжается!”
Вы сможете скачать книгу-пособие в электронном виде на нашем сайте>>
Купите любой товар из каталога нашего интернет-магазина и получите бесплатно печатное издание книги “Трахеостома? Жизнь продолжается!”
Источник
Рак гортани ежегодно диагностируют у 7 тысяч россиян. Из-за малой осведомленности пациентов и врачей чаще всего заболевание выявляют уже на последних стадиях — в этом случае человеку грозит операция по удалению гортани и потеря голоса.
«Пространство равных возможностей» и социально-предпринимательский проект Everland запустили большой проект о раке гортани, чтобы поделиться опытом людей, которые уже пережили операцию. «Такие дела» поговорили с врачами и пациентами о том, как жить после потери голоса и какие есть пути его возвращения.
Фото: pxhere.com
Человек теряет голос
В России рак гортани занимает 11-е место по распространенности среди других видов рака, ежегодно он диагностируется у 6,5–7 тысяч пациентов. Большинство людей с раком гортани — это мужчины 45–59 лет. Наиболее частые причины появления заболевания — курение и алкоголь.
Онколог, заведующий отделением опухолей головы и шеи Челябинского областного центра онкологии и ядерной медицины Александр Гузь говорит, что более чем в половине случаев рак гортани выявляется на III и IV стадиях, но в последнее время эта тенденция меняется в лучшую сторону.
Врач объясняет: пациенты долгое время не обращают внимания на свое состояние и не идут в поликлинику, потому что не знают симптомов рака гортани. «Достаточно долго пациенты имеют один-единственный симптом — осиплость голоса. Они не знают, что это может быть причиной злокачественного образования гортани. Простыл, заболел, съел мороженое, вирус перенес на ногах — люди находят, чем объяснить свои первые симптомы», — говорит онколог.
Александр Гузь указывает на низкую осведомленность врачей, в частности терапевтов, о заболевании. По словам эксперта, в своей обычной практике терапевты встречаются с раком гортани максимум раз в год и, поскольку это не самое распространенное заболевание, правильно интерпретировать симптомы не могут.
На III и IV стадиях заболевания одни из возможных вариантов лечения — это операция по удалению гортани или проведение химиолучевой терапии. В 2018 году российские врачи впервые смогли восстановить пациенту удаленную гортань с помощью фрагментов кишечника. В будущем такие операции позволят людям нормально есть и разговаривать. Сейчас же, когда пациенту удаляют гортань, он лишается возможности говорить звучным голосом.
Восстановление голоса
После удаления гортани у человека есть несколько вариантов начать говорить: развитие пищеводного голоса, установка голосового протеза или электронной гортани. Реабилитационные мероприятия по восстановлению голоса можно проводить не раньше 14 суток после операции и только после разрешения лечащего хирурга.
По словам логопеда Татьяны Петровой, некоторые люди вообще не хотят общаться после операции. «Человек теряет голос и вообще возможность произносить какие-либо звуки, соответственно, становится психологически подавленным. Некоторые становятся агрессивными, уходят в себя», — отмечает Петрова.
Логопед вспомнила историю своей пациентки, которая до операции была педагогом начальных классов, а после решила уехать из города в деревню и не восстанавливать свой голос. Через год позвонила дочь пациентки и сказала, что ее матери удалось произнести какие-то слова. Семья поверила, что вернуть голос возможно, и начала заниматься реабилитацией. «Я только показала ей технику пищеводного голоса, и она у меня зазвучала практически с первых занятий», — вспоминает Петрова.
По ее словам, самую главную роль в восстановлении голоса играет желание. «Если нет желания, никакой родственник не сможет помочь пациенту, кроме него самого. Если человек сам хочет, это в 99% случаев означает успех», — считает логопед.
Александр Гузь тоже говорит, что не все пациенты решают заниматься возвращением голоса после операции по удалению гортани. «У некоторых людей нет такой глобальной потребности разговаривать. Такие пациенты у нас есть, которые молчат себе и молчат. Они учатся что-то шептать, окружающие их понимают, а большего им и не надо», — отмечает онколог.
Пищеводный голос
Методика восстановления голоса подбирается индивидуально. «Кому-то подойдет только электрогортань, потому что бывают разные объемы операции и вызвать пищеводный голос может быть невозможно. Для тех пациентов, которые довольно активны и которым нужно быстро общаться, подойдет голосовое протезирование. Если пациенты терпеливые, то их можно обучить пищеводному голосу, потому что это работа не одного дня», — объясняет логопед Петрова.
По словам Александра Гузя, пищеводный голос считается самым простым для пациентов способом. В отличие от протеза и электронной гортани он не требует дополнительных приспособлений и проведения операции, а при разговоре не задействуются руки. Звук образуется в результате выхода накопленного в желудке воздуха через часть пищевода.
Развитие пищеводного голоса зависит от воли пациента: ему предстоит длительное (до шести месяцев) обучение с фониатром или логопедом, а также самостоятельные занятия. Среди минусов пищеводного голоса Гузь называет сложность освоения. Кроме того, произносить длинные предложения таким способом не получается, потому что не хватает воздуха.
Эвелине Роговой провели операцию в 2015 году, и врачи сразу посоветовали ей развивать пищеводный голос. «Когда мне сделали операцию, профессор буквально сразу сказал: начинай читать. Я сначала вылупила глаза, а потом поставила себе цель, что я не буду молчать. И я начала потихоньку говорить какие-то обычные слова», — вспоминает Рогова.
Она научилась разговаривать пищеводным голосом через несколько недель тренировок. Так она общалась на протяжении двух лет, знакомые хорошо ее понимали, трудности возникали лишь при общении по телефону — пищеводный голос тише обычного. Однако из-за бронхиальной астмы Рогова начала задыхаться и ей стало тяжело говорить, в итоге женщина решилась на установку голосового протеза. «У меня выбора не было — либо молчать, либо мучиться, поэтому пришлось поставить протез», — говорит Рогова.
Голосовой протез
У голосового протеза есть свои особенности: при разговоре человеку необходимо задействовать руки, чтобы закрывать выход воздуха из трахеостомы. Каждые несколько месяцев протез нужно менять, за ним нужно ухаживать и ежедневно чистить его. Онколог Гузь указывает, что поэтому протез не подойдет людям, которые имеют проблемы со зрением и с координацией движений.
Некоторым пациентам после установки голосового протеза требуется помощь в «разработке» и освоении нового голоса, они нуждаются в непродолжительных занятиях с логопедом или фониатром. Стоимость протеза составляет около 30 тысяч, пациенты могут добиться возмещения покупки от государства, но лишь постфактум.
Ирина Аралова рассказывает, что главная проблема в голосовом протезе, с которым она ходит уже 13 лет, — это то, что его приходится часто менять, при этом государство в этом ей почти не помогает. Ирина говорит, что первый протез прослужил ей два года, а сейчас приходится менять его каждые 3–6 месяцев. «Сколько прослужит голосовой протез, точно сказать нельзя, — отмечает Аралова. — Протез разрушают грибки, которые со временем на нем селятся. Как быстро это произойдет, зависит от многих причин: иммунитета, питания, ухода за протезом».
Женщина установила протез лишь спустя два года после операции, поскольку изначально ей никто не сказал, что они вообще существуют. Аралова обратилась в Московскую онкологическую больницу № 62 к доктору медицинских наук Елене Новожиловой, которая была в числе первых хирургов-онкологов в России, устанавливающих голосовые протезы. Новожилова не только проводит операции, но и помогает пациентам в реабилитации, в том числе организовала хор пациентов с протезами.
По словам Араловой, после установки протеза ее голос почти не изменился, а говорить она начала сразу. Женщина рассказала, что она вместе с другими пациентами создала специальную группу в WhatsApp, чтобы поддерживать людей, которым только предстоит операция. «Некоторые люди боятся оставаться без голоса и делать операцию. Мы говорим, что жизнь на этом не заканчивается», — объясняет Аралова.
Электронная гортань
Голосообразующий аппарат — электронную гортань — можно установить без операции. Он представляет собой небольшой прибор, похожий на микрофон, который прикладывается к шее и вместо гортани создает вибрацию. Денис Смоляков, который пользуется голосообразующим аппаратом, называет еще один его минус: прибор нуждается в зарядке каждые 1–2 недели. Если электронная гортань внезапно разрядилась, нужно искать батарейку.
Некоторые пациенты отказываются от электронной гортани, так как речь с этим прибором получается монотонной и роботизированной. Жена Дениса, Юлия Филиппова, говорит, что сама она уже не замечает, что ее муж говорит «как-то иначе». «Бывает, что люди на улице обращают на Дениса внимание. Ну оглянется, удивится и отвернется, поняв, что сзади него находится не робот, и дальше пойдет», — говорит Филиппова.
Денис сказал первое слово сразу в магазине, во время покупки аппарата. Через неделю он начал медленно соединять слова в предложения, а уже через два месяца в совершенстве освоил аппарат и разговаривал по телефону. Через некоторое время Смоляков выступал с трибуны, рассказывая свою пациентскую историю на конгрессе онкологических пациентов. «У нас дети, внуки, мама, сестра, племянницы — хочешь не хочешь, но ты заговоришь. Все спрашивали его совета и хотели поговорить с ним. Одиноким сложнее, человек говорит, когда есть кому его слушать», — рассказывает Филиппова.
Женщина считает электронную гортань оптимальным методом восстановления голоса: для нее нет противопоказаний и она не грозит осложнениями. Государство компенсирует покупку голосообразующего аппарата раз в пять лет. Сумма, которую оно выделяет, фиксированная — около 17 тысяч рублей. Это средняя стоимость российского аппарата, поэтому, если пациенты покупают зарубежный прибор, который на порядок дороже, разницу приходится доплачивать самим.
Филиппова считает, что при выборе методики восстановления голоса нужно ориентироваться на советы врача, финансовые возможности и образ жизни. «Например, если человек работает в компании и требуется постоянное общение с большим количеством людей, то ему будет легче пользоваться протезом, так как голос максимально приближен к естественному. Но если он живет в деревне, вдали от врачей, то установка протеза будет затруднена», — говорит женщина.
Источник
В этой статье я поделюсь упражнениями на диафрагмальный вдох и выдох. Это не полноценная постановка певческого дыхания, а лишь первый шаг к тому, чтобы понять как дышать «животом» при пении, контролировать свой выдох и наблюдать за вокальным дыханием в песнях.
Кстати, эти упражнения на диафрагмальное дыхание могут использовать не только певцы! Но и люди, желающие постигнуть азы здорового дыхания. Полезно их выполнять перед занятием вокалом, чтобы настроить мышцы диафрагмы и ребер для дальнейшей работы с голосом.
Тест, как дышать животом: а туда ли я вдыхаю?
Начинающие вокалисты часто теряют концентрацию внимания, когда поют песни. Переходят на привычное дыхание и начинают дышать верхом грудной клетки. А потом удивляются: «почему мне не хватает дыхания, а голос звучит сдавленно?!»
Бывало у вас, что в распевках на уроке вокала с педагогом вы идеально контролируете выдох, дышите «животом», берете активный певческий вдох? Но все это исчезает, как только вы видите текст песни и подносите микрофон ко рту?
Вот вам лайфхак, как контролировать свое певческое дыхание каждую секунду. Рассматривайте эту хитрость, как тест, чтобы проверить себя — а туда ли вы вдыхаете?
ЛАйфхак на дыхание работает так:
Положите ладони на солнечное сплетение, туда, где соединяются ребра.
В этом месте находится наиболее подвижная часть диафрагмы, которая управляет вашим дыханием.
Соедините средние пальцы стык в стык как на картинке, они должны плотно касаться друг друга.
А затем сделайте вдох, раздвигая ребра и расширяя диафрагму
Вы сделали правильный певческий вдох, если: руки разишлись и пальцы разомкнулись. Ребра расширились и передняя стенка живота пошла вперед. В таком случае диафрагма станет шире и воздух пойдет в нижнюю часть легких.
Вы дышите неправильно, если: средние пальцы не разошлись, а еще сильнее сомкнулись. Ребра стали узкими, а живот остался на месте. Значит, вы вдохнули в верхнюю область грудной клетки. Почему такой вдох не подходит описано в статье о певческом дыхании.
Второй способ, как дышать животом:
Вдавите кончики пальцев в живот с боков, немного засунув пальцы ПОД нижние ребра как на картинке ниже.
Вдохните и проверьте: увеличился при вдохе объем ребер и живота?
Если пальцы остались в прежнем положении или еще больше ушли под ребра, то вы вдохнули верхом легких.
Начните выдыхать и следите, чтобы руки упирались в расширенный живот, а ребра не сдувались. Так вы будете чувствовать сопротивление в пальцах и ощущать напряжение в вокальном прессе. Как только живот станет мягким и вялым, а пальцы легко проваливаются под ребра — значит вы теряете опору дыхания.
Также напомню! Не вдыхайте долго. Сделайте короткий вдох, словно чему-то удивились и ахнули. Подключите мимику — поднимете брови, словно радостно изумились, это активизирует не только диафрагму, но и мышцы лица, которые помогают петь с подачей.
Как научиться правильно вдыхать?
Если вы забываете о дыхании, когда поете песню, то держите руки на солнечном сплетении или пальцы под ребрами — как в упражнениях выше.
Спойте песню целиком в таком положении и не обращайте внимания ни на что кроме дыхания. Не важно, попадаете вы в ноты или нет, нравится вам то, что звучит или нет! Важно, чтобы каждый раз пальцы на ребрах расходились в разные стороны.
На первых этапах я рекомендую работать перед зеркалом. По отражению вы поймете, разошлись ли руки при вдохе в живот или вы вдохнули верхом легких и подняли плечи.
Полезно делать такой вдох с руками на животе в начале каждого урока по вокалу. Этот лайфхак для голоса помогает развивать внимание к певческому дыханию и собственному организму.
Как распределять дыхание при пении?
Отработанный вдох — это важный, но не самый главный навык успешного вокалиста. Совсем другой вопрос, как потом выпустить набранное, чтобы воздух вышел равномерно и хватило его надолго.
Начинающие певцы редко задумываются о том, как экономить выдох. В основном они переживают за первую ноту, хотят спеть ее не фальшиво и не зажато. И из-за этого выпускают добрую половину воздуха, сразу «садятся» на первый звук, а в конце песни «задыхаются» от нехватки воздуха.
Смысл в том, чтобы научиться выпускать воздух равномерно, на постоянном потоке. Не прерывая дыхания, но и не задерживая его искусственно. Ведь в этом и есть красота голоса, когда он льется и летит, а эти качества зависят от качества выдоха — он тоже должен литься, подобно одной воздушной струе.
Для этого есть упражнение на долгий вокальный выдох:
- Возьмите в руку узкую полоску бумаги, примерно 15×5 см, средней плотности. В идеале подойдет отрезок от обычного листа А4.
- Поднесите полоску к губам на расстоянии 10-15 см. Удерживайте пальцами бумагу, не особо зажимая, чтобы ее конец свободно колебался в пространстве. Смотрите рисунок.
- Слегка подуйте на полоску и вы увидите, что бумага реагирует на выдох. Теперь выдыхайте настолько долго, насколько позволяет ваш объем дыхания, пока не закончится воздух. Потоком дыхания вы отклоняете полоску бумаги назад.
- Выдыхайте так равномерно, чтобы полоска бумаги отклонялась от вас на одно и тоже расстояние, не возвращалась обратно и не прыгала туда-сюда. Чем ровнее будет струя воздуха, тем меньше вы заметите колебаний бумаги.
- Не ослабляйте воздушный поток и не делайте его сильнее, следите, чтобы выдох был ровным, одинаковым по количеству воздуха.
- Когда вы нашли нужную силу выдоха и смогли его равномерно распределить, сделайте то же самое со звуком на букву У. Подключая голос, не убирайте дыхание, продолжайте интенсивно выдыхать. Звук должен походить на гудящий и завывающий в трубе ветер.
Ошибка вокального дыхания! Если ученик переходит на букву «У» с голосом, а полоска бумаги не двигается, то значит он выдыхет слишком мало. Воздух не выходит ровным потоком. В песнях такой вокалист не может тянуть гласные свободно, поэтому поет на крике, с лишним напряжением.
В таком случае, сбавьте громкость голоса и выдыхайте интенсивнее. Перейдите на полушепот. Произнесите букву протяжно мягким и тихим звуком, много выдыхая и не ослабляя поток воздуха.
Затем увеличивайте громкость голоса, оставляя дыхание таким же активным. При полушепоте создается равновесие между голосом и выдохом. Вы слышите выдох, но в голосе не возникает напряжения.
Как петь песни с правильным выдохом?
Если в песне, над которой вы работаете, есть сложные места, голос зажимается, а звук никак не летит вперед (зачастую это верхние ноты), возможно, вы мало выдыхаете. Тоже касается мест, где дыхание быстро кончается — вы слишком много выпустили его где-то раньше.
Не выдыхайте много, но и не удерживайте весь воздух в себе, искусственно создавая напряжение на диафрагме.
Для тренировки возьмите полоску бумаги и проговорите проблемные строчки из песни на интенсивном выдохе, словно читаете стихи полушепотом. Посмотрите, на каких словах бумага отклоняется сильнее, а где вообще не шевелится от вашего дыхания.
Добейтесь, чтобы полоска отклонялась от вашего рта на одно и то же расстояние, когда вы произносите текст. А затем попробуйте спеть песню, ощущая поток дыхания. Это отличный тест на ровность выдоха.
Напомню, что интенсивность выдоха регулируют мышцы диафрагмы и живота. Не забывайте про опору звука. Если вы доведете эти два лайфхака до автоматизма, то и сами не заметите, как начнете дышать животом, а голос зазвучит увереннее и свободнее.
Вокальное дыхание — самый важный этап в постановке голоса. Пройдите его как можно быстрее, чтобы смело двигаться дальше и думать о более художественных задачах.
Жду ваши вопросы в комментариях. А вас — на уроки в нашу онлайн школу вокала????
Источник