Как быстро опустить гортань
“Лошадка”. Поцокайте языком громко и быстро в течение 10-30 сек.
“Ворона”. Произносите “Ка – аа – аа – ар”. Смотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте повторить это беззвучно.
“Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.
“Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
“Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
“Трубочка”. Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом – до подбородка. Повторить 6-8 раз.
“Смех”. Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение можно ощущутить при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения смеётесь вы по-настоящему или просто произносите “ха-ха-ха”. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх – это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.
Упражнение 1
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
Упражнение 2
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
Упражнение 3
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.
Упражнение 4
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.
Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык – самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани – залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся “показать горло врачу” – опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать “А”, открывая заднюю стенку глотки.
1). Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
2). Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.
Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.
Упражнение 5
3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.
Упражнение 6
Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
Упражнение 7
Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком “удивления”. Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук “А”. Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.
Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.
Информация из “Школы вокала”, из статей Е.Ю. Белобровой.
Источник
Д о к л а д
«К вопросу о положении гортани в пении»
учителя хора, сольфеджио Мосиной Е. В.
Железногорск,
МОУ «Гимназия №1»,
2015 год.
-1-
Положение гортани в пении – один из центральных вопросов в постановке голоса. Огромная заслуга в изучении этого явления принадлежит Л. Б. Дмитриеву, который рентгенографическим методом наглядно показал, что профессиональные певцы во время фонации на различных гласных независимо от высоты тона умеют фиксировать гортань в каком – то одном положении, однако, на разном уровне. Рассматривая приведённые профессором рентгенограммы, можно заметить, что одни певцы во время фонации держат гортань в положении нейтрали (т. е. в положении, которое соответствует состоянию покоя), другие – в разной степени ниже нейтральной отметки, третьи – выше неё. Эти различия в положении гортани объясняются автором исследования зависимостью от типа голоса: чем ниже голос, тем, соответственно, ниже уровень её фиксации, и наоборот. К сожалению, нет объективных данных о том, как меняются качественные характеристики голоса при различных положениях гортани у одного и того же певца.
Конечно, петь можно по-разному, однако, если и существует высокопрофессиональные академические певцы, которые в процессе фонации удерживают гортань выше нейтрали, то это, скорее, исключение из правила, чем закономерность.
Многолетние наблюдения за певческой практикой позволяют сделать вывод о том, что качественного профессионального пения в академической манере трудно добиться при пении с высоким положением гортани (т.е. выше нейтрали), т.к. от её опускания зависят во многом округление и прикрытие звука, которые являются основными качественными характеристиками профессионального певческого голоса. Это – гипотеза, которая требует серьёзных исследований с использованием объективных методов. Следует предположить: чем выше гортань во время пения, тем более открытым получается звук, и наоборот. Поэтому, как показали
-2-
наблюдения, у певцов – народников, которые пользуются открытым звуком, гортань, как правило, занимает положение нейтрали или в разной степени выше неё, а у академических певцов, напротив, – положение нейтрали или столь же в разной степени ниже её. Уровень понижения гортани связан с типом голоса, но он всегда ниже.
Об этом написано в различных трактатах старых итальянских мастеров, а также у современных авторов французской и немецкой вокальных школ. Даже Л. Б. Дмитриев (см. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» – М., 1968 г) приводит немало цитат на эту тему, в том числе высказывание Сесто Брускантини, утверждающего, что «при произношении гласных (в пении) нельзя двигать горлом, которое всегда должно быть опущенным и подвижным».
Наша практическая вокальная работа с детскими голосами убеждает в том, что вопрос о произвольном управлении положением гортани в пении, даже в условиях хора, вполне решаемый и зависит от конкретных методов и методических приёмов педагога, а также от степени осознанности и самоконтроля со стороны учеников. Гортань каждого человека легко опускается при зевке. Если привлечь к этому внимание учеников, то сознательный контроль над этим движением устанавливается довольно быстро. Ощутить характер перемещений гортани по вертикали можно, если легко прикоснуться кончиками 1-го и 2-го пальцев руки к гортани в области щитовидного хряща (или «адамова яблока»). У детей это обычно неплохо получается.
Л. Б, Дмитриев считал «зевок» в пении самым распространенным приёмом, воздействующим на целую систему органов голосообразования: мягкое нёбо, глотку, язык, гортань. Он справедливо указывал на то, что при зевке гортань сильно понижается, и поэтому этот приём смело может быть рекомендован низким голосам. В отношении высоких типов голосов он рекомендовал лёгкий «полузевок». Таким образом, от глубины зевка зависит
-3-
и степень опускания гортани. Остаётся только определить ту меру, которая соответствует типу данного голоса. Это определяется по акустическому результату, то есть по качеству звучания голоса, а также по ощущению удобства и комфорта в голосовом аппарате при пении.
Непроизвольное опускание гортани также получается, если произвести быстрый и активный вдох через нос так, как при испуге (как и рекомендуется брать дыхание перед пением некоторыми авторами по хороведению).
Однако, главное заключается в том, чтобы при атаке звука и дальнейшем пении гортань осталась в положении вдоха в неподвижном состоянии. Это возможно только в одном случае, если ученик почувствовал и осознал это движение методом пальпирования в области щитовидного хряща и старается удерживать гортань на месте во время пения, а также, если он стремится при пении сохранять положение вдоха на уровне диафрагмы. Во время вдоха диафрагма тоже опускается вниз. Между диафрагмой и гортанью существует рефлекторная связь. Фиксация диафрагмы в положении вдоха способствует и удержанию гортани в неподвижном состоянии.
Существуют и другие приёмы, связанные с опосредованным воздействием на положение гортани в пении: это воздействие на неё через речевые гласные (фонетический метод). При произнесении гласного «а» гортань занимает нейтральное положение. При «и», «э» она поднимается, а при произнесении гласных «о», «у» – опускается. В поисках оптимального положения, по-видимому, изначально следует отталкиваться от вокализации на гласный «а». Не случайно старые итальянские мастера считали гласный «а» самым удобным для настройки певческого голоса. Однако, в различных языках эта фонема многовариантна. Наиболее удобной для пения считается «а», произносимая по-итальянски, то есть как бы из глубин горла. При этом корень языка, хотя бы минимально, стронувшись с места, опускается внутрь, а за ним и гортань. Самоконтроль за полученным артикуляционным укладом при произнесении данной фонемы и стремление произнести в пении
-4-
остальные гласные звуки, не изменив положения гортани, очень быстро позволят добиться выровненности гласных в пении, что является одной из первостепенных задач в вокальной работе с хором.
Существуют и другие опосредованные методы, например, акустический, то есть через слуховой контроль. Когда ученик старается выравнивать тембровое звучание на различных гласных по слуху, то он подсознательно начинает удерживать гортань в одном положении, так как выровненности гласных по-другому добиться невозможно. Однако, при неосознанном удержании гортани формирование навыков фиксации её в одном положении происходит с трудом и намного дольше, то, появляясь, то исчезая. Если ученик не осознает свое вокальное движение, то, как правило, в упражнении на выравнивание гласных у него что-то получается, а при пении произведения со словами – ничего не остаётся. Поэтому с самого начала формирование навыка должно идти по принципу осознанности в процессе обучения.
К опосредованным методам следует отнести и психологические, ассоциативные, которые также помогают навести ученика на нужное ощущение, но которые должны стать впоследствии осознанными. Например, совет учителя «вдохни, как будто нюхаешь прекрасный цветок». При этом расслабляются и раскрываются дыхательные пути носа, углубляется вдох и опускается гортань вместе с диафрагмой. Осознание этого движения и стремление зафиксировать это положение вдоха, так же как и раскрытое состояние воздухоносных путей, наряду с опущенной в какой-то мере гортанью, создаёт условия для включения резонаторов, так как это движение натягивает стенки надставной трубы, делая их более твердыми. Только в этом случае звуковая волна отражается от поверхностей, озвучивая резонаторы.
Следует заметить, что полноценное резонирование, как индикатор правильности звукообразования, возникает при условиях сочетания
-5-
упругости стенок воздухоносных путей с плотным смыканием верхних краёв голосовых складок (то есть собственно голосовых связок). А это возникает в результате перемещения гортани не только по вертикали, но и по горизонтали, в той плоскости, в которой натягиваются голосовые складки. Всё это обеспечивает необходимый тонус всей голосообразующей системе, без чего не может быть качественного тембра голоса.
К ассоциативным методам фиксации гортани в пении можно отнести рекомендацию педагогов «посылать звук всё время в одно и то же место», (см.: Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968) или «верно атаковав ноту, ничего не изменять при дальнейшем пении». Нельзя не упомянуть весьма образное высказывание З. А. Долухановой: «Сделав большую яму в глотке, сосредоточить внимание певца на её раскрытии по горизонтали и удержании этого положения, когда помещается в неё (эту яму) различные гласные, один за другим, как «шары в лунку», т. е. «петь как бы про себя». И все это при минимальном открытии рта, так как широко открытый рот понижает импеданс, а при слабом импедансе излишне расходуется дыхание» (см.: Яковенко С. Б, Волшебная Зара Долуханова. – М., 1968).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,
В процессе вокальной работы с детьми положение гортани в пении должно быть предметом постоянного внимания со стороны педагога.
О её положении можно судить по качеству звучания голосов и стараться привлекать к этому внимание самих хористов.
Положение гортани в пении устанавливается, в какой – то мере, рефлекторно, а, главным образом, произвольно управляемо. Это относится не только к поискам уровня её перемещения по вертикали, но и к осознанности удержания гортани в неподвижном положении при смене гласных и высоты тона.
-6-
При всей вариативности степени перемещения её по вертикали, хотя и очень усреднено, можно отметить общую тенденцию не только в зависимости о типа голоса, но и от вокальной манеры: в академическом пении она, как правило, занимает нейтральное положение или в разной мере ниже нейтрали, а у певцов – народников наоборот: нейтраль или выше неё . Данный тезис носит гипотетический характер и нуждается в специальном экспериментальном исследовании.
В поисках оптимального положения гортани педагог может использовать опосредованные методы и приёмы, наводящие учеников на нужные ощущения, однако, с последующим привлечением к ним сознания учащихся, так как положение гортани в пении должно быть всегда произвольно управляемо. Только в этом случае певец будет хозяином своего голоса, а не зависеть то его капризов.
Критерием правильно найденной позиции гортани является ощущение свободы при пении и наилучшее звучание голоса. В работе с детьми эти качества являются наиважнейшим условием для правильного развития голосов.
Большая заслуга Л. Б. Дмитриева заключается в том, что он обследовал большое количество академических певцов и собрал очень ценный материал, а также в том, что он привлёк к проблеме положения гортани в пении внимание педагогов.
Однако эта проблема нуждается в дальнейших исследованиях с привлечением объективных методов на уровне современной компьютерной техники.
Источник
Наш голосовой аппарат выполняет важную коммуникативную функцию: благодаря голосу мы общаемся с окружающими, доносим до них важную информацию, а некоторые способность говорить или петь связали со своей профессиональной деятельностью.
Состояние, когда садится или пропадает голос, приятным или комфортным назвать нельзя. Особенно остро проблема пропавшего голоса встаёт перед теми, кто выбрал так называемую речевую профессию: учителя, певцы, дикторы и т.п: к ним вместе с пропавшим голосом приходит временная потеря нетрудоспособности. Поэтому желание человека срочно восстановить голосовые связки вполне логично.
В медицине состояние, когда пропал или сел голос, называют афонией.
Причин афонии достаточно много, и не всегда они связаны с простудой, как это принято считать. Соответственно, и подходы к лечению севшего голоса тоже различаются.
Почему же садится голос? Каковы причины охрипших голосовых связок? Что быстро восстанавливает севший голос? Как срочно вернуть способность полноценно разговаривать или петь? Быстрое восстановление голоса — тема нашей новой статьи.
Как работает наш голосовой аппарат?
Прежде чем разбираться с причинами, из-за которых пропадает или садится голос, нужно понять, как работает наш голосовой аппарат. Воздух, выходя из лёгких на выдохе, встречает на своём пути определённые препятствия, сталкивается с ними, тем самым приводя к возникновению звуковых колебаний. Если бы воздуху ничего не мешало, звуки бы не образовывались, а значит и говорить мы бы не могли.
Таким естественным препятствием для воздушного потока служит гортань, а точнее расположенные на ней голосовые связки. Голосовые связки представляют собой складки на слизистой оболочке гортани. Между ними расположена щель. Когда человек молчит, щель широко раскрыта. Во время разговора или пения она сужается. Проходящий через связки воздух заставляет их быстро колебаться и вибрировать. Именно так возникает звуковая волна, и зарождается голос. Вполне логично, что, если пропадает или садится голос, значит проблема связана с голосовыми связками и сбоем в работе голосового аппарата.
Почему пропадает и садится голос?
Большинство людей связывает состояние, когда пропадает и садится голос, исключительно с простудой. Но с простудой связана лишь часть диагностируемых случаев. В действительности причин, почему пропадает способность нормально разговаривать, гораздо больше, и не всегда они связаны с инфекцией или ЛОР-заболеваниями.
Давайте разберёмся, почему садится или пропадает голос. Очень важно верно определить причину сбоя в работе голосовых связок. От этого напрямую зависит, какими способами нужно будет восстанавливаться.
- Инфекционные заболевания.
- Перенапряжение голосовых связок.
- Новообразования.
- Проблемы с щитовидной железой.
- Нервный стресс.
- Аллергия.
- Вредные привычки.
Чаще всего связки садятся из-за воспаления слизистой оболочки гортани — ларингита. При ларингите связки отекают и теряют способность быстро колебаться. Афония может быть также спровоцирована простудой, фарингитом, ангиной, трахеитом и другими воспалительными процессами в области гортаноглотки. Когда из-за инфекции пропадает способность полноценно говорить, больной обычно также жалуется на боль в горле. «Виновниками» сбоя в работе связок в этих случаях являются вирусы, бактерии и грибы.
Очень часто голос садится и пропадает вследствие повышенной нагрузки на связки. С такой проблемой часто сталкиваются представители речевых профессий, для которых голосовые связки — это полноценный рабочий инструмент. К таким профессиям относятся певцы, учителя, дикторы, экскурсоводы, операторы колл-центров, менеджеры по продажам. Способность говорить у них пропадает из-за перенапряжения связок, что неминуемо приводит к афонии. Для таких пациентов быстро восстановить работу голосового аппарата — задача приоритетная! Но не стоит думать, что голос садится и пропадает только у профессионалов. Достаточно хорошо провести время в караоке с друзьями или вдоволь накричаться на концерте любимого исполнителя, и на утро вы гарантировано почувствуете на себе, что такое севшие голосовые связки.
Иногда способность нормально говорить пропадает, казалось бы, без видимых причин: простуды нет, голосовой аппарат не перенапрягался, не садился от крика или длительного разговора. Чтобы в этом случае быстро восстановить голос, нужно срочно обратиться к врачу-оториноларингологу. Достаточно часто афония является следствием появления новообразований гортани. Способность звучно разговаривать, кстати, пропадает не только при опухолях гортани, но и при новообразованиях щитовидной железы или области лёгких. И от того, насколько быстро вы посетите ЛОР-врача, как срочно диагностируете проблему, зависит, как быстро вы восстановитесь!
Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!
Заболевания щитовидной железы могут спровоцировать появление хронического ларингита. Такое состояние необходимо срочно и быстро лечить. Причём восстанавливать голосовой аппарат необходимо начинать с лечения основного заболевания. Качественное и быстрое лечение болезней эндокринной системы восстановит звучность речи.
Как часто мы слышим фразу: «Все проблемы от нервов». И доля истины здесь, несомненно, есть. Если человек долго пребывает в условиях постоянного стресса, пропадает покой, пропадает полноценный сон, если приходится постоянно испытывать нервное перенапряжение, то организм может отреагировать на это появлением афонии. Единственный выход в этой ситуации – срочное восстановление душевного равновесия и успокоение нервной системы. Восстанавливаться в этом случае нужно не только с помощью ЛОР-врача, но также с помощью хорошего невропатолога или психолога.
Гортань достаточно сильно подвержена воздействию раздражителей. При контакте с аллергенами возникает отёк гортани, что приводит к тому, что связки садятся, пропадает способность громко и звучно говорить. Для срочного восстановления прежнего здорового состояния гортани, необходимо устранить контакт с аллергеном и срочно проконсультироваться у аллерголога.
Курение — очень частая причина афонии. Все вредные вещества, которые входят в состав сигареты, губительно воздействуют на гортань. Как восстанавливаться в этом случае? Волшебной таблетки нет. Человек просто садится, хорошо обдумывает своё состояние и срочно принимает единственно верное решение — больше не курить! Очень много пациентов впоследствии оставляют свои отзывы: «Я восстановил голосовые связки, как только завязал с табакокурением». Всё в ваших руках!
Как мы видим, причин, почему садятся связки, не мало. Чтобы быстро восстановиться, необходимо срочно обратиться к врачу для определения причины афонии.
Быстрым восстановлением работы голосового аппарата занимается ЛОР-врач. Иногда к нему подключаются врачи смежных специальностей.
Как восстанавливаться при севшем голосе? Методы лечения
Грамотная тактика лечения во многом зависит от причины, вызвавшей афонию. Если афония возникла на фоне инфекционных заболеваний, ЛОР-врач пропишет антибактериальные или противовирусные препараты, противовоспалительные и антисептические средства; назначит полоскания горла, ингаляции, физиотерапевтические процедуры.
Если проблема возникла вследствие длительного разговора, крика или в силу издержек профессии, восстановиться поможет врач-фониатр. Он предложит эффективную схему лечения и покажет ряд упражнений, выполнение которых позволит избегать в будущем аналогичных проблем. Очень часто к услугам фониатра, чтобы восстановиться, прибегают профессиональные певцы. Но не лишней будет консультация для тех работников, которые вынуждены долго и помногу разговаривать в процессе своей деятельности.
В остальных случаях может понадобиться консультация смежных специалистов — эндокринолога, невропатолога, онколога и т.п.
Независимо от того, что послужило причиной афонии, есть ряд общих рекомендаций, который необходимо соблюдать, чтобы быстро восстановиться:
- устройте день молчания, когда будете говорить по минимуму;
- не шепчите;
- пейте больше тёплой жидкости (чаи, компоты, морсы);
- увлажняйте воздух в помещении;
- скорректируйте своё питание: никакой твёрдой, острой или горячей пищи, газированных, алкогольных напитков и кофе;
- откажитесь от вредных привычек.
Афония требует обязательного лечения! Поэтому не затягивайте с визитом к оториноларингологу.
Профилактика
Как и в ситуации с любым другим заболеванием или патологическим состоянием, лучше его предупредить, нежели впоследствии лечить. Афония — не исключение. И чтобы не попадать в будущем на приём к ЛОР-врачу, нужно пытаться соблюдать ряд несложных рекомендаций: откажитесь от громких тонов в общении или криков; делайте перерывы, если ваша деятельность связана с постоянными разговорами; вовремя и правильно лечите инфекционные заболевания гортани и глотки; окажитесь от вредных привычек и вовремя посещайте врачей с целью профилактических осмотров.
Если же осиплость всё-таки появилась, записывайтесь на приём в «Лор Клинику Доктора Зайцева»: наши высококвалифицированные ЛОР-врачи и фониатры быстро вернут вам здоровье.
Телефоны для записи: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04.
Приходите! Мы вам обязательно поможем!
Источник