К безусловным защитным рефлексам относятся рвота
Рвота — крайне неприятный симптом — быстрый вывод содержимого желудка через рот. Состоянию обычно предшествуют тошнота, слабость, бледность кожи и повышенное потоотделение.
Рвота может быть вызвана пищевым или алкогольным отравлением, беременностью или конкретным заболеванием. Если это происходит разово, такой симптом не вызывает беспокойства. Частая и изнурительная рвота — показание для посещения врача.
Что такое рвота
Рвота, несмотря на то, что ей предшествует плохое самочувствие, — это симптом, а не болезнь. Появление рвоты часто является предупреждающим сигналом или симптомом определенных заболеваний и состояний.
С другой стороны ее возникновение не всегда указывает на развитие заболевания. Рвота может быть вызвана пищевым или алкогольным отравлением или сопровождать токсикоз в первые недели беременности.
Рвоте обычно предшествуют тошнота и другие неприятные симптомы: повышенное потоотделение, головокружение и слабость, бледность кожи, тахикардия (учащенное сердцебиение), а также рвотные позывы в сочетании с болями в животе.
Состояние связано с серией скоординированных спазмов мышц живота, межреберных мышц и диафрагмы, увеличивающих давление в животе и груди. Все действия координируются центрами, стимулируемыми нервными импульсами и токсическими агентами. Рвотный центр, расположенный в продолговатом мозге, информируется хеморецепторной (хемочувствительной) зоной и после получения соответствующего сигнала вызывает рвотный рефлекс.
Опасна ли рвота?
В результате индуцирования рвотного рефлекса желудочное содержимое выводится наружу. У здоровых и сознательных людей пищевое содержимое не попадает в дыхательные пути, потому что во время рвоты вдох прекращается, а голосовая щель закрывается. Благодаря этому идеально скоординированному действию сама рвота не представляет серьезной угрозы.
Более того, рвотный механизм предназначен для удаления вредного, токсичного содержимого желудочно-кишечного тракта. Вот почему во многих случаях сразу наступает облегчение.
Но обильная рвота вызывает значительную потерю воды и электролитов, что приводит к обезвоживанию организма и многочисленным нарушениям, например, в работе сердца. Следовательно при повторении приступов, нужно срочно принимать меры от обезвоживания.
Обратитесь к врачу немедленно в следующих случаях:
- рвотные массы содержат кровь или включают темно-зеленое содержимое, которое пахнет или имеет вид кала;
- рвота, сопровождающаяся снижением артериального давления, сильными болями в животе, особенно при запорах и задержке газов;
- при наличии головокружения, нарушений сознания, судорог, высокой температуры.
Причины рвоты
Наиболее распространенные причины рвоты включают:
- пищевое отравление;
- злоупотребление алкоголем;
- стресс;
- раннюю беременность.
Эти причины вызывают относительно безвредную, быстро проходящую в виде одного или нескольких эпизодов рвоту.
Однако есть гораздо более серьезные причины, в том числе тяжелые и хронические заболевания.
- Отравление токсинами/наркотиками. Наиболее распространенные отравления связаны с алкоголем и грибами, а также с препаратами, применяемыми во время химиотерапии. Лекарства, которые могут вызывать рвоту в качестве побочного эффекта, включают некоторые нестероидные противовоспалительные препараты, сердечные лекарства, антибиотики, гормональные контрацептивы, некоторые таблетки, принимаемые при диабете 2 типа.
- Боязнь высоты, нарушения работы вестибулярного аппарата, нервно-психические состояния. Вызывают головокружение, сопровождающееся рвотой, которой не всегда предшествует тошнота.
- Острые и хронические заболевания. Развитие заболевания вызывает дискомфорт в желудке или возврат пищи. Также могут влиять лекарства, применяемые для лечения этих состояний, или методы лечения, например, химиотерапия. Заболевания имеющие симптом — рвоту: аппендицит, болезнь Крона, желчекаменная болезнь, мочекаменная болезнь, гломерулонефрит, пиелонефрит, язвенная болезнь желудка, рак желудка, дуоденит, гепатит, цирроз печени, панкреатит, рак поджелудочной железы.
- Болезни центральной нервной системы. Рвота может быть вызвана любым состоянием, которое связано с повышенным внутричерепным давлением. Это симптом мигрени, травмы головы, опухолей головного мозга, инсульта или субарахноидального кровоизлияния.
- Острый живот. Это совокупность симптомов, связанных с заболеваниями органов брюшной полости. Например, рвота сопровождает острый аппендицит, острый аднексит, разрыв желудка или двенадцатиперстной кишки, брыжеечный инфаркт, острый холецистит, острый панкреатит.
- Печеночные колики. Во время приступа колик у многих пациентов возникают тошнота и рвота. Приступы также сопровождаются острой болью, иногда метеоризмом. Когда желудок пуст, в рвоте обнаруживается желудочный сок с примесью желчи.
Диагностика причин рвоты
Диагностика причины рвоты состоит из сбора анамнеза пациента, физического осмотра и дополнительных анализов, назначенных врачом. Во многих случаях причину рвоты можно определить при первом посещении. Это главным образом относится к пищевому отравлению, диагностике беременности или некоторых заболеваний, при которых может возникнуть рвота и тошнота.
Врач назначает дополнительные анализы, когда причина рвоты неясна. Основные тесты в таких случаях, включают:
- анализ крови;
- тест на глюкозу;
- анализы на гормоны щитовидной железы;
- тест на билирубин;
- анализ мочи;
- УЗИ брюшной полости.
В относительно редких случаях необходимы более сложные тесты:
- МРТ головы;
- ЭКГ;
- эндоскопия верхних отделов желудочно-кишечного тракта;
- рентгенография грудной клетки;
- пункция спинномозговой жидкости.
Рвота во время беременности
Это явление, возникающее на ранних сроках беременности, во время развития плода, когда различные вещества, попадающие в организм женщины, могут попасть в организм ребенка и нанести ущерб формирующимся тканям и органам.
Система хеморецепторов в это время чрезвычайно чувствительна к раздражителям, содержащимся в крови. Это скорее профилактика, защищающая развивающийся плод от потенциальной опасности.
Облегчение рвоты: нужно ли с ней бороться?
Во многих случаях нет смысла прекращать рвоту, поскольку она предназначены для очищения организма от токсинов. Тем не менее, вы можете попытаться остановить рвоту глубоким, медленным дыханием.
Люди, у которых была диагностирована причина рвоты, должны избегать ситуаций или продуктов, которые могут привести к рвотному рефлексу и желудочному рефлюксу. Если возможно, откажитесь от лекарств, дающих такой побочный эффект.
Чтобы исключить случайные рвотные позывы старайтесь не переедать, избегайте горячей, жирной и острой пищи, откажитесь от физической активности сразу после еды, не доводите себя до изнурения — больше отдыхайте и не нервничайте.
Источник
Помните, в школе, в учебнике биологии были картинки, демонстрирующие, как некий индивид ладонью касается горячего чайника. Как следствие – обжигает и отдергивает руку. А ещё изображение с собакой, у которой начинается активное слюноотделение, когда подают сигнал.
Все это рефлексы: безусловный и условный.
И, казалось бы, на изображении с чайником ситуация для взрослого человека непривычная. Кто же будет трогать вскипевший чайник голой рукой?! А между тем на этом простом примере нам показывают, насколько важны в данном случае безусловные рефлексы. Они помогают нам выжить и не травмировать себя. Про собаку с активным слюноотделение не забываем и вернёмся к ней позже.
Итак, безусловный рефлекс – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма у всех животных данного вида. Термин в обиход ввел Иван Петрович Павлов.
Рисунок 1 – Термин безусловного рефлекса ввел Иван Петрович Павлов
То есть безусловный рефлекс это те реакции на постоянные факторы среды, которые даны нам с рождения. Для них, в отличие от условных рефлексов, не нужны специальные условия возникновения. Безусловные рефлексы относительно постоянны в течение жизни, осуществляются при участии всех отделов ЦНС и служат для поддержания нормальной жизнедеятельности организма и его взаимосвязи с окружающей средой.
Безусловные рефлексы могут классифицироваться следующим образом:
по степени сложности:
- простые (пример с чайником);
- сложные (если в крови повысился оксид углерода, то вы станете чаще дышать, чтобы поддержать гомеостаз);
по виду реакции:
- пищевые (слюноотделение);
- половые (эрекция);
- оборонительные (рефлекторная защита руками головы);
- ориентировочно-исследовательские (поворачивание головы на громкий звук);
по отношению животного к раздражителю:
- биологически положительные (поиск пищи по запаху);
- биологически отрицательные (убегание от источника шума).
Стоит отметить, что безусловные рефлексы хоть и врожденные, но не проявляются все сразу одновременно, и не все из них остаются с нами навсегда. Например, сосательный рефлекс у маленьких детей угасает к 4 годам.
Особое место в ряду безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс, некоторые особенности которого (например, угасание при повторении раздражителя) сближает его с условными рефлексами. На основе безусловные рефлексы в процессе индивидуальной жизни у животных и человека образуются условные рефлексы.
Рефлекс – реакция организма, при это участвует нервная система, на раздражитель. Термин “рефлекс” ввел Рене Декарт в XVII в. А вот как объяснение психической деятельности как рефлекторной предложено основоположником русской материалистической физиологии Иваном Михайловичем Сеченовым в 1862-ом году в труде “Рефлексы головного мозга”. Позже Иван Петрович Павлов, развивая тезисы И. М.Сеченова, с помощью экспериментов исследовал функциональность рефлексов и выделил две группы рефлексов: безусловные и условные. Впоследствии использовал условный рефлекс как метод изучения высшей нервной деятельности.
И если про безусловные написано выше, то про условные (приобретенные) мы поговорим здесь. Итак, пришло время вспомнить собаку и ее активное слюноотделение при подаче сигнала.
Условный рефлекс носит адаптивный характер. Это ответная реакция организма (участвует кора головного мозга) на какое-либо воздействие. Мы приобретаем их в течение жизни. Это, можно сказать, наш опыт. Это по сути комбинация – раздражение рецепторов + безусловный рефлекс. Чтобы русловый рефлекс возник не достаточно просто воссоздать комбинацию, необходимо несколько раз повторить ее, причем сначала идет раздражитель, а потом уже безусловный рефлекс. Но и это временно, так как без поддержки, без постоянной связи “раздражитель-безусловный рефлекс” приобретенный рефлекс будет угасать, а потом и вовсе исчезнет. То есть условные рефлексы помогают нам приспосабливаться к меняющимся условиям.
Оба вида рефлексов тесно взаимосвязаны, безусловные “обрастают” приобретенными рефлексами, и в чистом виде из найти сложно. Причем проявление одних притормаживает другие. Когда вы, например, знаете, что в этой ситуации лучше убежать, то слюноотделение, когда вы пробегаете мимо еды, вряд ли вам грозит, этот условный рефлекс на время спасения отключен.
Источник
Высшая нервная деятельность (ВНД)
Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность высших центров центральной нервной системы, обеспечивающая максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
Основу ВНД составляют сложные электрохимические процессы, которые происходят в нейронах коры больших полушарий. Мозг осуществляет связь нашего организма с внешней средой и обеспечивает постоянство внутренней среды в самом организме.
Основы научных представлений о высшей нервной деятельности изложены в работах И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Особенности высшей нервной деятельности человека:
- развитая психическая деятельность;
- речь;
- способность к абстрактно-логическому мышлению.
Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных
И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» обосновал универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он пришёл к выводу, что любое действие человека начинается с возникновение возбуждения в органах чувств, затем находит продолжение в нервных явлениях, происходящих в мозге, и в результате приводит к определённым поведенческим реакциям.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:
- первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
- Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
- Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Сеченов пришёл к выводу, что в мозге постоянно сменяются процессы возбуждения и торможения. Эти процессы находятся во взаимодействии и приводят к усилению или к ослаблению рефлексов. Сеченов также пришёл к выводу, что существуют врождённые рефлексов, которые передаются от предков, и приобретённые, которые появляются в результате обучения. Его учение стало революционным событием и стало основой дальнейшего изучения психических процессов.
Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов.
Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.
У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
- Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
- Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
- Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
- Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.
Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
Пример:
мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.
Условные рефлексы
Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
Пример:
чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
Эти рефлексы могут исчезать.
Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
Источник
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Понятие «рефлекс» ввел Сеченов, он считал, что «рефлексы составляют основу нервной деятельности человека и животных». Павлов разделил рефлексы на условные и безусловные.
Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса. Состав рефлекторной дуги:
1) Рецептор – чувствительное образование, способное реагировать на определенный вид раздражителя; преобразует раздражение в нервный импульс.
2) Чувствительный нейрон отправляет нервный импульс в центральную нервную систему (спинной или головной мозг), находится в заднем корешке спинного мозга.
безусловный рефлекс | условный рефлекс |
3) Вставочный нейрон | 3) такой-то центр коры больших полушарий 5) сякой-то центр коры больших полушарий |
4/6) Исполнительный (двигательный) нейрон отправляет нервный импульс к рабочему органу, находится в переднем корешке спинного мозга.
5/7) Рабочий (исполнительный) орган – мышца (сокращается), железа (выделяет секрет) и т.п.
Сравнение условных и безусловных рефлексов
безусловные | условные |
имеются с рождения | приобретаются в течение жизни |
в течение жизни не изменяются и не исчезают | могут изменяться или исчезать в течение жизни |
одинаковые у всех организмов одного вида | у каждого организма свои собственные, индивидуальные |
приспосабливают организм к постоянным условиям | приспосабливают организм к изменяющимся условиям |
рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного | временная связь образуется в коре больших полушарий |
Примеры | |
выделение слюны при попадании лимона в рот | выделение слюны при виде лимона |
сосательный рефлекс новорожденного | реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком |
чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника | реакция кошки/собаки на кличку |
Выработка условного рефлекса
Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.
Торможение условных рефлексов
Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).
Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.
Еще можно почитать
ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Рефлекс, рефлекторная дуга, условные и безусловные рефлексы, Выработка и торможение условных рефлексов
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в
1) коре больших полушарий
2) продолговатом мозге
3) мозжечке
4) среднем мозге
Выберите один, наиболее правильный вариант. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
1) центральную
2) вегетативную
3) соматическую
4) периферическую
Выберите один, наиболее правильный вариант. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
1) условный
2) безусловный
3) защитный
4) ориентировочный
Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных
1) приобретаются в течение жизни
2) передаются по наследству
3) различны у разных особей
4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды
Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам
1) двигательным
2) вставочным
3) чувствительным
4) исполнительным
Выберите один, наиболее правильный вариант. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это
1) безусловное торможение
2) условное торможение
3) рассудочное действие
4) осознанный поступок
Выберите один, наиболее правильный вариант. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют
1) нервным волокном
2) центральной нервной системой
3) нервом
4) анализатором
Выберите один, наиболее правильный вариант. Условные рефлексы человека и животных обеспечивают
1) приспособление организма к постоянным условиям среды
2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
3) освоение организмом новых двигательных умений
4) различение животными команд дрессировщика
Выберите один, наиболее правильный вариант. Чувствительные нейроны в трехнейронной рефлекторной дуге соединены с
1) отростками вставочных нейронов
2) телами вставочных нейронов
3) двигательными нейронами
4) исполнительными нейронами
Выберите один, наиболее правильный вариант. Реакция ребенка на бутылочку с молоком – это рефлекс, который
1) передается по наследству
2) формируется без участия коры больших полушарий
3) приобретаются в течение жизни
4) сохраняется в течение всей жизни
Выберите один, наиболее правильный вариант. Условное (внутреннее) торможение
1) зависит от типа высшей нервной деятельности
2) появляется при возникновении более сильного раздражителя
3) вызывает формирование безусловных рефлексов
4) наступает при угасании условного рефлекса
Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу нервной деятельности человека и животных составляет
1) мышление
2) инстинкт
3) возбуждение
4) рефлекс
Выберите один, наиболее правильный вариант. При выработке условного рефлекса условный раздражитель должен
1) действовать через 2 часа после безусловного
2) следовать сразу после безусловного
3) предшествовать безусловному
4) постепенно ослабляться
Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят
1) чувствительные нейроны
2) двигательные нейроны
3) чувствительные и двигательные нейроны
4) вставочные и двигательные нейроны
ДУГА СТРОЕНИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые
1) воспринимают информацию из внешней среды
2) воспринимают импульсы из внутренней среды
3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
4) располагаются в исполнительном органе
5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды
Выберите три варианта. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
1) с двигательного нейрона в головной мозг
2) от рабочего органа в спинной мозг
3) от спинного мозга в головной мозг
4) от чувствительных нейронов к рабочим органам
5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам
6) из головного мозга к двигательным нейронам
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими особенностями обладают вставочные нейроны в соматической нервной системе человека?
1) осуществляют связь между чувствительными и исполнительными нейронами
2) входят в состав задних корешков спинного мозга
3) входят в состав передних корешков спинного мозга
4) образуют основную массу серого вещества спинного мозга
5) осуществляют передачу нервных импульсов к внутренним органам
6) осуществляют передачу нервных импульсов на двигательные нейроны
Установите соответствие между функциями и типами нейронов: 1) чувствительные, 2) вставочные, 3) двигательные. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) передача нервных импульсов от органов чувств в мозг
Б) передача нервных импульсов от внутренних органов в мозг
В) передача нервных импульсов к мышцам
Г) передача нервных импульсов к железам
Д) передача нервных импульсов от одного нейрона к другому
Проанализируйте таблицу «Нейроны». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка.
1) центростремительный
2) двигательный
3) оболочки мозга
4) серое вещество спинного мозга
5) белое вещество спинного мозга
6) передача нервного импульса от рецепторов в ЦНС
7) передача нервного импульса от ЦНС к рабочему органу
8) передача нервного импульса к внутренним органам
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рецептор
2) передний корешок спинного мозга
3) серое вещество спинного мозга
4) двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
5) тело двигательного нейрона
6) вставочный нейрон
ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО
1. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение в рецепторах нервных импульсов
2) потоотделение
3) возбуждение двигательных нейронов
4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло
5) передача нервных импульсов к потовым железам
6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС
2. Установите последовательность проведения нервного импульса в рефлекторной дуге, обеспечивающей один из механизмов терморегуляции в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передача нервного импульса по чувствительному нейрону в центральную нервную систему
2) передача нервного импульса на двигательные нейроны
3) возбуждение терморецепторов кожи при понижении температуры
4) передача нервного импульса на вставочные нейроны
5) уменьшение просвета кровеносных сосудов кожи
3. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) аксон чувствительного нейрона
3) рецептор
4) исполнительный орган
5) тело чувствительного нейрона
6) двигательный нейрон
4. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) Двигательный нейрон
2) Чувствительный нейрон
3) Спинной мозг
4) Рецепторы сухожилия
5) Четырёхглавая мышца бедра
5. Установите последовательность процессов безусловного слюноотделительного рефлекса при попадании пищи в ротовую полость. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) анализ сигнала в центре продолговатого мозга
2) возбуждение вкусовых рецепторов
3) передача возбуждения в пищевой центр продолговатого мозга
4) выделение слюны
5) передача возбуждения к слюнной железе
ДУГА + СПИННОЙ МОЗГ
1. Установите последовательность передачи нервного сигнала по рефлекторной дуге. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передний корешок спинномозгового нерва
2) рецептор
3) задний корешок спинномозгового нерва
4) скелетная мышца
5) тело вставочного нейрона
6) тело чувствительного нейрона
2. Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса
1) задний корешок спинномозгового нерва
2) спинной мозг
3) мышца
4) болевой рецептор
5) передний корешок спинномозгового нерва
3. Установите последовательность процессов, возникающих при реализации коленного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) передача возбуждения на мышечные волокна четырёхглавой мышцы бедра
2) непроизвольное разгибание голени
3) движение импульсов по волокнам бедренного нерва к задним рогам спинного мозга
4) передача импульсов на аксоны моторных нейронов
5) возбуждение рецепторов растяжения в четырёхглавой мышце бедра
ДУГА УСЛОВНОГО
1.
Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) слуховой центр коры мозга
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы слуха
4) временная связь
5) центр слюноотделения
6) слюнные железы
7) двигательный нейрон
2.
Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) центр слюноотделения коры головного мозга
2) чувствительный нейрон
3) двигательный нейрон
4) зрительный центр коры головного мозга
5) слюнные железы
6) рецепторы глаза
3. Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рабочий орган
3) вставочный нейрон
4) отдел коры больших полушарий
5) рецептор
6) двигательный нейрон
4. Установите последовательность процессов, происходящих при осуществлении условного слюноотделительного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) секреция амилазы
2) передача импульса в корковый центр обонятельного анализатора
3) активация центра слюноотделения в продолговатом мозге
4) возбуждение обонятельных рецепторов
5) передача импульса по двигательным волокнам к слюнным железам
БЕЗУСЛОВНЫЕ
1. Выберите три варианта. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
1) возникают в результате многократного повторения
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) являются генетически запрограммированными
4) характерны для всех особей вида
5) являются врожденными
6) не передаются по наследству
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
1) сформировались в относительно постоянных условиях среды
2) сформировались в процессе исторического развития
3) для своей работы требуют работы больших полушарий
4) для своей работы требуют нескольких повторений
5) учащение пульса и дыхания во время работы
6) выделение слюны при запахе шашлыка
БЕЗУСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы
1) наследуются
2) индивидуальны
3) одинаковы у всех особей вида
4) контролируются только спинным мозгом
5) приобретаются в течение жизни
БЕЗУСЛОВНЫЕ – УСЛОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обеспечивает инстинктивное поведение
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
В) позволяет приобрести новый опыт
Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях
2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) являются врожденными
Б) приспособления к новым появляющимся факторам
В) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельности
Г) одинаковы у всех представителей одного вида
Д) лежат в основе обучения
Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни
3. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) врожденные, передаются по наследству
Б) непостоянные, способны угасать
В) характерны для всех особей данного вида
Г) возникают на адекватный для каждого рефлекса раздражитель
Д) приобретенные в процессе жизнедеятельности
Е) помогают адаптироваться к меняющимся условиям среды
БЕЗУСЛОВНЫЕ – УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) отдергивание руки от огня горящей спички
Б) плач ребенка при виде человека в белом халате
В) протягивание руки пятилетнего ребенка к увиденным сладостям
Г) глотание кусочков торта после их пережевывания
Д) выделение слюны на вид красиво сервированного стола
Е) катание на лыжах с горки
2. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов, которые они иллюстрируют: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам
Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем
В) выполнение гигиенических процедур перед сном
Г) чихание при попадании пыли в носовую полость
Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке стола
Е) катание на роликовых коньках
УСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Условные рефлексы
1) формируются в процессе эволюции
2) имеют постоянные рефлекторные дуги
3) вырабатываются в ответ на посторонний раздражитель
4) сопровождаются образованием временной связи
5) сохраняются всю жизнь без изменений
ВЫРАБОТКА
Установите последовательность формирования слюноотделительного условного рефлекса и его торможения у домашней собаки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) включение света и предоставление пищи
2) многократное включение света при отсутствии пищи
3) прекращение выделения слюны при включении света
4) выделение слюны при включении света
5) многократное сочетание кормления с предварительным включением света
© Д.В.Поздняков, 2009-2020