Йога очищение желудка рвотой
Дхаути – обобщённое название для группы очищающих практик йоги, действие которых направлено в основном на пищеварительный тракт. Чистка языка (джихва-дхаути), динамический массаж органов брюшной полости (агнисара-дхаути), сквозное промывание ЖКТ солевым раствором (шанкх-пракшалана, или варисара-дхаути) – всё это разные варианты дхаути. Сюда же относится и общеизвестная процедура вамана-дхаути, часто называемая «очищающей рвотой».
Человеческий желудок изнутри покрыт складчатой слизистой оболочкой, разные классы клеток которой вырабатывают соляную кислоту, пищеварительный профермент пепсиноген и слизь. Все эти компоненты желудочного сока работают слаженно и каждый в своём направлении: соляная кислота активирует пепсиноген, превращая его в пепсин – активную форму протеолитического фермента; слизь создаёт защитный барьер, не давая кислоте и ферментам переваривать и разрушать собственную слизистую.
В складках слизистой могут задерживаться остатки недопереваренной пищи, особенно при недостаточно активной и неправильной моторике желудка. Поэтому слизистая нуждается в периодическом очищении и механической «встряске». Эти (и не только эти) задачи решаются с помощью процедуры вамана-дхаути.
Йогический вариант предусматривает промывание желудка водно-солевым раствором. Проводить процедуру нужно на пустой желудок. Предпочтительное время для выполнения – утро.
Для приготовления раствора следует взять 1 литр чистой тёплой воды. На литр воды добавляется 0,5 чайной ложки поваренной соли и 0,5 чайной ложки соды.
Приготовив раствор, мы выпиваем его по возможности в максимально короткие сроки (то есть почти залпом). После этого можно выполнить мягкий вариант агнисара-дхаути-крийи, после чего нужно наклониться над заранее приготовленным тазиком и вызвать у себя рвотный рефлекс, засунув два пальца в рот. Другой рукой можно мягко надваить на область желудка.
Эвакуацию выпитого раствора нужно производить в таз, чтобы можно было оценить количество и состав извлечённого.
Для проведения быстрого и лёгкого процесса рвоты нужно поискать наиболее «отзывчивую» зону в области глотки: надавить на корень языка, достать пальцами до дужек зева и задней стенки глотки.
С целью облегчения процесса можно также использовать рвотные настои. Чаще всего с этой целью применяется настой холодный солодки, который можно приготовить заранее с вечера, залив стаканом воды одну столовую ложку корня солодки. Утром его следует процедить и выпить сразу же после раствора. У определенной категории лиц это значительно облегчает и усиливает рвотный рефлекс.
Раз за разом вызывая рвоту, мы постепенно извлекаем из желудка выпитый раствор, стараясь достичь исходного объёма – то есть по возможности извлекаем всё выпитое. Не следует, однако, фанатично стремиться к максимальному результату – если развёрнутый рвотный рефлекс вызывается не слишком охотно, то на первых порах можно ограничиться достижением частичных результатов (скажем, добившись извлечения 600-800 мл раствора).
При этом обязательно следует обратить внимание на состав выделенного: при первых опытах нередко можно увидеть грязноватые пенки и наслоения, которые находились на стенках желудка; это нормально. Если же мы видим розоватое окрашивание воды или сгустки крови, это говорит о имеющихся дефектах слизистой, эрозивных или язвенных её изменениях, из которых происходят микроскопические (а возможно, и довольно объёмные) выделения крови. При интенсивных воздействиях на слизистую возможно усиление имеющихся кровотечений. Поэтому при вышеупомянутых признаках следует в дальнейшем воздержаться от проведения процедуры вамана-дхаути, провести необходимые обследования и консультации со специалистами, провести лечение и после заживления дефектов слизистых возвращаться к вопросу о проведении процедуры.
Вамана-дхаути может проводиться периодически (допустим, раз в сезон или раз в месяц) или ежедневно курсами разной продолжительности. Однако следует помнить о том, что процедура не является сугубо очистительной техникой. Она оказывает воздействие на разные сферы организма и далеко не всем может быть полезна. Говоря иначе, эта очистительная практика по-разному подходит людям разных конституциональных типов.
Влияние на пищеварительную активность данной процедуры сводится к двум основным направлениям: стимуляция секреции желудочного сока и регуляция деятельности желчевыводящих путей.
Иссследования показывают, что практика вастра-дхаути (глотание бинта) стимулирует выработку пепсиногена, повышая уровень его метаболитов (уропепсина) в моче (Dr. P. V. Kalambelkar et al., 1969). Вамана-дхаути, по-видимому, обладает аналогичным действием, за счет активного механического воздействия на стенки желудка, стимулируя кровообращение и выработку активных переваривающих агентов (соляной кислоты и пепсиногена).
Усиление выработки соляной кислоты не будет благом для людей, склонных к гиперсекреции, развитию язвенной болезни и других повреждений слизистой желудка. Таким образом, данная процедура не подходит тем, у кого секреция активна, регуляция неустойчива, а внутренняя поверхность желудка слабо защищена (примером могут служить люди конституции Вата-Питта: избыток Питты можно отождествить со склонностью к избыточной секреции, избыток Ваты — с нестабильной регуляцией, а недостаток Капхи – с дефицитом защитного слизистого барьера).
Расстройство пищеварения может проявляться нарушением нормальной координации желчевыводящих путей, желчного пузыря и прилегающих к ним органов: двенадцатипёрстной кишки, желудка и поджелудочной железы. Все эти структуры связаны между собой в единый функциональный комплекс, участники которого взаимно регулируют деятельность друг друга с помощью нервных и гормональных местных воздействий. Нормальное их взаимодействие порой нарушается, что приводит, например, к забросу желчи в желудок и развитию так называемого рефлюкс-гастрита; другой пример дискоординации в данном системе – нарушение нормального тонуса желчевыводящих путей и застой в желчном пузыре.
Процедура вамана-дхаути во многих случаях помогает «перезагрузить» всю эту систему, восстановить нормальную моторику и взаимодействие желчевыводящих путей, кишечника, желудка, поджелудочной железы, соединяющих их протоков и сфинктеров.
Таким образом, в отношении пищеварения эффекты процедуры будут сводиться к стимуляции желудочной секреции, а также к регуляции моторики органов «верхнего этажа» пищеварительного тракта. Следовательно, данная процедура будет показана при недостаточной секреции желудочного сока и дискинезии желчного пузыря по гипотоническому типу.
Что касается влияния вамана-дхаути на дыхательную систему, то здесь оно касается состояний, связанных с чрезмерным накоплением слизи и нарушениями её своевременной эвакуации. В первую очередь это бронхиальная астма, а также хронический бронхит и чрезмерное скопление слизи в придаточных пазухах носа – то есть хронические синуситы.
Традиционное применение вамана-дхаути при бронхиальной астме в восточных медицинских системах может быть объяснено следующими обстоятельствами. Расположенные в продолговатом мозге центры, отвечающие за различные врожденные рефлексы – рвотный, кашлевой, дыхательный, а также ядра черепно-мозговых нервов (в первую очередь блуждающего), при возбуждении способны менять активность своих соседей. Насильственно возбуждая рвотный центр и приводя к его «разрядке» при выполнении процедуры, мы тем самым меняем активность расположенных рядом нейронов. По-видимому, вамана-дхаути обладает противовагусной активностью — то есть способностью снижать тонус блуждающего нерва. Последний стимулирует выделение слизи дыхательным эпителием, повышает тонус бронхов – то есть способствует комплексу явлений, имеющих место при бронхиальной астме. Поэтому вамана-дхаути способствует отхождению уже имеющейся слизи и нормализует процессы образования новой, приводит в равновесие тонус бронхиального дерева.
Вамана-дхаути имеет ряд противопоказаний к выполнению:
- острые и обострения хронических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и т.д.; при наличии этих заболеваний процедура выполняется только в стадии ремиссии и по специальным показаниям);
- цирроз печени (при этом состоянии варикозно расширяются вены пищевода, которые могут травмироваться во время рвоты, что вызовет серьёзнейшее кровотечение);
- злокачественные опухоли любой локализации, доброкачественные опухоли пищеварительного тракта (опухоли обычно обильно кровоснабжаются, поэтому интенсивное механическое воздействие может спровоцировать кровотечение);
- желчнокаменная болезнь (за счет желчегонного действия процедура может спровоцировать движение камня и желчную колику);
- относительным противопоказанием является склонность к гиперсекреции желудка и язвенно-эрозивные поражения слизистой; в этих случаях следует применять специальные варианты ваманы с применением лекарственных растений (подробнее здесь);
- наличие крови в рвотной воде при выполнении процедуры;
- рефлюкс-гастрит (заброс желчи из двенадцатиперстной кишки в желудок; процедура вамана-дхаути будет закреплять этто патологический рефлекс);
- кровотечения из желудочно-кишечного тракта в анамнезе;
- беременность (многократные рвотные позывы повышают давление в брюшной полости, что нежелательно при беременности, поэтому целенаправленная рвотная практика не рекомендуется);
Интересно, что традиционные руководства по Аюрведе приводят список противопоказаний, практически идентичный вышеприведённому (который сформулирован с точки зрения западной медицины) – это еще раз подтверждает, что если медицинские системы основаны на логике и объективном наблюдении, то они не противоречат, а подтверждают друг друга.
В частности, согласно Шарнгадхара-самхите (3.3.6-8), выполнение рвотной терапии противопоказано страдающим такими состояниями, как гулма (класс опухолей брюшной полости), ударарога (группа состояний, сопровождающихся накоплением жидкости в брюшной полости, увеличением селезенки — что чаще всего имеет место при циррозе печени), удаварта (обратная перистальтика ЖКТ, в том числе рефлюкс-гастрит), урдхва-рактапитта (кровотечения из верхней половины туловища); вамана противопоказана также такой категории, как гарбхини – беременные (цитируется по переводу Игоря Тонояна-Беляева).
Использованная литература:
- P. V. Kalambelkar, ShriM.L. Gharote, DR. M. V. Bhole (Yoga-Mimamsa, July 1968 – January 1969
Источник
Вамана- и вастра-дхаути
Начиная заниматься йогой, перед нами, так или иначе, встаёт вопрос очищения. Во-первых, потому, что становятся очевидными проблемы с телом, всплывают на поверхность различные отклонения от нормы в работе организма; во-вторых, уж больно хочется научиться управлять своим сознанием, но когда тянет то тут, то там, то дыхания не хватает, то сидеть неудобно, успехи не торопятся проявляться. Здесь-то и приходит понимание, что организму нужен сброс и перезагрузка, нужно наладить, казалось бы, самое примитивное, но уж слишком важное — наше тело, тем более что каждая йогическая очистительная практика направлена не только на физический, но и на энергетический аспект организма.
Согласно классическим текстам, существует шесть основных очистительных техник, их называют шаткармами (шат — ‘шесть’, карма — ‘действие’): дхаути, нети, басти, наули, капалабхати, тратака. И сегодня мы рассмотрим некоторые процедуры, относящиеся к шаткарме под названием «Дхаути».
Дхаути в переводе означает ‘внутреннее очищение’ и включает в себя такие процедуры, как очищение зубов (данта-дхаути), языка (джихва-дхаути), нёба (капаларандхра-дхаути), глаз (чакша-дхаути), ушей (карна-дхаути), всего пищеварительного тракта (варисара-дхаути), желудка (вамана-дхаути) и др. В данной статье мы подробнее рассмотрим Вамана-дхаути и Вастра-дхаути.
Вамана-дхаути
Вамана-дхаути также можно встретить под названием «кунджала». Данная практика предназначена для избавления от излишней слизи желудка и дыхательных путей и, как следствие, для улучшения их работы. С энергетической точки зрения вамана-дхаути помогает поднять энергию с анахата-чакры и гармонизировать её работу. Также, согласно аюрведе, эта техника балансирует капха-дошу, поскольку именно эта доша склонна к излишнему скоплению слизи в организме.
Подготовка и техника выполнения вамана-дхаути
- Для выполнения процедуры необходимо в 2 литрах воды (в зависимости от целей количество воды может быть увеличено) развести около 0,5–1 чайной ложки соли. На вкус раствор должен выйти еле солёный. Вода должна быть чуть тёплой, не ниже комнатной температуры;
- Выполняют кунджалу на пустой желудок, утром;
- Быстро выпиваем максимальное количество воды, так чтобы наполнился желудок и было ощущение сильного распирания и того, что вода уже стоит в горле. В идеальном варианте, когда мы наклоняемся, она должна самопроизвольно спровоцировать рвоту.
- Наклоняемся над ванной, раковиной или заранее подготовленным тазом, помещаем два пальца в рот и вызываем рвоту. Не всегда удаётся с первого раза вызвать рвоту. Для этого эффективен способ, когда вода выпивается сидя на корточках. В этой позиции она не проходит ниже желудка и сильнее давит вверх, что облегчает процедуру.
- Желательно постараться отследить, какого качества вода выходит. В ней не должно быть кровяных пятен или сгустков — это показатель поражённых стенок желудка или пищевода, что является противопоказанием для выполнения техники.
- Как часто проводить очищение. Так как вамана-дхаути не только очистительная техника, но и имеет серьёзное стимулирующее действие, людям с разным конституционным типом необходима разная частота её выполнения. Наиболее ясно иллюстрирует картину аюрведический подход к понятию конституции. Так, людям вата- и питта-типа не стоит злоупотреблять этой процедурой, тогда как представителям капха-типа систематичное проведение вамана-дхаути может принести массу пользы. Это связано с тем, что свойство капха-доши (доша в переводе означает ‘отклонение’) проявляет себя в избыточной слизи, которая заглушает работу желудочного сока и снижает процесс переваривания пищи, иными словами, вамана-дхаути способствует разжиганию огня пищеварения, тем самым усиливая питту. Таким образом, тем, у кого питта итак ярко выражена, т. е. желудочный сок и желчь выделяются интенсивно, не стоит излишне стимулировать эти процессы, однако очищение раз в несколько недель или месяцев тоже пойдёт на пользу. Что касается вата-типа, то таким людям также нужно быть аккуратными, поскольку данный тип склонен к слабому слизистому барьеру и увеличение секреции желудочного сока может нанести вред стенкам желудка. Но и здесь разовое проведение процедуры больше для энергетического, нежели физического эффекта, может быть полезным.
Эффекты от выполнения вамана-дхаути:
- Усиление огня пищеварения;
- Гармонизация капха-доши;
- Обновление слизистой желудка и дыхательных путей;
- Усиление секреции желудочного сока;
- Восстановление работы желчевыводящих путей, кишечника, желудка, поджелудочной железы, соединяющих их протоков и сфинктеров;
- Удаление слизи из дыхательных путей, включая носовые пазухи;
- Сбалансированная работа бронхиального дерева.
Противопоказания к вамана-дхаути:
- Гастрит, язвенная болезнь в стадии обострения;
- Цирроз печени (данное отклонение вызывает расширение вен пищевода, во время рвоты они могут повредиться, что приведёт к кровотечению);
- Опухоли пищеварительного тракта, желчнокаменная болезнь.
С осторожностью нужно выполнять ваману в следующих случаях:
- Если наблюдается склонность к гиперсекреции желудка (питта-тип) и тем, у кого низкий уровень слизи (вата-тип); в этих случаях следует применять специальные варианты ваманы с применением лекарственных растений;
- В период беременности;
- Имеются сильные проблемы со зрением;
- При заболеваниях сердца;
- При диабете;
- При астме.
Вастра-дхаути
Теперь перейдём к такой интересной шаткарме, как вастра-дхаути. Процедура чрезвычайно серьёзная и, согласно «Хатха-йога прадипике», должна выполняться в присутствии гуру, т. е. человека, не раз самостоятельно выполнявшего её и знающего что к чему не только в теории, но и на практике. В общем виде вастра-дхаути выглядит как заглатывание нескольких метров материи с последующим её вытягиванием обратно через рот. Но обо всём по порядку.
Подготовка и техника выполнения вастра-дхаути:
- Для начала необходимо подготовить ткань для заглатывания. Это может быть бинт или полоска муслина шириной 5–8 см (ширина четырёх пальцев руки) и длиной 6–7 метров. Нужно проследить, чтобы по краям материи не было ниточек, если есть, их нужно обрезать. Помимо этого, её необходимо промыть с мылом и свернуть в рулон.
- Непосредственно перед самой процедурой промытую ткань нужно прокипятить в течение 5–10 минут и дать ей остыть.
- Вастра-дхаути выполняется утром на пустой желудок. Имеет смысл не есть после 18 часов предыдущего дня.
- Садимся на корточки с широко расставленными коленями (Поза ворона) и кладём один край материи на язык глубоко ближе к горлу, ткань должна быть расправлена по языку.
- Аккуратно начинаем заглатывать ткань, не поддаваясь рвотным позывам. Если позывы сильные, нужно остановиться и переждать, можно выпить несколько глотков тёплой воды — это должно облегчить заглатывание материи.
- Ткань заглатываем до тех пор, пока не останется небольшой кусок для вытягивания её обратно.
- Когда ткань вошла в желудок (за исключением кончика для вытягивания), нужно сделать несколько подходов наули. Если наули ещё не освоена, то можно выполнить агнисара дхаути-крийю.
- Затем начинаем медленно и аккуратно вытягивать ткань через рот до появления неприятного чувства. Здесь также важно не поддаться рвотным позывам. Если возникло это ощущение, можно выпить несколько глотков тёплой воды, разгладив тем самым материю.
- Процедура закончена, когда вся материя снова оказалась у нас в руках;
- Лучше её больше не использовать или вымыть с мылом и просушить. Перед следующим разом обязательно прокипятить.
Особые указания:
- Очень важно не проглотить ткань полностью! В случае если ткань целиком вошла в желудок, нужно постараться выпить как можно больше воды и вызвать рвоту, идеальный вариант в данном случае, если всё же удастся извлечь её не комком, а ухватить конец материи и закончить начатую процедуру, плавно её вытягивая.
- Не следует оставлять ткань в желудке дольше, чем на 20 минут.
- При выполнении упражнения сохраняйте спокойствие, это залог успешного прохождения практики.
- Данная практика является достаточно сложной, чтобы её освоить может понадобиться некоторое время. Для этого можно выполнять технику, начав с половины метра и увеличивая каждый день длину заглатываемой материи на полметра. При должном усердии уже через пару недель можно получить полное выполнение вастра-дхаути.
- После вастра-дхаути желательно не есть в течение трёх часов. Пища должна быть нейтральной, это может быть лёгкая чуть масляная каша.
Эффект вастра-дхаути
Эффект от данной практики во многом схож с эффектом от вамана-дхаути. Помимо этого, традиционные йогические тексты обещают избавление от заболеваний селезёнки и жёлчного пузыря, расширения желудочных желёз, от воспалений, кашля, астмы и проказ. Ещё говорят, что вастра-дхаути избавляет от всех болезней капхи, т.е. от всего, что связано с мокротой, излишним накоплением слизи.
Противопоказания к вастра-дхаути
Противопоказания к вастра-дхаути те же, что и для вамана-дхаути.
Как мы видим, вамана- и вастра-дхаути могут принести огромную пользу. Нужно отметить, что польза состоит не только в гармонизации физических аспектов, колоссальное действие оказывается и на энергетическом уровне. Эти практики помогают преодолеть излишние переживания на анахата-чакре (ревность, безответная влюблённость, эмоции, связанные с чрезмерным проявлением волнения за других, и т. п.), справиться с проблемами манипура-чакры (переедание, отсутствие воли, жадность и т. д.). Также может произойти переход на уровень вишудхи с обретением сильных её сторон, например силы слова. Конечно, одними шаткармами не обойтись, йога должна идти в комплексе, включающем в себя и соблюдение обетов ямы и ниямы, и с асанами, и с пранаямами, а главное, с осознанностью и стремлением к жизни доброй!
Успехов в практике!
Источник