Эпидемия рвота понос 2017
/О детях/Детское здоровье и уход/Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)
Ротавирусная инфекция
- Как возник термин «кишечный грипп» и о каком заболевании идет речь
- Откуда берется ротавирус
- Диагностика ротавирусной инфекции
- Прививка и другие виды профилактики ротавирусной инфекции
- Лечение ротавирусной инфекции
- Обезвоживание у детей во время болезни
- Как кормить детей при ротавирусной инфекции
Что за «грипп» вызывает рвоту и понос? Чем отличается грипп чихательный от кишечного? Как спасаться от ротавирусной инфекции? Мы знаем ответы на эти актуальные вопросы!
Вирус – анахронизм
Вирус гриппа был выделен одним из первых – еще в 1931 году. В связи с опасностью распространения глобальных эпидемий его хорошо изучили. На протяжении многих лет (в 40-50-60-е годы XX века) остальные вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем и вызывающие самые разные симптомы – от поражения дыхательных путей до кишечных расстройств оставались в тени возбудителя сезонного гриппа. Любая вирусная инфекция в первую очередь ассоциировалась с гриппом, так что «кишечный грипп» – анахронизм середины прошлого века.
” Если же говорить грамотно, то есть группа острых кишечных инфекций (ОКИ). Они подразделяются на бактериальные (ими мы чаще болеем летом, когда прогреваются открытые водоемы, и там начинает кишеть жизнь), и вирусные.
Вирусных ОКИ очень много, есть преимущественно «летние» – гепатит А и вирусный менингит, есть «зимние». Их пик заболеваемости совпадает с активностью вируса гриппа и вносит путаницу.
Откуда берется ротавирус
На долю «зимней» ротавирусной инфекции приходится до 80% всех случаев острой кишечной инфекции.
Болеют преимущественно дети, а среди них чаще всего – дошкольники. А взрослые, обладающие зрелым иммунитетом, обычно болеют бессимптомно, зато становятся носителями вирусов и источником заражения. Именно поэтому есть ощущение, что если вокруг всех затошнило и скрутило животы, то это «откуда-то из воздуха».
Диагностика ротавирусной инфекции
Диагноз «ротавирусная инфекция» зачастую выставляется врачом-педиатром на глазок. Большое видовое разнообразие возбудителя не позволяет создать коммерческую тест-систему и ставит под сомнение эффективность прививки.
При постановке диагноза учитывают:
эпидемическую обстановку (если сегодня в группе детского сада плохо одному, завтра будет еще десять заболевших);
сезонность (всплеск ОКИ вызываемых рота- и норовирусами регистрируется с ноября по март;
стремительность начала заболевания (вдруг посреди полного здоровья появляются симптомы тошноты, рвоты, почти сразу присоединяется диарея);
другие симптомы – лихорадка в разгар заболевания, иногда гриппоподобные симптомы – ломота в суставах, мышечные боли;
слабая выраженность катаральных симптомов (конъюнктивит, кашель, изредка боли в горле).
Ротавирус имеет особую тягу (тропность) к клеткам поджелудочной железы. В разгар заболевания нарушается ее функция. Сперва стул становится маслянистым (плохо смывается), имеет гладкую блестящую поверхность и глинистую консистенцию. Затем развивается транзиторная непереносимость лактазы (это поражаются ворсинки кишечника), стул приобретает все более водянистый характер. Характерны императивные позывы к дефекации. Человеку кажется, что все, что в него «входит», тут же «выходит», не задерживаясь.
Прививка и другие виды профилактики ротавирусной инфекции
Даже профессиональное медицинское сообщество не имеет единого мнения, прививать детей от ротавируса или нет. Антигены вакцины охватывают малую часть штаммов возбудителя и ротавирусной инфекцией можно болеть много раз подряд (как и в случае с вирусом гриппа – из-за его видовой изменчивости).
” Тем не менее, существует оральная вакцина «Ротарикс» производства GSK. Она не входит в Российский национальный календарь вакцинации, но вы можете привить ребенка самостоятельно.
Курс вакцинации состоит из двух приёмов препарата «Ротарикс», интервал между ними должен составлять не меньше месяца. Прививать детей следует с шестинедельного возраста, а последняя доза вакцины должна быть использована не позднее чем в 6 месяцев. Для малышей, рождённых преждевременно, нет особых указаний по использованию вакцины «Ротарикс» — прививать их начинают в те же сроки.
” Препарат не применяется для детей старше одного года, так как риск заражения и тяжёлого течения ротавирусной инфекции уменьшается с возрастом, вместе со становлением кишечной микрофлоры.
К мерам общей профилактики относится карантин. Поскольку инфекция распространяется очень быстро, не посещайте с маленькими детьми места скопления людей в разгар эпидемии. Традиционно: мойте руки, вернувшись с улицы домой!
Лечение ротавирусной инфекции
Что же делать есть вы или ваши дети заболели? Специфического лечения против ротавирусной инфекции не существует.
Задача №1: устранить опасные симптомы, провоцирующие потерю жидкости.
Взрослые могут принять такие препараты, как церукал (тормозит рвотный центр) и лоперамид (останавливает перистальтику кишечника). Если рвота не прекращается, церукал можно поставить внутримышечно.
Задача №2: помочь организму справиться с вирусами.
Обычно помогают неспецифические противовирусные препараты, например интерфероны (детям свечи ставят только дождавшись окончания диареи) и Ветом – биологический препарат родом из Кольцово. В бактерии Bacillus subtilis встроены гены, продуцирующие человеческий интерферон.
ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Обезвоживание у детей во время болезни
Обратите внимание: обезвоживание особенно опасно для детей!
Общее количество жидкости в организме у младенцев составляет 80% массы тела, у взрослых — 60%; при этом 45% массы тела младенца составляет внеклеточная жидкость, в то время как у взрослого этот показатель равен 20%. Чем меньше ребенок, тем больше риск дегидратации, и тем серьезнее ее клинические последствия.
” При неукротимой рвоте и диарее постарайтесь оценить объем потерянного – 10% от массы ребенка (около 1000 мл при весе в 10 кг) говорят о серьезной дегидратации и необходимости неотложной госпитализации.
Дегидратация до 5% от массы тела считается умеренной и с ней можно справиться дома, при условии, что ребенок пьет жидкость из чашки или ложки.
Если…
- выпоить потерянный объем в течение нескольких часов не представляется возможным;
- ребенок младше 3 лет или старше, но вял и заторможен;
- жалуется на сухость во рту;
- вы видите у него снижение кожного тонуса, сухость губ и языка,
…то путь ваш лежит в стационар.
Ждать, «а вдруг станет лучше» не стоит. Неукротимая рвота и понос у ребенка до года всегда повод для обращения за неотложной помощью, тем более что самый популярный противорвотный препарат церукал детям до двух лет в амбулаторных условиях не назначают.
Как кормить детей при ротавирусной инфекции
Помните, что при ротавирусной инфекции развивается ферментативная недостаточность. Молочные продукты, продукты с высоким содержанием жиров в разгар заболевания надо исключить из рациона.
Крепкий несладкий чай, рисовый отвар, несладкий кисель пойдут на пользу.
Малышам состояние облегчит безмолочная рисовая каша и чай с ромашкой, анисом и фенхелем. Рисовый крахмал обладает успокаивающим действием на стенки желудка и кишечника, эфирные масла фенхеля и аниса уменьшают метеоризм и чувство дискомфорта в животе.
Несмотря на симптомы выраженной интоксикации, обезвоживание и общее тяжелое состояние, восстановление идет быстро, уже через 4-6 дней человек на ногах, а вот рота- и норо- вирусы продолжают выделяться до 14-16 дня. Это и объясняет вспышки и высокий уровень заболеваемости среди малышей, посещающих детские учреждения. Если ваш лечащий педиатр рекомендует вам еще пару дней провести с ребенком дома, а не вести его в садик, потому что он «уже совсем здоров, а мне надо на работу» – прислушайтесь к рекомендации врача. Впрочем, этот совет универсален – можете смело использовать его при любом заболевании!
17.02.2017
Автор: врач общей практики Татьяна Литвинова (llazy)
Rossi83
они и не должны такое выделять. по правилам формулировки диагноза по международной классификации болезней отдельно выделен только грипп, остальные орви идут одной строчкой.
Ребенок пошёл в новый сад (частный, я к тому, что болячки гуляют везде), через 2 (!) дня дочка слегла с ротавирусом (забирала после сада вечером с жалобой на боль в животике). Вообще на слабый иммунитет не жалуемся, болеем редко. Ночью сильно рвало и температура 39. Потом еще 3 дня дня держалась температура 37,5, других симптомов не было. Т.к у нас уже был ротавирус, знала, что поможет. Мотиллиум, Энтеросгель, Смекта. Свечи Виферон. Через пару дней заболела я, пила Энтерофурил и церукал. Через 3 дня норм.
Интересно, но педиатры не пишут диагноз “ротавирус”. Моя написала респираторная инфекция в справке.
Никитинка
llazy
спасибо. К сожалению, взрослых не так легко отвести а руку к врачу, как детей.
Добавлено спустя 2 минуты 35 секунд:
Лилия Лия
подозреваю, то в нашем детстве подобные вещи часто списывали на отравлением, так как “травились” всей семье тогда намного чаще, чем сейчас.
В 1997 году у нас несколько деревень на даче дружно переболели подобным вирусом, сейчас бы не сомневались, тогда все грешили почему-то на молоко от местных коров, хотя пили его только несколько семей, а болели все.
Наташка писал(а): |
пара вопросов: несколько раз слышала, что все-таки у переболевшего ротавирусом есть иммунитет на какое-то время? И может ли ротовирус “сорвать” жкт так, что потом долго не восстанавливается нормальная работа? и что делать в таком случае? Речь о взрослом. |
Есть , он пожизненный , к тому штамму , которым ты переболел, в следующий раз приходит новый штамм рото- или норовируса, еще веселее когда циркулирует сразу несколько штаммов, и ты ими болеешь по очереди.
Поэтому подъем заболеванмости каждые пять лет.
Взрослый во-первых должен сдать анализы : маркеры печени, липаза, амилаза.
Во-вторых соблюдать диету, хотя бы месяц или до нормализации биохимических показателей. Можно иметь сопуствующие заболевания ЖКТ которые вне периодов болезни не беспокоят, а когда есть какой-то дополнительный фактор проявляют себя.
Выход не ждать пока само рассосется , а сходить к гастроэнтерологу, он соберет анамнез , назначит тесты.
Хронический гастрит, холицистит ,панкреатит и паразитозы обостряются на фоне любой инфекции желудочно-кишечных путей.
Добавлено спустя 4 минуты 4 секунды:
Лилия Лия писал(а): |
llazy Так или иначе, но такой бякой мы точно не болели. Я родилась в 84 году |
Возможно не было такой скученности и люди не перемещались так активно по миру. Вирусом Коксаки тоже практически не болели на территории РФ , пока не начали ездить в Tурцию.
Наташка
Наташ, любое желудочно-кишечное расстройство, вирусной, бактериальной или токсической природы может нарушить работу жкт на месяц как минимум. потому что опосредованно выходит из строя все – и желудок, и кишечник, и печень с поджелудочной. поэтому и восстановление должно быть комплексным – диета, довольно строгий режим питания и медикаменты по симптомам и необходимости.
llazy
Так или иначе, но такой бякой мы точно не болели. Я родилась в 84 году
пара вопросов:
несколько раз слышала, что все-таки у переболевшего ротавирусом есть иммунитет на какое-то время?
И может ли ротовирус “сорвать” жкт так, что потом долго не восстанавливается нормальная работа? и что делать в таком случае? Речь о взрослом.
Лилия Лия
В 70-е годы вирусологические исследования не были поставлены на поток.
В моем детстве даже диагноза такого не было “ротовирус”
Что за «грипп» вызывает рвоту и понос? Чем отличается грипп чихательный от кишечного? Как спасаться от ротавирусной инфекции? Эффективная ли прививка?
Мы знаем ответы на эти актуальные вопросы, а главное – знаем, когда нужно начинать паниковать, вызывать скорую и требовать госпитализации.
Что скрывается за диагнозом «кишечный грипп»
У ребенка в прошлую пятницу была рвота 3 раза , и температруа 37,3. На следующий день температура 37. Потом вроде кажется была здоровая. А во вторник начался понос, ну 1-2 раза в день на фоне смекты. Но понос такой аж белый и с пеной , и очень вонючий. Почитала в инете, что белый стул бывает при ротовирусной инфекции. У кого-нибудь было так?
И что инфекция какая-то не острая- бывает такое? Сначала рвота, потом через 3 дня понос, температура 37.
А то у всех высокая температура, рвота и понос долго и много.
Dio писал(а): |
YAMAGATO INDUSTRIS, не знаю, не задумывалась. Просто в своё время тоже была очень удивлена такими рекомендациями от забугорных медиков. Но сама как-то не пробовала ни разу. И не пьют мои дети колу в принципе, и как-то в голову не приходит в нужный момент. |
Дак вот и мы коу не пьем, сын вообще первый раз ее попробовал, кое-как заставила его ее выпить, а он типа не пои меня химией…
Я смотрела выпуск Комаровского про ротавирус, потом ему написала, он мне ответил, говорит да, кола и правда помогает при проблемах с животом…. Вот тут он дал мне ссылку, где поднимался вопрос именно про колу
На днях муж болел, но так как мы с сыном уже такой инфекцией болели, то сразу начали. Ему давать фильтрум сти это очень хороший адсорбент для детей и для взрослых и паралельно противовирусные препараты.
Была такая бяка. Как раз в начале февраля. Сын за пол дня скрутился, спать легли а его стошнило три раза подряд и на горшок параллельно. Вспомнила совет врача (когда со старшей из больницы выписывалась в 2 года, нам прописали сильные таблетки и отравили.. А потом советовали как отравление лечить) – мед (если нет противопоказаний) дать полизать, я чайную ложечку скармливаю. Рвоту останавливает при интоксикации. Больше ребенка не тошнило. Температура один день была, а потом в привычное ОРВИ перешло. А пару дней спустя младшую на понос пробило, но уже без температуры. Как из гусенка лилось. Помог энтерофурил в сиропе, сразу. Потом для профилактики еще неделю его пили.
Dio
(10/03/2013)
YAMAGATO INDUSTRIS, не знаю, не задумывалась. Просто в своё время тоже была очень удивлена такими рекомендациями от забугорных медиков.
Но сама как-то не пробовала ни разу. И не пьют мои дети колу в принципе, и как-то в голову не приходит в нужный момент.
Источник
Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ – èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè÷èíîé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ðîòàâèðóñ, èìåþòñÿ òàêæå è äðóãèå íàçâàíèÿ – ðîòàâèðîç, ðîòàâèðóñíûé ãàñòðîýíòåðèò, êèøå÷íûé ãðèïï, æåëóäî÷íûé ãðèïï. Âîçáóäèòåëü ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè – âèðóñ èç îòðÿäà ðîòàâèðóñîâ (ëàò. Rotavirus). Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä èíôåêöèè – 1-5 äíåé. Ðîòàâèðóñ ïîðàæàåò êàê äåòåé, òàê è âçðîñëûõ, íî ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, â îòëè÷èå îò ðåáåíêà, çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò â áîëåå ëåãêîé ôîðìå. Áîëüíîé ñòàíîâèòñÿ çàðàçíûì ñ ïåðâûìè ñèìïòîìàìè ðîòàâèðîçà è îñòàåòñÿ çàðàçíûì äî êîíöà ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ (5-7 äíåé). ×åðåç 5-7 äíåé íàñòóïàåò âûçäîðîâëåíèå, îðãàíèçì âûðàáàòûâàåò ñòîéêèé èììóíèòåò ê ðîòàâèðóñó è ïîâòîðíîå çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò î÷åíü ðåäêî. Ó âçðîñëûõ ñ íèçêèì óðîâíåì àíòèòåë ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ïîâòîðèòüñÿ.
Ïóòè ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïóòü ïåðåäà÷è ðîòàâèðóñà â îñíîâíîì ïèùåâîé (÷åðåç íåìûòûå ïðîäóêòû, ãðÿçíûå ðóêè). Çàðàçèòüñÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé ìîæíî ñàìûìè ðàçíûìè ïóòÿìè, íàïðèìåð, ÷åðåç èíôèöèðîâàííûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, ïðåæäå âñåãî ìîëî÷íûå (èç-çà ñïåöèôèêè èõ ïðîèçâîäñòâà). Ðîòàâèðóñû ïðåêðàñíî ñåáÿ ÷óâñòâóþò â õîëîäèëüíèêå è ìîãóò æèòü òàì ìíîãî äíåé, õëîðèðîâàíèå âîäû èõ íå óáèâàåò. Ó äåòåé â âîçðàñòå îò 1 ãîäà è ñòàðøå ðîòàâèðîç ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ïðè ïîñåùåíèè ÿñëåé, äåòñêèõ ñàäîâ è øêîë, òàê êàê â íîâîé îáñòàíîâêå èíûå âèðóñû è ìèêðîáû, ÷åì â äîìàøíåé îáñòàíîâêå èëè â êîëëåêòèâå, ãäå ðåáåíîê íàõîäèëñÿ äîëãîå âðåìÿ.
Ìîæíî îòíåñòè ýòó èíôåêöèþ è ê «áîëåçíÿì ãðÿçíûõ ðóê». Êðîìå òîãî, ïîñêîëüêó ðîòàâèðóñû âûçûâàþò âîñïàëåíèÿ è äûõàòåëüíûõ ïóòåé, îíè, ïîäîáíî âèðóñàì ãðèïïà, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ êàïåëüíûì ñïîñîáîì – íàïðèìåð, ïðè ÷èõàíèè.
Âèðóñ ïðîíèêàåò â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.  îñíîâíîì ïîðàæàåòñÿ ñëèçèñòàÿ òîíêîé êèøêè. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïîðàæàåò æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, âûçûâàÿ ýíòåðèò (âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè êèøå÷íèêà), îòñþäà è õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà.
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Âûäåëÿåòñÿ èíêóáàöèîííûé ïåðèîä (1-5 ñóòîê), îñòðûé ïåðèîä (3-7 ñóòîê, ïðè òÿæ¸ëîì òå÷åíèè áîëåçíè – áîëåå 7 ñóòîê) è ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ïîñëå áîëåçíè (4-5 ñóòîê).
Äëÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè õàðàêòåðíî îñòðîå íà÷àëî – ðâîòà, ðåçêîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, âîçìîæåí ïîíîñ, çà÷àñòóþ è î÷åíü óçíàâàåìûé ñòóë – â ïåðâûé äåíü æèäêèé æåëòûé, íà âòîðîé, òðåòèé äåíü ñåðî-æ¸ëòûé è ãëèíîîáðàçíûé. Ó áîëüøèíñòâà çàáîëåâøèõ ïîÿâëÿþòñÿ íàñìîðê, ïîêðàñíåíèÿ â ãîðëå, îíè èñïûòûâàþò áîëè ïðè ãëîòàíèè.  îñòðûé ïåðèîä îòñóòñòâóåò àïïåòèò, íàáëþäàåòñÿ ñîñòîÿíèå óïàäêà ñèë. Ìíîãîëåòíèå íàáëþäåíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íàèáîëåå êðóïíûå âñïûøêè çàáîëåâàíèÿ âîçíèêàþò âî âðåìÿ èëè â êàíóí ýïèäåìèè ãðèïïà, çà ÷òî îíî ïîëó÷èëî íåîôèöèàëüíîå íàçâàíèå – «êèøå÷íûé ãðèïï». Êàë è ìî÷à î÷åíü ñõîäíû ïî ïðèçíàêàì ñ ñèìïòîìàìè ãåïàòèòà (ñâåòëûé êàë, òåìíàÿ ìî÷à, èíîãäà ñ õëîïüÿìè êðîâè).
×àñòî ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè è ïðèçíàêàìè ïî ïîðÿäêó: ðåáåíîê ïðîñûïàåòñÿ âÿëûì, êàïðèçíûì, åãî òîøíèò óæå ñ óòðà, âîçìîæíà ðâîòà äàæå íà ãîëîäíûé æåëóäîê. Âîçìîæíà ðâîòà ñî ñëèçüþ. Àïïåòèò ñíèæåí, ïîñëå åäû íåîäíîêðàòíî ðâåò ñ êóñî÷êàìè íåïåðåâàðåííîé ïèùè, ðâîòà íà÷èíàåòñÿ è ïîñëå ïèòüÿ æèäêîñòè â êîëè÷åñòâå áîëåå 50 ìë. Íà÷èíàåò ïîâûøàòüñÿ òåìïåðàòóðà è ê âå÷åðó òåðìîìåòð ìîæåò ïîêàçàòü óæå áîëåå 390Ñ. Ïðè çàðàæåíèè ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèåé òåìïåðàòóðà ñòîéêî ïîâûøåíà è “ñáèòü” åå òðóäíî, äåðæàòüñÿ ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà ìîæåò äî 5 äíåé. Ê ñèìïòîìàì ïðèñîåäèíÿåòñÿ æèäêèé ñòóë, ÷àùå æåëòîãî öâåòà ñ íåïðèÿòíûì çàïàõîì, ïðè ýòîì ìîæåò áîëåòü æèâîò. Ó ìàëûøåé, êîòîðûå åùå íå ìîãóò îáúÿñíèòü, ÷òî ó íèõ ÷òî-òî áîëèò, ïðèçíàêîì áîëåé ÿâëÿåòñÿ ïëà÷ è óð÷àíèå â æèâîòå. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ïëàêñèâûì è ðàçäðàæèòåëüíûì, õóäååò “íà ãëàçàõ”, ñî âòîðîãî äíÿ çàáîëåâàíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ñîíëèâîñòü. Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè âñå ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç 5-7 äíåé è íàñòóïàåò ïîëíîå âûçäîðîâëåíèå, æèäêèé ñòóë ìîæåò äåðæàòüñÿ íåìíîãî äîëüøå.
Èíòåíñèâíîñòü ïðîÿâëåíèÿ ñèìïòîìîâ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè, òÿæåñòü è äëèòåëüíîñòü çàáîëåâàíèÿ ðàçëè÷íû. Ñèìïòîìû ðîòàâèðîçà î÷åíü ïîõîæè íà ïðèçíàêè äðóãèõ, áîëåå òÿæåëûõ çàáîëåâàíèé, íàïðèìåð îòðàâëåíèÿ, õîëåðû èëè ñàëüìîíåëëåçà, ïîýòîìó â ñëó÷àå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû ó ðåáåíêà, ïîÿâëåíèÿ òîøíîòû è/èëè æèäêîãî ñòóëà íåìåäëåííî âûçîâèòå íà äîì âðà÷à. Ïðè áîëÿõ â æèâîòå âûçîâèòå ñêîðóþ ïîìîùü, äî ïðèõîäà âðà÷à îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ðåáåíêó íå äàâàòü!
Ñèìïòîìû ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Âçðîñëûå òàêæå áîëåþò ðîòàâèðîçîì, íî íåêîòîðûå ìîãóò ïðèíÿòü åãî ñèìïòîìû çà îáû÷íîå âðåìåííîå ðàññòðîéñòâî ïèùåâàðåíèÿ (ãîâîðÿò, “÷òî-òî íå òî ñúåë”). Òîøíîòà è ðâîòà îáû÷íî íå áåñïîêîÿò, ìîæåò áûòü îáùàÿ ñëàáîñòü, ñíèæåíèå àïïåòèòà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû è æèäêèé ñòóë, íî íå äëèòåëüíîå âðåìÿ. Ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ó âçðîñëûõ ÷àñòî ïðîòåêàåò áåññèìïòîìíî. Íåñìîòðÿ íà ñòåðòîñòü ñèìïòîìîâ, áîëüíîé îñòàåòñÿ çàðàçíûì âñå ýòî âðåìÿ. Áîëåå ëåãêîå ïðîòåêàíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ îáúÿñíÿåòñÿ íå òîëüêî áîëåå ñèëüíûì èììóíèòåòîì, íî è áîëüøåé ïðèñïîñîáëåííîñòüþ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ê òàêîãî ðîäà âñòðÿñêàì. Îáû÷íî åñëè â ñåìüå èëè â êîëëåêòèâå åñòü èíôèöèðîâàííûé, òî â òå÷åíèå 3-5 ñóòîê ïîî÷åðåäíî íà÷èíàþò çàáîëåâàòü è îñòàëüíûå. Ïðåäîòâðàòèòü çàðàæåíèå îò íîñèòåëÿ èíôåêöèè âîçìîæíî òîëüêî â ñëó÷àå àêòèâíîé èììóííîé ñèñòåìû.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó äåòåé
Ïðåïàðàòîâ, óáèâàþùèõ ðîòàâèðóñ íå ñóùåñòâóåò, ïîýòîìó ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ñèìïòîìàòè÷åñêîå è íàïðàâëåíî íà íîðìàëèçàöèþ âîäíî-ñîëåâîãî áàëàíñà, íàðóøåííîãî ïðè ðâîòå è ïîíîñå è íà ïðåäîòâðàùåíèå ðàçâèòèÿ âòîðè÷íîé áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Îñíîâíîé öåëüþ ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ áîðüáà ñ ðåçóëüòàòàìè âîçäåéñòâèÿ èíôåêöèè íà îðãàíèçì: äåãèäðàòàöèåé, òîêñèêîçîì è ñâÿçàííûìè ñ íèìè íàðóøåíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì.
Ïðè ïîÿâëåíèè ñèìïòîìîâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî ðàññòðîéñòâà íè â êîåì ñëó÷àå íå äàâàòü ðåáåíêó ìîëîêî è ìîëî÷íûå, äàæå êèñëî-ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, â òîì ÷èñëå êåôèð è òâîðîã – ýòî îòëè÷íàÿ ñðåäà äëÿ ðîñòà áàêòåðèé.
Àïïåòèò ó ðåáåíêà ñíèæåí èëè îòñóòñòâóåò, çàñòàâëÿòü ðåáåíêà êóøàòü íå ñëåäóåò, äàéòå åìó âûïèòü íåìíîãî êèñåëÿ (äîìàøíåãî, ñâàðåííîãî èç âîäû, êðàõìàëà è âàðåíüÿ), ìîæíî ïîïîèòü êóðèíûì áóëüîíîì. Åñëè ðåáåíîê íå îòêàçûâàåòñÿ îò åäû, ìîæíî ïîêîðìèòü åãî æèäêîé ðèñîâîé êàøåé íà âîäå áåç ìàñëà (íåìíîãî ïîäñëàñòèòü). Ãëàâíîå ïðàâèëî – äàâàòü åäó èëè ïèòüå ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè ñ ïåðåðûâîì, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü ðâîòíûé ðåôëåêñ. Â äíè ñ ñèëüíîé ðâîòîé èëè ïîíîñîì íóæíî âîñïîëíèòü îáúåì æèäêîñòè è ñîëåé, âûìûòûõ ñ æèäêèì ñòóëîì è ðâîòíûìè ìàññàìè.
Òåìïåðàòóðó íèæå 380Ñ ñáèâàòü íå ñëåäóåò, åñëè áîëüíîé åå ïåðåíîñèò óäîâëåòâîðèòåëüíî. Ñáèòü òåìïåðàòóðó âûøå 380Ñ ïîìîãàþò âëàæíûå îáòèðàíèÿ ñëàáûì âîäî÷íûì ðàñòâîðîì – îáòèðàòü íóæíî âñå òåëî ðåáåíêà öåëèêîì, íå äîïóñêàÿ ïåðåïàäà òåìïåðàòóðû ìåæäó ó÷àñòêàìè òåëà, ïîñëå îáòèðàíèÿ íàäåòü íà íîãè òîíêèå íîñî÷êè. Ðåáåíêà ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé íå êóòàòü.
Ëå÷åíèå ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè ó âçðîñëûõ
Îñîáîãî ëå÷åíèÿ íå òðåáóåòñÿ. Ïðè âûðàæåííûõ ñèìïòîìàõ ëå÷åíèå ñèìïòîìàòè÷åñêîå. Íå äîïóñêàéòå êîíòàêòà ñ äåòüìè âî âðåìÿ çàáîëåâàíèÿ ðîòàâèðîçîì, ÷òîáû íå çàðàçèòü èõ.
Îñëîæíåíèÿ ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ ïðîòåêàåò áåç îñëîæíåíèé. Åñëè íå ïîèòü ðåáåíêà ñ ðâîòîé è ïîíîñîì ÷àñòî, îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ äåòåé äî ãîäà, âîçìîæíî îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà. Åñëè íå ïðèíÿòü ìåðû, âîçìîæíî ïðèñîåäèíåíèå áàêòåðèàëüíîé êèøå÷íîé èíôåêöèè è áîëåçíü áóäåò ïðîòåêàòü åùå áîëåå òÿæåëî. Îáÿçàòåëüíî ñëåäèòå çà òåìïåðàòóðîé òåëà ðåáåíêà, äëèòåëüíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû âûøå 390Ñ âåäåò ê îòìèðàíèþ êëåòîê, â ïåðâóþ î÷åðåäü, êëåòîê ãîëîâíîãî ìîçãà.
Ëåòàëüíûé èñõîä íàáëþäàåòñÿ â 2-3 % ñëó÷àåâ, â îñíîâíîì ñðåäè äåòåé ñ îñëàáëåííûì çäîðîâüåì. Ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ ïåðåíåñåííàÿ ðîòàâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ íå âëå÷åò íèêàêèõ äîëãîâðåìåííûõ ïîñëåäñòâèé è ïðîãíîç áëàãîïðèÿòíûé.
Ïðîôèëàêòèêà ðîòàâèðóñíîé èíôåêöèè
 êà÷åñòâå ýôôåêòèâíîãî ñðåäñòâà ïðîòèâ ðîòàâèðóñà ÂÎÇ ðåêîìåíäóåò ïðîâåäåíèå ïðîôèëàêòè÷åñêîé âàêöèíàöèè.
Äëÿ ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè ðîòàâèðîçà íà íàñòîÿùèé ìîìåíò ñóùåñòâóåò äâå âàêöèíû, ïðîøåäøèå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ. Îáå ïðèíèìàþòñÿ îðàëüíî è ñîäåðæàò îñëàáëåííûé æèâîé âèðóñ. Ðîòàâèðóñíûå âàêöèíû â íàñòîÿùåå âðåìÿ äîñòóïíû òîëüêî â Åâðîïå è ÑØÀ.
Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â ñîáëþäåíèè ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íîðì (ìûòü¸ ðóê, èñïîëüçîâàíèå äëÿ ïèòüÿ òîëüêî êèïÿ÷¸íîé âîäû).
Источник