Я до рвоты за вас хлопочу
Художник Ильяс Бичурин. Из цикла “Мой Высоцкий”. Мне за голый мой нерв, на котором кричу. https://vk.com/photo-2618_296339681
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И весёлый манер, на котором шучу…
Считаю это стихотворение, наряду с “Чужой колеёй”, программным для Высоцкого. В отличие от заказного декларативного “Я не люблю”.
Мне известны только два авторских исполнения. Обе записи сделаны для узкого круга друзей. Первая запись, более ранняя, сделана для Вадима Туманова, скорее всего, почти сразу после написания. Нет еще четкой мелодии, текст почти точно соответствует черновику, разве что в паре строк расхождение. А вот вторая запись, сделанная предположительно на даче у С. Бабека в конце 1978 г., звучит уже совсем по-другому. Текст стал более цельным, последняя пафосная строфа не прозвучала, финал стал совершенно “высоцким”. Жаль, что больше песня нигде не исполнялась. Да и песня ли это? “Стихи, положенные на ритмическую основу”, как говорил поэт.
Мне судьба — до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней — немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это вовсе, не тот и не та!
Что лабазники врут про ошибки Христа,
Что пока ещё в грунт не влежалась плита, —
Что под властью татар жил Иван Калита,
И что был не один, кто один против ста.
Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта, —
Повторю, даже в образе злого шута!
Но не сто́ит предмет, да и тема не та, —
Суета всех сует — всё равно суета.
Только чашу испить — не успеть на бегу,
Даже если разлить — всё равно не смогу.
Или выплеснуть в наглую рожу врагу, —
Не ломаюсь, не лгу — не могу. Не смогу!
На вертящемся гладком и скользком кругу
Равновесье держу, изгибаюсь в дугу!
Что же с чашею делать — разбить не могу!
Потерплю — и достойного подстерегу,
Передам — и не надо держаться в кругу
И в кромешную тьму, и в неясную згу, —
Другу передоверивши чашу, сбегу!
Смог ли он её выпить — узнать не смогу.
Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,
Я о чаше невыпитой здесь ни гугу —
Никому не скажу, про себя сберегу, —
А сказать — и затопчут меня на лугу.
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И весёлый манер, на котором шучу…
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить — не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу —
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Всё, что ночью кропаю, — в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу, —
Чем скользить и вихлять, словно пыль, по лучу!
В авторизованной машинописи последняя строфа (41-44) зачеркнута.
Печатается по поздней из двух известных авторских фонограмм.
Мне судьба до последней черты… (машинопись с авторской правкой)
Мне судьба до последней черты… (машинопись с авторской правкой)
К сожалению, не представляю как вставлять сюда аудио с других ресурсов, кроме Яндекс.Музыки. А там нашелся только первый вариант (для В. Туманова). Поэтому более поздний вариант предлагаю послушать по ссылке: Слушать поздний вариант Или перейти на страницу ВК, где можно посмотреть все варианты, черновики и послушать обе известные фонограммы.
Если кто знает, как сюда можно добавить треки с ВК, поделитесь, пожалуйста.
1978 г. 10 апреля. Люберцы, фото Н. Токарева
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей “Стихии Высоцкого”
Источник
“…ß äî ðâîòû, ðåáÿòà, çà âàñ õëîïî÷ó!
Ìîæåò, êòî-òî êîãäà-òî ïîñòàâèò ñâå÷ó
Ìíå çà ãîëûé ìîé íåðâ, íà êîòîðîì êðè÷ó,
È âåñ¸ëûé ìàíåð, íà êîòîðîì øó÷ó…”
Â.Ñ. Âûñîöêèé
********************************
Îí ïåë ñâîè ñòèõè, óìû ñìóùàÿ,
Êàê æàð çèìîþ èëè ëåòîì ñíåã.
È ïàìÿòü áü¸òñÿ ïóëüñîì áåñïîêîéíî,
Õîòÿ, Åãî äàâíî óæ ñ íàìè íåò.
Ñâîáîäíûé, õðèïëûé, ñ òðåùèíîþ ãîëîñ,
Ïîíûíå ðâ¸ò äóøåâíóþ ñòðóíó:
“ß íå ëþáëþ Õîëîäíîãî öèíèçìà”…
“Èëè êîãäà æåëåçîì ïî ñòåêëó”…
Ïèøó ÿ ýòî òåì, êòî ìàëî çíàåò,
Êåì â íàøå âðåìÿ äëÿ ëþäåé îí ñòàë.
Êòî íå ñëûõàë, íå âèäåë, ÷òî òâîðèëîñü,
Êîãäà Âûñîöêèé ñåìèñòðóíêó áðàë.
Î òîì, ÷òî ñëîâî áü¸ò ïðèöåëüíî, â ñåðäöå,
È â ìîçã, à òàì, â ìãíîâåíèå îäíî,
Ñòàâ ôèòèëåì äëÿ áåøåííûõ ýìîöèé,
Âçîðâàòü ãîòîâî âàøå åñòåñòâî!
—
Ñîáðàëèñü, êàê-òî ðàç, ó Êî÷àðÿíà*,
Âòðî¸ì, à ìîæåò áûòü è â÷åòâåðîì,
È Ë¸âà ïðåäëîæèë, áåç çàäíåé ìûñëè,
– Âîëîäÿ ÿ âêëþ÷ó ìàãíèòîôîí.
Íèêòî íå ñ÷¸ë òîãäà, ÷òî ýòî âàæíî,
 êðóãó äðóçåé òàê çäîðîâî ñèäåòü!
 òå âðåìåíà çàïèñûâàëè ÷àñòî,
Ñòèõè èëü äèñïóò, ÷òîá ïîòîì ñòåðåòü.
Íî òî áûëà, îòñ÷¸òà òî÷êà, âåõà,
È êàìåíü áðîøåí, äóøè áåðåäÿ,
Áîëîòíîãî çàñòîÿ ãëàäü íàðóøèë,
Êàê ìåòåîð Òóíãóñêó âçáîðîíÿ.
Âîò çäåñü è íà÷èíàåòñÿ Âûñîöêèé,
Òîò àâòîð ïåñåí, áàðä, àêò¸ð, ïîýò,
×üè çàïèñè ìû èùåì ïî çíàêîìûì,
Íå çíàÿ, ÷åé çà íèìè ñèëóýò.
ß ïîìíþ – ïåðåïèñûâàëè ñêðûòíî,
À â âå÷åð, ïðèãëàñèâ äðóçåé äîìîé,
 ìàãíèòîôîí óñòàíîâèâ áîáèíó,
Åãî ïîä âîäêó ñëóøàëè, â çàïîé.
Êðóãè, íåðàçëè÷èìûå â íà÷àëå,
Ðàçãîí íàáðàâ, âäðóã ñèëó îáðåëè.
Îí ñûïàë ñîëü â íå çàæèòûå ðàíû,
Âëàñòü áåñïîêîÿ â ïàìÿòíûå äíè.
– Êàê òàê?! Êòî ýòîò ÷¸ðòîâ âîëüíîäóìåö?!
Ñòèõàì êòî àâòîð?! Êàê åãî, òàì, çâàòü?!
Êòî äîïóñòèë, ÷òîá ñåé ïðîïèòûé ãîëîñ,
Ëþäåé ñîâåòñêèõ ñìåë â äîìàõ ñìóùàòü?!
À áûëî èíîãäà è ïî-äðóãîìó,
×èíîâíèê – ýòîò ñåðûé êàðäèíàë,
Äâåðü çàòâîðÿë, äîñòàâ êàññåòíèê íîâûé,
À ñ íèì êîíüÿê “Àðìÿíñêèé” è ñòàêàí.
Íàëèâ è âûïèâ, ñëóøàë ïîíèìàÿ,
×òî ýòî îí, â çàãîíå èç ôëàæêîâ.
Ïåðåìîòàâ â íà÷àëî è âêëþ÷àÿ,
Âûñîöêîãî: “Îõîòó íà âîëêîâ”.
Äà, ñëóøàëè îíè. È… âûïèâàëè,
Íå âñå ÷èíîâíèêè, âî âëàñòè êòî ñëóæèë,
Áåçäóìíû áûëè è íå ïîíèìàëè,
×åì ãîëîñ íà êàññåòàõ ýòèõ áûë.
À ãîëîñ àâòîðà – òàêîé îí îò ïðèðîäû,
Íå ëàðèíãèòíûé è íå ïðîïèòîé.
Ðîäèòåëè ñ ðîæäåíüÿ íàãðàäèëè,
Íî íàì è íóæåí èìåííî òàêîé.
…Äâà ãîäà íà íåãî çàïðåò ãàñòðîëåé,
Ïðèêàç íåãëàñíûé, èçäàí ïî Â.Â..
Òàêîå “ïåðåêðûòèå êèñëîðîäà”,
Ìîãëè óñòðîèòü òîëüêî â ÊÃÁ!
È êàê-òî îí ñêàçàë Ìàðèíå Âëàäè,
Æåíå, êîòîðîé äîëãî áûë õðàíèì:
“ß, âèäíî, íå óãîäåí ýòîé äàìå”,
Íî ôàòóì åãî áûë íåîòâðàòèì.
Îí âåðåí ñåáå îñòàâàëñÿ,
Ïèñàë, äà è ÷òî óæ òàì… ïèë.
Íåëüçÿ íå áîðîòüñÿ ñ ñèñòåìîé.
Âîò òîëüêî, ïîðîþ, íåò ñèë.
Æèâÿ, íå òâîðèòü, äëÿ ïîýòà,
Ñòðàøíåå ñòà òûñÿ÷ ñìåðòåé,
Èòàê, îí ïèñàòü ïðîäîëæàåò,
Äëÿ óçêîãî êðóãà äðóçåé.
À òå, ñ íàñëàæäåíèåì âíåìëþò,
È äàðÿò ëþáîâüþ åãî.
È íîâûõ èäåé îæèäàþò,
Ïðîñÿ, ñïåòü åù¸ è åù¸!
Ïðåä âðåìåíåì æèçíü – ïûëèíêà,
Ìãíîâåíüÿ ðàññòðåëÿíû âë¸ò.
È âîò óæå ñíÿòû çàïðåòû,
Âûñîöêèé êîíöåðòû äà¸ò.
Òåïåðü îí ïî¸ò ñòàäèîíàì,
 òåàòðå âåäóùèé àêò¸ð.
Ãäå ñòàâèò ñïåêòàêëè Ëþáèìîâ,
Áîëüøîé ÷åëîâåê, ðåæèññ¸ð.
Íî ñëóãè Õàðîíà** íå äðåìëþò,
È çëîé íå îòïóñòèò ïîðîê.
Êðåñòîì åãî ñòàâøèé è òåíüþ,
Ñóðîâûé, áåçæàëîñòíûé ðîê.
…Îí î÷åíü õîòåë, îí ïûòàëñÿ,
Øòóðâàë íà ñåáÿ! Èç ïèêå!
Íî íåò, íå âûõîäèò! Ïðîêëÿòüå!
Ìàøèíà ëåòèò íàëåãêå….
Ïèëîò áîëüøå íå óïðàâëÿåò,
È “ßê-Èñòðåáèòåëü” ãîðèò.
Âîò ãðîá èç Òàãàíêè âûíîñÿò,
 í¸ì òîò, êòî íàì äîðîã ëåæèò.
Ñåãîäíÿøíèé ê ïóáëèêå âûõîä,
Ïîñëåäíèé àíøëàã è íà áèñ.
Îí èñòèííî áûë, Íàñòîÿùèé,
Ëþáèìûé Íàðîäîì Àðòèñò!
—-
 èíûõ ãîñóäàðñòâàõ, ïðîãðàììû,
Ýôèðîâ èçìåíåíû.
Îíè ïîìèíàþò ïîýòà,
 òÿæ¸ëûå ñêîðáíûå äíè.
È òîëüêî â Ñîâåòñêîì Ñîþçå,
Íèêòî íè÷åãî íå ñêàçàë.
Ëèøü ñòðî÷êà ãàçåòíàÿ ãäå-òî,
Íî âñå êîìó íóæíî – óçíàë.
Òàêèõ ïîõîðîí è ïðîùàíèé,
Íå âèäåëà íàøà ñòðàíà.
Îò ñòðàõà, âíåçàïíûõ âîëíåíèé,
Ðàñòåðÿíà âëàñòü, ñìóùåíà.
Âîçìîæíî, “íà âåðõ”, äîëîæèëè:
“Ê Òàãàíêå ñòåêàåòñÿ ëþä,
Îòêóäà ïðîçíàëè – íå ÿñíî,
Îäèí øàã íåâåðíûé – ïîðâóò.”
È âñ¸ æå õîòåëîñü íà÷àëüñòâó,
Ñîáûòèå ýòî ñòåðåòü.
È âûäàòü êîí÷èíó Ïîýòà,
Çà, ÷üþ-òî, áåçëèêóþ ñìåðòü.
Ìû âàì íè÷åãî íå çàáûëè,
Íè âûëîìàííûé ïîðòðåò,
Íè ñòàéêó ìàøèí ïîëèâàëüíûõ,
Èäóùèõ ïðîöåññèè âñëåä.
 òîò äåíü çà êîëîííîþ
ñêîðáíîé,
Îíè áóäòî ãàäû ïîëçëè.
Âîäîþ øîññå îìûâàÿ,
Ñáèâàÿ ñ äîðîãè öâåòû.
Óâèäåâ òàêîå áåñ÷èíñòâî,
Íàäðûâíûå â ïëà÷, ãîëîñà,
Êðè÷àëè: “Ïîäîíêè! Ôàøèñòû!”,
Ïðîíç¸ííûå áîëüþ ñåðäöà.
Êàê äÎëæíî Åãî íåíàâèäåòü,
Áîÿòüñÿ è íå ïîíèìàòü,
×òîá ïîñëå óõîäà Àðòèñòà,
Ïðîäîëæèòü Åãî ðàñïèíàòü?!
—-
Âëàäèìèð, ÿ Âàø ñîâðåìåííèê,
Ìíå âûïàëî ñ÷àñòüå èì áûòü.
ß ïîìíþ íà÷àëî âîñõîäà,
Óâû, è çàêàò íå çàáûòü.
Âû ïðîæèëè âåê ñâîé – Êîìåòîé,
×òî ñäåëàåøü, ñêàæóò, – ñóäüáà.
È ëåò óæ, ìèíóëî çà òðèäöàòü,
À êàæåòñÿ, áûëî â÷åðà.
Ñåãîäíÿ Âûñîöêèé íà äèñêàõ,
À ëåíò, òåõ ïî÷òè óæå íåò.
Íî òàê æå ñâåæè åãî ïåñíè,
È ãîëîñ íàäðûâíûé ñ êàññåò.
—
Ïðèì.1*
Ëåâîí Êî÷àðÿí
Äðóã Âëàäèìèðà Âûñîöêîãî,
Êèíîðåæèññ¸ð.
Ïðèì.1**
Õàðî;í – â ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè ïåðåâîç÷èê äóø óìåðøèõ ÷åðåç ðåêó Ñòèêñ (ïî äðóãîé âåðñèè ÷åðåç Àõåðîí) â Àèä (ïîäçåìíîå öàðñòâî ìåðòâûõ).
—
LGR
06.07.2011
**********
“ òå äíè, 28 èþëÿ 1980ãîäà, ìû ïðîùàëèñü ñ ÷åëîâåêîì, âî ìíîãîì,
áëàãîäàðÿ êîòîðîìó, õîòÿ áû âðåìÿ îò âðåìåíè ïåðåñòàâàëè ñóùåñòâîâàòü
â îáåçëè÷åííîé, ïîêîðíîé è áåçìîëâíîé òîëïå,
è âñïîìèíàëè âäðóã î òîì, ÷òî ìû ëþäè.”(ñ)
“ß óéäó ýòèì ëåòîì”
ò.î. “Ðàêóðñ”
Источник
25 июля 1980 года скончался Владимир Семенович Высоцкий.
Позволю себе несколько слов о том, что такое Высоцкий для меня. Честно скажу: то, что он был некрещен, – это моя личная боль. Я не могу помянуть его на литургии как христианина. Но он был для меня детоводителем ко Христу. Я иногда говорю: родители меня научили говорить, а думать научил меня Высоцкий. В первый раз, когда я услышал его песни, а это, кажется, 7-й класс средней школы, тогда еще за 2.50 продавались пластинки «На концертах Владимира Высоцкого».
Помню, как сейчас: купила мне мама 6-ю пластинку этой серии, а за несколько дней до этого мы купили проигрыватель – предмет моих долгих мечтаний. Так вот, когда я впервые внимательно, осознанно слушал Высоцкого, у меня было совершенно реальное ощущение, что Высоцкий поет лично для меня, и что никто никогда еще ТАК со мной не разговаривал. Так его искусство вошло в мою жизнь и, я думаю, осталось в ней навсегда.
Сейчас очень много пишут о его болезнях и пороках, любовных связях, всевозможных скандалах, с ним связанных, находятся какие-то «друзья», которые знают о Высоцком, чего не знает никто больше. Все это пережевывается, тиражируется во всевозможных желтых изданиях. Короче говоря, пытаются сделать из него очередной «глянец», состоящий из интрижек, скандалов и т.п.
Почему, спрашивается, у артиста выпячивается на первый план эта сторона жизни? Потому что разучились слушать, разучились размышлять над тем, что артист пытался донести до нас, что он сам считал главным в своей жизни. А самым главным в жизни Высоцкого, он сам об этом неоднократно говорил, были стихи. И стихи эти были гениальные, поразительные по своей глубине, ясности, трагичности. Высоцкий ведь не писал песни, он их по-настоящему рожал, рожал в муках по ночам, рожал их каждый раз, когда выходил на сцену и каждый раз в муках. А мучиться не для себя, ради Правды, ради тех, кого даже не знаешь, – не просто искусство, а христианский подвиг. Особенно трагично, что подвиг этот совершался БЕЗ Христа, наедине с собой, со своей болезнью.
«Даже если сулят золотую парчу,
Или порчу грозят напустить – не хочу.
На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!».
Как бы хорошо нам звучать на неслабеющем нерве, в полную силу и полный звук, жить ради того, ради чего не жаль умереть. Высоцкий сумел воплотить в себе главное качество, которое только может быть у нехристианина – быть честным вопреки всему. И в этом он пример и для нас – христиан.
Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы я не услышал Высоцкого, но могу точно сказать, что она сложилась бы иначе.
Удивительная человеческая честность, творческая скромность и искренняя, до самозабвения, любовь к правде, которая, увы, не переросла в любовь к Истине. Не захотел, не успел… я не знаю. Загубил сам себя. Да, конечно. Пил, кололся… еще как. Но удивительно, потрясающе, как он при этом остался человеком, как удержался от того, чтобы покривить душой, как не переставал творить. Высоцкий был убит своим пороком, но каждый, кто слышал его песни, видит, что он не был им до конца побежден. В нем и высота человеческого духа, и глубина падения, и вера в добро, и гордыня. Он одновременно показывает нам, как надо и как нельзя. Многому учит и от многого предостерегает. И все это – Высоцкий. И я искренне рад, что успел пожить с ним в одно время.
«Добра!» – так он подписывал свои фотографии поклонникам.
Источник
“ß îò ñóäà ñêðûâàòüñÿ íå íàìåðåí:
Êîëü ïðèçîâóò îòâå÷ó íà âîïðîñ.
ß äî ñåêóíä âñþ æèçíü ñâîþ èçìåðèë
È õóäî-áåäíî, íî òàùèë ñâîé âîç.
Íî çíàþ ÿ, ÷òî ëæèâî, à ÷òî ñâÿòî,
ß ýòî ïîíÿë âñå-òàêè äàâíî.
Ìîé ïóòü îäèí, âñåãî îäèí, ðåáÿòà,
Ìíå âûáîðà, ïî ñ÷àñòüþ, íå äàíî.”
1979 ãîä. Âëàäèìèð Âûñîöêèé.
))))))))))))))(((((((((((((
Íà îäíîì èç ìíîãî÷èñëåííûõ ñàéòîâ î ïîýçèè íàøåãî âðåìåíè, íàøëà íåëèöåïðèÿòíûå îòçûâû î ïîýòå Âëàäèìèðå Âûñîöêîì. È áåçáîæíèê îí áûë, è íàðêîìàí, è ïüÿíü áåçïðîáóäíàÿ, íó è ïðî÷åå, ïðî÷åå… À òîò êòî ïèøåò, âðîäå êàê áåëûé è ïóøèñòûé, è äàæå íå ïðèãóáèë íèêîãäà çåëüÿ ýòîãî ïðîêëÿòîãî. Íî…ñòåñíÿþñü ñêàçàòü: “Íå ïüþò òîëüêî íà Íåáåñè, à íà Ðóñè – êîìó íå ïîäíåñè!” Íàðîä îí ìåòêî ãîâîðèò, è ïðàâäó. Îäíàêî òîò, êòî î÷åíü çëèëñÿ íà Ïîýòà âðîäå â Õðàì äàâíî õîäèò. Ïðàâîñëàâíûé çíà÷èò
Íó äà, íó äà, íàâåðíîå èñïîâåäàëñÿ óæå ïî ïîâîäó îñóæäåíèÿ
Ëàäíî,âðåìÿ ïîêàæåò. Îäíàêî êàê áû “áèáëèîãðàôû” Âûñîöêîãî íå ñòàðàëèñü, âñå ðàâíî îí çàãàäêîé îñòàëñÿ. À ìíå âîò íèêîãäà íå áûëè èíòåðåñíû åãî “çåìíûå ïîõîæäåíèÿ”. Áîëåå âñåãî èíòåðåñîâàëî – áûë ëè Ïîýò âåðóþùèì ÷åëîâåêîì. È ÿ íà÷àëà âñïîìèíàòü ïåñíè Âëàäèìèðà Ñåì¸íîâè÷à Âûñîöêîãî, â êîòîðûõ îí ãîâîðèò î Áîãå.
Ïîëó÷èëàñü ñòàòüÿ, êîòîðóþ è ïðåäñòàâëÿþ ÷èòàòåëþ. Êîíå÷íî ëó÷øå âñåãî î äóõîâíûõ èñêàíèÿõ ïîýòà Âûñîöêîãî ìîæåò ðàññêàçàòü åãî òâîð÷åñòâî. Òî, ÷òî ñóùåñòâóåò îáúåêòèâíî, íàãëÿäíî ïîêàçûâàÿ äóøó Ïîýòà, èáî Ïîýò, êîíå÷íî, ïèøåò ÄÓØÎÉ. À ÿ ïîïðîáóþ èç ôàêòîâ ñîáñòâåííîé æèçíè ïðåäñòàâèòü äîêàçàòåëüñòâà Âåðû â Áîãà Ïîýòà Âëàäèìèðà Âûñîöêîãî, è åãî âëèÿíèå íà ÷åëîâåêà.
 1988 ãîäó, ðàáîòàÿ ñ òåàòðàëüíûì êîëëåêòèâîì ñòàðøèõ êëàññîâ â îäíîé èç ìîñêîâñêèõ øêîë, ÿ íàïèñàëà ñöåíàðèé ïî êíèãå Ìàðèíû Âëàäè – “Ïðåðâàííûé ïîë¸ò.” Âî âðåìÿ ðàáîòû íàä ñïåêòàêëåì, ðåáÿòà áûëè ïîòðÿñåíû åãî ñòèõàìè. Äåòè ìíîãîå íå çíàëè î òâîð÷åñòâå Âûñîöêîãî, è ÿ èìåÿ íà ðóêàõ êíèãó “Íåðâ”- ïðî÷ëà ñòèõè Ïîýòà. Ïîòîì ìû ñëóøàëè åãî ïåñíè. È òîãäà (à ýòî áûë 1988 ãîä!) ðåáÿòà ìåíÿ ñïðàøèâàëè: ” À êòî òàêèå àïîñòîëû, î êîòîðûõ ãîâîðèò Âûñîöêèé?” “À êòî ýòî Àðõàíãåëû?”
Íàïîìíþ êëþ÷åâûå ñëîâà 80-õ: ìîëîä¸æíàÿ ïîëèòèêà, ÂËÊÑÌ, êîììóíèñòè÷åñêîå âîñïèòàíèå, çàêîí î ìîëîä¸æè, Ñîâåòñêîå ãîñóäàðñòâî, ïÿòèëåòêà, ïàðòèÿ. È âäðóã â ìàëåíüêîì ñáîðíè÷êå ñàìèçäàòà “Íåðâ” ñîâåðøåííî íåïîíÿòíûå ñëîâà: ñâÿòàÿ ñâÿòûõ, áëàãîäàòü, áëàãîñëîâåíüå, èêîíû, êðåñòû, ëàìïàäû, ìàëèíîâûé çâîí, ìîëèòâû, êðåùåíèå, àïîñòîë, äüÿêîí, àðõàíãåëû, àíãåëû. Íå ãîâîðÿ óæå îá èìåíàõ áîæèèõ – Äóõ, Õðèñòîñ,Ðàñïÿòûé, Áîæèé Ñûí. Óïîìèíàþòñÿ è èìåíà Ìàòåðè Áîæèåé: Áîãîðîäèöà, Ìàäîííà.
Ïðèëîæà ðóêó ê ñåðäöó – êòî òîãäà çíàë ýòè ñëîâà, è êòî áûë â öåðêâè, è êòî çíàë ïðî Ñòðàøíûé Ñóä è àïîñòîëîâ? Èìåþ ââèäó íàñ, ëþäåé, íåîòÿãîù¸ííûõ äóõîâíîé æèçíüþ? (Çàìåòüòå äóõîâíîé, à íå êóëüòóðíîé – ýòî äâå ðàçíûå âåùè). Íàì íà ðàáîòó ïðèíåñëè Åâàíãåëèå, òàê ìû åãî ïðÿòàëè, è ïî î÷åðåäè ÷èòàëè, à òóò âäðóã òàêèå ñëîâà îòêðûòî! Ïîýò, îäíîçíà÷íî, áûë çíàêîì ñî Ñâÿùåííûì Ïèñàíèåì. Êîíå÷íî, ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè, íóæíî çàìåòèòü, ÷òî Âûñîöêèé äàëåêî íå âñåãäà óïîòðåáëÿåò ñâÿùåííûå ñëîâà è öèòàòû ê ìåñòó( Ïåñíÿ ïðî ïëîòíèêà Èîñèôà). Èçâîëüòå: òàê êòî æå òîãäà ðàçðåøàë îòíîñèòñÿ ê ðåëèãèè ñåðü¸çíî? À íàñìåøêè ýòî ïîæàëóéñòà! Íî ÷òî êàñàåìî ëè÷íîñòè Âëàäèìèðà Âûñîöêîãî îí òî òî÷íî çíàë î Êîì ïèøåò, òîëüêî íå çíàë êàê çà ýòî áóäåò áîëüíî ïîñëå ñìåðòè. È íà ìîé âçãëÿä åìó áûëà î÷åíü èíòåðåñíà ýòà òåìà. Êàê è êàæäîìó âåëèêîìó Ïîýòó Äóõîâíàÿ òåìà Íå ìîæåò áûòü Íå èíòåðåñíîé. È îïÿòü ïðèëîæèì ðóêó ê ñåðäöó è ïîäóìàåì ó êîãî åù¸ â òî âðåìÿ áûëà ïîäíÿòà òåìà Áîãà è Âåðû â Áîãà? Íå ñ÷èòàÿ Âîçíåñåíñêîãî( Þíîíà è Àâîñü). À èìÿ Áîæèå (è ñîâñåì íå âñóå)? À äóõîâíî-ôèëîñîôñêèå âîïðîñû? Âåäü òîãäà âñ¸, ñâÿçàííîå ñ Âåðîé áûëî ïîä çàïðåòîì. ×åëîâåêà, êîòîðûé ãîâîðèë î Áîãå áåç ãëóìëåíèÿ, ìîãëè íå òîëüêî íå ïîíÿòü, íî è ïðîñòî ïîñ÷èòàòü äóøåâíîáîëüíûì.
Ìíîãèå èç íàñ õîðîøî ïîìíÿò, êàê òîãäà îòíîñèëèñü ê âåðóþùèì. È, òåì íå ìåíåå, Âûñîöêèé ðèñêóåò è ïîäíèìàåò â ñâîèõ ïåñíÿõ, êîòîðûå îí ïåë ïåðåä îãðîìíîé ìàññîé ëþäåé, òå çàêðûòûå, ãîíèìûå òåìû, êîòîðûå âîëíîâàëè åãî ñàìîãî è òðåâîæèëè åãî. È åãî íå çàáèðàþò â êàòàëàæêó! Ýòî ëè íå äèâî?
Âñïîìíèì:
Ìíå ñóäüáà äî ïîñëåäíåé ÷åðòû, äî êðåñòà
Ñïîðèòü äî õðèïîòû (à çà íåé íåìîòà),
Óáåæäàòü è äîêàçûâàòü ñ ïåíîé ó ðòà,
×òî íå òî ýòî âñå, íå òîò è íå òà!
×òî ëàáàçíèêè âðóò ïðî îøèáêè Õðèñòà!
È äàëüøå:
ß äî ðâîòû, ðåáÿòà, çà âàñ õëîïî÷ó!
Ìîæåò, êòî-òî êîãäà-òî ïîñòàâèò ñâå÷ó
Ìíå çà ãîëûé ìîé íåðâ, íà êîòîðîì êðè÷ó,
È âåñåëûé ìàíåð, íà êîòîðîì øó÷ó
Èëè äðóãàÿ ïåñíÿ: «Êóïîëà ðîññèéñêèå»:
 ñèíåì íåáå, êîëîêîëüíÿìè ïðîêîëîòîì,
Ìåäíûé êîëîêîë, ìåäíûé êîëîêîë
Òî ëü âîçðàäîâàëñÿ, òî ëè îñåð÷àë
Êóïîëà â Ðîññèè êðîþò ÷èñòûì çîëîòîì
×òîáû ÷àùå Ãîñïîäü çàìå÷àë.
Äóøó, ñáèòóþ óòðàòàìè äà òðàòàìè,
Äóøó, ñòåðòóþ ïåðåêàòàìè,
Åñëè äî êðîâè ëîñêóò èñòîí÷àë,
Çàëàòàþ çîëîòûìè ÿ çàïëàòàìè
×òîáû ÷àùå ÃÎÑÏÎÄÜ çàìå÷àë!
Êàêàÿ ñèëèùà â ýòîé ïåñíå! Êàêîå çíàíèå òîãî, î ÷¸ì ïèøåò Ïîýò!
À åù¸:
«Áàëëàäà îá óõîäå â ðàé», «Î ôàòàëüíûõ äàòàõ è öèôðàõ», «Ðàéñêèå ÿáëîêè» è äðóãèå. Ïðèâåäó íåñêîëüêî ñòðîê:
Îäèí èç íàñ óåõàë â ðàé,
îí âñòðåòèò Áîãà òàì, âåäü åñòü, íàâåðíî, Áîã
 ïåñíå î ôàòàëüíûõ äàòàõ è öèôðàõ Âûñîöêèé ñòàâèò Õðèñòà â îäèí ðÿä ñ áåçâðåìåííî óøåäøèìè, ñâîþ ïåñíü ïîýò èñïîëíÿåò î÷åíü ñåðüåçíî è òðàãè÷åñêè, ýòî âèäíî ïî ñîõðàíèâøåéñÿ âèäåîçàïèñè åãî âûñòóïëåíèÿ.
:::À â 33 Õðèñòó, îí áûë Ïîýò, Îí ãîâîðèë:
Äà íå óáèé! Óáüåøü âåçäå íàéäó, ìîë.
Íî ãâîçäè åìó â ðóêè, ÷òîá ÷åãî íå ñîòâîðèë,
×òîá íå ïèñàë è íè î ÷åì íå äóìàë.
 ïåñíå «ß íå ëþáëþ», Ïîýò îïÿòü âñïîìèíàåò Õðèñòà.
«ß íå ëþáëþ íàñèëüÿ è áåññèëüÿ, âîò òîëüêî æàëü ðàñïÿòîãî Õðèñòà».
À “Ðàéñêèå ÿáëî÷êè!”  òî âðåìÿ,ïàðàëëåëüíî çàêðûòûì êíèãàì î Âåðå, âñå ÷èòàëè Äàíèèëà Àíäðååâà. Îí áûë ìèñòèêîì, íî âåðóþùèì ÷åëîâåêîì. Åãî îïèñàíèÿ ìèðîâ âîçìåçäèÿ òî÷íî ñîâïàäàåò ñ äàííûìè â ñòèõîòâîðåíèè Âûñîöêîãî “Ðàéñêèå ÿáëî÷êè”:
ß êîãäà-òî óìðó – ìû êîãäà-òî âñåãäà óìèðàåì,
Êàê áû òàê óãàäàòü, ÷òîá íå ñàì – ÷òîáû â ñïèíó íîæîì:
Óáèåííûõ ùàäÿò, îòïåâàþò è áàëóþò ðàåì,-
Íå ñêàæó ïðî æèâûõ, à ïîêîéíèêîâ ìû áåðåæåì.
 ãðÿçü óäàðþ ëèöîì, çàâàëþñü ïîêðàñèâåå íàáîê,
È óäàðèò äóøà íà âîðîâàííûõ êëÿ÷àõ â ãàëîï.
 äèâíûõ ðàéñêèõ ñàäàõ íàáåðó áëåäíî-ðîçîâûõ ÿáëîê.
Æàëü, ñàäû ñòîðîæàò è ñòðåëÿþò áåç ïðîìàõà â ëîá.
Ïðèñêàêàëè – ãëÿæó – ïðåä î÷àìè íå ðàéñêîå ÷òî-òî:
Íåðîäÿùèé ïóñòûðü è ñïëîøíîå íè÷òî – áåñïðåäåë.
È ñðåäè íè÷åãî âîçâûøàëèñü ëèòûå âîðîòà,
È îãðîìíûé ýòàï ó âîðîò íà âîðîòà ãëÿäåë.
Êàê ðæàíåò êîðåííîé! ß ñìèðèë åãî ëàñêîâûì ñëîâîì,
Äà ðåïüè èç ìî÷àë åëå âûäðàë è ãðèâó çàïëåë.
Ñåäîâëàñûé ñòàðèê ÷òî-òî äîëãî âîçèëñÿ ñ çàñîâîì –
È êðÿõòåë è âîð÷àë, è íå ñìîã îòâîðèòü – è óøåë.
È îãðîìíûé ýòàï íå èçäàë íè åäèíîãî ñòîíà,
Ëèøü íà êîðòî÷êè âäðóã ñ îíåìåâøèõ êîëåí ïåðåñåë.
Çäåñü ìàëèíà, áðàòâà,- îãëóøèëî ìàëèíîâûì çâîíîì!
Âñå âåðíóëîñü íà êðóã, è Ðàñïÿòûé íàä êðóãîì âèñåë.
È àïîñòîë-ñòàðèê îí íàä ñòðàæåé êðè÷àë-êîìèññàðèë
Îí ïîçâàë êîé-êîãî, è çàòåÿëè âíîâü îòâîðÿòü…
Êòî-òî ïàëêîé ñ âèíòîì, ïîäíàòóæàñü, îá ðåëüñó óäàðèë
È êàê ðèíóëèñü âñå â ðàñïðåêðàñíóþ òó áëàãîäàòü!
ß óçíàë ñòàðèêà ïî ñëåçàì íà ùåêàõ åãî äðÿáëûõ:
Ýòî ϸòð-ñòàðèê îí àïîñòîë, à ÿ îñòîëîï.
Âîò è êóùè-ñàäû, â êîèõ ïðîðâà ìîðîæåíûõ ÿáëîê…
Íî ñàäû ñòîðîæàò è ñòðåëÿþò áåç ïðîìàõà â ëîá.
Ïî÷åìó òî èìåííî ýòîé ïåñíåé áûëè øîêèðîâàíû ìîè ñòàðøåêëàññíèêè, è ìû âçÿëè å¸ íà êîíêóðñ (ðàéîííûé, êîìñîìîëüñêèé). Ìîåãî ÷òåöà îñòàíîâèëè íà ïîëóñëîâå, ñî ñëîâàìè: “Íó ïîíÿòíî! Ñëåäóþùèé!” Ðåáÿòêè î÷åíü ðàññòðîèëèñü òîãäà. È ê ñëåäóþùåìó êîíêóðñó ìû ãîòîâèëè óæå ñòèõè Âûñîöêîãî íà âîåííóþ òåìó. Íî è òàì áûëè ñëîâà î Áîãå, ìîëèòâå è Àðõàíãåëàõ.
Âîò:
“Ïåñíÿ î êîíöå âîéíû”:
Âîò îò êîïîòè ñâå÷åê óæå î÷èùàþò èêîíû.
È äóøà è óñòà è ìîëèòâó òâîðÿò, è ñòèõè.
Íî ñ êðàñíûì êðåñòîì âñå èäóò è èäóò ýøåëîíû,
Õîòÿ è ïîòåðè ïî ñâîäêàì íå òàê âåëèêè
À âîò ìîÿ ëþáèìàÿ ïðî èñòðåáèòåëåé:
Èõ âîñåìü, íàñ äâîå. Ðàñêëàä ïåðåä áîåì íå íàø.
Íî ìû áóäåì èãðàòü. Ñåð¸ãà, äåðæèñü!
Íàì íå ñâåòèò ñ òîáîþ, íî êîçûðè íàäî ðàâíÿòü!
ß ýòî íåáåñíûé êâàäðàò íå ïîêèíó.
Ìíå öèôðû òåïåðü íåâàæíû.
ß çíàþ: ìîé äðóã çàùèùàåò ìíå ñïèíó.
À çíà÷èò è øàíñû ðàâíû!
Ñåðãåé! Òû ãîðèøü! Óïîâàé ÷åëîâå÷å
Ëèøü íà íàä¸æíîñòü ñòðîï
Íåò ïîçäíî!
È ìíå âûøåë ìåññåð íàâñòðå÷ó. Ïðîùàé!
ß ïðèìó åãî â ëîá. ß çíàþ äðóãèå ñâåäóò ñ íèìè ñ÷¸òû.
Íî ïî îáëàêàì ñêîëüçÿ âçëåòÿò íàøè äóøè, êàê äâà ñàìîëåòà,
Âåäü èì äðóã áåç äðóãà íåëüçÿ.
Àðõàíãåë íàì ñêàæåò: Â ðàþ áóäåò òóãî!
Íî òîëüêî âîðîòà ùåëê.
Ìû Áîãà ïîïðîñèì: Âïèøèòå íàñ ñ äðóãîì
 êàêîé-íèáóäü àíãåëüñêèé ïîëê!
À âîò çíàìåíèòàÿ “Íàäÿ ñ øîêîëàäîì”
Ñêîðî áóäåò Íàäÿ ñ øîêîëàäîì!
 øåñòü îíè ïîäàâÿò íàñ îãíåì,
Õîðîøî, íàì ýòîãî è íàäî
Ñ Áîãîì, ïîòèõîíå÷êó íà÷íåì!
Êîãäà ïåëè ìîè ðåáÿòà, èç êîìèññèè ïîäîøëà æåíùèíà, è îòâåäÿ ìåíÿ â ñòîðîíó ñêàçàëà:” Íèíà, ÿ íèêîãäà íè÷åãî ïîäîáíîãî íå ñëûøàëà. Ê Âûñîöêîìó îòíîñèëàñü êàê ê õóëèãàíó. À âîåííûå ïåñíè ýòî æå… ñèëèùà êàêàÿ!” Îíà çàïëàêàëà è îòîøëà
Íà òîì êîíêóðñå ìû íå âçÿëè íèêàêîãî ïðèçà.Íî ñëîâà ýòîé æåíùèíû áûëè áîëüøèì ïðèçîì äëÿ íàñ!
Íå çíàþ ÷òî èñïûòûâàåò òåïåðåøíÿÿ ìîëîä¸æü, íî êîãäà ìû ñ ðåáÿòàìè èç äåñÿòûõ êëàññîâ ñëóøàëè ïåñíè èëè ñàìè ÷èòàëè èõ íàèçóñòü áûëî ïîëíîå ïîãðóæåíèå â âîåííîå âðåìÿ.. Äâîå ìàëü÷èøåê ñòàëè êóðñàíòàìè ë¸òíîãî ó÷èëèùà
Êàê-òî î÷åíü óìåëî è òîíêî óìåë Âëàäèìèð Ñåì¸íîâè÷ èñïîëüçîâàòü òåìó ðåëèãèè ìàëåíüêèìè âêðàïëåíèÿìè â ñâîè ñòèõè, è ìíîãèå ëè ïîýòû ïîçâîëÿëè ñåáå ýòî â òî âðåìÿ? Ïðèâåäó íåñêîëüêî ýòèõ “âêðàïëåíèé”:
“Âåðøèíà”
Íàäååìñÿ òîëüêî íà êðåïîñòü ðóê,
Íà ðóêè äðóãà è âáèòûé êðþê
È ì î ë è ì ñ ÿ, ÷òîáû ñòðàõîâêà íå ïîäâåëà.
«Áàëëàä î ïîãèáøèõ ëåáåäÿõ»:
Âñïàðè è äâà êðûëà ðàñêèíü
 ãóñòóþ òðåïåòíóþ ñèíü.
Ñêîëüçè ïî Áîæüèì ñêëîíàì,
 òàêóþ âûñü, êóäà è âïðåäü
Âîçìîæíî áóäåò äîëåòåòü
Ëèøü àíãåëàì è ñòîíàì!
Èëè âîò:
Îòêðûëñÿ Ëèê ÿ ñòàë ê íåìó ëèöîì,
È Îí ïîâåäàë ìíå ñâåòëî è ãðóñòíî:
«Ïðîðîêîâ íåò â îòå÷åñòâå ñâîåì
Íî è â äðóãèõ îòå÷åñòâàõ íå ãóñòî»
À “Ïàðóñ”? Îäíà èç ïåðâûõ ïåñåí Ïîýòà:
À ó äåëüôèíà âçðåçàíî áðþõî âèíòîì
Âûñòðåëà â ñïèíó íå îæèäàåò íèêòî.
Íà áàòàðåå íåòó ñíàðÿäîâ óæå.
Íàäî áûñòðåå íà âèðàæå.
Íî ïàðóñ! Ïîðâàëè ïàðóñ!
Êàþñü, êàþñü, êàþñü…
Íà ìîé âçãëÿä æåëàíèå ïîêàÿòüñÿ æèëî â Ïîýòå Âûñîöêîì âñåãäà. Îí íå ìîã óäàðèòü ÷åëîâåêà ïî ëèöó, îí ñ òàêîé ëþáîâüþ è æàëîñòüþ ïèñàë î êîíÿõ, ëåáåäÿõ, äåëüôèíàõ è âîëêàõ, ÷òî ñîìíåíèÿ íå îñòà¸òñÿ – Âûñîöêèé áûë ÷åëîâåêîì ñ äóøîé ðàíèìîé è ñâåòëîé. ×óâñòâóÿ â ñåáå òÿæåñòü çà ñäåëàííûå îøèáêè, îí êàÿëñÿ, à áûòü ìîæåò è ÷èòàòåëÿ ñâîåãî ïðèçûâàë ê ïîêàÿíèþ
Ïîñëåäíèå æå ñòèõîòâîðåíèÿ Âëàäèìèðà Âûñîöêîãî ïðîñòî âîïèþò ê Áîãó.
1 èþíÿ 1980 ãîäà:
×òó Ôàóñòà ëè, Äîðèàíà Ãðåÿ ëè,
Íî ÷òîáû äóøó äüÿâîëó – íè-íè!
Çà÷åì öûãàíêè ìíå ãàäàòü çàòåÿëè?
Äåíü ñìåðòè óòî÷íèëè ìíå îíè…
Òû ýòó äàòó, Áîæå, ñîõðàíè, –
Íå îòìå÷àé â ñâîåì êàëåíäàðå èëè
 ïîñëåäíèé ìèã âîçüìè è èçìåíè,
×òîá ÿ íå æäàë, ÷òîá âîðîíû íå ðåÿëè
È ÷òîáû àãíöû æàëîáíî íå áëåÿëè,
×òîá ëþäè íå õèõèêàëè â òåíè.
Îò íèõ îò âñåõ, î, Áîæå, îõðàíè,
Ñêîðåå, èáî äóøó ìíå îíè
Ñîìíåíüÿìè è ñòðàõàìè çàñåÿëè!
11 èþíÿ 1980 ãîäà:
Ëåä íàäî ìíîþ – íàäëîìèñü è òðåñíè!
ß âåñü â ïîòó, õîòü ÿ íå îò ñîõè.
Âåðíóñü ê òåáå, êàê êîðàáëè èç ïåñíè,
Âñå ïîìíÿ, äàæå ñòàðûå ñòèõè.
Ìíå ìåíüøå ïîëóâåêà – ñîðîê ñ ëèøíèì, –
ß æèâ, òîáîé è Ãîñïîäîì õðàíèì.
Ìíå åñòü ÷òî ñïåòü, ïðåäñòàâ ïåðåä Âñåâûøíèì,
Ìíå åñòü ÷åì îïðàâäàòüñÿ ïåðåä Íèì.
ÌÍÅ ÅÑÒÜ ×ÅÌ ÎÏÐÀÂÄÀÒÜÑß ÏÅÐÅÄ ÍÈÌ….
Источник