Я до рвоты ребята
Художник Ильяс Бичурин. Из цикла “Мой Высоцкий”. Мне за голый мой нерв, на котором кричу. https://vk.com/photo-2618_296339681
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И весёлый манер, на котором шучу…
Считаю это стихотворение, наряду с “Чужой колеёй”, программным для Высоцкого. В отличие от заказного декларативного “Я не люблю”.
Мне известны только два авторских исполнения. Обе записи сделаны для узкого круга друзей. Первая запись, более ранняя, сделана для Вадима Туманова, скорее всего, почти сразу после написания. Нет еще четкой мелодии, текст почти точно соответствует черновику, разве что в паре строк расхождение. А вот вторая запись, сделанная предположительно на даче у С. Бабека в конце 1978 г., звучит уже совсем по-другому. Текст стал более цельным, последняя пафосная строфа не прозвучала, финал стал совершенно “высоцким”. Жаль, что больше песня нигде не исполнялась. Да и песня ли это? “Стихи, положенные на ритмическую основу”, как говорил поэт.
Мне судьба — до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней — немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это вовсе, не тот и не та!
Что лабазники врут про ошибки Христа,
Что пока ещё в грунт не влежалась плита, —
Что под властью татар жил Иван Калита,
И что был не один, кто один против ста.
Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта, —
Повторю, даже в образе злого шута!
Но не сто́ит предмет, да и тема не та, —
Суета всех сует — всё равно суета.
Только чашу испить — не успеть на бегу,
Даже если разлить — всё равно не смогу.
Или выплеснуть в наглую рожу врагу, —
Не ломаюсь, не лгу — не могу. Не смогу!
На вертящемся гладком и скользком кругу
Равновесье держу, изгибаюсь в дугу!
Что же с чашею делать — разбить не могу!
Потерплю — и достойного подстерегу,
Передам — и не надо держаться в кругу
И в кромешную тьму, и в неясную згу, —
Другу передоверивши чашу, сбегу!
Смог ли он её выпить — узнать не смогу.
Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,
Я о чаше невыпитой здесь ни гугу —
Никому не скажу, про себя сберегу, —
А сказать — и затопчут меня на лугу.
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И весёлый манер, на котором шучу…
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить — не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу —
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Всё, что ночью кропаю, — в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу, —
Чем скользить и вихлять, словно пыль, по лучу!
В авторизованной машинописи последняя строфа (41-44) зачеркнута.
Печатается по поздней из двух известных авторских фонограмм.
Мне судьба до последней черты… (машинопись с авторской правкой)
Мне судьба до последней черты… (машинопись с авторской правкой)
К сожалению, не представляю как вставлять сюда аудио с других ресурсов, кроме Яндекс.Музыки. А там нашелся только первый вариант (для В. Туманова). Поэтому более поздний вариант предлагаю послушать по ссылке: Слушать поздний вариант Или перейти на страницу ВК, где можно посмотреть все варианты, черновики и послушать обе известные фонограммы.
Если кто знает, как сюда можно добавить треки с ВК, поделитесь, пожалуйста.
1978 г. 10 апреля. Люберцы, фото Н. Токарева
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей “Стихии Высоцкого”
Источник
25 июля 1980 года скончался Владимир Семенович Высоцкий.
Позволю себе несколько слов о том, что такое Высоцкий для меня. Честно скажу: то, что он был некрещен, – это моя личная боль. Я не могу помянуть его на литургии как христианина. Но он был для меня детоводителем ко Христу. Я иногда говорю: родители меня научили говорить, а думать научил меня Высоцкий. В первый раз, когда я услышал его песни, а это, кажется, 7-й класс средней школы, тогда еще за 2.50 продавались пластинки «На концертах Владимира Высоцкого».
Помню, как сейчас: купила мне мама 6-ю пластинку этой серии, а за несколько дней до этого мы купили проигрыватель – предмет моих долгих мечтаний. Так вот, когда я впервые внимательно, осознанно слушал Высоцкого, у меня было совершенно реальное ощущение, что Высоцкий поет лично для меня, и что никто никогда еще ТАК со мной не разговаривал. Так его искусство вошло в мою жизнь и, я думаю, осталось в ней навсегда.
Сейчас очень много пишут о его болезнях и пороках, любовных связях, всевозможных скандалах, с ним связанных, находятся какие-то «друзья», которые знают о Высоцком, чего не знает никто больше. Все это пережевывается, тиражируется во всевозможных желтых изданиях. Короче говоря, пытаются сделать из него очередной «глянец», состоящий из интрижек, скандалов и т.п.
Почему, спрашивается, у артиста выпячивается на первый план эта сторона жизни? Потому что разучились слушать, разучились размышлять над тем, что артист пытался донести до нас, что он сам считал главным в своей жизни. А самым главным в жизни Высоцкого, он сам об этом неоднократно говорил, были стихи. И стихи эти были гениальные, поразительные по своей глубине, ясности, трагичности. Высоцкий ведь не писал песни, он их по-настоящему рожал, рожал в муках по ночам, рожал их каждый раз, когда выходил на сцену и каждый раз в муках. А мучиться не для себя, ради Правды, ради тех, кого даже не знаешь, – не просто искусство, а христианский подвиг. Особенно трагично, что подвиг этот совершался БЕЗ Христа, наедине с собой, со своей болезнью.
«Даже если сулят золотую парчу,
Или порчу грозят напустить – не хочу.
На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!».
Как бы хорошо нам звучать на неслабеющем нерве, в полную силу и полный звук, жить ради того, ради чего не жаль умереть. Высоцкий сумел воплотить в себе главное качество, которое только может быть у нехристианина – быть честным вопреки всему. И в этом он пример и для нас – христиан.
Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы я не услышал Высоцкого, но могу точно сказать, что она сложилась бы иначе.
Удивительная человеческая честность, творческая скромность и искренняя, до самозабвения, любовь к правде, которая, увы, не переросла в любовь к Истине. Не захотел, не успел… я не знаю. Загубил сам себя. Да, конечно. Пил, кололся… еще как. Но удивительно, потрясающе, как он при этом остался человеком, как удержался от того, чтобы покривить душой, как не переставал творить. Высоцкий был убит своим пороком, но каждый, кто слышал его песни, видит, что он не был им до конца побежден. В нем и высота человеческого духа, и глубина падения, и вера в добро, и гордыня. Он одновременно показывает нам, как надо и как нельзя. Многому учит и от многого предостерегает. И все это – Высоцкий. И я искренне рад, что успел пожить с ним в одно время.
«Добра!» – так он подписывал свои фотографии поклонникам.
Источник