Измучена гортань кровотечением речи
” “
(. ר – . )
,
, .
-, -, ,
, .
,
,
– ,
– , !
, ,
, .
,
. ! !
, ,
, , ,
, , !
,
, , , ,
, , !
! , !
, ,
, !
, .
,
.
,
, !
,
, , , ,
, , !
. , !
,
, !
,
, !
! , !
” ” / ” “
(. ר – . )
: ”
, ,
, , …”.
, !
,
!
, ,
– , !
, , , , –
, !
, ,
.
, !
, -, !
,
.
, ,
– , !
, , , , –
, !
.
, .
?
, , , !
,
!
,
!
” “
(. ר – . )
, :
– .
,
, ,
, , !
,
, ,
, , , .
! , !
! .
! !
! ,
, …
!
– , , –
,
! ! –!
, , ?
, , ?!
, !
,
,
,
, ,
!
! , !
! .
! !
! , ,
, .
!
– , , –
,
! !
, :
– !
–
– , ,
, , , !
!
” , ,
, , , !”.
! , !
! .
! !
! , ,
,
,
,
,
!
“”
(. ר – . )
, ,
, !
, ,
!
, .
.
, , .
, ! , , .
, ,
.
,
, .
,
,
, , .
-, -, -…
.
, , .
, ! , , .
.
.
.
“” / “” / “-“
(. ר – . )
, , .
, .
, , ,
, – , .
–
, !
, ,
–
, ,
.
, ,
–
, ,
.
, .
.
, , ,
: “! , !”.
–
, …
, ,
–
, ,
.
, ,
–
, ,
.
–
, , .
– . , .
, – , .
–
, !
, ,
–
, ,
.
, ,
–
, ,
.
.
.
,
, !
–
, !
, ,
–
, ,
.
, ,
–
, ,
.
“”
(. ר – . )
.
, .
.
, ,
, .
, , , ! !
, , , ! !
, , !
, .
, ,
: “!”.
, .
.
,
,
, .
, , , .
, , , .
, , .
, .
, ,
: “!”.
,
!
–
…
…
, , , .
, , , .
“” / ” ” / ” “
(. ר)
– , , ?
, , ! , , , !
– , ?
, , ! , , , !
– ,
– .
, , , . , . , , , .
– , ,
.
, , ,
, , !
, !
, !
– , .
, , ! , , , !
– , !
, , ! , , , !
– , ,
– .
, , , . , . , , , .
– , ,
.
, , ,
, , !
, !
, !
– , , !
, , ! , , , !
– , !
, , ! , , , !
– ,
,
!
, , !
,
,
–
!
– , , ?
, , . , , , …
!..
“” / ” “
(. ר – . )
,
,
, .
! …
.
, .
! ! !… !
,
!
, .
! ! ! …
.
, ? , ?
, ? , ?
!
!
!
!
,
.
!
, ,
, .
, , .
, ,
!
“XX ” / ” “
(. – . , . )
, …
?
,
,
.
,
…
– –
.
, –
.
.
.
! , ,
, .
, , ,
, !
,
, .
.
,
,
,
.
! , ,
, .
, , ,
, !
,
.
. ,
!
,
,
.
! , ,
, .
, , ,
, !
” ˨ ” / “˨ “
(. ר)
,
, !
,
, .
, , ,
, .
!
,
, , !
,
, , !
: ” !
, !”,
…
… , , …
, ,
, .
,
!
,
, .
,
, .
, , , ,
, .
, , ,
, .
,
, , .
,
, .
… ,
, , ?
:
! !
!
“”
(. – . )
,
.
,
?
?
,
– !
– ,
– .
,
– .
, , , ,
!
, , , ,
!
-,
, .
,
– .
– .
,
,
.
,
– .
, , , ,
!
, , , ,
!
, ,
.
,
,
!
,
,
,
– .
,
– .
, , , ,
!
, , , ,
!
” “
(. ר – . )
, ,
.
!
?
, , ?
!
,
?
,
!
: ” !”,
!
,
, !
, ,
.
!
, ,
, .
!
– ,
,
– ,
.
: ” !”,
!
,
, !
, ,
.
!
, !
, , , , .
, ,
, .
, ! !
, !
, ,
.
, , ,
, , , , …
” “
(. ר – . )
, ,
, !
, ,
, !
, ,
,
, !
–
, ,
– , ,
!
,
, !
,
, !
, ,
, ,
, !
– ,
, .
, ,
,
!
, , ,
, !
,
, !
– ,
, ,
, !
–
, .
,
, ,
, , !
,
, !
,
, ,
, ,
, ,
, .
” “
(. ר – . )
-,
,
, – ,
– , .
, ,
.
, ,
.
– ,
.
…
, , ,
!
–
!
, , ,
.
– , –
, !..
– ,
.
…
-,
,
, – ,
– , …
: 27.11.19
Источник
Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и обратится в грязь.Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь
явиться на помост с больничной простыни.
Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!
О, кто-нибудь, приди и время растяни!По грани роковой, по острию каната-
плясунья, так пляши, пока не сорвалась.
Я знаю, что умру, но я очнусь, раз надо.
Так было всякий раз. Так будет в этот раз.Исчерпана до дна пытливыми глазами,
на сведенье ушей я трачу жизнь свою.
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале –
Себя не сохраню, его не посрамлю.Измучена гортань кровотеченьем речи,
но весел мой прыжок из темноты кулис.
В одно лицо людей, все явственней и резче,
сливаются черты прекрасных ваших лиц.Я обращу в поклон нерасторопность жеста.
Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.
Достанет ли их вам для малого блаженства?
Не навсегда прошу – пускай на миг, на миг…
Дата создания: 1973 г.
Анализ стихотворения Ахмадулиной «Взойти на сцену»
В 1973 году поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина (1937–2010) создала стихотворение «Взойти на сцену». Оно выразило переживания автора, связанные с творчеством и презентацией своих работ публике. Это произведение о том, как нелегко порой приходится добиваться признания, угождая капризным слушателям.
Стихотворение состоит из восьми строф по четыре строки. Размер – сложный шестистопный ямб. В строках используется перекрёстная рифма вида abab. Лирический герой произведения – сама поэтесса. Именно о её переживаниях читатель узнаёт из стихотворения.
«Взойти на сцену» с первых строк звучит как признание. Белла Ахатовна сравнивает смелость, с которой она каждый раз поднимается на подмостки для того, чтобы прочесть свои стихи, с лёгкостью падения снега в зимние месяцы. Но тут же подсказывает: «Не верьте мне, когда я это говорю.»
Неужели поэтесса намеренно обманывает читателей и слушателей?! Конечно, нет. Далее в стихотворении Белла Ахатовна подробно объясняет, как она относится к выступлениям. Для этого используются эмоциональные, иногда пугающие эпитеты: «Измучена гортань кровотеченьем речи…»
Автор сравнивает исполнение стихов с ходьбой по канату, со смертельным риском для жизни. Это звучит удивительно, ведь известно, что публика любила Ахмадулину и с нетерпением ждала поэтических вечеров. Однако современному читателю всегда нужно помнить, что толпа переменчива, требовательна. Случается, что новый стиль или новая тема в творчестве артиста может изменить мнение о нём у самых преданных поклонников, и они отвернутся от выступающего. Именно об этом говорит поэтесса, рассуждая, что аудитория вполне может быть неблагодарной:
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и превратится в грязь.
В тексте часто используются рефрены:
О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове…
Неможется! Нет сил!…
Повторяющиеся эмоциональные восклицания заставляют читателя поверить, что автор действительно в отчаянии. Поэтессе тяжело даётся каждый выход на сцену, но что же заставляет её снова и снова это делать? В тексте на этот вопрос даются ответы.
Во-первых, автора греет мысль, что среди толпы есть близкий человек:
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале.
Себя не сохраню, его не посрамлю.
Во-вторых, поэтесса надеется, что найдутся и те, кто воспримет её творчество не как простое развлечение, а как серьёзный труд:
но скажет кто-нибудь: она была артистка,
и скажет кто-нибудь: она была поэт.
Здесь тоже использован повтор, который показывает, как важно для автора почувствовать признание её заслуг.
В 1984 году Алла Пугачёва исполнила песню «Пришла и говорю», в основе которой лежат строки Беллы Ахмадулиной. Песня была очень популярна и стала настоящим гимном творческих людей.
Автор: Ахмадулина
Источник
Иосиф Бродский написал о поэзии Беллы Ахмадулиной, что ее стих “размышляет, медитирует, отклоняется от темы”, Вознесенский сравнил его с “высшей гармонией”, а Евтушенко назвал “брюссельскими кружевами”. Ниже – подборка самых известных стихотворений поэтессы.
Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания. “По улице моей который год…” – одно их таких стихотворений, которое было положено на музыку М. Таривердиевым и стало известной песней из кинофильма “Ирония судьбы, или С легким паром!”.
По улице моей который год
звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и – мудрая – я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда – из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1959
Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство “призвано не веселить людей, а приносить им страдания”, – так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы.
Кто знает – вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно благодарю я мир.
Что б ни случилось, не кляну,
а лишь благославляю легкость:
твоей печали мимолетность,
моей кончины тишину.
1960
Метель
Февраль – любовь и гнев погоды.
И, странно воссияв окрест,
великим севером природы
очнулась скудость дачных мест.
И улица в четыре дома,
открыв длину и ширину,
берет себе непринужденно
весь снег вселенной, всю луну.
Как сильно вьюжит! Не иначе –
метель посвящена тому,
кто эти дерева и дачи
так близко принимал к уму.
Ручья невзрачное теченье,
сосну, понурившую ствол,
в иное он вовлек значенье
и в драгоценность перевел.
Не потому ль, в красе и тайне,
пространство, загрустив о нем,
той речи бред и бормотанье
имеет в голосе своем.
И в снегопаде, долго бывшем,
вдруг, на мгновенье, прервалась
меж домом тем и тем кладбищем
печали пристальная связь.
1965
***
Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю – снова не получится
Из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
Хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости – из горести
Так прямо голову держу.
1957
Одно из таких стихотворений – “О, мой застенчивый герой…” – проникновенно читает героиня Светланы Немоляевой в “Служебном романе” Эльдара Рязанова.
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой –
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна – среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль – моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль – моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
1960-1961
Заклинание
Не плачьте обо мне – я проживу
счастливой нищей, доброй каторжанкой,
озябшею на севере южанкой,
чахоточной да злой петербуржанкой
на малярийном юге проживу.
Не плачьте обо мне – я проживу
той хромоножкой, вышедшей на паперть,
тем пьяницей, поникнувшим на скатерть,
и этим, что малюет Божью Матерь,
убогим богомазом проживу.
Не плачьте обо мне – я проживу
той грамоте наученной девчонкой,
которая в грядущести нечёткой
мои стихи, моей рыжея чёлкой,
как дура будет знать. Я проживу.
Не плачьте обо мне – я проживу
сестры помилосердней милосердной,
в военной бесшабашности предсмертной,
да под звездой моею и пресветлой
уж как-нибудь, а всё ж я проживу.
1968
А стихотворение “А напоследок я скажу…” стало проникновенным романсом из другого рязановского фильма – “Жестокий романс”.
А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? – ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? – ты погубил,
но погубил так неумело.
Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.
Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.
1960
***
Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю – снова не получится
Из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
Хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости – из горести
Так прямо голову держу.
1957
Героями стихотворений Ахмадулиной становились русские поэты – от Александра Пушкина, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой до современников – Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы.
Свеча
Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
все чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
1977
Взойти на сцену
Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.
О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и превратится в грязь.
Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь
явиться на помост с больничной простыни.
Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!
О, кто-нибудь, приди и время растяни!
По грани роковой, по острию каната –
плясунья, так пляши, пока не сорвалась.
Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо.
Так было всякий раз. Так будет в этот раз.
Исчерпана до дна пытливыми глазами,
на сведенье ушей я трачу жизнь свою.
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале.
Себя не сохраню, его не посрамлю.
Когда же я очнусь от суетного риска
неведомо зачем сводить себя на нет,
но скажет кто-нибудь: она была артистка,
и скажет кто-нибудь: она была поэт.
Измучена гортань кровотеченьем речи,
но весел мой прыжок из темноты кулис.
В одно лицо людей, всё явственней и резче,
сливаются черты прекрасных ваших лиц.
Я обращу в поклон нерасторопность жеста.
Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.
Достанет ли их вам для малого блаженства?
Не навсегда прошу – но лишь на миг, на миг.
1973
Источник
Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Белла Ахмадулина ~ Взойти на сцену
На этой странице читайте стихотворение «Взойти на сцену…» русского писателя Беллы Ахмадулиной, написанное в 1973 г. году.
Стихотворение Беллы Ахмадулиной
Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.
О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и превратится в грязь.
Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь
явиться на помост с больничной простыни.
Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!
О, кто-нибудь, приди и время растяни!
По грани роковой, по острию каната –
плясунья, так пляши, пока не сорвалась.
Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо.
Так было всякий раз. Так будет в этот раз.
Исчерпана до дна пытливыми глазами,
на сведенье ушей я трачу жизнь свою.
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале.
Себя не сохраню, его не посрамлю.
Когда же я очнусь от суетного риска
неведомо зачем сводить себя на нет,
но скажет кто-нибудь: она была артистка,
и скажет кто-нибудь: она была поэт.
Измучена гортань кровотеченьем речи,
но весел мой прыжок из темноты кулис.
В одно лицо людей, всё явственней и резче,
сливаются черты прекрасных ваших лиц.
Я обращу в поклон нерасторопность жеста.
Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.
Достанет ли их вам для малого блаженства?
Не навсегда прошу – но лишь на миг, на миг.
Год создания: 1973 г.
Опубликовано в издании:
Белла Ахмадулина.
Всемирная библиотека поэзии.
Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1998.
Количество просмотров: 330
Количество комментариев: 0
Опубликовано: 17.03.2014
© Белла Ахмадулина
Другие стихи Беллы Ахмадулиной:
Смеясь, ликуя и бунтуя
Смеясь, ликуя и бунтуя,
в своей безвыходной тоске,
в Махинджаури, под Батуми,
она стояла на песке.
Не писать о грозе
Беспорядок грозы в небесах!
Не писать! Даровать ей свободу –
невоспетою быть, нависать
над землей, принимающей воду!
А Н Корсаковой
А. Н. Корсаковой
Весной, весной, в ее начале,
я опечалившись жила.
Но там, во мгле моей печали,
Случилось так, что двадцати семи
Случилось так, что двадцати семи
лет от роду мне выпала отрада
жить в замкнутости дома и семьи,
расширенной прекрасным кругом сада.
Слово
«Претерпевая медленную юность,
впадаю я то в дерзость, то в угрюмость,
пишу стихи, мне говорят: порви!
А вы так просто говорите слово,
Мотороллер
Завиден мне полет твоих колес,
о мотороллер розового цвета!
Слежу за ним, не унимая слез,
что льют без повода в начале лета.
Варфоломеевская ночь
Я думала в уютный час дождя:
а вдруг и впрямь, по логике наитья,
заведомо безнравственно дитя,
рожденное вблизи кровопролитья.
Сказка о Дожде
в нескольких эпизодах
с диалогом и хором детей
Е.Евтушенко
Молоко
Вот течет молоко. Вы питаетесь им.
Запиваете твердые пряники.
Захочу — и его вам открою иным,
драгоценным и редким, как праздники.
Источник