Исследование гортани у детей
Ведущие специалисты в области отоларингологии:
Волков Александр Григорьевич, Профессор, Доктор медицинских наук, Заведующий кафедрой оториноларингологии Ростовского государственного медицинского университета, Заслуженный врач РФ, I Действительный член Российской Академии Естествознания, Член Европейского общества ринологов.
Прочитать о докторе подробнее…
Бойко Наталья Владимировна, Профессор, Доктор медицинских наук.
Прочитать о докторе подробнее…
Золотова Татьяна Викторовна — профессор кафедры оториноларингологии Ростовского государственного медицинского университета, Доктор медицинских наук, Член-корреспондент РАЕ, Лучший изобретатель Дона (2003г.), Награждена: медалью В. Вернадского (2006г), Медалью А. Нобеля за заслуги в развитии изобретательства (2007г.).
Прочитать о докторе подробнее…
Карюк Юрий Алексеевич — врач отоларинголог (ЛОР) высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук
Прочитать о докторе подробнее…
Вадим Николаевич Колесников — кандидат медицинских наук, Заведующий ЛОР-отделением ОКБ№1, врач высшей квалификационной категории
Прочитать о докторе подробнее…
Редактор страницы: Крючкова Оксана Александровна
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОРТАНИ У ДЕТЕЙ
Функциональные методы исследования гортани предназначены для изучения голосовой, дыхательной и защитной функции гортани. Эти методы исследования часто сложны и требуют применения специальной аппаратуры и приспособлений.
Электронная ларингостробоскопия
Электронная ларингостробоскопия — наиболее распространенный и доступный метод изучения функционального состояния гортани, который делает видимыми для глаза быстрые, периодические фонаторные колебания голосовых складок, при обычной ларингоскопии не видимые. Принцип исследования основан на использовании вовремя ларингоскопии для освещения электронной лампы с кратковременными импульсами. Если световые импульсы совпадают по частоте с колебаниями голосовых складок, то последние, освещаясь лишь в определенной фазе колебательного цикла, будут казаться неподвижными, создавая стробоскопический эффект. Такая картина позволяет отчетливо и ясно рассмотреть края голосовых складок на разных фазах вибраторного цикла, что невозможно при обычной ларингоскопии вследствие диффузной расплывчатости.
Основные части электронного стробоскопа — импульсная лампа, пьезочувствительный датчик (ларингофон) и преобразователь. В нашей стране электронные стробоскопы выпускает Львовский завод радиоэлектронной медицинской аппаратуры. К числу последних моделей этого прибора относятся ЭЛС-02 и ЭЛС-03.
Принцип работы
Сигнал, снимаемый с ларингофона, закрепленного на шее ребенка после соответствующих преобразований в электрические импульсы, включает импульсную лампу-вспышку. Свет от этой лампы, как и при обычной непрямой ларингоскопии, направляется через лобный рефлектор и гортанное зеркало в гортань. При нарушении синхронности частоты вспышек импульсной лампы с частотой голоса обследуемого возникает впечатление, что голосовые складки совершают медленные и плавные движения. Хорошо видимые кажущиеся движения голосовых складок соответствуют более быстрым действительным колебаниям.
При оценке ларингостробоскопической картины следует обращать внимание на наличие или отсутствие фонаторных колебаний голосовых складок, их равномерность, частоту, амплитуду, силу, характер замыкания голосовой щели. У детей с нормальной гортанью при ларингостробоскопии наблюдаются равномерные, противоположные по направлению друг к другу колебания голосовых складок преимущественно в горизонтальной плоскости. Патологические изменения: при наличии узелков или более крупных образований фонаторные колебания часто ослаблены, имеют малую амплитуду, асинхронны. При папилломатозе гортани фонаторные колебания нередко не определяются. При мутационной дисфонии основная масса голосовых складок во время фонации неподвижна. По нижнемедиальному и верхнемедиальному краю голосовых складок возникают попеременно утолщения слизистой оболочки без полного замыкания голосовой щели (фальцетный механизм голосообразования).
Ларингостробоскопический контроль необходим при обследовании детей с различными нарушениями голоса (дисфониями). Его следует применять с профилактическими целями у детей, занимающихся в детских музыкальных школах, участвующих в хоре и т. д., для выявления ранних изменений в голосовом аппарате.
Метод ларингостробоскопии может быть использован у детей с 4—5 лет. У детей с повышенным рвотным рефлексом рекомендуется применять поверхностную анестезию путем пульверизации слизистой оболочки глотки слабыми растворами анестетиков.
Глоттография
Глоттография — метод регистрации фонаторных колебаний голосовых складок. Преимуществом этого метода является возможность исследовать функцию гортани при полном сохранении физиологии голосообразования, т. е. без введения гортанного зеркала в полость глотки. Глоттограф состоит из маленьких датчиков — электродов, которые укрепляют на обеих сторонах щитовидного хряща и через которые подают ток ультравысокой частоты и минимальной интенсивности. Прохождение слабого тока УВЧ через ткани шеи и гортани незаметно для обследуемого, не вызывает отрицательных реакций и безвредно. Смыкающиеся и размыкающиеся голосовые складки меняют величину сопротивления проходящему току: при размыкании складок сопротивление возрастает, при смыкании — уменьшается. На осциллограмме, отражающей работу голосовых связок, определяют частоту, амплитуду колебаний складок, фазу их смыкания, фазу раскрытия голосовой щели, фазу максимального удаления и фазу закрытия щели в течение каждого колебания. Это исследование может проводиться у детей с 5-летнего возраста.
Глоттография является объективным методом исследования колебательной функции голосовых складок, однако заменить полностью ларингостробоскопию или ларингоскопию она не может.
Время максимальной фонации (способность длительно произносить один из гласных звуков) определяют по секундомеру. Обследуемый после глубокого вдоха максимально долго, но без напряжения, должен фонировать одну из гласных в наиболее удобной для него тональности. Последовательно определяют время фонации гласных «а», «о», «э», «и», «у».
Результат оценивают по средним данным. Это исследование можно применять у детей с 4-5-летнего возраста. У здоровых детей время максимальной фонации зависит от возраста. Так, у детей 6—9 лет оно равно> 6 с, 10—12 лет — 8 с, 13—15 лет — в среднем 12 с. При несмыкании голосовых складок, при их воспалении, плохой дыхательной «опоре» время максимальной фонации снижено.
Электромиография гортани
Электромиография гортани — метод объективной регистрации колебаний электрического потенциала в мышце, находящейся в покое и в состоянии функциональной нагрузки (см. «Электромиография»). Исследование осуществляется с помощью миографа. Однако для этих целей пригодны усилители биопотенциалов и шлейфовые осциллографы. Различают игольчатый метод отведения потенциалов (с помощью игольчатых электродов) и контактный. Методом электромиографии может быть изучена функция внутренних и наружных мышц гортани. В, ларингологии и фонатрии этот метод используют для диагностики и дифференциальной диагностики параличей гортани и анкилоза перстнечерпаловидного сустава, для изучения фонаторной функции гортани в условиях нормы и патологии, для определения состояния нервно-мышечного аппарата гортани при функциональных расстройствах голосообразования. Полезно применение электромиографии при разработке вопросов функциональной хирургии гортани.
В детской практике эндоларингеальная методика электромиографии может быть использована с 10-летнего возраста.
Запись на прием к отоларингологу
Уважаемые пациенты, Мы предоставляем возможность записаться напрямую на прием к доктору, к которому вы хотите попасть на консультацию. Позвоните по номеру ,указанному вверху сайта, вы получите ответы на все вопросы. Предварительно, рекомендуем Вам изучить раздел О Нас.
Как записаться на консультацию врача?
1) Позвонить по номеру 8-863-322-03-16.
2) Вам ответит дежурный врач.
3) Расскажите о том, что вас беспокоит. Будьте готовы, что доктор попросит Вас рассказать максимально подробно о своих жалобах с целью определения специалиста, требующегося для консультации. Под руками держите все имеющиеся анализы, особенно, недавно сделанные!
4) Вас свяжут с вашим будущим лечащим доктором (профессором, доктором, кандидатом медицинских наук). Далее, непосредственно с ним вы будете обговаривать место и дату консультации — с тем человеком, кто и будет Вас лечить.
КВ опт: 05.04.2017г.
Источник
Обследование гортани и трахеи. Эндоскопические методы
Гортань располагается на передней поверхности шеи под подъязычной костью. Границы ее определяют от верхнего края щитовидного хряща до нижнего края перстневидного. Размеры и расположение гортани зависят от пола и возраста. У детей, лиц молодого возраста и женщин гортань располагается выше, чем у стариков.
При осмотре области гортани больному предлагают поднять подбородок и проглотить слюну. При этом гортань перемещается снизу вверх и сверху вниз, хорошо просматриваются контуры как ее, так и щитовидной железы, которая располагается несколько ниже гортани. Если положить пальцы на область железы, то в момент глотания вместе с гортанью перемещается и щитовидная железа, отчетливо определяется ее консистенция и размеры перешейка.
После этого ощупывают гортань и область подъязычной кости, смещают гортань в стороны. Обычно ощущается характерный хруст, который отсутствует при опухолевых процессах. Несколько наклоняя голову пациента вперед, ощупывают лимфатические узлы, расположенные по передней и задней поверхности кивательных мышц, подчелюстной, надключичной и подключичной областей, области затылочных мышц. Отмечают их величину, подвижность, консистенцию, болезненность. В норме лимфатические железы не прощупываются.
Затем приступают к осмотру внутренней поверхности гортани. Его осуществляют путем непрямой ларингоскопии при помощи гортанного зеркала, подогретого на пламени спиртовки и введенного в полость ротоглотки под углом в 45° по отношению к воображаемой горизонтальной плоскости, зеркальной поверхностью книзу.
Зеркало подогревают для того, чтобы пары выдыхаемого воздуха не конденсировались на зеркальной поверхности зеркала. Степень нагрева зеркала определяется прикасанием имПри осмотре области гортани больному предлагают поднять подбородок и проглотить слюну. При этом гортань перемещается снизу вверх и сверху вниз, хорошо просматриваются контуры как ее, так и щитовидной железы, которая располагается несколько ниже гортани.
Если положить пальцы на область железы, то в момент глотания вместе с гортанью перемещается и щитовидная железа, отчетливо определяется ее консистенция и размеры перешейка. После этого ощупывают гортань и область подъязычной кости, смещают гортань в стороны. Обычно ощущается характерный хруст, который отсутствует при опухолевых процессах. Несколько наклоняя голову пациента вперед, ощупывают лимфатические узлы, расположенные по передней и задней поверхности кивательных мышц, подчелюстной, надключичной и подключичной областей, области затылочных мышц.
Отмечают их величину, подвижность, консистенцию, болезненность. В норме лимфатические железы не прощупываются.
Затем приступают к осмотру внутренней поверхности гортани. Его осуществляют путем непрямой ларингоскопии при помощи гортанного зеркала, подогретого на пламени спиртовки и введенного в полость ротоглотки под углом в 45° по отношению к воображаемой горизонтальной плоскости, зеркальной поверхностью книзу.
Зеркало подогревают для того, чтобы пары выдыхаемого воздуха не конденсировались на зеркальной поверхности зеркала. Степень нагрева зеркала определяется прикасанием им к тыльной поверхности левой кисти исследующего. Больного просят открыть рот, высунуть язык и дышать ртом.
Врач или сам пациент большим и средним пальцами левой руки удерживает кончик языка, обернутый марлевой салфеткой, и слегка вытягивает его наружу и вниз. Указательный палец обследующего при этом располагается над верхней губой и упирается в перегородку носа. Голова обследуемого несколько запрокинута назад. Свет от рефлектора постоянно направляется точно на зеркало, которое располагается в ротоглотке так, чтобы его тыльной поверхностью можно было полностью закрыть и оттеснить вверх малый язычок, не касаясь задней стенки глотки и корня языка.
Как при задней риноскопии, для детального осмотра всех отделов гортани необходимы легкие покачивания зеркала. Последовательно осматривают корень языка и язычную миндалину, определяют степень раскрытия и содержимое валекул, исследуют язычную и гортанную поверхность надгортанника, черпа-ловидно-надгортанные, вестибулярные и голосовые складки, грушевидные синусы, видимый участок трахеи под голосовыми складками.
В норме слизистая оболочка гортани розового цвета, блестящая, влажная. Голосовые складки белого цвета с ровными свободными краями. При произнесении пациентом протяжного звука «и» раскрываются грушевидные синусы, расположенные латеральнее черпаловидно-надгортанных складок, и отмечается подвижность элементов гортани. Голосовые складки при этом полностью смыкаются. За черпаловидными хрящами располагается вход в пищевод. За исключением надгортанника все элементы гортани парные, и подвижность их симметричная.
Над голосовыми складками находятся легкие углубления слизистой оболочки — это вход в гортанные желудочки, располагающиеся в боковых стенках гортани. На их дне имеются ограниченные скопления лимфоидной ткани. При проведении непрямой ларингоскопии иногда встречаются трудности. Одна из них связана с тем, что короткая и толстая шея не позволяет в достаточной степени запрокинуть голову. В этом случае помогает осмотр пациента в положении стоя. При короткой уздечке и толстом языке не удается захватить его кончик. Поэтому приходится фиксировать язык за его боковую поверхность.
Если при проведении непрямой ларингоскопии затруднения связаны с повышенным глоточным рефлексом, прибегают к анестезии слизистой оболочки глотки.
Эндоскопические методы исследования получают все более широкое распространение в клинической и амбулаторной практике. Использование эндоскопов значительно расширило возможность врача-оториноларинголога в диагностике заболеваний полости носа, околоносовых пазух, глотки и гортани, так как позволяют атравматично изучить характер изменений в различных ЛОР-органах, а также выполнить, при необходимости, определенные хирургические вмешательства.
Эндоскопическое исследование полости носа с использованием оптики показано в тех случаях, когда информация, полученная при традиционной риноскопии оказывается недостаточной вследствие развивающегося или развившегося воспалительного процесса. Для осмотра полости носа и околоносовых пазух применяют наборы жестких эндоскопов диаметром 4, 2,7 и 1,9 мм, а также фиброэндоскопы фирм «Olimpus», «Pentax» и др. Осмотр полости носа проводится в положении больного лежа, с предварительно проведенной местной анестезией, обычно 10% раствором лидокаина.
При исследовании осматривают преддверие полости носа, средний носовой ход и места естественных отверстий придаточных пазух носа, и далее — верхний носовой ход и обонятельную щель.
Прямая ларингоскопия выполняется в положении больного либо сидя, либо лежа, в случаях затруднения проведения непрямой ларингоскопии. В амбулаторных условиях осмотр проводится чаще всего сидя при помощи ларингоскопа или фиброларингоскопа.
Для выполнения прямой ларингоскопии необходимо провести анестезию глотки и гортани. При анестезии придерживаются следующей последовательности. Ватничком смазывают вначале правые передние нёбные дужки и правую нёбную миндалину, мягкое нёбо и малый язычок, левые нёбные дужки и левую нёбную миндалину, нижний полюс левой нёбной миндалины, заднюю стенку глотки. Затем с помощью непрямой ларингоскопии смазывают верхний край надгортанника, его язычную поверхность, валекулы, гортанную поверхность надгортанника, вводят ватничек в правый, а затем в левый грушевидный синус, оставляя его там по 4—5 с.
Потом зонд с ватничком вводят на 5—10 с за черпаловидные хрящи — в рот пищевода. Для такой тщательной анестезии требуется 2—3 мл анестетика. За 30 минут перед местной анестезией глотки больному целесообразно ввести под кожу по 1 мл 2% раствора промедола и 0,1% раствора атропина. Это предупреждает напряжение и гиперсаливацию.
После анестезии пациента усаживают на низкий табурет, позади него на обычный стул садится медсестра или санитарка и удерживает его за плечи. Больного просят не напрягаться и руками опираться о табурет. Врач захватывает кончик языка так же, как при непрямой ларингоскопии и под контролем зрения вводит клинок ларингоскопа в глотку, ориентируясь на малый язычок и приподнимая кверху голову обследуемого, клюв ларингоскопа наклоняется книзу и обнаруживается надгортанник. Осматривается корень языка, валекулы, язычная и гортанная поверхность надгортанника.
Далее клюв ларингоскопа заводится за надгортанник, после чего язык пациента отпускают. Голову обследуемого запрокидывают и ларингоскоп продвигают до нижней трети надгортанника, что позволяет осмотреть все отделы гортани и видимую часть трахеи.
Выполнение бронхоскопии и эзофагоскопии в поликлинических условиях нецелесообразно, поскольку это связано с определенным риском и при необходимости требует немедленного помещения больного в стационар.
– Вернуться в оглавление раздела “отоларингология”
Оглавление темы “Обследование в отоларингологии”:
- Подготовка кабинета к приему ЛОР-врача. Дезинфекция
- Стерилизация ЛОР-инструментов для осмотра. Правила
- Подготовка и стерилизация перевязочного материала для ЛОР-кабинета. Правила
- Подготовка и стерилизация инструментов, перчаток для ЛОР-кабинета. Правила
- Антисептическая обработка рук ЛОР-врачом. Принципы
- Оформление медицинской документации ЛОР-врачом. Правила
- Осмотр отоларингологического больного. Правила
- Обследование носа и придаточных пазух. Рекомендации
- Обследование глотки. Правила фарингоскопии
- Обследование гортани и трахеи. Эндоскопические методы
Источник
Советы по осмотру ребенка отоларингологомКак и в любом другом разделе оториноларингологии, тщательный сбор анамнеза и внимательный осмотр являются основой правильной диагностики и качественного лечения детских заболеваний. Но получить эту информацию бывает очень непросто, потому что многие маленькие дети не способны точно и корректно рассказать о своих симптомах врачу. И хотя в целом осмотр маленьких детей аналогичен осмотру подростков и взрослых, существует ряд приемов, с помощью которых этот процесс можно сделать более простым для ребенка, родителей и врача. а) Установление контакта с ребенком. Многие дети боятся визитов к врачу, и поход к оториноларингологу не является исключением, особенно учитывая большое количество незнакомых приспособлений и технических устройств, которые часто находятся в наших кабинетах. Во время первого знакомства важно подбодрить и завлечь ребенка, ведь его спокойствие — залог качественного и спокойного осмотра. К некоторым детям особенного подхода не нужно, некоторым же полезно объяснить, как работают и зачем нужны те или иные инструменты. Не следует запугивать ребенка или угрожать ему, и тогда осмотр может стать спокойным и легким. б) Осмотр ребенка отоларингологом. Многие врачи приступают к осмотру после сбора жалоб, семейного и социального анамнеза, анамнеза заболевания. Осмотр же ребенка начинается с момента начала разговора с ним. Следует обращать внимание на следующие важные детали: наличие и уровень речи, готовность взаимодействовать с окружающими, дыхание во время сна и бодрствования, наличие стридора или других шумов при дыхании, возможность глотания жидкостей и твердой пищи (снеков), походку. Иногда собрать все эти сведения можно только скрытно, потому что очень часто дети отказываются говорить, как раз в тот момент, когда вы хотите что-нибудь от них услышать. Проведение осмотра. И хотя некоторые дети могут сидеть на смотровом стуле самостоятельно, многим требуется помощь родителей. Для успокоения кому-то из детей понадобиться сидеть на коленях у родителя, а кого-то даже придется крепко удерживать, чтобы ребенок не травмировал сам себя, став чересчур беспокойным. Для обеспечения комфортного проведения осмотра детей можно удерживать разными способами. Стандартная поза для осмотра — ребенок сидит поперек родительского бедра. При необходимости родитель может зажать своими бедрами ноги ребенка, одной рукой держать его корпус и руки, а второй — прижать голову к груди. Этот прием может использоваться у младенцев и относительно спокойных детей до 4-5 лет при проведении многих лечебных (удаление серы) или диагностических (фиброскопия) манипуляций. Детей старше пяти лет, а также чрезвычайно беспокойных детей удержать в такой позе может быть сложно. Если описанным выше методом ребенка удержать не получается, возможно использовать другие приемы. Для маленьких детей можно использовать метод «заплечной сумки»: ребенок помещается на специальную доску, руки располагаются по бокам вдоль туловища, и затем ремнями руги и ноги ребенка фиксируются. После иммобилизации ребенка можно осмотреть его голову, которую осторожно фиксирует один из родителей или медсестра. Аналогичного результата можно достигнуть, крепко запеленав ребенка. После стабилизации можно провести полноценный осмотр, не травмировав при этом маленького пациента.
в) Осмотр ушей. Многим пациентам педиатрического профиля необходим осмотр ушей с использованием либо операционного, либо пневматического отоскопа с грушей для подачи воздуха. Вне зависимости от типа инструмента, отоскоп следует держать первыми тремя пальцами, а четвертый и пятый поставить на висок ребенка. Это предотвратит проникновение инструмента вглубь слухового прохода, если ребенок внезапно дернется. Более предпочтительно использование пневматического отоскопа, т. к. с его помощью можно оценить подвижность барабанной перепонки и более точно предположить наличие жидкости в барабанной полости. У детей старшего возраста выполняются тесты Ринне и Вебера. По показаниям проводится отомикроскопия. г) Осмотр полости носа. Обычно осмотр полости носа ограничивается передней риноскопией, возможно использование отоскопа с назальной воронкой или ушной воронкой большого диаметра. Следует обращать внимание на размер, цвет и форму носовых раковин, перегородку носа, наличие отделяемого, ширину просвета дыхательных путей. Иногда осмотр требуется провести до и после применения сосудосуживающих средств. Отмечается наличие секрета, расширенных сосудов, полипов, инородных тел, новообразований. У некоторых детей для полного осмотра полости носа и носоглотки может потребоваться проведение фиброскопии. д) Осмотр полости рта. Включает в себя осмотр губ, слизистых, языка, дна полости рта, ротоглотки. Используется фонарик или налобный осветитель. Многие дети хорошо переносят этот этап осмотра, охотно демонстрируя врачу открытый для осмотра рот. Оценивается форма и подвижность языка, дно полости рта, размер небных миндалин, форма язычка, очертания и подвижность мягкого неба. У детей при проведении мезофарингоскопии часто можно увидеть верхний край надгортанника. е) Осмотр шеи у ребенка. Отмечается наличие отечности, асимметрии, дополнительных образований. Отмечается локализация, подвижность, размер, плотность любых новообразований. Пальпируется щитовидная железа, оцениваются ее размеры. Шея также внимательно осматривается и пальпируется на предмет кист, врожденных пороков, щелей. ж) Оценка дыхательных путей у детей. При наличии показаний гортань и гортаноглотка осматриваются фиброларингоскопом. Исследование легко выполнимо в амбулаторных условиях, проводится или через полость носа (с предварительной анестезией) или через рот (у маленьких детей без зубов). Гибкий фиброскоп также может использоваться для детального осмотра полости носа, визуализации полипов, уточнения размера аденоидов. Для удобства проведения осмотра ребенка необходимо удерживать, использовать ремни или пеленание. Этот этап осмотра головы и шеи является наиболее инвазивным, от более старших детей он требует спокойствия и выдержки; но для качественного осмотра у данной группы детей обычно хватает спокойного объяснения сути процедуры и адекватной местной анестезии. Фиброскопом возможно осмотреть дыхательный тракт от входа в полость носа до подскладочного пространства. Отмечается цвет и состояние слизистых оболочек, наличие дополнительных образований, аденоидов, размер и внешний вид анатомических структур полости носа, осматриваются устья слуховых труб, ротоглотка, гортаноглотка и гортань. з) Ключевые моменты: – Также рекомендуем “Советы по анестезии у ребенка – наркозу, обезболиванию” Оглавление темы “Детская отоларингология”:
|
Источник