Гроб отверст гортань их
Свт. Афанасий Великий
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
Сердце их суетно, то есть, сердце мудрых века сего, или и еретиков; ибо не знают они слова истины. Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Умягчают они язык свой и изрыгают смертоносные учения.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
«Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба». Мне кажется, здесь он говорит и о тех, которые находятся в заблуждении, осуждая уста и сердце, как чуждые всего доброго, и о тех, которые живут порочно.
«Гортань их – открытый гроб» разумеет или то, что они склонны к убийству, или то, что они произносят мертвящие и зловонные учения. Впрочем, не погрешит и тот, кто гробом отверстым назовет уста, произносящие срамные слова, потому что это зловоние, исходящее из гниющей души, гораздо хуже чувственного зловония. Таковы же уста корыстолюбцев, которые не произносят ничего здравого, а одни убийства и хищения. Итак, да не будут уста твои гробом, но пусть будут сокровищницею. Сокровищницы весьма много отличаются от гробов тем, что последние портят то, что принимают, а первые сохраняют. Поэтому имей и ты всегда пребывающее богатство любомудрия в устах, а не зловоние какое-нибудь и гнилость. И не просто сказала: «гроб», но: «открытый гроб», чтобы лучше выразить их отвратительность. Такие слова следует скрывать; а они произносят их, и таким образом еще больше обнаруживают болезнь свою. С мертвыми телами мы поступаем иначе, предаем их земле; а они поступают с своими словами наоборот, и что следовало бы скрывать в глубине сердца и подавлять, то они произносят, причиняя вред многим и предлагая на всеобщее позорище. Будем же, увещеваю вас, отгонять от себя таких людей. Если мертвые тела мы погребаем вне города, то тем больше нужно отгонять куда-нибудь далеко произносящих мертвые и срамные слова и не желающих скрывать их, потому что такие уста – зараза для целого города.
«Языком своим льстят». Вот и другой вид зла. Одни скрывают коварство в душе своей, произнося слова льстивые, а другие так злы, что сами слова помрачают своею злобою и строят козни и обманы.
Беседы на псалмы. На псалом 5.
Свт. Тихон Задонский
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
Здесь изображаются люди нечестивые, которые всякие неправды и гонения возводят на благочестивых.
Нет во устах их истины: что ни говорят, всегда лгут. О таковых еще в другом псалме говорит: Уста его полны проклятий, и горечи, и лести: под языком его мучение и болезнь (Пс 9:28).
Сердце их суетно. О таковых говорит Христос: Злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф 12:35), ибо из сердца их исходят злые помыслы (Мф 15:19), они подобны окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф 23:27). На сердце их не иное что, как только суета, и о том только думают и замышляют в сердце своем, как бы здесь прославиться и обогатиться.
Как гроб открытый, гортань их. Как от гроба, в котором труп смердящий лежит, исходит смрад, так и от них не иное что, как смрад нечестия, лести и хулы исходит.
Языками своими льстят. О таковых в другом месте говорит: Слова их мягче масла, но ранят они, как стрелы (Пс 54:22). Такие люди ласково говорят, но в сердце иное замышляют. Смягчают слова свои, но ими, как стрелами, хотят уязвить, и уязвляют. Снаружи кажутся друзьями, но внутри злые враги. Ибо злее скрытый враг, нежели явный. Так Иуда, предатель Господа нашего, устами говорил Ему: Радуйся Равви! И поцеловал Его, – но теми словами и поцелуем как знаком предавал Господа и Учителя своего в руки врагов Его (Мф 26:48-49). И таковых людей все более и более умножается, чем ближе конец мира наступает. От таких сердец, как служителей дьявольских, много пострадает благочестивая душа.
Размышления и замечания из текстов. Размышление 10.
Блж. Феодорит Кирский
Ст. 10-11 Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи
«Яко несть во устех их истины;» то есть, непрестанно оскверняют язык ложью.
«Сердце их суетно». Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль.
«Гроб отверст гортань их». Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковыя слова, исполненныя всякаго нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя.
«Языки своими лщаху. Суди им Боже». Произносимаго устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних.
«Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я». Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.
«Яко преогорчиша Тя Господи». Ибо против Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданных Тебе.
Евфимий Зигабен
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно
Они (т.е. враги), беспрестанно говорят ложь, потому что это обманщики,—и всегда они заняты бывают мыслями бесполезными и пустыми, так как вместе с тем суть и люди коварные.
Гроб отверст (раскрытый) гортань их
Это сказано—или по причине мертвых догматов и зловонного богохульства еретиков, или же по причине вообще быстро разрушающихся, подобно мертвому трупу, их безрассудных изречений, или же наконец (скажем на основании истории) по причине гнусной надменности, какою исполнены были речи врагов Давида. А гроб, если только он закрыт, скрывает не только находящейся в нем труп, но и дурной запах, издаваемый им.
Языки своими льщаху (коварствовали)
Всякий коварный есть в тоже время и лжец, но не всякий лжец бывает человеком коварным, и злые действия человека коварного гораздо опаснее и вреднее. А против меня, говорит, враги мои действовали ложью и коварством вместе.
Лопухин А.П.
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
«Ради врагов моих», чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях
«Нет в устах их истины» – враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. 2 Цар XV:2-6); «сердце их – пагуба» – они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (2 Цар XV:10); «гортань их – открытый гроб», распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.
Прот. Григорий Разумовский
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
См. Толкование на Пс. 5:9
Источник
Приидите, поклонимся: трижды. И поклоны три. | Придите, поклонимся: (3) И три поклона. |
Псалом 5:Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас. | Псалом 5Слова мои услышь, Господи, уразумей вопль мой, внемли гласу моления моего, Царь мой и Бог мой, ибо к Тебе помолюсь я, Господи. Рано утром услышь голос мой, рано утром предстану Тебе и буду взирать. Ибо Ты Бог, не желающий беззакония, не поселится при Тебе творящий зло, не пребудут и беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззаконие. Ты погубишь всех, говорящих ложь; кровожадным и коварным гнушается Господь. Я же по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь пред храмом святым Твоим в страхе Твоём. Господи, поведи меня в правде Твоей ради врагов моих, направь пред Тобою путь мой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гроб открытый – гортань их, языками своими обманывали. Осуди их, Боже, да отстанут они от замыслов своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё. Ибо Ты благословишь праведника, Господи; как оружием благоволением Ты оградил нас. |
Псалом 89:Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная. Уничижения их лета будут. Утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсхнет. Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся. Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего, ярость Твою исчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся, во вся дни наша возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи. | Псалом 89Господи! Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Прежде чем появились горы и были созданы земля и вселенная, и от века и до века Ты существуешь. Не подвергай человека унижению! И сказал Ты: “Возвратитесь, сыны человеческие”. Ибо тысяча лет в очах Твоих, Господи, как день вчерашний, который прошёл, и как стража в ночи. Ничтожны будут годы их, как трава ранним утром пройдут они! Ранним утром она зацветёт – и пройдёт: вечером – опадёт, станет жёсткой и засохнет. Ибо мы изнемогли во гневе Твоём и яростью Твоею потрясены. Ты положил беззакония наши пред Тобою, век наш – во свете лица Твоего. Ибо все дни наши пресеклись, и во гневе Твоём мы изнемогли. Годы наши как бы ткали паутину, дни лет наших; а число их – семьдесят лет, если же кто в силах – восемьдесят лет, и большая часть их – труд и мука, ибо кротость пришла к нам, и будем научены. Кто знает силу гнева Твоего, и по страху пред Тобою – как исчислить ярость Твою? Так покажи мне десницу Твою и утверждённых сердцем в мудрости. Обратись, Господи! Доколе? И смилуйся над рабами Твоими. Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились. Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое. И воззри на рабов Твоих и на дела Твои, и укажи путь сынам их. И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. |
Псалом 100:Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. | Псалом 100Милость и суд воспою Тебе, Господи. Буду петь и внимать на пути непорочном: когда Ты придёшь ко мне? Я ходил в беззлобии сердца моего посреди дома моего. Не допускал пред глаза мои дела законопреступного, творящих преступления возненавидел; не пристало ко мне сердце строптивое, избегающего меня злого я не замечал; тайно клевещущего на ближнего своего – его изгонял, с гордым оком и ненасытным сердцем – с ним вместе не вкушал. Очи мои – на верных земли, чтобы сидеть им рядом со мною, ходящий по пути непорочному, он мне служил. Не жил среди дома моего поступающий надменно, говорящий неправду не преуспевал пред очами моими. По утрам умерщвлял я всех грешников земли, чтобы истребить из града Господня всех делающих беззаконие. |
Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Поклоны три. Господи, помилуй, трижды. И аще убо Бог Господь поется, глаголем: | Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Господи, помилуй. (3)1 |
Слава, тропарь дне. И ныне: Что Тя наречем: | Слава: Тропарь праздника.2 И ныне, Богородичен: Как назвать нам Тебя, о Благодатная: |
Аще же Аллилуиа, | Если же пост, и пели “Аллилуия”, поется трижды тропарь часа со стихами (Пс 5: 4А, 2, 3Б) и тремя земными поклонами.3Тропарь, глас 6 |
Заутра услыши глас мой, / Царю мой и Боже мой. | Рано утром услышь голос мой, / Царь мой и Боже мой. |
Стих 1: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. | Стих 1: Слова мои услышь, Господи, уразумей вопль мой. |
Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. | Стих 2: Ибо к Тебе помолюсь я, Господи. |
К сим же стихом припеваем: Заутра услыши глас мой: весь до конца, и покланяемся по единожды. | Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. |
Слава, и ныне, Богородичен:Что Тя наречем, о Благодатная? / Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. / Рай, яко прозябла еси цвет нетления. / Деву, яко пребыла еси нетленна. / Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. / Того моли спастися душам нашим. | БогородиченКак назвать нам Тебя, о Благодатная? / Небом? Ибо чрез Тебя воссияло Солнце правды. / Раем? Ибо израстила Ты Цвет нетления. / Девой? Ибо Ты пребыла нетленной. / Чистой Матерью? Ибо держала во святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. / Его моли о спасении душ наших.4 |
Стопы моя направи по словеси Твоему / и да не обладает мною всякое беззаконие. / Избави мя от клеветы человеческия, / и сохраню заповеди Твоя. / Лице Твое просвети на раба Твоего / и научи мя оправданием Твоим. | Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим. Пс 118:133–135 |
Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, / яко да воспою славу Твою, / весь день великолепие Твое. | Да наполнятся уста мои хвалою Тебе, Господи, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё.5 Пс 70:8 |
Сии стихи в Четыредесятнице како поются, писано в Триоди. Трисвятое. По Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. | Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. |
Аще несть Четыредесятница, глаголем кондак святаго, или прилучившагося праздника. | Кондак праздника. |
Аще же есть Четыредесятница, или кондака несть: | Если же пели “Аллилуия”, читаются следующие кондаки: |
В понедельник убо и во вторник, и в четверток глаголи настоящий Богородичен: | В понедельник, вторник и четверг |
Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, / немолчно воспоим сердцем и усты, / Богородицу сию исповедающе, / яко воистинну рождшую нам Бога воплощенна, / и молящуюся непрестанно о душах наших. | Преславную Божию Матерь и святых Ангелов святейшую, / воспоем не умолкая, сердцем и устами / исповедуя Её Богородицей, / ибо воистину родила Она Бога воплощенного / и молится непрестанно о душах наших. |
В среду же и пяток глаголи сие, глас 4: | В среду и пятницу |
Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом / хулящим Тя, и претящим нам, Христе Боже наш, / погуби Крестом Твоим борющия нас, / да уразумеют, како может православных вера, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. | Скоро предстань нам на помощь, Христе Боже наш, / прежде, чем окажемся мы в рабстве у врагов, / поносящих Тебя и угрожающих нам. / Крестом Твоим, Единый Человеколюбец, / воюющих с нами низложи, по молитвам Богородицы, / чтобы они познали, / как сильна вера православных! |
В субботу сей, глас 8:Яко начатки естества, Насадителю твари, / вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, / тех молитвами в мире глубоце / Церковь Твою, жительство Твое, / Богородицею соблюди, Многомилостиве. | В субботуКак первые плоды природы Насадителю всего творения, / вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. / Их мольбами и ходатайством Богородицы, / Церковь Твою – Твой народ / в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.6 |
Господи, помилуй, 40. Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь. | Господи, помилуй. (40) Во всякое время и на всякий час принимающий поклонение и прославление на небе и на земле Христе Боже, долготерпеливый, многомилостивый, милосерднейший, любящий праведных и милующий грешных, всех призывающий ко спасению обещанием будущих благ! Сам, Господи, прими в час сей и наши молитвы и направь жизнь нашу к заповедям Твоим: души наши освяти, тела очисти, помышления исправь, мысли очисти и избавь нас от всякой скорби, бед и муки. Огради нас святыми Твоими Ангелами, чтобы ополчением их хранимые и наставляемые достигли мы единения в вере и разумения неприступной Твоей славы, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. |
Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне: | Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: |
Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем. | Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем. |
Именем Господним благослови, отче. | Именем Господним благослови, отче. |
Священник возглас: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. | Священник: Боже, сжалься над нами и благослови нас; яви нам свет лица Твоего и помилуй нас. |
И мы глаголем: Аминь. | Чтец: Аминь. |
И аще есть Четыредесятница, творим три великия поклоны, глаголюще предписанную молитву: | Если пост, и пели “Аллилуия”, священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с поклонами: |
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Поклон. | Господи и Владыка жизни моей! Духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон) |
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Поклон. | Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон) |
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон. | Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон) |
Подобне и других малых, 12. Таже и конечный. Бывают вкупе, 16. | Также 12 малых поклонов с молитвой: Боже, очисти меня, грешного. И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и один великий поклон. |
Таже: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. Господи, помилуй, 12. | Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) |
Иерей читает настоящую молитву: | Священник читает молитву |
Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мiр, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех Твоих святых, аминь. | Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да узрим в нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь. |
Лик: Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, / благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, / но яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; / радуйся, Невесто Неневестная. | И поется кондак Богородице, глас 8: Обороняющей нас Военачальнице / за избавление от страшных бед / учреждаем Тебе торжества победы благодарственные / мы, рабы Твои, Богородица! / Но Ты, как имеющая власть необоримую, / от всяческих опасностей нас освободи, / да взываем Тебе: / “Радуйся, Невеста, брака не познавшая! |
Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. | Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. |
Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. | Хор: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. |
И бывает отпуст. | Священник произносит отпуст малый. Если же служба непраздничная и полный отпуст с упоминанием святых храма и дня после утрени не произносился, то он произносится после 1 часа, затем поется многолетие. |
Конец перваго часа. | Конец первого часа. |
Примечания1 Великим постом в некоторые дни здесь читается рядовая кафизма по уставу. 2 Если тропарей два, читаются оба; Слава: произносим перед вторым. 3 Порядок исполнения следующий: священник возглашает тропарь и два стиха, а народ, отвечая ему, трижды поет тропарь; при этом совершаем три земных поклона. 4 Здесь, когда положено, читается паримия. 5 Великим постом эти стихи не читаются, а поются: три первых дважды, а четвертый (Да наполнятся:) – трижды. 6 Согласно древнерусской (дониконовской) традиции, на 1 часе читаются следующие кондаки: Скоро предстань: Слава: Премудрости наставник, разума Податель, / Учитель неразумных и нищих Защитник, / утверди, вразуми сердце моё, Владыка. / Ты дай мне слово, Отчее Слово, / — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: / “Милостивый, помилуй меня, падшего!” И ныне: Преславную Божию Матерь: |
Источник