Гроб отверст гортань их

Гроб отверст гортань их thumbnail

Свт. Афанасий Великий

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

Сердце их суетно, то есть, сердце мудрых века сего, или и еретиков; ибо не знают они слова истины. Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Умягчают они язык свой и изрыгают смертоносные учения.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

«Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба». Мне кажется, здесь он говорит и о тех, которые находятся в заблуждении, осуждая уста и сердце, как чуждые всего доброго, и о тех, которые живут порочно.

«Гортань их – открытый гроб» разумеет или то, что они склонны к убийству, или то, что они произносят мертвящие и зловонные учения. Впрочем, не погрешит и тот, кто гробом отверстым назовет уста, произносящие срамные слова, потому что это зло­воние, исходящее из гниющей души, гораздо хуже чувственного зловония. Таковы же уста корыстолюбцев, которые не произно­сят ничего здравого, а одни убийства и хищения. Итак, да не будут уста твои гробом, но пусть будут сокровищницею. Со­кровищницы весьма много отличаются от гробов тем, что последние портят то, что принимают, а первые сохраняют. Поэтому имей и ты всегда пребывающее богатство любомудрия в устах, а не зловоние какое-нибудь и гнилость. И не просто сказала: «гроб», но: «открытый гроб», чтобы лучше выразить их отвратительность. Такие слова следует скрывать; а они произ­носят их, и таким образом еще больше обнаруживают бо­лезнь свою. С мертвыми телами мы поступаем иначе, предаем их земле; а они поступают с своими словами наоборот, и что следовало бы скрывать в глубине сердца и подавлять, то они произносят, причиняя вред многим и предлагая на все­общее позорище. Будем же, увещеваю вас, отгонять от себя таких людей. Если мертвые тела мы погребаем вне города, то тем больше нужно отгонять куда-нибудь далеко произнося­щих мертвые и срамные слова и не желающих скрывать их, потому что такие уста – зараза для целого города.

«Языком своим льстят». Вот и другой вид зла. Одни скрывают коварство в душе своей, произнося слова льстивые, а другие так злы, что сами слова помрачают своею злобою и строят козни и об­маны.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Свт. Тихон Задонский

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

Здесь изображаются люди нечестивые, которые всякие неправды и гонения возводят на благочестивых.

Нет во устах их истины: что ни говорят, всегда лгут. О таковых еще в другом псалме го­ворит: Уста его полны проклятий, и горечи, и ле­сти: под языком его мучение и болезнь (Пс 9:28).

Сердце их суетно. О таковых говорит Хри­стос: Злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф 12:35), ибо из сердца их исходят злые помыслы (Мф 15:19), они подобны окрашен­ным гробам, которые снаружи кажутся краси­выми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф 23:27). На сердце их не иное что, как только суета, и о том только думают и замышляют в сердце своем, как бы здесь про­славиться и обогатиться.

Как гроб открытый, гортань их. Как от гроба, в котором труп смердящий лежит, ис­ходит смрад, так и от них не иное что, как смрад нечестия, лести и хулы исходит.

Языками своими льстят. О таковых в дру­гом месте говорит: Слова их мягче масла, но ранят они, как стрелы (Пс 54:22). Такие люди ласково говорят, но в сердце иное замышля­ют. Смягчают слова свои, но ими, как стрела­ми, хотят уязвить, и уязвляют. Снаружи ка­жутся друзьями, но внутри злые враги. Ибо злее скрытый враг, нежели явный. Так Иуда, предатель Господа нашего, устами говорил Ему: Радуйся Равви! И поцеловал Его, – но те­ми словами и поцелуем как знаком предавал Господа и Учителя своего в руки врагов Его (Мф 26:48-49). И таковых людей все более и более умножается, чем ближе конец мира на­ступает. От таких сердец, как служителей дья­вольских, много пострадает благочестивая душа.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 10.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 10-11 Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи

«Яко несть во устех их истины;» то есть, непрестанно оскверняют язык ложью.

«Сердце их суетно». Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль.

«Гроб отверст гортань их». Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковыя слова, исполненныя всякаго нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя.

«Языки своими лщаху. Суди им Боже». Произносимаго устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних.

«Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я». Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.

«Яко преогорчиша Тя Господи». Ибо против Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданных Тебе.

Евфимий Зигабен

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно

Они (т.е. враги), беспрестанно говорят ложь, потому что это обманщики,—и всегда они заняты бывают мыслями бесполезными и пустыми, так как вместе с тем суть и люди коварные.

Гроб отверст (раскрытый) гортань их

Это сказано—или по причине мертвых догматов и зловонного богохульства еретиков, или же по причине вообще быстро разрушающихся, подобно мертвому трупу, их безрассудных изречений, или же наконец (скажем на основании истории) по причине гнусной надменности, какою исполнены были речи врагов Давида. А гроб, если только он закрыт, скрывает не только находящейся в нем труп, но и дурной запах, издаваемый им.

Читайте также:  Как говорить без гортани

Языки своими льщаху (коварствовали)

Всякий коварный есть в тоже время и лжец, но не всякий лжец бывает человеком коварным, и злые действия человека коварного гораздо опаснее и вреднее. А против меня, говорит, враги мои действовали ложью и коварством вместе.

Лопухин А.П.

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

«Ради врагов моих», чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях

«Нет в устах их истины» – враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. 2 Цар XV:2-6); «сердце их – пагуба» – они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (2 Цар XV:10); «гортань их – открытый гроб», распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.

Прот. Григорий Разумовский

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

См. Толкование на Пс. 5:9

Источник

При­и­ди­те, по­кло­ним­ся: три­жды. И по­кло­ны три.При­ди­те, по­кло­ним­ся: (3) И три поклона.

Пса­лом 5:

Гла­го­лы моя вну­ши, Гос­по­ди, ра­зу­мей зва­ние мое. Вон­ми гла­су мо­ле­ния мо­е­го, Ца­рю мой и Бо­же мой, яко к Те­бе по­мо­лю­ся, Гос­по­ди. За­ут­ра услы­ши глас мой, за­ут­ра пред­ста­ну Ти, и узри­ши мя. Яко Бог не хо­тяй без­за­ко­ния, Ты еси: не при­се­лит­ся к Те­бе лу­кав­ну­яй, ни­же пре­бу­дут без­за­кон­ни­цы пред очи­ма Тво­има: воз­не­на­ви­дел еси вся де­ла­ю­щыя без­за­ко­ние. По­гу­би­ши вся гла­го­лю­щыя лжу: му­жа кро­вей и льсти­ва гну­ша­ет­ся Гос­подь. Аз же мно­же­ством ми­ло­сти Тво­ея, вни­ду в дом Твой, по­кло­ню­ся ко хра­му свя­то­му Тво­е­му, в стра­се Тво­ем. Гос­по­ди, на­ста­ви мя прав­дою Тво­ею, враг мо­их ра­ди ис­пра­ви пред То­бою путь мой. Яко несть во устех их ис­ти­ны, серд­це их су­ет­но, гроб от­верст гор­тань их: язы­ки сво­и­ми льща­ху. Су­ди им, Бо­же, да от­па­дут от мыс­лей сво­их, по мно­же­ству нече­стия их из­ри­ни я, яко пре­о­гор­чи­ша Тя, Гос­по­ди. И да воз­ве­се­лят­ся вси упо­ва­ю­щии на Тя, во век воз­ра­ду­ют­ся, и все­ли­ши­ся в них, и по­хва­лят­ся о Те­бе лю­бя­щии имя Твое. Яко Ты бла­го­сло­ви­ши пра­вед­ни­ка, Гос­по­ди: яко ору­жи­ем бла­го­во­ле­ния вен­чал еси нас.

Пса­лом 5

Сло­ва мои услышь, Гос­по­ди, ура­зу­мей вопль мой, внем­ли гла­су мо­ле­ния мо­е­го, Царь мой и Бог мой, ибо к Те­бе по­мо­люсь я, Гос­по­ди. Ра­но утром услышь го­лос мой, ра­но утром пред­ста­ну Те­бе и бу­ду взи­рать. Ибо Ты Бог, не же­ла­ю­щий без­за­ко­ния, не по­се­лит­ся при Те­бе тво­ря­щий зло, не пре­бу­дут и без­за­кон­ни­ки пред оча­ми Тво­и­ми; воз­не­на­ви­дел Ты всех, де­ла­ю­щих без­за­ко­ние. Ты по­гу­бишь всех, го­во­ря­щих ложь; кро­во­жад­ным и ко­вар­ным гну­ша­ет­ся Гос­подь. Я же по мно­же­ству ми­ло­сти Тво­ей вой­ду в дом Твой, по­кло­нюсь пред хра­мом свя­тым Тво­им в стра­хе Тво­ём. Гос­по­ди, по­ве­ди ме­ня в прав­де Тво­ей ра­ди вра­гов мо­их, на­правь пред То­бою путь мой. Ибо нет в устах их ис­ти­ны, серд­це их су­ет­но, гроб от­кры­тый – гор­тань их, язы­ка­ми сво­и­ми об­ма­ны­ва­ли. Осу­ди их, Бо­же, да от­ста­нут они от за­мыс­лов сво­их, по мно­же­ству нече­стия их из­го­ни их, ибо они огор­чи­ли Те­бя, Гос­по­ди. И да воз­ве­се­лят­ся все на­де­ю­щи­е­ся на Те­бя, во­век воз­ра­ду­ют­ся, и Ты по­се­лишь­ся сре­ди них, и бу­дут хва­лить­ся То­бою лю­бя­щие имя Твоё. Ибо Ты бла­го­сло­вишь пра­вед­ни­ка, Гос­по­ди; как ору­жи­ем бла­го­во­ле­ни­ем Ты огра­дил нас.

Пса­лом 89:

Гос­по­ди, при­бе­жи­ще был еси нам в род и род. Преж­де да­же го­рам не бы­ти и со­зда­ти­ся зем­ли и все­лен­ней, и от ве­ка и до ве­ка Ты еси. Не от­вра­ти че­ло­ве­ка во сми­ре­ние, и ре­кл еси: об­ра­ти­те­ся, сы­но­ве че­ло­ве­че­стии. Яко ты­ся­ща лет пред очи­ма Тво­има, Гос­по­ди, яко день вче­раш­ний, иже ми­мо­иде, и стра­жа нощ­ная. Уни­чи­же­ния их ле­та бу­дут. Утро яко тра­ва ми­мо­идет, утро про­цве­тет и прейдет: на ве­чер от­па­дет оже­сте­ет и из­схнет. Яко ис­че­зо­хом гне­вом Тво­им, и яро­стию Тво­ею сму­ти­хом­ся. По­ло­жил еси без­за­ко­ния на­ша пред То­бою: век наш в про­све­ще­ние ли­ца Тво­е­го. Яко вси дние на­ши оску­де­ша, и гне­вом Тво­им ис­че­зо­хом, ле­та на­ша яко па­учи­на по­уча­ху­ся. Дние лет на­ших, в ни­х­же сед­мь­де­сят лет, аще же в си­лах, осмь­де­сят лет, и мно­жае их труд и бо­лезнь: яко при­и­де кро­тость на ны, и на­ка­жем­ся. Кто весть дер­жа­ву гне­ва Тво­е­го, и от стра­ха Тво­е­го, ярость Твою ис­че­сти? Дес­ни­цу Твою та­ко ска­жи ми, и око­ван­ныя серд­цем в муд­ро­сти. Об­ра­ти­ся, Гос­по­ди, до­ко­ле? И умо­лен бу­ди на ра­бы Твоя. Ис­пол­ни­хом­ся за­ут­ра ми­ло­сти Тво­ея, Гос­по­ди, и воз­ра­до­ва­х­ом­ся, и воз­ве­се­ли­хом­ся, во вся дни на­ша воз­ве­се­ли­хом­ся, за дни в ня­же сми­рил ны еси, ле­та в ня­же ви­де­хом злая. И при­з­ри на ра­бы Твоя, и на де­ла Твоя, и на­ста­ви сы­ны их. И бу­ди свет­лость Гос­по­да Бо­га на­ше­го на нас, и де­ла рук на­ших ис­пра­ви на нас, и де­ло рук на­ших исправи.

Пса­лом 89

Гос­по­ди! Ты стал для нас при­бе­жи­щем от ро­да в род. Преж­де чем по­яви­лись го­ры и бы­ли со­зда­ны зем­ля и все­лен­ная, и от ве­ка и до ве­ка Ты су­ще­ству­ешь. Не под­вер­гай че­ло­ве­ка уни­же­нию! И ска­зал Ты: “Воз­вра­ти­тесь, сы­ны че­ло­ве­че­ские”. Ибо ты­ся­ча лет в очах Тво­их, Гос­по­ди, как день вче­раш­ний, ко­то­рый про­шёл, и как стра­жа в но­чи. Ни­чтож­ны бу­дут го­ды их, как тра­ва ран­ним утром прой­дут они! Ран­ним утром она за­цве­тёт – и прой­дёт: ве­че­ром – опа­дёт, ста­нет жёст­кой и за­сох­нет. Ибо мы из­не­мог­ли во гне­ве Тво­ём и яро­стью Тво­ею по­тря­се­ны. Ты по­ло­жил без­за­ко­ния на­ши пред То­бою, век наш – во све­те ли­ца Тво­е­го. Ибо все дни на­ши пре­сек­лись, и во гне­ве Тво­ём мы из­не­мог­ли. Го­ды на­ши как бы тка­ли па­у­ти­ну, дни лет на­ших; а чис­ло их – семь­де­сят лет, ес­ли же кто в си­лах – во­семь­де­сят лет, и боль­шая часть их – труд и му­ка, ибо кро­тость при­шла к нам, и бу­дем на­уче­ны. Кто зна­ет си­лу гне­ва Тво­е­го, и по стра­ху пред То­бою – как ис­чис­лить ярость Твою? Так по­ка­жи мне дес­ни­цу Твою и утвер­ждён­ных серд­цем в муд­ро­сти. Об­ра­тись, Гос­по­ди! До­ко­ле? И сми­луй­ся над ра­ба­ми Тво­и­ми. На­сы­ти­лись мы ра­но утром ми­ло­стью Тво­ею, Гос­по­ди, и воз­ра­до­ва­лись и воз­ве­се­ли­лись. Во все дни на­ши воз­ве­се­ли­лись: за дни, в ко­то­рые Ты сми­рил нас, за го­ды, в ко­то­рые мы ви­де­ли злое. И воз­зри на ра­бов Тво­их и на де­ла Твои, и ука­жи путь сы­нам их. И да бу­дет си­я­ние Гос­по­да Бо­га на­ше­го на нас, и де­ла рук на­ших ис­правь у нас, и де­ло рук на­ших исправь.

Пса­лом 100:

Ми­лость и суд вос­пою Те­бе, Гос­по­ди. Пою и ра­зу­мею в пу­ти непо­рочне, ко­гда при­и­де­ши ко мне? Пре­хож­дах в незло­бии серд­ца мо­е­го по­сре­де до­му мо­е­го. Не пред­ла­гах пред очи­ма мо­има вещь за­ко­но­пре­ступ­ную: тво­ря­щыя пре­ступ­ле­ние воз­не­на­ви­дех. Не при­льпе мне серд­це строп­ти­во, укло­ня­ю­ща­го­ся от мене лу­ка­ва­го не по­знах. Окле­ве­та­ю­ща­го тай ис­крен­ня­го сво­е­го, се­го из­го­нях: гор­дым оком, и несы­тым серд­цем, с сим не ядях. Очи мои на вер­ныя зем­ли, по­са­жда­ти я со мною: хо­дяй по пу­ти непо­роч­ну, сей ми слу­жа­ше. Не жи­вя­ше по­сре­де до­му мо­е­го тво­ряй гор­ды­ню, гла­го­ляй непра­вед­ная, не ис­прав­ля­ше пред очи­ма мо­има. Во утрия из­би­вах вся греш­ныя зем­ли, еже по­тре­би­ти от гра­да Гос­под­ня вся де­ла­ю­щыя беззаконие.

Пса­лом 100

Ми­лость и суд вос­пою Те­бе, Гос­по­ди. Бу­ду петь и вни­мать на пу­ти непо­роч­ном: ко­гда Ты при­дёшь ко мне? Я хо­дил в без­зло­бии серд­ца мо­е­го по­сре­ди до­ма мо­е­го. Не до­пус­кал пред гла­за мои де­ла за­ко­но­пре­ступ­но­го, тво­ря­щих пре­ступ­ле­ния воз­не­на­ви­дел; не при­ста­ло ко мне серд­це строп­ти­вое, из­бе­га­ю­ще­го ме­ня зло­го я не за­ме­чал; тай­но кле­ве­щу­ще­го на ближ­не­го сво­е­го – его из­го­нял, с гор­дым оком и нена­сыт­ным серд­цем – с ним вме­сте не вку­шал. Очи мои – на вер­ных зем­ли, что­бы си­деть им ря­дом со мною, хо­дя­щий по пу­ти непо­роч­но­му, он мне слу­жил. Не жил сре­ди до­ма мо­е­го по­сту­па­ю­щий над­мен­но, го­во­ря­щий неправ­ду не пре­успе­вал пред оча­ми мо­и­ми. По утрам умерщ­влял я всех греш­ни­ков зем­ли, что­бы ис­тре­бить из гра­да Гос­под­ня всех де­ла­ю­щих беззаконие.

Сла­ва, и ныне: Ал­ли­лу­иа, ал­ли­лу­иа, ал­ли­лу­иа, сла­ва Те­бе Бо­же. Три­жды. По­кло­ны три. Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды.

И аще убо Бог Гос­подь по­ет­ся, глаголем:

Сла­ва, и ныне: Ал­ли­лу­ия, ал­ли­лу­ия, ал­ли­лу­ия, сла­ва Те­бе, Бо­же. (3) Гос­по­ди, по­ми­луй. (3)1
Сла­ва, тро­парь дне.

И ныне: Что Тя наречем:

Сла­ва: Тро­парь празд­ни­ка.2

И ныне, Бо­го­ро­ди­чен: Как на­звать нам Те­бя, о Благодатная:

Читайте также:  Отек гортани если ребенок задыхается

Аще же Аллилуиа,
гла­го­лем сей тро­парь, глас 6:

Ес­ли же пост, и пе­ли “Ал­ли­лу­ия”, по­ет­ся три­жды тро­парь ча­са со сти­ха­ми (Пс 5: 4А, 2, 3Б) и тре­мя зем­ны­ми по­кло­на­ми.3

Тро­парь, глас 6

За­ут­ра услы­ши глас мой, / Ца­рю мой и Бо­же мой.Ра­но утром услышь го­лос мой, / Царь мой и Бо­же мой.
Стих 1: Гла­го­лы моя вну­ши, Гос­по­ди, ра­зу­мей зва­ние мое.Стих 1: Сло­ва мои услышь, Гос­по­ди, ура­зу­мей вопль мой.
Стих 2: Яко к Те­бе по­мо­лю­ся, Господи.Стих 2: Ибо к Те­бе по­мо­люсь я, Господи.
К сим же сти­хом при­пе­ва­ем: За­ут­ра услы­ши глас мой: весь до кон­ца, и по­кла­ня­ем­ся по единожды.Свя­щен­ник: Сла­ва От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Духу.

Чтец: И ныне, и все­гда, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Сла­ва, и ныне, Богородичен:

Что Тя на­ре­чем, о Бла­го­дат­ная? / Небо, яко воз­си­я­ла еси Солн­це Прав­ды. / Рай, яко про­зяб­ла еси цвет нетле­ния. / Де­ву, яко пре­бы­ла еси нетлен­на. / Чи­стую Ма­терь, яко име­ла еси на свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. / То­го мо­ли спа­сти­ся ду­шам нашим.

Бо­го­ро­ди­чен

Как на­звать нам Те­бя, о Бла­го­дат­ная? / Небом? Ибо чрез Те­бя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды. / Ра­ем? Ибо из­рас­ти­ла Ты Цвет нетле­ния. / Де­вой? Ибо Ты пре­бы­ла нетлен­ной. / Чи­стой Ма­те­рью? Ибо дер­жа­ла во свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. / Его мо­ли о спа­се­нии душ на­ших.4

Сто­пы моя на­пра­ви по сло­ве­си Тво­е­му / и да не об­ла­да­ет мною вся­кое без­за­ко­ние. / Из­ба­ви мя от кле­ве­ты че­ло­ве­че­ския, / и со­хра­ню за­по­ве­ди Твоя. / Ли­це Твое про­све­ти на ра­ба Тво­е­го / и на­учи мя оправ­да­ни­ем Твоим.Сто­пы мои на­правь по сло­ву Тво­е­му, и да не овла­де­ет мною ни­ка­кое без­за­ко­ние. Из­бавь ме­ня от кле­ве­ты че­ло­ве­че­ской, и со­хра­ню за­по­ве­ди Твои. Яви свет ли­ца Тво­е­го ра­бу Тво­е­му и на­учи ме­ня по­ве­ле­ни­ям Тво­им. Пс 118:133–135
Да ис­пол­нят­ся уста моя хва­ле­ния Тво­е­го, Гос­по­ди, / яко да вос­пою сла­ву Твою, / весь день ве­ли­ко­ле­пие Твое.Да на­пол­нят­ся уста мои хва­лою Те­бе, Гос­по­ди, что­бы мне вос­пе­вать сла­ву Твою, весь день – ве­ли­ко­ле­пие Твоё.5 Пс 70:8
Сии сти­хи в Че­ты­ре­де­сят­ни­це ка­ко по­ют­ся, пи­са­но в Триоди.

Три­свя­тое. По От­че наш: Свя­щен­ник: Яко Твое есть Цар­ство: И мы: Аминь.

Три­свя­тое. Сла­ва, и ныне: Пре­свя­тая Тро­и­ца: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Сла­ва, и ныне: От­че наш: Свя­щен­ник: Ибо Твое есть Цар­ство: Чтец: Аминь.
Аще несть Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, гла­го­лем кондак свя­та­го, или при­лу­чив­ша­го­ся праздника.Кондак празд­ни­ка.
Аще же есть Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, или конда­ка несть:Ес­ли же пе­ли “Ал­ли­лу­ия”, чи­та­ют­ся сле­ду­ю­щие кондаки:

В по­не­дель­ник убо и во втор­ник, и в чет­вер­ток гла­го­ли на­сто­я­щий Богородичен:

В по­не­дель­ник, втор­ник и четверг

Пре­слав­ную Бо­жию Ма­терь, и свя­тых Ан­гел Свя­тей­шую, / немолч­но вос­по­им серд­цем и усты, / Бо­го­ро­ди­цу сию ис­по­ве­да­ю­ще, / яко во­ис­тин­ну рожд­шую нам Бо­га во­пло­щен­на, / и мо­ля­щу­ю­ся непре­стан­но о ду­шах наших.Пре­слав­ную Бо­жию Ма­терь и свя­тых Ан­ге­лов свя­тей­шую, / вос­по­ем не умол­кая, серд­цем и уста­ми / ис­по­ве­дуя Её Бо­го­ро­ди­цей, / ибо во­ис­ти­ну ро­ди­ла Она Бо­га во­пло­щен­но­го / и мо­лит­ся непре­стан­но о ду­шах наших.

В сре­ду же и пя­ток гла­го­ли сие, глас 4:

В сре­ду и пятницу

Ско­ро пред­ва­ри, преж­де да­же не по­ра­бо­тим­ся вра­гом / ху­ля­щим Тя, и пре­тя­щим нам, Хри­сте Бо­же наш, / по­гу­би Кре­стом Тво­им бо­рю­щия нас, / да ура­зу­ме­ют, ка­ко мо­жет пра­во­слав­ных ве­ра, / мо­лит­ва­ми Бо­го­ро­ди­цы, Едине Человеколюбче.Ско­ро пред­стань нам на по­мощь, Хри­сте Бо­же наш, / преж­де, чем ока­жем­ся мы в раб­стве у вра­гов, / по­но­ся­щих Те­бя и угро­жа­ю­щих нам. / Кре­стом Тво­им, Еди­ный Че­ло­ве­ко­лю­бец, / во­ю­ю­щих с на­ми низ­ло­жи, по мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы, / что­бы они по­зна­ли, / как силь­на ве­ра православных!

В суб­бо­ту сей, глас 8:

Яко на­чат­ки есте­ства, На­са­ди­те­лю тва­ри, / все­лен­ная при­но­сит Ти, Гос­по­ди, бо­го­нос­ныя му­че­ни­ки, / тех мо­лит­ва­ми в ми­ре глу­бо­це / Цер­ковь Твою, жи­тель­ство Твое, / Бо­го­ро­ди­цею со­блю­ди, Многомилостиве.

В суб­бо­ту

Как пер­вые пло­ды при­ро­ды На­са­ди­те­лю все­го тво­ре­ния, / все­лен­ная при­но­сит, Те­бе, Гос­по­ди, бо­го­нос­ных му­че­ни­ков. / Их моль­ба­ми и хо­да­тай­ством Бо­го­ро­ди­цы, / Цер­ковь Твою – Твой на­род / в ми­ре глу­бо­ком со­хра­ни, Мно­го­мило­сти­вый.6

Читайте также:  Нос дышит но сопли текут в гортани
Гос­по­ди, по­ми­луй, 40.

Иже на вся­кое вре­мя и на вся­кий час, на Небе­си и на зем­ли, по­кла­ня­е­мый и сла­ви­мый, Хри­сте Бо­же, Дол­го­тер­пе­ли­ве, Мно­го­мило­сти­ве, Мно­го­бла­го­у­тробне, Иже пра­вед­ныя лю­бяй и греш­ныя ми­лу­яй, Иже вся зо­вый ко спа­се­нию обе­ща­ния ра­ди бу­ду­щих благ. Сам, Гос­по­ди, при­и­ми и на­ша в час сей мо­лит­вы и ис­пра­ви жи­вот наш к за­по­ве­дем Тво­им, ду­ши на­ша освя­ти, те­ле­са очи­сти, по­мыш­ле­ния ис­пра­ви, мыс­ли очи­сти и из­ба­ви нас от вся­кия скор­би, зол и бо­лез­ней, огра­ди нас свя­ты­ми Тво­и­ми Ан­ге­лы, да опол­че­ни­ем их со­блю­да­е­ми и на­став­ля­е­ми, до­стиг­нем в со­еди­не­ние ве­ры и в ра­зум непри­ступ­ныя Тво­ея сла­вы, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков, аминь.

Гос­по­ди, по­ми­луй. (40)

Во вся­кое вре­мя и на вся­кий час при­ни­ма­ю­щий по­кло­не­ние и про­слав­ле­ние на небе и на зем­ле Хри­сте Бо­же, дол­го­тер­пе­ли­вый, мно­го­мило­сти­вый, ми­ло­серд­ней­ший, лю­бя­щий пра­вед­ных и ми­лу­ю­щий греш­ных, всех при­зы­ва­ю­щий ко спа­се­нию обе­ща­ни­ем бу­ду­щих благ! Сам, Гос­по­ди, при­ми в час сей и на­ши мо­лит­вы и на­правь жизнь на­шу к за­по­ве­дям Тво­им: ду­ши на­ши освя­ти, те­ла очи­сти, по­мыш­ле­ния ис­правь, мыс­ли очи­сти и из­бавь нас от вся­кой скор­би, бед и му­ки. Огра­ди нас свя­ты­ми Тво­и­ми Ан­ге­ла­ми, что­бы опол­че­ни­ем их хра­ни­мые и на­став­ля­е­мые до­стиг­ли мы еди­не­ния в ве­ре и ра­зу­ме­ния непри­ступ­ной Тво­ей сла­вы, ибо Ты бла­го­сло­вен во ве­ки ве­ков. Аминь.

Гос­по­ди по­ми­луй, три­жды. Сла­ва, и ныне:Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Сла­ва, и ныне:
Чест­ней­шую Хе­ру­вим / и слав­ней­шую без срав­не­ния Се­ра­фим, / без ис­тле­ния Бо­га Сло­ва рожд­шую, / су­щую Бо­го­ро­ди­цу, Тя величаем.Че­стью выс­шую Хе­ру­ви­мов / и несрав­нен­но слав­ней­шую Се­ра­фи­мов, / дев­ствен­но Бо­га-Сло­во ро­див­шую, / ис­тин­ную Бо­го­ро­ди­цу – Те­бя величаем.
Име­нем Гос­под­ним бла­го­сло­ви, отче.Име­нем Гос­под­ним бла­го­сло­ви, отче.
Свя­щен­ник воз­глас: Бо­же, ущед­ри ны и бла­го­сло­ви ны, про­све­ти ли­це Твое на ны и по­ми­луй ны.Свя­щен­ник: Бо­же, сжаль­ся над на­ми и бла­го­сло­ви нас; яви нам свет ли­ца Тво­е­го и по­ми­луй нас.
И мы гла­го­лем: Аминь.Чтец: Аминь.
И аще есть Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, тво­рим три ве­ли­кия по­кло­ны, гла­го­лю­ще пред­пи­сан­ную молитву:Ес­ли пост, и пе­ли “Ал­ли­лу­ия”, свя­щен­ник про­из­но­сит мо­лит­ву св. Еф­ре­ма Си­ри­на с поклонами:
Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го, дух празд­но­сти, уны­ния, лю­бо­на­ча­лия, и празд­но­сло­вия не даждь ми. По­клон.Гос­по­ди и Вла­ды­ка жиз­ни мо­ей! Ду­ху празд­но­сти, су­ет­но­сти, вла­сто­лю­бия и празд­но­сло­вия не пре­дай ме­ня. (По­клон)
Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния, и люб­ве, да­руй ми ра­бу Тво­е­му. По­клон.Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния и люб­ви да­руй мне, ра­бу тво­е­му. (По­клон)
Ей, Гос­по­ди Ца­рю, да­руй ми зре­ти моя пре­гре­ше­ния, и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков, аминь. По­клон.Да, Гос­по­ди-Царь, дай мне ви­деть мои со­гре­ше­ния и не осуж­дать бра­та мо­е­го, ибо Ты бла­го­сло­вен во ве­ки ве­ков. Аминь. (По­клон)
По­добне и дру­гих ма­лых, 12. Та­же и ко­неч­ный. Бы­ва­ют вку­пе, 16.Так­же 12 ма­лых по­кло­нов с мо­лит­вой: Бо­же, очи­сти ме­ня, греш­но­го. И сно­ва всю мо­лит­ву: Гос­по­ди и Вла­ды­ка жиз­ни мо­ей: и один ве­ли­кий поклон.
Та­же: Три­свя­тое. Пре­свя­тая Тро­и­це: От­че наш: Свя­щен­ник: Яко Твое есть Цар­ство: И мы: Аминь. Гос­по­ди, по­ми­луй, 12.Чтец: Три­свя­тое. Сла­ва, и ныне: Пре­свя­тая Тро­и­ца: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Сла­ва, и ныне: От­че наш: Свя­щен­ник: Ибо Твое есть Цар­ство: Чтец: Аминь. Гос­по­ди, по­ми­луй. (12)

Иерей чи­та­ет на­сто­я­щую молитву:

Свя­щен­ник чи­та­ет молитву

Хри­сте, Све­те Ис­тин­ный, про­све­ща­яй и освя­ща­яй вся­ка­го че­ло­ве­ка, гря­ду­ща­го в мiр, да зна­ме­на­ет­ся на нас свет ли­ца Тво­е­го, да в нем узрим Свет Непри­ступ­ный: и ис­пра­ви сто­пы на­ша к де­ла­нию за­по­ве­дей Тво­их, мо­лит­ва­ми Пре­чи­стыя Тво­ея Ма­те­ре, и всех Тво­их свя­тых, аминь.Хри­сте, Свет ис­тин­ный, про­све­ща­ю­щий и освя­ща­ю­щий вся­ко­го че­ло­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир! За­пе­чат­лей на нас свет ли­ца Тво­е­го, да узрим в нем свет непри­ступ­ный, и на­правь сто­пы на­ши к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Тво­их, по мо­лит­вам Пре­чи­стой Тво­ей Ма­те­ри и всех Тво­их свя­тых. Аминь.
Лик: Взбран­ной Во­е­во­де по­бе­ди­тель­ная, / яко из­бав­ль­ше­ся от злых, / бла­го­дар­ствен­ная вос­пи­су­ем Ти ра­би Твои, Бо­го­ро­ди­це, / но яко иму­щая дер­жа­ву непо­бе­ди­мую, / от вся­ких нас бед сво­бо­ди, да зо­вем Ти; / ра­дуй­ся, Неве­сто Неневестная.И по­ет­ся кондак Бо­го­ро­ди­це, глас 8: Обо­ро­ня­ю­щей нас Во­е­на­чаль­ни­це / за из­бав­ле­ние от страш­ных бед / учре­жда­ем Те­бе тор­же­ства по­бе­ды бла­го­дар­ствен­ные / мы, ра­бы Твои, Бо­го­ро­ди­ца! / Но Ты, как име­ю­щая власть необо­ри­мую, / от вся­че­ских опас­но­стей нас осво­бо­ди, / да взы­ва­ем Те­бе: / “Ра­дуй­ся, Неве­ста, бра­ка не познавшая!
Иерей: Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, упо­ва­ние на­ше, сла­ва Тебе.Свя­щен­ник: Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, на­деж­да на­ша, сла­ва Тебе.
Лик: Сла­ва, и ныне: Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды. Благослови.Хор: Сла­ва, и ныне: Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Благослови.
И бы­ва­ет отпуст.Свя­щен­ник про­из­но­сит от­пуст ма­лый. Ес­ли же служ­ба непразд­нич­ная и пол­ный от­пуст с упо­ми­на­ни­ем свя­тых хра­ма и дня по­сле утре­ни не про­из­но­сил­ся, то он про­из­но­сит­ся по­сле 1 ча­са, за­тем по­ет­ся многолетие.
Ко­нец пер­ва­го часа.Ко­нец пер­во­го часа.

При­ме­ча­ния

1 Ве­ли­ким по­стом в неко­то­рые дни здесь чи­та­ет­ся ря­до­вая ка­физ­ма по уставу.

2 Ес­ли тро­па­рей два, чи­та­ют­ся оба; Сла­ва: про­из­но­сим пе­ред вторым.

3 По­ря­док ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий: свя­щен­ник воз­гла­ша­ет тро­парь и два сти­ха, а на­род, от­ве­чая ему, три­жды по­ет тро­парь; при этом со­вер­ша­ем три зем­ных поклона.

4 Здесь, ко­гда по­ло­же­но, чи­та­ет­ся паримия.

5 Ве­ли­ким по­стом эти сти­хи не чи­та­ют­ся, а по­ют­ся: три пер­вых два­жды, а чет­вер­тый (Да на­пол­нят­ся:) – трижды.

6 Со­глас­но древ­не­рус­ской (до­ни­ко­нов­ской) тра­ди­ции, на 1 ча­се чи­та­ют­ся сле­ду­ю­щие кондаки:

Ско­ро предстань:

Сла­ва: Пре­муд­ро­сти на­став­ник, ра­зу­ма По­да­тель, / Учи­тель нера­зум­ных и ни­щих За­щит­ник, / утвер­ди, вра­зу­ми серд­це моё, Вла­ды­ка. / Ты дай мне сло­во, От­чее Сло­во, / — ибо вот, я устам мо­им не воз­бра­ню взы­вать Те­бе: / “Ми­ло­сти­вый, по­ми­луй ме­ня, падшего!”

И ныне: Пре­слав­ную Бо­жию Матерь:

Источник