Гортани в головном регистре
На пробном уроке вокала меня часто спрашивают: «А что значит петь выше или ниже?» Людям без музыкальной подготовки сложно понять, как управлять голосом и менять его высоту. Да и что такое «высота голоса»? Некоторым кажется, что петь выше — означает петь громче. Однако, эти слова НЕ синонимы! Мы можем петь громко и высокие, и низкие ноты.
Почему голос звучит то ниже, то выше — зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту. В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров и диапазон в разделе OVOCALE «Лайфхаки для голоса».
Какие регистры голоса есть у человека?
3 певческих голосовых регистра у вокалистов:
верхний регистр, который многие методики называют «головным» голосом
средний регистр – разговорный голос, в котором много средних частот.
нижний регистр, так называемый «грудной» голос.
Регистры у вокалиста — это то, какой отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний. Насколько сильно натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр. Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент.
Представьте струны на гитаре. Самая толстая струна звучит низко, она натянута менее упруго. Самая тонкая струна звучит выше, потому что натянута сильнее. Так же сильно натягиваются и голосовые связки у певца на верхних нотах. Поэтому звук становится тоньше и выше. Нижняя и верхняя струны звучат в разных регистрах — верхнем и нижнем. Вместе они составляют музыкальный диапазон гитары — от самой высокой ноты до самой низкой. То же происходит и с голосом. Об этом мы говорили в статье «Как петь высокие ноты».
Как понять, в каком регистре звучит голос?
Певческие регистры голоса отличаются на слух по тембру, имеют разную окраску при пении. Например, когда вы переходите в высокий регистр голоса, звук меняет окраску, становится тоньше. Вы совсем не замечаете, что голосовые связки натягиваются и начинают колебаться быстрее. Звуковая волна набирает более высокую частоту. Кажется, что верхние ноты звенят (резонируют) в голове. У некоторых голос ощущается в макушке, у некоторых в затылке, во лбу или в переносице. В нижнем регистре связки укорачиваются, становятся толще, а звук плотнее и грубее. В голосе появляются низкие частоты. Вибрации звука ощущаются в горле и в груди. Отсюда и название – «грудной».
Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).
У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).
Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.
Микст в пении – средний регистр голоса
Средний регистр голоса, так называемый «микст», вызывает больше всего вопросов у новичков. Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются. Отсюда и происходит название«микст».
Микст добавляет средних частот в вокал –
Микст — это не верх и не низ, а нечто среднее. Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым. Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».
Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Он же vocal speech. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения, чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.
Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.
Границы регистров у женского и мужского голоса
Регистры певческого женского голоса
За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу.
Вокальные регистры у мужчин с высоким голосом
Границы регистров низких мужских голосов
Как использовать голосовые регистры в пении?
Вот несколько советов, как развить вокальные регистры голоса:
Найдите свою самую высокую и самую низкую ноту. Сделать это можно с помощью тюнера. Через приложение или онлайн. Так вы определите ваш диапазон голоса и его тип, границы голосовых певческих регистров. А значит, вы будете понимать, какие песни и стиль музыки вам удобны.
При пении используйте все регистры, не избегайте нижних и верхних нот! Работа с верхним и нижним регистрами развивает диапазон, слух и силу звука. Для этого и существуют распевки. Они охватывают ВЕСЬ ваш диапазон, вы касаетесь крайних точек голоса сверху и снизу. Полезна также растяжка голоса на глиссандо, где вы соединяете оба регистра.
Не путайте головной и грудной регистр голоса с головным и грудным резонатором! Это разные вещи! Голосовой регистр – это окраска звука, его высотная частота. В то время, как резонатор – это физиологическая полость, пустота в организме, куда попадает звук и становится объемнее. Такие пустоты есть во рту, в ротоглотке, в носу.
Перед тем, как петь песню, устройте разбор ее мелодии. Можно вместе с педагогом на уроке вокала. Выделите слова песни, на которые приходятся самые высокие ноты в мелодии и подчеркните их. А затем пойте, глядя в выделенный текст. Зная о высоких нотах заранее, вы будете машинально «подтягивать» голос повыше, звучать в верхнем регистре. На первое время этого достаточно, чтобы натренировать координацию голоса.
Не стоит бояться верхних нот – берите их как получается. Начинающие вокалисты привыкли петь только в пределах своего разговорного регистра голоса, не выходить за его рамки. Поэтому любая песня больше трех нот, у новичков вызывает ужас: «Это слишком высоко, я не смогу это спеть!». Брать песни с непривычными высокими или нижними нотами нужно для разработки регистров, диапазона и слуха. А значит, для новых красивых красок в вашем голосе.
Не слушайте песни для фона – анализируйте! Обращайте внимание, в каком регистре звучат голоса любимых исполнителей. Ориентируйтесь на то, где голос певца становится тоньше и звонче (словно звучит в голове), это будет верхний регистр. А где голос становится грубее, в груди – нижний регистр. Когда научитесь отслеживать смену окраски в чужом голосе, понимать, где звучат высокие и низкие ноты у других, вы удивитесь, что вам стало легче управлять собственным вокалом.
Какие регистры бывают в эстрадном вокале?
Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах делят их на три типа, которые мы уже обсуждали — высокий, средний и низкий.
Высокочастотные: свистковый, фистульный, фальцетный регистры.
Средние частоты: Модальный, речевой, микстовый регистр, speech voice
Низкочастотные: шумовой и штро-бас
К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения. Я советую не увлекаться терминами.
Они хороши, только если вы изучаете определенную методику вокала. Например, метод «речевого пения» (Speech Level Singing) Сета Риггза или метод Джо Эстилл (Estill Voice Training) используют разные терминологии, и имеют на это право. Если вы учитесь петь именно по какой-то системе, то вам важно понимать ее «вокальный язык». Но смешивать термины разных вокальных методик лучше не стоит. Я не ярый сторонник какой-то одной методики.
Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике. Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.
Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге OVOCALE есть ряд упражнений из моей практики, которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.
Смотреть здесь: «Лайфхак для голоса: как развить вокальные регистры?»
Так что бегом тренироваться!
Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.
А вот если их немного сомкнуть на том же низком шепоте, включив в работу ложные связки, можно получить — штро-бас. Штро-бас напоминает неприятный скрежет, и часто зовется «fry» — прием пения на низких нотах, который так любят Britney Spears и Sia.
В западных методиках пения признается лишь два регистра — модальный (речевой), он же «modal voice» или «chest voice». И фальцет — «head voice», «falsetto». Однако, в нашей отечественной методике вокала «фальцет» и «речевой» голос — это приемы пения! При фальцете, в понимании российского вокалиста, в голос добавляется придыхание. Звук берется на мягкой атаке. В то время как на западе — все высокие ноты зовутся фальцетными, даже те, которые звучат плотно.
То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.
Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.
Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.
Источник
Регистры голоса
Количество регистров [registers], или звуковой объём [breadth of pitches], который может охватить певец [singer], называется вокальным диапазоном (диапазоном голоса) [vocal/voice range]. Диапазон у мужчин и женщин разный, что заметно в разговорной речи [oral speech]: голос у мужчин грубее, что связано с более толстыми, чем у женщин, голосовыми складками [vocal folds] (связками [vocal cords]).
Регистр зависит от частоты колебания [vibration] голосовых складок. Этим же определяется его высота [height]: высокий регистр [upper register] возникает при высокочастотных колебаниях [high-frequency vibrations], средний [middle register] и низкий [lower register] – при соответствующих.
Впервые теорию регистров выдвинула старая итальянская школа пения [old Italian school of singing] в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков, где выделяли всего два регистра: грудной и головной [head and chest registers/voices]. Однако столетие спустя появлялись другие теории, со своим количеством регистров; в девятнадцатом веке новая теория трёх регистров [three-register theory] стала соперничать со старой, двухрегистровой [two-register theory]. Мануэль Гарсиа-сын, испанский бас [bass] и вокальный педагог [vocal pedagogist/voice teacher], в своей научной работе от 1841 года дал определение регистра, в котором пытался совместить две противоборствующие теории. Он повлиял на все последующие работы и учения.
Гарсиа выделял три типа певческих регистров: грудной [chest], средний [medium] и головной [head]. Некоторые современные учителя пения, также выделяющие три регистра, по-разному называют их для мужчин и женщин: для первых это грудной, головной и фальцет [falsetto]; для вторых – грудной, средний [middle] и головной. Но не все согласны с таким делением; большинство следует теории, по которой их четыре:
– штробасс [vocal fry], самый низкий, при котором голосовые складки практически не вибрируют (не ниже 20 Гц); его верхняя граница совпадает с нижней границей грудного голоса;
– модальный [modal] (речевой) регистр, следующий за штробасом, как очевидно из названия, характерен для разговорной речи; звуки богаты обертонами [obertones] (гармониками [harmonics]), но по-прежнему низки по частоте;
– фальцет, который часто объединяют с головным регистром или считают верхним его участком; возникает при колебании не всех голосовых складок, а лишь их слизистой оболочки [mucosa]; беден обертонами, но богат частотами;
– свистковый [whistle], самый высокий, до 2400 Гц, является самым загадочным: во время его формирования практически невозможно проследить за работой голосовых складок, так как гортань [larynx] перекрывается надгортанником [epiglottis]; его же труднее всего достичь: не все женщины способны воспроизвести данный регистр, мужчины – и подавно. Дети, напротив, могут неосознанно его использовать, но некоторые врачи считают его вредным для здоровья голоса [vocal health], полагая, что он может привести к дисфонии [dysphonia] и иным нарушениям голоса [vocal disfunctions].
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются вокальные педагоги, – научить подопечного плавно переходить [shift/switch] от одного регистра к другому так, чтобы слушатели не заметили границ между регистрами (порогов) [breaks]. При переходе этих границ голос неопытного певца ломается [break], меняет свою окраску [voice colour].
Типы голоса
Певческий диапазон настолько тесно связан с разновидностями певческого голоса [singer voice types], что эти термины часто между собой путают.
Всего в настоящее время выделяют шесть типов голосов, по три для каждого пола.
Для женщин:
– сопрано [soprano], самый высокий голос, от «до» первой октавы [octave] до «до» третьей [C4-C6], делящийся на более узкие типы: колоратурное сопрано [coloratura soprano], лирико-колоратурное [lyric coloratura], лирическое [lyric], лирико-драматическое [lyric dramatic], драматическое [dramatic];
– меццо-сопрано [mezzo-soprano], от «ля» малой октавы до «ля» второй [A3-A5]: высокое (лирическое [lyric mezzo-soprano]) и низкое (драматическое [dramatic]), иногда выделяют среднее (колоратурное [coloratura]);
– контральто [contralto/alto], самый низкий женский голос, от «фа» малой октавы до «фа» второй октавы [F3-F5]; его принято делить на те же три типа, что и меццо-сопрано.
Для мужчин:
– тенор [tenor], самый высокий, от «до» малой октавы до «до» второй [C3-C5]: лирический тенор [leggero/lyric coloratura], лирико-драматический, драматический и баритональный;
– баритон [baritone], от «ля» большой октавы до «ля» первой [A2-A4], в целом повторяет предыдущий, кроме последнего – бас-баритон [bass bariton];
– бас [bass], самый низкий, от «ми» большой октавы до «ми» первой [E2-E4]; деление повторяет меццо-сопрано.
В эпоху барокко (шестнадцатый – начало семнадцатого века) композиторы писали оперные роли специально для певцов-кастратов [castrato], способных петь в женском диапазоне (контратенор [contratenor], от «ми» малой октавы до «ми» второй [E3-E5]). После кастрации у мальчиков прекращалось гормональное развитие и голосовые складки не утолщались, – голос не проходил через мутационный (пубертатный [pubertal]) период [voice mutation]. Необходимость в певцах-кастратах была связана с этикетом: как и во времена античности, женщинам запрещалось принимать участие в трагических театральных представлениях [tragic theatrical/dramatical performance] и присутствовать на них.
Источник
На главную
см. Органы голосового aппaрaтa
см. Принципы вокального обучения
Гортань при пении устанавливается в особое певческое положение, которое отличается от его положения при покое и речи.
Работа гортани скрыта от наших глаз, мы можем видеть только ее внешние движения.
У высококвалифицрованных певцов гортань при пении почти неподвижна. Она устанавливается на определенном, характерном для каждого певца уровне и совершает лишь незначительные, почти невидимые движения.
А у начинающих петь довольно часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. 3начительные измснения уровня гортани у необученных певцов происходят от неумелого пользования дыханием, от резкой смены подскладочного давления и от отсутствия координации в работе резонаторов и голосовых складок.
До недавнего времени, пока вокальная педагогика не располагала научно-экспериментальными дапными, наиболее правильным считалось свободно удерживаемое умеренно-низкое положение гортани при пении. Но практика опровергла это мнение. Уровень гортани во время пения у разных певцов различный.
Певческое положение гортани выражается в изменении ее уровня и в особой органиsации входа в гортань. Певческий уровень гортани может быть высоким, низким или средним, очень редко совпадает с положением гортани при покое и никогда, как правило, не совпадает с речевой установкой гортани.
Установка гортани на том или ином уровне является следствием приспособления ротоглоточкого резонатора к работе гортани, к работе голосовых складок. Происходит настройка ротоглоточного рупора на воспроизводимые голосовыми складками звуки в зависимости от типа и характера голоса. Это приспособление осуществляется за счет изменения объема ротоглоточноrо канала. Объем ротоглотки, помимо расширения ее стенок, зависит и от ее длины.
Длина надставной трубки, в свою очередь, изменяется в зависимости от положения гортани. Она увеличивается при опускании гортани и уменьшается при ее поднятии.
Как показали лабораторные исследования, для высоких лирических женских голосов характерна наиболее короткая надставная трубка с нейтральным (на уровне покоя) или с повышенным уровнем гортани.
У мужчии с низкими голосами (басов и баритонов) наблюдается наиболее низкое положение гортани.
У драматических сопрано, меццо-сопрано и теноров такой закономерности не отмечено. У этих голосов гортань может находиться в различных положениях.
Исследование детских голосов в этом плане не производилось.
Полученные данные показали, что добиваться одинакового уровня установки гортани у всех певцов не следует.
Положение гортани при пении зависит от анатомических способностей голосового аппарата певца. Поэтому в каждом отдельном случае о положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. При обучении пению надо создать благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение для звукообразования. С этой целью необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевкa и правильного дыхания.
Наблюдения за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование.
В других случаях способ работы голосовых складок изменяется, фонация (голосообразование) происходит при неплотно сомкнутых или только сближенных голосовых складках. Они колеблются не всей своей массй (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями, резонирование голоса – головное.
Выяснилось, что такое положение голосовых складок не является причиной их болезненного состояния (несмыкания). При этом было отмечено, что ноты среднего участка диапазона певцы моrут воспроизводить как плотно сомкнyтыми, так неплотно сомкнутыми голосовыми складками. Причем, сделать это моrут почти всеrда только обученные певцы.
Таким образом, стало ясно, что существует два основных типа или способа работы голосовых складок при фонации:
1. Образование звука при плотно сомкнутых по всей длине, колеблющихся во всю ширину голосовых складках с грудным резонированием.
2. Образование голоса при сближенных, а не сомкнутых голосовых складках, колеблющихся только своими внутренними краями, с головным резонированием.
Эти типы работы голосовых складок названы регистрами. Taк пo двум основным способам гoлосообразования различают два основных регистра: грудной и головной.
В процессе обучения в обычных условиях голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому о способе их работы мы судим по характеру звучания голоса.
При головном звучании мы говорим о грудном регистре, при грудном – о грудном регистре и при смешанном звучании (грудном и головном) – о смешанном (микстовом) регистре.
Первые два регистра называют натуральными, так как они встречаются у необученых певцов. Смешанный регистр считается производным от натуральных регистров, но он имеется от прироцы в женских и детских голосах. В процессе обучения этот регистр создают и у мужчин.
В вокально-педагогической практике регистром принято называть ряд последовательных звуков в диапазоне певца, отличаюцийся однородным характером звучания по резонированию и тембру.
Диапазон – объем певческоrо голоса от самого низкого дo самого высокоrо звука.
Механизм певческого голосообразования определяется взаимодействием двух групп мышц:
1. мышц, лежаших в толще голосовых складок (голосовых мышц)
и
2. мышц, натягивающих эти складки.
При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, натяжение голосовых складок незначительно.
При смешанном регистре активны обе группы мышц.
При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но увеличивается их натяжение, а при фальцете,как крайней разновидности головного реrистра, голосовые мышцы пассивны, рабоrают только внешние мышцы гортани, и голосообразование происходит за счет натяжения голосовых складок.
Каждый из регистров имеет свои положительные и отрицательные стороны.
При грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, отчего получается звук, богатый обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны, которые придают звуку резкие призвуки.
Грудной регистр в сравнении с головным отличается большей силой, но меньшей «полетностью». При смешанном регистре в голосообразовании активно участвуют мышцы самих голосовых складок и мышцы, их натягивающие.
Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование грудного и головного резонирования сообщает звуку полноту и красоту.
Основным требованием, предъявляемым к голосу современного певца, является ровность звучания во всем диапазоне.
Голоса же необученных певцов, за редким исключением, звучат неровно. В них ясно заметны регистры. У таких певцов при переходе из одного регистра в другой нa двух-трех промежуточных нотах, названных переходными, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство воспроизведения звука.
Ровность звучания в процессе обучения достигается путем сглаживания регистров. С этой целью прибегают к соединению грудного и голосового звучания, т. е. к созданию смешанноro регистра.
Чем лучше поставлен голос, тем у него шире диапазон смешанного регистра.
Соотношение грудного и головного регистров в смешанном регистре у певцов с одинаковым типом голоса бывает различным. Оно изменяется и от характера произведений.
Методическим приемом смешивания регистров является округление и «прикрытие» звука.
Под округлением следует понимать некоторое изменение тембра, напоминающее по звучанию гласный звук «о». «Прикрытие» от округления в слуховом ощущении отличается большей степенью «притемнения» тембра (приближения его к гласному звуку «у», оно употребляется при сглаживании регистров в мужских голосах.
Округляют звуки при помощи зевка.
Создание смешанного голосообразования связано и с высокой позицией звука.
Высокий, по позиции, звук характеризуется усилением в голосе высоких обертонов. При его воспроизведении у певца возникает ощущение усиленной вибрации (дрожания) в головных резонаторах, чувство «маски» («маска» – специальный вокальный термин, которым певцы определяют ощущение усиленного сотрясения лицевых костей в области переносья).
При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание.
В процессе обучения добиваются округленного, ?