Гортани в головном регистр

Гортани в головном регистр thumbnail

Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano

Дыхание при пении в разных регистрах. Для грудного регистра является характерным значительная амплитуда дыхательных движений и использование большого количества воздуха во время пения; в то время как при головном регистре амплитуда дыхательных движений невелика и используется гораздо меньше воздуха, хотя и здесь могут быть индивидуальные особенности.

Значение трахеи и бронхов, как резонаторов. При пении в головном регистре необходимым является участие трахеи и бронхов, однако, это участие, как правило, гораздо меньшее, чем при пении в грудном регистре.

Роль легких в резонаторной функции. Легкие играют роль заглушающей системы для тонов высокой частоты, т.е. прежде всего тонов головного регистра.

Характер колебаний голосовых связок. При грудном регистре колебание голосовых связок бывает полным, т.е. колебаниям подвергаются голосовые связки в целом. При головном регистре колеблются исключительно лишь их края.

Объем резонаторных полостей гортани. Объём резонаторных полостей при грудном регистре увеличивается, при головном регистре уменьшается. Доказательством этому явлению служат рентгеновские и томографические снимки.

Положение гортани. При грудном регистре гортань обычно располагается низко, при головном регистре — высоко. Однако такое положение гортани не является правилом и зависит оно от индивидуальных особенностей строения голосового аппарата, а также от техники пения.

дыхание при пении

Влияние наружных мышц гортани. Грудинно-щитовидная и перстне-щитовидные мышцы составляют тесно связанную мышечную систему, от которой зависит функция внутренних мышц гортани. При грудном регистре отмечается преобладание напряжения грудинно-щитовидных мышц, а при головном регистре превалирует функция нерстне-щитовидных мышц.

Резонанс и усиление гармонических тонов. При грудном регистре преобладают низке форманты, которые придают голосу „тёмную” окраску. В то время, как при головном регистре отмечается большое количество формантов с большой частотой колебаний, придающих голосу „светлую” окраску.

Участие надсвязочных пространств (надставной трубы) в резонаторной функции. Резонаторы надсвязочного пространства должны брать участие в формировании голоса, как с грудным, так и с головным регистром. Как низкие голоса (бас, баритон, альт, меццосопрано), так и высокие должны содержать отзвуки, возникающие в надставной трубе, только в низких голосах содержание этих отзвуков значительно меньшее, чем в высоких. Резонаторы определяют тембр звучания гласных.

Между регистрами имеется определенное равновесие в том случае, если голосовой аппарат обладает способностью быстро трансформироваться в соответствии с описанными выше функциями. Способность голосового аппарата быстро изменять свою форму и соответственно функцию отдельных его частей является условием определенного равновесия между регистрами. Динамичность голосового аппарата может быть врожденной или приобретенной, т.е. выработанной в течение долголетней практики.

При исследовании процессов, лежащих в основе высшей нервной деятельности, Павлов обращал внимание не только на силу и взаимное равновесие, но также и на их динамичность. Его наблюдения над условно-рефлекторной деятельностью показали, что в одних случаях у животных отмечается должная динамичность процессов в коре головного мозга, в то время как в других случаях имеет место некоторая их замедленность. Наблюдения Павлова можно применить также к человеку, в частности при разборе вопроса о голосообразовании и восстановлении голоса после различного рода нарушений.

С вопросом регистров тесно связана их зависимость от напряжения голоса (forte, piano). Правильный звук грудного регистра при затихании должен обладать способностью перехода в звук головного регистра, который с самого начала должен быть составной частью каждого звука. От этого зависит качество звука и способность оперирования crescendo и diminuendo при каждой степени напряжения.

Если при звукообразовании преобладает грудной резонатор, голос становится чрезмерно глубоким, выходящим как-будто бы из бездонной пропасти, если же преобладают головные резонаторы, голос звучит резко, пронзительно, неприятно для слуха.

– Также рекомендуем “Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии”

Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:

  1. Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
  2. Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
  3. Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
  4. Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
  5. Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
  6. Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
  7. Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
  8. Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
  9. Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
  10. Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов
Читайте также:  Что такое кератоз гортани

Источник

Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса

Oertel указывает, что при пении фальцетом голосовые связки делятся на два колеблющихся отрезка, разделенных в середине длины каждой связки, где возникают неподвижные узловые пункты, находящиеся в состоянии покоя.

Rethi считает типичным для фальцета процесс образования косых волн, которые никогда не возникают при низких голосах.

В среднем диапазон голоса у необученных певцов составляет полторы октавы, в процессе обучения диапазон голоса удается расширить до двух, а иногда и трёх с половиной октав. Диапазон голоса зависит также и от вида голоса. Очень большим объемом голоса обладает колоратурное сопрано, самый малый объём голоса имеют баритоны и меццосопрано. Для басов и альтов является характерным широкий диапазон голоса.

Согласно Tarneaud нормальный диапазон голоса певца имеет следующие границы:

1) бас от С до е1,

2) баритон от А до а1,

3) тенор от Н до с2,

4) альт от е до а2,

5) меццосопрано от а до А2,

6) сопрано от с1 до с3.

Согласно Reinick диапазон голосов профессиональных певцов является следующим:

диапазон голоса

Автор подчёркивает при этом, что верхняя граница голоса после специальной подготовки бывает иногда более высокой.

Фомичев предлагает несколько иную схему диапазонов голосов, а именно:

бас Е—f1 альт F—f2

баритон G — g1 меццосопрано А — а2

тенор С — с2 сопрано с1 — е3

Анализ приведенных схем показывает, что диапазоны одного и того же вида голосов у певцов различных национальностей отличаются друг от друга, а индивидуальные различия бывают иногда очень значительными.

регистры голоса певца

Грудной, головной регистры голоса

Понятие регистров легче всего объяснить на основании особенности строения, органа. В органе под названием „регистра” подразумевают комплекс труб, издающих одинаковые по тембру звуки и отличающихся от иного комплекса труб, издающих звуки иного тембра. В вокальном искусстве термином „регистр” определяют ряд звуков одного и того же тембра. Принято различать два регистра: грудной регистр и головной регистр.

Выше головного регистра имеется еще свистковый регистр. Этот регистр первым описал Leopold Mozart (отец знаменитого W. A. Mozart). Границы этого регистра начинаются от d3, е3,/3 и доходят до с4, e4g4, с5, а иногда и выше. Свистковый регистр обычно можно услышать в детских голосах.

Фомичев считает, что кроме грудного и головного регистра, существует еще и смешанный регистр, характеризующийся особенностями двух основных.

Тембр голоса грудного регистра точно так же, как и тембр голоса головного регистра зависит от целого ряда моментов: амплитуды дыхания, положения гортани, функции резонаторных полостей, а не только от того, как колеблются голосовые связки: полностью или только их края.

Пение в детских хорах без соответствующего наблюдения специалистов, чрезмерная перегрузка голосового аппарата в период полового созревания, а также форсирование голоса при заболеваниях голосового аппарата — всё это является частыми причинами разрывов регистров. Описанные явления не имеют специального значения для людей, не занимающихся профессионально пением, однако, голос людей, обладающих двумя регистрами, имеет большую выразительность, что особенно важно для лекторов и учителей.

В голосе необученных певцов во время пения forte звучит прежде всего грудной регистр, голос имеет „тёмную” окраску. При переходе на piano окраска голоса меняется на „светлую” и одновременно начинает звучать головной регистр, о чём свидетельствует вибрация спинки носа, костей черепа и т.д. Особенно ценным считается такой натуральный голос, в образовании которого берут участие, как головные, так и грудные резонаторы.

Ученик, обладающий таким голосом, будет делать большие успехи в изучении пения, т.к. ему не нужно тратить времени на выработку умения пользоваться головными резонаторами. Резонаторная функция и характер звучания голоса в отдельных частях диапазона зависят от особенностей анатомического строения голосового аппарата и деятельности мышечной системы.

– Также рекомендуем “Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano”

Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:

  1. Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
  2. Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
  3. Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
  4. Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
  5. Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
  6. Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
  7. Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
  8. Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
  9. Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
  10. Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов

Источник

На главную
см. Органы голосового aппaрaтa
см. Принципы вокального обучения
Гортань при пении устанавливается в особое певческое положение, которое отличается от его положения при покое и речи.

Работа гортани скрыта от наших глаз, мы можем видеть только ее внешние движения.
У высококвалифицрованных певцов гортань при пении почти неподвижна. Она устанавливается на определенном, характерном для каждого певца уровне и совершает лишь незначительные, почти невидимые движения.

А у начинающих петь довольно часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. 3начительные измснения уровня гортани у необученных певцов происходят от неумелого пользования дыханием, от резкой смены подскладочного давления и от отсутствия координации в работе резонаторов и голосовых складок.

До недавнего времени, пока вокальная педагогика не располагала научно-экспериментальными дапными, наиболее правильным считалось свободно удерживаемое умеренно-низкое положение гортани при пении. Но практика опровергла это мнение. Уровень гортани во время пения у разных певцов различный.
Певческое положение гортани выражается в изменении ее уровня и в особой органиsации входа в гортань. Певческий уровень гортани может быть высоким, низким или средним, очень редко совпадает с положением гортани при покое и никогда, как правило, не совпадает с речевой установкой гортани.
Установка гортани на том или ином уровне является следствием приспособления ротоглоточкого резонатора к работе гортани, к работе голосовых складок. Происходит настройка ротоглоточного рупора на воспроизводимые голосовыми складками звуки в зависимости от типа и характера голоса. Это приспособление осуществляется за счет изменения объема ротоглоточноrо канала. Объем ротоглотки, помимо расширения ее стенок, зависит и от ее длины.

Длина надставной трубки, в свою очередь, изменяется в зависимости от положения гортани. Она увеличивается при опускании гортани и уменьшается при ее поднятии.

Как показали лабораторные исследования, для высоких лирических женских голосов характерна наиболее короткая надставная трубка с нейтральным (на уровне покоя) или с повышенным уровнем гортани.

У мужчии с низкими голосами (басов и баритонов) наблюдается наиболее низкое положение гортани.

У драматических сопрано, меццо-сопрано и теноров такой закономерности не отмечено. У этих голосов гортань может находиться в различных положениях.

Исследование детских голосов в этом плане не производилось.
Полученные данные показали, что добиваться одинакового уровня установки гортани у всех певцов не следует.
Положение гортани при пении зависит от анатомических способностей голосового аппарата певца. Поэтому в каждом отдельном случае о положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. При обучении пению надо создать благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение для звукообразования. С этой целью необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевкa и правильного дыхания.
Наблюдения за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование.
В других случаях способ работы голосовых складок изменяется, фонация (голосообразование) происходит при неплотно сомкнутых или только сближенных голосовых складках. Они колеблются не всей своей массй (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями, резонирование голоса – головное.
Выяснилось, что такое положение голосовых складок не является причиной их болезненного состояния (несмыкания). При этом было отмечено, что ноты среднего участка диапазона певцы моrут воспроизводить как плотно сомкнyтыми, так неплотно сомкнутыми голосовыми складками. Причем, сделать это моrут почти всеrда только обученные певцы.

Таким образом, стало ясно, что существует два основных типа или способа работы голосовых складок при фонации:
1. Образование звука при плотно сомкнутых по всей длине, колеблющихся во всю ширину голосовых складках с грудным резонированием.
2. Образование голоса при сближенных, а не сомкнутых голосовых складках, колеблющихся только своими внутренними краями, с головным резонированием.

Эти типы работы голосовых складок названы регистрами. Taк пo двум основным способам гoлосообразования различают два основных регистра: грудной и головной.
В процессе обучения в обычных условиях голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому о способе их работы мы судим по характеру звучания голоса.
При головном звучании мы говорим о грудном регистре, при грудном – о грудном регистре и при смешанном звучании (грудном и головном) – о смешанном (микстовом) регистре.
Первые два регистра называют натуральными, так как они встречаются у необученых певцов. Смешанный регистр считается производным от натуральных регистров, но он имеется от прироцы в женских и детских голосах. В процессе обучения этот регистр создают и у мужчин.

В вокально-педагогической практике регистром принято называть ряд последовательных звуков в диапазоне певца, отличаюцийся однородным характером звучания по резонированию и тембру.

Диапазон – объем певческоrо голоса от самого низкого дo самого высокоrо звука.

Механизм певческого голосообразования определяется взаимодействием двух групп мышц:
1. мышц, лежаших в толще голосовых складок (голосовых мышц)
и
2. мышц, натягивающих эти складки.

При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, натяжение голосовых складок незначительно.

При смешанном регистре активны обе группы мышц.

При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но увеличивается их натяжение, а при фальцете,как крайней разновидности головного реrистра, голосовые мышцы пассивны, рабоrают только внешние мышцы гортани, и голосообразование происходит за счет натяжения голосовых складок.

Каждый из регистров имеет свои положительные и отрицательные стороны.

При грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, отчего получается звук, богатый обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны, которые придают звуку резкие призвуки.

Грудной регистр в сравнении с головным отличается большей силой, но меньшей «полетностью». При смешанном регистре в голосообразовании активно участвуют мышцы самих голосовых складок и мышцы, их натягивающие.

Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование грудного и головного резонирования сообщает звуку полноту и красоту.

Основным требованием, предъявляемым к голосу современного певца, является ровность звучания во всем диапазоне.

Голоса же необученных певцов, за редким исключением, звучат неровно. В них ясно заметны регистры. У таких певцов при переходе из одного регистра в другой нa двух-трех промежуточных нотах, названных переходными, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство воспроизведения звука.

Ровность звучания в процессе обучения достигается путем сглаживания регистров. С этой целью прибегают к соединению грудного и голосового звучания, т. е. к созданию смешанноro регистра.

Чем лучше поставлен голос, тем у него шире диапазон смешанного регистра.
Соотношение грудного и головного регистров в смешанном регистре у певцов с одинаковым типом голоса бывает различным. Оно изменяется и от характера произведений.

Методическим приемом смешивания регистров является округление и «прикрытие» звука.

Под округлением следует понимать некоторое изменение тембра, напоминающее по звучанию гласный звук «о». «Прикрытие» от округления в слуховом ощущении отличается большей степенью «притемнения» тембра (приближения его к гласному звуку «у», оно употребляется при сглаживании регистров в мужских голосах.

Округляют звуки при помощи зевка.

Создание смешанного голосообразования связано и с высокой позицией звука.

Высокий, по позиции, звук характеризуется усилением в голосе высоких обертонов. При его воспроизведении у певца возникает ощущение усиленной вибрации (дрожания) в головных резонаторах, чувство «маски» («маска» – специальный вокальный термин, которым певцы определяют ощущение усиленного сотрясения лицевых костей в области переносья).

При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание.

В процессе обучения добиваются округленного, высокого, опёртого звучания на середине диапазона и стремятся распространить такое звучание на весь голос. При этом особенно внимательно нyжно следить за формированием переходных нот, округляя их несколько больше, чем остальные звуки до того времени, когда регистры сольются в единое звучание.

Источник

Читайте также:  Боль под подбородком гортань